Перейти к основному содержанию

22:26 19.05.2024

Православие и спорт

03.06.2022 11:14:43

Слушать: https://radonezh.ru/radio/2022/03/24/21-00

В. Носов: - Добрый день, дорогие слушатели. В эфире программа «Православие и спорт», программа для сильных духом и телом людей. Представляю с большой радостью наших гостей. Майор внутренних войск МВД, командир группы специального назначения отряда «Тайфун», участник второй контртеррористической операции в Чечне, участник международного легкоатлетического марафона в Нью-Йорке, многодетный отец, герой России Игорь Сергеевич Задорожный. А также у нас в студии лидер группы «Ярилов зной», лауреат Суворовской премии «За вклад в патриотические традиции отечества», лауреат Имперской премии «За вклад в традиционное искусство», участник множества телепроектов, многодетный отец Александр Щербаков. Мы хотели бы сегодня затронуть важные вопросы воспитания подрастающего поколения, влияния спорта на их развитие, развитие их в плане историческом. Игорь, знаю, что ты преподаешь детям от 12 до 16 лет военную историю, расскажи, почему и как ты это делаешь?

И. Задорожный: - Не совсем я преподаю. Я заместитель председателя фонда «Ратники отечества». Мы организуем для подростков военно-патриотические и военно-исторические лагеря на Бородинском поле. Традиционно с 2014 года пошли первые сборы. Я присоединился в 2015 году. Мы столкнулись с тем, что после реформ нашего образования дети совсем не знают военную историю, полководцев, кто победил в Мировой войне, ни победителей, ничего. Нам стало больно, и мы занялись этим. В наших лагерях обязательно детей заинтересовываем разными интересными направлениями. Спорт, спецназ нынешнего времени, конная езда, джигитовка, но в основном изучение военной истории. Дети, которые попадают на наши сборы, потом сами могут продолжить изучение предмета, и рассказывать другим. Мы даем историю пощупать - привлекаем ребят, у кого есть форма, например. Оружие можно разобрать, осмотреть, пострелять. Можно надеть форму бойца 1941 года, побегать в ней и в кирзовых сапогах, надев их на портянки. Ребята окунаются в то время, ощущают, как деды и прадеды в этой форме жили, спали, побеждали. Таким образом, дети приближаются к истории.

В. Носов: - Помню наше присутствие в 2016 году на Бородинском поле. На меня только нахождение там произвело огромное впечатление. К стыду своему я услышал много о событиях 1812 года. Мы в общих чертах знаем об этом, но детали меня поразили. За годы там побывало множество детей. Есть динамика в этом деле?

И. Задорожный: - Безусловно. Около 10 000 детей прошло за эти год. Приезжали ребята и из детских домов. Каждый год организация ПДМ Можайского района имела квоту на 150 человек и направляли детей к нам. Но мы же не спрашивали, что это за дети. На третий год пришла женщина-капитан, похвалила. Оказывается, они на нас экспериментировали, третий год их воспитанники, побыв у нас в лагере, были практически все сняты с учета. Считаю, это прекрасно. Родители звонили и рассказывали, что дети стали заправлять кровати. Армейская дисциплина и погружение в эпоху - чего  детям так не хватает. Хорошо справляются дети с наших недалеких рубежей, то есть дети не из Москвы. Ребята из Курской, Костромской, Ярославской, Воронежской областей там как h, в воде и чувствуют себя прекрасно. Из кадетского училища, Росгвардии ежегодно присылают воспитанников 5 класса. Отношение и отклики положительные.

В. Носов: - Помню впечатления - ребята живут там просто этой жизнью во время всех трех смен за лето. Со стороны их ответственность из маленьких их превращает во взрослых людей. Одни занимаются кухней, кто-то уборкой, подготовкой. Дети заняты делом в сплоченном организованном коллективе. Саша, скажи, что ты об этом думаешь?

А. Щербаков:  -  Добрый вечер. Хочу рассказать о своих впечатлениях о Бородино. Там происходит глубочайшее погружение. Для меня, взрослого мужчины, было огромным впечатлением увидеть и услышать специалистов, командиров отрядов, из которых трое - герои России. Иду мимо костра, сидят дети, а историк рассказывает о битве какой-то. Я не мог оттуда уйти. После этого я много раз ездил туда и друзей приводил в Бородино. Честно, я и не знал, что оно в Подмосковье находится. Знал о битве, кто воевал, что происходило, но не до таких деталей. Это было всё очень важно, я увидел там земляков из своей Воронежской области. Это были в основном военно-патриотические организации. Дети там обычно сильно отличаются от детей, с которыми учатся мои детки. Я сталкиваюсь как музыкант с тем, что подростки стесняются своей традиционной культуры, народной песни, народного танца, они отгораживаются. Не понимаю, как так вышло. Но ведь историю можно изучать и через фольклор. Есть песни старинные, которые известны с незапамятных времен. Там поется о том, как шли татары, например. Это к тому, что некоторые считают, что монголо-татарского ига не было. А есть песни об этом. Подробно рассказывается о заселении Кубани казаками, это история в песнях. Это наш корень. Если мы его  не знаем, то нас в любую сторону гни, и мы будем гнуться. Это сейчас и происходит. Уроки традиционной культуры должны быть наряду с математикой, русским.

В. Носов: - Не было опыта с детьми, которые зависимы от гаджетов? Как скоро проходит ломка и приходит новый интерес? Сколько нужно времени, чтобы детей, искалеченных интернетом, погрузить в новую среду?

А. Щербаков:  - Сила искусства велика. Мы приехали в Воронеж на рок-фестиваль, где люди другую музыку слушают. Через полчаса огромная толпа пустилась в хоровод, все были в шоке, организаторы тоже. Я со сцены им сказал, что чувствую, что мы один великий народ. Они как мановению волшебной палочки включились. Через полчаса мы уже все вместе пели «Ой, да не вечер». Генетический код существует, его будить надо. Погружением в историю, песней. В Бородино, кстати, это в комплексе происходит. Помнят и дети, и взрослые, носят это где-то глубоко в себе. Если ты работаешь честно, то до сердца людей можно достучаться довольно быстро.  Все наши предки в нас.

В. Носов: - Саша, я негодую, когда на центральных каналах выступают люди нетрадиционных ценностей, причем вся страна об этом знает, новости их личной жизни муссируют. Их становится много, а вот представителей традиционных искусств мало. Мы переживаем время перемен, страшных событий, но иначе тяжело перестраивать. Но перестройка эта случится?

А. Щербаков:  -  Отвечу словами отца Сергия Баранова, что у нас появилась надежда. У нашего большого патриотического сообщества. Сейчас у нас есть шанс скинуть эту шелуху и снова стать святой Русью. Я был на Святой Земле, и наш проводник называл нашу страну «святая Русь» – мурашки по коже. У нас есть шанс, надо его не упустить. Песни, которые я пел полгода назад, сейчас звучат совсем иначе, находят другой отклик, потому что обнажилось всё – и добро, и зло. Не поверите, но с каждым днем то, что мы поем, слушают все больше людей. Слава Богу. Наверное, дождались. У нас всех игра в долгу. Ты учишь детей, Игорь патриотическим воспитанием занят, я музыкой. Как мы делали это 5-10 лет назад независимо от того, что в государстве и мире. Но сейчас мы соприкоснулись слились в один меч.

В. Носов: - Наш старший тренер часто называет нас массовиками-затейниками. Со стороны мы немного очумелые, одержимые своим делом. Мы все очень хотим, чтобы наши смыслы были переданы тем, кого мы учим и воспитываем. Многие испытывают или испытывают чувство страха. Война это самое страшное, что может быть?

И. Задорожный: - Думаю, что самое страшное – предать Господа. Я переживаю из-за всего, что сейчас происходит. Это было и неожиданно. На второй день позвонили родственники из Украины и попросили больше не звонить, потому что мы на них напали. Это было тяжело слышать. Но я понимаю, что это нужно уничтожить. Когда-то Хрущев амнистировал лесных братьев-бандеровцев, они ушли и выросли в то поколение, которое управляет на Украине всем этим хаосом. Мы должны это победить.  С обеих сторон есть пленные. Но как же подло поступают нацисты. Издеваются над нашими пленными, заставляют их прославлять Украину. Страшно тем, кто попадает в такие ситуации. Им не хочется говорить, но их могут убить, и этот страх… Я видел воина, который сказал «Слава России!» под дулом пистолета. Я понимаю, что его убили, поиздевавшись над ним. Но какой дух настоящего воина?! Таких у нас мало. Это страшнее всего. Не умереть страшно, а предать себя, Бога, Родину. Потом держать ответ.

В. Носов: - На днях видел, показывали откровения украинки, которая рассказала, что батюшка им объяснил, что они прославляли. Они начали кричать «Слава Украине!» – отошел Крым от них, потом ДНР, ЛНР. Может быть, хватит кричать эти слова неправильные? Через ужасные потрясения к украинцам приходит прозрение. Многие не полностью еще поддались лжи и пропаганде.

А. Щербаков:  - Саша Смотров, наш барабанщик, из Мариуполя. Его родственники до спецоперации с ним не разговаривали, называя его москалякой. А сейчас они вышли по коридору, который дали, они переоценили всё. Кому-то, увы, надо посидеть в подвалах и  поголодать, чтобы понять. Они признали, что нацисты вели себя по-скотски. Люди просыпаются.

В. Носов: - Почему мы перестали петь? В 2014 году мы пели, делали флешмоб.

А. Щербаков:  - Да, к сожалению. Народы должны дружить независимо от политики, мы один народ. Такой был посыл в этом ролике, который записали. А петь перестали мы потому, что перестали друг другу доверять. Это связано с тем, что наша общинность связана с храмом, а разрыв – отхождение от Бога. Мы разрозненны, а ведь соединены мы были вокруг Христа. Если это уходит, то как петь с теми, кому не доверяешь, с кем некомфортно. Каждый сам за себя, информационное поле тебя разрывает, блоггеры пишут, делай так и так, другие кричат, что президент плохой и армия плохая. Человек теряется. Традиционных ценностей в него не заложили, ни родители, ни школа. Он просто гнется как былинка туда, куда ветер дует.

И. Задорожный: - Я тоже это вижу. Вопрос сложный. Русские мужики, особенно воины чувствуют себя сильными, мощными, а уж особенно спортсмены настолько самодостаточны, что им не нужен ни Бог, ни кто-то другой. Пока они не попадают в трудную ситуацию. Это и мой пример. Я был самонадеян, сильный спецназовец с автоматом в руках - море по колено. Но Господь показал мне всё. У меня осталась одна рука. В тот день я с Ним поспорил. Утром вышли, позанимались, как в песне – не гремело, не шумело. Я в то время был такой мало верующий. В семейной же нашей истории было такое: отец с войны пришел, а двое его сыновей погибли на войне, а третий погиб уже после войны на учениях. Мама спрашивала, как он выжил на войне. А он рассказывал, что перед каждым боем просил Господа о том, чтобы вернуться живым и здоровым. И после каждого боя Его благодарил. Эту историю мама рассказала мне, когда я учился в училище. И перед каждым выходом своим я просил Господа за ребят своих. И вот в тот день было все как обычно. Но, видимо, бес меня толкнул на мысль - попросить за себя. Думаю, а что мне будет? Я один, а ребят 11 со мной, мне главное, чтобы они были в порядке. И в этот обычный день мне Господь всё показал. Поэтому недоработка наших ребят – отсутствие правильного воспитания. У нас же в школах в СССР это было отсечено. В семьях аналогично. Вышло, что я маму крестил, когда лежал в госпитале. Так вышло, представляете? Наши воины должны быть православными. Есть диакон Заварнов Алексей. Он много лет работал во внутренних войсках, отвечал за взаимодействие военного отдела, который возглавлял Дмитрий Смирнов. Отец Алексей отвечал за взаимодействие Церкви и внутренних войск. Он всегда каждый день был в воюющих подразделениях, отрядах, разведбатальонах, отрядах «Русь» и «Витязь». Он каждый день там бывал и общался с солдатами, ездил в командировки, брал с собой батюшку, потому что не имел права проводить Таинства. Это настоящая работа. А сейчас я знаю, что такой насыщенной работой во внутренних войсках никто не занимается, а про Министерство обороны совсем нет данных. Но думаю, что история похожа. Увы.  

В. Носов: - Бойцам нужен пример и ориентир.

И. Задорожный: - Да, пример того, кто будет рядом, не будет бояться смерти, стрельбы, пуль.

В. Носов: - Параллели со спортсменами верные, но все же появляется все больше и больше православных спортсменов, которые становятся миссионерами, на которых подписаны миллионы. А они не стесняются ходить в храм, поздравлять с нашими православными праздниками, поднимать темы важные. Здесь поле непаханое. Недавно довелось говорить с батюшкой, который в прошлом был чемпионом по пауэрлифтингу. Он сейчас служит в Рязанской области. Не находит себе места из-за происходящего. Спрашивал, ходили ли кто из общих наших знакомых добровольцами. Сам стремится поехать туда помогать, быть рядом с нашими солдатами. Он сказал, что лучше, если мы будем воевать за своих детей, нежели дети потом будут воевать за нас. А что касаемо мужчин в храме, то в основном мужчины все в алтаре, а бывает, что батюшке и помочь некому. Мужские коллективы в храмах на Афоне, в армии и в тюрьме.

С осени у Поклонного креста на Поклонной горе, который поставили в честь погибших воинов,  у храма Георгия Победоносца, с 1991 года стоит старый деревянный крест. Братья из «Сорок Сороков» предложили собираться в первое воскресение месяца в 14 часов для чтения акафиста иконе Казанской Божией Матери и совершать литию. Сначала собирались сами, потом получили архиерейское благословение, читали со священником. Динамика хорошая – там присутствует много мужчин. В общем же тема больная. В воскресение, например, мужчин можно встретить где угодно, но не в храме. Силуан Афонский говорил, что молиться за других – кровь проливать. Если это понять и принять, что мы на самое тяжелое дело призваны. И мы туда отправляем туда наших жен, матерей, женщин, а сами остаемся в стороне. Это не по-мужски. Еще родился вопрос - что самое важное в дружбе? Мы обременены работой, делами, но нужно находить время.

И. Задорожный: - Думаю, что для дружбы важна верность дружбе. Есть люди, с которыми мы не созваниваемся месяцами, но я знаю, что если позвоню, то меня будут рады услышать и рады помочь. У меня взаимные чувства. Много дорогих людей со времен учебы, службы. В основном сейчас самое близкое общение с семьей и сотрудниками общего дела. Остальные далеко, но мы в любой момент поддержим друг друга.

А. Щербаков:  - Мы все общественники, всегда на виду. К нас каждый день происходит общение с самыми разными людьми. А случись что-то в семье, где круг знакомых малый, то человек остается один на один с суровой реальностью. Ему никто не поможет. А если он еще не верующий…  Хочу тоже немного сказать про Поклонный крест. Приходишь туда акафист читать, большинство ребят там знаешь. Какое счастье, когда ты можешь помочь и сам можешь попросить о помощи. Само чувство того, что при необходимости люди помогут, дает большую силу, ощущение реальной уверенности в себе через близких. Множество проблем можно решить только сообща. Не пустить закон, не пустить гей парад и так далее.

В. Носов: - Святейший Патриарх много раз говорил о том, как важна община, внимание, спорт, патриотическое воспитание. Мы знаем, что нам нужно делать, возрождать общину, укрепляться в вере и гореть для других. Не могу не сказать о недавнем случае. Община наша узнала о богохульном названии сети пивных баров, где использовалось имя Христово. Сначала им направили письмо с просьбой не нарушать моральных и гражданских законов. Потом работали юристы. Никакого внимания. Потом предложили просто лично в руки директору вручить письмо. На месте увидели управляющего, который сильно был удивлен, а посетители начали оскорблять нас. Но всё закончилось хорошо. Мы донесли до него, что и почему так нельзя. Предложили помощь даже. Звонил я несколько раз выяснять, убрали они богохульное изображение или нет. Но вот представьте себе. Сначала заболел этот управляющий и его семья, потом его отец, который вскоре и умер. Дело затягивалось, мы стали говорить о том, что обратимся в следственный комитет. А потом началась война. И он написал, что мы вольны делать как нам угодно, потому что он с семьёй уехал из Москвы, бары висят на продаже, а он и семья покидают «пределы данного государства». А если мы обратимся в органы, то тем еще и поможем им в легализации в выбранной ими стране.  Вот сущность тех, кто хулит и оскорбляет нашу веру. Они тут жили, учились, зарабатывали, рожали детей, но жили «в пределах данного государства». Я был потрясён. Сколько всего случилось, а человек ничего не понял. Мы знаем, что храмы наши поджигают, запрещают строить, веру оскорбляют. С федеральных каналов люди, которые покинули уже наше государство, позволяли себе шутки в отношении нашей веры и святынь. Слава Богу, как заметил отец Андрей Ткачев, воздух очищается.

А. Щербаков:  - А говорили, что нет, люди не враги, это просто шутки такие, юмор, они так видят реальность, это искусство. И все до единого, с кем были конфликты, покинули страну.

В. Носов: - Скажите, пожалуйста, ваше напутственное слово в завершении нашей передачи.

И. Задорожный: - Ситуация получается странная. Родители дают гаджеты детям, а потом не могут их перестроить на книги, спорт. Зачем идти заниматься, когда можно в игры поиграть? Мы своими руками портим детей. Это на заметку родителям. А детям хочется пожелать подумать о том, как жить дальше. Посмотрите на себя в зеркало, на что вы похожи. Посмотрите на ребят с Кавказа, Азии. Они не сидят. Они в спортзале, тренируются, готовятся к серьезной взрослой жизни. К сожалению, наши подростки мало занимаются спортом, не стараются добиться высот ни в учебе, ни в спорте. Одумайтесь. Придет быстро взрослая жизнь, а вы к ней не подготовлены. Мамы, вытирающей сопли, не будет. Мужчинам скажу, что здорово, когда вы сильные и здоровые, но  все вспомнят моменты в жизни, которые одни здоровьем не решишь. У меня есть взрослый друг лет 55ти. У него молодая красивая супруга заболела. Опухоль груди. Врачи сказали, что крайне маловероятно, что опухоль доброкачественная. Я ему – молись! А он мастер восточных единоборств, привык рассчитывать на себя. Он все же послушал, молился, удивительно – опухоль оказалась неопасной. Мужики, есть вопросы, которые не решаются силой, молитесь Богу!

А. Щербаков:  - Сегодня тема о православии и спорте. Думаю о своих старших девочках, они учатся в православной гимназии, занимаются музыкой. Я прихожу к выводу, что лучше бы они занимались тайским боксом или чем-то таким, а не танцами. Спорт формирует характер. А если человек еще и с Богом, то это удачная связка. Мужчинам скажу, что жизнь разная, опереться по-настоящему можно только на Бога, что я знаю из своего маленького опыта, который сопряжен с какими-то чудесами. Храм в воскресенье: есть силы, нет их - будь там!

В. Носов: -  Спаси Господи!

Дорогие братья и сестры! Мы существуем исключительно на ваши пожертвования. Поддержите нас! Перевод картой:

Другие способы платежа:      

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и абзацы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Простите, это проверка, что вы человек, а не робот.
4 + 1 =
Solve this simple math problem and enter the result. E.g. for 1+3, enter 4.
Рейтинг@Mail.ru Яндекс тИЦКаталог Православное Христианство.Ру Электронное периодическое издание «Радонеж.ру» Свидетельство о регистрации от 12.02.2009 Эл № ФС 77-35297 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций. Копирование материалов сайта возможно только с указанием адреса источника 2016 © «Радонеж.ру» Адрес: 115326, г. Москва, ул. Пятницкая, д. 25 Тел.: (495) 772 79 61, тел./факс: (495) 959 44 45 E-mail: [email protected]

Дорогие братья и сестры, радио и газета «Радонеж» существуют исключительно благодаря вашей поддержке! Помощь

-
+