Перейти к основному содержанию

16:58 05.05.2024

Николай чудотворец

29.12.2023 11:00:40

Слушать: https://radonezh.ru/radio/2023/12/19/21-00

Н. В. Карташова: - Здоровья и милости Божией всем, кто слушает радиостанцию «Радонеж». С праздником, дорогие братья и сестры! Сегодня с утра мы чествовали в храмах и дома святителя Николая архиепископа Мир Ликийских Чудотворца. Великий святой. Его почитают и иноверцы, например, в Китае или в арабских странах. А уж у нас-то, на Руси, к Николаю Милостивому обращаются во всякой нужде. Сколько Никольских храмов! Какие дивные чудотворные иконы святителя Николая! Сколько именинников Николаев, которых мы и поздравляем! Здравия, спасения, многая лета всем, кто носит это имя в честь святителя Николая!

Вся Русь любила этого святого
И любит ныне в веке скоростей.
Спасает он людей со дна морского,
Со дна мирского и со дна страстей.

Старушка молит – будет утешенье.
Ребенок просит – и ему дает.
И узнику пошлет освобожденье,
И путника в дороге поведет.

Не все еще погибло в мире этом.
Не все еще терпенье через край.
Ведь ходит с нами грешными по свету
Святой угодник Божий Николай.

С праздником, дорогие! И с нами сегодня наш самый любимый батюшка – это военный священник, настоятель прекрасных воинских храмов в честь святого Александра Невского в Софринской легендарной бригаде Росгвардии и Державной иконы Пресвятой Богородицы – это уже Софрино 1, где космические войска – с нами игумен Феофан Замесов. Спаси его Христос, что он приехал к нам. Дорогой батюшка, благословите всех, кто слушает и кто в студии.

Игумен Феофан (Замесов): - Добрый вечер, Нина Васильевна, добрый вечер, дорогие братья и сестры. Божие благословение да будет со всеми вами. Поздравляю вас с памятью святого, которого особо чтит наш народ, и помощь его, которая многократно являлась, – это святитель Николай Чудотворец. Дай Бог, чтобы его молитвами всех нас Господь укрепил на жизненном пути, избавил от бед, скорбей, печалей и сохранил нашу великую родину.

Н. В. Карташова: - Я хочу вас поблагодарить вас. Мы недавно были у вас с концертом, в воскресный день. Так встречали прекрасно ваши ребята – зал был полон, как они слушали не только там песни, но стихи, поэзию! И меня всегда умиляет, что всегда после концерта они все около вас собираются, и вы им раздаете какие-то гостинцы: кому печеньице, кому какие-то зубные пасты, носочки. Батюшка, как это дорого! И как они вас любят – это так приятно видеть. Со мной была заслуженная артистка Анна Сиднина. Она первый раз выступала в Софринской бригаде. Ее это просто умилило. Благодарим вас, дай вам Бог здоровья.

Игумен Феофан (Замесов): - Конечно, важно, чтобы каждый человек ощущал заботу: будь то офицер, или военнослужащий по контракту, или военнослужащий срочной службы, потому что все-таки армия – это определенное жизненное испытание, связанное с трудностями. А когда у человека трудности, ему как легче бывает? Когда мы чувствуем, что мы кому-то нужны, когда кто-то нас поддерживает, переживает за нас, когда наше состояние не безразлично окружающим нас людям. Это дает какие-то силы. Поэтому стараемся воинов поддерживать настолько, насколько возможно. Конечно, не всегда возможно все охватить, но, слава Богу, собираются и в актовый зал, в ротах, подразделениях. Но сейчас много приболевших. Идут простудные заболевания. Но все равно идут мероприятия – сейчас стараниями нашего благочинного, отца Василия, к нам приедет в четверг военный писатель Виктор Николаев.

Н. В. Карташова: - Мы его знаем. Он наш автор.

Игумен Феофан (Замесов): - И будет выступать у нас в части. И прежние годы, когда он бывал у нас, всегда выступления оставляли глубокое впечатление. Важно в том плане, что помогает человеку какие-то вещи осмыслить. Очень важно, чтобы выступление несло такое благоприятное воспитательное воздействие на человека. А сегодня у нас другое очень важное событие было. У нас один из храмов находится на территории усадьбы «Мураново» имени поэта Федора Тютчева. В этом году было две даты памятных: 220 лет со дня рождения и 150 лет со дня кончины великого русского поэта, которого называют часто поэт-философ. Он предвидел многие судьбы России, его рассуждения злободневны по сей день. Хотя, казалось бы, он жил 200 лет назад, а все, что он говорил, что писал, оно напрямую относится к событиям сегодняшнего дня. На территории усадьбы ровно 145 лет назад был создан храм сыном поэта, Иваном Федоровичем Тютчевым. Он был соратник великой княгини Елизаветы Федоровны, в какой-то мере ее делопроизводитель, выполнял определенные ее задачи, поручения. Храм этот был создан в качестве домовой церкви. Предназначен был для нужд семьи, обитателей усадьбы. Бывает в наше время, что человек из себя ничего не представляет, но ставит себя настолько высоко – к людям относится с неким снисхождением – это неправильно. Потому что первое, что отторгает человека от Бога – это гордость, превозношение. Богу всякое превозношение не угодно. Оно сводит на нет и духовные труды, и все остальное. Но семья, обитатели Мураново, была настолько открытая, простые очень, что всех приглашали молиться в этот храм. И крестьяне, прислуга, местные жители, богатые помещики, генералы, творческие люди, приезжали архиереи – с одной чащи все причащались. Я застал еще, когда начал служить там 26 лет назад, были те, кто детьми пели на клиросе вместе с дворянскими детьми. Крестьянские дети в алтаре прислуживали. Но потом, когда революция грянула, удавалось службы не прекращать, семья выплачивала налоги. Внук поэта стал первым директором музея-усадьбы. Продавал предметы своей коллекции. И до 28 года храм действовал уже как приходской. Потом был закрыт, и был как склад. Сначала колхозный – зерна, овощей, потом склад музейных экспонатов. Потом уже, в 98 году, директор музея и сотрудники поняли, что предназначение храма – молитва, богообщение. Хотя это абсолютно не исключает проведение экскурсий. Наоборот, чем больше людей будет приходить, узнавать об истории, святынях, традициях – это лучше. Поэтому нет противоречий. Постепенно начали мы возрождать тогда богослужения, сделали противоаварийные работы. Но там работы надо было гораздо большие осуществлять, потому что зданию 145 лет. А так как это объект музейного комплекса, мы не могли сами ремонтировать никак, потому что там нужны были организации с лицензией, организации имеющие допуск к министерству Культуры, те, которые выигрывали тендеры. Не было долгое время бюджетных выделений. Но потом Бог дал. Тоже я по «Радонежу» выступал, озвучивал это. Как-то, слава Богу, вопрос сдвинулся. Вроде бы выделения были подписаны, но никак до работ дело не доходило, до практического осуществления работ. Директор такой очень активный человек, достаточно молодого возраста – около сорока или сорок лет, потомственный музейщик, Александр Евгеньевич Богатырев. И при нем многие музейные направления поднялись. И наконец-то пошли работы. Работы эти осуществлялись на серьезном уровне, не просто внешне, косметически. Там очень много было сделано на серьезном уровне, крыша заменена, купол, барабаны, потолки, полы – все. Служили мы пока в палатке, на улице. И сейчас все подошло к концу, и сегодня мы торжественно освящали крест.

Н. В. Карташова: - Сегодня это было?

Игумен Феофан (Замесов): - Да. Сегодня. День Николы – так Бог дал. Наметили на два часа дня. Благочинный должен был приехать, но он приболел немножко, и уже я сам освящал. Были наши клирики: отец Евгений, отец Георгий, отец Алексей – все были. Много народу собралось. Дождь шел. Сырость. Сотрудники пришли музея и местные жители, прихожане, паломники, и те, кто трудится там: руководители фирм строительных, сотрудники. Я помню, когда ставили крест в Артемово – у нас большой там Почаевский храм, Данилов храм, Архангела Михаила – крест освятили, потом установка продолжалась чуть ли не полдня: пока поднимал кран, все. А тут как-то, видимо, все было приспособлено, и крест металлический, но не тяжелый. Пока на улице мы поставили чай – люди пили, 15 минут, и уже стали ставить. Быстро все. Не успели освятить, и никто еще не разошелся – крест уже поставили, колокола зазвонили. Обсудили, как дальше в храме все будет обустраиваться, чтобы можно было опять начать регулярные богослужения. И это очень отрадно. Музей этот – во-первых, образец православной усадьбы. Такой традиционной, классической.

Н. В. Карташова: - Да. Она сохранилась лучше, чем другие.

Игумен Феофан (Замесов): - Все экспонаты не новодел. Во многих музеях новодел. Он может не отличаться от подлинника, а тут все подлинное. И потом через Мураново прошли судьбы многих деятелей отечественной истории, культуры, военных деятелей, поэтому там много и военных примеров. Например, первый владелец был генерал Лев Энгельгардт – герой Суворовских, Румянцевских походов, человек праведной жизни – сам писал богослужения, каноны, акафисты. Сохранились рукописи. Такой он был молитвенный, Казанский храм создал домовый. Потом там находился Денис Давыдов. Комната его осталась, гостиная, жил подолгу, вещи его остались. Человек, который организовывал сопротивление во время войны 1812 года, и который сумел так организовать сопротивление французским войскам, партизанские отряды, действия в условиях тыла противника, что его образно даже называют «отец спецназа». И у нас, когда приезжают группы военнослужащих, можно много получить полезного в нравственном плане, патриотическом плане, духовном плане, из военной истории. Я радуюсь, когда какие-то сборы военные, всегда едут наши офицеры, у нас в пятницу проходили масштабные сборы, вы сегодня упомянули Софрино 1, там находятся несколько частей и управление дивизии нашей, и объект противоракетной обороны, соединение, которое защищает Московский регион от ядерных баллистических ракет. Уникальная система, которая не имеет аналогов в мире. И как бы не говорили, что где-то мы, может быть, не во всем совершенны, наша армия, наши войска, но, тем не менее, есть чем гордиться, есть то, что, по крайней мере, обеспечивает безопасность. Когда сборы, то всегда мы возим наших военнослужащих в лавру и возим в Мураново. Командир наш, генерал-майор Кравчук Сергей Петрович, предложил и Мураново, и в Артемово проехать – там, где у нас несколько храмов, целый комплекс. И вот в Мураново они походили по музею, и настолько понравилось – преподнесли экскурсоводам книги об истории создании систем противоракетной обороны. А когда поехали в Артемово, там я принимал, рассказал историю прихода, о святынях, вдруг слышу, командир говорит: «Батюшка, расскажите нам об устройстве храма. Что означают врата Царские, иконостас, амвон, почему здесь иконы такие, а почему свечи ставим, про кадило».

Н. В. Карташова: - Это офицер?

Игумен Феофан (Замесов): - Да. Сам предложил. Я рассказывал символику, и слушали с огромным интересом. Что, действительно, в православном храме нет ничего такого случайного: то есть любое движение несет в себе определенный символический смысл. И когда это человек знает, ему интересней стоять на службе. А мне как раз привезли из одного церковного магазина целые коробки хороших икон для военнослужащих. Офицеры, почти 80 человек, все разобрали – каждый брал икону. Смотрю – один взял Матроны икону – и так радуется, полковник. «Я,- говорит, - так хотел Матрону», - и прямо вытаскивает.

Н. В. Карташова: - А там разные были иконы?

Игумен Феофан (Замесов): - Разные были иконы. И все-все разобрали. Книги разобрали о вере. Так вот я порадовался. Преподнесли на память изображение нашего объекта противоракетной обороны. Огромную такую картину. То есть у людей есть духовный интерес. Казалось бы, человек, может, и не безбожник, но ему, может быть, не интересно. Так не тут-то было: спрашивают, не рисуются. Люди тянутся. Я к чему это говорю. Нас слушают же разные люди. Есть семьи, где маловерующие, знакомые есть у людей далекие от Церкви. Я думаю, что не должно быть повода для уныния. Те люди, которые сейчас ходят в храм, многие из них, молятся, кто трудится для Церкви, даже не будет ошибкой сказать, что некоторые из тех, кто сейчас несет свое пастырское служение, тоже когда-то были далеки и, может быть, не ходили в храм. А может, и вообще были некрещеные даже. Но Господь по-разному призывает, поэтому еще не закрыт путь как бы. Вопрос не завершен - пока человек живой вполне может он поменяться. Надо молиться и разумно с человеком общаться, находить такие слова, которыми пробуждать человека.

Н. В. Карташова: - Неверующих нет. Да, батюшка, на концерте был замполит – он же нерусский, по-моему? Но, посмотрите, с каким уважением относится к православной вере. И мне даже показалось, что он даже верующий, православный.

Игумен Феофан (Замесов): - Он верующий.

Н. В. Карташова: - Ну, да. У него Сергий имя.

Игумен Феофан (Замесов): - Что интересно, какой интерес проявляется у многих офицеров и по контракту, и по срочной службе, и у благочестивых, и даже интеллигентных. Как не удивительно, хотя, казалось бы, армейская среда все-таки с достаточно жесткими отношениями, поведением, но, тем не менее, есть те, кто не матерится, не курит. Полно. Такие уважительные, интеллигентные. Даже в миру бывает гораздо больше людей грубых, и дерзких, и так далее.

Н. В. Карташова: - У вас там вообще как в монастыре, батюшка.

Телефонный звонок: - Давайте несколько слов скажем о молитвенном обращении к святителю Николаю Чудотворцу, святителю Спиридону Тримифунтскому, другим святым, и их молитвенной помощи нам.

Игумен Феофан (Замесов): - Да. Конечно.

Н. В. Карташова: - Святителя Спиридона Тримифунтского скоро память.

Игумен Феофан (Замесов): - Да. И святителя Спиридона 25, и ныне празднуемый Никола – особо почитаемые святые и на нашей земле, и, пожалуй, во всем мире. Особенно святитель Николай. Даже был такой случай: миссионеры одни поехали в одно место, где народ был язычники, не христиане, те, до которых проповедь еще не дошла. Так вот каково же было удивление этих миссионеров, когда они соприкоснулись с тем, что язычники, не знавшие истинной веры, не знавшие Евангелия, не знавшие Господа Иисуса Христа, уже знали о святителе Николае, и сталкивались с его помощью. У нас много было случаев на военных действиях. Я помню, один раз проводили мероприятие, и был один ветеран молодой еще по возрасту, здоровый такой, крепкий, как не человек, а шкаф огромный, под 2 метра, но не из нашей части, он приезжал на мероприятие. После сели за стол, он мне рассказывает: «Я, когда первая война была на Кавказе, поехал, и мать меня повела в храм. Я такой был молодой, легкомысленный. Храм – бабки ходят, молятся, что мне идти. Я не знал, что там будет на военных действиях. И мать подвела к иконе Николая Угодника и говорит: «Ты ему всегда молись, и тебе будет помощь». А я ухмыльнулся: «Какая помощь? Я – здоровый, крепкий»». Дрыном не перешибешь. Руки здоровые. Зубы крепкие – прямо богатырь. Голос густой. Ну, и поехал он. А первая война – там много было жертв, и в том числе неоправданных, потому что раньше не было опыта ведения военных действий в городских условиях, многие вещи были неожиданны для наших войск. Как раз недавно, 11 декабря, мы отмечали память погибших в Чечне. В этот день началась первая война, были войска введены на Кавказ, в Чеченскую республику. Так он говорит: «Я попал в такую мясорубку: гибли товарищи сотнями. Я уже думал, живым не выйду. И вот я от страха, и от ужаса, и от всего, от такого нервоза вспомнил, что мать повела меня к иконе, и на иконе старик. Я уже даже не мог сообразить, кто это был, забыл, что это Никола Чудотворец, и стал кричать: «Старик с иконы, помоги мне»». Хотел по имени, но когда в храме был, несерьезно отнесся, и на имя не обратил внимания. Попали в окружение – все уже – гибель. И тоже уже кричал во весь голос. И вдруг – раз – узнают, что подмога пришла каким-то образом. Хотя связь отсутствовала. И вот он говорит: «Я не по-другому никак не объясню, кроме как помощь святителя Николая Чудотворца. Домой когда приехал, мать стала говорить, я уже совсем по-другому: «Пойдем скорее в храм, к иконе к этой». Мать даже удивилась, что я по-другому воспринимаю. Я на своем опыте убедился, насколько важна молитвенная помощь. И она подвела меня: «Это Никола Чудотворец». Я вспомнил, что она говорила, что это – Николай Угодник. А у меня даже имя вылетело из головы по легкомыслию, и кричал: «Старик с иконы, помоги мне»». И вот такая помощь, он мне рассказал. Только жалею, что эти случаи надо бы записывать, но настолько жизнь нагружена: сборы – мероприятия – присяги – бесконечно – вот так вот. И таких случаев очень много. И когда я сам был ребенком, бабушка мне все время говорила: «Никола Угодник – великий заступник. Особенно в пути, в дороге». А я любил уходить, когда в деревне жил, в Ярославской области. Деревни все утрачены были после Хрущева, много деревень исчезло. Идешь 10 км – все лес, поля, утраченные деревни. Один раз зашел в такое место – и назад дороги не вижу, и впереди не вижу. Лет 14, наверное, было, 13 – так вот. И ходил часа три. И хотя это не тайга, все равно – кому приятно ночевать в лесу. Спохватятся – родные были пожилые только у меня – бабушка была живой еще. Я думаю, что делать? Три часа ходил, четыре. И потом вспомнил – стал молиться Николе – прям раз – лесная дорога, увидел. А до этого проходил несколько раз – не видел эту дорогу. И множество случаев. Мы когда с отцом Георгием были по осени на СВО – куда не приедем, рассказывают разные случаи. Прямо бери диктофон и записывай о молитвенной помощи святых. Господь помогает через крестное знамение, через иконы. И в том числе рассказывали случаи разные помощи святых угодников. И вот подошел один военнослужащий, что интересно, он достает икону – это прямо кусок из иконы, на ней Серафим Саровский. И он мне говорит, а он не знал, что Серафим Саровский, видимо, не особо церковный, а потом икона старая, вся как будто вылепили фигуру, преп. Серафим стоит в пол оборота, как его изображают сгорбленным: «Я думал, это – Николай Угодник. Я ему молился как Николаю Угоднику». И начал перечислять: там был спасен, там был спасен – как начал нам перечислять с отцом Георгием, а я ему говорю тихонько: «Это не Никола, это – Серафим Саровский на иконе». Но он так удивился, и я не стал ему говорить, правильно он делал – неправильно. Я понял, какова искренность веры. Он имел иконку Серафима Саровского, а молился, не зная до конца, видимо, старинная икона, какой святой изображен. Он думал, что это – Никола Чудотворец. И молился как Николаю Угоднику. И везде был спасен. Вот такие примеры.

Н. В. Карташова: - Это там на Донбассе?

Игумен Феофан (Замесов): - Да, там на СВО. Такая ситуация. Как раз 11 декабря мы собирали наших священников, тех которые отвечают за окормление силовых структур, казачества по нашей Сергиево-Посадской епархии. Московская область состоит из пяти епархий. Наша епархия, где находятся воинские части наши, 13 наших благочиний, 14-я – это монастырская. Это Сергиево-Посадская епархия. Наш правящий архиерей – епископ Сергиево-Посадский и Дмитровский преосвященнейший Кирилл. Он и наместник лавры, он и ректор Сергиево-Посадской академии. Очень достойный такой владыка. И в каждом благочинии есть священнослужитель, который отвечает за силовые структуры. В каждом благочинии есть священнослужитель, который отвечает за взаимодействие с казачеством. В каждом благочинии есть священники, которые просто, на общественных началах, ведут работу духовную среди силовых структур. Есть те, которые на СВО. Есть те, которые служат в воинских храмах. Есть казачьи духовники. И мы собирались на собрание в Софринской бригаде в этот раз. 25 человек нас собралось тех, кто смогли приехать. И отслужили панихиду по всем погибшим воинам в храме, потом мы пошли к мемориалу погибших, туда, на территорию бригады. Там есть мемориал достойный такой. Возложили цветы, возгласили вечную память, потом провели всех наших гостей по музею боевой славы. У нас хороший музей в Софринской бригаде. А потом уже прошли в актовый зал. И те батюшки, которые в разных направлениях работают, делали доклады. Показали мы фильм про историю боевой Софринской бригады. Далее благодарность от нашего командира. Командир – герой России. Но и потом уже вручили памятные подарки, и была общая трапеза. Там были и ветераны наши. Рассказали о боевом пути бригады. Я порадовался, что столько есть пастырей, которые несут служение не потому, что им за это платят специально, не потому, что за это какие-то награды, дивиденды, но которые понимают важность духовной работы среди защитников отечества. Тот же Суворов говорил: «Только на одну четверть зависит выполнение боевой задачи от боевой подготовки, вооружения, от условий и на три четверти – от силы духа». Действительно, если не будет любви к родине, готовности жертвовать собой, да хоть ты будь обучен, как супермен – толку не будет. Или человек трусливый. И вот я собирал духовенство военное, потому что я председатель отдела, я порадовался, что священнослужители несут с усердием такую работу, в каждом из благочиний есть определенный план на весь год. Но не только в войсковых частях. Тут недавно, буквально в пятницу, мы у нашего благочинного по Пушкинскому округу собирали руководителей силовых структур. К ним относятся и военкоматы, и следственные комитет, и ФСБ. Завтра как раз будет день ФСБ. А сегодня день военной контрразведки. И структуры МЧС и Госпожарнадзор, и Гостехнадзор, отдел по делам несовершеннолетних, все казачества и так далее – собирались все, обсуждали, как проводить работу, чтобы оздоровить общество, чтобы не было того, что мы видим: наркоманы, пьяницы, извращенцы или те люди, которые спят и видят только на Запад, пользуясь всем в России, имея корни в России. Так людям затуманили головы, что им кажется, что там где-то слаще, лучше жизнь. Хотя человек старательный и на Родине не останется без дела и сможет и зарабатывать, и жить, и реализовать себя, и пользу принести обществу. А там в чужом месте, в чужом народе, даже если там будут святые жизнью – я столкнулся с теми, кто уехал – они не почувствовали себя счастливыми.

Н. В. Карташова: - Конечно. В чужой среде.

Игумен Феофан (Замесов): - Правильно надо воспитывать детей, чтобы не получилось, что люди русские по крови будут по духу не русские. Вы со своими концертами, Нина Васильевна, - творческий вклад. Мы со своим служением, и все, кто слушает нас, каждый какую-то лепту вносит. Мы, может быть, не можем изменить ситуацию в масштабах всей страны, всего мира, но если каждый будет что-то делать, что от него зависит, то уже изменится ситуация.

Н. В. Карташова: - Это так. Вот как ребята хорошо восприняли вот эту строчку стихотворения: «Усадьбы сгорели, но почва осталась». Мы должны быть на своей почве.

Телефонный звонок: - Как простить врача, по вине которого скончался близкий родственник? Хотели подать в суд, но может быть лучше смириться и принять как волю Божию?

Игумен Феофан (Замесов): - Бывает и такое. Наверное, году в 87 бабушку взяли из деревни. Мы в городе получили квартиру. И она, когда была в деревянном доме, там, в Ярославской области, это наша деревня, рядом с Годеново, километра три, нормально чувствовала себя. В каменный кирпичный дом перевезли – сразу стала задыхаться, давление. И что-то плохо ей было совсем, была зима. Вызвали скорую помощь, приехал молодой врач. Он уколы сделал, она пришла в себя. И потом уже день к вечеру, он еще раз заехал узнать, в каком она состоянии, еще лекарства привез, какие-то гостинцы, фрукты. А потом на следующий день звонил – у нас как раз телефон провели, не у каждого при советской власти был телефон. И мы так порадовались – молодой врач. А бывает и иначе, конечно. Я один раз болел – перенапрягся. Мне говорят: «Давайте положим в больницу». Лег я в больницу общую, дают мне витамины день, два, три, четыре. Я им говорю: «Дайте [_______] [31.20]». Они говорят: «Вам это не поможет». Я говорю: «Ну, давайте обследование». Неделя проходит, я говорю: «У меня витаминов целые коробки стоят. Куда витамины? Меня надо проверить, посмотреть. Мне надо выправиться, чтобы я работать мог. А витамины я могу и сам пить». Приехал Николай покойный, который сейчас помощник, он посмотрел – неделя прошла – еще хуже только мне. И я уехал, потому что нужно было реальное лечение какое-то, а так пользы не было. Поэтому врачи разные, как и все люди разные, но это не значит, что не нужна медицина, и что не нужно лечение. 

Н. В. Карташова: - Батюшка, но среди врачей нужна работа священников, чтобы было милосердие. К сожалению, многие медицинские работники, вот у меня муж тяжело болен, я теперь знаю, вы знаете, это как бизнес для них. Они не заинтересованы, чтобы человек был здоров. Вот много таких. Поэтому священники нужны.

Игумен Феофан (Замесов): - Поэтому если человек умер по вине врачей, тут что можно сказать? Во-первых, до конца не известно. Родственники могут думать, что это по вине врачей, а как там на деле – это надо разбираться.

Н. В. Карташова: - Если заключение медицинское…

Игумен Феофан (Замесов): - Наверное, надо, если, действительно, есть такая уверенность, чтобы врач этот в дальнейшем не нанес вреда, поставить его руководство в курс. Руководство уже примет какие-то меры. Я не думаю, что если подавать в суд, судиться, все это будет правильным. Потому что дело в том, что я много раз был свидетелем, некоторые люди подавали в суд, даже будучи правыми, а эти судебные заседания у них отняли столько времени, столько сил...

Н. В. Карташова: - И денег.

Игумен Феофан (Замесов): - что когда цель уже была достигнута, то такими жертвами, что уже человек не получил от этого никакого удовлетворения. Но, наверное, поставить руководство в известность, если, действительно, медик небрежный – бывает и такое, было бы правильно, чтобы как-то они имели в виду, что врач, который должен приносить пользу, может быть, не совсем соответствует. Но специально мстить – я не думаю, что было бы правильно. Там везде писать жалобы направо и налево. Есть Бог – Он видит все. Я вот когда не был еще священником, жалел – есть люди пьющие, люди бездомные – помогал некоторым. Кто-то сироты были. И столкнулся с тем, что один был человек – пьяниц, алкоголиков обманывал с квартирами. Они ему подписывали – как-то за бесценок продавали. И он оставил их кого бомжами, кого переселил в какую-то конуру. Я что-то хотел привлечь тогда органы, но я по юности думаю: «Куда я полезу?». Бог сам управит все. И потом раз – проходит время, это год был 2002 что ли, приходят бомжи. Мы берем бомжей, бродяг. И этот человек, который обманывал людей с квартирами, он приходит ко мне как бомж сам. То есть Бог как-то так это все свел, что он оказался никому ненужный. Жил, трудился и так далее, но его свои же родные вытурили из дома.

Н. В. Карташова: - По его же методе.

Игумен Феофан (Замесов): - Да. Как-то так вышло. Бог не остался в стороне. Поэтому я не думаю, что христианину было бы правильно в каких-то случаях хвататься за палку и бежать мстить. Наверное, в личных вопросах, стараться как-то по возможности сглаживать, помнить, что есть Господь. И Бог часто расставляет на свои места все. И, может быть, Бог гораздо строже спросит, чем мы будем спрашивать. Потому что еще раз скажу, что если начать сейчас писать везде, разбираться, в суды подавать, то уйдет столько сил, нервов.

Н. В. Карташова: - А потом тут не вернешь того, кто умер. Дай Бог всем здоровья! Прежде всего. Это самое главное.

Телефонный звонок: - У моих знакомых периодически в семье происходят беспричинные скандалы, распри, вплоть до ненависти друг к другу. Они заметили, что это как-то совпадает с появлением определенного человека в их квартире. При этом они обнаруживают различные предметы, которых не было в их жилье. Например, клубки волос, какие-то нитки, булавки непонятные. Скажите, пожалуйста, не является ли это колдовством и причиной разлада в семье? И что делать в таком случае?

Игумен Феофан (Замесов): - Дело в том, что у святых отцов неоднократно упоминается момент о чародействе, о том, что бесы могут действовать через тех людей, которые добровольно вступили с ними в союз во время земной жизни, ценой того, что их душа после смерти попадает полностью во власть демонов. Но люди эти часто крещеные. Они понимают, какая страшная будет расплата. Но они прельстились тем, что бесы дали им во время их земной жизни, когда эти люди вступили с ними в союз, особые какие-то способности. Мы говорим колдуны, чародеи, маги, целители, знахари, предсказатели и так далее. И вот они могут действовать, особенно, когда человек не защищен благодатью Божией, бесовские силы могут его повреждать. Я знаю, есть священники и миряне, которые это отрицают. Но как не удивительно, жизнь сама показывает. Был у нас один случай – году в 2009 – одни люди купили землю, строили дом, а их соседи тоже строили. И соседи на эту землю претендовали. Но получилось так, что кто продавал, продал другим людям. Соседям не достался этот участок. У них пошла злоба какая-то. Они там пытались отсудить, жалобы писать какие-то. И такой пошел разлад отношений. И ясно было, что это злоба из-за того, что они не смогли получить землю. Раз идут хозяева, те которые землю купили, смотрят – что-то у них подкинуто, валяется какой-то сверток – какая-то распашонка детская. Взяли они. Вся семья заболела – слегла прямо. Кашель, задыхаются – температуры нет. Потом еще через два дня идут – какой-то пучок валяется. И все у них происходили какие-то бедствия. Но потом они пошли в храм, молебен отслужили, священник сказал отслужить молебен свт. Киприану и муч. Иустинии, стали читать акафист, взяли воды – кропить стали. И вдруг их соседи, которые это все перебрасывали, не с того, ни с сего сказали: «Мы от вас уезжаем». Продали, уехали в другое место. Как будто их как ветром сдуло. Вот такая ситуация. Приехали нормальные люди – сразу это все прекратилось. Поэтому я думаю, молитвенная помощь Киприана и Иустинии должна быть через чтение акафиста, служение молебнов, обращение к ним в частной молитве. Вот есть в Греции, я там не был, к сожалению, в этом месте, Менико такое место, где мощи Киприана и Иустинии – и вот, когда там больных людей отчитывают, – я слышал в Греции только в одном месте отчитывают. И именно там совершаются молитвы о духовном выздоровлении. И в этих молитвах призываются Киприан и Иустиния. Раньше на Руси был специальный чин в церкви. Он и сейчас есть, только он не используется. От действия колдунов, чародеев богослужебное чинопоследование Почаевская лавра издавала сколько-то лет назад, переиздавала. Так оно больше нигде не встречал, чтобы издавалось. И там тоже есть молитвенное призывание мучеников Киприана и Иустинии. Поэтому надо к ним молитвенно обращаться, мы тоже служим у себя молебны. Когда-то много лет назад передавали в дар мощи, а я чту, мне давно, еще когда не был священником, все люди рассказывали, как молились Киприану и Иустинии, когда ощущали от каких-то лиц действия злых сил, колдовство, чародейство – и была помощь. Я все думал: «Какие святые Киприан и Иустиния – такие великие святые». И мне говорят: «Вам мощи привезут двоих святых. Парные». Я думаю: «Не может быть, чтобы Киприан и Иустиния. Вряд ли нам когда-то привезут такие». Раз – привозят Киприана и Иустинии. Только вот подумал. И стали мы служить. В Мураново сейчас на ремонте храм, в Артемово, где отдаленный наш более приход.

Н. В. Карташова: - По субботам у вас?

Игумен Феофан (Замесов): - Да. По субботам. Пол десятого выносим мощи. У нас есть дежурная женщина, я ее телефон продиктую: 8 915 333 17 18 – Мария Михайловна. Некоторые приезжают у нас и пожить, и потрудиться. Великое дело, что сейчас есть возможность и в храм ходить, и книги духовные иметь, передачи слушать. Я вот пришел ребенком в храм, 82 год был: к батюшке не подойдешь, родители боялись, что на работе узнают, в школе узнают, книг не было, от руки переписывали. И что будет, как сейчас – это было сложно даже представить. И люди, конечно, в большей степени ценили – попал ты в храм – уже радость. А сейчас все есть, и даже есть православные и концерты, и православные выставки, ярмарки и лекции православные – надо этим пользоваться пока есть возможность. Тем более это помогает духовно укрепиться, узнать больше о вере, осознанно веровать, уметь обосновать свою веру. И вот у нас тоже в Пушкинском благочинии активно такая духовная работа проходит и в воинских частях, и в школах, и в больницах. Слава Богу. И при прежнем благочинном и при нынешнем, отце Василии Ковальчуке. Вы знаете, что у нас работа в воинских частях. Если кто-то захочет помочь воинам, просят обогреватели. Купили мы много обогревателей, слава Богу нам помогли. Просят тепловые обогреватели: масляные, воздуходувы. Будем благодарны. А те части, которые в Сирии у нас находятся, просят искусственные елки, игрушки для елок. А ветеран наш не понял, поехал в лес договариваться с лесничими, рубить елки. Потом задумался: «Как я в Сирию их отправлю». И в последний момент остановился. Нужны елки пластиковые, искусственные, и игрушки елочные. Для СВО просят носки теплые, просят перчатки шерстяные. Будем благодарны. Телефон помощника: 8 916 108 25 79. Это отец Георгий – мой помощник. И у нас есть прихожане из Москвы, они ездят каждую неделю почти. Некоторые люди ходят что-то передать. С ними могут передать. Пусть для бездомных – продукты, лекарства, постельное белье, предметы гигиены, инструменты. Иван есть: 8 925 605 05 51. И Андрей тоже помощник 8 926 237 59 72. Если что-то надо передать, они все из Москвы отвезут. Еще диакон наш ездит, отец Алексей, клирик нашего прихода: 8 926 372 02 80.

Телефонный звонок: - У меня сын вырос в православной семье, с детства ходил в храм, у него есть духовный отец, был хорошим мальчиком пока не пошел в армию. Как пошел в армию, он стал не просто ругаться матом, а разговаривать матом. Я ему, конечно, пытаюсь об этом говорить: «Ты, во-первых, с мамой разговариваешь», - и так далее, но как системно с этим бороться, я не понимаю. Подскажите, пожалуйста, что с этим делать?

Игумен Феофан (Замесов): - Пословица говорит: с кем поведешься, от того наберешься. В Писании говорится: «Худые сообщества развращают добрые нравы». Действительно, находясь там, где мат, человек порой может начать себя не сдерживать. Бывает еще и так: недавно один человек, помощник у меня, такой парень благочестивый, православный юноша, - нагрузка была большая, нервы – и у него матерные слова вылетели, хотя православна семья у него. Он уже на нервах не держался. Но, конечно, надо беседовать с человеком. Я могу что сказать: на некоторых подействовали такие аргументы, мне даже кто-то привез такие таблички для солдат – напечатали какие-то прихожане, может быть, наши радиослушатели это сделали: «Кто произносит мат – проклинает свой род и своих близких». Мы по ротам, подразделением раздаем. И человек, может быть, никогда бы не прекратил, и вдруг у него мысль в голове, что «от этого будут страдать мои родные». У нас стало меньше мата. Одну табличку я поставил, где исповедую я, в воинском храме. Подходят гражданские, военнослужащие, мужчины, женщины – невольно смотрят и сразу спохватываются: «Ругаюсь. Больше никогда не буду. Все. Я как-то не думал, что это отразится на родных». Поэтому надо говорить, что твой мат – это вред не только тебе, но будут страдать и люди, которых ты любишь, которые дороги, вся семья – отходит благословение Божие, поэтому будет от этого хуже. Ты не хотел бы, чтобы было плохо тебе, твоим родным, поэтому удерживай себя. Русский язык настолько богат, что можно любые эмоции выразить и без мата. Найди какие-то слова и радости, и горя ,и возбуждения, и тревогу, и удовольствие – все можно выразить. Потом что еще надо говорить? Если человек верующий, что когда мы материмся, благодать отступает. Из одного источника не может течь горькая и сладкая вода. Бог не примет наши молитвы из уст, оскверненных матом. И мы становимся уязвимыми для бесов. Когда человек не матерится, он менее подвержен бесовским нападкам. Когда он матерится, он становится беззащитным, поэтому ты делаешь себя мишенью для темных бесовских сил. Но и молиться о вразумлении. Я вот когда я объявлял о помощи, я забыл сказать: просят у нас для Сирии 3 электропилы, 3 мешка муки ветераны. Но это просто на всякий случай. Именно электропилы. Это для военнослужащих, которые там находятся. Можно будет с отцом Георгием связаться, кто захочет помочь. Может быть, кто-то еще чем-то помочь захочет – будем благодарны весьма. Наш приход принимает обездоленных лиц, поэтому если кто пожелает, присылайте таких людей, кто пожелает трудиться. Есть люди – годами живут – трудятся, молятся. Бывают и больные, а работают старательно. Бывает, перестают пить. Кто-то, может быть, пожелает помочь. Для бездомных особенно нужны продукты, лекарства, постельное белье, предметы гигиены. Будем благодарны. Вот недавно пожертвовали 50 пар теплых сапог, новых. Это большая радость. Почти всех мы обули. Максима телефон продиктую: 8 916 391 61 51. И второй помощник Игорь: 8977 293 53 14. Будем рады, если кому-то мы сможем оказать посильную помощь, потому что добрые дела – это часть нашей веры.

Н. В. Карташова: - Спаси Христос, дорогой батюшка.

Игумен Феофан (Замесов): - Помощи всем и Божьего благословения.

Н. В. Карташова: - До новых встреч.

Дорогие братья и сестры! Мы существуем исключительно на ваши пожертвования. Поддержите нас! Перевод картой:

Другие способы платежа:      

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и абзацы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Простите, это проверка, что вы человек, а не робот.
10 + 2 =
Solve this simple math problem and enter the result. E.g. for 1+3, enter 4.
Рейтинг@Mail.ru Яндекс тИЦКаталог Православное Христианство.Ру Электронное периодическое издание «Радонеж.ру» Свидетельство о регистрации от 12.02.2009 Эл № ФС 77-35297 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций. Копирование материалов сайта возможно только с указанием адреса источника 2016 © «Радонеж.ру» Адрес: 115326, г. Москва, ул. Пятницкая, д. 25 Тел.: (495) 772 79 61, тел./факс: (495) 959 44 45 E-mail: [email protected]

Дорогие братья и сестры, радио и газета «Радонеж» существуют исключительно благодаря вашей поддержке! Помощь

-
+