Перейти к основному содержанию

23:05 01.05.2024

Церковь как древо культуры

17.08.2023 11:04:36

Слушать: https://radonezh.ru/radio/2023/07/26/21-00

о. Михаил: - Много споров и толков вызвало решение перенести икону Троицы преподобного Андрея Рублева из музея в храм. Икона эта не совсем обычная. Написана она была для того, чтобы люди, взирая на неё, видели единство лиц Троицы почти осязаемо, чтобы верующие в первую очередь возненавидели ненавистную рознь века сего. Время, когда создавалась икона, было временем раздробленности, а внешние силы имели возможность завоевания и удержания в подданстве у себя наших единоверцев. Икона играла огромную символическую роль. Через какое-то время Дмитрий Донской, благословясь, пошел на Куликовскую битву в 1380 году. Это было начало освобождения Руси от захватчиков. Икона почитается чрезвычайно, как помогающая преодолевать рознь века сего. Страна наша богата, но порядка нет. Это какая-то вечная характеристика наша. Кроме того нам не хватает единства, мы готовы спорить друг с другом, заниматься междоусобицей, но только не объединиться в почитании Единого Бога, в мире, единомыслии. Конечно, преодолеть рознь можно с помощью Божией, а также молитвенно обращаясь к образу, который возвращается туда, где он должен быть. Сложно было добиться. Святейший долго просил, оказывалось невозможно это сделать. И сейчас с передачей иконы связано много трудностей технического характера. Но это преодолимо. Другие иконы Рублева находятся в Троицком соборе. Климат и обстоятельства там вероятно далеки от Третьяковской галереи, но все же все иконы в хорошем состоянии, хотя о них так не заботятся как в Третьякове. Икона, которая вернется в Лавру, будет помещена в специальный ковчег, в котором будет поддерживаться определенная температура и влажность, то есть необходимые условия будут созданы. В советские времена я приходил в Третьяковку, там рядышком находились две иконы – Троица Рублева и Владимирская икона Божией Матери, которая сейчас находится в храме св. Николая в Толмачах – домовом храме Третьяковской галереи. И было делом доблести подойти и приложиться, перекрестившись, к иконам, пока никто из служителей не видит. Было такое преодоление, которое всегда дает внутренний результат. Мы старались преодолевать робость. Кто-то из служащих делал вид, что не видит, кто-то прогонял, а кто-то мог и по месту службы сообщить. Это было непросто в те далекие времена.

Церковь – то, на чем растет культура. Недаром отец Павел Флоренский подчеркивал, что слова культ и культура однокоренные. Изначально появился культ святых. В русском слове слово исторически получило негативную окраску, но в оригинале на латыни оно таковой не имеет. Отец Павел приводил и примеры того, как Церковь сберегает культуру. Если некоторые утверждает, что Церковь относится к культуре отрицательно, это в корне неверно. В случае же с иконой Троицы, это событие огромного значения, икона – символ нашей страны, и доказательство того, что Церковь к культуре относится так, как плодородная земля к колоссу, который растет на ней. Отец Павел предлагает обратиться к храмовому действу. Литургия, богослужение вообще. Здесь множество элементов, которые мы традиционно относим к области культуры. Силуэт храма – архитектура, зодчество - вот здесь уже начинается культура. На Руси самое красивое здание – Церковь. Если зайти внутрь – там множество деталей интерьера, искусно выполненных, которые тоже относятся к области культуры. И мебель там тоже непростая. Специалисты знают, что церковная мебель – непростое ремесло, ее нужно вписать в интерьер особым образом. Помимо того в храме есть росписи, фрески – создаются прямо на стенах, изображают сюжеты Евангельские, Ветхозаветные, святых. Любой храм наполнен иконами. Кроме изобразительного элемента есть еще пение, музыка. Церковная музыка богата. Изначально она развивала те тенденции, которые в древнем мире существовали. В Римской Империи, у греков, а потом в Восточной римской империи на греческом языке – никто бы не сказал, что Церковь отделяет себя от культуры. Скорее выбирает необходимое, что нужно вплести в ткань богослужения и Церковь творчески преобразует это и развивает. Мы прекрасно знаем, что в храме поют не просто так, но исполняют высокого смысла произведения. Это распевы гимнов, а значит, туту присутствует стихосложение, это поэтика. Даже если при переводе с греческого на церковно-славянский потерялась некоторая ритмика, рифма, тем не менее, образы, которые создавали авторы произведений, не исчезли, мы радуемся, находя их в богослужении.

Есть еще момент театральности действа. По мнению святых отцов, которые сталкивались с театром греческим, где в обычае были всякого рода непотребства, театр был явлением отрицательным. Если смотреть с нашей точки зрения, театр - это набор определенных действий, которые рассчитывают на определенную реакцию со стороны зрителей. Это образы, которые призваны донести определенную мысль. Литургия исполнена образов, это действие, которое происходит перед нашими глазами, оно рассчитано на впечатление. В Литургии нет актеров, но есть непосредственные участники общего дела. Мы видим священника, одежда которого вся исполнена смыслами. Он идет и изображает иногда и Вход Господень в Иерусалим, и поход Господа на страдания, причастие Святых Тайн в воспоминание Тайной Вечери. Есть много символики. Само изготовление священнических одежд – своеобразное искусство. Есть искусство, которое сейчас относится к сфере низкого. Парфюмерия употребляется в целях нерелигиозных, для привлечения внимания. А в храме, как напоминает нам отец Павел, благовония вкладываются в кадило, и священник благословляет кадило, просит Господа, чтобы Он в ответ благоуханию духовному ниспослал Благодать Пресвятаго Духа. Мы незримо, походя через кадильный дым, получаем благодать Святаго Духа.

Культура неотъемлемая часть церковного действа с давних пор. Надеемся, так и будет, пока мир стоит, пока Церковь в нем есть. Не исключено, что когда-то Церкви, к которой мы привыкли, не будет, её могут изменить и гонения, и финансовые сложности. Но Господь призывал малое стадо не бояться, не страшиться. Зато стоит размышлять о том, как нам существовать, если нас останется не так много. Важно знать, останется ли культура важнейшим элементом Церкви. Будет, никуда не денется ни поэтика, ни пение, ни изображения. Храмы могут быть другими, но культура будет поддерживать нас в поклонении Богу.

Итак, по слову отца Павла Флоренского культура растет из культа, из религии, которая есть питательная почва для любой культуры. Где отнимается от культуры религиозная составляющая, там культура начинает разлагаться. Это мы часто видим. Человек неискушенный, который видит такие феномены культуры, как инсталляция Дюшена, которая представляет собой писуар, но является объектом культуры. Культура должна иметь базу, и хорошо, если эта база религиозная. Если её нет или она нерелигиозная, а художник – вольный стрелок, то возможны любые безобразия.

Вопрос: - Можно ли голосовать за коммунистов на выборах?

о. Михаил: - Это в общем вопрос, на который нужно себе ответить в сердце. От себя могу сказать, что мне приходилось общаться с представителями современной коммунистической партии. Зюганов мне показался очень откровенным и дружелюбным человеком. Но одно дело, что люди говорят до выборов, а совсем другое, что они делают после, как только прорвутся на олимп. Можно ведь Церковь задушить не только гонениями священников. В некоторых странах религиозные деятель страдают не потому, что их открыто гонят или сажают в тюрьму. Но есть отношение к Церкви, как к рудименту. Разными путями, в том числе налогообложением, Церковь изгоняют в стойло благотворительных организаций. Церковь власть перестает волновать, никаких налоговых преференций она не получает. У нас их никогда Церковь не имела, но на западе было совсем иначе. Теперь они переходят в список благотворительных организаций, которые не облагаются налогами так, как это происходит с религиозными. Иногда это вообще единственный выход, иначе не проживешь. Вот так себя ведут вполне нормальные люди, даже не коммунисты. Так что выбирайте, за кого голосовать, тем более что коммунисты бывают очень похожи на антикоммунистов – крайности сходятся. Голосуйте не за лозунги, а за конкретных людей, которые себя каким-то образом уже показали. 

Вопрос: - Почему разбойник на кресте не попросил прощения у Господа, а попросил помянуть его во Царствии?

о. Михаил: - Могу предположить, что он не до конца понимал, Кто перед ним. Над главою Спасителя Пилат сделал надписания на трех языках. Царь Иудейский. Разбойники это написание видели и понимали. И естественно благоразумный разбойник просил помянуть его в Царствии потому, что поверил, что Царствие это настоящее. Он, может быть, не знал, что это, где оно, когда оно будет. Он не понимал важной вещи: Христос не просто был распят потому, что назвал себя Царем, а за грехи человеческие, в том числе тех разбойников, которые были справа и слева от него на крестах. Если бы разбойник понимал, что за грехи всех без исключения людей распинаем был Господь, то вполне возможно он бы и просил прощения у Господа. Возможно, когда он после кончины пришел в мир пакибытия, Господь его встретил там, а разбойник и просил тогда прощения. Но этого наверняка мы знать не можем. Достаточно ли было от разбойника такого краткого покаяния? Оказалось, достаточно, потому что Господь обещал, что разбойник в тот же день окажется с Ним в раю. По нашему рассуждению мы могли бы наказать разбойника серьезно, а Господь за это исповедание принимает его с собой. Легко ли с пробитыми ногами и руками, вися на кресте в жару палестинского дня, сказать такие слова, какие произнес разбойник? Нет, это нелегко. Возможно, это результат начавшегося ранее покаяния. Возможно, он решил уже изменить жизнь, если удастся казни избежать. Казни не избежал, но изменился. А покаяния и есть изменение, а не пустые слова. Можно сказать «прости» и ничего не сделать, а можно не сказать, но сделать главное для своего спасения.

Вопрос: - Мне показалось, или Калужская епархия самая богатая монастырями и храмами?

о. Михаил: - Я бы сказал, что самая богатая монастырями – Владимирская область. Владимиро-Суздальская Русь. Сердце древней Руси. Там было создано огромное количество прекрасных монастырей. Это земля, на которой начиналось христианство, православие, Церковь наших Московских приделов. Они были центрами паломничества, находились на важных дорогах, а теперь находятся в плачевном состоянии, прямо в запустении. Сама Владимирская область довольно бедная. Она поставлена на грань выживания, там сложно восстанавливать великолепные монастыри, которые имели раньше вклады от князей, царей, богатых людей, которые считали своим долгом монастыри поддерживать. Люди делали большие вклады на помин души своей и сродников, ходили в паломничества, всё поддерживалось в прекрасном состоянии. Призываю всех найти возможность поездить по монастырям, оценить культурные феномены нашего времени, которые святая православная Церковь продолжает поддерживать всё, что без нее пришло бы в совершенно запустение, как это и было во времена советской власти, когда храмы стояли ободранные, разворованные.

Вопрос: - Как правильно вести себя во время Литургии, если молишься, а проходящий мимо тебя приветствует тебя, а то и целует.

о. Михаил: - Безобразие в том, что люди приходят после начала службы и начинают мешать тем, кто пришел во время, поставил свечки и занялся молитвенным делом. Одна старушка помнила времена Англиканской Церкви, когда не было тех безобразий, которые сейчас происходят. Она говорила, что их родители более ста лет назад тому, чему их учили их родители – в Церковь надо прийти обязательно раньше начала службы. Сейчас она православная прихожанка и до сих приходит в Церковь заранее. Она привыкла к этому потому, что так родители приучили.

Я до сих пор беру пример со своего отца, который никогда не произносил ни единого слова в алтаре, даже если это нужно было. Он не отвечал. Потихонечку все привыкли к тому, что после начала службы он ни на какие вопросы и приветствия просто не реагирует. Лучше быть чудаком, чем безобразником. Так что можете просто попробовать не обращать внимания на людей, а после службы подойти и попросить прощения, объяснить, что замолился так, что не обратил внимания, и поздороваться после Литургии. Постепенно люди привыкнут.  

Спаси всех Христос!

Дорогие братья и сестры! Мы существуем исключительно на ваши пожертвования. Поддержите нас! Перевод картой:

Другие способы платежа:      

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и абзацы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Простите, это проверка, что вы человек, а не робот.
1 + 0 =
Solve this simple math problem and enter the result. E.g. for 1+3, enter 4.
Рейтинг@Mail.ru Яндекс тИЦКаталог Православное Христианство.Ру Электронное периодическое издание «Радонеж.ру» Свидетельство о регистрации от 12.02.2009 Эл № ФС 77-35297 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций. Копирование материалов сайта возможно только с указанием адреса источника 2016 © «Радонеж.ру» Адрес: 115326, г. Москва, ул. Пятницкая, д. 25 Тел.: (495) 772 79 61, тел./факс: (495) 959 44 45 E-mail: [email protected]

Дорогие братья и сестры, радио и газета «Радонеж» существуют исключительно благодаря вашей поддержке! Помощь

-
+