Перейти к основному содержанию

22:10 11.05.2024

Проект реставрации деревянных храмов русского севера «Общее дело»

06.06.2023 12:21:40

Слушать: https://radonezh.ru/radio/2023/05/24/21-00

А. Арендаренко: - Дорогие братья и сестры, радио «Радонеж» приветствует вас в эфире. Сегодня в нашем эфире протоиерей Алексей Яковлев, настоятель преподобного Серафима Саровского в Раеве.

о.Алексий: - Добрый вечер!

А. Арендаренко: - Главная наша сегодня тема – проект «Общее дело», проект реставрации деревянных храмов русского севера. К проекту этому причастен был присно поминаемый батюшка Димитрий Смирнов. Благословлен проект был Патриархом Алексием. Сейчас начинается горячее время для работ. На какой стадии проект?

о.Алексий: - Мы подготовили работы в 32 храмах и часовнях Архангельской, Вологодской, в республике Карелия, в Ленинградской области, Тверской, Коми. Сейчас начинают отправляться экспедиции на Русский север. Их мы планируем 52. Это обычная цифра.

А. Арендаренко: - А в год эпидемии?

о.Алексий: - Несмотря на жестокие требования, меньше экспедиций не было. Они продолжались всегда. Сейчас военное время в прямом смысле. 4 апреля у нас была общая встреча в зале церковных соборов храма Христа Спасителя. Ее возглавил Святейший Патриарх, который один раз приезжал к нам на север в Архангельскую область, деревню Ворзогоры. В этот раз Патриарх сказал столько теплых слов. У него столько сейчас боли за Украинскую Православную Церковь, за то, что в мире происходит, за то, что на фронте происходит. Но наша встреча была все же радостная. Встреча тех, кто потрудился. Добровольцы наши ездят в экспедиции в свой отпуск, на свои деньги, чтобы трудиться по 12-14 часов. И я хочу в свою очередь поблагодарить их за их труды. Важно, что сейчас кто-то воюет, защищает нас и наши ценности, и в этот же момент времени эти ценности в материальном виде нужно сберегать, несмотря на военное время. Мы сохраняем то, что без нас неминуемо исчезнет, древние святыни русского народа, деревянное зодчество, которое очень хрупкое и есть только у нас. Мы сохраняем душу русского народа, которая есть только в этих деревянных храмах и часовнях. Если посмотреть на весь земной шар, то нигде не окажется зданий, построенных более ста лет назад, высотой более 10 этажного дома. А у нас на севере храмы построены 200-300 лет назад. Сколько нужно было людям мастерства, любви к Богу, трудолюбия, чтобы такие огромные шедевры из дерева построить. И они простояли столетия, а последние 70-80 лет вообще не получали ухода, но они дошли до нас. И будет обидно, если в наше время, при нашей жизни они погибнут, и наши дети эту красоту не увидят. Самое главное в нашем проекте – мы сохраняем древние святыни для русского народа, а тем самым сохраняем русский народ. До революции было более 1300 храмов, несколько тысяч часовен на русском севере. Сейчас храмов осталось менее 400. Из них 53% могут исчезнуть в ближайшие два-три года. Ситуация критическая. 16 лет мы занимаемся проектом, который благословил отец Дмитрий, когда я был сотрудником синодального отдела по взаимодействию с Вооруженными Силами.

А. Арендаренко: - Есть вопрос как раз – как появилась идея общего дела?

о.Алексий: - Я был в прямом подчинении у отца Дмитрия Смирнова, он был моим начальником. Это был самый замечательный начальник, который никогда меня ни о чем не попросил, но только поддерживал.

А. Арендаренко: - А мы батюшку запомнили строгим по большей части. Вам так повезло.

о.Алексий: - Когда было принято мной и супругой моей решение, что мы будем помогать деревянным храмам, то пришлось это все узаконить, чтобы в точки зрения Церкви это все было правильно. Нам пришлось от имени батюшки отправлять всю документацию, запросы, бумаги с просьбой благословить заниматься такими-то работами. Отец Дмитрий был нашим щитом. Если нужно было бы нас от кого-то защитить, то батюшка бы это делал. Слава Богу, за 16 лет ни разу такой необходимости не было. Отец Дмитрий всю жизнь мечтал такой проект реализовать, а вышло так, что мне пришлось выполнять эти задачи и воплощать мечты эти. Батюшка был бы рад очень нашей встрече, а раньше всегда сам приходил с нами встретиться. Меня батюшка называл учеником своим. Это было очень приятно, но и ответственность большая.

У нас есть и другой помощник. Наш Святейший. Господь дал нашему отечеству такого замечательного Патриарха. Я удивляюсь его работоспособности, горячей жизненной позиции. Он сдвигает тектонические плиты, где бы он ни был, везде всё заставляет двигаться. Летать в вертолете не очень комфортно, а пролелеть к нам и поддержать всех, кто отправляется на русский север, ему пришлось, потому что так было нужно. Можно было иначе поступить, делегировать это, но Святейший сам все сделал. Есть другой пример. В Военной академии Ракетных войск стратегического назначения существовал факультет православной культуры. Дипломы лучшим выпускникам вручал Патриарх в Успенском соборе московского Кремля. Патриарх Кирилл эту традицию продолжил. Он до предела сил отдает себя людям, является просто образцом созидателя русского. Слава Богу, что у нас есть такой Патриарх.

А. Арендаренко: - Вспомнилась мысль, что каждому времени соответствует свой патриарх. Какой нужен – такого Господь и дает. Делателя, созерцателя, борца.

Вопрос: - Как считаете, почему стало возможным опустошение духовного пространства Северной Фиваиды. Есть ли надежда на возрождение? Как бороться с печалью, охватывающей душу при виде поруганных церквей и поселений?

о.Алексий: - По этому поводу Иван Глазунов, сын художника Илии Глазунова, сам прекрасный художник, на одной из наших общих встреч говорил, что когда ездишь по нашему северу с одной стороны – красота, а с другой – щемящее чувство безысходности, которое иногда преобладает даже, потому что равнодушно смотреть невозможно. С появлением нашего проекта ситуация стала меняться. Люди стали отправляться в отдаленные уголки нашей страны и работать. Нельзя просто сидеть и страдать. Самое первое – помолиться можно, попросить Господа о помощи. А бывает, надо просто сделать что-то малое. Мы с супругой однажды видели, что прямо из кладки храма росло деревце. Это было в каком-то маленьком городке. Деревце своими корнями разрушает кладку. Вырвали его, храму стало немного легче после этого. Это ерунда, вероятно, но хоть маленькая капелька в противоположную сторону. Всегда можно подмести, собрать цветов, всегда можно сделать что-то хорошее. Принцип христиан – не стенать. Мы все причастники победы Господа нашего, каждый вечен, творение добрый дел – то, что переходит с нами в жизнь вечную. Всегда радуйтесь! От внутренней натуги мало что сделаешь, а от радости много что можно совершить. С радостью нужно делать и маленькие добрые дела.

А. Арендаренко: -  У Вас еще родились два проекта. «Пасха в каждом храме» и «Рождество в каждом храме». Это все тоже продолжается?

о.Алексий: - Да, где эти проекты были запущены, они продолжаются. Самое важное на самом деле – служить Литургию в этих храмах. Постановлением Синода было принято решение, что теперь все брошенные храмы разделаются между епархиями, благочиниями, приходами, чтобы была зона ответственности. Те, кто за него отвечают, должны раз в год или чаще совершить либо внутри храма, либо рядом с ним. Об этом в годовом отчете епархия должна информировать Патриарха. Это самое важное и глобальное, что произошло. На это есть благословение Святейшего и решение Синода.

А. Арендаренко: - Напомню, что речь о храмах, которые стоят в местах брошенных.

о.Алексий: - При этом каждый из нас, если знает брошенный храм, может прийти и пропеть там какие-то молитвы, акафист, а может организовать нескольких человек на работу в храме. Седьмой день в неделе мы должны посвятить Богу. Помолиться и потрудиться в храме. Это самое прямое дело.

Вопрос: - Брошенные храмы нельзя ведь считать совсем брошенными? Там ведь ангел, который никуда от «своего» храма не может отойти. Там память о тех, кто молился когда-то в этом храме.

о.Алексий: - Совершенно верно. Благодать Духа Святого всегда будет в храме, даже если он осквернен. Ангел там пребывает и оплакивает и разрушение храма, и разрушение сердец человеческих, которые такое допустили. Те же, кто любил храм, строил, а в советские годы защищал путем своего исповеднического подвига, уже у Бога. Когда мы молимся, представьте, как им радостно, что в храме совершается молитва, что храм живет как храм. Особенно первая Литургия. Когда Господь входил в Иерусалим, все кричали «осанна!», а Господь «истинно говорил, что если они замолкнут, то камни возопиют». Один из толкователей Евангелия, говорит, что даже камни могут возопить славу Творцу, Который идет жизнь свою отдать. Мы в этих храмах молимся, а те, кто молился, крестил и отпевал, венчался, молятся за тех, кто храм возрождает. Все люди становятся близкими и родными по факту делания. Где сокровище ваше, там и сердце ваше будет. Когда храм возрождается, бывает ощущение, что все люди усопшие молятся на Литургии со всеми, кто совершает богослужение.

А. Арендаренко: - Знаю, батюшка, Вы сами такую Литургию возглавляли или сослужили.

о.Алексий: - В прошлом году владыка Матфей, викарий патриарха, возглавил такую Литургию в деревне Нючпас в Карелии. Владыка отправил свою молодежь, помог им доехать, и молодёжь трудилась в храме, кто-то профессиональными реставраторами. Привели храм в состояние, когда можно совершать Литургию. В этом году владыка снова планирует поездку на Русский север. Там также планируются большие работы. Храм расположен километрах в 40 от ближайшего населенного поселка, который называется Койгородок. Эти километры невозможно одолеть в межсезонье. Это целая проблема. А там огромный храм, в котором предстоит много поработать и приготовить его к первой Литургии. Там нет алтаря, кровля алтаря провалилась, полы провалились, восьмерик обвалился, главки. Печальнейшее состояние. Профессионал там работает и дает команды тем, кто непрофессионально там трудится. Оставляют, например, части, которые необходимо сберечь для реставрации. Шатер создается, куда складываются все важные части.

А. Арендаренко: - Спрашивали как раз, кто может поехать в экспедицию?

о.Алексий: - Поехать может абсолютно любой человек, у которого есть горячее желание что-то сделать для Бога, для отечества, для русской истории. Ездят даже дети с родителями. Был такой случай, когда детей в экспедицию привезли больше, чем приехало родителей. Тогда требовалось разбирать завалы, трудная была работа. 5 взрослых привезли 7 детей. И вместе с детьми работали, разбирали потихоньку. И вскоре работала уже вся деревня – так было удивительно. Это было 8-10 лет назад. Командир этой экспедиции, Елена, заехала в деревню и увидела, что храм уже полностью отреставрирован, местные жители приложили все усилия и сделали такое большое дело. А начиналось всё с такого малого. Собираясь в экспедицию, надо помнить, что условия там непростые. Проживание в палатках тоже сопряжено в трудностями, спишь на земле. Ночью холодно, днем жарко. Еда на костре, умыться можно только холодной водой, это настоящее испытание. Отец Дмитрий говорил, что одна такая маленькая поездка потом будет освящать всю вашу жизнь. Может быть, она будет самым светлым воспоминанием. У нас есть те, кто ездит все 16 лет с начала проекта.

А. Арендаренко: - А в жизни это другие люди? У них другая профессия? Они только на время отпуска? Экспедиция длится недолго, чтобы было нестрашно и посильно.

о.Алексий: - Экспедиция как правило длится неделю, но можно остаться на вторую неделю, или поехать в другое место.

А. Арендаренко: - Если нас услышал человек и захотел поехать?

о.Алексий: - Первое – помолиться. Господи, нужно ли мне это? Нужно чтобы отлежалось… Святитель Николай Японский шел на всенощную, увидел объявление, что нужен миссионер в Японию. Увидел, помолился. Но нужно было принять монашество, сан священника. Еще к тому было несколько желающих. Но так он загорелся желанием – призвание такое было. После молитвы можно посмотреть сайт – общеедело.ру. Там 52 экспедиции описаны, команда, расстояние, какая работа, условия проживания. Можно даже выбрать себе и храм, и место – география проекта тысячу километров.

А. Арендаренко: - А как вы выбирали храмы?

о.Алексий: - Проводим экспедиции-разведки, изучаем состояние храмов. Создаем проекты для храмов. Согласовываем с инспекциями или департаментами охраны памятников. Работы проводятся не первый год. У нас в штате три архитектора, которые круглогодично занимаются подготовкой проекта. Мы проводим международные научно-практические конференции  по вопросам сохранения деревянного зодчества. Опытом делимся со многими. У нас запланированы храмы на будущий год и далее. Всего нами обследовано 360 храмов. В 177 мы провели противоаварийные, реставрационные работы.

А. Арендаренко: - Мы уже не можем помнить, какие были наши предки, но когда смотришь на красоту эту, материально воплощенную, понимаешь, какие люди это могли создать.

о.Алексий: - Да, получается, что работая там сейчас, входишь в часть доли тех, кто строил и возводил эти храмы века назад. Дело благодатное. Общее дело. Спасибо! До новых встреч!   

Дорогие братья и сестры! Мы существуем исключительно на ваши пожертвования. Поддержите нас! Перевод картой:

Другие способы платежа:      

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и абзацы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Простите, это проверка, что вы человек, а не робот.
3 + 0 =
Solve this simple math problem and enter the result. E.g. for 1+3, enter 4.
Рейтинг@Mail.ru Яндекс тИЦКаталог Православное Христианство.Ру Электронное периодическое издание «Радонеж.ру» Свидетельство о регистрации от 12.02.2009 Эл № ФС 77-35297 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций. Копирование материалов сайта возможно только с указанием адреса источника 2016 © «Радонеж.ру» Адрес: 115326, г. Москва, ул. Пятницкая, д. 25 Тел.: (495) 772 79 61, тел./факс: (495) 959 44 45 E-mail: [email protected]

Дорогие братья и сестры, радио и газета «Радонеж» существуют исключительно благодаря вашей поддержке! Помощь

-
+