Перейти к основному содержанию

07:19 06.05.2024

Сосуды звенящие сиречь колокола

09.10.2023 11:33:44

Слушать: https://radonezh.ru/radio/2023/10/08/22-03
Смотреть: https://youtu.be/2cGvyr6OWss

Е.Никифоров: -  Добрый день! Рад сегодня представить нашего гостя, который снизошел до нашего 6 этажа радиостанции «Радонеж» на Пятницкой улице с высот Кремлевских куполов. Вот как я представляю Игоря Васильевича Коновалова, художественного руководителя ансамбля звонарей Московского Кремля, Храма Христа Спасителя, председатель Общества церковных звонарей Москвы. Думаю, это самое главное церковное общество не только Москвы, но и всей России.

И. Коновалов: -  И Гарвард, и Пхеньян, Испания, Германия немного, чуть Болгария, слегка Италия, Швеция – везде бывали. Была честь оказана поработать там, и принята с большим удовольствием.

Е.Никифоров: -  Мы знакомы давно, в юности нашей все было впервые, первые колокола лились. «Радонеж» тут тоже поучаствовал - лил одни из первых колоколов. Во главе этого сообщества вы всегда были главным экспертом. Прошло много лет, что за это время изменилось? Тогда мы радовались любому звуку, напоминающему колокольный. Все было утеряно, никто не знал, как это делать, все восстанавливалось как в фильме Тарковского «Андрей Рублев». Герой изображает из себя мастера, овладевшего мастерством отца, но на самом деле ничего не знает, ужасно нервничает, но ему удается отлить замечательный колокол. Как в фильме этом пророческом, так и в России было: мы сначала бегали, надували щеки, изображали мастеров, а потом стали ими. Что произошло за это время?

И. Коновалов: -  Я бы сразу возразил. Отдельные колоколообразные отливки желтого цвета появились в 1988 году, но если серьезно о колоколе – это произведение литейного искусства, которое включает орнаменты, надписи, мелкую пластику, благочестивый образ. На первых колоколах такого порядка стояла надпись, что они произведены усердием общества «Радонеж». Это факт: «Радонеж» способствовал переходу от стихийности, работы кооператоров, покраски серебрянкой, замазывания, к чему-то мастерскому, профессиональному. Колокола общества «Радонеж» были такой реперной точкой, планкой, на которую надо было ориентироваться.  Дальше мы могли идти по пути развития звуковых качеств литья, а именно звучания колокола и созвучия в подборе. Этим отличались колокола русских подборов до революции.

Е.Никифоров: -  Вспомним Константина Чернова, который как раз и занимался этой работой.

И. Коновалов: -  Я впервые с ним встретился в Даниловом монастыре. Когда праздновалось тысячелетие крещения Руси, привезли колокола ярославских земель. И вот этот молодой человек из Тамбова на мощностях завода «Монументскульптура», где он работал, впервые в Союзе отлил первые колокола. Были разные изобретатели. Кто-то спрашивал, зачем нам колокола, давайте повесим била. Продвигали идею, что православный звон - это доски, клепалки, стучалки, а колокола – это уже западная Европа. Но так могли говорить люди, которые никогда не видели ни Ростова, ни московского Кремля, ни Великого Новгорода. Известно, что колокола впервые появились на Руси в 988 году. Их привез князь Владимир из Херсонеса Таврического, сосуды звенящие сиречь колокола. Говорить о том, что это западная Европа – поверхностно относиться к науке.

Е.Никифоров: -  Слово-то латинское. Греки его потом переняли. Конечно, это не клепала, не била, не клепанцы, а Кампаны. До сих пор в нашем уставе, типиконе, начиная с 1695 года, всюду в богослужебных книгах упоминаются Кампаны. Итальянское слово. То, что мы сейчас называем колоколами, это все же изобретение итальянское.

И. Коновалов: -  Далеко не так. В музее Вашего покорного слуги есть колокола 3-4 века до н.э., это северный Ирак или Вавилон. Меня в свое время брали в Пхеньян, где мы сумели дважды посетить музей большого колокола. В конце концов, мы поняли, что это такое! Эти колокольчики по Великому пути достигли Царьграда, а оттуда уже стали распространяться. Дело в  том, что в селе Астон в Голландии есть великолепный музей колоколов. Там есть несколько колоколов начала 4 века, небольшие, чуть больше стакана, с греческими надписями. Я спросил – там подлинники 4-7 веков. А в западной Европе тогда еще только думали, что это, да пойти пограбить лишь могли. Второй этап развития колокольного дела – середина 14 века. В Москву приезжает мастер-литейщик Борис Римлянин, отливает три колокола на только что построенную колокольню Ивана Великого. Колокольня «Иван Великий» - общеупотребительное название Московского кремлёвского храма-колокольни во имя преподобного Иоанна Лествичника. Церковь под колокольню построенна «от великого князя Иоанна Даниловича Калиты». Он впервые в истории русского градостроительства ставит посреди своего города нового колокольню и церковь еще под колокол в память своего небесного покровителя Иоанна Лествичника. Я однажды выразил такую мысль, а не принять ли нам Иоанна Лествичника как покровителя русских церковных звонарей. Многие предпочитают Павлина Милостивого, хотя это святой западной церкви, который напрямую с колоколами связан не был.

Е.Никифоров: -  Для нас колокола не чисто техническое изобретение, как громадный мегафон для сбора верующих на богослужение. Техническое задание превратилось в настоящее тончайшее искусство.

И. Коновалов: -  Выверенное веками. Колокола на колокольни собирались столетиями. Например, в Троице-Сергиевой Лавре мне принадлежит честь реализовать проект создания трех колоколов. Первые колокола там датируются 1420 годом, а последние были куплены в 1908 году. Голос к голосу - несколько веков собирали в Лавру уникальный инструмент.

Е.Никифоров: -  Чтобы выбрать, слух должен быть музыкальнейший.

И. Коновалов: -  Обязательно. Это явственно мы знаем от тех, кто обладал таким слухом и некоторыми музыкальными познаниями. Среди таких - царь Алексей Михайлович. В его царствование происходит отливка самых тяжелых и самых благозвучных колоколов, причем кратно: 2000, 1000, 500 пудов. Тут можно вспомнить и оставшийся Новодевичий монастырь, где действовал уже не царь, но его дочь Софья. Это Звенигород, куда недавно привезли новый колокол. Ростов Великий. Это не абы что, но гармоничное сочетание колоколов в подборе.

Е.Никифоров: -  Кроме красоты звучания, к колоколам относились как к некоему мистическому инструменту. Ставили плашки Петри - микробы погибали. Я с радостью в это верил. Есть правда в этом?

И. Коновалов: -  Конечно. В 1991 году «микробы» сами собой погибли, те, что с флагами красными ходили, по крайней мере, уменьшились в размерах. А перед собой вы видите экспонат, который с 1994 года не знает, что такое поликлиника по поводу гриппа, ангины. С тех пор как я начал звонить в Данилове, как его еще называют монастырь во имя святых отец семи Вселенских Соборов, как он и был основан при Иване Васильевиче в 1561 году, не знаю что такое простуды, а до того осаждал поликлиники.

Е.Никифоров: -  Когда начинали лить колокола, потребность была огромна. Храмы восстанавливались, требовались колокола повсюду. Самое простое было сослаться на Афон, где било даже до сих пор присутствует. Традиция – кто ее будет менять. А вот в Москве стали многие стараться делать любые колокола, лишь бы продать. Предложений было много. А сейчас что в осадке? Сколько колокольных мастерских, которым можно доверять?

И. Коновалов: -  К сожалению, есть и закрывшиеся мастерские. Это предприятие ЗИЛ, которое на основе компьютеров вывели расчëтную трëхмерную модель. Она подтверждена экспериментом и которую можно использовать для расчëта любых колоколов с любой заданной тональностью звучания (и любого веса). Они взяли в издательском отделе трехпудовый колокол и облепили его датчиками. Первая литейка ЗИЛа славилась своим цветным литьем, и были мастера, которые на глаз определяли температуру, при которой нужно было начинать отливку металла. Было хорошее производство. Был какой-то ренессанс в Москве. В академии Бочвара делали такие черные колокола со светлыми полосками. Они великолепно звучат. Увы, сейчас производств больше нет. Я не могу делать никому рекламу и антирекламу, моё слово очень много значит сейчас, но есть одно предприятие, которое с 2004 года работает. Я передал туда профиль колокола Ивана Федоровича Моторина, который был обмерян профессионалом-архитектором. Николай Асимов по моей просьбе обмерил порядка 25 профилей различных колоколов от 15 до 20 века. Я уже понимал, что это такое и как оно должно быть. В 2004 году встречали икону Тихвинской Божией Матери в монастыре. Присутствовали несколько литейщиков. Один спросил моё мнение по поводу его литья. Я признался, что мне не очень нравится. Он спросил, что же нравится, и вот зимой 2004 года я услышал звучание колокола Моторина, отлитого на новом производстве. Напротив Московского Кремля стоит колокольня святой Софии в Средних Садовниках - мой проект. Колокол там 400 пудов. Когда он звонит, кажется, что на первом ярусе Ивана Великого кто-то случайно нажал на педаль. Настолько похожий звук! Мы достигли хорошего результата. Нигде ни в каких типиконах не написано, как должен звучать колокол. Как-то должен… Испанцы до сих пор льют по-своему, тазы вешают - им нравится. Солнышко еще делают во время звона - люди крутятся на этих колоколах вокруг своей оси. Мы дружим с Утрехтской гильдией звонарей. В 2009 году мы у них были в гостях, они много чего показали. И мы звонили в эти качающиеся колокола весом в 10 и более тонн. Это очень интересно. У нас вои критерии. Икону как написать? Пользоваться прорисями, как Андрей Рублев, Феофан Грек, Дионисий. Они начали эту технику, мы идем по их стопам. Это как с молитвой, архитектурой. Никто же не строит храмы зеленые ржавые. Все хотят белокаменное красивое, так же и в колоколах. Считаю, что мы добились результата, звука лучших колоколов. Это было признано независимыми американскими экспертами, когда речь шла о замене колоколов Данилова монастыря. Гарвардские специалисты сами поехали по российским предприятиям, которые мы им указали. На одном, которое делает колокола по моим профилям, они ударили в колокол 800 пудов и сказали: то, что надо. Потом производство это крутила Академия им. Петра Великого, делали образцы-свидетели, рвали, ломали, растягивали, петрушили, как могли, чтобы проверить эту бронзу на прочность. Выяснили:  бронза хороша. Так что есть за что зацепиться. И можно из многих современных производств выбрать. Одно из таких хотело сделать колокола на Спасскую башню. 10 лет мы ездили на производство! В ноту попадает - обертоны уходят. Хвост вытащил - нос увяз. Так ничего и не получилось. Пришлось этим ребятам отливать колокола заранее с более толстыми стенками, а потом ставить на станок, чтобы точить, искать ноту. Сейчас Спасская башня не идеал, но играет что-то похожее на «Славься, славься». Играет она современный гимн, который был сделан из гимна партии большевиков, который в свою очередь был сделан из музыкального произведения композитора Калинникова «Былина». Ее оттуда утащил Александров, сделал из нее партию большевиков, а потом «Союз нерушимый». Вообще это мелодия молодого русского композитора. Спасская башня играет две прекрасные мелодии. Глинки и Калинникова. Мы наше задание выполнили. Я за это получил две грамоты уже. Пожалуй, и хватит.

Е.Никифоров: -  Замечательно, когда слава находит своего героя.

И. Коновалов: -  Но тут потрудились многие.

Е.Никифоров: -  Колокола стали так совершенны, что на них можно исполнять сложные произведения. Что сейчас исполняется, есть ли те, кто может исполнять, есть ли школа?

И. Коновалов: -  Русский православный колокольный звон - это прежде всего ритмическая основа. Большой колокол задает ритм или это делает звонарь от педали. На этот ритм накладываются четыре четверти переборы и трезвон. Русский звон не предполагает исполнения мелодий, хотя такие примеры в истории были. Один звонарь Данилова монастыря играл «Коробочку». Владыка Тихон ему говорил, что здорово, но богословие в звуках лучше. Опять напомню, что нигде нет указаний, можно или нет играть мелодии на колоколах. Возьмем храм Иоанна Богослова на реке Ишне. Там только 4 колокола - Чайковского не сыграешь. Звон и должен строиться из того набора, который есть. Для церковного звона достаточно и одного колокола. В Новгородской Софии на южной стороне нашли балку, где висел один колокол. Три висело в Софии Константинопольской. При освящении я нашел там несущие балки.  В лестничной башне я нашел отпиленные балочки, обложенные в арках, там же, где стоят балки в Антониевском соборе Рождества Богородицы в Новгороде. Колокола было слышно и в храме и наружу, они висели как раз на апсиду. Нашел колокол и в Ирине. Там тоже есть арка, где находился колокол, видно эту арку заложенную, балка читается спокойно.

Е.Никифоров: -  Что такое богословие в звуках?

И. Коновалов: -  Благозвучие колокола, который среди ряда обертонов не выдает никаких болезненных звуков. Как бежит сороконожка, а две ножки у нее заплетаются. Благо – звучие, гармония основных и дополнительных частот. Об этом написал впервые профессор Гарварда Эдвард Вильямс. Он у нас был в 82 году, мы виделись. Он описал русский колокол как звонкую или звонящую икону. Наши ярославские колокольные деятели продлили это: подбор колоколов – звучащий иконостас. Я могу согласиться! И ритмическая основа  - то, подо что идет торжественное шествие. В свое время я в Данилове играл «Христос Воскресе». Там были такие колокола. Но это вовсе не обязательно. Нужно иметь Карильон, который, кстати, есть в храме Вооруженных сил.  

Е.Никифоров: -  Что такое Карильон?

И. Коновалов: -  Он родился в Европе. Думаю, это стык Франции, Голландии. Он начался с перечасья часов. Висит колокол на башне, который отбивает часы. Три часа или два. А если я первый удар пропустил, пока с соседом ругался? Поставили 4 или несколько перечастных колоколов, которые 15 минут играют один раз, половину – два, сорок пять минут – три, час – четыре раза. Ты уже не упустишь ничего. И потом эти 4 колокола стали разбавлять, чтобы добавить. В Лавре 8 колоколов, которые играют четверти. Погоня за звуками в Европе продолжилась. С середины 13 века там добились у колоколов нот. У нас этим не занимались, потому что во время монгольского ига нам просто было не до этого. Как говорили иностранные путешественники, бывшие в Сарай-Берке: тут фонтаны, которые бьют серебряными монетами, а оказывается, монеты привозят из Руси. Европа смогла родить это звучание. Появились сначала небольшие инструменты в 10-15 колоколов, которые настроены так, чтобы это было похоже на хорошо темперированный клавир – ХТК, который появился в конце 17 века. Стали играть мелодии. Это стало украшением города. Лаврская колокольня наша на несколько метров выше Ивана Великого, но Иван Великий строился 4 года, а Лаврская колокольня строилась 36 лет. Можно же на 6 метров прибавить высоты за это время? В западной Европе было то же – в Утрехте вот так, а в Амстердаме эдак. А у них лучше - давайте еще круче сделаем. Феодальное такое соревнование. Будучи в Бельгии и Голландии, мы лазили на эти башни. Это безумно интересно. Разные карильонеры играют разные мелодии. В том же Амстердаме громадные барабаны с 40 тысячами отверстий могут менять городские мелодии каждые пару месяцев.

Е.Никифоров: -  Ну, так что же – у нас архаика, а передовые технологии там? Сейчас технологии достигли совершенства?

И. Коновалов: -  Я бы не сказал, что у нас архаика, потому что звонарь у нас сегодня заменяется на электронного звонаря.

Е.Никифоров: -  Они же на западе возникли, эти ужасные электронные звонари.

И. Коновалов: -  Верно. Нажимаешь на кнопку, и там звонит. Удобно и ничего не нужно. Мы идем в ногу со временем.

Е.Никифоров: -  А звонит-то хоть по-настоящему?

И. Коновалов: -  А что такое настоящий звон? Есть книжка под названием Типикон. Она зачитана мною до дыр - приходится это все читать. Там написано: параекклисіархъ же поклонъ сотворивъ настоятелю, и благословеніе вземъ, идетъ на колокольню и клеплет тихо 12ю читая тихо 50 псалом. Смысл звона – растворение молитвы в звоне, она летит вот на эти версты вокруг, а не просто, чтобы потюкать. Я не знаю, как может молиться искусственный звонарь. Вот такое у нас сейчас поветрие. Мы сами в этой виноваты в некоторой степени. Представьте себе, что встречают архиерея, а звонарь по какой-то причине отсутствует. То ли кнут сломался, то ли кучер не проспался. И что батюшке делать батюшке? На кнопочку нажимать. Удобно. Только главное уходит. А можно было бы как раньше – сбросил вниз веревку и Господи, помилуй, Господи, помилуй. И больше ничего и не надо.

Е.Никифоров: -  Мне рассказывали, что при полном отсутствии денег где-то в маленьком городке в Аргентине на русском приходе батюшка молился вместе с магнитофоном. Нажмет на педальку, хор поет. И вот он продолжал так богослужение. Должна быть какая-то разумная экономия. А все же что людьми руководит? Прагматизм технологичный?

И. Коновалов: -  Я боюсь произнести серьезные слова, но, по-моему, это просто отсутствие глубокой церковной культуры. Для чего это делается? Для чего поднимаются колокола? Для чего происходит звон? Звонари храма Христа Спасителя наверху в помещении читают предначинательные молитвы. Кто-то с кем-то в свое время поссорился, помирился, приехал в непонятном настроении, так вот эта молитва нивелирует всё. Я вижу это собственными глазами. Люди выходят звонить. Благовест начинается. Звонарь читает 50 псалом. Всё. А что до экономии…   Храм Христа Спасителя осветили лампочками электрическими. Очень были серьезные дебаты: возможно ли, что в церкви будет не живой огонь, а вот такой. Но на это пошли, чтобы не коптить гигантским количеством свечей. Однако к подсвечнику ты ставишь обычную свечу с молитвой. Последнее время завелась такая группка предпринимателей, которые начали внедрять это электронное… Руками стирать или в машинку запихнуть - момент не однозначный. В 90-е распространялись била, которые по факту были гонгами и тамтамами, я видел это в Китае. Там есть приход, который ревностен к старообрядчеству, и там висели эти гонги, медные листы, а то и титан или цирконий – самые старообрядческие. И вот они медитируют. Что это если не отсутствие церковной культуры.

Было у меня пятеро добрых, к сожалению, покойных друзей. Они родились в Москве в начале 20 века. Владимир Машков рассказывал, что он ходил в Кремль, звонил, но это было до войны – 1914 год. Если им сейчас сказать про эту кнопочку, от которой что-то само звонит, то они, мягко говоря, не поверят.

Е.Никифоров: -  Я и не верил, когда вошел в Нотр-Дам де Пари. К сожалению, он сгорел. Сейчас восстанавливают, но боюсь, сделают точно также – механически, все будет то же. Муляж такой. Так вот там были подсвечники без лампочек. Бросашь туда еврик, и свет. Было бы высокотехнологичное что-то, ну ладно, а тут замызганный светильничек. Это похоже на то, о чем мы говорим?

И. Коновалов: -  Конечно. Это первый шаг. Потом скажут, а зачем нам хор. У нас был в 70-е годы, служил в Успенском соборе на городке в Звенигороде священник. У него ничего не было, и достать нельзя было. Он заводил пластинку со звоном Троице-Сергиевой Лавры, с колокольни доносились звуки записи. Но хочется много больших колоколов! Чем больше, тем лучше! Мой друг, владыка Евстафий, в Александрове, изо всех сил бережет тамошний колокол. Я его уговариваю удалить этот непонятно кем и с какими мыслями отлитый колокол, а вместо него поставить несколько стройных по звуку колоколов.    

Е.Никифоров: -  Одна благочестивая дама участвовала в акции по доставке огромного колокола сюда в Москву. Речь шла о большом колоколе Лаврской колокольни. Как строение вообще выдержало его, непонятно, это же строение елизаветинского времени, хрупкое. Так вот дама очень впечатлялась той благодатью, которая шла при благовесте колокола. Но это же разные вещи – благодать и благовест.

И. Коновалов: -  Есть ли сейчас организация такая – Росэнергоатом, не знаю. Ее возглавлял Эраст Николаевич Постышев. И вот разговорились. Какой самый большой колокол в России? Большой Успенский. Сколько весит? 65 тонн. У нас будет 75!  Вот с этого и началось. В Лавре сохранился бриллиант. Колокол Лебедь, который весит 10 тонн, был отлит конюшенным боярином государевым слугой Борисом Годуновым в честь рождения у Федора и Ирины дочери Феодосии. Памятный такой колокол. Он остался как самый большой. Я его слушаю более 50 лет, вырос под ним буквально. И нужно было бы, раз есть бриллиант, применить способ Карла Ивановича Росси. Он сказал, что Растрелли создал бриллиант - Зимний дворец, а я сделаю для него оправу – Главный штаб. То есть нужно было к бриллианту прилепить три колокола, которые его бы обрамляли и украшали. Большой колокол должен был быть порядка 45-50 тонн. Больше не нужно. Сейчас вставили туда Царь колокол. Был 66 тонн, сейчас - 72. Годунов был порядка 20, сейчас - 35,5 тонн. Корноухий был 19 тонн, сейчас - 27. И когда это внизу звучит, наверху все колеблется. Конечно, колокольню закладывала Анна, строили при Елизавете или Екатерине II, кладка там слабая. Зачем это нужно было?

Е.Никифоров: -  Когда ударили в колокол этот, штукатурка посыпалась. Тогда впервые это раскачивание началось. И впервые не поняли, что они наделали. Вот за что я не краснею, так это за Годунова. Его восстановили в таком стиле, каком он был. Висит он над захоронением царя Борис Фёдоровича и его семьи. Это получилось. Неплох Корноухий. Колокола эти иначе называются Первенец, Благовестник, Царь. В храме Христа Спасителя был Торжественный колокол, сейчас назвали Царский. На нем три изображения трех императоров, во время правления которых строился храм. Второй был Воскресный, стал просто Святительский, потому что на нем 4 святителя – митрополита Московских. При установке колокола нужно продумывать нужность всего, возможности колокольни и так далее, иначе выходит неясно что. Когда звучат большие колокола лаврские, то в общем звоне Лебедя, самого бриллианта, просто не слышно… Звонят они хорошо. Там школа отца Михея, моего учителя. Но колокол там задыхается. Он красивый, его даже хотели внизу поставить. Владыка Георгий спрашивал моего мнения. Я предлагал не восстанавливать старого Царя, но предложил сделать колокол-иконостас, посвященный истории святости Троице-Сергиевой Лавры. От преподобного Сергия до патриарха Алексия. Это было принято, но все остальное.. Телегу потащила другая лошадь мимо меня.

Е.Никифоров: -  Надежда есть, что у нас будет воспитано и церковное общество и звонари, с хорошим вкусом? Ведь дурновкусие и есть преграда. Всюду оно присутствует. И в дешевых популистских иконах, которые очень нравятся – розовые пяточки эти и умилительное все. Но молиться перед этим невозможно. Открыточки на праздник, которые массово рассылаются. Много мишуры, ангелы крыльями машут. А суть? А молитва? Что за безвкусица чудовищная?

И. Коновалов: -  Там не только безвкусица. Часто на открыточках присутствуют соборы украинских раскольников, в частности Михайловский Златоверхий. А что до воспитания, то пока существует общество «Радонеж», мы можем воспитывать, говорить, не ругать плохое, а советовать. Сейчас мне оказали честь: я председательствую на патриарших общеобразовательных чтениях (Колокольной секции). Мы стараемся привлекать докладчиков, собирать молодежь. У меня там толковые помощники. Надеюсь, будет все хорошо. Мы учим, что такое хорошие колокола, что такое благозвучие, чтобы люди воспитывались. Думаю, общими силами мы потихонечку перемелем эту разностилицу, приложим все усилия, чтобы церковная культура у нас была на высоком уровне.

Дорогие братья и сестры! Мы существуем исключительно на ваши пожертвования. Поддержите нас! Перевод картой:

Другие способы платежа:      

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и абзацы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Простите, это проверка, что вы человек, а не робот.
10 + 4 =
Solve this simple math problem and enter the result. E.g. for 1+3, enter 4.
Рейтинг@Mail.ru Яндекс тИЦКаталог Православное Христианство.Ру Электронное периодическое издание «Радонеж.ру» Свидетельство о регистрации от 12.02.2009 Эл № ФС 77-35297 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций. Копирование материалов сайта возможно только с указанием адреса источника 2016 © «Радонеж.ру» Адрес: 115326, г. Москва, ул. Пятницкая, д. 25 Тел.: (495) 772 79 61, тел./факс: (495) 959 44 45 E-mail: [email protected]

Дорогие братья и сестры, радио и газета «Радонеж» существуют исключительно благодаря вашей поддержке! Помощь

-
+