Перейти к основному содержанию

10:00 09.05.2024

Трусость и Смелость

24.10.2023 15:36:50

Слушать: https://radonezh.ru/radio/2023/10/13/21-00

В. Носов: - Добрый вечер, мы начинаем нашу программу «Православие и спорт». В студии ведущий – Владимир Носов. И мы сегодня будем говорить о спорте, в том числе и о многих других вещах. И я сегодня буду общаться с другом и братом, тележурналистом, религиоведом, бывшим ведущим известной, для меня абсолютно топовой программы «Точка опоры» на телеканале «Спас», Антоном Куриловичем. Антон, брат, приветствую!

А. Курилович: - Дорогой Володя, привет. Очень рад, что наконец-то встретились. Я долго пытался к тебе доехать. И вот я здесь.

В. Носов: - Это правда, ждали встречу. И, может быть, вспомним наше знакомство. Это произошло в 2015 году, если я не ошибаюсь. Ты позвал меня в свою программу «Точка опоры». Это было удивительно, потому что я видел эту программу, смотрел часто и видел, каких гостей туда приглашаешь. Расскажи, пожалуйста, как родилась мысль, идея этой программы. Она шла не один год.

А. Курилович: - Все было достаточно просто, потому что эта программа возникла еще до моего появления на «Спасе». Называлась она «Точка опоры». И это была чисто психологическая программа. Там был ведущий священник и психолог. После перезагрузки «Спаса», наверное, в 2012 году, даже, наверное, раньше, я начал вести эту программу в начале с психологами христиански ориентированными, а потом стало понятно, что «Точка опоры» само название такое мощное, всеобъемлющее, и что туда можно звать известных людей делиться своей историей прохождения сложного пути, преодоления преград, встречи с Богом. И там был и Федор Емельяненко, и были политики, деятели культуры, в том числе ты пришел и рассказал на всю страну о своем пути к Богу.

В. Носов: - Это имело резонанс. Поклон тебе.

А. Курилович: - А сейчас я у тебя на программе.

В. Носов: - Вот видишь, мы вспоминаем наше знакомство. И в то время меня твоя программа сильно заинтересовала, потому что ты поднимал там очень важные смыслы: тему сильных людей не только телом, но и духом в первую очередь. И теперь я в описании к своей программе часто говорю, что она о людях сильных духом и телом. Потому что именно дух на первом месте. Много мужчин было, конечно, это Амбассадор такой, Федор Емельяненко, который просто всемирно известный, живая легенда абсолютно, пример для подражания молодежи и взрослых людей. Но я помню, было очень много мужчин. И о чем и сейчас продолжаем говорить – вот именно наша боль, если хотите, потому что я, мои близкие, ты, я уверен, мы печалимся, когда наши братья, знакомые, незнакомые, но крещеные, все в Церкви Христовой, по воскресениям и по большим праздникам находятся где угодно, но не в храме. Рыбалка, охота, пьянки, гулянки, какие-то посиделки, диван – сон до обеда, но не храм. И, конечно, это боль. И мы понимаем, что это одна из глобальных причин того, что с нами происходит сегодня, то что происходит с семьей сегодня. Поэтому именно она и запомнилась. И я уверен, что эту тему надо продолжать.

А. Курилович: - Я думаю, что мы продолжим и здесь, и в других форматах. И я ведь помню, как мы познакомились еще до программы «Точка опоры», потому что я от телеканала «Спас» работал при нашем патриархе, освещал его деятельность. Ездили мы в журналистской свите по матушке России. А вы от движения «Сорок сороков» обеспечивали там безопасность. И вот уже тогда мы стали там общаться, причем и ребята из Федеральной службы охраны при патриархе. Они профессиональные спортсмены. Помню, как они говорили: «Вот у нас Володя. Володя». С каким уважением они о тебе говорили. И я не профессиональный спортсмен, но физкультурник. Мы нашли какие-то точки соприкосновения. Для меня и твой пример, и пример многих профессиональных спортсменов, и любителей верующих говорит о том, что все должно быть гармонично. И выходные дни, конечно, и в праздники нужно быть в храме. И мы видим на примере грузинских храмов…

В. Носов: - Сербских.

А. Курилович: - Сербских. Вот в армянский храм я приезжал. Там много мужчин. Приходишь, например, в грузинский храм недалеко от Краснопресненской в выходной день – там в основном мужчины. Женщины тоже есть, но много мужчин. Это одна составляющая, о которой все время говорит наш Златоуст – отец Андрей Ткачев: «Все по выходным в храм! Идем в храм Божий». Казалось бы, кто-то может сказать: «Да ладно, не пойду. Ну, почитаю Евангелие, послушаю что-то». Но это тоже, как и со спортом, вопрос дисциплины. И вопрос еще общинности. Потому что в тех же храмах, например, сербских, грузинских люди не просто приходят молиться, причащаться – они приходят еще встретиться друг с другом. И вот здесь общинность, взаимовыручка, взаимопомощь, вникание в проблемы. Опять же на примере грузинского храма. Я вот прихожу, смотрю много мужчин, одни грузины. Они здороваются, обнимаются. Я слышу: «Как ты, брат?». Потом пошли, где-то посидели, покушали. И это то, чего нам русским недостает. А потом спрашивают: «А почему мы так разобщены?». А потому что мы друг другу очень часто волки. Мы друг другу – враги. Даже посмотреть поведение на дорогах, поведение в метро, отношение друг к другу. Мне, например, приятно, когда мужчина как-то уважительно относится, деликатно, уступает место просто друг другу: «Пожалуйста, вы проходите». «Нет, вы проходите». И видно, что это сильные люди. А так, к сожалению, наше общество все-таки разобщено. Может быть, сейчас с войной, с СВО как-то стала происходить консолидация. У кого-то близкие воюют, кто-то посылает гумпомощь и приезжает туда волонтером, кого-то сплачивает общая боль. А так – разобщенность. И второе, закончу свою мысль, конечно, тело надо развивать. Физическая нагрузка. Ты профессионал, ты тренер. Тренируешь и малышей, и взрослых. Вот я, например, смотрю по своим друзьям, по своим знакомым, если у человека есть каждый день физическая нагрузка какая-то: комплекс упражнений, например: в начале молитва, с утра помолился, принял ледяной душ, потом отжался какое-то количество, то в бодром теле и дух себя неплохо чувствует.

В. Носов: - Конечно. Точно. Раньше такой проблемы не было, когда наши предки жили в деревнях. С физикой проблем не было, потому что везде приходилось работать. А сейчас часто все физические упражнения для подавляющего числа людей – путь из подъезда до машины, из машины в офис. И такой же путь вечером. Часто связи с этим могут появляться болезни, и состояния, и депрессии.

А. Курилович: - С баночкой пива у метро – в Москве, в столице, посмотреть после 6 вечера или 7. Какое количество, выражаясь молодежным языком, шифруются у метро или где-нибудь там с баночкой пива, пряча – снимают стресс. И в то же время я вижу, когда человек приезжает в зал в 6-7 утра, рано утром – у меня в душе большое уважение. Он перед работой приезжает тренироваться. Или после работы он идет тренироваться даже не из-за мышечной массы, чтобы держать себя в форме, чтобы свое внутреннее состояние, свои переживания, может быть, депрессивное состояние, не топить в банке с пивом или чего-нибудь покрепче, а держать свое тело в форме.

В. Носов: - Абсолютно согласен с тобой. И здесь нечего добавить. Я хотел бы от этих правильных смыслов перейти, к сожалению, к скандальной истории на днях буквально, потому что она связана с человеком, который возглавляет некую организацию, которая имеет славу так называемых кулачных боев.

А. Курилович: - Давай назовем кто это, что за организация.

В. Носов: - Организация называется «Хардкор», ее возглавляет Анатолий Сульянов. И он прославился в кавычках чем? Вчера буквально все возмутились очень сильно, кто видел эту публикацию, которую он позволил себе на миллионную аудиторию выложить. Это ролик не больше, не меньше, который рекламирует новую платформу, новое приложение знакомств.

А. Курилович: - Социальная сеть получается.

В. Носов: - Которая начинается с видео молодого человека и девушки, голых, находящихся в кровати и под одеялом. Задается вопрос этой девушке, которая выступает в роли откровенной блудницы: «Я же первый с кем ты встретилась в этой сети?». И она начинает вспоминать, начинается такой видеоряд: она вспоминает себя с девушкой, с какой-то футбольной командой негров, со священником. Все возмутительно в этом. Но, конечно, когда присутствует крест, священник, то есть это, конечно, не священник, а мужчина, который осмелился…

А. Курилович: - Актер.

В. Носов: - Священнические одежды, крест, Евангелие у него видно в руке, в наколках, в татуировках в этих. И, конечно, это был взрыв такой небольшой. Но мы прекрасно понимаем, что это не тема для шуток. Вообще эти темы не для прикосновения к ним людей, не имеющих отношения к ним. Это насколько близки родные, друзья, а насколько глубже вопрос о религии.

А. Курилович: - Я задам тебе такой вопрос: как ты думаешь, возможно ли, что на месте этого образа священника мог быть образ мусульманского имама? Или раввина? Мог бы Анатолий Сульянов, который создал такую полупрофессиональную, даже не профессиональную бойцовскую лигу, где большая часть бойцов – это не славяне. И многие – это ребята, которых можно назвать мигранты. И основная, выражаясь молодежным языком, задумка или фишка продаваемости этого всего, когда на пресс-конференциях они поливают друг друга грязью. Причем очень низкой грязью.

В. Носов: - Матом.

А. Курилович: - Да. Устраивают драку. Какой пример они показывают, не хочу выглядеть ментором, но тем не менее, тем же мигрантам молодым, которые приезжают из Таджикистана, Узбекистана, Киргизии? Не честно трудиться, кормить свою семью, а они смотрят на этих ребят, которые зарабатывают неплохие деньги, кроют друг друга грязью, и они понимают, что можно приехать в Россию, вести себя как угодно с русскими девушками, с русскими парнями, официально нигде не числиться, если повезет выступать в такой лиге. И просто, как говорится, кайфовать. Пример. В одном из регионов России участник СВО, участник группы Вагнера, сделал замечание молодым людям, которые приставали к девушке. Против него выступает молодой боец вот этой популярной лиги боев, и на слова, что «тебе делает замечание участник СВО», он говорит: «Сейчас посмотрим, какой он участник», бьет его кулаком в горло, и убивает.

В. Носов: - Красноярский край, по-моему.

А. Курилович: - Что мы видим дальше. Правоохранительные органы не задерживают этого молодого человека, правозащитники сразу начинают говорить, о том, что, скорее всего, община за него вступилась. 

В. Носов: - Диаспора.

А. Курилович: - Да. И такие русские общественные организации, как «Северный человек», «Русская община», и еще кто-то подключился, блогеры русские православные стали как-то эту тему педалировать. Как так? Человека убили. А убийца не задержан. Причем пишется о том, что он нагло ходит по кафе и говорит, что ему ничего не будет. Только после резонанса Следственный комитет, чуть ли не Бастрыкин лично взял под контроль. И эта тварь, по другому я не назову, это не боец, не мужчина, это – просто тварь, который убил человека, и не оказал ему никакую помощь, был задержан. Если мы посмотрим по российским регионам преступления со стороны мигрантов, о чем говорил Бастрыкин, на 30 % в этом году выросли. Причем это тяжкие и особо тяжкие преступления. Преступления против половой неприкосновенности подростков, то есть домогательства, изнасилования. Не хочется всех под одну гребенку, но как-то интересно, что среди мигрантов очень практикуется нездоровый интерес именно к деткам. Это происходит сплошь и рядом. Вот мы коснулись этой хулиганской лиги. Потому что есть еще другие кулачные бои, где такого не происходит. Где ребята, безусловно, устраивают шоу, дерутся в основном славяне, потом друг друга обнимают. Многие из них профессионалы. Но этой грязи, которая есть в этой лиги, ее нет. Я бы задался еще одним вопросом: там же, по-моему, из правозащитного центра «Сорок сороков» написали на него заявление в Следственный комитет. Толя Сульянов прокомментировал так это, что вы тогда порубите топором картины известных русских художников и посмотрите, как описаны в классической литературе образы священников. Я не думаю, что на месте священника мог оказаться имам. И я не думаю, что если бы пришлось извиняться на камеру, он мог бы позволить себе такую дерзость.

В. Носов: - Сам Анатолий, дословно, посоветовал всем активистам «для начала научиться отличать фильмовый образ католического священника экзарциста от православного и в целом подойти к делу масштабней: запретить голливудские фильмы по ТВ, литературу Гоголя с насмешливыми образами священников и изрубить топорами полотна Саврасова и Пукерева, которые позволили себе в своем творчестве некорректные образы священнослужителей. То есть мы сталкиваемся с чем? С повторным издевательством, с повторным плевком в лица православных людей, в лица наших братьев и сестер, собственно всей страны. Символы, которые носят христианский характер, о которых мы позже поговорим – это те кресты на гербе нашем, которые, кстати, почему-то начали пропадать. И вот эти события, возможно, меня обвинить в конспирологии, но …

А. Курилович: - Я тебя поддержу в этой конспирологии.

В. Носов: - Это все одного поля ягоды. И ты задал вопрос, который вчера появился в головах у всех, кто только увидел этот мрак. Потому что этот ролик невозможно смотреть спокойно. Если бы еще лет 10-15 назад некоторые могли посмеяться, может быть, но и то я не вижу таких людей в своем окружении, кто мог быть посмеяться над таким. Сейчас мы находимся в состоянии войны, сейчас нас разрывает враг и внутренний, и внешний. И в такой обстановке выложить это на аудиторию миллионов, а кто эта аудитория? Это молодые парни, по 15 лет.

А. Курилович: - Да, и 15, и 17, и 14 лет.

В. Носов: - Выкладывать такие вещи, которые расшатывают основы нашего государства, расшатывают основы нашей веры. Это наподобие расшатывания основ моста, на котором находятся. Я вижу, что это не забудется. Все больше и больше людей предъявляют претензии. И во-вторых, на этот вопрос и ответа-то нет. Почему? Потому что человек понимает, что, конечно, православные не будут применять насилие. Я написал конкретно, что «дурные головы» авторов этого ролика и лысая голова Анатолия прекрасно понимают, что их не отрежут православные, как могло бы быть в случае с представителями неких других религий. Потому что есть [____] [23.13], масса других ситуаций, когда за подобные шуточки люди просто расставались со здоровьем и с головами своими. Поэтому здесь принимают доброту за слабость, и уверены, что тебе не ответят, что над людьми можно посмеяться. Но мне кажется, время меняется. Мне кажется, уже нельзя над этим смеяться никому. Как и раньше нельзя было. Но сейчас это уже обретает совсем другие смыслы.

А. Курилович: - Я когда ехал к тебе на программу, пытался осмыслить для себя, понять эту ситуацию. Что это для меня значит. И почему человек позволяет так нагло вести себя. Он никогда бы себя так не повел с представителями чеченской диаспоры, понимая, что просто придется извиняться на камеру, и его лигу просто закроют. Потому что у нас есть регион в стране, который с одной стороны, живет по законам России, с другой, как мы знаем, с избиением парня, которого зовут Журавель…

В. Носов: - Который попал в ситуацию очень опасную. Потому что мы знаем, что его кураторы находились заграницей. Именно они контролировали всю эту ситуацию. И, конечно, он сделал большой проступок. Это не детская шалость, но все, что дальше происходило – здесь тоже уже возникают вопросы.

А. Курилович: - Да. Я просто говорю о том, что если те люди, которые пытаются поглумиться над христианской святыней в таком виде, в социальной сети для молодежи, направленной на сексуальные знакомства. И используется образ священника, если бы они понимали, что за это придется ответить, они бы этого не сделали. Но эта организация «Хардкор файтинг» на слуху, она хорошо представлена в Арабских Эмиратах. Как известно, Толя Сульянов дружит с Умаром Кремлевым, который у нас занимается развитием бокса.

В. Носов: - Здесь немножечко подожди. Дело в том, что буквально в эти минуты Умар Кремлев призвал к ответу промоутера Анатолия Сульянова за оскорбительный ролик, эксплуатирующий образ священника для рекламы секс-знакомств. Президент международной ассоциации бокса потребовал от хайпожора публичных извинений, пообещал взять на контроль тех, кто финансирует данную инициативу. Он предложил Сульянову и другим участникам цирка отправиться на исправление в монастырь. Кстати, всех причастных команда Кремлева уже нашла. Так же президент АIBА планирует направить в правоохранительные органы запрос на проверку рекламируемого продукта, чтобы этой чертовщины не было. Дословно.

А. Курилович: - Хорошо, что ты так оперативно прочитал. Тогда мое уважение Умару Кремлеву.

В. Носов: - Я тебе больше скажу, что и руководитель Татьяна Анатольевна Кириенко, когда узнала... Первый это заметил Василий Войцеховский, православный, боксер профессионал. И первый на обозрение выложил недопустимость таких вещей. Соответственно в наших кругах спортивных, православных, это очень быстро разошлось и буквально сегодня это все руководство федерации, под чьим контролем сейчас выступает именно бойцовские…

А. Курилович: - Я жму тебе крепко руку. Богу слава. Хочу сказать, что это и есть консолидация русских, консолидация православных и тот же Умар Кремлев по национальности-то не русский, но по этому поступку, по духу…

В. Носов: - По крещению.

А. Курилович: - По крещению. Потому что русский – это... Как ты говорил обычно?

В. Носов: - Не я, Федор Михайлович. Настолько ты русский, насколько ты православный.

А. Курилович: - Это еще раз говорит о том, что мы можем консолидироваться, мы можем защищать свои ценности, можем защищать свою страну, своих женщин, при этом не унижая, не оскорбляя кого-то.

В. Носов: - Ты вспомнил грузин, наших братьев, я вчера и очень часто говорю слова преп. Гавриила Ургебадзе: «Если при тебе хулят твою веру, а ты молчишь, ты хуже того хулителя». Представляешь, какой уровень для нас всех? Ты хуже становишься, если ты слушаешь и молчишь хулу на свою Церковь, хулу на патриарха, на священников, хулу на таинства – ты хуже тех, если ты молчишь. 

А. Курилович: - Да я вообще, наверное, расширил бы эту тему. Вообще, когда ты, называя себя мужчиной, не обязательно спортсмен ты физкультурник, проходишь мимо, когда в метро задевают девушку цепляются, и не важно, кто это – мигранты или наше пьяное быдло. Когда ты мусоришь вокруг, когда в общественном месте ты материшься, когда жульничаешь, воруешь, думаешь, что у человека некрасиво, а у государства это возможно. Вот какие-то эти низменные проявления – это недостойно мужчины. Для меня критерий мужчины – это защищать тех, кто слабее. Не бояться, не проходить, когда к кому-то пристают, когда человек остается один, да мало ли что случится, моя хата с краю, я не знаю, что там произошло. А на самом деле, если спросить, что ты ощущал – ну, честно скажи - да страшно было. Вспомним нашего героя. Парень, боец сил специальных операций, подмосковный Красногорск. Сколько это было? Два года назад? Вступился за ребят, которых избивала толпа мигрантов, и получил в сердце ножом.

В. Носов: - Никита Белянкин. 19 год. 1 июня.

А. Курилович: - Да. Ты помнишь?

В. Носов: - Да.

А. Курилович: - Молодой парень.

В. Носов: - Прапорщик ФСБ. Участник боевых событий в Сирии. Его фотография с улыбкой, тремя перстами – традиционного знака сербов, символизирующего Святую Троицу – сразу вспоминаешь ее. И, действительно, это подвиг, это мужество. Вся жизнь фокусируется в этих точках, в этих событиях, в темном переулке, в какой-то ситуации, сейчас на войне мы видим столько мужества у наших братьев. Вся жизнь фокусируется именно в этой точке: как не пройти, как не промолчать. Я вспоминаю случаи из своей жизни: какие сильные мучения я испытывал в детстве, когда я реагировал на какие-то события не так, как нужно было. Я переживал, я даже сейчас в деталях помню случай, когда при мне избивали моего друга, старшие ребята, а мне было 13 лет. Я уже мог вступиться, но это шок был буквально, мы звали на помощь. Это было не избиение, а несколько ударов. Мы не смогли среагировать. Другу рассекли бровь. Кровь пошла. Но мы просто оцепенели, охватил ужас, начали звать на помощь, но стояли рядом, не убегали. Но парни были старше. И что-то не хватило встать, закрыть собой. Я помню все это в деталях. Представляешь? Стать трусом – не дай, Господи. Потому что, как говорил наш дорогой архимандрит Петр Афанасьев, почивший наместник Заиконоспасского монастыря, находящегося отсюда неподалеку, на Никольской улице: «Бог любит смелых».

А. Курилович: - Дай, Бог, чтобы Господь нас не ставил в такие ситуации, а если мы окажемся в такой ситуации, чтобы у нас хватило духа и смелости. Мне один знакомый серьезный коммерсант, уважаемый, богатый человек, как-то за кружкой чая, говоря про жизнь, что такое счастье, сказал: «Знаешь, я считаю, что в жизни я реализовался и как мужчина, и заработал большие деньги, и есть возможности, но есть одна история, за которую мне до сих пор больно и стыдно». Видимо, ему очень хотелось поделиться, и он увидел в моих глазах внимание и понимание, и он мне рассказал: «Сейчас мне за 50, а тогда мне было лет 20. Я ехал в общественном транспорте, по-моему, в трамвае, и зашла группа молодых людей, которых бы сейчас назвали гопниками. Они громко разговаривали, матерились. И все молчали. Недалеко находился интеллигентный мужчина, уже в годах, который сделал им замечание. Они, не долго думая, просто взяли его, запинали. И вышли хохоча на следующей остановке. Я хотел вмешаться, мне очень хотелось его защитить. Но я струсил. И вот прошло больше 30 лет. Я вспоминаю этот случай и думаю: лучше бы они меня тогда запинали вместе с ним».

В. Носов: - Потрясающая тема, конечно. Она требует отдельного внимания. Мы к ней вернемся после вопроса.

Телефонный звонок: - У меня вопрос к Владимиру Носову. Как бы в этой ситуации поступил бы Владимир?

В. Носов: - Какой ситуации?

Продолжение телефонного звонка: - А вот эта история, которую только что рассказывал.

В. Носов: - В трамвае?

Продолжение телефонного звонка: - Да.

В. Носов: - Очень просто. Владимир Носов сейчас может говорить все что угодно, потому что он сидит в эфире, мы попиваем прекрасный кофе, который нам Евгений приготовил. Тепло, светло, звонят – говорить можно все, что угодно. Но, когда Владимир Носов будет в этой ситуации, совершенно не понятно, как он поступит. Мне, конечно, хотелось бы надеяться, что я встану рядом и закрою собой этого человека, но сейчас можно сказать только одно: я не знаю. И это абсолютная правда. Конечно, мы все хотели бы быть смелыми. Об этом мы сейчас поговорим. Трусость и смелость идут рука об руку. Тонкая дорожка: налево – ты трус, направо шаг – и ты уже герой.

А. Курилович: - А как нашего слушателя зовут?

Продолжение телефонного звонка: - Максим.

А. Курилович: - Мы сегодня много говорим, что происходит, о святынях, о ситуациях в молодежной среде. Мы не говорили о Священном Писании, о Христе. Вот эти истории о трусости – ведь это истории апостола Петра. Если мы внимательно читаем Евангелие, мы видим, что это был человек достаточно большой силы воли. Он был горячий. И когда Христос говорит о своих страданиях, он говорит: «Если и все отрекутся, я не отрекусь». И Господь ему отвечает: «Прежде, нежели пропоет петух три раза, ты отречешься от меня». И поэтому для меня например история Петра и его отречения, и потом его покаяния, когда мы читаем в 21 главе от Иоанна, Христос его прощает. А из предания мы знаем, когда начинаются гонения на первую христианскую общину, начинают ловить христиан, убивать, апостол Петр уходит, покидает Рим. И по дороге он встречает путника, в котором узнает Господа Воскресшего. И говорит: «Камо грядеши?», - по-славянски. А по латыни: «Quo vadis?» - «Куда идешь, Господи?». И Христос отвечает: «Я иду пострадать за тебя». Петр возвращается. И как мы знаем из предания, перед казнью говорит, что «я недостоин быть распят как мой Господь» и его распинают вниз головой. Вот его история, одного из самых преданных и горячих учеников Христа, эта история трусости и история покаяния. Даже это невозможно представить, но из Евангелия мы видим: петух пропел в третий раз, и Петр увидел выводимого с судилища Христа. Что должно в нем происходить, когда он видел, что дальше было с Господом? Как Его распинали, убивали. Как он должен был дальше жить с этим со всем?  

В. Носов: - Мне кажется, с ним происходило то, что было следствием даже появления на лице бороздок от слез, которые появлялись каждое утро, когда он слышал петуха. И в предании сказано, что бороздки появились – следы от слез.

А. Курилович: - Вот у меня религиоведческое, богословское образование, но многие вещи ты все равно по-человечески оцениваешь. Предательство – оно и есть предательство Иуды. Разбираются мотивы, участие сатаны, что Иуда был вор, что он надеялся, что Христос будет земным правителем, и что фактически он спровоцировал и его раскаяние. И трусость Петра. И я не помню – то ли отец Андрей Ткачев, то ли это был покойный отец Дмитрий Смирнов, которого мы с тобой неплохо знали, сказал такую вещь очень хорошую. Почему такое произошло с Петром? Потому что он сознательно поставил себя в ситуацию искушения. Если все отрекутся – я нет. Ну, на. Ну, попробуй. Поэтому раб Божий Максим спросил тебя об этом вопросе. Нам бы действительно хотелось быть смелыми, сильными и мудрыми.

В. Носов: - В чем природа смелости? «Господь Сам пойдет пред тобою, Сам будет с тобою, не отступит от тебя и не оставит тебя. Не бойся и не ужасайся», Второзаконие 31.8.

А. Курилович: - А 90 псалом?

В. Носов: - Да. Конечно. А вот смотри, какие слова еще есть. «Вот повелеваю тебе: будь тверд и мужественен, не страшись и не ужасайся, ибо с тобой Господь Бог твой везде, куда не пойдешь», Иисус Навин 1.9.

А. Курилович: - Мне так приятно, что ты подборку сделал из Священного Писания. Даже из Ветхого Завета.

В. Носов: - «Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, Отец милосердия и Бог всякого утешения, утешающий нас во всякой скорби нашей, чтобы и мы могли утешать находящихся во всякой скорби тем утешением, которым Бог утешает нас самих», Второе к Коринфянам послание 1.3.4. И: «Бодрствуйте, стойте в вере, будьте мужественны, тверды», послание апостола Павла к Коринфянам 16.13. На самом деле очень много слов в Писаниях. Мне кажется, нужно ими укрепляться, потому что вера от слышания, а слышание от Слова Божия. Я вспоминаю случай, когда я начал молиться в сложной ситуации, в экстремальных ситуациях я начал приходить к вере, и я помню события неприятные и неописуемое спокойствие и радость, когда я понимал, что действительно Бог на меня смотрит. Не внушал себе. Понимал, что Бог зритель сейчас в этой ситуации, он смотрит, как ты поведешь себя. Не было никакого страха. Вспоминаю одно событие – абсолютно было радостно. «Бодрствуйте, стойте в вере, будьте мужественны и тверды, мужайтесь, и да укрепляется сердце ваше, все надеющиеся на Господа», Псалтирь 30.25.

А. Курилович: - А помнишь, в прощальной беседе Христа с учениками: «В мире будете иметь скорбь, но мужайтесь, я победил мир». Кстати, мне буквально на днях рассказали пару историй про веру в экстремальных ситуациях. Вчера один уважаемый человек, христианин, бизнесмен, в годах уже, рассказывал: «У меня есть духовный отец.  И он рассказывал историю: когда сидели они в окопе в Великую Отечественную с человеком неверующим, и было понимание, что они погибнут, и тот неверующий, глядя на моего наставника, понимая, что тот верующий человек, попросил крестить его: «Ты же можешь». Ты знаешь, что он сделал? Он взял землю и покрестил его во имя Отца и Сына и Святого Духа. И они не погибли». А вторую историю: «Я приезжаю в один храм где-то в регионе и что-то не понимаю: до богослужения молебен святому Николаю, после богослужения молебен. Я думаю, какая традиция интересная. С чем это связано? Священник старенький, это было лет 20 назад, он был ветеран Великой Отечественной войны, рассказывал, как они форсировали Днепр: взрывы, он падает с лодки, начинает тонуть и, понимая, что он погибает, взмолился святителю Николаю: «Помоги». Открывает глаза – он на берегу, живой. Через какое-то время, в позднее советское время, он становится священником. И он настолько благодарен участию святого Николая в его жизни, спасению, что перед богослужением воскресным и после два молебна». Две истории. Я сидел, слушал, думаю: бывает же так.

В. Носов: - В прошлый четверг я был на молебне в храме святителя Николая.

А. Курилович: - В каком?

В. Носов: - Находится напротив Котельнической набережной, старый храм. Настоятель отец Тимофей. И по четвергам там хорошая традиция – молебен святителю Николаю. Вспоминал какие-то события промыслительные, связанные со святителем Николаем в своей жизни. Я воцерковлялся в храме святителя Николая. И если я не ошибаюсь, самое большое количество храмов в России в честь Пресвятой Богородицы и святителя Николая. Любовь народная основана на чудесах и помощи, которую святитель посылает всем просящим, а часто может быть и не просящим людям, но люди понимают, откуда пришла помощь. Такие угодники у нас – какая трусость? О чем мы говорим.

А. Курилович: - Кстати, пример духовной храбрости – отец Николай Гурьянов, старец, с острова Залита. Если посмотреть на его фотографии – эти потрясающе глубокие глаза, красивое лицо. Какие-то видеозаписи старые, где он угощает кого-то чаем. Люди ехали со всей страны. Я, к сожалению, не был у него. Хоть он не прославлен, можно обращаться к нему в молитвах. Есть эпизод в его жизни, он уже старенький был. Вспоминали те женщины, которые ему помогали по хозяйству. Вьюга на острове Залита, зима, а старец начинает куда-то собираться. «Отец, Николай, ты куда идешь? Вьюга-то какая!». А он говорит: «Меня зовут». Они с ним спорить не стали, и он пошел. Нету пару часов. Приводит мужика, еле живого, замерзшего. Они начинают его отогревать. Что произошло? Этот мужчина заблудился, вьюга, и взмолился: «Святой Николай, помоги мне!». А будущий святой, Николай Гурьянов, это услышал. Видишь, как одни святые передают другим. И пошел за ним туда.

В. Носов: - Да. Это потрясает. Это чудо, свет будущего века. Нам непонятно. Это настолько зажигает. Это все рядом, это очень близко с тобой. Нам часто не хватает веры понять, что это все близко. Духовный мир очень близок. Сегодня мы начали говорить, наверное, уже не успеем, но это нужно сказать, потому что на фоне этого богохульства, недороликов различных сейчас люди православные встали на защиту одного из главных символов христианства – креста Господня, который почему-то вдруг начал пропадать.

А. Курилович: - Расскажи, откуда пропал?

В. Носов: - Пропал не с шеи у кого-то мальчика, молодого человека или еще кого-то, а пропал не больше, не меньше - внимание! - с главного сайта президента Российской Федерации Владимира Владимировича Путина. Был герб в интернете, на главном сайте, на гловах двуглавого орла кресты. Вот их там не оказалось. И еще на державе, если не ошибаюсь, крест был. Оказались какие-то миниатюрки в виде бубновой масти, такие ромбики.

А. Курилович: - А как объясняют это?

В. Носов: - Объясняют люди, которые специально занимаются этой темой, дизайнеры, что в цифровом виде невозможно сохранить кресты. Что, конечно же, является ложью. Они сразу подверглись критике честных дизайнеров, честных людей, которые в цифровом этом поле, формате, работают. Они говорят, что это чистая ложь, вранье. Так вот дизайнеры по фамилии Шапиро и Геллер сказали, что случайным образом они пропали.

А. Курилович: - Кстати, русские очень фамилии. Не могу не пошутить.

В. Носов: - К ним обратились когда, они все-таки начали вспоминать истории, как они были на Пасхе в интернете. Опять же, как в случае с Анатолием Сульяновым, который такие недостойные вещи в ответ сказал – нет чтобы извиниться, понять глубину своего проступка, за который отвечать-то все равно придется, как и всем нам.

А. Курилович: - Интересно, в монастырь-то поедет по предложению уважаемого Умара Кремлева?

В. Носов: - Кстати, эту новость увидели, и мне написали из Псково-Печерского монастыря, что «у нас икону нес на…»

А. Курилович: - Кто?

В. Носов: - Сульянов нес икону в Псково-Печерском монастыре на крестном ходу.

А. Курилович: - Что ж его так перекрыло?

В. Носов: - Дай Бог, чтобы были искушения, дай Бог, чтобы он понял. И о крестах. Это – не единичный случай. Все началось буквально недавно, на днях. С герба Нижегородской области пропал крест, сейчас Хабаровск, другие города. Вот в Москве очень много изображений одного из символов Москвы – Георгия Победоносца и еще очень часто изображают храм Василия Блаженного, который является Покровским, но по народной любви к блаженному, его называют храм Василия Блаженного, мощи которого, кстати, находятся внизу. Многие не знают, что к ним можно подойти абсолютно спокойно, просто сказав, что вы идете к мощам. Не нужно покупать никаких билетов, ни платить деньги. Я вот сам узнал от монаха. 

А. Курилович: - Я не знал.

В. Носов: - Да. Многие не знают, потому что, действительно, он функционирует в виде музея. Службы проводятся, но очень редко. И по особым датам. Так вот любой может подойти ко входу в храм Василия Блаженного и сказать: «Мне нужно к мощам». Тогда вам откроют дверь, и не нужно покупать никаких билетов. Можете помолиться, приложиться к мощам святого блаженного Василия. Так вот изображение этого храма тоже практически во многих случаях совершается без креста. И давайте на секундочку вспомним нашего мученика святого, многие скажут: «Но канонизации же не было», а я напомню, что с первых веков христианства мучеников за Христа начинали поминать с момента смерти за Христа. А то, что Евгений Родионов погиб именно за веру, за крест Христов, за святое Православие – сомнений не вызывает. Так вот Евгений, находясь в плену, в яме сырой, на предложение отречься от своей веры, Родины, матери…

А. Курилович: - И снять крест.

В. Носов: - Выбрал смерть, обезглавливание. И вот на фоне этого поступка, давайте посмотрим в глаза тех людей, которые стесняются или специально делают эту диверсию духовную против нашей страны – и не выставляют кресты. Как это все выглядит? И ни предатели ли они Родины?

А. Курилович: - Я думаю, что касается Москвы, можно задать вопрос, адресовать, департаменту по религии и делам национальностей Москвы. Чиновникам как-то решить этот вопрос, обратить внимание даже, почему это так происходит.

В. Носов: - Безусловно. А всем нам, братья и сестры, быть активнее, потому что, во-первых, чего нам бояться, и чего нам роптать о том, «что мы можем?». С нами на секундочку Господь Бог Вседержитель. Как говорил Максим Исповедник святой: «Бог, да я  - уже большинство, причем подавляющее». И вот первый случай, когда в Нижнем Новгороде указали на отсутствие крестов и подняли шум простые люди верующие. Это не были чиновники и законотворцы. Крест вернули на следующий день. И я думаю часто, что от нас нужна реакция.

А. Курилович: - Смелость. Просто не проходить мимо.

В. Носов: - И опять же слова преподобного Гавриила Ургебадзе: «Если при тебе хулят твою веру, а ты молчишь, ты хуже хулителя».

А. Курилович: - Кстати, хотел отметить, что когда приходишь в тот же грузинский храм, подворье Грузинской Церкви, там настоятель русский священник, и грузинские отцы служат, и спускаешься вниз, в лавку, то сплошные иконы, книги, посвященные святому Гавриилу Ургебадзе. Это потрясающий человек, потрясающей жизни, святой наших дней, как Павел Сербский. Друзья, обязательно почитайте о нем. Я думаю, что он станет таким же близким святым, как святой Николай.

В. Носов: - Он близок еще и тем, что совсем недавно, в 90-х годах он почил. Имеет, я думаю, тоже великое дерзновение о нашем народе тоже. И грузинском и нашем, и украинском, и белорусском.

А. Курилович: - Кстати, у отца Николая Гурьянова была потрясающая история: у него был любимый кот Липа. Злые люди убили этого кота и бросили через забор. Он его взял и побежал в келию. И через час, когда монахини вошли, они увидели, что Липа мурлычет у него на коленях. Он его воскресил. К вопросу о том, что чудеса случаются.

В. Носов: - Дай Бог, чтобы мы помнили об этих примерах, об этих людях с великой верой, которые жили рядом с нами, которые жили давно, в первых веках. Но они продолжают быть близкими нам. Нужно попытаться иметь желание хоть в маленькой мере соответствовать их святой жизни и уподобляться им. Спаси Господи. С Богом.

А. Курилович: - С Богом.

Дорогие братья и сестры! Мы существуем исключительно на ваши пожертвования. Поддержите нас! Перевод картой:

Другие способы платежа:      

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и абзацы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Простите, это проверка, что вы человек, а не робот.
17 + 3 =
Solve this simple math problem and enter the result. E.g. for 1+3, enter 4.
Рейтинг@Mail.ru Яндекс тИЦКаталог Православное Христианство.Ру Электронное периодическое издание «Радонеж.ру» Свидетельство о регистрации от 12.02.2009 Эл № ФС 77-35297 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций. Копирование материалов сайта возможно только с указанием адреса источника 2016 © «Радонеж.ру» Адрес: 115326, г. Москва, ул. Пятницкая, д. 25 Тел.: (495) 772 79 61, тел./факс: (495) 959 44 45 E-mail: [email protected]

Дорогие братья и сестры, радио и газета «Радонеж» существуют исключительно благодаря вашей поддержке! Помощь

-
+