Перейти к основному содержанию

06:19 26.04.2024

Что вообще известно о жизни Христа до 30 лет?

05.09.2016 07:47:46

Протоиерей Олег Стеняев и ведущий Владимир Носов отвечают на вопросы радиослушателей.

 

Отец Олег: - Мы поздравляем вас всех с праздником Успения Божьей Матери. Этот праздник имеет особое значение на Руси. Многие храмы посвящены этому событию, сохранилось огромное количество древних икон, изображений. Но, наверное, каждый православный знает слова: « Во Успении мира не оставила еси». Успение Божией Матери   -  это залог Ее приближения к нам. Пока человек живет во плоти, в теле  - существует целый ряд ограничений. Но когда человек покидает этот мир и входит в мир Божественной славы, то его потенциал, потенциал его любви может раскрыться в большей мере. Причем были люди, которые, живя во плоти, действовали подобным образом. Так, апостол Павел писал: «Хотя я плотию отсутствую, духом присутствую среди вас».

-Почему душу Богородицы изображают в виде младенца?

О.О: -Это древняя традиция. Она восходит к Ветхозаветной  экзегезе. Например, в книге Бытия, гл.23. этот текст   по  древней  традиции называется «Жизнь Сары». Начинается 23 глава такими словами: «Жизни Сариной было 127 лет. Вот лета жизни Сариной». Но это в синодальном переводе. А дословно с еврейского получится - жизни Сариной было 100 лет 20 лет 7 лет. И сразу возникает вопрос, почему такие уточнения? И экзегеты предлагали такое объяснение. В сто лет она выглядела как 20 -  летняя. А в 20 лет имела чистоту души как 7 -  летняя девочка. И подобные уточнения существуют по поводу Авраама, Исаака и других праведников, смерть которых сообщается и несет некую информацию.

Поэтому принято еще со времен Ветхозаветной экзегезы подчеркивать младенческую чистоту в человеке, который умер в возрасте более 100 лет. Брали последнюю наименьшую цифру, и она указывала на внутреннее состояние его духа. Как Христос говорил: «Если не будете  как дети  - не войдете в Царство Небесное». И, скорее всего, древнейшие составители списков сохраняли эти предания. Вообще  взаимосвязь Ветхозаветных и Новозаветных очень тесная и серьезная. Сами ученые пишут, что не могут отличить -  то ли предания иудейского происхождения, то ли христианского? Потому что пуповина между Церковью и синагогой рвалась долго. И до того, как завеса в храме не раздралась надвое -  Израиль, Иудея  - это была церковь Бога, а теперь мы стали Церковью Бога. Но многое из того, что мы имеем, взято оттуда. Например, в храме – семисвечник, катапетасма, жертвенник. Даже антифонное пение восходит корнями к практике, когда левиты выстраивались на ступенях храма. Они не могли  петь все вместе,  их было очень много. Они бы сбивали друг друга. И они пели по ступеням. Одна ступень, потом другая, потом объединялись. И  пение как бы двигалось. Псалмы Давида так пелись. Антифонное пение -  попеременное, потому у нас два клироса. Как раз традиция от левитов.

Плюс Христос говорил, что надо быть как дети, чистыми душой.

Традиция православная очень древняя. Например, младенец Уар умер в младенческом возрасте, а явился матери как совершенный юноша, принятый в воинство Христово. Каждый вопрос мы можем осмысливать с разных сторон.

-А известно, сколько лет земной жизни было Богородице?

О.О: - Точных данных нет. Есть разные источники. Одни - 50 с чем-то лет, другие  - 60 с чем-то лет. Я когда готовил передачу для «Союза»  - я смотрел и не нашел такой четкой позиции. Но в целом  можно сказать: 50-60 лет Ее жизни на земле.

-Что вообще известно о жизни Христа до 30 лет?

О.О: -До 30 лет, скажем так. Первым Евангелистом была представительница женского пола. Это была Сама Дева Мария. Это мы можем вывести из Евангелия от Луки 2,51. Где сказано: «И Он, Христос, пошел с ними, со Своими родителями. И пришел в Назарет и был в повиновении у них. И Матерь Его сохраняла все слова сии в сердце Своем». Вот это уточнение имеет значение,  что Евангелие детства Она сохраняла в сердце Своем. И потом, Она могла передать апостолам. Никто из апостолов не был свидетелем детства Христа. Евангелие от Луки мы относим по преданию к апостолу Павлу. Лука был  только сотрудник. Павел вообще не видел Христа, только видение на пути из Иерусалима в Дамаск, это христианин уже 2-3 поколения. Матфей, конечно, видел Христа, но в определенный период,  начиная  от Крещения Иоаннова и до Вознесения. Так же и Иоанн. А вот Дева Мария видела Христа всю Его жизнь. Она знала день зачатия – Благовещение, день Его появления на свет - Рождество. Событие, что они пошли в Иерусалим и там пребывали. Все это сохранилось в сердце у Нее.  А если говорить о том, где находился Христос – Лк 2, 52 : «Иисус же преуспевал в премудрости и в возрасте,  в любви у Бога и  человека». Здесь не видно, что Он куда-то уходил.

Собственно говоря, жизнь Иисуса Христа до 30 лет не столь важна для нас. Потому что по закону Божьему Он выходит на общественное служение в  30 лет. Служить Богу могли люди от 30 лет и до 50-60. Все это было регламентировано. Конечно, для нас дорого любое свидетельство об Иисусе. Например, если мы берем апокрифические Евангелия  - там описывается много чудес, которые Он совершил, будучи Младенцем. А в каноническом Евангелии от Иоанна,  где сказано о Кане Галилейской -  там прямо сказано, что это было первое чудо, которое совершил Христос. Таким образом, апокрифические тексты часто входят в противоречия с каноническими. И нигде не говорится, что Он уходил в Индию или еще куда-то. Зачем учиться от человеков, если Сам Он был Бог и Человек? Божественное и человеческое в единой ипостаси. И богословы, конечно, обращали внимание на эти слова – преуспевал в премудрости,  возрасте и в любви. Это относится к человеческой природе. А по божеству Он неизменяем. Христос всегда во веки тот же. Поэтому можно сказать, что Христос всегда был абсолютно самодостаточен.   Ему не надо было искать каких-то там махатм и с кем-то встречаться в джунглях.

-Как  сохранить духовную благодать после исповеди?

О.О: - Вопрос немножко неправильный. Я поясню. Исповедь очищает ваш внутренний мир для принятия Святых Даров -  Тела и Крови Иисуса Христа. Поэтому надо стараться исповедоваться прямо перед Причастием. Чтобы очистившись, Вы приняли в себя Христа. Помните притчу про то, как убрали один дом, злых прогнали, но никто туда не вселился. Тогда еще худшие собрались и еще больше налезли туда. Поэтому правильно задавать вопрос:  как сохранять благодать, которую мы получаем в Таинстве Святого Причастия, к которому мы подходим через Таинство Исповеди. Такая связь существует. К сожалению, у нас очень мало книг, советующих, как сохранять состояние, которое человек переживает на Причастии. И по сути дела, это даже не состояние -  это присутствие  Христа. То, что сообщает обожение человеку, если внимательно вчитаться в молитвы, которые мы читаем перед Причастием и  после. И у нас много книг, как готовиться к Причастию -  и почти нет, как это состояние сохранять. И честно скажу, что для меня это такой же актуальный вопрос, как и для вас.  Но я знаю, что на Руси было принято в день Причастия, чтобы человек до вечера не вкушал пищу. Из благоговения перед Таинством. Я не говорю, что все должны так делать.

Потом в своем детстве в Орехово-Зуево, я помню, что нам, детям бабушка давала наказ  следить за собой, чтобы в течение трех дней (не знаю, почему она уж так строго говорила) не плеваться. И я помню, что мы следили за собой и друг за другом.  Хотя запивка предполагает, что после этого частицы уже не выскочат изо рта. Но дело не в этом, дело в том, что была богобоязненность. А сейчас либеральное богословие насаждает восприятие Бога, как Санта Клауса, который должен всех любить и раздавать подарки.  Либеральное богословие знает, что сказать, когда все хорошо. Например, лазурный пляж в Ницце -  а когда там теракт, оно уже не знает, что сказать. А реальное богословие учитывает все реалии жизни. И  то, что страх Божий воспитывался  в отношении Святого Причастия - это очень важно. Одни не вкушали пищу, другие не плевались, третьи избегали пустых разговоров. И кстати, наказание было не так, как сейчас наказывают ребенка – ах так,  телевизора не будет, пойдешь в храм. Будешь замаливать свои грехи. В моей семье было: плохо себя ведешь  -  в храм не пойдешь. И все шли, а я рыдал среди игрушек, и телевизор не нужен был. Правильно. Потому что храм - это радость, это встреча с Богом. У нас и специальная одежда была для похода в храм.

-А как на счет сна после Причастия?

О.О:  - На самом деле здесь важно отношение, а не тот фольклор, которым это окружено.

Давайте все -  таки вернемся к Деве Марии. Я приготовил интересный текст. Святой Амвросий Медиоланский, древний христианский автор. Говоря о жизни Владычицы нашей на земле, так описывает душевные качества Богородицы,  то, чего не хватает многим из нас. Она Дева не только по плоти, но и по духу. Со смиренным сердцем, нетороплива в речи. Слова Ее полны Божественной мудрости. Она почти всегда в чтении Святого Писания и неутомима в трудах. Целомудрена в беседах, говоря с людьми как пред Богом. Никого никогда она не обидела, желая всем  добра. Никем, хотя бы и убогим, не гнушаясь, ни над кем не смеясь. И все, что видела  - покрывала Своей любовью. Из уст ее никогда не сходило слово, не приносившее благодати. Во всех делах своих Она  являла образ высочайшего девства. Внешне вид Ее был отображением внутреннего совершенства благодати и незлобия.

Такое  же встречаем описание у Епифания и Никифора, древних авторов, которые дают нам именно описание Ее внешнего вида.- Во всяком случае, Она постоянно говорила очень мало, только о необходимом и добром. Слова Ее были сладостны для уха. К каждому Она относилась с уважением. С каждым вела  соответствующую беседу. Не смеясь, не возмущаясь. Тем более  - не гневаясь. Рост ее был средний, цвет лица как цвет пшеничного зерна, волосы  светло -  русые и несколько златовидные. Чистые потомки Авраама, Исаака и Иакова были светловолосые. Взгляд быстрый, проницательный. Глаза -  цветом напоминавшие масленичный плод. Брови немного наклоненные, темные. Нос средний. Уста -  подобные цвету розы и сладкословесные. Лицо не совсем круглое. Руки и пальцы продолговатые, как и лицо. В Ней не было никакой гордости. Во всем простота без малейшего притворства. Она всегда была чужда всякого притворства, являя в то же время пример высочайшего смирения.  Одежда ее была проста, без всяких искусственных украшений. Об этом говорит и сохранившийся доныне покров Ее головы. Словом, во всем у Нее проявлялась проникавшая в Нее Божественная благодать. Так повествуют все авторы.

-Как раз к поведению после Причастия. Слова преподобного Амвросия указывают, что Богородица упражнялась в чтении Писания. Это оптимальный вариант после Причастия. Недаром библейские беседы проходят после Литургии.

О.О: -Я думаю, в этом есть смысл, чтобы удержать людей в храмах.

Так хорошо после службы остаться изучать Евангелие или вести с батюшкой беседы. В книге Притч есть такие слова:  Пусть источники этого колодца не растекаются по улицам этого города. Задача миссионера на приходе: чем больше людей он задержит при выходе из храма -  тем лучше. Кстати, наши общины заграницей так и живут. Там я наблюдал, когда ехали в воскресенье в храм и  загружали машину. Туда загрузили футбольные мячи, казан для плова, подгузники и все необходимое. Я спрашиваю: мы что, после храма куда-то на дачу поедем? Они говорят: нет, мы весь день проводим в храме. Там была своя программа для детей, для подростков. Все это совмещалось с духовными беседами. И человек очень живо и радостно на все воскресенье уезжает в храм.

-Почему вы называете апостола Павла апостолом второго поколения?

О.О: - К первому поколению относятся апостолы, которые были при Христе. В том числе даже Иуда искариот.

Апостолы второго поколения  - это те, которые появились уже после Вознесения Христа.  Он мог чудесным образом им явиться. Другое чудо обращения  - они становились апостолами веры. А третье поколение -  это их ученики, их секретари. Так принято. Когда мы говорим: апостолы первого поколения  - это понятно, 12 апостолов. Даже тот, который предал Его. Про апостолов второго поколения обычно говорят: из числа 70. Но это очень условно. И в это число вводят и апостола Павла, и Луку.

Кстати, о том, что Марк непосредственно был призван Христом, четко нигде не написано. Но он считается апостолом церкви, и мы этого не оспариваем. Были разные этапы становления. Конечно, апостол Павел очень дорог  для наших сердец. Мне очень нравится, как Иоанн Златоуст его называет Арфой Духа Святого. И действительно, он был таким человеком. Но между апостолами тоже были сложные отношения. И именно  между апостолами первого и второго поколения. Об этом свидетельствуют Новозаветные тексты, в которых мы наблюдаем недопонимание по некоторым вопросам.

-Как сложилась жизнь Богородицы после Вознесения Христа?

О.о.: - Когда Иисус Христос умирает на кресте, то Он усыновляет Ей Иоанна Богослова. Взглядом, словами, которые Он произносит. Хотя некоторые экзегеты считают, что в лице Иоанн Богослова Он усыновил Деве Марии всех христиан. Потому что Иоанн Богослов был как представитель. Остальные все разбежались. И предание учит, что Богородица жила после этого с ним, и Писание это подтверждает.

Дом Иоанна Богослова в Иерусалиме находился на Сионе. Там, где гробница царя Давида. Недалеко.  Некоторые утверждают, что это вообще одно помещение. Первый этаж -  синагога, гроб царя Давида, второй  - дом Иоанна Богослова. Сионская горница.  Такое возможно потому, что мы знаем: три апостола  - Иоанн Богослов, апостол Павел и архидьякон Стефан были учениками, по- еврейски это толмит, самой  престижной ешивы Иерусалима,  учились у ног Гамалиила,  как пишет апостол Павел. То- есть они входили в еврейскую элиту. Как бы лучшие студенты академии того времени. И тогда было принято, что они действительно могли жить рядом с какими-то святыми местами. Даже при Иерусалимском храме были какие-то помещения для жилья. Иосиф, который служил в этом храме, описывает его. Описывает как раз помещения, где жили священники со своими семьями. А мы по преданиям знаем, что Дева Мария жила какое-то время при храме. Так вот, Она стала жить с Иоанном Богословом. Он заботился о ней как Ее сын. Она покидает Иерусалим вместе с ним, когда он отправляется в какие-то апостольские путешествия. И возвращается. Мы видим из жития Ее успения, что у нее было две  помощницы, служанки, которые помогали Ей. Я думаю, это было больше связано с тем, что дом Иоанна Богослова посещало огромное количество людей, и там надо было о них заботиться: покормить, помочь порядок навести. Так вот, о Деве Марии рассказывается, что когда Она жила в Иерусалиме  -  всякий раз ходила на Елеонскую гору, ведь это место, с которого Христос вознесся на небо. А ангелы Божьи сказали апостолам, что Христос придет так же, как вы Его видели восходящим на небо. И возможно, что первые христиане так и считали, что Он так и вернется на эту гору. И Она смотрела на небо и молилась, это было Ее любимое место.

И однажды, когда Она была на Елеонской горе -  Ей явился архангел Гавриил, Она его уже знала (Благовещение), и он Ее приветствовал с райской ветвью в руках. Он ее вручает как залог того, что Она будет в раю. И он сообщает Ей, что Она должна готовиться оставить этот мир и уйти к Своему Сыну. И Дева Мария возвращается в дом и сообщает эту новость Иоанну Богослову. Он сообщает патриарху Иерусалимской церкви, тогда  - главе всей Церкви патриарху Иакову, Брату Господню. И вскоре все узнали, что Дева Мария, которая была центром их духовной жизни, таким видимым, осязаемым свидетельством -  покинет этот мир. Это для них было большое потрясение. Дева Мария очень тяготилась, что в Иерусалиме не было апостолов кроме Иакова и Иоанна. Она хотела проститься с ними. Ученики Ее Сына, наверное, воспринимались Ею как Ее духовные дети. И  Дева – Старица, из сердца которой выходит Евангелие, являлась источником благодатных наставлений. Мы знаем, что Она вела очень скромный образ жизни. Из одежды у Нее была одежда на смерть, и  кроме этого еще две женские рубахи. И Она дарит эти рубахи Своим помощницам. И вдруг с улицы шум заполнил весь дом, верующие вышли и увидели, как на облаках слетаются апостолы. Чудесным образом Господь привел их к  этому дому. И апостолы сами были удивлены, они не знали, зачем их Господь собрал. Они давно не виделись. И выходит Иоанн Богослов и говорит: наша Матерь покидает этот мир, и апостолы  окружают Ее одр. Если мы смотрим на икону Успения  - мы видим 12 апостолов. Имеется в виду, что  апостол Павел тоже припал к Ее ногам. В древности высказывалась такая версия, что после смерти Иуды, которую Бог предвидел, не надо было избирать другого. Но мы приемлем и апостола Матфея, которого они избрали. 

От Девы Марии все время исходило благоухание. Даже назывались цветы, которые благоухали в Ее присутствии. Была серьезная проблема, христиане не знали, как Ее похоронить. Она завещала похоронить ее в Гефсимании, и надо было донести Ее до места захоронения. Если они Ее похоронят, то евреи туда уже не сунутся. Но пока Ее не захоронили  - они могли сделать все, что угодно. Воинственно настроенные иудеи, которые ненавидели Иисуса Христа, стали сбегаться в кучки, чтобы узнать место, где пойдут апостолы. А они шли и совершали обряд, он известен, расписан. Каждый еврей знает обряд переноса тела. Они попеременно пели псалмы. И Господь опустил облако тумана. Такое густое, как молоко. И было слышно пение, что идут люди, а где они идут  - не видно. Там же много улочек! И трудно было найти. А враги даже аромат ощущали -  так хотели найти. И произошло то, что произошло. Бог попустил одному фанатичному еврейскому священнику, о котором сообщается в житии, что он был физически очень сильный, увидеть, как несут тело  Богородицы. И он бросился, обвешенный разными амулетами, такой сильный и мощный, с грохотом, криком и визгом. Он бросается на одр Девы Марии, чтобы перевернуть его. Но  появляется архангел Божий Михаил, который отсекает ему кисти рук, и они повисают на одре. И этот  человек, этот религиозный человек, как Христос говорит: «Некоторые, убивая вас, будут думать, что они служат Богу». Он видит архистратига Михаила, это, скорее всего, первое видение в его жизни. Он понимает, что это чудо и что он совершил преступление. У евреев очень развито понятие «мера за меру».  Не бывает наказания без вины. И апостолы ему  говорят: проси прощения. И этот священник – его звали Афоний -  первый человек на планете, который стал молиться, обращаясь к Деве Марии. Потому что тогда Ей еще никто не молился.   И апостолы ему говорят: приложи руки. Он приложил -  и они срослись. И он присоединяется к этой процессии, она снова покрывается туманом, сияющим облаком. И они приходят к месту Ее погребения. Оно совершается в пещере, где положили Ее тело. Прочитали специальные молитвы. И вход заложили огромным камнем. Но  и как всегда, опоздал апостол Фома. Ее уже похоронили. Он требует, чтобы ему показали Ее, он должен с Ней проститься. Он любит ее. Все они любили Деву Марию. Она была настоящим Сердцем Церкви. Вот, например, как  говорится в книге Деяний 1:14: «Все  они единодушно пребывали в молитве и молении с некоторыми женщинами и Марией, Матерью Иисуса и братьями Его». Вот когда Дух Святой будет обильно сходить на нас -  когда у нас будет единодушие друг с другом.

И открывают вход в пещеру, отваливают этот огромный камень, я думаю, он вправду был огромный, так как боялись, что найдутся люди, хотящие  совершить святотатство. Даже с еврейской точки зрения. Почему? Потому что на кладбище не лазили. Поэтому христиане и собирались на кладбищах. Даже римляне могли арестовать христианина где угодно, только не на кладбище, это было не принято. И вот, когда вошли в пещеру, то там никого не увидели. Она была наполнена благоуханием. Они выходят толпой на улицу -  и свет яркий с небес, осеняющее облако, и они видят на воздусях Деву Марию. И теперь уже вся Церковь восклицает: Пресвятая Богородица, спасай нас! Ну, слова, может быть, были иные. Но с тех пор молитва, обращенная к Деве Марии, станет обычной христианской практикой. Древние молитвы сохранены в основном на латыни. Одна из самых известных -   Аве Мария. Это знакомая нам: «Богородице Дево, Радуйся». Это первая часть. А вторая часть: Санта Мария, молись обо мне и ныне, и в день смерти. То-есть христиане хотели уповать на Деву Марию не только в этой жизни, но и в будущей. Потому что образ Ее ухода из этого мира меняет весь формат смерти. Смерть перестает быть чем-то ужасным. Она превращается в Успение. И в греческих полисах кладбища стали называться словом,  которое на русский можно перевести как спальня, усыпальница. Молимся о христианской кончине Матери Божьей, открывшей нам образ Успения. Чтобы Она помогла бы нам и в том мире.

-Первосвященники, которые так тщательно наблюдали за жизнью Христа, неужели они не знали, что Он родился в Вифлееме, а не в Назарете?

О.О.: -Я не думаю, что в ранний период они так пристально наблюдали за Ним. Потому что когда народ задал им вопрос -  похоже, он их озадачил. А они ответили по Писанию, что Мессия должен родиться в Вифлееме. И Христос действительно рождается в Вифлееме, куда Он прибывает со Святым семейством на перепись населения. Но в целом есть моменты в Новом Завете, где Христос молился на кресте: «Боже, прости им, не ведают, что творят». Но апостол Павел неожиданно, выступая, говорит, обращаясь к иудеям:  «Ваши начальники по неведению осудили Его на смерть». Почему он так сказал? Ну, можно сказать, что это такой миссионерский прием, что он знал, что евреи очень почитали своих старцев. У них почитание иногда сродни с человекообоженьем. Когда одежду человека начинают целовать, прикасаться к его бороде и т.д.

Но все-таки Павел так сказал. И такие тексты встречаются в Новом Завете. Действительно, по-человечески это  трудно представить: верующие люди, которое всю жизнь читают Закон Божий, пророков, Псалтырь - точно убеждены, что это Мессия, и они ведут с Ним борьбу. Все сложнее. В понимании иудаизма того времени благословенный человек  - это богатый человек, а нищий  - это проклятый Богом человек. Они исповедовали идеологию обогащения. И эта привязанность ко всему мирскому помешала им выстроить правильные отношения с Мессией. Ведь всякий раз, когда они замышляли убить Господа Иисуса - это всякий раз, когда Он устраивал погромы их торговых точек рядом с иерусалимским храмом. То- есть их бизнес для них был превыше всего. Есть о чем подумать.

Спаси и сохрани вас Господь!

Дорогие братья и сестры! Мы существуем исключительно на ваши пожертвования. Поддержите нас! Перевод картой:

Другие способы платежа:      

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и абзацы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Простите, это проверка, что вы человек, а не робот.
8 + 5 =
Solve this simple math problem and enter the result. E.g. for 1+3, enter 4.
Рейтинг@Mail.ru Яндекс тИЦКаталог Православное Христианство.Ру Электронное периодическое издание «Радонеж.ру» Свидетельство о регистрации от 12.02.2009 Эл № ФС 77-35297 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций. Копирование материалов сайта возможно только с указанием адреса источника 2016 © «Радонеж.ру» Адрес: 115326, г. Москва, ул. Пятницкая, д. 25 Тел.: (495) 772 79 61, тел./факс: (495) 959 44 45 E-mail: [email protected]

Дорогие братья и сестры, радио и газета «Радонеж» существуют исключительно благодаря вашей поддержке! Помощь

-
+