Перейти к основному содержанию

18:55 30.04.2024

Внутренняя политика и православие

09.10.2023 11:31:02

Слушать: https://radonezh.ru/radio/2023/09/26/21-00

Н.В.Карташова: С наступающим великим двунадесятым праздником Воздвижения Креста Господня. Сейчас только что окончилась всенощная, величественная и строгая. «Спаси, Господи, люди Твоя и благослови достояние Твое». Крестом спасемся, дорогие слушатели, братья и сестры, от всех находящих на нас невзгод и болезней. Крестом сохранит Господь наше Отечество, наше жительство, как сегодня мы пели в тропаре. Строгий воздвиженский праздник, а почти рядом он с Богородичным праздником Рождества Царицы Небесной, праздником радостно-кротким и щедрым. Во многих храмах с престолом Рождества Богородицы прошли не только службы, но и вечера духовности и православной культуры. Так приход в Солнечногорском благочинии, храм Рождества Пресвятой Богородицы села Льялова традиционно провел замечательный концерт в доме ученых «Метролог» научного городка Менделеево. На вечере выступали исключительно прихожане. Звучала мировая музыкальная классика: вокальная, инструментальная; произведения хореографии были исполнены все педагогами, студентами музыкальных училищ, в основном учащимися школы искусств, которой руководит Марина Владимировна Югова, внучка известного русского писателя – Алексея Югова. Она педагог Божией милостью, действительный член Академии Русской словесности и изящных искусств, усердная прихожанка храма. Великолепный хор и народный коллектив казачьих и русских народных песен, он так и называется «На Льяловской горе» исполняли не только духовные произведения, но и русские народные, патриотические песни, казачьи. В общем, все было на высоком эстетическом уровне. И это заслуга настоятеля храма, и любимого батюшки, протоиерея Георгия Стародуба. Не даром говорят: каков поп, таков приход. Батюшка, отец Георгий, воспитывает свою паству боголюбивыми, милосердными, патриотичными, что очень не маловажно, культурными людьми. И вот такие концертные вечера стали доброй традицией. Я об этом рассказываю потому, чтобы каждый приход, услышав об этом, каждый храм в России стал добрым домом для каждого. Чтобы прихожане приходили туда, как домой, где нас любят, где нам помогут, научат и утешат. Еще раз с праздником Воздвижения Креста Животворящего и всем благодати и здравия.

Воздвижение, церковь на крови.

На ветер листья брошены с берез.

Элегия печали и любви,

И радуга невыплаканных слез.

Багрянородный клен, рябин тоска,

Но ветер стих, почти что не дыша.

Так нераздельно с горним и близка

Незримая как музыка душа.

Душа к душе, небес высоких синь,

И солнце – крест над осенью. Аминь.

Представляю героев нашей сегодняшней передачи. Это министр внутренней политики Калужской области, кандидат политических наук, член Императорского Православного Палестинского общества, Олег Анатольевич Калугин. Олег Анатольевич. Я так благодарна! Министра мы принимаем впервые.

О.А.Калугин: Здравствуйте.

Н.В.Карташова: Здравствуйте. Дай Бог вам здоровья, что вы приехали к нам из Калуги. Будем говорить. Интересная тема у нас сегодня – о вашей внутренней политике, о вас тоже. И с нами еще один собеседник – директор Международного фонда Славянской письменности и культуры Александр Владимирович Бочкарев. Здравия желаю.

О.А.Калугин: Здравствуйте, братья и сестры.

Н.В.Карташова: Здравствуйте. Внутренняя политика – это очень важно. Но сначала, Олег Анатольевич, немножечко расскажите о себе. Я смотрю, вы молоды и министр внутренней политики. Это назначаемая должность?

О.А.Калугин: Конечно. Это назначаемая должность губернатором Калужской области.

Н.В.Карташова: А вы уроженец Калужской области?

О.А.Калугин: Да. Я Калугин из Калуги.

Н.В.Карташова: Но был еще какой-то Калугин, который не очень калугин. Давным-давно.

О.А.Калугин: Связи, слава Богу, никакой нет.

Н.В.Карташова: Слава Богу. Это настоящий Калугин. Я заглянула на ваш сайт, и мне очень понравилось, что у вас о миграционной политике очень интересное решение. И вы, конечно же, принимали участие в этом. Расскажите об этом немножко. Честно говоря, я не против никаких наций. Я все нации люблю. Не то что люблю – уважаю. А люблю свою все-таки. И это наша русская земля. Да мы принимаем чужих. Но если ты приехал к нам, так будь любезен, считайся с нашей культурой, с нашей верой. У нас не всегда это получается. И уж очень их много. А вот у вас там все-таки вот это решение очень хорошее было.

О.А.Калугин: Но они назревшие решения. Дело в том, что Калуга действительно стоит в авангарде решения миграционной проблемы, потому что у нас их много.

Н.В.Карташова: У вас много? У нас больше.

О.А.Калугин: Конечно, у вас больше. Это объективно. У нас их много, потому что мы рядом с Москвой. Поэтому их много именно там, в тех муниципалитетах, которые либо граничат с Москвой, либо находятся рядом с Москвой. Поэтому здесь логика понятна, почему у нас их много. Ну и, конечно же, уровень жизни в Калужской области достаточно высок по сравнению с другими регионами ЦФО. Мы третьи по уровню жизни, по доходам населения. Уступаем естественно Москве и Московской области.

Н.В.Карташова: А чем вы знамениты? Что у вас там есть? Я помню полотняный завод Гончаровский, да, это было еще давным-давно. А что у вас еще?

О.А.Калугин: У нас много что есть. У нас есть Оптина пустынь – ставропигиальный монастырь, у нас есть Пафнутьев Боровский монастырь. Многие москвичи являются паломниками, прихожанами этого монастыря. Оптину, естественно, все знают. Калужская область – это родина Российского суверенитета. Почему? Потому что у нас, именно на нашей земле прошло великое стояние на реке Угре. И 11 ноября 1480 года, когда Ахмат ушел с Угры, ушло Ордынское иго. Навсегда ушло. Русь стала независимым суверенным государством. Поэтому так мы говорим: Калужская земля – это родина российского суверенитета. Потому что победа на Угре произошла у нас. Это 20-22 км где-то от Калуги.

Н.В.Карташова: А Козельск у вас еще город замечательный.

О.А.Калугин: Конечно. Козельск – это тоже уникальный город. Он, когда началось ордынское нашествие, противостоял армии Батыя 7 недель. Это уникально для такого маленького города. И я так скажу, в Новгородско-Киевской Руси, а я терпеть не могу термин Киевская Русь – он некорректен. Извините, династия пришла из Новгорода, поэтому давайте все-таки называть либо Русь, либо Новгородско-Киевская Русь.

Н.В.Карташова: Как? Новгородско-Киевская? Или Новгородская? А Владимиро-Суздальская?

О.А.Калугин: Дело в том, что она была позже. Мы сейчас говорим именно о первой государственности. Первом этапе государственности. С чего мы берем отчет нашей тысячелетней государственности. Так вот Козельск. Нашествие ордынцев. Новгородско-Киевской Руси уже не было. Уже прошел Любечский съезд 1097 году, уже разделение пошло во всю. А России еще не было. То есть Руси уже не было, а России еще не было. Козельская земля входила в состав Черниговского княжества. Так вот России еще не было, Руси уже не было. А русский дух непокорный и непобедимый уже родился. И родился он в Козельске. Все летописи – это был триумф русского духа. Да, было уничтожено все население. Был уничтожен малолетний князь. Все было сожжено, а дух родился. Потому что все летописи сообщают именно о подвиге козельчан. Поэтому Козельск – он уникален. Как и, в общем-то, благословенная Калужская земля. Мы так именно ее и величаем – благословенная Калужская земля.

А.В.Бочкарев: При въезде, кстати, написано, когда въезжаешь в Калужскую область.

О.А.Калугин: Что самое интересное, при въезде в Калужскую область написано: «Вас приветствует благословенная Калужская земля». И в этом же месте, при выезде: «Да хранит вас Господь».

Н.В.Карташова: Хорошо. Вот министр, и вы православный. Сейчас, говорят, модно, уже 30 лет к Церкви такое отношение лояльное. И модно ходить в церковь и чиновникам, но я чувствую, что вы потомственный такой православный, потомственный калужанин.

О.А.Калугин: Я – потомственный калужанин. Я естественно прошел и пионерию и комсомолию, само собой.

Н.В.Карташова: А сколько вам лет, простите?

О.А.Калугин: Скоро будет полвека. Скоро будет 50 лет, чуть-чуть не хватает, несколько месяцев до этого юбилея. Поэтому застал советскую эпоху. Конечно же, был и пионером, и комсомольцем, но у нас в семье было интересное отношение к религии. Моя бабушка, Царство ей Небесное, была коммунисткой, но на все мои вопросы «Бог есть?», еще ребенком я такие вопросы задавал, она говорила: «Есть». Вот что самое интересное: «Ленин жив и будет жить» – то есть дело Ленина живет, но «Бог есть». То есть в ее ментальном поле никаких противоречий нет. Ну да, коммунистка, да, за светлое будущее, но Бог есть.

Н.В.Карташова: Вот русский человек.

О.А.Калугин: И это повсеместно. Ну, чего бы тайно крестили? Я, кстати, тоже был тайно крещен на дому, в квартире.

Н.В.Карташова: Так это 70-е годы. Да?

О.А.Калугин: 80-е. я был крещен, уже были 80-е годы. Нет, подождите, конец 70-х. Вы правы, да.

Н.В.Карташова: Тогда же можно было уже в Церковь ходить?

О.А.Калугин: Ну как вам сказать…

А.В.Бочкарев: Меня тоже тайно крестили.

Н.В.Карташова: Я знаю, что мы с мужем обвенчались, и мужу сообщили на работу.

О.А.Калугин: Я думаю, что моим родителям тоже бы сообщили на работу, если бы это было в церкви. Поэтому крестились на дому.

Н.В.Карташова: Но все равно в Бога все верили. Каждый русский человек носил в душе Бога. Уж таких воинствующих атеистов, наверное…

О.А.Калугин: Воинствующего атеизма уже, слава Богу, не было в тот период.

Н.В.Карташова: Да. Это брежневское время.

О.А.Калугин: Воинствующий атеистический идиотизм был во времена Хрущева. Но я не беру первые годы революции, я беру именно такой завершенный советский период. При Хрущеве были бесчинства. При Брежневе все пошло уже в такой мягкой степени.

Н.В.Карташова: Вы сказали, что Калужская область держит хороший уровень жизни. А что, у вас там есть какие-то предприятия?

О.А.Калугин: Вы, наверное, слышали про Калужское экономическое чудо. Да, у нас много предприятий. Было очень много иностранного бизнеса. Сейчас идет разумеется перераспределение собственности. То есть в итоге заработает то, что временно не работает. Так от нас мало кто ушел. Даже иностранные компании нашли возможность подавляющим большинством остаться. У нас созданы прекрасные условия для развития бизнеса. Поэтому Калужскую еще называли – рай для инвесторов. Поэтому экономика сильная.

Н.В.Карташова: Безработных нет?

О.А.Калугин: Практически нет. Нехватка рабочей силы есть.

Н.В.Карташова: А мигрантов много?

О.А.Калугин: На севере области, естественно, близко к Москве, достаточно много. Так если смотреть по городу Калуги, они есть, их немало, так скажем. На севере области, конечно, побольше. Там, где близко к Москве.

Н.В.Карташова: И вы приняли какие-то решения, чтобы они…

О.А.Калугин: У нас губернатор Калужской области Валерий Александрович Шапша, в том году принял важнейшие решения касаемо мигрантов. Но, во-первых, запретили им работать в целом ряде отраслей, сфер экономики: общепит, транспорт, кадровый набор и так далее. Кроме того, мы прекратили свое участие в программе добровольного переселения соотечественников. Она классно работала до 18-го года. К нам приезжали русские и русскоязычные, то есть представители русского мира. С 18 года уже начинаются проблемы, которые усиливались, усиливались, и в итоге к 22 году уже прибывшие, получившие гражданство русские составляли 16 %, остальное все Закавказье, и особенно Средняя Азия. Поэтому мы вышли. Это были два ключевых решения Шапшы. Они показали свою эффективность. Сейчас по итогам этого года, он не закончился, конечно, по итогам этих месяцев, у нас сокращение этнической преступности на 43 %. В России рост этнической преступности. Прямейшая связь, потому что, конечно же, это результат. Сначала, когда губернатор вводил эти решения: запретить иностранцам заниматься теми или иными видами деятельности, выли: «Сейчас начнется кризис. Вот сейчас начнется нехватка кадров». Экономика даже не заметила.

Н.В.Карташова: К нам дозвонились. Добрый вечер.

Телефонный звонок: - Мне бы тоже хотелось обратить внимание на эту проблему. Дело в том, что она все больше отягощает нашу жизнь. И дело идет о мигрантах. Их только в столице более двух миллионов. И эти люди занимают рабочие места москвичей и, к сожалению, вносят большую долю криминала. Потому что по официальным данным 40 % преступлений приходится на них. Ведут себя нагло и плюют на нашу землю, буквально не стесняясь. Уважаемый Олег Анатольевич, в вашей прекрасной губернии вы находите какой-то способ соприкосновения культурного с ними? Или они особняком держатся? Тоже, как у нас, такими компаниями ходят неприятными?

О.А.Калугин: Смотрите, какая история. Во-первых, давайте мы решим раз и навсегда, я настаиваю на каждой конференции, на каждом важном мероприятии, где обсуждается тема мигрантов, чтобы разделяли два понятия: мигранты, то есть трудовые мигранты, и переселенцы, или иммигранты – те, кто получил российские паспорта. Их уже полно. Так вот те, которые получили российские паспорта – это главная угроза. Сейчас объясню почему. Мигранты – это чисто экономическая история. Добро, но если мигранты чисто экономическая история, то и привлекайте их чисто экономически. Зачем же вы им раздаете паспорта направо и налево? Вот в чем дело-то. Мигрант – приехал и уехал. А вот переселенец, этот иммигрант, остался. Остался с отвратительным знанием русского языка. Остался с комплексом радикального исламиста. Что самое интересное – из Таджикистана и Узбекистана их выпирают, вот этих вот, которые у нас сейчас из аулов, потому что там-то идет реальная борьба с нетрадиционным исламом – ваххабитами и прочим. То есть они проблему переносят на нас. Если бы к нам ехали учителя, врачи, ученые, инженеры – да вопросов бы не было. Там понятно, было бы знание русского языка и уважительное отношение к культуре. И через поколение они бы ассимилировались. Как часто бывает. И как было и, надеюсь, будет. Но приезжают-то самые низы, самое дно. Приезжают аулы. Облик мигрантов с 90-х годов очень сильно поменялся. Если в 90-е годы к нам прибывали бывшие советские граждане, они знали русский язык, даже если у них не было серьезного образования, они прошли октябрятскую, пионерскую, комсомольскую организацию многие. То есть это были реальные наши соотечественники, только других национальностей. То сейчас новый мигрант – это совершенно другой облик, другие лица. Это люди, которые приехали без того багажа советского и русского прежде всего. Они приехали замещать население. Нас с вами замещать приехали. И они не собираются учить русский язык. Мы заставляем. У нас есть целый проект «Мы россияне», где мы детей просто вводим в программы изучения русского языка, русской культуры. Возим их по экскурсиям, чтобы они прикасались к местам русской и калужской силы. И у нас в таком миксовом варианте проходит. Обязательно пол автобуса они, пол автобуса наши русские дети. Для того, чтобы они интегрировались в российскую нацию. То есть это очень трудный процесс, часто встречается сопротивление родителей. Потому что часто директора школ жалуются на следующее: приходит папаша в школу и говорит: «Вот, возьмите ее немножко поучиться. - Что значит немножко поучиться? - Да мы сейчас в 14 лет замуж отдадим, пусть пока поучится». Ну и парня тоже до 16 лет – надо поучиться, потом он его на стройку возьмет. То есть это совершенно другие люди. Это параллельное общество, параллельное нашему обществу. Интегрироваться они не собираются. Мы заставим их это сделать в любом случае. А тех, кого не заставим, их надо отсюда убирать – выселять. Вы знаете, мы много что сделали в Калужской области для решения миграционной проблемы. Разумеется, мы ее не решили, потому что мы уперлись в федеральное законодательство, мы уперлись в федеральные решения. И соответственно, коль мы уперлись в эти решения, мяч на стороне федералов. Вот уже, по-моему, 5 законодательных инициатив по инициативе губернатора наше законодательное собрание направило в Госдуму. До депутатов не дошло ни одного. Просто все на уровне Совета Думы, Совета законодателей, Управления делами Госдумы. Все там застряло. Это, конечно, говорит о том, что мигрантское лобби у нас мощное. Мощнейшее и структивнейшее. Поэтому вот, пожалуйста. Но капля камень точит. Это наша страна, у каждого из нас есть только одно отечество, поэтому мы будем дальше настаивать на этом. Будем дальше искать союзников и пробивать инициативы. Но у нас другого выхода нет. Мы победим. Либо их заставим стать россиянами, либо, кто этого не хочет, надо менять законодательство и расширять нормы, которые позволяют прекращать полученное гражданство.

Н.В.Карташова: Дай вам Бог здоровье. Раньше был такой хороший глагол – обрусеть. Обрусели. Но эти не обрусеют, вот те, которые сейчас.

О.А.Калугин: Поэтому все, которые не обрусеют, их надо выгонять.

Н.В.Карташова: К Александру Владимировичу будут вопросы от наших радиослушателей. Это я уж точно знаю. Поэтому я задам этот вопрос: когда нам вернут этот дом в Черниговском?

А.В.Бочкарев: Я не могу назвать точно число, но вернут. Сейчас его реставрируют как раз за счет государства. Это, кстати говоря, большой выход из положения. И нас бы просто постоянно штрафовали, а деньги-то очень большие для реставрации здания.

Н.В.Карташова: Но есть надежда хоть малая?

А.В.Бочкарев: Есть. И вера есть.

Н.В.Карташова: Вот, дорогие радиослушатели, я специально в эфир задаю этот вопрос. Директор Международного фонда Славянской Письменности и культуры господин Бочкарев подтвердил, что есть надежда. Хорошо. Будем надеяться.

А.В.Бочкарев: Сейчас ребята с СВО наши вернутся, все вместе этот вопрос решим.

Н.В.Карташова: Замечательно сказали. Будем ждать. НУ что же, Александр Владимирович, я знаю, что в Калуге отливали памятники всегда. Вячеслав Михайлович Клыков, да?

А.В.Бочкарев: Не совсем так. Там делали их.

Н.В.Карташова: Делали? Скульпторы-то наши.

А.В.Бочкарев: Нет. Отливали в литейке, а там их делали – это называется рабочая модель, размер сооружения. То есть реально, как памятник выглядит. Вот Жуков, князь Владимир, Илья Муромец там делался. Просто здесь, в Москве, не было таких возможностей. И просто Вячеслав Михайлович, ему нравилась очень Калуга, он ее любил. Его ранние памятники там есть. Там мы как в затворе жили. То есть мы жили на заводе прямо, и нас никто не беспокоил. В Москве, здесь, покою же нет. А чтобы сделать серьезный памятник в нереальные сроки, я не профессионал, я просто верил Михалычу, шел с ним, но профессионалы, которые там работали: чеканщики, форматоры, они все просто удивлялись, потому что каждый памятник – это был определенный подвиг Вячеслава Михайловича и его окружения. Да, Калужская фабрика знаменитая, которая сейчас, к сожалению, по-моему…

Н.В.Карташова: Сложности?

А.В.Бочкарев: Там была тяжелая история. Погибла же директор фабрики с мужем. Их убили. Это было лет 10 назад.

Н.В.Карташова: Кто убил?

А.В.Бочкарев: Кто? Бандиты. Группировка была из Тульской области. Там был один из действующих офицеров криминальной полиции, один в отставке, и исполнители были эти, которые из 90-х вышли. Видимо, связь осталась. Очень жестокие убийства были. Не только это, но еще и другие истории. Их убили прямо на Крещение. Мы уполномоченному представителю президента написали. Тогда еще был Полтавченко. А он вышел на калужского, и тогда дело не замяли. Хотели его уже притормозить, но оно дошло до логического завершения.

Н.В.Карташова: Но сейчас работает этот завод?

А.В.Бочкарев: Я не знаю, в какой мере он работает. В какой-то мере работает. Нет?

О.А.Калугин: Я не в курсе этой истории.

Н.В.Карташова: Это давно было. Это еще Вячеслав Михайлович был жив.

А.В.Бочкарев: Нет. Это было уже после смерти.

Н.В.Карташова: Александр Владимирович, я знаю, что вы сейчас занимаетесь эпохой царя Ивана III?

А.В.Бочкарев: Князя, царя. Да. Не только я занимаюсь.

Н.В.Карташова: И Олег Анатольевич?

А.В.Бочкарев: Конечно.

Н.В.Карташова: А почему именно Иван III?

А.В.Бочкарев: Тут все-таки слово надо дать Олегу Анатольевичу, потому что он тему лучше знает.

Н.В.Карташова: Олег Анатольевич, почему именно Иван III?

О.А.Калугин: Но все очень просто. Вот в Калуге, Калужской области, существует два памятника Ивану III. Там, где Владимирский скит, там, где была ставка Ивана [Молозова] [31.20], и там, где проходили бои. Владимирский скит – там диорама нашего великого художника Павла Рыженко. И, соответственно, на этом месте впервые появился памятник Ивану III. Второй памятник Ивану III появился через год. Он сейчас стоит напротив администрации губернатора. Это совершенно разные памятники.

А.В.Бочкарев: Вместо Ленина, по-моему.

О.А.Калугин: Да, вместо Ленина. На самом деле, Ленин вернулся в Ленинский сквер. То есть в сквер, который был создан, потому что там памятник Ленину.

А.В.Бочкарев: Он там стоял раньше.

О.А.Калугин: Он всегда стоял до 1984 года, когда в течение одной ночи, когда был построен обком КПСС, его поставили там – напротив обкома. Он там совершенно не смотрелся. Он там смотрелся, как карлик. Хотя памятник Ленину – это тоже было произведение искусства. Это не штамповка. И вот второй памятник Ивану III стоит напротив администрации, главной администрации Калуги. Почему? А потому что великое стояние на Угре, благодаря которому Русь обрела независимость, обрела суверенитет, происходила не просто в правление Ивана III, а произошло благодаря политике Ивана III. И Иван III – это отец российской государственности. Кстати, термин Россия появился именно в эпоху Ивана III.

Н.В.Карташова: А не Ивана IV?

О.А.Калугин: Нет. Двуглавый орел появился благодаря браку второму Ивана III с Зоей, потом Софией, Палеолог. То есть это византийский символ. Вы знаете, Зоя Палеолог была представительницей византийской династии, племянницей последнего императора византийского Палеолога. Поэтому откуда «Москва – третий Рим» появилось? Благодаря вот этому наследственному…

А.В.Бочкарев: Даже кровной связи.

О.А.Калугин: Да, и духовной и кровной связи. Поэтому при Иване III появилась Москва как столица независимого государства. Москва же была столицей Московии, Московской Руси. Московская Русь была вассально зависима от орды. И все летописи до великого стояния на Угре называли хана Ахмата царем. Вот после великого стояния на Угре, все – царя нет. Потом наш появился – Иван Грозный. Был государь всея Руси, Великий князь Иван III. Основатель независимого государства Российского. Так вот. Сейчас тема суверенитета является ключевой. Наш президент постоянно говорит и действует для того, чтобы увеличить наш суверенитет внутренний, внешний. Появился даже термин технический суверенитет.

Н.В.Карташова: А что это?

О.А.Калугин: Технический суверенитет – это независимость в основных технологических отраслях от внешнего мира. Прежде всего, от Запада. Не только от Запада. Вообще. Поэтому суверенитет – это сейчас альфа и омега. Потому что глобальное общество, глобализм делает все возможное, чтобы уничтожить национальное государство и передать власть транснациональным структурам. Поэтому тема суверенитета именно сейчас, не в царской России, не в Советской России, чей суверенитет на этой территории было глупо оспаривать, именно сейчас появилась актуальность суверенитета как такового. Как ценности. И соответственно глупо, когда мы стремимся к максимальному суверенитету, а отец российского суверенитета, Иван III, первый суверенный государь, не удостоен памятника в столице, которая стала столицей благодаря ему.

Н.В.Карташова: Так надо поставить памятник.

О.А.Калугин: Вот почему мы ставим этот вопрос. Это русский парадокс. Я просто не понимаю, почему основателю государства, мы живем до сих пор в этом государстве, кстати, на минуточку, потому что Новгородско-Киевской Руси нет, потому то это государство было разрушено сначала феодальной раздробленностью, потом ордынским игом. А вот государство, которое на Угре создал Иван III, оно существует до сих пор. Оно было изначально большим, изначально многонациональным. И это государство прошло очень и очень тяжелый путь развития. Была масса войн, были дворцовые перевороты, крестьянские бунты, революции. Была смута. Но государство даже в период смуты не теряло свой суверенитет. Оно было суверенным. Да, когда-то в большей степени, когда-то в меньшей степени. В смуту – в меньшей степени. Но даже вот эти лжедмитрии никогда не заявляли о том, что наш суверенитет кому-то отойдет, наша независимость. То есть они даже не смели голос в этом направлении подать. Поэтому мы живем до сих пор в государстве, созданном Иваном III. Оно живет, развивается. Дай Бог дальше будет жить и развиваться. И я думаю, что мы как благодарные потомки обязаны просто отдать должное Великому князю.

Н.В.Карташова: Олег Анатольевич, это у вас в Калуге памятник есть.

О.А.Калугин: Потому что у нас родина суверенитета. Это понятно.

Н.В.Карташова: Но в Москве можно поставить памятник?

О.А.Калугин: Конечно.

А.В.Бочкарев: Нужно. Обязаны мы. Была проведена первая конференция, где было заявлено, что памятник нужен.

Н.В.Карташова: Какая конференция? Расскажите.

А.В.Бочкарев: Это конференция в доме Национальностей. Организовывали как раз организация «Зов» и мы, фонд Славянской Письменности и культуры, и [_____] [37.22] Юрьевич помогал, организовывал, в основном он организовывал. Историки присутствовали, Олег Анатольевич, и как раз тему памятника была обговорена. Даже был представлен эскиз Олегом Молчановым. В свое время, где-то в 98-м году, когда вторая волна по поводу Дзержинского возникала, Вячеслав Михайлович предлагал Ивана III на его место. Но тогда все понимали и сейчас, что это будет раздрай.

О.А.Калугин: Раздрая не надо.

А.В.Бочкарев: И место великолепное.

Н.В.Карташова: Где?

А.В.Бочкарев: Ивановская площадь в Кремле.

Н.В.Карташова: Ну, это нужно, наверное, с президентом решать.

О.А.Калугин: Конечно. Естественно. Но сначала общество для этого должно созреть.

Н.В.Карташова: Для этого сегодня наша передача, чтобы общество созрело. А вот наши радиослушатели пишут. А на Лубянке, где был памятник Дзержинскому?

О.А.Калугин: Я думаю, не надо.

Н.В.Карташова: Там не надо? Почему?

О.А.Калугин: Понимаете, Иван III – это объединяющая фигура. Это – основатель российского государства. Он несомненен как основатель российского государства. И любые социальные протесты в этом плане совершенно не нужны. Должно быть то место, которое органично этому великому историческому деятелю. Ивановская площадь, конечно, значительно более органична, чем Лубянка.

Н.В.Карташова: А Ивановская площадь в честь?

О.А.Калугин: Нет, в честь святого.

Н.В.Карташова: Иоанна Крестителя? Иоанна Лествичника? Крестителя?

О.А.Калугин: Нет, не Крестителя. Лествичника, да. В честь него. Но при Иване III она заиграла. То есть оттуда убрали всякие торговые ряды, храмы построили. Масса чего убрали ненужного. То есть она стала полноценной, красивой Ивановской площадью именно в эпоху Ивана III и благодаря Ивану III. Поэтому закономерно, связь полнейшая.

Н.В.Карташова: Хорошо бы. Вы министр, и поэтому, наверное, вхожи в кремлевские какие-то там…

О.А.Калугин: Это должно решать общество.

Н.В.Карташова: Опять же общество. Хорошо, братья и сестры, давайте поможем. Подписи нужно собирать? Соберем.

О.А.Калугин: Я не знаю. Дело в том, что я думаю, что сейчас надо как минимум расширять число сторонников в разных сферах. Сторонников этой идеи. На самом деле эта идея – не просто памятник как сочетание камня и железа. Нет. Мы сейчас говорим про смыслы. Именно отец русского, российского, суверенитета должен быть удостоен этого памятника именно в столице, благодаря которому столица стала столицей. Вот о чем речь. И вы знаете, с точки зрения формирования правильных смыслов, памятник – это самая простая и апробированная веками форма восприятия.

Н.В.Карташова: Понятная всем.

О.А.Калугин: Да. Поэтому здесь, конечно же, одним памятником нельзя ограничиться. Но начать, я думаю, что целесообразно с него.

Н.В.Карташова: Поддерживаем, конечно. Ну что же, я бы хотела задать еще вопрос по военной операции. Наверное, ребята ваши, калужане, воют, да?

О.А.Калугин: Конечно. Да. Естественно. Воюют героически. Воюют совершенно искренне. Разумеется, есть потери. Но это неизбежно. С патриотизмом у калужан все хорошо.

А.В.Бочкарев: Есть на кого ровняться – Жуков.

Н.В.Карташова: Жуков. Да. А я считаю, что ныне здравствующий Станислав Юрьевич Куняев, уроженец Калуги, замечательный поэт, главный редактор…

О.А.Калугин: Тоже.

А.В.Бочкарев: Там есть Михайло Воротынский. Есть на кого ровняться.

Н.В.Карташова: Да.

О.А.Калугин: Нет. У нас вообще много…

Н.В.Карташова: А святыня. Калужская икона. Оптинские старцы.

О.А.Калугин: У нас еще есть масса других событий истории. Например, великая армии Наполеона не после Бородина сломала свой хребет, а после сражения в Малоярославце. Именно после Малоярославца она перестала быть великой, Наполеон сломал свой хребет. И дальше она только отступала. Поэтому это тоже знаковое событие.

А.В.Бочкарев: Иван III – переломный момент, Наполеон – переломный момент.

О.А.Калугин: Козельск.

Н.В.Карташова: Козельск, да.

О.А.Калугин: Маршал победы – Жуков, наш земляк. И соответственно мы и в науке достаточно знамениты. Первая на планете атомная электростанция была введена в эксплуатацию 26 июня 1954 года в городе Обнинск Калужской области.

Н.В.Карташова: А это Калужская область?

О.А.Калугин: Конечно.

А.В.Бочкарев: Опять же, а Циолковский.

О.А.Калугин: Конечно. Калугу называют колыбелью космонавтики именно потому, что у нас состоялся Циолковский. Да, родился он в Рязани. Но как ученый, как великий человек, как гений он состоялся в Калуге.

Н.В.Карташова: Да. Славный город Калуга.

О.А.Калугин: Благословенная калужская земля.

Н.В.Карташова: Вы как-то общаетесь, наверное, с владыкой Климентом, да?

О.А.Калугин: А как же. Да. Только сегодня виделись.

Н.В.Карташова: То есть у вас как бы симфония государства и Церкви?

О.А.Калугин: Да.

Н.В.Карташова: У нас бывают из Калужской области ваши батюшки.

О.А.Калугин: А кто?

Н.В.Карташова: Например, у нас недавно был отец Андрей Рейзман. Он член Епархиального совета. Не так давно был у нас. Замечательный батюшка. Мы его любим. Он часто у нас бывает. И мы будем рады, если вы еще раз приедете к нам. Потому что, наверное, у радиослушателей есть какие-то и вопросы. И мы так рады, что вы говорите прямо, без обиняков и о миграционной политике, и об Иване III тоже. Действительно, если суверенитет, то памятник должен быть на Ивановской площади. Ну что же, Олег Анатольевич, у вас там столько храмов и строятся, и Калужская икона, под покровительством вы Матушки Божией, Калужской иконы, Лаврентий Калужский.

О.А.Калугин: Калужская икона. И Оптина пустынь называется Введенский монастырь. Он в честь праздника Введения Богородицы во храм построен.

Н.В.Карташова: И все писатели к вам приезжали.

О.А.Калугин: Да. В Оптину пустынь даже Толстой приезжал. Уж на что был сложный человек.

А.В.Бочкарев: Не готов был к покаянию просто.

Н.В.Карташова: Так в Шамордино его сестра жила.

О.А.Калугин: Да. Сестра была. Он приезжал частенько к ней. Ну, и естественно, Федор Михайлович Достоевский. Кстати, совершенно недавно, летом этого года, был открыт памятник Федору Михайловичу на территории Оптиной пустыни.

Н.В.Карташова: Хорошо.

О.А.Калугин: Так что развивается и это направление.

А.В.Бочкарев: И Гоголь Николай Васильевич тоже был.

Н.В.Карташова: Да. Конечно.

О.А.Калугин: Там много кто был.

Н.В.Карташова: А вам можно сделать даже литературные мостки такие, да? Памятники, бюсты.

О.А.Калугин: Да. Можно. Я думаю, что это хорошая идея. Храмов у нас много. Мы православный регион. Мы на 90% по переписи населения русский регион. И на 80% с лишним, там 86 %, по-моему, жителей Калужской области отвечают на вопрос социологов, что они являются православными христианами.

Н.В.Карташова: Хорошо. А вот вы министр. И вы верующий. А губернатор ваш?

О.А.Калугин: Я думаю, что неверующих людей на самом деле мало. Губернатор, конечно же, тоже православный.

Н.В.Карташова: Хорошо. А новые храмы строите?

О.А.Калугин: Строим и новые храмы. Достраиваем те храмы, которые были заложены достаточно давно. Потому что строительство храма – это процесс чаще всего очень длительный. Потому что как-то так исторически сложилось. И строим храмы и реставрируем те рамы, которые остались нам от наших предков.

Н.В.Карташова: Как раз священник, отец Андрей Рейзман, рассказывал, это село Буримово, Жуковского района, он там построил храм Покровский, и еще у него там храм Преображения Господня. Замечательно. И из Калужской области столько великих людей. Станислав Юрьевич Куняев, наверное, посещает, когда может свою родную малую родину?

О.А.Калугин: Наверное, я честно говоря…

Н.В.Карташова: К нам звонок.

Телефонный звонок: - Ваши гости рассказывали, что в Калужской области будут стараться иммигрантов обрусить что ли, чтобы русский язык изучали и так далее. Вы знаете, я живу в Московской области, но вот глядя на то, как они действительно ведут себя здесь, обрусить их, по-моему, очень тяжело. Они же ведут себя так, как считают нужным. Тем более прозвучало, что они исламской веры. Как можно людей, если у них уже в крови это воспитание, какие-то законы религиозные, как их можно изменить? Я думаю, что вряд ли это получится. Тем более они едут в таких количествах сюда, что это просто: заходишь в транспорт – у нас уже нет русских водителей. Он едет на маршрутке, включает телефон свой и разговаривает спокойно со своими родственниками, ведет транспорт и балаболит. Сделаешь замечание – либо делает вид, что он не слышит, либо с недовольной физиономией выключит. Но извините, вообще-то раньше такого не было. Они настолько себя чувствуют, как будто они у себя дома.

Н.В.Карташова: Более того хозяевами.

Телефонный звонок (продолжение): - Да. И вот вы говорите, преступность увеличилась. Калужская область – одна. Это тоже наша глубинка российская. Слава Богу, что губернатор и его помощники люди, находящиеся сейчас у вас на радио «Радонеж», прилагают усилия, и им удается достичь вот таких вот успехов. Но боюсь их слишком много.

О.А.Калугин: Я отвечу на вопрос. Смотрите, я специально сказал, что надо разделить два понятия: трудовая миграция, то есть временное пребывание с целью работы и зарабатывания денеги переселенчество, то есть иммиграция. Я вообще считаю, что должен быть мораторий лет на 20 - 25 на предоставление представителям этих этносов гражданства. Просто мораторий. А дальше посмотрим. И надо лишать. Я тоже об этом говорил. Не лишать – у нас есть совершенно законный термин: прекращение полученного гражданства. Расширить количество случаев, статей по прекращению гражданства. Сейчас, если они высказываются против СВО, если экстремистские проявления, можно прекратить гражданство.

А.В.Бочкарев: Есть уже случаи.

О.А.Калугин: Надо расширить эти категории. Просто расширить категории, если хотите, до гротеска. То есть каждый нелояльный выпад в отношении России или коренного населения должен приводить к одному – прекращению полученного гражданства. Вот в этом направлении надо работать. Но это Государственная Дума должна принимать такие законы. И все-таки у нас их полно уже. И что-то надо делать в любом случае. И в любом случае мы должны предпринимать меры по интеграции кого можно в Российское общество. Руки опускать ни в коем случае нельзя. Нельзя говорить, что все пропало. Ничего не пропало. И не таких перемалывали. Поэтому в любом случае нужно с двух, с десяти сторон двигаться в этом направлении для решения этой проблемы.

А.В.Бочкарев: Подвижки есть. Сейчас, например, в СК создан специальная группа следователей по мигрантам после того, как была убита в Москве представитель Роснадзора просто, потому что не понравилась женщина. И сейчас СК по нашему опыту гораздо быстрее реагирует на такие вещи.

Н.В.Карташова: Но в полиции не очень реагируют.

О.А.Калугин: Кстати, наши правозащитники в Совете по правам человека при президенте, в частности Кирилл Кабанов, уже давно выступил с инициативой, и насколько я понимаю, Фадеев ее поддержал, чтобы такой же орган появился в МВД. И причем не только в центральном аппарате, но это должно быть везде, в каждом регионе, где есть эта проблема.

Н.В.Карташова: Я благодарю вас, что у вас такая позиция. Наш эфир заканчивается. Дай Бог вам здоровья. До новых встреч.

Дорогие братья и сестры! Мы существуем исключительно на ваши пожертвования. Поддержите нас! Перевод картой:

Другие способы платежа:      

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и абзацы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Простите, это проверка, что вы человек, а не робот.
1 + 1 =
Solve this simple math problem and enter the result. E.g. for 1+3, enter 4.
Рейтинг@Mail.ru Яндекс тИЦКаталог Православное Христианство.Ру Электронное периодическое издание «Радонеж.ру» Свидетельство о регистрации от 12.02.2009 Эл № ФС 77-35297 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций. Копирование материалов сайта возможно только с указанием адреса источника 2016 © «Радонеж.ру» Адрес: 115326, г. Москва, ул. Пятницкая, д. 25 Тел.: (495) 772 79 61, тел./факс: (495) 959 44 45 E-mail: [email protected]

Дорогие братья и сестры, радио и газета «Радонеж» существуют исключительно благодаря вашей поддержке! Помощь

-
+