Перейти к основному содержанию

00:18 07.05.2024

«Исповедую Тебе, Господи, прегрешения моя». В конце говорится: «душевными вкупе и телесными». Телесные - это понятно, что за грехи. А что такое грехи душевные?

04.05.2017 09:00:56

Слушать: http://radonezh.ru/radio/2017/04/24/21-00.html

- Дорогие братья и сестры, в студии - наш постоянный глубокочтимый автор протоиерей Алексей Ладыгин. Батюшка - профессор Московской финансовой юридической академии, кандидат богословия, настоятель Патриаршего подворья храма Живоначальной Троицы в Ознобишино г. Москвы. Благословите, отец Алексий.

О.Алексей Ладыгин: - Христос воскресе!

- Воистину воскресе! Батюшка, давно вы у нас не были. Примерно, месяц - и сколько всего нового произошло за это время! А самое главное - новое воскресенье Христово, даже не верится, что неделя прошла. Она была длинная и очень радостная. А вам с каждым днем служб, пасхальных песнопений, тем более понятно ощущение этой пасхальной радости. Я думаю, что сегодня мы будем говорить и о том новом, что совершилось на вашем приходе. Вы приняли участие во вторничном эфире Светлой седмицы. Много вопросов по поводу мироточения креста в вашем храме. Недавно прошла Радоница, богослужение очень важное, очень всеми православными людьми почитаемое, поминовение усопших. Вот, я думаю, обо всем этом мы и поговорим. С чего начнем?

О.Алексей Ладыгин: - Спаси, Господи. Конечно, с пасхальной радости, потому что сердце переполнено ею. Были красивые, легкие службы, и самое главное - народ действительно, умеет радоваться и воспринимать пасхальную радость и пасхальное богослужение. Каждый день у нас был крестный ход, невзирая на то, что у нас в Ознобишино холодно, очень сильные ветры. Сильно продувало, буквально - ризы развивались на ветру. Народ кропили обильно, как всегда, потому что народ любит, чтобы во время крестного хода побольше кропили, и никто не отказывался, никто не прятался, и все действия воспринимались с большой, глубочайшей радостью. Конечно, я заметил, что в этот год людей во время Светлой седмицы причащалось очень много, потому что есть такое послабление в подготовке, легкое правило, и народ не отказывал себе в духовном удовольствии быть всегда со Христом. Это радовало и увеличивало каждый день всё большее количество народа. С понедельника по чуть-чуть, потом каждый день храм наполнялся так, что в воскресенье на Антипасху был уже полный храм.

- Рассказывали, что у вас и ночной крестный ход был такой, что батюшки обошли храм, а люди ещё только вытекали из храма. Наверное, этот храм никогда ещё столько народу не видел.

О.Алексей Ладыгин: - Слава Богу, приезжало много - и москвичей приезжало с нашей старой Москвы, и местных, которые любят этот храм. Чувствовалось ликование, радостная служба, прекрасно пел хор - и всё это, действительно, наполняло нас высоким духовным состоянием. Сегодня мы уже дошли до Радоницы. Радоницу мы воспринимаем не просто, как заупокойное богослужение, это - пасхальное богослужение, и пасхальной радостью мы делимся со всеми нашими почившими сродниками, потому что они тоже ждут этой Христовой любви, ждут и нашей любви к ним. Эта Христова любовь проявляется и в нашей любви к ним. За богослужением звучало много раз "Христос воскресе!". Это «Христос воскресе!» разливалось в сторону наших почивших сродников.

Ведущая: - У вас же там близко кладбище!

О.Алексей Ладыгин: - Конечно, люди ехали в субботу и воскресенье, сегодня очень много людей приезжало поклониться своим сродникам. Завтра, конечно, кто-то на могилках захочет послужить, кто-то - поклониться, по -христосоваться на могилочках со своими сродниками. В этом - сила единения и свидетельство о вечности и о вечной жизни. Я смотрел сегодня - немного было народу за вечерним богослужением, ещё люди не привыкли, потому что мы только первый год, как начали служить каждый день. Но в день праздника, я думаю, что завтра тоже будет приезжать народ, потому что весь Великий Пост мы объясняли значение заупокойных богослужений. Потому что начинали заупокойные первые субботы, во время Великого Поста было не так много народу

- Я помню, вы скорбели, что мы не очень почитаем наших усопших сродников.

- Я рассказывал весь Великий Пост, находил времечко после проповеди о значении заупокойных богослужений, о том, как наши сродники ждут нас и радуются, когда мы приходим во время родительских суббот, поминаем их, и то, что мы скоро уйдем в вечность. Мы должны показать добрый пример своим домочадцам, чтобы они знали значение родительской субботы, что когда мы умрем - тоже могли бы зажечь за нас свечки, помолиться и записочку подать, на кладбище прийти, взять благословение у своих покойных сродников.

Телефонный звонок: - Здравствуйте, Христос воскресе! Батюшка, скажите, была седмица Светлая, все вкушали всё. Завтра во вторник Радоница. В понедельник с четырех часов вкушаем мясо. Можно после четырех часов, если ничего не ели, завтра причаститься?

О.Алексей Ладыгин: - Пока ещё не возбраняется, после Великого Поста мы находимся в состоянии пасхальной радости. А уже после мы должны соблюдать правила евхаристического поста. Даже священный Синод и Предсоборное присутствие приняли такое облегчение для прихожан, чтобы кто постится - может без особой подготовки приступать к святому причастию. Но впоследствии мы должны уже быть строже, потому что если не будем готовиться - мы сами не получим для себя внутреннего удовлетворения. Потому что если просто подойти - уже и ценность теряется.

Ведущая: - Для меня открытием было, когда вы сказали, что в родительский день важно причащаться, это как совместная молитва с нашими усопшими.

О.Алексей Ладыгин: - Это единение с ними, потому что мы все объединяемся через тело и кровь Христа Спасителя. Мы же поминаем, частичку вынимаем и потом эти частички опускаем в Чашу: "Омый, Господи, грехи всех поминавшихся Кровью Твоею Святою". А сами так же причащаемся Тела и Крови. Это единство через Христа, через Чашу мы становимся одним единым целым.

Телефонный звонок: - Добрый вечер! Подскажите, пожалуйста, последняя вечерняя молитва, которая начинается: «Исповедую Тебе, Господи, прегрешения моя». Там в конце говорится: «душевными вкупе и телесными». Телесные - это понятно, что за грехи. А что такое грехи душевные? И ещё, если возможно, вопрос. Когда Адам и Ева были в раю, Бог им являлся как Троица или же Бог открылся только как Сам Бог – Отец? Христос и Святой Дух открылись же непосредственно в Новом завете. Спаси вас, Господи.

О.Алексей Ладыгин: - Спаси, Господи. Глубокие вопросы. Что касается грехов душевных и телесных. Телесные грехи являются грехами плоти нашей. Плотские грехи, они всегда называются телесные. А душевные грехи - это уже движения нашего сердца, нашей души, это гордость, это тщеславие и прочее, что касается наших душевных движений. А плотские грехи: объедохомся, опихомся, без ума смеяхся, и прочие, о которых, может, и не стоит говорить в прямом эфире, но которые мы все знаем. Поэтому вкупе все грехи - совокупность здесь как раз подчеркивает двухсоставность человеческого естества: душевное и телесное. Поэтому все может согрешать, и всё нужно держать и обуздывать, чтобы была гармония в одном случае и в другом, и вообще в целом.

Что касается, кто являлся Адаму. Здесь мы не говорим, что являлся Бог в виде Святой Троицы и зримым образом, об этом нам не говорит Священное писание. Более того, Священное писание Ветхого завета говорит: аще кто Бога увидит своими очами - смертию умрет. Невозможно было человеку плотскому, и даже созданному и чистому, как Адам и Ева, увидеть Бога. Бог беседовал с человеком. Бог есть дух, не в том виде, как мы с вами сейчас понимаем после того, как Господь воплотился. Или являлся в виде Святой Троицы, когда прикрывал Свой божественный образ. Но говорится в Священном писании именно о том, что Он беседовал с Адамом, а Адам избегал этого голоса Божьего. Там нет прямого указания, что он голоса избегал, но он избегал Бога, прятался от Него, потому что беседовал в определенное время, во время прохлады дня, когда было удобно и уютно. Почему говорится о состоянии, в каком Бог беседовал с Адамом? Некий образ божественный так же раскрывался перед теми, перед кем Бог являлся, с кем говорил. Помните, как с пророком Илией - Бог не в буре, не ветре, не в зное, а в прохладе дня, в легком веянье ветра явился Илии. Господь тем показывает Свое высокое духовное состояние.

- Спаси, Господи, батюшка, Вас за разъяснения. Возвращаюсь к Радонице. Во многих городах, я знаю, что благочестивая традиция уже появилась в выходной день. Местный муниципалитет принял такое решение, это действительно было очень важно, потому что каждый человек хотел и в храме побыть, и на кладбище успеть. А так получается - люди немножко, но у нас все равно больше - массово в день Пасхи едут на кладбище. Хотя и там теперь тоже совершаются молебны, и священники там бывают, панихиды служат.

О.Алексей Ладыгин: - Я понимаю. Дело в том, что у нас осталось такое наследие Советского времени, и многие сейчас, не зная церковной традиции, вспоминают, как поступали родители. Вот одно из важных примеров, которые родители оставляют своим детям. Но уже за это время прошел большой прогресс. Понимаете, раньше на Пасху ходили, затем стали на Красную горку перемещать, потому что, почему она Красная горка? Почему на Антипасху ходили? Потому что на Радоницу все работают, на кладбище никак не попадешь. Уже в Москве, например, мы видим, что на Пасху не ходят на кладбище. Может какие-то частные редкие. А в целом мы уже отучили, уже прогресс. На Пасху сейчас пускают, конечно, бесплатные автобусы, мы знаем, что на большие кладбища: Хованское, Щербинское автобусы бесплатно пускает наша столичная власть. Но мы уже сейчас слышим, что 25-го числа, т.е. на Радоницу - тоже будут направлены бесплатные автобусы на кладбище. Уже потихонечку за эти два с половиной десятка лет какое-то изменение произошло. Невозможно, конечно, быстро изменить сознание даже церковному народу, а здесь масса людей околоцерковных, которые являются приверженцами семейной традиции. Им никто не объяснил, что вот так вот правильно.

 - Мне кажется, что это такое благочестивое поминовение. О.Алексей Ладыгин: - У нас старые люди в советское время так говорили. Батюшка приезжал в семинарию и начинал всё делать так, как надо. Ему говорят: нет, батюшка, ты не так делаешь. Раньше у нас батюшка, который после войны, в 50-ые годы назначили его сюда, вот он поступал так. А в 50-ые годы, когда храмы стали открываться при Сталине, священников не хватало. Направляли священников, рукополагали тех, которые ещё не получили образования, потому что Духовные школы только открывались. Они служили где-то - по какой-то традиции, так, как им подсказывали, но не совсем по - школьному или, скажем, по - правильному. А приходили батюшки с образованием, и между собой прихожане толковали: да, да, вот, у нас отец Виталий служил правильно, а это пошли, батюшки - красные попы, это всё не так делают. Таких случаев бывает много. Мне рассказывал один священник, что когда его назначили в деревню служить - то над ним на кладбище держали зонтик. Даже в солнечную погоду держали зонт. И он спрашивает: а зачем вы зонтик надо мной держите? А ему в ответ: у нас так положено, батюшка, у нас всегда такая была традиция и есть, мы хотим её оставить. Он стал выяснять, оказалось, что назначенного после войны священника пригласили на кладбище, и в это время был дождь, и над ним зонт держали. С тех пор над каждым священником в любую погоду стали держать зонт. Как коврик всегда стелешь батюшке в храме, это уже неотъемлемая традиция, попробуй батюшке коврик не постели - это же будет неправильно, значит, не по чину будет. Так же и держать зонт. Поэтому обычаи, связанные с Красной горкой, так живучи. А так - конечно, потому что есть время пасхальной радости. А есть время, когда мы этой радостью делимся с усопшими. Почему нельзя во время Светлой седмицы? Тоже можно поделиться, по сути, но нельзя, потому что внимание отделяется, немножечко в сторону отводится. Всё равно, по - человечески нам грустно, и когда бываешь на кладбище - у тебя всегда будут литься слезы. Не потому, что скорбь, печаль очень сильная, а потому, что не хватает человека, который уже ушел в вечность. Не хватает родителей, не хватает друзей, близких, которые так дороги нам, которые наполняли нашу жизнь. Делали её широкой, всеобъемлющей - и вдруг мир с уходом наших близких начинает сужаться. Конечно, от этого нам очень тяжело, грустно, больно, печально. И всегда на кладбище человек проливает слезы, потому что хочется рассказать, хочется попечалиться. Я с мамой с детства ходил на кладбище, мама всегда плакала на Радоницу. Всё равно «Христос воскресе» пропоет, положенное прочитает, похристосится, как они христосились. У нас была такая традиция: трижды крашеным пасхальным яйцом крестили или начертали крест на могиле, трижды целовали яйцо и трижды христосились. Чтобы вот так, вещественно почувствовать, что мы поделились этой пасхальной радостью с почившими сродниками. А потом мама говорит: ты иди, иди. Мы чуть-чуть отходили, она на коленочки вставала перед крестом и бабушке, деду жаловалась на свою жизнь, свою горькую судьбу, что не хватает вас, и поддержать меня некому, и т.д. В деревне ещё и причитают. Там обязательно пойдут, и мы себя чувствовали себя тоже печально, грустно. Поэтому, чтобы эта пасхальная радость ничем не омрачалась, недельку мы прибывали в полной пасхальной радости и даже Антипасху. А потом мы возвращаемся к нашей обычной жизни и делимся пасхальной радостью со своими почившими сродниками, поминаем их, наполняемся Вселенской полнотой. Но немножко и печалимся, потому что понимаем, что жизнь, она, к сожалению, такая. Господь всё делает для того, чтобы мы понимали временность своего состояния на этой земле и чтоб не привязывались к ней, и чтобы взор свой направляли к вечности. Ушли наши близкие, мы понимаем, что ничто не восполнит на этой земле эту утрату. Понимать, что там, где они, ты когда-то сам будешь – и вот тогда, когда это всё наполнится жизнью настоящий, подлинной и когда вместе со своими родными, близкими, мы будем пребывать в вечности и славить нашего Господа.

- Кстати, о традиции разговаривать с усопшими. Это нам по - человечески свойственно. Но меня спрашивали, можно разговаривать с ними, просить молиться за нас?

О.Алексей Ладыгин: - Это вполне естественно. И мы не раз даже в этой студии с вами говорили о том, что прежде чем сделать какое-то дело, всегда брали благословение у почивших сродников. Эта традиция не только в православии.

- т.е. никакого язычества в этом нет.

О.Алексей Ладыгин: - Конечно же, нет. Помните, митрополит Вениамин Федченков рассказывал об одном священнике. Который молебствовал в Тамбовской губернии о том, чтобы был дождь во время засухи. Всегда надевал калоши, брал с собой зонт, невзирая на то, что была жара невыносимая, солнце палило, не единой тучки не было на небе. Но он всегда в калошах шел, над ним посмеивались прихожане, говорили: вот, батюшка блажит, опять в эту жару идет. Но как шли - сначала молебствовали на источниках, а источники где-то в полях, в лесу, всегда и везде были святые источники. В каждом регионе есть свои источники, называют их в честь Параскевы Пятницы. На святых источниках всегда совершали молебны, затем люди набирали эту водичку, и всегда эта водичка помогала. И так же на эти источники в любой деревне ходили молебствовать. Но прежде, чем попросить Бога о помощи, шли сначала на кладбище, на погост. На погосте совершали великую панихиду, поминали всех почивших сродников, заручались их молитвенной поддержкой и только после этого крестным ходом шли на источник. И на источнике совершали молебен. Митрополит Вениамин Федченков пишет, что не было ни единого случая, когда бы не пошел дождь. Все смеялись над батюшкой. А потом батюшка шагал по этому тамбовскому чернозему в калошах и над ним зонтик, он сухенький, а все мокрые. Все босиком разувались, снимали свои лапти и шли за батюшкой. Тогда уже батюшка смеялся над всеми, кто не верил, что можно у Бога вымолить и что выпросить.

- Батюшка, ведь мы тоже знаем, что мы молимся о своих усопших сродников, потому что они уже не могут помолиться за себя, а получается, что мы просим их молитв. Есть какое-то противоречие или нет?

О.Алексей Ладыгин: - Нет, мы молимся за них, а они молятся за нас. Здесь как раз есть непротиворечие.

 - А о себе они уже не могут помолиться.

О.Алексей Ладыгин: - Да. Там нет покаяния. Изменить свою участь поможет только Церковь земная. Но, мы же не знаем о них до конца об их состоянии святости, праведности, о прощении грехов и милосердии Божьем. Мы же не знаем о делах. Мы же внешне судим о человеке. Мы же не знаем, за какие дела и ради каких дел Господь милует, ради каких наказывает. Мы увидели: человек сделал не так - ах, он грешник окаянный. Никто же на себя не смотрит, какие грехи. А все кричат: ох, какой он грешник, ох какой он нехороший. А я хороший, я чистый, я светлый. Ну и чую, что я злой, и что я для себя только живу, и другим я хорошего не делаю, но я хороший. Но наши рассуждения не должны быть такими. Есть Церковь небесная, есть земная. Канонизация есть дело примера, чтобы показать пример святости особых людей, путь духовной жизни особых людей. Но мы верим, что многие ради милосердия Божьего, ради Божественной Крови, Плоти и страданий Господних вошли в Царствие Небесное и помилованы. Многие, многие из них молятся за нас, грешных. Ведь сколько явлений загробной жизни, об этом опять владыка Вениамин Федченков, у него есть такая книга "С того мира". Кто-то может почитать. Там очень много явлений почивших сродников. Мы в своей жизни знаем тоже такие примеры.

Почившие являлись, говорили и подсказывали, как нужно сделать, куда нужно пойти, к кому, какие слова сказать, что нельзя делать, как-то останавливали и т.д. Предупреждали о бедствиях и предупреждают. Она не канонизованы, не канонизировал их никто, а они обладают такой молитвенной поддержкой. Поэтому здесь нет никакого противоречия. Есть Церковь небесная, есть Церковь земная. Есть те сродники, которые молятся за нас, а есть те, за которых только мы молимся. Вот здесь такое многообразие. Церковь это, как знаете, сказать - не то, чтобы одна полоса черная и одна белая. Это многогранность, и она настолько вмешает в себя много разного, потому что есть неизреченное и ничем неизмеримое милосердие Божие. Вот об этом никогда не надо никому забывать. Путь спасения мы с вами никогда не сможем прямо постичь.

 - В этом есть тоже особая милость Божья. А так что, как в школе из класса в класс переходят. Тут надо потрудиться без расчета, единственно уповая на спасение души.

С вашим назначением на этот приход он стал бурно развиваться.

О.Алексей Ладыгин: -Мы стараемся, конечно. Не всё получается. Получается только тогда, когда есть волшебная палочка. Но у нас даже самое серьезное производство в Софрино не выпускает волшебных палочек. Поэтому всё не так быстро, порой какие-то бывают трудности.

Ведущая: - Ничего, всё преображается. Я не так часто бываю там, к сожалению. Но свежим взглядом всегда отмечаю: а вот появилась одно, другое, третье. Но есть такие изменения, которые не очевидны, не материальны, но они, безусловно, тоже есть, и они даже важнее.

О.Алексей Ладыгин: - У нас историческое событие грядет в этом году, потому что храм строился своеобразно. Частями. Сначала была построена трапезная часть, а потом только четверик с центральным Алтарем. В 1867 году, ровно 150 лет назад была построенная трапезная часть храма и освящены два придела, Никольский и Покровский. Поэтому у нас 150 - летие со дня построения трапезной и освящения Покровского и Никольского приделов. Поэтому это событие по благословению владыки Саввы будем отмечать и праздновать торжественно 28 мая. Владыка Савва обещал у нас послужить по благословению святейшего Патриарха. Будет торжественная литургия, потом крестный ход, а затем уже нам поможет префектура и Очаковская администрация, наши казаки и общественные организации. У источника в низине будет поставлена сцена, будет концерт духовной и светской музыки. Казаки наши, как всегда, будут проводить праздник с ребятишками, мастер - классы и различные игры, потягушки, канаты, пони. Конечно, будет полевая кухня, постараемся всех накормить, напоить, чтоб был полноценный праздник. Приглашаю всех наших слушателей, заодно посетите Ознобишино. Это замечательный, удивительный храм. Очень красивый, достойный, источник там есть, «Семь ключей». Источник поражает своей благодатью, потому что там семь ключей.

: - Это там, где часовня.

О.Алексей Ладыгин: - Да, семь ключей, и они собираются в один ручей, и эта водичка наполняет купель. Когда мы задались вопросом, нашли книгу, записи батюшек, которые служили до меня - оказывается, там было несколько случаев исцеления людей, у которых болели ноги. И даже исцелился один священник, который старался почаще погружаться в купель, в эту водичку.

Ведущая: - Хотя она там ключевая, водичка холодная.

О.Алексей Ладыгин: - И произошло не одно исцеление. Когда я рассказал это на проповеди прихожанам, ко мне подошли уже новые, которые приезжали из Старой Москвы и говорят: батюшка, у меня такой случай был, а у меня такой случай. Одна женщина рассказала, что у неё сильно болел желудок, и была изжога, просто сильная. И она стала брать эту водичку из источника, пить её натощак. И говорит: батюшка, я уже целых два месяца как забыла про желудочную боль.

: - Слава Богу. Мы эту водичку тоже берем постоянно. Батюшка, получается на святителя Николая у вас престольный праздник, а потом ещё 28 мая.

О.Алексей Ладыгин: - Мы не стали присоединять к престольному дню, потому что в престольный день тяжело архиерею, потому что святейший Патриарх расписывает и благословляет богослужение архиереям по таким престольным дням. А мы знаем, что Никольских храмов много, и главные пределы, и там будут ждать архиерея, это естественно. А вот такой день, когда он более незаметен, скажем так, теряется в ряду.....

Ведущая: - Кстати, у нас воскресный день, я смотрю.

О.Алексей Ладыгин: - Да, очень удобный воскресный день, поэтому праздник, и люди могут приехать, потому что здесь уже хоть Новая Москва, а мы считаем - Подмосковье. Здесь люди будут на дачах, очень многим будет удобно приехать на концерт и на службу, как-то вместе провести у нашего храма благодатный день.

: - Я думаю - ближе к тому, мы с вами ещё раз об этом поговорим, потому что ещё целый месяц, чтоб никто не забыл, а готовились.

Телефонный звонок: - Здравствуйте! Батюшка Алексей, скажите, пожалуйста, если не получается завтра прийти на кладбище никак, то послезавтра можно?

О.Алексей Ладыгин: - А теперь от завтрашнего дня мы получаем старт, когда мы можем ходить на кладбище. До этого мы не имели права ходить, особенно Страстная неделя, потом Светлая седмица, и сейчас мы как раз получаем старт. И вообще от Радоницы до Покрова всегда разрешалось ходить на кладбище. А вот в зимнее время уже на кладбище не ходили, за исключением, может быть, каких-то праздничных дней, да и всё заметало, сами понимаете. А вот в летний период как раз, когда мы наводили порядок и посещали кладбища почаще, в дни памяти и в дни особых праздников, которые, может, почитали наши почившие сродники. Т.е. завтрашний день дает нам возможность и старт. Но и понимаете, что ведь

отдание праздника Пасхи длится не один день и не неделю, как другие праздники. Постпразднство очень большое, целых 39 дней до Вознесения. Отдание Пасхи будет ещё. и всё это время мы имеем право прийти и похристоситься с почившими сродниками. Да и вообще мы забываем на эти сорок дней приветствие: здрасьте, до свидания. Я всегда говорю: Христос воскресе, Воистину воскресе, с близкими своими лобызаемся, потому что от души и сердечно делимся великой этой радостью. Это хорошая и добрая традиция. Она берет своё начало со времен апостолов. Помните, как в Евангелие от Луки говориться о том, что два спутника в Эммаусе пришли, сказали апостолам, что они видели Христа. И апостолы подтвердили: воистину восс та, Христос от смерти. Христос воскресе - Воистину воскресе, вошли в нашу жизнь со времен святых апостолов.

: - Я даже помню, в какой-то проповеди вы рассказывали о том, что, по-моему, в Киевской Свято-Успенской лавре во время службы на Радоницу, когда в пещерах служили и христосовались, то мощи святых - там же очень много мощей - ответили: Воистину воскресе!

О.Алексей Ладыгин: - Да, это было. Я сейчас забыл, как звали этого монаха. Это рассказывается в Печерском Патерике, что во время пасхальной ночи у него было послушание зажигать лампадочки то ли в дальних, то ли в ближних пещерах, и он зашел, от души похристосовался со святыми угодниками. Он - Христос воскресе, они - Воистину воскресе! Он от страха бегом к игумену и доложил, как ответили все братья, все святые, почившие ответили на эту пасхальную радость. Но это подтверждение жизни.

: - Да, как всё близко. Вот, кажется буквально, наверно не в образном смысле, а в буквальном, вы говорите, что они стоят и ждут нас, и, действительно, в храме присутствуют. Неважно, где они упокоились.

О.Алексей Ладыгин: - Печалятся, скорбят, конечно, и какая радость для них, когда мы о них помним, когда есть возможность помянуть, когда есть возможность подать милостыньку. В этом заключается и наша любовь, и наше христианское воспитание, и. конечно же, Господь, когда это видит - им воздает великою милостью.

: - Батюшка, мы с мамой скорбим всё время. Хотя я её убеждают и сама вроде, как знаю, что мы не можем посещать далеко и не можем посещать могилки наших близких.

О. Алексей Ладыгин: - Здесь вам никто не мешает пойти в храм и встретиться с ними в духовном порыве, в молитвенном порыве, воссоединиться у чащи Христова.

: - т.е. в этом греха нет. Тем более, что там ухаживают за ними. У нас есть извиняющие обстоятельства, что мы там не можем быть.

Телефонный звонок: - Простите, это снова грешная Ирина беспокоит. Я хотела ещё в связи с этим сделать объявление. Очень прошу выслушать неравнодушных людей про ювеналку, которая особенно лютует в Липецкой области. Например, у семьи Савиных забрали 4-х детей, посадили их в тюрьму. Суд присудил отцу 22 года, а матери 14 лет

: - Где именно, в какой Липецкой области? Откуда у вас эта информация?

Телефонный звонок: - Завтра будет Верховном суде рассматриваться их дело. 22 года ему дали, якобы за убийство приемного ребенка, которого взяли, чтобы вылечить, наркомана вылечить. Ведь она, жена - врач. Короче, когда положили ее в больницу, она вся была в зеленке, в мазях, её лечили. Им инкриминировали, что она там умерла в больнице. Завтра будет суд в 9.20, если неравнодушные люди, пришли бы в 9.20 метро «Арбатская», Поварская, 15, Верховный суд. Короче, сделали две независимые экспертизы - родители подавали, что никого убийства не обнаружили, и никакого изнасилования не было.

: - Спаси, Господи. Ирина, мы поняли. У нас есть программа «Территория семьи». Мы обязательно нашему эксперту поручим к этому делу тоже обратиться. Наверняка, она в курсе, этим занимается. Но, а всех попросим просто помолиться.

О.Алексей Ладыгин: - Господь управит всё.

: - Тяжелая тема. Конечно праздник, да, но будни вторгаются в нашу жизнь, и всё это - по нашим грехам. Кстати, просили тоже узнать, батюшка, никак не связано, но тем не менее, отношение Церкви, в принципе, уже, как-то определено к захоронению Ленина. А как вообще к этому православным людям относиться? Потому что многие люди против, это всё-таки грех мы совершаем.

О.Алексей Ладыгин: - Конечно, всё должно совершаться по закону Божьему. Потому что мы сегодня привыкли к каким-то компромиссам в духовной жизни. Мы не любим компромиссы, когда они у нас бывают в светской жизни, там всё сделай правильно. А в духовной жизни почему-то ищем компромиссы, а на самом деле от этих компромиссов мы сами и страдаем. Потому что духовная жизнь должна регламентироваться только духовным законом, в этом благо и счастье человека.

: - И ни в коем случае не надо водить своих детей смотреть на эту мумию.

О.Алексей Ладыгин: - Зачем?

: - Да никакой духовной, душевной пользы нет.

Телефонный звонок: - Здравствуйте! Скажите, пожалуйста, я хочу задать вопрос о 118 Псалме. Его обычно читают о упокоении усопших. А можно ли его читать о здравии, когда, в общем, читаешь Псалтырь, не об усопших, а вообще, о каком-то конкретном человеке? Я даже слышала, что его можно читать в том случае, когда человек страдает наваждением каких-то дурных, страшных мыслей. Большое вам спасибо.

О.Алексей Ладыгин: - Спаси, Господи. Конечно, можно читать и в общем порядке, когда мы читаем, можно помянуть и о здравии всех своих сродников, и о упокоении. Псалтырь вообще рекомендуется читать постоянно. Две славы можете читать о здравии, третью славу посвятить своим почившим сродникам. Это будет правильно. Некоторые говорят даже о том, что батюшка, а можно читать, например, если я кому-то посвящаю Псалом, а могу ли я ещё кого-то присоединить? Конечно, можете, потому что соборная молитва за близких очень высока перед Богом. И когда мы за многих молимся, опять-таки они за нас - здесь целый огненный стол молитвенный, который доходит до небес.

: - Спаси, Господи батюшка, за разъяснения.

Телефонный звонок: - Христос воскресе! Батюшка, у меня два вопроса. Я знаю и читала, что на 20-ый день Пасхи многие хозяйки снова пекут куличи. Как вы к этому относитесь? Это первый вопрос. Второй - скажите мне, пожалуйста, почему, когда Каин ушел от Бога - он сказал, что теперь может каждый меня убить. А Бог ему сказал: если кто убьет Каина, то всемеро отмстится ему. Почему?

О.Алексей Ладыгин: - Спаси Господь. То, что на 20-ый день куличи печь - можно, это хорошая традиция и вкусная, самое главное. Поэтому пеките, не смущайтесь.

: - А почему именно на 20-ый?

О.Алексей Ладыгин: - Хочется ещё кулича.

: - Можно тогда каждый день печь.

О.Алексей Ладыгин: - Пусть остается эта традиция, где она появилась. Какой-то мудрый человек её придумал, потому что куличики вкуснее, самое главное - натуральнее и полезнее любого печенья, которое продается в наших магазинах. Пеките, кормите, утешайте всех своих сродников.

Что касается, почему Господь сказал, если кто убьет Каина? Здесь всё понятно. Действительно, что значит - Каин остается без защиты Господа? Господь его изгоняет. Господь ему говорит: вот, за этот грех ты не можешь находиться среди людей Божьих. Действительно, превращаясь в сына человеческого, который пристрастен больше к земному. И он жалуется: Господи, а как же я без Тебя? Если я без Тебя, я же погибну. Мне каждый человек может принести боль, страдание и может убить меня. А если кто Тебе принесет, конечно, тот и будет наказан, больше получит, потому что есть заповедь. Она потом уже вылилась в заповедь Божью. Господь её записал на каменных скрижалях. Эта заповедь называется:"Не убий". Убийство - это страшный грех, об этом надо всегда помнить. Убийство - это посягательство на власть Бога, на то, что только может прервать жизнь человеческую тот, кто её дал в полноте. А в полноте жизнь дает Бог. Не родители дают в полноте, родители - участники этого акта. А если Бог не даст, то и родители ничего сделать не могут. Поэтому только Бог дает в полноте жизнь человека, и он её может прервать. А все остальные, конечно за этот грех будут наказаны. И за этот грех очень многие страдают, в том числе и аборт, об этом помните тоже - кто защищает аборты, и тот, кто их делает. Помните, что лучше подальше быть от этого греха телесного душевно, духовно и телесно. Потому что одни делают, а другие духовно поддерживают этот грех и являются участниками этого греха.

: - А если даже не поддерживают, то и не противодействуют. Кто-то мне рассказывал, что ходил с подписным листом, подходила ко всяким бабушкам, которые с внуками гуляют: пожалуйста, подпишитесь против. Отвечают: Нет, мы не будем. Мы сами не делаем, но подписываться не будем. Какая-то боязнь.

О.Алексей Ладыгин: - Я думаю, что здесь не боязнь, здесь небольшое лукавство. Делали, и поэтому подписать - значит, ещё раз обличить самих себя.

: - Лучше обличить и покаяться.

О.Алексей Ладыгин: - Здесь важно понять, что когда подписываешь - не обличаешь себя, а приносишь некий акт покаяния.

: - Чтобы хотя бы предостеречь других, либо предотвратить эту беду.

Телефонный звонок: - Христос воскресе! Наталья, Минск. Огромное спасибо, отец Алексей за ваши проникновенные проповеди и за то, что находите время для того, чтобы напитать нас словом Божьим. Всегда с радостью, с упоением ждем ваших передач и ваших проповедей. Спасибо огромное. Вопрос, скажите, есть такая традиция приносить к столу в храм какие-то продукты, некоторые масла, некоторые муку и т.д.? А что всё-таки на самом деле лучше принести к столу в храм? И когда ставишь свечи, обычно покупаешь свечи и ставишь о упокоении и о здравии. А о упокоении и о здравии нужно называть имена, за которые ты ставишь или просто про себя? Расскажите, как правильно это делать. Спасибо огромное.

О.Алексей Ладыгин: - Спасибо большое, очень хорошие вопросы. Это действительно существенно. Потому что есть определенные традиции, которые родились в Церкви не просто так. Свеча - это жертва, это всегда жертва Богу за кого-то, за кого мы приносим. И обязательно, когда мы ставим свечу, мы должны перекреститься и если о упокоении - упомянуть тех своих сродников, ради которых вы поставили на канунный столик эту свечку. О здравии тоже, когда ставите, поминайте всех своих сродников. Естественно, мы хотим и всем святым поставить, мы хотим явить через этот акт близость к ним, но всегда за кого-то, всегда поминайте родителей, всегда просите за себя. В этом и заключается смысл нашей молитвы.

Что касается правильно приносить в храм на панихиду. В храм приношение тоже очень важно того, из чего состояла литургия. Это в целом, конечно, приносили всегда муку, масло, елей и вино. То, что участвует в евхаристии, но елей, естественно, то, что сжигалось в каждой лампаде. Но со временем стали приносить и всё прочее для того, чтобы поминалось и раздавалось. Единственное в каноне приписывается нам - не вносить в храм мясо. А если ты хочешь пожертвовать мясные продукты, то неси к дому священника. Потому что такая традиция, что священник молится, поэтому священнику всегда приносилось это приношение, чтобы он молился и поминал. Денежное, потом уже отношение - оно рождалось впоследствии. Но самое главное - это мука, елей и вино.

: - Спаси, Господи. Видите, как издалека, из Минска слушают нас. Там своих батюшек хороших много, но мы рады такому звонку. Спаси, Господи, Наталью за добрые слова.

Телефонный звонок: - С праздником поздравляю вас! Это Евгений. Дело в следующем. Мы знаем, что обычно родительские субботы устраиваются в субботу. А вот 9-ое мая - день поминовения усопших и праздник. Значит, я считаю, не совсем правильно, я бы сказал. Мы отмечаем в этом году 9 мая во вторник, почему бы накануне, 6-го, в субботу не сделать поминовение воинов, погибших в Великую Отечественную Войну? Не пора ли задуматься на эту тему?

О.Алексей Ладыгин: - Спаси, Господи, Евгений. Конечно, мы можем порассуждать только, что-то изменить мы не можем. Порассуждать на эту тему можем. Вы знаете, в этот день невозможно разделить радость победы и скорбь о почивших сродниках наших, потому что здесь тоже все перемешано настолько, потому что у нас - радость и свобода, и они отстояли эту свободу. Но какой ценой! Опять у всех перед глазами встает образ тех, которые ушли в вечность, наши сродники, и отдали свои жизни. Потом, вы знаете, наверное, радость не будет полной, если мы в такой день забудем их. Накануне вспомним, а в этот день невозможно забыть. Поэтому, наверное, этот день должен всегда начинаться панихидой в храме. А потом мы можем пойти на митинг или концерт выслушать, и по стопочке выпить. В этом греха тоже никакого нет день Победы помянуть.

: - «Бессмертный полк», теперь видите, какая ещё традиция родилась.

О.Алексей Ладыгин: - Наверно здесь нет никакого противоречия, так как нет противоречия в совершении литургии. Смотрите, у нас литургия совершается, сначала мы говорим сугубую ектенью, живых поминаем и тут же следом говорим заупокойную ектенью, поминаем почивших наших сродников. Здесь наверно, если порассуждать так, у Бога нет мертвых, у Бога все живы. Здесь немножко, как-то может, надо переноситься в вечность и рассуждать об этих вещах со стороны вечности. Но это мои рассуждения. А как на самом деле - кто-то может иметь другие рассуждения, они тоже могут быть в нашей жизни.

: - 6-го мая у нас Георгия Победоносца.

О.Алексей Ладыгин: - Тоже начальный день победы.

: - Потом всё равно мы молимся действительно и по субботам тоже часто, не только родительские субботы.

О.Алексей Ладыгин: - Каждая суббота - родительская, она посвящена мученикам, и заупокойный канон читается, заупокойное песнопение поется. Суббота - она всегда родительская.

Телефонный звонок: - Батюшка, остаются считанные минуты, скажите несколько слов о мироточении Распятия в вашем храме. Сейчас люди многие интересуются, хотят приехать.

О.Алексей Ладыгин: - Мы умолчали об этом случае и не доложили священноначалию, когда бывает мироточение – надо обязательно докладывать, но уже так решили немножечко посмотреть. Если повторится мироточение - то тогда доложим. Но пока оно не повторилось. А так у нас Великим Постом было мироточение креста, причем знаете, если бы туда масличка капнули. Мы сделали стекло, чтобы люди прикладывались, и не стиралась краска, потому что писаный крест и не с края какого-то стекла стало мироточение, а с середины, прямо из гвоздей, со стопочки Христа Спасителя было это мироточение. Если бы сверху залилось, то это было сверху по стеклу, а на стекле ничего не было, именно бороздочка такая потекла, святого мира и было благоухание. Мы не привязываем мироточение ни к месту, ни к человеку, и не ищем каких-то событий. Было такое, Господь дал. Просто из-за того, я понял так, что мы первый год в этом храме вообще стали служить за все 25 лет существования храма стали служить пассии. Там пассии никогда не совершались. Я думаю, что такая соборная молитва дала добрый знак, и Господь дал добрый знак. И для людей какая-то поддержка. Всё-таки такая святыня появляется в храме, как мироточивое древо Господне! Это, конечно, я заметил, люди приходят, идут к кресту и получают утешение. Они шли не только Великим Постом, но на Светлой седмице все от иконы Воскресенья Христова шли ко Кресту. У кого какие чувства, молитвы и кто что получает - остается тайной. Я пока не исследую, но просто это живая жизнь в Церкви.

 - Слава Господу за всё.

Дорогие братья и сестры! Мы существуем исключительно на ваши пожертвования. Поддержите нас! Перевод картой:

Другие способы платежа:      

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и абзацы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Простите, это проверка, что вы человек, а не робот.
3 + 1 =
Solve this simple math problem and enter the result. E.g. for 1+3, enter 4.
Рейтинг@Mail.ru Яндекс тИЦКаталог Православное Христианство.Ру Электронное периодическое издание «Радонеж.ру» Свидетельство о регистрации от 12.02.2009 Эл № ФС 77-35297 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций. Копирование материалов сайта возможно только с указанием адреса источника 2016 © «Радонеж.ру» Адрес: 115326, г. Москва, ул. Пятницкая, д. 25 Тел.: (495) 772 79 61, тел./факс: (495) 959 44 45 E-mail: [email protected]

Дорогие братья и сестры, радио и газета «Радонеж» существуют исключительно благодаря вашей поддержке! Помощь

-
+