Перейти к основному содержанию

01:38 13.05.2024

Ответы на вопросы слушателей Радио «Радонеж»

30.08.2023 10:06:31

Слушать: https://radonezh.ru/radio/2023/08/24/21-00

о. Михаил: - Доброго всем дня! В эфире радио «Радонеж» протоиерей Михаил Дудко. Поговорим сегодня о подвигах поста на примерах монахов, подвижников, о которых мы читаем в патериках.

Каким же может быть воздержание? Воздержание уст. Как много мы говорим лишнего. Как часто жалеем  о том, что сказано что-то не то. О ругательствах не говорю совсем, потому что невозможно стало выйти в город и из уст самых молодых не услышать их. А молодой возраст – время стыдливости. Не отстает и взрослое поколение, чего не бывало даже сравнительно недавно. Проблема эта достигла невиданной остроты. Хранение уст в таких условиях сложно. Мы порой даже в семье не можем воздержаться и не сказать едкое слово человеку, который идет с нами по жизни. Авва Афгафон болел страстью лишнего говорения и боролся с ней так: в течение трех лет влагал в уста свои камень, доколе не научился молчать. Этот пример с камнем встречается даже в обычных историях и сказках. Проще всего не научиться правильно реагировать, а правильно молчать. Те, кто символически влагают во уста камень или набирают в рот воды, оказываются в лучшем положении. Древний мудрец авва Агафон три года учился не отвечать на оскорбления. Конечно, монашеский подвиг выше нашего. Монах еще и на молитве должен быть постоянно сосредоточен. Авва Агафон жил вдалеке от наших проблем, но зато были свои трудности как у делателя молитвенного подвига. Молясь в себе и не отвечая другим, он получил большую духовную пользу. Кстати, можно сравнить период, за который святой преуспел в подвиге с тем временем, которое наш преподобный Серафим Саровский провел на камне, молясь Богу. Тысяча дней и ночей – тоже три года. Будем и мы усерднее в подвиге молитвенном. Бывает, мы и короткий пост не можем провести усердно, извиняя себя чрезвычайные обстоятельствами, нуждами, болезнями ложными. Две недели помолчать можно попробовать, хотя ясно, что три года – подвиг не для нас.

Следующее, что мне бы показалось уместным вспомнить сейчас – вопрос об удовольствиях. Их во время поста следует ограничивать. Потому я отвергаю удовольствия, чтобы пресечь плотского духа. Так говорил один старец. Знаю, он борется со мной, ища в удовольствии возмутить мой ум, отогнать разумение. Пост это ведь время, когда мы можем тренироваться в таких вещах, которые нам понадобятся вне поста. Хотите держать ум без возмущения, нужно во время поста постараться отвергать удовольствия.

Прощать и не осуждать – еще одна мера поста, и она гораздо больше, чем пищевой пост. Один святой из патерика не имел обыкновения даже заснуть, если знал, что кто-то имеет что-то против него. Не мы должны всех прощать, подумав, что я всех простил и можно отойти ко сну, а важно, чтобы никто другой не имел ничего против тебя. Не сделал ли я в течение дня что-то такое, что человеку доставляет досаду? Если поступать так каждый раз, то, не поспав и побежав мириться утром, нам уже не так сильно захочется обижать другого.

Об одном авве говорили, что он провел 20 лет в келлиях, не смея даже глаз поднимать вверх, чтобы посмотреть даже на кровлю церковную. Это еще один вариант постничества. Как известно, через глаза происходит множество искушений. Особенно это известно тем, кто сидит много в интернете, где много искушений. Тому, кто не бережет свои очи, которые должны по слову Евангельскому быть чисты, тогда и тело будет чисто, хорошо бы последовать примеру этого великого аввы. Это монашеский пример, но нам не мешает хотя бы прикоснуться к такому подвигу во время поста. Не рассеивать внимание, не стараться узнать все новости, глаз поберечь, обратиться во внутреннюю келлию. Существует столько духовных книг сейчас! Пользуйтесь, читайте,  уберегайтесь от соблазнов.

Все наши действия имеют последствия. Дурные - в первую очередь. Грех воровства тяжелый. Те, кто следит за собой, старается даже ничего мелкого не брать чужого. Есть в патериках  случай, когда авва своим ученикам не разрешал поднимать даже чечевичный стручок с дороги. Стоит задуматься о том, что ждет нас за наши грехи после смерти. Нужно тщательно относиться к своей совести, которая сама уже наказывает человека, нужно помнить, что наказание может быть бесконечным, и насколько это тяжело. Грешники смогут только с сожалением вспоминать, что могли бы не грешить, а совесть будет жечь подобно огню.

Если царь захочет взять неприятельский город, то в первую очередь задержит воду и съестные припасы. Неприятель, погибая от голода, покоряется ему. Так бывает и с плотскими страстями. Если человек будет жить в посте и голоде, то враги, будучи обессилены, оставят душу его. Это снова о монашеском подвиге. Нам остается только смотреть, потому что сами постимся формально. Причина нашего поста такова, что мы должны учиться осаждать наших противников, которые заперлись внутри города нашей души. Враг будет обессилен и покорится нам и нашей душе. Потому пост и голод работают на то, чтобы страсти наши оставляли нас. Любой грех, который превратился в страсть, может нас погубить. Объядение, лакомство, винопитие могут легко нас погубить, когда мы не обращаем внимания на них.

Один авва провел 40 лет в пустыне в подвигах. Его спросили, что он совершил во столько времени и в таком уединении, нисколько не тревожимый никем из людей. Тот отвечал, что с тех пор, как он уединился, солнце его никогда не видело ядущим. Он ел только после захода солнца. В южных широтах не бывает так, как у нас, когда либо день очень длинный, либо ночь. Там более менее равномерно распределяется время дня и ночи. И авва днем не употреблял пищи совсем. Тот, кто спрашивал авву, ответил, что его солнце не видело во гневе. Представьте себе, какие подвижники! Будем же и мы оставлять гнев, уберегать от него наших ближних, особенно детей, которых по заповеди апостола нам нельзя раздражать. Родители, не раздражайте детей ваших!

Один старец полагал себе за правило за один стакан выпитого вина не пить целый день воды. Когда братия для успокоения давали ему вина, старец с радостью принимал оное, чтобы мучить себя, но ученик его просил братию не давать ему вино потому, что он потом будет мучить себя в келлии. Братия, узнав, более не предлагали ему.  Рассказ может привести кого-то в недоумение. Речь же о стакане вина, разве это пристало монахам? Это было нормальным в те времена, потому что вино использовалось, чтобы обеззараживать воду. И вот старец постился на воду за стакан вина. Может, такой пример кому-то будет полезным.

Вопрос: - Читаешь про подвижников и делается страшно – как сильно на них нападали бесы. Многие погибали даже. Почему именно на них такие сильные нападения совершает лукавый?

о. Михаил: - Из патериков мы много знаем о подвижниках и нападениях на них бесов. Многих искушали явно. Знаю людей, которые удалялись к подвижникам на горы Кавказа, ущелья Абхазии. Там довольно много жило подвижников в советские времена. Любой подвиг тогда был сопряжен с угрозами от властей. И те, кто находил там подвижников, переживали мистические моменты, когда в безлюдии, в хижине у подвижника или даже на удалении от нее, нападение вражеское происходило физически. Упоминаю об этих примерах, потому что они нам близки по времени. Но и в древних патериках об этом много написано. И справедлив Ваш вопрос – почему же на этих людей диавол так вооружается? В первую очередь враг целится в предводителя, того, кто воодушевляет войско идти вперед. Если те, кто идут за военачальником, видят, что он пал, они тоже падают духом и войско легко разбить. Диавол действует так же. Он не просто неизвестного человека старается победить, но того, кто виден  всем, кто на вершине горы, кто является примером для других. Эти подвижники – пример для нас, диавол думает, что если такого он сможет побороть, то все остальные уж приуноют. Если подвижник пал – куда уж нам. Если и его стараний недостаточно, то какая же наша надежда на спасение? Диавол потому в особенности вооружается и на тех, кто виден со стороны. Например – священнослужителей. Это известная история. Искушения, которые посылаются некоторым служителям, тяжки и разнообразны, заметны со стороны. Молитесь за ваших батюшек, духовных отцов, не осуждайте, но часть их груза берите на свои плачи. Даже если вы не искуситесь и снисходительно не будете обращать внимания на грехи и слабости священника, то другие могут оказаться не таковы, для них будет большой соблазн. Потому те, кто рассказывают о грехах великих людей, заметных людей, берет на себя большой грех, который состоит в том, что мы соблазняем людей. Спаси всех Христос!

Дорогие братья и сестры! Мы существуем исключительно на ваши пожертвования. Поддержите нас! Перевод картой:

Другие способы платежа:      

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и абзацы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Простите, это проверка, что вы человек, а не робот.
3 + 0 =
Solve this simple math problem and enter the result. E.g. for 1+3, enter 4.
Рейтинг@Mail.ru Яндекс тИЦКаталог Православное Христианство.Ру Электронное периодическое издание «Радонеж.ру» Свидетельство о регистрации от 12.02.2009 Эл № ФС 77-35297 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций. Копирование материалов сайта возможно только с указанием адреса источника 2016 © «Радонеж.ру» Адрес: 115326, г. Москва, ул. Пятницкая, д. 25 Тел.: (495) 772 79 61, тел./факс: (495) 959 44 45 E-mail: [email protected]

Дорогие братья и сестры, радио и газета «Радонеж» существуют исключительно благодаря вашей поддержке! Помощь

-
+