Перейти к основному содержанию

09:49 27.04.2024

Программа «Вне времени» - вопросы о вере и спасении

20.11.2023 12:20:18

Слушать: https://radonezh.ru/radio/2023/11/06

- Есть разница, на каком языке читать Евангелие и молиться?

- В строгом смысле разницы нет. Главное, чтобы был настрой. Но на самом деле разница есть. Церковно-славянский язык, Богом нам данный, не позволяет расхолаживаться, вводит нас в другое пространство. Когда к нему привыкаешь, то образы, за словами которые стоят, становятся иными - более настоящими. Для изучения нужно читать синодальный перевод. Лучше его, потому что есть разные варианты перевода, протестантские например. Они туда что-то вкрапят, а ты не заметишь. А если столкнуться с сербами, болгарами – там этот язык везде. С ними легко молиться. Есть специфика небольшая, но в целом всё очень понятно.  Не просто так Господь сохраняет язык церковно-славянский, чтобы славян объединять через язык.

- Почему в храмах читаются одни и те же Евангельские отрывки?

- В храмах читаются разные отрывки. В течение года Церковь прочитывает всё Евангелие на службах. На любой день есть отрывочек из Апостола и Евангелия. Если вы приходите только на воскресную всенощную, то конечно вы услышите там примерно одинаковый набор отрывочков из Писания. Они всегда по очереди читаются на глас. И то же с праздничными Евангелиями, Богородичными. Церковный устав - весьма интересная вещь. Он предусматривает, что и когда читается. Иногда, если замечали, читаются два-три отрывка. Два отрывка Апостола и два Евангелия. Рядовое и праздничное. Или по одному. Это зависит от праздника, дня. В Церкви всё и просто, и очень сложно – целая наука литургика.

- Говорят, в церкви на все надо спрашивать благословение духовника. А если у меня его нет?

- Если нет духовника, то конечно, невозможно на всё спрашивать благословение. Кроме того – на всё спрашивать благословения не надо вовсе. Только на то, что касается духовного. Компетенции духовника – вопросы духовного порядка. Мне, как священнику, главное, чтобы по моей вине человек не погиб душой. А если не получается найти духовника, то прилепиться хотя бы к какому-то священнику. Послушайте проповедь, пообщайтесь живьём, и выберите, к кому прилепиться. Исповедь принимать может любой священник, потому что прощает нас все равно Господь. А для совета по духовным вопросам надо поискать священника. Решающее и главное – чтобы слова священника с амвона не расходились с Евангелием и святыми отцами. И молитесь, чтобы Господь дал помощь Свою.

- Есть ли на свете человек, который предназначен мне?

- Богочеловек точно предназначен. Если по-настоящему искать. Он предназначен мне, а я – Ему. Его ищите в первую очередь. Если Ему уневестимся, то тогда всё, что нужно здесь на земле, Господь устроит. Если же Вы имеете в виду вторую половинку, то это есть в промысле Божием. Главное для человека просить если Господи у Тебя есть, то ты мне дай моего. Любого не надо, моего. А мой там, где единодушие, когда две души едины, а бывает, когда единого духа. Лучше бы чтобы дух был един, тогда душа и тело как-то сложатся. Так что если ищете, то ищите во Христе, хотя если надо Сам Господь даст.  

- Что в семье самое важное?

- Самое важное то же, о чем я говорит в прошлом ответе на вопрос. Главное – чтобы было одно целое, чтобы не было Я, но были Мы. Когда одно я начинает подавлять другое я, то ничего хорошего не получается. Семья – действие совместное. Со-единение частей – со-частие – счастье. Вот счастливая семья. Если найдете целесообразным, можете послушать цикл передач, который мы записали по этой теме. Когда есть мы как Божие соединение, то и счастье есть. У него ответственность, снисхождение, у нее послушание, кротость, немногословие.  Соединение правильное, дети смотрят и тоже правильно с радостью принимают. Они могут разное потом в жизни делать, но мы сами им пример должны дать. 

- Что означает «семейный крест»?

- То же, что и Божий крест. Возьмите иго Мое на себя, ибо иго Моё легко есть. Нести крест Христов легко. Наступать на горло своему «я». Уступать. Учиться не давать повода ищущим его. Никому не давать вбить клин между супругами! Семейный крест – радости, горести, всякие бытовые и не бытовые ситуации - всё это и есть крест. Самое важное, понять, что есть это важное. Тогда крест нести будет легко. Люди нормально себя чувствуют, когда есть надежность. А надежность откуда возьмется в таком мире, как сейчас? Просто оба должны понимать, что это Господь соединил нас, все остальные люди – это чьи-то жены и мужья. Потому надо, чтобы было по-настоящему, во Христе, целомудренно.

- Гражданский брак – это блуд? Что означает чин обручения и венчания?

- Гражданский брак в понимании современном – безусловно, блуд. Это такое самоуспокоение. У нас вроде брак, но просто он не брак, разве что немного. Современные теоретики придумали схему, что если мужчина и женщина вместе живут, то они муж и жена. И их можно в церковной общине допускать. Сам лично слышал об этом. Не знаю, чем руководствуются люди, но единственный способ понять, чем отличается закон от беззакония – это просто элементарный вопрос. Почему люди это делают? Обычно слышишь в ответ, что мы конечно любим друг друга, просто формальности ни к чему. Одна и та же ахинея. Тысячу раз я это слышал, глаза одинаковые у людей, интонации. Всегда все говорят одно и то же. Джентельменский набор, который изобрел кто-то, бесы его людям подсовывают.  Вы друг друга любите. Так что мешает вам расписаться? Вы же не пробовали, не знаете, откуда можно понять, что это неважно или не имеет значения? Если я не пробовал манго, то как могу знать, что это ерунда? Потому что Петька сказал? Он же пробовал, сказал ерунда. А сам-то ты не пробовал! Откуда можно знать? Если родители денег на свадьбу не дают, то тогда надо просто подождать. Вы же любите друг друга. Ждите. Брачная ночь не может быть до брака. Фальстарт это называется. Господь запретил прелюбодействовать. Он назвал блуд блудом. Вещи своими именами. Никак это не завуалировать. Ни флиртом, ни романом, ни интрижкой. Не пачкайте святое слово «брак» о блудное сожительство. Не надо считать мой брак и ваш равнозначными. Блуд - мерзость перед Богом. Вариантов нет. 

Для нас православных это само собой между делом – пойти в загс. Решающее для нас – венчание. После него у христиан брачная ночь. Замуж выходить и жениться нужно только во Христе! Думайте, если до брака вас склоняют на блуд, думайте, тот ли человек.

Мы пережили с вами 70-летнее безбожие. Получили в результате массу вот такого гражданского брака, законного, в загсе зарегистрированного, но не освященного церковным таинством. Тогда был спрос другой с людей, хотя люди нерасписанными и не жили. Порицание следовало в случае, если люди не расписывались. Отношение к браку было все же благочестивое. Песни пели особенные – обручальное кольцо, не простое украшение, двух сердец одно решение… Брак считался серьезным делом. А сейчас один разврат. Как бы так сделать, чтобы не расписываться, но только при этом чтобы считался как брак. Отец Дмитрий не зря тогда поднял эту волну, назвав бесплатными, с низкой социальной ответственностью женщин, которые живут в этом… Не по вызову, а все время «под рукой». Никакого компромисса здесь быть не должно. Я как-то рассказывал теорию крыжовника. Детям-старшеклассникам я её дарю, а они мотают на ус. Если хотите быть в браке счастливыми, запомните, что если крыжовник созрел почти, но еще зелененький, то его не надо срывать и есть. Тебе обеспечена стопроцентная оскомина и минимум одна ночь сами знаете где. Вывод – сначала брак, потом брачная ночь. Вот такая теория.

Мы признаём браком союз, который, например, законно начался в советское время, у них уже 5 детей, потом она начала воцерковляться, а муж атеист-коммунист. Просто брак не освящен Церковью. Такая у нас тут экономия, снисхождение. В первые века христианства было много язычников, а браки-то уже были. Кто-то из супругов становился христианином, так вот приходилось считать это законным браком. Апостол Павел приводит критерии, какой брак считать законным. Пусть супруг-язычник не верил во Христа, не ходил в храм, но хотя бы не мешал жене это делать. Было снисхождение в силу особенностей исторического периода. А то знаю случаи, когда или ты в храм не ходишь, или разводимся. И человек остается в браке. Проверочка такая. Серьезный вопрос. Тут целое поле деятельности для священника.

Чин обручения – как происходит таинство. Обмен кольцами – обручение. Там много ветхозаветных чтений. Есть слова отца из притчи о блудном сыне – наденьте перстень на руку его. Кольцо как знак власти. И здесь тот же образ. Человек начинает не совсем себе принадлежать. Тут и жертва появляется. А венчание после обручения – уже венцы. Их можно получить видимые на земле: венец брачный, венец священства, венец монашества.  Это царский венец. Жених и невеста – малая Церковь, которая венчается на Царство Небесное, создается. И мы специально молимся об этом. А тут же и мученический венец. Терпеть все невзгоды. Не у всех получается жить долго и умереть в один день, но надо всё-всё в жизни терпеть вместе. Господь даёт это нести через таинство венчания.

- Возможен ли брак православной девушки с иноверцем?

- Если девушка православная, то брак с иноверцем невозможен. Такая девушка может выйти замуж только во Христе. А вот это стерпится – слюбится – не надо этого.

- Почему Богородица почитается Церковью больше чем святые?

- Хороший вопрос. Дело в том, что Господь Её возвысил, венчал на Царство над всеми святыми, но и херувимами и серафимами.  Она почитается нами как Мать. Она не только Божия Матерь, но и Мать всех людей. Господь нас Ей усыновил. Апостолу Иоанну Он сказал просто: вот Мать твоя. А Богородице сказал: вот сын твой. И через этот диалог с креста усыновил Господь Богородице апостольскую Церковь и всех, кто захочет жить с Ним. Ещё бы нам не почитать Её выше всех. Мы только к Ней обращается с прошением о спасении, в то время как святых и ангелов просим помолиться о нас. Есть уникальный тропарь Серафиму Саровскому. Поскольку ты, отче, избранник Божий явился Матери возлюбленной, сего ради, поэтому преподобный, спасай нас молитвами твоими к Божией Матери. Она выше всех людей и ангелов!

- Почему существуют разные иконы? Почему одни чудотворные, а другие – нет. Есть ли разница молиться перед маленькой бумажной иконочкой или перед большой написанной?

- Чудотворной иконой может стать любая икона. Большая она или маленькая – не имеет значения. А разные иконы существуют по разным причинам. Пресвятая Богородица Сама выбирала, какими иконами нас благословлять. Откуда пришли некоторые иконы вообще неясно. То ли написаны, то ли сами написались. Есть же такие, как самонаписанная икона св. вмч. Георгия. Она на Афоне находится. История её в двух словах такова. Два монаха решили основать церковь. Не могли решить, в честь кого ее освятить. Они подготовили доску под икону и положили посреди храма. Ушли в надежде, что  Господь Сам откроет. Вернулись, а там икона св.вмч. Георгия. На этой доске написалась икона. Жутковатый случай связан с иконой этой. В ней остался кусок человеческого пальца. Один епископ выражал всяческое сомнение в том, что икона могла самонаписаться. Он намерился пальцем сцарапать слой краски, а его палец туда затянуло. Молились несколько дней. Явился св. Георгий, сказал, что прощение ему дано, но служить он больше не сможет и придется палец ампутировать, а другим чтобы неповадно было, то пусть палец в иконе и останется. И остался.

Перед какой иконой  о чем молиться – всё равно. Если же у вас есть возможность приобрести написанную икону, куда-то поехать помолиться к особо почитаемому образу – то это вопрос нашего благоговения. Главное не забывать, что икона – окно в Небо. 

- Сколько всего икон Божией Матери и какой о чем молиться?

- Специально их никто не считал. Они и новые появляются. Лучше про это особенно и не думать. Пресвятая Богородица – всегда та же на всех иконах. Она одна! Через любую свою икону она может услышать о чем угодно. Есть традиции молиться какой-то иконе особенно с какой-то целью. Неупиваемая чаша тому пример. Всякие формы зависимостей – повод прийти к этому образу. Нечаянная Радость – ей молятся обо всем. А Всецарица явила множество явлений от онкологии, так вот давайте Ей молиться. Правильно. Матерь Божия со своим благословением простирает Свой покров и множество исцеляется. А у преподобного Серафима была одна икона Богородицы. Он перед ней молился во всех случаях и вон какой святости достиг. Лишь бы только молитва шла, имелось благоговение, благословение Божией Матери. Нам бы не оскудевать  в благоговении. Привыкание к святыне – вещь опасная.

- Что значит «а кто женится на разведенной, тот любодействует»?

- Никакого развода быть не должно. Слова такого быть не должно. Чина развенчания не существует. Вот это главный смысл. Мы должны ценить святость брака. Зубами держаться. Так оба должны поступать. Моисей велел давать разводную грамоту. У нас тоже всякое бывает. Если выясняется о прелюбодействе супруга, то пострадавшая сторона имеет право простить или нет, и ей дается возможность получить благословение архиерейское на повторный брак. Второй стороне не придется сладко: если кается, то будет наказан, надолго лишен церковного общения, то есть возможности приобщаться Святых Тайн. Чтобы овца не портила стадо, чтобы мало не показалось – отлучается сторона виновная на 15 лет. За блуд отлучение на 7 лет. За нетрадиционные всякие вещи – 20 лет. Если вовсе не кается человек, то сам себя отлучает от Церкви. Сейчас время снисходительное. Но есть каноны церковные, в любой момент можно вернуться к строгости, тогда будем держаться зубами за настоящее благочестие.

- Какой грех самый сильный и не простится никогда Богом?

- Самый сильный грех – суицид, самоубийство. Он не может проститься Богом по причине невозможности покаяния. Человек просто не возвращается оттуда, чтобы покаяться.  А других грехов, которые Господь не простил бы, нет в принципе. Серьезный грех - это отречение от Христа. По любой причине. В первые века это было установлено, если кто отрекается от Христа, то отлучается от Причастия на всю жизнь. Единственное условие, при котором он может причащаться – страха ради смертного. Богоотступничество по канонам Церкви невозможно.  Сейчас грех блуда кажется нам страшным. На самом деле лукавому просто легче всего человека в этот грех втянуть.  Люди по молодости легко поддаются. Помоги всем Господи!

Дорогие братья и сестры! Мы существуем исключительно на ваши пожертвования. Поддержите нас! Перевод картой:

Другие способы платежа:      

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и абзацы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Простите, это проверка, что вы человек, а не робот.
13 + 7 =
Solve this simple math problem and enter the result. E.g. for 1+3, enter 4.
Рейтинг@Mail.ru Яндекс тИЦКаталог Православное Христианство.Ру Электронное периодическое издание «Радонеж.ру» Свидетельство о регистрации от 12.02.2009 Эл № ФС 77-35297 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций. Копирование материалов сайта возможно только с указанием адреса источника 2016 © «Радонеж.ру» Адрес: 115326, г. Москва, ул. Пятницкая, д. 25 Тел.: (495) 772 79 61, тел./факс: (495) 959 44 45 E-mail: [email protected]

Дорогие братья и сестры, радио и газета «Радонеж» существуют исключительно благодаря вашей поддержке! Помощь

-
+