Перейти к основному содержанию

22:30 21.07.2018

Какую пользу или вред приносит человеку грех?

19.12.2017 10:31:05

Слушать: http://radonezh.ru/radio/2017/12/11/21-00.html

Иеродиакон Елеазар (Титов):

- Какую пользу или вред приносит человеку грех? Ответ, казалось бы, очевиден. Пользы никакой, один вред. А на самом деле не все так просто. Многие думают, что грех им поможет. Допустим, вор, когда крадет что-то, думает, что совершив это, станет богаче, а соответственно, счастливее. Человек, который убивает другого из зависти или ненависти, думает, что так устраняет препятствие для счастья в своей жизни. И таких примеров много. Некоторые считают, что обманывая, можно скрыть свои постыдные дела или обогатиться через мошенничество. Что же получается в итоге? Человека могут изобличить в совершенном грехе, и он может понести ответственность, вплоть до лишения свободы. Если его не изобличат, тем хуже для души человека. Когда душа выйдет из тела и окажется на том свете перед Богом, там сразу обнаружится, что те грехи, которые человек совершал и думал при этом обрести счастье и доход, привели его в бездну. Давайте ответим на вопрос: что дает человеку грех? Может ли он принести счастье, хотя бы и в искаженном понимании?

Архимандрит Амвросий (Юрасов):

-Счастье дает только один Господь. Грех разрушает то, что установлено Богом, поэтому Господь и сказал: не убивай, не прелюбодействуй, не воруй. Господь говорит, что гордыня - это грех, осуждение, гнев, зло, обида, раздражение - это все плохо.

Человек, который еще не пришел к Богу, думает, что свобода только в том, чтобы грешить. Когда дается полная свобода телу и духу, оказывается, это приносит не пользу, а разрушение. Тогда в душе, а не в теле, появляются уныние, отчаяние, тревога, гнев, зло, обида. Все это нас разрушает. Человек сам себя разрушает грехом, в то время как Божия благодать созидает. Святые отцы говорят так: «Кадильный дым созидает человека, а того, кто курит – дым разрушает». Так вот грех разрушает человека и с ним начинают происходить беды. Некто совершил тяжкий смертный грех, к примеру, аборт. Это убийство человека. Какую же пользу приносит этот грех? Абсолютно никакой! Только разрушение. Человек покаялся в этом грехе, дал обещание, что он не будет больше такого совершать. Но помимо этого греха у человека ещё много грехов. И плотских, и духовных. И что происходит? Разрушение духовной жизни. Бог нас простил. Но каждый грех влечет за собою наказание. Какое наказание? Человек может заболеть телесно, а кроме того и духовно, когда в душе становится пусто, нет смысла, благодати, одна пустота. И человек, будучи богат, например, кончает жизнь самоубийством. Почему? А потому, что в душе нет жизни. Человек становится пустым. Нужно настроить себя так: поскольку в жизни было много греха, то нужно много пострадать. У нас есть выбор: пострадать временно здесь или вечно мучиться там. И Господь по великой Своей любви дает нам возможность пострадать временно на земле.

Когда к нам приходят какие-то беды, надо сказать: «Достоин! Все это по моим грехам! Так мне и надо! Слава Богу за всё!». Кто-то нас оскорбил, обидел, оклеветал, нужно сказать себе, что это Господь по грехам попускает и так оно и нужно. Что Бог ни делает - всё к лучшему! Если мы настроим себя так, то в душе появятся мир и благодать Божия, которая утешает человека и дает ему жизнь. Потому что без благодати человек пустой.

Благодать Божию человек не может приобрести ни за границей, ни на базаре, ни в магазине. Её дает только Господь за чистую жизнь, когда человек не совершает тяжелых грехов. Это происходит, когда мы молимся и благодарим Бога за всё. Ученый Паскаль говорил так: «Тот человек, который верит, что Бог есть, не теряет ничего в этой жизни, но переходя в другой мир, всё приобретает; тот, кто верит, что Бога нет, в этой жизни ничего не приобретает, но в будущей теряет всё». Когда человек теряет благодать из-за своих грехов, то ему бывает плохо, потому что совесть - это Божественный голос в нашей душе, и он нас обличает.

Животное тоже имеет душу, но когда душа выходит из животного, она растворяется - и всё. Человек же имеет бессмертную душу, разумную. Совесть будет его обличать везде, куда бы он ни пошёл, скрыться не получится. Совесть может быть чистой, сожженной, усыпленной, парализованной, но не убитой до конца. И она все равно будет мучить. Если человек покается и обещает Богу больше так не поступать, то благодать Божия возвращается,  дает человеку внутреннюю жизнь, и человеку становится хорошо. Вот так нужно себя настраивать. Внешняя свобода ничего не дает! Некоторые говорят, что в церкви не разрешается блудом заниматься, воровать, раздражаться, ругаться, обижаться, а им хочется жить свободно. Когда человек начинает жить так свободно, то благодать Божия уходит, и он становится пустым. Вот это беда. Тогда начинается уныние, отчаяние, тоска, нет смысла жизни, всё немило и плохо. Если такого человека поселить в самый прекрасный золотой дом на земле, то радости ему не будет. Потому каждому надо знать, что свобода только в Духе Святом. Когда человек избавился от гордыни, от гнева, осуждения, воровства, блуда и блудных мыслей, от чревоугодия и других страстей, вот только тогда душа получила свободу. Человек, повязанный грехами, несвободен.

Царь Давид говорит, что молитва слаще меда. Многие же считают это большим обременением. Новоначальным можно привести такой пример: когда мобильный телефон разряжается, то у него садится батарейка, и он выдыхается. Его ставят на подзарядку и когда заряд полный, то тогда он уже работает, может принести пользу. Что же делать когда выдохся человек? Он должен прийти в храм, покаяться, помолиться, «встать на подзарядку». В течение дня нужно также «подзаряжаться» молитвой, постоянно взывать к Богу, говоря: «Господи Иисусе Христе, сыне Божий, помилуй мя, грешного». Тогда будет идти «подзарядка» - в душе появится капелька благодати, которая начинает выгонять из души тьму. Душа заполняется благодатью, человек становится радостен. Те, кто ощутили благодать, всегда читают эту молитву. Если человек стоит в храме и многое не понимает из того, что происходит во время службы, то может, по совету святых отцов, творить молитву Иисусову, и тогда он сольется с общей молитвой.

Как-то один человек перестал ходить в храм. Священник заметил это. Однажды он пришел в дом к этому человеку. Тот сидел у камина. Они поздоровались. Священник видит, что в камине сложены поленья и горят. Он взял щипцами одно полено и отложил его в сторону. Полено начало гаснуть и почернело. Тогда священник вернул это полено обратно к остальным горящим, и оно снова вспыхнуло. После этого священник извинился и собрался уходить. Человек понял эту проповедь священника и сказал, что в воскресение придет в храм. Вот так и молитва: дома - как свеча, а в храме - огромный костер. Нужно ходить в храм, молиться, чтобы избавиться от страстей, обид, прочих грехов.

Вопрос от радиослушателя:

- Я обнаруживаю в себе гордость во всем: что бы я ни сказала, что бы ни сделала, даже совершая работу по дому. Сделаю что-то и горжусь собой. Не знаю, как быть, хоть и не делай ничего, чтобы не давать проявляться гордости. Если я обнаруживаю в себе грех, то сразу чувствую обличение, а пока приду на исповедь, проходит время и чувство греха становится слабее. Как донести его до исповеди?

Архимандрит Амвросий (Юрасов):

- Знаете, когда едешь на машине по Москве, то видно, что находишься в городе, а проедешь 10 километров, оглянешься, а Москвы уже и нет. Она уже исчезла. Так и с грехом. Проходит время и грех забывается. Он уже не тревожит душу так остро. Так вот нужно записать грех сразу, если нет возможности пойти покаяться.

Теперь поговорим о гордости. Как-то мы беседовали с одним человеком, и я спросил его: «Кто создал землю?» Он ответил: «Господь».

- А кто из земли создал человека?

-Господь.

-А кто дал бессмертную разумную душу?

-Господь.

-А кто дал все дарования?

- Господь.

У нас нет ничего своего. И нам гордиться нет никакого смысла. Просто нужно считать себя землей, человеком, ничего нестоящим - это будет разумно. Господь говорит: «Без меня не можете творить ничего» (Ин.15, 5), во всем Господь помогает и, конечно, Он ждет, чтобы мы на всё брали у Него благословение. Например, встаем утром и говорим: «Господи, благодарю за прошедшую ночь! Благослови меня на сегодняшний день». Мы уже у Бога берем благословение. Когда ложимся спать, то надо говорить: «Господи, благодарю за сегодняшний день! Благослови на сегодняшнюю ночь!». Опять взяли благословение. И так каждый день утром и вечером. Идем ли на работу или делаем что-то, нужно повторять: «Господи, помоги! Благослови!». Также перед едой надо прочитать молитвы, благословить пищу, потому что когда человек складывает три пальца и благословляет пищу, то выходит Божественная благодать и сжигает все нечистое, которого могла касаться эта пища, может быть на базаре, или, когда готовили где-то и там ругались, или кто-то гневался - всем этим пища оскверняется. От этого может быть много разных болезней, и пища становится невкусной.

Однажды, лет 20 назад, один богатый человек пригласил меня освятить его офис. Я освятил. Был приготовлен  обед, я поел, но тут же, как вышел от пригласившего, понял, что вроде ничего и не ел, пища была пустая – заказана в ресторане и приготовлена без молитвы. Пришли домой, и поели картошечки с капустой. В монастыре все готовится с молитвой, поэтому и пища такая вкусная.

А гордиться нам нечем. Когда приходят такие мысли, надо сказать: «Господи! Прости и помоги! Матерь Божья, помоги!». Если будем контролировать себя, то всё это быстро отойдет. Это враг навевает нам мысли гордиться Божиими дарами. У нас своего нет ничего, кроме грехов. Господь говорит: «Научитесь от меня, яко кроток есть и смирен сердцем, и обрящете покой душам вашим» (Мф.11, 29).

Иеродиакон Елеазар (Титов):

-Некоторые сетуют, что в церкви не разрешают блудить и хотят жить свободно. В человеческом понимании мы действительно свободны, но при определенных условиях и оговорках, потому что по-настоящему абсолютно свободен только Бог. Если Он свободен, то уже никто не свободен, потому что подобных Богу нет. Значит, есть определенные условия и оговорки. Что это значит? Если мы хотим жить свободно без Бога, то мы сразу становимся рабами греха, страстей и пороков. Если же мы становимся рабами Божиими, то мы сразу освобождаемся от рабства диавола, становимся свободными от страха, который мучает совесть грешника и его душу. А Господь говорит: «Иго мое благо, бремя мое легко» (Мф.11, 29). Церковь не запрещает вступать в брак, но призывает не блудить. Церковь не запрещает есть и пить вино, но призывает не объедаться и не упиваться. И так во всём. Поэтому Церковь призывает только к здоровому человеческому образу жизни. А вот грех - это как раз любого вида извращение и искажение нормы, отступление от нее.

Вопрос от радиослушателя:

«Как научить ребенка молиться?»

Архимандрит Амвросий (Юрасов):

- Как-то в эфире радио «Радонеж» выступал отец Сергий (Конобас). Я спросил его, как он пришел к Богу. Вот его ответ. Однажды он лег спать, а на кухне мама молилась, стоя на коленях. Она делала поклоны, крестилась. Он не знал, что она делает и спросил её об этом. Мама ничего не ответила, прикрыла дверь и пошла опять молиться. Он открыл дверь и стал смотреть. Так, благодаря примеру матери, он пришел к Богу.

Дети все запоминают, все впитывают. Если родители при детях выясняют отношения, и думают, что дети ничего не понимают, то они очень ошибаются.

Мои знакомые, у которых были детишки четырех и шести лет, любили слушать записи проповедей, а малыши в это время играли на полу, катали машинки. Что интересно, как-то после этого их сын спросил, что такое «вата». Мать поинтересовалась, откуда он это взял. Мальчик вспомнил, что батюшка говорил об этом в проповеди. Ребенок запомнил слова о том, что за нераскаянные грехи человек попадет «в вату». Мать поняла, что ребенок говорит об аде и объяснила сыну. У детей такая прекрасная память, что они за год уже выучивают язык, записывают все как на магнитофонную кассету, поэтому надо служить примером для своих детей. Нужно ходить в церковь и молиться. Знаю такую семью, где родился ребенок, через 40 дней его покрестили, и родители, читая вечерние молитвы, стали брать с собой ребенка на руки, чтобы он это слышал. Делали так каждый день. Приучали ребенка угощать других, отдавать другим что-то, чтобы с детства у него была привычка к щедрости. Один мальчик, зная, что надо отдавать и делиться, носил к иконе святителя Николая сладости, которые давали ему родители. Он привык так делать. Это хороший пример и точно также мы должны приучать детей к молитве, смирению и ко всему доброму. Преподобный Паисий Святогорец рассказывал, что отец говорил ему, когда мальчик прибегал куда-то первым, что это гордыня. Или, например, в школе становится опасным, если учишься лучше всех, так можно дать волю гордыне. Лучше получить оценку поскромнее и вознести благодарение Богу, за то, что Он дал тебе такие способности, а гордиться нельзя.

Иеродиакон Елеазар (Титов):

- Как понять, что такое жизненная Голгофа? Как понять и принять волю Божию?

Архимандрит Амвросий (Юрасов):

- Мы пришли в этот мир не для того, чтобы жить, а для того, чтобы спасаться, идти за Христом. У нас будут страдания, болезни, телесные и духовные муки. Немало придется пережить в этой жизни. Это и есть жизненная Голгофа. У многих проблемы в семейной жизни.

 Господь сказал человеку «плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю» (Быт.1, 28). Почти у всех людей, особенно девушек, есть желание иметь близкого по жизни человека, которому можно довериться во всем и который может утешить. Всем хочется родить ребенка. Это естественно. Все хотят это. Пойти же в монастырь - это выше естества. Апостол Павел говорит безбрачным и вдовам: «хорошо им оставаться как я» (1 Кор.7, 8). Он не был женат. А вступившим в брак апостол говорит: «…таковые будут иметь скорби по плоти; а мне вас жаль» (1 Кор.7, 28). Конечно, супруги будто тянут одну телегу, которая по жизни будет все наполняться, и человек будет получать кнуты.

Иеродиакон Елеазар (Титов):

-Существует ли Божественное предопределение?

Архимандрит Амвросий (Юрасов):

-Господь всех определил спастись. Нельзя думать, что кого-то Господь предопределил спастись, а кого-то нет. Это ложное заблуждение.

Иеродиакон Елеазар (Титов):

-Большинство людей именно так и понимают смысл предопределения. Кому-то предопределено погибнуть, он и погибнет, а кому предопределено быть богатым - он им и станет. На самом деле, все это заблуждение. Самый яркий пример предопределения - это обожение человека. Христос воплотился от Пресвятой Богородицы, чтобы обожить нас. Это было предопределено Богом. То же, что Христос должен был пострадать за наши грехи, не было предопределено. Господь допускал, что если человек согрешит и впадет в грех, то нужно будет пострадать Христу.

Архимандрит Амвросий (Юрасов):

- Представьте, идет корабль и вдруг капитан со своим сыном вышел на палубу. Мальчик поскользнулся и улетел в море. Капитан не будет ждать, когда матрос бросится за ребенком, он сам первый бросится его спасать. Вот так и Господь не ждал, чтобы ангел или святой спасал человечество, он Сам принимает человеческую природу, дает закон и страдает за всех, спасая нас.

Иеродиакон Елеазар (Титов):

- Самое страшное, что делает грех с человеческим естеством, это отлучает человека от Бога, как Вы уже много раз говорили. Человек согрешил и от Бога отпал.

Архимандрит Амвросий (Юрасов):

-Попал в плен.

Иеродиакон Елеазар(Титов):

- Он не только в плен попал, но и вообще лишился всего.

Архимандрит Амвросий (Юрасов):

-Допустим, орел не попал в сеть, а зацепился лишь одним коготком. Он ведь все равно пойман. Охотник уже набросил сетку и поймал его. Так начинаются тяжелые грехи - с малых. 

Иеродиакон Елеазар (Титов):

- Господь Иисус Христос говорит, что намеренное нарушение хотя бы одной из заповедей Закона Божьего уже есть грех: «Кто соблюдает весь закон и согрешит в одном чем-нибудь, тот становится виновным во всем» (Иак.2,10). Мы, действительно, привыкли делить грехи на тяжелые и нетяжелые. Люди часто рассуждают о том, тяжелый это грех или нет, а между тем, вспомним Адама: какой грех совершил он?

Архимандрит Амвросий (Юрасов):

-Сейчас идет пост. Многие не постятся. Я всегда говорю: вспомните Адама и Еву. Она впала в грех - грех непослушания. Это и есть нарушение поста. Уже несколько тысяч лет мы страдаем за наше непослушание. Именно пост приучает церковных людей к послушанию.

Иеродиакон Елеазар (Титов):

-Если просто представить себе, что согрешили только Адам и Ева, а их потомки не согрешали бы, все равно нужно было бы воплотиться Христу, потому что один этот грех исказил всё человечество, всех потомков и ввел их в смерть. Ведь сказано о запретном плоде: «В день, в который вкусите от него, смертию умрете» (Быт.2, 17). Так вот и подумаем теперь, есть ли грехи незначительные?  

Архимандрит Амвросий (Юрасов):

-Одна женщина как-то сказала, что у неё болит коленка и по этой причине она не соблюдала пост. Но это же не касается поста! Пост, наоборот, приводит к исцелению душевных и телесных недугов. Так что поститься надо. У вас больной желудок? Так это именно от того, что мы не соблюдаем посты. Кто дает нам здоровье? Пища или Господь? Господь! Поэтому нарушать пост нельзя. Есть апостольские правила: отлучать от церкви тех, кто не соблюдает среду и пятницу без уважительной причины. А человек больной может даже Великим постом рыбу кушать для здоровья. Женщина, родившая, сорок дней может не поститься, чтобы восстановить силы.

У св. Иоанна Кронштадтского болела мама и Великим постом врачи сказали, что ей надо пить куриный бульон. Она в жизни никогда поста не нарушала и не собиралась нарушать, потому что верила - Господь даёт здоровье. И сказала, что лучше умрёт, но пост не нарушит. Сразу после этого она  выздоровела.  Апостол Павел говорит: «никтоже бо когда свою плоть  возненавидит, но питает и греет ю» (Еф.5,29).

Иеродиакон Елеазар (Титов):

-Сегодня мы затронули еще одну актуальную тему - пост. Есть люди, которым поститься не надо: человек на смертном одре умирает от рака, какой ему пост? Потому что пост – это умерщвление страстей, а он и так до того умерщвлен болезнью, что скоро и вовсе умрет. А всем здоровым людям, которые придумывают себе болезни, например, коленка болит или голова, попоститься нужно.

Архимандрит Амвросий (Юрасов):

-В монастыре первая неделя Великого поста проходит так: в воскресенье все заговелись, а с утра начинается служба и пост. И одна рясофорная монахиня как-то пожаловалась, что у нее кружится голова. Я спросил ее: «Почему?» Она ответила: «От того, что пост и не будем есть». Я сказал: «Так ведь служба  всегда утром,  даже когда нет поста, а обед только в 11!». Вот у неё уже голова и кружится. 

Иеродиакон Елеазар (Титов):

-Некоторые спрашивают: «Зачем нам страдать, когда Христос пострадал за нас и искупил нас?»

Архимандрит Амвросий (Юрасов):

-Человеку, который пришел к Богу, Господь уже указал путь в Царствие Божие через страдание. Многими болезнями и скорбями нам надлежит войти в Царствие Божие.

Иеродиакон Елеазар (Титов):

-Употребляющие усилие восхищают Царствие Божие (см.:Мф. 11, 12). Известно, что широкие врата ведут в бездну, а узкие врата ведут в Царствие Божие. Самое интересное и емкое выражение Священного писания - это послание апостола Павла к Евреям, где в главе 9, стих 22, он пишет о том, что не бывает прощения грехов без пролития крови. Тут есть два толкования. Одно высшее, а другое низшее. Высшее толкование заключается в том, что если бы Христос не пролил за нас Свою Кровь, то нам не были бы прощены грехи. Низшее толкование следующее: если мы согрешили, то несем страдание за грех.  Это тоже очень очевидно.

Архимандрит Амвросий (Юрасов):

-Скажем так, разбойник по правую сторону покаялся и сказал: «Помяни меня, Господи, когда придешь в Царствие Твое! И сказал ему Иисус: истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю…» (Лук.23, 39). В это время ему перебили колени и он на руках висел еще три часа.

Иеродиакон Елеазар (Титов):

-Приведем простейший пример: преступление Адама. Мы сегодня все рождаемся и находимся в грехе. И грех этот отмывается в Крещении. Мы все рождаемся духовно мертвыми, как говорят святые отцы. Разве это не страдание? Когда рождается человек, разве он смеется?

Можно привести еще один аргумент: протестанты думают, что мы - святые грешники. Хоть мы и грешим, но Господь нам уже заранее всё простил Своею Кровью. Вспомните пророка Давида. Он возжелал Вирсавию, жену некоего Урия, военноначальника. Возжелал ее до такой степени, что ему пришла мысль бесовская, убить его. А каким образом? Шла война и Давид приказал поставить Урия в первые ряды атакующих, чтобы там его точно убили. Урий подчинился, пошел в атаку и был убит. После этого Давид взял себе в жены Вирсавию. У них родился первенец, который вскоре умер. И Давид осознал, за какой грех Господь послал ему такое несчастье, что умер первенец. Пришел пророк, обличил Давида и тем самым  привел его в чувство. Свой знаменитый 50-й псалом Давид написал именно тогда, когда был в состоянии глубочайшего покаяния за свой грех убийства Урии. Покаяния оттого, что младенец пострадал именно из-за него.  

Архимандрит Амвросий (Юрасов):

-Пророк Нафанаил сказал Давиду, что Господь простил его, но потом у него родился ребенок мертвый, его сын Авессалом гнал его до самой смерти, а другой сын обесчестил его же дочь. У него была совсем непростая жизнь. Некоторые люди приходят на исповедь и говорят: «Батюшка, какие у меня грехи? За что Бог так наказывает меня?» Бог никого не наказывает. Он только дал наказ, чтоб мы не грешили. Когда мы грешим, мы сами себя наказываем.

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и абзацы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Простите, это проверка, что вы человек, а не робот.
Рейтинг@Mail.ru Яндекс тИЦ Каталог Православное Христианство.Ру Электронное периодическое издание «Радонеж.ру» Свидетельство о регистрации от 12.02.2009 Эл № ФС 77-35297 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций. Копирование материалов сайта возможно только с указанием адреса источника 2016 © «Радонеж.ру» Адрес: 115326, г. Москва, ул. Пятницкая, д. 25 Тел.: (495) 772 79 61, тел./факс: (495) 959 44 45 E-mail: [email protected]

Дорогие братья и сестры, радио и газета «Радонеж» существуют исключительно благодаря вашей поддержке! Помощь

-
+