Перейти к основному содержанию

08:46 11.05.2024

Миссионер и публицист Сергей Комаров: Воля Божия

29.09.2023 10:30:24

Слушать: https://radonezh.ru/radio/2023/09/16/21-00

С. Н. Комаров: - Сегодня мы с вами будем говорить на тему, которую можно обозначить двумя словами: воля Божия. Мы все понимаем, что мы должны познавать волю Божию, должны по ней жить. Вообще, познание воли Божией – это заповедь. Апостол Павел в послании к Ефесянам говорит: «Познавайте, что есть воля Божия». Или в том же послании он говорит: «Испытывайте, что благоугодно Богу». То есть христианин должен совершать некое духовно-нравственное усилие, пытаясь понять волю Божию о себе, и соответственно этому жить. Вообще, на эту очень много всего сказано: много пишут, говорят. И может быть, поэтому, как это часто бывает, при множестве разговоров на какую-то тему замыливается, затушевывается самое главное в теме. Куда-то углубляются, а то, что остается на поверхности – самое простое – оно часто игнорируется.

Я бы сегодня хотел отметить вещи, связанные с этой темой, лежащие на поверхности. То, что очевидно, но то, что мы постоянно забываем. Первое, что хотел бы сказать. Воля Божия давным-давно открыта нам в Священном Писании. Как часто мы недоумеваем, волнуемся: что делать, как поступить, жениться – не жениться, выйти замуж – не выйти замуж, продать дом – не продать дом, переехать – не переехать и т. д. Носимся, ищем ответ, спрашиваем у каких-то старцев, ищем каких-то авторитетных священников, чтобы узнать волю Божию на тот или иной момент нашей жизни. Но воля Божия уже записана в книгу. Записана понятным нам человеческим языком. Да, конечно, в Священном Писании в основном изложены общие положения, то есть там нет обсуждения всех частностей, которые встречаются в нашей жизни. Но все частные решения человека рождаются из общих положений. Из того, что называется мировоззрением. А Библия именно формирует христианское мировоззрение. Она устанавливает в жизни христианина некоторые общие принципы жизни. Библейские принципы. Если хотите, христианин – это человек, который смотрит на мир глазами Библии. Например, Священное Писание говорит нам с одной стороны, в чем заключается воля Божия, а с другой стороны, в чем она точно не заключатся. Например, говорится: «Нет воли Отца Вашего Небесного, чтобы погиб один из малых сих», - говорит Христос. То есть нет воли Божией, чтобы человек погиб. Кстати, это важный такой пункт. Иногда человек погибает духовно или и духовно, и телесно, и кто-то говорит: «Ну, судьба такая. Воля Божия». Подождите. Нет воли Божией на то, чтобы погиб человек. Здесь какая-то ошибка в программе. Что-то получилось не так. В то же время Христос говорит: «Воля пославшего Меня есть та, чтобы всякий видящий Сына и верующий в Него имел жизнь вечную». Смотрите, уже отсюда, из этих двух цитат мы можем вывести, что все наши поступки должны рассматриваться в контексте нашего спасения. То есть Бог хочет, чтобы мы спаслись и имели жизнь вечную – в этом воля Божия. Все что против этой воли Божией, все, что против заповедей Божьих, все, что противоречит нашему спасению – это не есть воля Божия. Следовательно, так жить нельзя. Это вроде бы банально звучит. Я говорю прописные истины. Но на деле эти вещи совершенно нами игнорируются. Мы же понимаем, что нет воли Божией чтобы грешить? Понимаем. Но грешим. Мы же знаем, что наши страсти мешают воли Божией вести нас ко спасению, но мы потакаем своим страстям. Получается какая-то удивительная вещь. В главном, в общем, мы ведь прекрасно знаем волю Божию, но как раз в этом главном, из которого исходят все частности, мы ее не выполняем.

Если говорить о роли Священного Писания в познании воли Божией, то я хотел бы обратить внимание на святых. Святые отличаются от обычных людей тем, что они как раз сообразовывали всю свою жизнь, все свои поступки с той или иной заповедью Священного Писания. Например, святитель Лука Крымский. Вот этот святой читал Библию всю жизнь. Он читал на разных языках, изучал ее, толковал, проповедовал на разные фрагменты Ветхого и Нового Завета. Он тысячи проповедей произнес на библейские темы. Он жил Писанием, любил его. И соответственно, через библейские тексты Бог открывал ему Свою волю. Кто читал автобиографию святителя Луки Крымского «Я полюбил страдания», вспомните, сколько там святитель описывает случаев, когда знакомые библейские стихи, которые он знал наизусть давно, в какой-то момент открывались ему как слова, сказанные Богом именно ему в какой-то конкретной ситуации. Например, в возрасте 38 лет умирает от туберкулеза жена будущего святителя, тогда он был еще Валентином Феликсовичем, и оставляет ему четверых детей. Он об этом пишет в своей автобиографии. Он читает над гробом покойницы Псалтирь две ночи и когда он читал 112 псалом, последние слова этого псалма как-то пронзили его, поразили. А слова были такие: «Неплодную вселяют в дом матерью, радующуюся о детях». И он почему-то без малейшего сомнения понял, что слова псалма есть указание Божие на то, чтобы он передал детей его операционной сестре, бездетной вдове, и служил Богу. Он утором этого же дня пошел к этой женщине, к этой медсестре, сказал ей обо всем, и она согласилась. Представляете, как это происходит. Там интересно, что начало этого псалма поют при встрече архиерея в храме: «От восток солнца до запад». Это по сути тоже пророчество о будущем епископстве Валентина Феликсовича. Потом там другой случай, когда он был в Туруханской ссылке, его посетило серьезное уныние. И вот он молился в алтаре храма. И молился, как он пишет, с ропотом некоторым, с такой претензией к Богу. И вдруг он увидел, что изображенный на иконе Христос отворачивает от него Свой лик. Епископ вышел в смятении из алтаря, увидел на клиросе книгу Апостол, открыл ее машинально, и стал читать первое, что попалось на глаза. Святитель пишет, что «не помню, что это были за строки», но библейский текст произвел на него чудесное действие. Там обличалось его неразумие, его ропот на Бога, и как-то Бог дал ему понять, что скоро уже будет освобождение. Еще там был один случай. Когда Туруханская ссылка закончилась по срокам, то к владыке Луке не приходило никакое уведомление, что он свободен. Он волновался. Он не знал, что было предписание задержать его еще на год. И когда отходил последний в сезоне пароход, святитель по своему обыкновению читал утреню. И произошло тоже самое, как и тогда, когда он читал Псалтирь над гробом жены. Последние слова 31 псалма поразили его как гром. А слова были такие: «Вразумлю тя и наставлю тя на путь сей, воньже пойдеши, утвержу на тя очи Мои. Не будите яко конь и меск, имже несть разума: броздами и уздою челюсти их востягнеши, не приближающихся к тебе». Такие слова «не будите яко конь и меск» - не будь как животное, как конь, как дикий осел. Успокойся, Бог с тобой. И вот в смятенной душе узника воцарился глубокий покой. Он воспринял эти слова, как адресованные лично ему. Понимаете? Вот как волю Божию о святителе в данный момент его жизни. И действительно, через три месяца Господь так устроил, что его отпустили. Там еще один был случай, когда он получил откровение от Бога на богослужении. Читалось Евангелие: «Симоне Ионин, любиши ли Мя паче сих? Паси овцы моя». И вдруг святитель начал рыдать. Его эти слова потрясли. Он сам не мог понять, в чем дело. Почему такое впечатление. А понял он впоследствии, через годы, когда пережил очень серьезный опыт охлаждения в вере. Он ушел на покой, перестал служить, как епископ, ходил в гражданской одежде, загорал на пляже, в общем, жил, как мирянин. И вот через годы, когда пришло покаяние, он вернулся к епископскому служению, он понял, что это было. То есть Господь его предупреждал. Случаев много подобных. Например, блаженный Августин в своей автобиографической книге «Исповедь» рассказывает эпизод, в котором повествуется о духовном переломе в его жизни. Напомню вам, когда Августину было уже за 30, он изучал христианство, он уже был известным ритором, философом, много книг написал, и был убежден в истинности христианства, но еще не стал членом Церкви. И однажды этот молодой человек гулял по саду и услышал голос, как бы детский: «Толе леге, толе леге» - бери и читай. Он сначала думал, что это дети вокруг играют, но детей не было. И тогда он понял, что ему Бог говорит: «Бери и читай». А что читать? А он оставил на скамье в саду томик апостола Павла. Он вернулся, открыл текст. И наугад прочел: «Как днем будем вести себя благочинно, не предаваясь ни пированиям, ни пьянству, ни сладострастию, распутству, ни ссорам и зависти. Но облекитесь в Господа нашего Иисуса Христа и попечение о плоти не превращайте в похоть». Это из послания к Римлянам. И когда он закончил читать, он понял, что это лично ему Бог говорит. И какой-то, как он пишет, свет убежденности влился в его сердце. И он отныне решил поменять свою жизнь. Антоний Великий мне вспоминается. Когда он еще жил в миру, он зашел как-то в храм. Священник читал Евангелие, известное место: «Если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим, и будешь иметь сокровище на небесах, и приходи, и следуй за мной». И вот каким-то образом Антоний, который тысячу раз слушал это место, почувствовал, что Христос в данный момент с ним говорит. Понимаете? И вот он раздал имущество и, действительно, ушел в пустыню. Преподобный Павел Препростый, был такой святой, ученик Антония Великого, услышал однажды, как Антоний читал Псалтирь: «Блажен муж иже не иде на совет нечестивых». Он послушал, встал и ушел. И не появлялся несколько лет. Когда он вернулся, Антоний его спросил: «Где ты был?». Он говорит: «Учился не ходить на совет нечестивых. Давай, что там дальше». Много очень случаев можно приводить. Вот фундаментальный вопрос – такие вещи бывают только со святыми? Или так должно быть со всеми христианами? Так вот, по-моему, ответ очевиден – так должно быть со всеми христианами. То есть по мере вчитывания в библейские строки человек должен познавать волю Божию о себе. Когда ум человека плавает в Библии, как рыба в воде. А помните, это Серафим Саровский говорил, что «ум христианина должен плавать в Библии, как рыба в воде», а сам Серафим прочитывал Четвероевангелие ежедневно, а за неделю весь Новый Завет, кстати. Так вот когда ум человека настолько натренирован в библейских строках, Бог легко может открывать человеку Свою волю через строки Писания. То есть мы читаем Писание, молимся Богу, и Бог направляет нас. Это вообще-то норма. Для этого и дано Священное Писание. Но, увы, насколько мы от этой нормы далеки. И у меня даже есть такая мысль, почему так происходит. Не потому даже, что мы ленивые, что не можем найти время на чтение Священного Писания. Нет, нет. Это тоже, конечно. Но здесь более глубокие причины. Корневые такие. У нас нет веры в то, что это занятие необходимо для спасения. Если мы верим во что-то, что спасительно для нас, мы это обязательно делаем. Например, мы верим, что для спасения необходимо ходить на богослужения? Верим. И ходим. Мы верим, что для спасения надо исповедоваться и причащаться? Верим. И делаем это. Верим, что надо поститься и молиться для спасения? Верим и худо-бедно постимся и молимся. Пытаемся. А почему мы не изучаем Писание так, как это делали святые – скрупулезно. Потому что мы не верим, что Священное Писание спасительно для нас. Понимаете? Мы не верим, что изучение Писания – это то, что нас спасает. Мне кажется, такая глубинная причина – это проблема. Одна из проблем нашего христианства. Как нам хочется получить какое-то особое знание о воле Божией за один раз. У кого-то спросить. Вот поехать за тридевять земель и спросить. И тебе какой-нибудь старец скажет, и ты все понял. Здесь нет веры и любви. Понимаете? Здесь на горизонте маячит магия. Магическое сознание. Мало веры и любви. Мало веры, потому что для того, чтобы сделать правилом регулярное изучение Библии, нужно верить, что ты тратишь время не бесполезно. И мало любви, потому что любовь к Богу подразумевает изучение Его слова. Кого мы любим, мы же его слушаем. Если не интересно Слово Божие, значит, не интересен Бог. Так что первое такое наше замечание, что воля Божия изложена в Священном Писании. А познавать ее можно научиться тогда, когда наш ум будет плавать в строках Священного Писания, как рыба в воде. Можно здесь уподобить человека музыкальному инструменту. Человек, который любит, знает, изучает Священное Писание, - это правильно настроенный музыкальный инструмент. Когда на правильно настроенном инструменте кто-то играет, он в точности считывает, например, ноты, которые он читает, или музыку, которую он хочет сыграть. Человек, который любит и изучает Слово Божие, перед Богом является таким хорошо настроенным инструментом. Мы настраиваем свою душу для того, чтобы Бог, условно говоря, эти струны нашего сердца затрагивал в тот или иной момент нашей жизни через строки Священного Писания. А если мы не настроены таким образом, то Бог не сможет это сделать, потому что мы не поймем вообще в чем дело.

Итак, дальше. Вот мы сказали про Священное Писание, про святых. Кто-то, может быть, скажет, но все равно ведь есть трудные жизненные ситуации, когда хочется решить согласно с волей Божией и не написано об этом в Библии, ситуация сложная. Да, безусловно, конечно. Но церковный опыт нам предлагает множество вариантов решения этих вопросов. Давайте вспоминать, что мы знаем. Как вообще человек узнает действительно волю Божию о себе. Помимо Священного Писания у нас есть совесть. Голос совести – это голос Божий в человеке. Вот, по сути перечит что-то делать совесть – не делай. Или ты сделал, потом тебя совесть укорила – значит, больше не делай. У нас есть ум, у нас есть сердце, которые нам тоже должны помогать в этом. У нас есть молитва. То есть мы можем у Бога спросить вообще-то. Просто у него спросить. Разве Он не ответит? Но тут такая вещь интересная, что можно пропустить ответ Божий. Можно его не увидеть, не услышать. Как Бог отвечает на наши молитвы, на наши просьбы? По-разному. Иногда какими-то жизненными обстоятельствами. Иногда какой-то человек нам произносит волю Божию, а мы его не хотим слушать. Мы говорим: «Ты же не бог. Я от Бога хочу услышать Его волю». Или, например, молчание Божие – это тоже может быть ответ некоторый. Так что надо иметь духовно чуткое сердце, чтобы расслышать волю Божию о себе, ответ Божий на наши молитвы. И тут надо быть очень внимательными. Что у нас еще есть? У нас есть возможность духовного совета с более опытными христианами. Вот в этом отношении, слава Богу, мы живем в хорошее время. Сейчас, может быть, нет великих старцев древности, но все равно есть всегда вокруг нас люди лучше нас, более духовно опытные. Это может быть священник. Это моет быть просто человек, который дольше в Церкви находится, у него спросить можно. И если мы помолимся, посоветуемся, потом сядем, подумаем, прислушаемся к голосу нашего сердца, и примем честное решение по совести. Ну, неужели Бог не подарит нам правильное решение? Если даже мы и ошибемся, потому что человек грешен, он может сам себя обманывать, человек такое глубокое, многослойное, коварное существо, которое может обманывать себя до бесконечности. Если мы даже ошиблись, по духовной неопытности, или по своему какому-то лицемерию, то разве Господь не поправит нас, как заботливый учитель поправляет ребенка при неверном ответе? Вообще, мне кажется, тут важно понять, что мы не можем всегда поступать правильно. «Всяк человек ложь», - говорит Писание. А на Руси прибавляли: «И я тож». Мы не можем быть такой Божией пластинкой. У нас есть право на ошибку. Мы грешны и живем в падшем мире, поэтому всегда надо помнить, что мы можем ошибаться. Но что ж, есть Господь, который подправит. Вообще тут такая интересная вещь – даже неправильный выбор в жизни верующего человека, если он сделан честно, если он сделан по совести, может стать со временем правильным. Что имеется в виду? Если человек с годами поймет свою неправоту, оплачет свою ошибку, то покаяние и смирение, которые родятся от этого опыта, превратят эту ошибку в необходимую для этого человека веху в духовном пути. Вот именно об этом говорит апостол Павел в послании к Римлянам: «Любящим Бога, призванным по Его изволению, все содействует ко благу». Какие прекрасные слова – «любящим Бога, все содействует ко благу», даже ошибки! Какой пример можно привести? В житии Серафима Саровского был такой момент, что его трехлетняя молитва на камне была обусловлена какой-то очень сильной духовной бранью, которую воздвиг на него диавол. Из-за чего была эта брань? А вот преподобный Варсонофий Оптинский говорил, что из-за того, что святой Серафим отказался от игуменства в некотором монастыре, а такое действительно было, его приглашали быть игуменом, я уже не помню, в каком монастыре, начальство упрашивало его, но он отказался. И, вот по рассуждению Варсонофия Оптинского, это была ошибка преподобного Серафима. За эту ошибку он понес тяжелейшую брань. Мы не знаем до конца, что это за брань. Или это горделивые помыслы или, может быть, какие-то блудные помыслы – мы не знаем, что это было. Но в контексте всего жития преподобного Серафима этот подвиг был необходим, как новая ступень к его духовному росту. То есть при любви к Богу даже ошибка может стать ступенькой для духовного роста. Ошибся – ну что же – пошел дальше. Потому что Бога любит человек. Тут, мне кажется, важно еще отметить следующее. Воля Божия – это не есть что-то такое, что необходимо угадать, как в «Спортлото». Есть такая штука. Приходится встречаться с таким мнением, что воля Божия – это что-то закрытое, зашифрованное. И это надо угадать. И для этого нужны старцы, куда-то далеко поехать, кучу денег отвалить. Вот что-то такое. Нет. Если бы было так, то нам нужен был не Христос, а оракул какой-то. То есть, помолившись, посоветовавшись, человек принимает решение по совести. И Бог уважает этот выбор, потому что он сделан не по лукавству. Человек может ошибаться. Бог его поправит. Человек может упорствовать – Бог накажет, вразумит. Но спасение – это процесс синергийный, и познание воли Божией – это тоже процесс обоюдный, синергийный, в нем участвует и божественная воля и человеческая. И не надо представлять нашего Господа, который вообще-то есть Любовь, как составителя трудно решаемых задач по высшей математике: вот Бог так зашифровал свою волю, что вообще распутать это нереально. Надо точно ехать куда-то, надо что-то такое предпринять, я не знаю. Да не хочет нас Господь запутать. Он не поставляет нам препятствий на пути ко спасению. Он наоборот, хочет убрать их. Бог желает нам открыть Свою волю. Путаемся-то мы сами в нашем невежестве, в нашем нежелании жить честно.

Итак, давайте краткий итог подведем уже сказанному. Фундаментальные положения воли Божией, как мы сказали, изложены в Писании. Если человек хорошо знает Писание, то при правильном таком церковном его понимании, образуется у него православное мировоззрение, которое помогает человеку жить по воле Божией. То есть человек имеет нечто общее, которое позволяет ему быть правильным и в частностях. Это в идеале. Если отдельные случаи, трудные, которые требуют особых решений. Тут у нас есть голова на плечах, сердце в груди, и совесть есть - vox Dei – голос Божий в человеке. И есть те, с кем можно посоветоваться. Они всегда есть. Это мы по своей гордости считаем, что нам не с кем посоветоваться. Это мы по своей гордости не видим других, лучше, чем мы. Нам кажется, да вообще, с кем разговаривать о духовной жизни? Да сколько угодно вокруг людей, которые знают больше, чем ты, и пережили больше, чем ты, и в Церкви дольше находятся, и вообще опыт у них есть более солидный, чем у тебя. Вокруг множество людей, с которыми можно поговорить. Мы их просто не видим по своей гордости. Мы только себя видим. И оцениваем других с точки зрения себя. И мы сказали, что воля Божия определяется в таком синергийном процессе взаимодействия Бога и человека. Это не есть какая-то задача математическая, которую нужно решить, распутать. И человеку надо для этого предпринять какие-то колоссальные усилия. Нет, это – совсем другое. Это взаимодействие человеческой воли с волей Божией. И взаимодействие, которое открывается в любви. Чем больше человек Бога любит, тем больше он Его волю познает. Это некий закон. В этой теме, мне кажется, важно отметить такой подпункт что ли, как Промысел Божий. То есть воля Божия состоит в спасении человека. Но если говорить о жизни отдельно взятой личности, то Господь являет Свою волю на ней через особые действия, которые именуются промыслом Божиим. Вот интересно, что в процессе нашего спасения Бог попускает нам впадать в какие-то непростые ситуации, где мы испытываемся, познаем себя. И возможно, что мы и согрешим в этот момент. И тут рождается очень серьезный вопрос: разве есть воля Божия на то, чтобы человек грешил? Сразу отвечаем – нет. Но по Божьему попущению мы все-таки согрешаем. Почему? На этот вопрос мы ответим после того, как выслушаем дозвонившегося.

Телефонный звонок: - Скажите, пожалуйста, время от времени в Москву и другие города привозятся ковчежцы с мощами святых. И выстраиваются огромные, иногда даже километровые, очереди к ним. Как это сопоставить и понять: к этим ящичкам с мощами выстраиваются очереди многочасовые, а не самая ли главная святыня в нашей христианской жизни – это тело и кровь Христа на литургии?

С. Н. Комаров: - Совершенно верно. Спасибо за такое умное и правильное замечание. Вообще, если человек причащается регулярно тела и крови Христовых, то в принципе, что еще ему надо? Но здесь работает, опять же, закон любви. Ведь что такое Церковь? Церковь – это духовная семья. Если уж так по-земному очень истолковать этот образ. Есть Отец – Бог Отец, мы все – Его дети. Кто такие святые в Церкви? Это – наши духовные братья и сестры, как бы старшие, которых мы должны любить. Главный закон взаимоотношений в Церкви – это закон любви. Мы все члены одного и того же тела – тела Христова. И здесь не важно – умер человек, или он еще живет. Мы братья и сестры, которые должны любить друг друга, молится друг за друга. И вот когда человек подходит к мощам святого, стоит в этой очереди, здесь тоже работает этот закон любви. Народ у нас просто любит святых. И когда привозят мощи того или иного святого – ну, сладко для православного человека. Ему хочется помолиться перед этими мощами, облобызать их – это ведь тоже важно. Как говорил, не помню, какой богослов: «Православие – это религия священного материализма». Мы веруем в то, что через мощи святых особым образом действует Бог. И молитва перед ними, даже лобызание их, оно приносит нам духовную пользу. Поэтому здесь такой случай, когда лучшее не должно быть врагом хорошего. Безусловно, тот, кто причащается тела и крови Христовых, казалось бы, что ему еще надо? В принципе, он может без всего этого обойтись. Но если сердце человека влечется к тому, чтобы поклонится тому или иному святому, помолиться перед его мощами и призвать его в сомолитвенники к Богу о нем, то почему бы и нет? Это закон любви. Конечно, в этой теме есть такая подтема – языческое сознание нашего народа. Это, к сожалению, тоже проявляет себя, да. Человек может не причащаться, в Церковь не ходить, а тут что-то привезли, и он, подчиняясь закону рекламы, идет и отстаивает очередь – вот это проблема. Когда человек, не имея главного, пытается собрать какие-то крупицы. Но и то может хорошо. А так бы он, и вообще, не помолился бы ни разу в жизни. Так что, наверное, все это нужно. Я так думаю.

Телефонный звонок: - В молитве «Отче наш» «и не введи нас во искушение». Вот, человек сделал ошибочный поступок, и потом начинается ропот, сомнения. Как в этом случае? Воли Божией как таковой здесь нет? Или Божие попущение? Как лучше себя вести в этих случаях?

С. Н. Комаров: - Да. Как раз об этом я и хотел говорить дальше. Есть такое понятие, как попущение Божие. Бог иногда попускает нам согрешить. Я сразу скажу, что, когда мы просим Бога: «Не введи нас во искушение», мы должны помнить, что апостол Иаков пишет: «Бог не искушается злом и Сам не искушает никого. Но всякий искушается сам своей похотью». А здесь имеется ввиду, «не введи нас во искушение», - у каждого человека есть своя духовно-нравственная мера. Когда эта мера, не знаю, может быть, неправильные подобрал слова, превышается, человек скорее всего согрешит, соблазнится. Например, человек очень любит сладкое. И попал на экскурсию на шоколадную фабрику. Это как раз то, когда он ставится в такие обстоятельства, что он скорее всего согрешит. Когда мера соблазна может превысить его духовную стойкость, его веру. И вот мы просим Бога: «Не введи нас во искушение». То есть не поставь меня в такую ситуацию, в которой я скорее всего сломаюсь. Но отвечу на ваш вопрос дальше после того, как выслушаем еще одного дозвонившегося.

Телефонный звонок: - Хотел бы поделиться личным опытом на тему, о которой вы сегодня говорите – познание воли Божией. Уже много лет я на своем личном опыте знаю и стараюсь так и жить – когда сформулируешь вопрос на жизненную ситуацию или любую другую – духовную или реальную, материальную, тогда обязательно приходит ответ. Это я четко знаю и своим близким советую. Сформулируйте вопрос и молитесь. Живете церковной жизнью. И приходит ответ. Иногда сазу моментально, иногда через какое-то время. Таким образом, я стараюсь жить.

С. Н. Комаров: - Спаси, Господи, за свидетельство такое. Все правильно. Кстати, это очень важные слова, что ответ последует только тогда, когда есть вопрос. У нас ведь очень часто и вопроса как такового нет. Вспоминается рассказ одного фантаста, не помню сейчас его имя, к сожалению, о том, как на некоторой планете люди нашли, долго искав, некоторый прибор, который дает истинные ответы на любые вопросы. Они, наконец, находят этот прибор и начинают засыпать его вопросами. Он молчит. И потом он им отвечает, что ваш вопрос поставлен неправильно. Вопрос задан неверно. Неверный вопрос. Машина дает истинные ответы только на истинные вопросы. А если вопрос изначально ложен, она не может ничего сказать. Это аналогия, по-моему, с той же ситуацией, когда мы у Бога что-то спрашиваем. Если мы сами себя не понимаем, сами не понимаем чего хотим. А если думаем, что понимаем, то и ошибаемся, то Богу часто и нечего сказать. Он молчит. Он как бы говорит нам: «Подожди». Ответ придет тогда, когда по-настоящему есть вопрос. И вопрос истинный и правильный, и вопрос важный и спасительный.

Идем дальше. Прозвучал очень важный вопрос: как же Бог попускает нам согрешить? Мы должны понять, что есть некая граница между волей Божией и попущением Божиим. Иногда Господь промыслительно оставляет нас, чтобы мы поняли, что такое жизнь без Него. Чтобы мы научились делать добро по своему осознанному выбору. И вот когда Бог промыслительно оставляет нас, Он и попускает нам согрешить. Для чего? Чтобы мы, упав, поднимались и шли дальше, чтобы очищали свою душу покаянием и набирались опыта борьбы со грехом. Есть такая книжка на эту тему, очень хорошая, правда, таким тяжелым языком написанная, - «Илиотропион» называется. Сообразование воли человеческой с волей Божией, по-моему, так расшифровывается, святителя Иоанна Тобольского. Он там пишет следующее: «Все беды с нами случаются ради достижения праведных целей промысла Божьего. Один только грех противен Богу, подобно тому, как зло противно добру или ложь противна истине, но попускается Богом ради ненарушения личной человеческой воли или его свободы». То есть Бог попускает, поскольку Он уважает волю человека, но попускает для того, чтобы опять же эта ошибка наша сделалась ступенькой к духовному росту.

Телефонный звонок: - Я крещена в младенчестве и воцерковлялась в 90-е годы. Но в жизни у меня были разные ситуации, когда у меня возникал какой-то вопрос и какая-то проблема, даже не сформулированная, но проблема. Или я не могла понять, как мне ответить, что мне сделать и поступал ответ. Может быть иногда не сразу, иногда даже через три дня, через какое-то время, но обязательно. А когда стала воцерковляться, то просто сыпятся ответы – то по радио «Радонеж», то кто-то скажет, то просто увидишь что-то, то мысль придет. Это только надо действительно у Господа просить.

С. Н. Комаров: - Важная тоже вещь была сказана. Когда человек обращен к Богу, когда для него, действительно, спасение – это самое важное в жизни, он начинает считывать ответы Божии на свои просьбы. И эти ответы вообще везде. Они в красоте утренней зари, они в открытой книге, которая лежит рядом с нами на тумбочке. Они в статье, которая попалась нам на глаза. Эти ответы в беседе со священником, с которым я сегодня разговаривал, может быть. Или в разговоре с подругой или с другом. То есть когда человек ищет, он находит. А когда человек впадает в такое окамененное нечувствие, то ему хоть Сам Господь явись и скажи ответ, прямо в ухо, он не поймет. Как вспоминается такой случай в замечательной книжке графини Урусовой «Материнский плач святой Руси». Там говорится про 20-е годы 20 века. Какое-то собрание в селе, приехал народный комиссар говорить с людьми о том, что Бога нет. И до того договорился, что говорит: «Если Бог есть, я сейчас произнесу на Него хулу, и пусть Он меня накажет». И он произнес какую-то страшную хулу на Бога. Через две минуты вбегает бледный его денщик и зовет его к телефону. Оказалось, что в тот самый момент, когда этот человек произносил хулу, его сын, играя в кабинете отца с пистолетом, застрелился случайно. Конечно, понятно уж какое вразумление Божие. Что вы думаете, этот человек вразумился, уверовал, покаялся? Ничего подобного. Он посчитал, что это несчастный случай. Так что надо иметь чуткое верующее сердце, любящее Бога. Некоторую открытость к Богу, чтобы ответы эти уметь видеть. Это еще нужно уметь видеть.

А мы идем дальше. Итак, мы коснулись интереснейшей темы – почему все-таки Бог попускает человеку согрешить? Давайте углубимся еще в эту тему. Допустим, происходит какое-то зло. Допустим кто-то кого-то убивает. Вот вопрос – это зло от человека или от Бога? Ведь Бог же попустил. Ни тот, ни другой ответ не является правильным. Зло сотворил человек. Именно это конкретное зло, убийца. Но не без попущения Божьего. Если бы Всевышний не попустил бы, зло не случилось бы. Но зло сотворил человек, по своей свободной воле. Встречный вопрос: а неужели Богу угодно, чтобы происходило зло? Да нет, не угодно. Но, вообще, вопрос зла очень сложный вопрос. Нам ведь не дано до конца понимать, что для нас в конечном счете является злом, а что не является злом. Есть зло по ощущению, а зло по конечной цели. Мы воспринимаем все события в мире как зло или добро, по ощущению. Мы не можем видеть вперед. Страдания, которые всегда связаны со злом, – это не обязательно зло, потому что через него можно обрести Бога. Так же как, например, смерть для христианина – не является злом. «Для меня жизнь – Христос, а смерть – приобретение», - пишет апостол Павел. Мы просто не можем понять и воспринять до конца то, что бытие человека делится на две неравноценные половины – временная жизнь и вечная. И мы не знаем, какое значение в вечной жизни будет иметь то или иное событие. Пусть даже убийство, допустим. То есть христианство нам говорит, что боль, страдание и даже смерть верующего человека – в грядущей жизни может обернуться радостью нового бытия. Как Христос говорил: «Истинно, истинно говорю вам: вы восплачете и возрыдаете, а мир возрадуется; вы печальны будете, но печаль ваша в радость будет». Поэтому надо верить, что любые попущения Божии, они спасительны для нас, только если мы сохраним любовь к Богу, только если мы сохраним веру, ну и, конечно, извлечем из этих испытаний правильный урок. Конечно, тема зла и тема страданий, особенно невинных страданий – она слишком глубокая, чтобы о ней сейчас сказать что-то и пройти. Эту тему до предела заострил Достоевский в «Братьях Карамазовых», в этой «слезинке ребенка». Беседа братьев. Это отдельная тема, очень сложная. Она не решается в рамках какого-то морализаторства. Она решается только в области веры. И тут в принципе, наверное, не объяснишь в словах и рационально не поймешь ее. Тема невинного страдания, проблема невинного страдания, теодицея этих вопросов, решается только в области веры.

Но мы идем дальше. Было уже сказано, а том, что воля Божия находится в теснейшей взаимосвязи с волей человека. В богословии эта взаимосвязь называется синергией. Мы это слово уже сегодня произносили. Вообще, вся наша духовная жизнь имеет синергийную природу. Это важно помнить. Чтобы мы не думали, что воля Божия детерминирует наше бытие. То есть воля Божия – это не есть какая-то программа, в которую мы встроены. Действие воли Божией в нашей жизни – это очень живой процесс. Даже можно дерзнуть так сказать ,что мы в своей жизни можем редактировать волю Божию о нас нашими решениями. А наши решения в свою очередь редактируются волей Божией. Конечно, когда я говорю «редактируем волю Божию», я употребляю это выражение в том смысле, что мы имеем свободу поступать вопреки воле Божией о нас. Да, Господь дал нам такую свободу. И мы это понимаем. Например, Господь говорит нам: «Сделай то-то». Ну как говорит? Через обстоятельства жизни, через чувства, через те же строки Писания, через мысли, через других людей. Но мы поступаем по-своему. Что получается? Что мы отредактировали волю Божию, то есть мы поступили, как захотели. Может быть, мы считаем, что воля Божия на сегодняшний день такова, хотя мы ошибаемся. Это тоже некоторая наша редакция воли Божией. Здесь очень уместен образ автомобильного навигатора. Когда мы уклоняемся с маршрутов автомобильного навигатора, нам приятный женский голос говорит: «Маршрут перестроен». То есть Творец нам попускает сбиться с дороги, учитывая наше желания и наши проблемы, но Он и вернет нас на трассу через ряд каких-то других попущений. Например, мы ехали, скажем, в Ярославль, и вдруг свернули куда-то не туда. И навигатор нам говорит: «Маршрут перестроен». Это что значит? Что мы все равно едем в Ярославль, но более длинной и, скорее всего, более неудобной дорогой. То есть навигатор учел наш выбор. Но теперь тебе будет дольше и труднее добираться. В этом же смысле Бог учитывает наши желания, наши отклонения добровольные, но все равно ведет нас к конечной точке, в Царствие Божие. Он хочет нас туда привести. Правда, если человек будет вот так вот редактировать волю Божию всю жизнь, он, конечно, рискует не дойти. Но тем не менее Бог нас ведет даже из каких-то таких путанных закоулков, Он ведет все равно туда, в Царствие Божие. Потому что Он любящий нас Отец. Так что я хотел сказать, что попущения Божии имеют синергийную природу. Бог попускает нам искушаться именно тем, что нам необходимо победить для нашего спасения. Если чем-то искусились, чем-то соблазнились, значит, у нас с этим проблемы. Вот с этим-то, дружок, и нужно бороться. И мы побеждаем или побеждаемся для того, чтобы перешагнуть через что-то, и идти дальше, и стать лучше через это, возможно, падение. Может быть это попущено для того, чтобы мы поняли свою проблему и воззвали к Богу о помощи. То есть если такими глазами посмотреть на наши грехи, на наши падения, они могут стать для нас ступенькой к Богу. Здесь еще интересная тема. Вот, например, выбор профессии. Это тоже тема, связанная с волей Божией. Есть тысячи случаев, когда люди ошибаются и выбирают что-то не свое. Был бы ты хорошим сапожником, а стал плохим музыкантом, допустим. Был бы ты замечательным военным, а стал актером. И стал незначительным актером, актеришкой. Тут опять же всплывает тема воли Божией и попущения Божьего. То есть человек, который ошибся в выборе профессии, он в некотором смысле не выполнил волю Божию о себе. Но на его ошибку было попущение свыше. И эта ошибка может послужить во спасение. Опять же Бог ведет нас в Свое Царство через наши падения и восстания. Он всегда пытается найти какие-то способы привлечь к Себе. Вообще в этом отношении мы плохо знаем себя. Мы не отдаем себе отчета, какие в нас дары заложены. И об этом тоже нужно думать. И родителям надо быть очень чуткими к выбору своего ребенка. Смотреть, куда он тянется, что ему интересно. Ведь как это важно, чтобы человек исполнил волю Божию о себе даже на таком, мирском уровне. На уровне профессии. Ведь одно дело, когда учился на пианиста, а стал автогонщиком. Ну ладно. Но а если ты должен был быть, допустим, хорошим сапожником, а сделался врачом плохим. Здесь уже все серьезно. Например, не было воли Божией, чтобы ты стал священником, а ты попёр и стал. Взял и не через двери вошел, а через окно залез, как в притче говорится, и стал. А что думаете, не бывает такого, когда человек стал священником без воли Божией? Да сплошь и рядом. Бог попустил. Но опять же, как это страшно! Одно дело быть плохим пианистом, а другое дело плохим священником или плохим врачом. Или, например, плохим учителем. Вот ты стал учителем, а у тебя нет на это призвания. Чего ты лез? Может быть, не поздно еще все поменять? Какой из тебя учитель? Ты детей мучаешь. И себя тоже. Так что вот тут опять же мы приходим к теме чуткости некоторой, чтобы все получилось по воле Божией – надо внимать себе: пробовать разные варианты, молиться Богу о помощи в этом выборе. Иначе есть опасность прожить не свою жизнь. Знаете, как трагично, когда человек в конце жизни ощущает, что он не свою жизнь прожил. Он не сделал того, что должен был сделать. Что он хотел, может быть, всю жизнь, по разным причинам он не сделал. Так что вот человек очень сложен. Очень глубок. И он всю жизнь должен сам себя познавать. Самопознание – оно очень связано тоже с волей Божией. Это две грани, которые очень взаимосвязаны. Мы уже, в общем-то, касались этого сегодня. Познавший себя более способен к познанию воли Божией. Человек легкомысленный, человек невнимательный волю Божию о себе не поймет, даже если архистратиг Божий Михаил сейчас явится и ему что-то скажет. Видение себя открывает путь к богопознанию. Потому что человек – это творение Божие. Поэтому неслучайно говорили древние: «Познай себя». Это очень важно. И об этом и христианство тоже говорит. Человек, пойми что ты хочешь. И не мучай других и себя своими ошибками, которые могут дорого стоить и тебе, и тем, кто тебе в жизни попадается. Особенно, если ты, допустим, учитель, священник, врач. Такие профессии, от которых зависит жизнь человека. В трудах, уже упомянутого нами, святителя Иоанна Тобольского, книжку которого я вам всячески рекомендую, есть еще вот такая мысль, тоже очень простая: «Воля Божия - это Его заповедь». Простые вроде бы слова, но они имеют большую глубину. Опять же, как часто мы воспринимаем волю Божию как какие-то ребусы. А на самом деле – открывай Евангелие – заповеди Божии – это воля Божия. Только для этих заповедей нужно созреть. То есть Творец нас создал, для того чтобы мы следовали за Ним сердцем, следовали за Его словом, имели Духа Божьего и были Божьими людьми. Это не значит, что мы не будем тогда ошибаться. Нет. Даже святые ошибались, но все равно этот процесс взаимодействия крайне важен. Это есть, по сути, жизнь духовная – взаимодействие воли человека с волей Божией. Христианин – это человек, вставший на стезю сотворчества с Богом, который обращает внимание на то, как он слышит Бога, как он слушает Господа. «Наблюдайте, как вы слушаете», - помните, Христос говорит. И если в жизни верующего нет действительно богообщения, связи с Богом, то какая разница разменяет он квартиру или нет, уедет он в другой город или нет, женится или нет, купит или нет – какая разница, если он не с Богом. Спасение в жизни с Господом. И правильное или неправильное решение – ответ на эту проблему один – правильно – это когда с Господом. А если мы ошиблись, Господь нас обязательно поправит.

Всего вам доброго.

Дорогие братья и сестры! Мы существуем исключительно на ваши пожертвования. Поддержите нас! Перевод картой:

Другие способы платежа:      

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и абзацы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Простите, это проверка, что вы человек, а не робот.
14 + 3 =
Solve this simple math problem and enter the result. E.g. for 1+3, enter 4.
Рейтинг@Mail.ru Яндекс тИЦКаталог Православное Христианство.Ру Электронное периодическое издание «Радонеж.ру» Свидетельство о регистрации от 12.02.2009 Эл № ФС 77-35297 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций. Копирование материалов сайта возможно только с указанием адреса источника 2016 © «Радонеж.ру» Адрес: 115326, г. Москва, ул. Пятницкая, д. 25 Тел.: (495) 772 79 61, тел./факс: (495) 959 44 45 E-mail: [email protected]

Дорогие братья и сестры, радио и газета «Радонеж» существуют исключительно благодаря вашей поддержке! Помощь

-
+