22.12.2016 10:03:56
Протоиерей Дмитрий Смирнов
- В молитвенной жизни христианина должна быть регулярность и дисциплина. Я так понимаю, что это значит: каждый день молиться Господу, причащаться в воскресные дни, читать каноны за болящих, акафисты, соблюдать посты - или же это что-то другое? В чем выражается, на ваш взгляд, церковная регулярность и дисциплина?
- Ну, в общем, здесь есть вещи, которые весьма желательны, но нужно приспосабливать свою церковную дисциплину к обстоятельствам жизни, возрасту, состоянию здоровья. Поэтому, да, это хорошо и полезно, если человек часто причащается, молится дома и в церкви. Все это замечательно. Я даже со вниманием прослушал вопрос, но что имел в виду автор - я не догадался. Если он хочет, чтобы я его похвалил, если он все это делает - я хвалю. Но утешаться тем, что это и есть христианство - недостаточно. Потому что есть такая вещь, как покаянная дисциплина, а о ней он не упомянул. Если ограничиться правилами - этого недостаточно. Нужно обязательно менять свою жизнь.
-Часто люди начинают друг другу советовать и даже упрекать в том, что не выполняются те или иные правила.
- Ну, это знакомо нам еще со времен евангельских. Там в субботу исцелять в синагоге - это вообще безобразие. Это нам все понятно. Пафос обличения или кого-то учить - это происходит из обычного, свойственного каждому грешнику фарисейства, которое есть одна из форм непомерной гордыни.
-Это всегда под соусом помощи.
-А гордыня - она всегда так. В том - то оно, фарисейство, и гнусно потому, что подается под соусом. Как некоторые торговцы тухлое мясо превращают в фарш. И под соусом кормят людей.
Тел.звонок: -Как часто исповедовались в древние века? Как эта практика менялась с годами?
-Исповедовались один раз перед крещением. А потом с веками, а не с годами это стало меняться. С возникновением монастырской жизни, когда возникла особая практика открытия помыслов, исповедь при подготовке к причащению. А так - когда человек в годину гонений по слабости, малодушию отпадал от Церкви, отрекался от Христа. Потом, когда приходил в себя и хотел вернуться - он приходил в церковь и приносил перед всеми покаяние. Ему назначалась епитимья. Он несколько лет стоял в притворе церкви и молился. У входящих просил прощения, чтобы они тоже за него помолились. И когда видели его желание и усердие, чтобы вновь воссоединиться с церковью - ему разрешали вновь причаститься Святых Христовых Таин и стоять уже с верными.
-Батюшка, нигде древние правила сейчас не применяются. А, может быть, было бы полезно испытать человеку такую строгость на себе?
-Ну, в этом нет никакого смысла. Взять, например, какую-то московскую семью и сказать: ты будешь той гуманитарной помощью, которую сейчас отправляют в Сирию. Немножко. Это зависит от их условий жизни, от закалки, от понимания.
Как жить, если родители не православные и не понимают тебя?
-Смотря, сколько лет. Если человеку 70 - давно пора жить отдельно. Если человеку 15 - ему надо потерпеть до того времени, когда он купит себе жилье и будет жить отдельно. Пока зависим - надо принимать тот строй жизни, который есть. А то 16 летний отрок говорит «мам, я это не ем - я пощусь». Ну, извините, ты же не в ресторане, ты дома. Ешь то, что тебе дают. Можно есть поменьше. Или выключить на время поста телефон. Или компьютер, кроме тех минут, когда делаешь домашнее задание. Не читать развлекательную литературу.
- Говорят, что народ наш развратился, во всем обвиняют Запад. Якобы они нас хотят уничтожить. А, может, Запад здесь ни причем? Ищем врага, где его нет. Так кто виноват в нашем общем развращении?
- В том, что человек так развращен, виноват сам человек. Потому что всякий разврат - он бывал всегда и везде. Каждый человек сам решает, подаваться на разврат или нет. Если курит - значит, он курит сам. Если пьет - то сам пьет. Понятно, что атмосфера вокруг - она способствует, но каждый человек может упереться и не делать.
- А нас так научили или не научили?
-Не, если человек признает, что он баран, или вот сегодня показывали собачек в цирке. Научили - ну так и бегай на задних лапках. И жизнь у тебя собачья, потому что ты песик. А если ты человек - так и стремись к небу. Человек сам выбирает, быть ему поросенком, человеком или ангелом. Поэтому это все зависит от самого человека. У каждого человека есть совесть. И превращение из сына в свина тоже происходит болезненно. Человек ломает свою совесть. Поэтому нужна поддержка в битве за свою свободу.
Тел.звонок:
- Когда заканчивается самоукорение и начинается самоедство?
-Каждый человек сам это увидит. Самоукорение происходит в течение доли секунды, а самоедство обычно длится по полдня и дольше.
-То, что человек себя ругает за какие-то проступки - это не есть покаяние или укорение себя?
- Да, это бессмысленно самого себя ругать. Был один монах, он все время говорил: «эх, я окаянный!». И всем порядком надоел. И один раз он пришел в трапезную, где собралась братия, хотел войти, а ему игумен говорит: «Ты иди отсюда, ты - окаянный, а здесь собрались святые отцы». Это быстро его отучило. Имитация в обиде быстро проступает.
- Всегда Библия была для меня эталоном истины, а сейчас все пошатнулось. По свидетельству Библии мир сотворен всего около 8 тысяч лет назад, но ведь это так мало. И данные археологии свидетельствуют о более древнем создании. Где я ошибаюсь, или в чем здесь неправда?
-Следовательно, если тебя ударят в правую - дай ему апперкотом снизу, в челюсть. Потому что Библия же пошатнулась. Чтобы она не шаталась - нужно плотно забить. И так же, когда придешь в какое-то собрание - растолкай всех локтями и сядь на самом первом месте, где хозяин сидит, и так далее. И поступай не как апостол Иоанн Богослов, который остался у креста со Христом, а как апостол Иуда, потому что Библия - то пошатнулась.
- Вот, у человека возникло такое археологическое недоумение.
- Ну, так и чего? Самое обыкновенное дело. Библию же писал человек. Во-первых, он был пастухом, потом, конечно, когда он был взят - учился у фараонов. Там человеческий фактор вполне присутствует. Это вообще не играет никакой роли. От этого ничего не шатается. Шатается только у тех людей, которые ничего не понимают.
Библия -это не об астрономии, не об археологии или палеонтологии книга. Вообще не о том. Эта книга о любви Божьей к человеку. И как человек в разные эпохи, начиная от рабского состояния и кончая закатом царства израильского, отвечал на эту любовь. Кто, как - все абсолютно непредвзято рассказано. Вот об этом.
-А то, что там бывают всякие нестыковки, даже противоречия люди находят…
-Да нет, это не противоречия. Это называется антиномии. Ты вот физик, расскажи мне: свет - это корпускулы или волны?
-И то и другое! Антиномия!
- Батюшка, почему Господь до Своего Вознесения не дозволил Марии Магдалине дотронуться до Него, а апостолам Сам предлагал дотронуться?
-Потому, что Он еще не взошел к Отцу Своему.
-То- есть апостолы в этом плане были более просвещены, что ли, что им можно было?
-Нет. Она же просто раньше их. Не на много, но все - таки. В тот момент еще что-то препятствовало.
- Батюшка, почему нам не стоит просить у Господа, чтобы Он забрал нас к Себе побыстрее? Порой кажется, что дальнейшая жизнь - это будет лишь мука.
-Потому что каждый человек в течение своей жизни должен вкусить свою долю муки, чтобы быть христианином. Если человек хочет лишиться Царствия Небесного - тогда он должен бегать всякой муки. А если хочет быть христианином - то, как в Гефсиманском саду – но пусть будет воля, Господи, Твоя, а не моя.
-При этом мы просим о здравии, об освобождении от всяких неприятностей.
-Ну, кто просит, а кто - нет. Но Бог ведь все знает, прежде нашей просьбы.
-Но при этом Он же говорит: просите. И все, о чем ни попросите - дастся вам.
-Если это будет полезно для нашей души. Поэтому если мы всегда имеем в виду волю Божию. А человек часто просит неполезное.
-Но вот сейчас мы во всех церквях молимся об умиротворении людей на Украине и в Сирии.
-Ну, если бы мы не молились - там было бы все в 1000 раз хуже.
-А вы говорите, что Бог и так все знает без нашего прошения.
-Да, знает.
-А наше прошение оно что-то меняет в Боге? В Его отношении?
-Нет. Но меняет и в нас, и в тех людях, о которых мы молимся. Во вражде сущих. Мы же видим, что то один отрядик оружие сложит, то другой.
-Бог и так заботиться о человеке, а мы еще просим.
-Но это мы тогда участвуем в милосердии Божьем. То - есть, вступаем в эти отношения милости.
- Могу ли я сам совершать Иисусову молитву? Или надо только с благословения и под присмотром священника?
-Почему-то часто Иисусову молитву воспринимают как что-то магическое. И если что-то не так будешь совершать, то это тебе повредит. Всегда можно подойти к человеку, сведущему в этом и спросить.
- После родов фигура несколько испортилась. Можно ли заняться фитнесом, чтобы больше нравиться себе и мужу? Или это тщеславие? И полезно для смирения ходить толстоватой?
-Ну, можно поменьше кушать. Хотя физические упражнения тоже могут быть полезны.
-Люди боятся себе навредить тем, что не является грехом.
- Что мне делать, если у меня нет страха Божьего? А знаю, что Бог видит меня, но все равно грешу.
- Да ничего не делать. Ждать, пока Бог накажет. Тогда будет уже не до греха. Раз Он не может - надо помочь. Поможет, конечно, скорбями, болезнями. –Можно даже не просить, так поможет. Бог терпит - это технический термин. Для Бога нет времени. Поэтому Он Сам знает, когда надо вмешаться, когда выждать. Он Сам садовод.
- Что значит выражение: «окормляться у батюшки»?
- Окормляться - от слова «корма». На больших суднах руль находится на корме, то - есть сзади. И тот, кто на руле сидит - он является кормчим. Куда повернет - туда и поворачивается судно. Поэтому окормляться - это значит быть под руководством священника. То - есть священник будет говорить: направо - налево.
Что делать, если не можешь исполнить данный Богу обет?
-Каяться.
-А то считается, что если Богу пообещал - обратно пути нет.
-Ну, например, накопил 6 миллионов рублей. И обещал Богу эти деньги снести на монастырь. И понес. В автобусе дали по голове и сумку отняли. Ну, бывают разные обстоятельства.
-Или выпил и пообещал, чуть ли не поклялся.
-А, ну, это как Ирод. Видишь - вспомнил, значит не все пропало.
Могу ли я настаивать, чтобы муж причащался?
- Ну вот, все время настаивала, а теперь спросить решила. Видно же, что зудит. А для кого? Для себя? Чтобы себе лучше жилось. Чтобы у меня все было, как я хочу?
-Ну, тогда спокойней спится.
-Снотворное прими и спи.
Добавить комментарий