Перейти к основному содержанию

21:34 19.05.2024

Между Церковью и семьёй

09.10.2023 11:41:13

Слушать: https://radonezh.ru/radio/2023/10/03/19-00

В. Лебедев: -  Добрый день, дорогие братья и сестры! В эфире программа "Любовь и верность". Мы пытаемся ответить сегодня на вопрос, какая должна быть семья, как её укрепить. Мало кто об этом знает, и печальнее всего, что знать не хотят. Коротко сегодняшнюю передачу мы назвали "Между Церковью и семьей". Тема нисколько не странная. Ведь в храме мы одни, а дома – совсем другие. В праздник пришли в храм, как всё хорошо, а вернулись домой… Да и в целом, жена очаг не хранит, не вдохновляет других, ребенок в интернете сидит, малой Церковью не живет. Если людей спросить о каких-то православных формах жизни, мало кто что-то достойное ответит. Когда Пасха будет, они знают, а как жить – нет. Книжек много написано, но у многих лежат без дела. Священники даже не могут ответить на вопрос, что такое настоящая православная семья. Мы даже не говорим о тех семьях, которые не совсем семьи, потому что родители не живут в нормальном браке. А мы ведь душетелесны, мы не просто - душа в негодном теле, которое надо иссушить по-индуистски. Ничего не знаем, ни где отец, ни как мать, ни где иконы, ни как праздновать, ни как проводить в иной путь. Один священник тут просто сказал, что жить надо как живется. Но тогда можно вообще ничем не заниматься. Вспоминается протоиерей Сергий Вишневский, настоятель храма, чудесный священник, вот он говорил однажды: я слышу столько исповедей, но не слышу ни одной. Всё одно и то же. Можно ли валидол перед причастием, а как если молока в среду попила? А где твой внук? А где твоя дочь? Где угодно, только не в храме… Как живёшь? Не очень-то и по-христиански. А ты всё про молоко рассказываешь.  

Так вот мы пытаемся понять, какая должна быть семья.

о.Михаил: -  Говоря о семье, вспоминается, что осень время свадеб. И перед всеми, кто решает соединить свои судьбы, встает вопрос – зачем мы венчаемся. Не просто сходимся, как это делают все живые существа, а действуем как человек, который должен отличаться от любого другого живого существа, которому специальное задание Господь дает сохранить семью, продолжить род. Господь Сам велел плодиться и размножаться, иначе земля придет в запустение. В Писании много сказано о том, что иноплеменники приходят и наказывают людей, которые не могут хранить семью, не могут продолжать род, как нужно, чтобы по слову Господню обладать землей. Наш завет – обладать своей землей. Обладание подразумевает многое. В первую очередь то, что народ вообще есть, что он существует на земле, что его достаточно для всего, что составляет суть любого государства. Нужно оборонять границы, кормить стариков, воспитывать подрастающее поколение – все, на чем стоит государство. А стоит оно на своих гражданах, которые должны хотеть быть в семье. Встает вопрос не о государстве, но о чем-то более базовом – семье. Священное Писание и Церковь дают молодой семье напутствие. Это важно усвоить, чтобы не терять на протяжении всей жизни. Заповеди даются мужу и жене, они едины, их нельзя просто разделить, будто пилой разрезать. Муж и жена должны равномерно исполнять заповеди, иначе ничего не получится. Жена может упрекать в неисполнении заповедей мужа, муж – жену, а результатом будет распад и безобразие. Нужно вслушаться в слова напутствия супругам. Жена должна повиноваться мужу во всем, потому что он глава. Для нас важно, что это не бытовой совет. Жена повинуется мужу, как Церковь повинуется Самому Христу. Невместимые слова. Какой муж для меня Христос? Как Он может быть образцом, когда я знаю недостатки своего мужа. Жена прекрасно знает недостатки мужа, а тут такое сравнение. Христос ведь не имел никаких недостатков, порока, греха. Церковь Ему повинуется. Но жена часто думает, что Церковь повинуется Христу, потому что он безгрешен. Нет. Не в этом смысл сравнения, а в том, что каждый должен благоговеть перед Богом и иметь страх Божий, что само по себе нам тоже не совсем понятно. Говорят, что главное любовь, но важнее страх Божий, как благоговение. В семье важно то же. Семья как калька. Если мы в семье осуществляем тайну отношений Церкви и Бога, то жена будет следовать за мужем, а муж за Самим Христом. И тогда понятно, почему муж глава семьи. У мужа тоже есть свои обязанности, и напутствия он получает свои. Муж должен любить жену так, как Христос возлюбил Церковь. Он возлюбил её до такой степени, что взошел за неё, а значит и за всех людей, на крест. Это мужья нечасто вспоминают. Любовь мужа к жене не простая, она не в страсти, но в том, как любит Христос человека. Он ждал долго, пока родится Богородица, пречистая и святая, Он родится от Нее, потом проведет здесь жизнь, полную трудов ради спасения рода человеческого, ради Церкви, после чего претерпит страдания и взойдет на крест. Но после этого будет воскресение. Как это все вместить мужу и жене? Церковь не напрасно предлагает такую модель жизни для супругов. Человеку нужно стремиться вернуться к своей модели, где Церковь, Христос.

В. Лебедев: -  Это всё хорошо. Но жены-то об этом знают? Они на исповедь с чем приходят? Если она бьет тряпкой своего православного мужа, то потом она про молоко говорит? Или всё же о том, что она с точки зрения Писания негодная жена?

о.Михаил: -  Не называя имен, могу сказать кое-что про исповедь. «Правило» многих супругов таково, что нужно упрекать своего супруга, но не себя. А что же мне делать, если он пьяница, развратник, мало зарабатывает, вор, пропал куда-то и так далее, список бесконечен… А что же мне делать, если жена готовить не хочет, не работает, за детьми плохо следит… тут можно что угодно привести как извинительную причину, чтобы не жить христианской семейной жизнью. Это очень печально. Люди не упрекают себя, не сравнивают себя с высоким образцом, о котором им читалось на венчании, когда только они начинали свою семейную жизнь. Никто же с таким на исповедь не приходит?! Я не слышал… У женщин я встречал: не могу повиноваться мужу так, как заповедано, но потом снова следуют объяснение, почему… Мы все не соответствуем тем высоким идеалам, которые к нам предъявляет Церковь. Получается, что всегда имеем оправдание не исполнять, но упрекать свою половину. Тут я советую смотреть на Господа. Он не имел здесь Своей семьи. А когда ему указывали на Его родственников, Пречистую Матерь, Господь говорил, что те, кто исполняет слова Его, Ему и мать, и отец, и брат. От чисто родства Он переводил разговор в другую плоскость. Нам следует переводить разговор о семье тоже в иную плоскость. Всем известно, что есть Домострой. Хорошая книга, где все расписано вплоть до наказаний. Много в ней и такого, что современный человек вряд ли воспримет как руководство к действию. Но в первую очередь нам стоит обращать внимание на двуединое дело. Семья должна быть основанием для того, чтобы исполнять самую первую заповедь Господа – обладать землею. Вторая задача – может быть более важная, мы должны привести друг друга и себя в Царство Божие. Христос – новый Адам, который возродил род человеческий, избавил от греха, проклятия и смерти, фактически Он нас снова зовет в рай. Возродить то обетование, которое когда-то было дано Адаму и Еве, можно только через покаяние, через точное следование заповедям, конечно через благодать Божию. Мы должны идти туда, куда нас зовет Христос – к вечному осуществлению Божьего замысла о мире и о человеке, который Господь изначально вложил в свое творение. Это звучит как немного отвлеченная истина, немногие это усваивают, но стремление к Богу заложено в душе человека, а задача семьи как раз и состоит в том, чтобы это осуществить. Некоторые церковные писатели говорят, что когда мы придем на Суд Божий, Господь не просто спросит, ну расскажи, что ты тут делал на земле, какие грехи и добродетели. Нет. Господь в первую очередь спросит Марью о том, где ее муж, Иван, где ее дети. Пришли ли они вместе ко Христу, как они прожили, как она их воспитала. Задача – привести всех туда, в Царство Божие! И там вместе жить и радоваться.

В. Лебедев: -  Нас сейчас слушают все, Марья и Иван, кстати тоже. Иногда видишь странную картину. Люди все время ходят, спрашивают в том числе и у авторитетных людей в Церкви, но ничего не меняется. Жена благочестива, муж, как правило, в середине, а дети никудышные. Куда они придут? И чем дальше, тем никудышнее. А начинали все в воскресной школе, ходили, дошли до возраста взрослых и не то, что они ходят в церковь даже… Всё хорошо, но в Церкви их нет, может один из трех. И плохо живут люди, никаких надежд православным родителям не подают. В чем дело?

о.Михаил: -  Вопрос на сто миллионов, как говорится. Актуальный вопрос. Когда-то родители заложили важное в души детей, и вдруг они вырастают и говорят, что им это не нужно, что интересы совсем другие, в круг их интересов Церковь не входит вообще.  А вложили же всё! Душу! И по вере твой ребенок оказывается тебе же совершенно чуждым. Он другой. Каждому родителю горько такое осознавать. Есть многие, кто подтвердит, что сделал много, а ничего толком не получилось. Думаю, тут есть две очень важные вещи. Рецепта нет, но направление можно обозначить. Знаю семьи, где прародители являлись, прямо скажем, исповедниками своей веры. Они в тяжелых условиях во времена еще Советского Союза, когда нужно было таиться, прятаться, не столько занимались дидактикой, но старались своей жизнью показать, что значит настоящая вера. А она может быть только жертвенной! Это известно еще со времен Ветхого Завета. Истинная вера познается как раз по тому, насколько и какой величины жертву человек готов принести. Человек должен оторвать от себя что-то, он не может всё грести к себе, но не Богу отдавать. Сейчас даже не нужно отдавать быков на жертвенник. Сердце даждь ми, сыне! Вот что нужно от нас Богу. Это чувствуется очень остро теми, кто жизнью не так побит, кто не такую еще толстую кожу имеет, как те, что соврут и недорого возьмут - для них это уже привычка. Ребёнок фальшь чувствует остро. Он и не скажет, а может и не поймет, но потихонечку будет уходить в ту сторону, где его уже не достать. 

Если взирать на Спасителя, то жертва – сама жизнь. Всю жизнь и весь живот наш Христу Богу придадим. Мы это воспринимаем как слова, фигуру речи. Но вещь эта чрезвычайно важная. В Советском Союзе это значило, что ты не должен покривить душою, но должен смириться с тем, что тебя не возьмут в институт, на хорошую работу, а может придется в какой-то момент и жизнью пожертвовать. Мы знаем множество наших исповедников и новомучеников. Они жили в такие времена, когда речь шла о элементарном выживании. Ты христианин и верующий - тогда лишайся жизни, или ты простой гражданин и тогда живи. Сейчас таких условий нет, никто не требует расстаться с жизнью. Но времена переменчивы, завтра время может быть иное, и перед нами будет стоять вопрос – отдадим ли жизнь за свою веру и мировоззрение. Если человек фокусирует свое внимание на этой струнке, если молится об этом, всю жизнь Христу Богу стремится предать, обращает внимание детей на это, и показывает это на своем примере, то такие дети, я уверен, вырастут, по-настоящему верующими. Если же будет иначе, если человек говорит одно, а делает другое, то чего можно ожидать. Человек о том, чтобы предать жизнь свою Христу, а сам не каждый даже раз в воскресение идет в храм, да и больше ничего христианского в жизни нет, то куда придут его дети? Говорить о добре и заповедях мало, язычники то же творят – любят любящих и благотворят благотворящим, а вы должны не так – благотворите ненавидящим вас, благословляйте проклинающих вас, любите врагов ваших. Это не вмещается в нас, но как важно это в жизни реализовать! Потому мало просто ходить на праздники в храм, святить куличи. Результат может быть нулевой или даже отрицательный – ребенок будет просто отходить от вас, Церкви, веры.

В. Лебедев: -  Отец Михаил, грустно то, что вы сказали. Мы однажды были на семинаре. Один священник пришел к выводу, что если жить абсолютно по-христиански, то надо стать юродивым.

Вопрос: - Дети имеют право выбирать, в какую религию им идти. Главное в семье доверие, взаимоуважение, взаимопонимание. Тут вопрос не в религии.

о.Михаил: -  Прокомментирую это суждение. В принципе, вещи это правильные, но я не понимаю, почему доверие и взаимопонимание в семье надо противопоставлять единству в духе и в убеждениях. Это в большей степени единство, чем просто единство в уважении. Мы друг друга уважаем, но порознь ходим в разные места, занимаемся разными делами. Ценности наши важные не совпадают. Это разъединяет! Человек един с теми, кто разделяет с ним один и те же ценности, в том числе религиозные убеждения. Чтение Евангелия, исполнение его в нашем случае. Конечно большая скорбь у каждого родителя и единомышленника, когда кто-то уходит, потому что ценности не совпадают. Семья наша не столько физиологическая, не только место, где рождаются наши дети и внуки, но это еще и церковь. Мы не можем просто замкнуться дома, неизбежно выходим, и вот семья распадается, что очень печально.  

Вопрос: -   Есть такой страшный грех забвения. Забвение рода, истории. В 1990 году были страшные события. Скоро исполняется 30 лет этим событиям. Что вы думаете по этому поводу?

о.Михаил: -  Тяжелые трагические события. Помните те страшные кадры. Их показывали даже по телевизору. Это переломы, которые по нашей стране, в нашем народе тоже прошли. Тут особо комментировать нечего, скорее нужно осмыслять пути, по которым шла и идет наша страна, будущее, которого мы ждем, выносить уроки из трагедии. Программа наша про семью, и вопрос тогда в том, как наша семья и мы сами, не будучи чиновниками высокого ранга, общественными деятелями, а просто скромными супругами, можем внести вклад в такие серьезные вещи, чтобы страшное не повторялось, чтобы развитие пошло по другому пути, чтобы прийти в итоге к Царствию Божию. Всё кончается. Многие из тех, кто был свидетелем тех событий, уже ушли к Богу, Который их спрашивает не о земном, но о небесном, о том, как они прошли свой жизненный путь. Туда входит отношение и к таким событиям, попытки предотвращать их, а если нет, то, по крайней мере, добрая христианская жизнь и такая атмосфера, в которой просто невозможны такие катаклизмы. Мы в первую очередь должны обращать внимание на семью. Многие из нас, не исключая меня, уже подходят к концу своей жизни. Активной жизни остается не так и много. А детям еще работать, трудиться, преобразовывать жизнь и вести куда-то к лучшему других. Об этом речь идет. Именно этому призвана служить семья, чтобы, когда наше поколение уже уйдет, ничего не случилось с нашей землей, которую Бог нам поручил. А ведь наша земля настолько велика, что для того, чтобы полноценно обрабатывать землю, которую Господь нам вверил, нужно население не 150 миллионов, а как в Китае миллиард, или хотя бы половину от него.

В. Лебедев: -  Об этом всегда говорил отец Дмитрий Смирнов. Наши чиновники когда-то ездили в Каир, подписали соглашения о сокращении населения, и это чиновники самого высшего звена. Один тут нам рассказывал о том, что чем меньше населения, тем лучше. И нас очень много. При наших-то  просторах?! Какая наша страна и какое наше народонаселение. Иноплеменники приходят и по своим установкам нравственным, по вере занимают место европейцев.

о.Михаил: -  Нам катастрофически не хватает детей, тех, кто из них вырастает, тех, кто устремлен в будущее, которые не при первой возможности покидают страну в поисках жизни, но продолжают обрабатывать ту землю, которую нам Господь вверил. Без семьи эту задачу выполнить невозможно. Это наша с вами безопасность, потому что иноплеменники приходят не с добрыми намерениями, никто не будет заботиться о том, чтобы наш род сохранять, кроме нас самих!

Дорогие братья и сестры! Мы существуем исключительно на ваши пожертвования. Поддержите нас! Перевод картой:

Другие способы платежа:      

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и абзацы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Простите, это проверка, что вы человек, а не робот.
13 + 6 =
Solve this simple math problem and enter the result. E.g. for 1+3, enter 4.
Рейтинг@Mail.ru Яндекс тИЦКаталог Православное Христианство.Ру Электронное периодическое издание «Радонеж.ру» Свидетельство о регистрации от 12.02.2009 Эл № ФС 77-35297 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций. Копирование материалов сайта возможно только с указанием адреса источника 2016 © «Радонеж.ру» Адрес: 115326, г. Москва, ул. Пятницкая, д. 25 Тел.: (495) 772 79 61, тел./факс: (495) 959 44 45 E-mail: [email protected]

Дорогие братья и сестры, радио и газета «Радонеж» существуют исключительно благодаря вашей поддержке! Помощь

-
+