Братство "Радонеж" Группа СМИ «Радонеж» Контакты

Текстовые версии передач

Все материалы

Как часто исповедовались в древние века? Как эта практика менялась с годами?

22.12.2016 13:03

Как часто исповедовались в древние века? Как эта практика менялась с годами?

- В молитвенной жизни христианина должна быть регулярность и дисциплина. Я так понимаю, что это значит: каждый день молиться Господу, причащаться в воскресные дни, читать каноны за болящих, акафисты, соблюдать посты  - или же это что-то другое? В чем выражается, на ваш взгляд, церковная регулярность и дисциплина?

- Ну, в общем, здесь есть вещи, которые весьма желательны, но нужно приспосабливать свою церковную дисциплину к обстоятельствам жизни, возрасту, состоянию здоровья. Поэтому, да, это хорошо и полезно, если человек часто причащается, молится дома и в церкви. Все это замечательно. Я даже со вниманием прослушал вопрос, но что имел в виду автор -  я не догадался. Если он хочет, чтобы я его похвалил, если он все это делает - я хвалю. Но утешаться тем, что это и есть христианство - недостаточно. Потому что есть такая вещь,  как покаянная дисциплина, а о ней он не упомянул. Если ограничиться правилами - этого недостаточно. Нужно обязательно менять свою жизнь.

-Часто люди начинают друг другу советовать и даже упрекать в том, что не выполняются те или иные правила.

- Ну, это знакомо нам еще со времен евангельских. Там в субботу исцелять в синагоге -  это вообще безобразие. Это нам все понятно. Пафос обличения или кого-то учить - это происходит из обычного, свойственного каждому грешнику фарисейства, которое есть одна из форм непомерной гордыни.

-Это всегда под соусом помощи.

-А гордыня  - она всегда так. В том -  то оно, фарисейство,  и гнусно потому, что подается под соусом. Как некоторые торговцы тухлое мясо превращают в фарш. И под соусом кормят людей.

Тел.звонок: -Как часто исповедовались в древние века? Как эта практика менялась с годами?

-Исповедовались один раз перед крещением. А потом с веками, а  не с годами это стало меняться. С возникновением монастырской жизни, когда возникла особая практика открытия помыслов, исповедь при подготовке к причащению. А так -  когда  человек в годину гонений по слабости, малодушию отпадал от Церкви, отрекался от Христа. Потом, когда приходил в себя и хотел вернуться  - он приходил в церковь и приносил перед всеми покаяние. Ему назначалась епитимья. Он несколько лет стоял в притворе церкви и молился.   У входящих просил прощения, чтобы они тоже  за него помолились. И когда видели его желание и усердие, чтобы вновь воссоединиться с церковью  - ему разрешали вновь причаститься Святых Христовых Таин и стоять уже с верными.

-Батюшка, нигде древние правила сейчас не применяются. А, может быть, было бы полезно испытать человеку такую строгость на себе?

-Ну, в этом нет никакого смысла.  Взять, например, какую-то московскую семью и сказать: ты будешь той гуманитарной помощью, которую сейчас отправляют в Сирию. Немножко. Это зависит от их условий жизни, от закалки, от понимания.

Как жить, если родители не православные и не понимают тебя?

-Смотря, сколько лет. Если человеку 70  - давно пора жить отдельно. Если человеку 15  - ему надо потерпеть до того времени, когда он  купит себе жилье и будет жить отдельно. Пока зависим -  надо принимать тот строй жизни, который есть. А то 16 летний отрок говорит «мам, я это не ем  -  я пощусь». Ну, извините, ты же не в ресторане, ты дома. Ешь то, что тебе дают. Можно есть поменьше. Или выключить на время поста телефон. Или компьютер, кроме тех минут, когда делаешь домашнее задание. Не читать развлекательную литературу.

 - Говорят, что народ наш развратился, во всем обвиняют Запад. Якобы они нас хотят уничтожить. А, может, Запад  здесь ни причем? Ищем врага, где его нет. Так кто виноват в нашем общем развращении?

- В том, что человек так развращен, виноват сам человек. Потому что всякий  разврат  - он бывал всегда и везде. Каждый   человек сам решает, подаваться на разврат или нет. Если курит -  значит, он курит сам. Если пьет - то сам пьет. Понятно, что атмосфера вокруг -  она способствует, но каждый человек может упереться и не делать.

- А нас так научили или не научили?

-Не, если человек признает, что он баран, или вот сегодня показывали собачек в цирке. Научили  - ну так и бегай на задних лапках. И жизнь у тебя собачья, потому что ты песик. А если ты человек  - так и стремись к небу. Человек сам выбирает, быть ему поросенком, человеком или ангелом. Поэтому это все зависит от самого человека. У каждого человека есть совесть. И превращение из сына в свина тоже происходит болезненно. Человек ломает свою совесть. Поэтому нужна поддержка в битве за свою свободу.

Тел.звонок:

- Когда заканчивается самоукорение и начинается самоедство?

-Каждый человек сам это увидит. Самоукорение происходит в течение доли секунды, а самоедство обычно длится по полдня и дольше.

-То, что человек себя ругает за какие-то проступки -  это не есть покаяние или укорение себя?

- Да, это бессмысленно самого себя ругать. Был один монах, он все время говорил: «эх, я окаянный!». И всем порядком надоел. И один раз он пришел в трапезную, где собралась братия, хотел войти, а ему игумен говорит: «Ты иди отсюда, ты - окаянный, а здесь собрались святые отцы». Это быстро его отучило. Имитация в обиде быстро проступает.

 - Всегда Библия была для меня эталоном истины, а сейчас все пошатнулось. По свидетельству Библии мир сотворен всего около 8 тысяч лет назад, но ведь это так мало. И данные археологии свидетельствуют о более древнем создании. Где я ошибаюсь, или в чем здесь неправда?

-Следовательно, если тебя ударят в правую -  дай ему апперкотом снизу,  в челюсть. Потому что Библия же пошатнулась. Чтобы она не шаталась -  нужно плотно забить. И так же, когда  придешь в какое-то собрание -  растолкай всех локтями и сядь на самом первом месте, где хозяин сидит, и так далее. И поступай не как апостол Иоанн Богослов, который остался у креста со Христом, а как апостол Иуда, потому что Библия -  то пошатнулась.

- Вот, у человека возникло такое археологическое недоумение.

- Ну, так и чего? Самое обыкновенное дело. Библию же писал человек.  Во-первых, он был пастухом, потом, конечно, когда он был взят -  учился у фараонов. Там человеческий фактор вполне присутствует. Это вообще не играет никакой роли. От этого ничего не шатается. Шатается только у тех людей, которые ничего не понимают.

Библия  -это не об астрономии, не об археологии или палеонтологии книга. Вообще не о том. Эта  книга о любви Божьей к человеку. И как человек в разные эпохи, начиная от рабского состояния и кончая закатом царства израильского, отвечал на эту любовь. Кто, как  - все  абсолютно непредвзято рассказано. Вот об этом.

-А то, что там бывают всякие нестыковки, даже противоречия люди находят…

-Да нет, это не противоречия. Это называется антиномии. Ты вот физик,  расскажи мне: свет  - это корпускулы   или волны?

-И то и другое! Антиномия!

 - Батюшка, почему Господь до Своего Вознесения не дозволил Марии Магдалине дотронуться до Него, а апостолам Сам предлагал дотронуться?

-Потому, что  Он еще не взошел к Отцу Своему.

-То- есть апостолы в этом плане были более просвещены, что ли, что им можно было?

-Нет. Она же просто раньше их. Не на много, но все  - таки. В тот момент еще что-то препятствовало.

 - Батюшка, почему нам не стоит просить у Господа, чтобы Он забрал нас к Себе побыстрее?  Порой кажется, что дальнейшая жизнь - это будет лишь мука.

-Потому что каждый человек в течение своей жизни должен вкусить свою долю муки, чтобы быть христианином. Если человек хочет лишиться Царствия Небесного -  тогда он должен бегать всякой муки. А если хочет быть христианином -  то, как в Гефсиманском саду – но пусть будет воля, Господи, Твоя, а не моя.

-При этом мы просим о здравии, об освобождении от всяких неприятностей.

-Ну, кто просит, а кто  - нет. Но Бог ведь все знает, прежде нашей просьбы.

-Но при этом Он же говорит: просите. И все, о  чем ни попросите -  дастся вам.

-Если это будет полезно для нашей души. Поэтому если мы всегда имеем в виду волю Божию. А человек часто просит неполезное.

-Но вот сейчас мы во всех церквях молимся об умиротворении людей на Украине и в Сирии.

-Ну, если бы  мы не молились -  там было бы все в 1000 раз хуже.

-А вы  говорите, что Бог и так все знает без нашего прошения.

-Да, знает.

-А наше  прошение оно что-то меняет в Боге? В Его отношении?

-Нет. Но меняет и в нас, и в тех людях, о которых мы молимся. Во вражде сущих. Мы же видим, что то один отрядик оружие сложит, то другой.

-Бог и так заботиться о человеке, а мы еще просим.

-Но это мы тогда участвуем в милосердии  Божьем. То -  есть, вступаем в эти отношения милости.

 - Могу ли я сам совершать Иисусову молитву? Или надо только с благословения и под присмотром священника?

-Почему-то часто Иисусову молитву воспринимают как что-то магическое. И если что-то не так будешь совершать, то это тебе повредит. Всегда можно подойти к человеку, сведущему в этом  и спросить.

- После родов фигура несколько испортилась. Можно ли заняться фитнесом, чтобы больше нравиться себе и мужу? Или это тщеславие? И полезно для смирения ходить толстоватой?

-Ну, можно поменьше кушать. Хотя физические упражнения тоже могут быть полезны.

-Люди боятся себе навредить тем, что не является грехом.

- Что мне делать, если у меня нет страха Божьего? А знаю, что Бог  видит меня, но все равно грешу.

- Да ничего не делать. Ждать, пока Бог накажет. Тогда будет уже не до греха. Раз Он не может  - надо помочь. Поможет, конечно, скорбями, болезнями. –Можно даже не просить, так поможет. Бог терпит -  это технический термин. Для Бога нет времени. Поэтому Он Сам знает, когда надо вмешаться, когда выждать. Он Сам садовод.

- Что значит выражение: «окормляться у батюшки»?

- Окормляться -  от слова «корма». На больших суднах руль находится на корме, то -  есть сзади. И тот, кто на руле сидит -  он является кормчим. Куда повернет -  туда и поворачивается судно. Поэтому окормляться - это значит быть под руководством священника. То -  есть священник будет говорить: направо -  налево.

Что делать, если не можешь исполнить данный Богу обет?

-Каяться.

-А то считается, что если Богу пообещал -  обратно пути нет.

-Ну, например, накопил 6 миллионов рублей. И обещал Богу эти деньги снести на монастырь. И понес. В автобусе дали по голове и сумку отняли. Ну, бывают разные обстоятельства.

-Или выпил и пообещал, чуть ли не поклялся.

-А, ну, это как Ирод. Видишь -  вспомнил, значит не все пропало.

Могу ли я настаивать, чтобы муж причащался?

- Ну вот, все время настаивала, а теперь спросить решила. Видно же, что зудит. А для кого? Для себя? Чтобы себе лучше жилось. Чтобы у меня все было, как я хочу?

-Ну, тогда спокойней спится.

-Снотворное прими и спи.

Другие статьи автора

Дорогие братья и сестры, радио и газета «Радонеж» существуют исключительно благодаря вашей поддержке! Помощь

Рейтинг@Mail.ru Яндекс тИЦ Каталог Православное Христианство.Ру Электронное периодическое издание «Радонеж.ру» Свидетельство о регистрации от 12.02.2009 Эл № ФС 77-35297 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций. Копирование материалов сайта возможно только с указанием адреса источника 2016 © «Радонеж.ру» Адрес: 115326, г. Москва, ул. Пятницкая, д. 25 Тел.: (495) 772 79 61, тел./факс: (495) 959 44 45 E-mail: [email protected]