Перейти к основному содержанию

00:15 13.05.2024

Как относиться к самочинному «прославлению» и написанию «икон» Григория Распутина и Иоанна Грозного? (прот. Д. Смирнов)

20.03.2013 11:20:16

Эфир 10.02.03 г.

Как относиться? Конечно, как к любому самочинию, как к беззаконию. Конечно, православный человек не должен в этом ни коим образом участвовать. Во-первых, это и народ смущает, в этом нет правды, потому что, слава Богу, в нашей Церкви есть заповеданный Господом иерархический строй. Вопрос канонизации и вопрос написания икон – он решается Архиерейским собором, как минимум. И, в частности, всегда в Деяниях Собора, который повествует о канонизации, есть такой пункт: что благословляется писать иконы. А допрежь того этого делать не полагается.
Другое дело, когда прославление намечается, оно готовится и общее мнение заранее известно, то к этому празднику (чтобы иметь возможность благословить иконой новопрославленного святого), пишут немножко заранее. Но и то – раньше делали так, что надпись на иконе в таком случае не делали. А писали в последнюю очередь, потому что надпись играет (с точки зрения канонического права) такую же роль, как подпись архиерея на Антиминсе. Без этой надписи икона как бы не является еще иконой. Поэтому, конечно, распространение икон до прославление – это такое церковное непослушание и самочиние, которое само по себе, конечно, дело нехорошее, неправильное! А весь такой нервный ажиотаж по этому поводу - кстати, газета «Московский комсомолец» подключилась, что говорит о том, каким силам вообще сродни эта вся такая история. Тем силам, которые каким-то образом, в той или иной степени, по той или иной причине, заинтересованы в расшатывании церковной институции: чтобы вызвать недоверие к иерархии и т.д., чтобы Церковь зашаталась… Вызвать раскол, какое-то брожение и т.д. И так нашей Русской Церкви приходится страдать от братьев по вере: и Константинопольского Патриархата, и Румынского Патриархата, и т.д. и т.д. То есть вроде бы люди одной веры, а ведут себя совершенно, с точки зрения канонического права, неправомочно.
Весь мир радостно удивляется – и православный, и инославный – тому, что Русская Православная Церковь устояла от раскола. Несмотря на все попытки и Русской Зарубежной Церкви устроить раскол, и всяких других групп, которые называют себя и истинной православной церковью, катакомбной и проч. Но все это – один-два человека, не имеющие никакой поддержки. Это говорит о том, что народ Божий доверяет своей иерархии. И это – слава Богу, в связи с замечательным единством!
Посмотрите, какой раздрай и кошмар творится на Украине, где существуют три православные Церкви. И люди, не имеющие достаточно церковного опыта, просто вообще не понимают, что происходит! Для них церковная жизнь – это такая же арена борьбы, как и обыкновенная политическая. И сколько от этого бед и несчастий, и просто какого-то разрушения даже всего строя духовной жизни! На почве политиканства, национализма… Ну, и конечно, врагу рода человеческого, врагу Церкви, врагу нашего спасения неугодно это, и хочется и из Русской Церкви такое устроить. Но, слава Богу, благодаря усилиям и Святейшего Патриарха, и иерархии нашей это не удается совершить. Это говорит, конечно, и о мудрости наших пастырей в этом вопросе (хотя большинство из них теперь люди молодые) и проч. И поэтому очень жалко, что люди откликаются на такую пропаганду. Потому что получается так, что эти два имени – Григория Ефимовича и Ивана Васильевича Грозного – они как бы заслоняют собой действительно сонм наших Новомучеников. Потому что о них только речь идет, к сожалению.
Конечно, у нас еще десятки тысяч имен людей совершенно безукоризненных и достойных прославления – настоящих мучеников и настоящих людей церковных, а не каких-то фигур, разговор о которых нуждается в каком-то усиленном комментарии и т.д.
Потому что канонизация – это акт не только свидетельства чисто духовной жизни, но это акт еще и назидательный, педагогический, даже социальный! Здесь же явно видна какая-то политическая подоплека. Вот что в результате, допустим, прославления Григория Ефимовича Распутина произойдет? Что произойдет?! Почему эти люди так считают, что это необходимо сделать срочно? Завтра?! Что это значит?!
Потом, ведь вопрос о канонизации возбуждается той епархией, где человек жил и действовал, где он пострадал и т.д. Таких от епархии не поступало, и вообще эти имена даже не рассматривались на Комиссии по канонизации! Поэтому этот вопрос - какой-то внешний, искусственный. Есть вполне законная разработанная процедура, по которой сейчас это происходит. Она благословенна Священноначалием. Если кому-то так уж не терпится, то надо действовать, а не пытаться авторитетом усопшего старца (Никола Гурьянова) действовать. Даже безотносительно к тому, как отец Николай, Царствие ему Небесное, относился к этим двум фигурам.
Во-первых, отец Николай – святой старец. Это для всех очевидно, он всеми любимый пастырь народный. Но отец Николай – он же не является ни богословом, ни членом Богословской комиссии, ни членом Комиссии по канонизации, поэтому мнение отца Николая здесь (даже если он его высказывал и даже если он в своей келии имел эти изображения) не авторитет. Во-вторых, он же был человек весьма пожилой. И он, может быть, мог и не контролировать то, что в его келии повесили… Но даже если так – это же ничего не значит! Потому что, понимаете, у каждого человека есть рамки его прерогатив. Прерогатива президента РФ – она кончается на границе Казахстана, на границе Японии, на границе Курильских островов… Все… Прерогатива правящего архиерея кончается на административной границе епархии… Прерогатива священника кончается в рамках его деятельности… Может быть, для кого-то его мнение является авторитетом… Например, вы меня спросили, я вам отвечаю. Но я-то – не архиерей! Я-то – не Патриарх! Это мнение, например, протоиерея Дмитрия Смирнова. Можете слушать, можете – нет. Мои прерогативы кончаются приходским администрированием и духовничеством в рамках моего прихода. Вот, собственно, и все.
Поэтому притягивать к этому вопросу духовный авторитет отца Николая Гурьянова абсолютно неправомочно. Так же неправомочно, как мы можем, например, притянуть авторитет папы Римского. Но причем тут папа Римский и Григорий Ефимович?! Папа Римский в рамках католической Церкви, которая признает его как Первосвятителя – его авторитет даже ex cathedra считается непогрешимым, ну и пожалуйста, а здесь у нас совсем другая жизнь! Хотя могут сказать – миллиард человек считает его своим авторитетом – ну и на здоровье! А это не играет никакой роли, потому что прерогатива канонизации зафиксирована за Архиерейским собором. Вот и все! Поэтому весь этот шум неправомочен совершенно.
Поэтому как к этому относиться? Относиться к этому, как к обыкновенному, нормальному явлению в жизни Церкви. Потому что Церковь состоит из людей не святых, людей грешных, увлекающихся, можно сказать, даже артистичных (как, например, Жанна Бичевская). Она может, например, хорошие песни петь, может в этих песнях какие-то слова произносить, которые не совсем совпадают с учением Русской Православной Церкви. Ну и что в этом такого особенного? Человек может говорить, увлекаться, какие-то мнения высказывать – для этого не надо его на костер тащить! Всегда нужно относиться к нему с любовью, спокойно, разъяснять… Это есть церковная жизнь. Поэтому такие явления совершенно неизбежны. Поэтому те люди, которые более трезво настроены, действуют так.
Представьте себе, если бы отцу Николаю действительно Духом Божиим было бы открыта необходимость этой канонизации, ну что, неужели бы он не воспользовался такой возможностью, как написать письмо Святейшему или на Архиерейский Собор? Такого типа: «Ваше Святейшество, я грешный протоиерей Николай, считаю своим долгом сказать, что для блага русского церковного народа было бы неплохо Григория Ефимовича с Иоанном Васильевичем канонизовать! Прошу рассмотреть мое мнение…» Но этого же не было! Такого заявления отца Николая не поступало и даже не могло поступить! Это был смиреннейший человек. И он не дерзнул бы даже такие вопросы разрешать – это совершенно не в духе старцев, которые ведут такую жизнь подвижническую. Совершенно вне! И очень жалко, что всякие имена, которые народом чтятся (и будут чтиться) таким образом используются. Это, сожалению, получается, что усопший праведник вдруг становится орудием такой борьбы – с не очень чистыми, может быть, не помыслами (помыслы, вероятно, чистые), но чувствами! Вот тут уже сложнее. Потому что человек бывает одержим таким пафосом сделать что-то такое доброе, но по рассуждению видно, что плоды-то тут совершенно другие: доставить очередную боль и Святейшему Патриарху и тем людям, которые несут ответственность за то, что у нас происходит в Церкви, в народе и т.д.
Вы спрашиваете: как относится? С одной стороны, спокойно, как к совершенно неизбежному явлению. С другой стороны – это совершенно нельзя серьезно даже принимать во внимание. Вот так старайтесь относиться! И ни в коем случае не надо горячиться и сердиться на этих людей, которые целью своей жизни и всю свою религиозную и духовную жизнь замкнули на этой странной идее. Вот на них сердиться нельзя» Будем надеется, что у них это так же схлынет, как вопрос про ИНН и т.д. И помяните мое слово: тут не надо быть пророком. Кончится этот ажиотаж, пошумят-пошумят и утихнет, ну, сколько можно! И возникнет еще что-то, будет еще какой-нибудь повод, еще какие-нибудь обвинения! Это будет без конца теперь, понимаете? Это обычная церковная жизнь, очень напоминающая эпоху христологических споров. Но тогда-то люди хоть спорили о чем-то весьма важном, толковом, люди в этом разбирались, и в спорах участвовали действительно святые богословы, а сейчас – это все, к сожалению, на таком «кухонном» уровне…
Дорогие братья и сестры! Мы существуем исключительно на ваши пожертвования. Поддержите нас! Перевод картой:

Другие способы платежа:      

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и абзацы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Простите, это проверка, что вы человек, а не робот.
4 + 8 =
Solve this simple math problem and enter the result. E.g. for 1+3, enter 4.
Рейтинг@Mail.ru Яндекс тИЦКаталог Православное Христианство.Ру Электронное периодическое издание «Радонеж.ру» Свидетельство о регистрации от 12.02.2009 Эл № ФС 77-35297 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций. Копирование материалов сайта возможно только с указанием адреса источника 2016 © «Радонеж.ру» Адрес: 115326, г. Москва, ул. Пятницкая, д. 25 Тел.: (495) 772 79 61, тел./факс: (495) 959 44 45 E-mail: [email protected]

Дорогие братья и сестры, радио и газета «Радонеж» существуют исключительно благодаря вашей поддержке! Помощь

-
+