Перейти к основному содержанию

19:38 27.04.2024

Покаяние: суть и смысл

14.02.2022 13:46:35

Слушать: https://radonezh.ru/radio/2022/02/05/21-00

Здравствуйте. У микрофона публицист и катехизатор Сергей Комаров. Сегодня я хотел бы поделиться с вами некоторыми наработками. При чтении Библии у меня копятся мысли по какой-нибудь теме. Писать статью времени нет, а поделиться хочется. Я собрал несколько трудных мест из Библии на тему покаяния. В особом ключе эту тему можно обозначить так – всегда ли можно покаяться? Сам вопрос может показаться странным. Наши церковные традиции отвечают, что покаяние возможно всегда. Мы привыкли думать, что обратиться к Богу и начать новую жизнь каждый из нас может в любое время и в любом возрасте. Даже разбойник на кресте покаялся за несколько минут до смерти. Если грешник ещё жив, сохраняется надежда на его покаяние. Если Бог ещё терпит, человек может покаяться и измениться, у него есть какой-то потенциал и возможность спасения. Мы знакомы с примерами духовно-нравственного изменения величайших беззаконников в церковной истории. Люди, на которых все остальные ставили крест, становились великими святыми. Например, Мария Египетская, преподобный Моисей Мурин, бывший разбойник, священномученик Киприан и многие другие. Люди пришли к Господу из адских глубин греха и покаялись. Всё возможно верующему, всё возможно Христу. Но хотя Священное Писание и говорит о возможности покаяния для каждого человека, также транслируется идея о том, что покаяние может быть запоздалым. Тут нет противоречия. Мы привыкли думать и действовать линейно. Богословская или библейская система не переваривает каких-то противоречий. Она может сочетать в себе некие антиномии, и это совсем другой тип мыслей. Господь говорит: «Мои мысли – не ваши мысли». Божественная логика жизни мира и взаимоотношений Бога и человека даётся нам в Библии. Там полно взаимопротиворечащих, как нам кажется, параллелизмов. В одном месте говорится, что можно так, а в другом месте говорится, что можно и так. Мы не можем эти места соединить, хотя в Боге они соединяются. Допустим, в Писании говорится, что Бог милостив и справедлив. Как это можно сочетать? Неясно. В Писании говорится, что Бог есть любовь. Но Христос обращается к некоторым людям: «Отойдите от Меня, проклятые, в огонь вечный, к дьяволу и ангелам его, где будет скрежет зубов». Это гнев Божий и Его всепрощение? Мы читаем о милости и справедливости Бога. Но любовь Господа наказывает человека, даже может убить его. Например, в книге Деяний сказано, что ангел Господень поразил Ирода. Он умер, был съеден червями. Такие библейские места тревожат наш ум и составляют некие тайны духовной жизни. Об одной из таких антиномичных моделей мы сегодня и поговорим. С одной стороны, Писание призывает каждого человека к покаянию, говорит, что если человек жив, то покаяние возможно. И церковная история свидетельствует об этом. Но в то же время Священное Писание говорит, что покаяние может стать невозможным или запоздалым. Книга Бытия, четвертая глава, эпизод, где Каин убивает брата. После суда Божьего и объявления приговора Каин говорит Богу: «Наказание моё больше, нежели снести можно». Так звучит синодальный перевод этого места, выполненный с еврейского текста Священного Писания. А греческая Библия Септуагинта, Библия святых отцов, которую читали Иоанн Златоуст, Григорий Богослов, Василий Великий, предлагает другой вариант: «Вина моя более, чем возможно простить мне». Это в переводе Юнгерова. То же самое мы читаем в церковнославянском тексте: «Вящая вина моя, еже оставитися ми». В еврейском тексте мы видим, что Каин возмущен Божьим приговором. В греческом же тексте смысл совсем другой – вина моя настолько велика, что я не могу быть прощён. Каин покаялся перед Богом. Его покаяние, если судить по греческому тексту, действительно запоздалое, потому что брат уже мёртв, и Бог изрек приговор о Каине. Комментирует это место святитель Иоанн Златоуст. «Вящая вина моя, еже оставитися ми» — это полная исповедь. Мой грех так велик, что не могу получить прощения. Каин исповедовал грех, но пользы от этого никакой. Надлежало бы покаяться, когда ещё можно было преклонить Судью на милость. Когда всё уже кончено, громогласно обвинила Каина кровь лежащего на земле брата. Он сознается, но не получает от этого никакой пользы. И ещё одно место из того же толкования Златоуста – нет греха, как бы он ни был велик, побеждающего человеколюбие Божие, если мы в надлежащее время приносим покаяние. Если бы Каин предварил обличение Господа, то, возможно, удостоился бы некоторого человеколюбия по бесконечной благости Господа. По мысли святителя Иоанна Златоуста, есть случаи, когда человек вроде бы исповедует Богу грех, но никакой пользы от этого не получает. Преподобный Ефрем Сирин в толковании на этот фрагмент приводит схожую мысль. Покаяние Каина не принято, потому что он принес его поневоле, когда уже определено ему было: «Стеня и трясыйся будеши на земли». Это наказание Божие Каину. Интересная мысль. Она должна нас благочестиво напугать. Всему своё время под солнцем, и покаянию тоже. Бог принимает слёзы грешников в любой ситуации и в любой период жизни. Но одно дело оплакать свои согрешения в молодости и вести потом более или менее воздержанную жизнь, когда еще есть силы для подвига, для исправления, другое – уверовать и покаяться в старости, когда нет сил ни для беззаконий, ни для святости. Я не говорю, что нельзя покаяться в старости. Можно. Но времени впереди уже мало, ты ничего не сможешь сделать для своего спасения, нет сил на покаяние. Покаяние — это изменение ума и жизни. Сказано: «Принесите плоды покаяния». Грех не бывает без последствий. Если за человеком тянется длинный шлейф разрушенных семей, брошенных женщин, абортов, если ни одна душа не поминает его добрым словом, если он оставил плохую память о себе и много согрешил, то итог такой жизни будет трудно исправить. Покаяние предполагает исправление. Грешник может искренне покаяться перед Творцом, но механизм греха запущен, и в этом смысле покаяние действительно может быть запоздалым. Механизм разрушения будет действовать помимо человека, потому что грех разрушает и набирает обороты.

Вопрос. Если человек украл, то он может возвратить украденное спустя какое-то время, если обидел – попросить прощения. А если человек убил, как принести плоды покаяния? Речь идёт о многочисленных абортах. Мы, дети родителей, которые совершили такой грех, очень явно это чувствуем.

С. Комаров. Обычно священники в этой ситуации помимо молитв советуют начать помогать другим людям не делать аборты – участвовать в каких-нибудь организациях против абортов или хотя бы в частных беседах. Если вы даже одну женщину отговорите сделать аборт, то это будут уже некие плоды покаяния. Если вы сделали такую страшную ошибку, то желательно поделиться этим с другим человеком и убедить его не поступать так. Что касается убийства взрослого человека – ничего уже не вернёшь, осталось только молиться об упокоении души. Можно помогать родственникам убитого, если есть такая возможность, быть кротким человеком, поменять жизнь.

Вопрос. Почему милостивый Господь проклял смоковницу, хотя написано, что ещё не время собирать плоды. Смоковница же не виновата.

С. Комаров. Некоторые современные библеисты говорят, что на Востоке из-за жаркого климата смоковница дает плоды 2 раза в год – ранний урожай весной и поздний урожай осенью. Листья на смоковнице появляются позже плодов, если говорить о первом урожае. Если листья уже появились, а плодов нет, то дерево больное, поздний осенний урожай оно тоже не принесёт. Это некий образ великого бесплодия. Под плодами подразумевался иудейский народ, который не принёс плоды Богу – веру в Мессию. Еврейский народ не узнал своего Мессию. Синагога становится бесплодной, иудаизм и вся эта религиозная система не приносят плода, потому что иудеи не признают своего Господа. У них совсем другие представления о Мессии. Для Израиля было не время приносить плоды. Но проблема была не в Хозяине сада, не в Боге, а в народе израильском. Бог ожидал от них плоды. Это духовный образ, когда не приносятся плоды веры. Внешние дела (листья) есть, а плодов нет. Господь ждёт, человек 10–30 лет в Церкви, но он не меняется – только записки пишет и свечки ставит.

Вопрос. Как быть с разбойником, которого распяли рядом с Христом?

С. Комаров. Разбойник – самая таинственная фигура Священного Писания. Чудо с благоразумным разбойником — это действительно чудо. Там не только покаяние, осознание того, что жизнь прожил как-то не так, что грешен. Там вера! Чудо веры поражает больше, чем покаяние. Любой негодяй может осознать, что является негодяем, это не очень трудно. А вот уверовать в висящего рядом окровавленного Человека, казненного так же, как и ты, уверовать как в Мессию и как в Бога – это потрясающе. В разбойнике есть какая-то тайна, и это тайна всего христианства. Мгновенная перемена ума, покаяние, рождение веры. Что-то было в интонации его сердца, в вибрациях его души. Разбойник нам говорит о том, что Господь милостив и может принять покаяние даже у человека, находящегося у смертного одра. Но не все как разбойник, не нужно на это рассчитывать. Это выдающийся и уникальный случай даже в сравнении с иными евангельскими чудесами. История разбойника выпадает из логики всех вещей, о которых мы сейчас говорим.

Вот ещё одно место из Писания, которое усложнит наш разговор о покаянии. Евреям 12 глава. Апостол Павел просит своих читателей, чтобы они слушались Бога, чтобы среди них не было блудников и нечестивцев, подобных Исаву. Помните брата Иакова, который отказался от первородства за похлёбку? Дальше апостол Павел продолжает: «Ибо вы знаете, что после того он, желая наследовать благословение, был отвержен; не мог переменить мыслей отца, хотя и просил о том со слезами». Тут вроде бы всё понятно. Отец — это Исаак. Исав после того, как узнает, что первородство отдали Иакову, что отец вперед благословил младшего брата, просит отдать ему его благословение. Но отец уже не может переменить мысли. Вроде бы всё понятно, но здесь ошибка в переводе. Слово «отец» во многих изданиях синодальной Библии заключено в скобки или выделено курсивом. Так делается, когда в греческом тексте нет какого-то слова. Если прочитать эту цитату об изменении мысли отца без слова «отец», то получается совсем другой смысл: «Ибо вы знаете, что после того он, Исав, желая наследовать благословение Исаака, был отвержен, не мог переменить мысли, хотя и просил о том со слезами». Сочетание «не мог переменить мысли» относится к Исаву, но не к его отцу. А что такое перемена мыслей? Это покаяние. В греческом тексте там стоит метанойя.

Церковнославянская Библия предлагает правильный вариант: «Покаяния бо места не обрете, аще и со слезами поискал его». Или перевод под редакцией епископа Кассиана Безобразова: «Ибо он не обрёл покаяния, хотя со слезами искал его». Речь про Исава. Новый перевод Международного библейского общества: «И, хотя он горько плакал, было слишком поздно для раскаяния». Святые отцы понимают эти слова, как относящиеся к Исаву, а не к Исааку.

Возникает вопрос, как можно не найти покаяние, если со слезами его ищешь? Бывает, что человек за годы беззаконной жизни настолько ужесточился, что даже при искреннем желании изменения психологически неспособен к этому. Если на какой-то грех не обращаешь внимание, он со временем становится нормой в жизни, и потом ты даже перестаешь о нём думать, он не вызывает покаянных мыслей.

Святитель Иоанн Златоуст, толкуя данный стих, пишет: «Не обрете покаяния, или потому, что согрешил более, нежели сколько можно загладить покаянием, или потому, что не принес достойного покаяния; следовательно, есть грехи, превышающие покаяние. Посему не будем допускать падения неисцельного; пока мы только хромаем, то легко исправиться; а когда расстроимся совершенно, тогда что будет с нами?».  Блаженный Феофилакт Болгарский в толковании на это место мудро устрашает ещё не павших, выражая такую мысль, что при великих грехах нет места покаянию.

Вспоминаю замечательную книгу «Отец Арсений». Главным героем произведения является священник-исповедник, который несёт подвиг в сталинских лагерях. В книге есть рассказ, который называется «Серый». Это кличка матерого уголовника, с которым общался главный герой. Серый всю жизнь совершал ужасающие преступления, которые в итоге превратили его душу в выжженное поле. Он рассказал об этих грехах отцу Арсению, но, когда батюшка предложил ему совершить таинство исповеди, уголовник отказался. Он сказал, что знает о существовании Бога, но дела прошлые никакими молитвами не замолить. Вскоре после разговора Серый умер. Тут вспоминается Златоуст: «Есть грехи, превышающие покаяние». Человек сам уже не может покаяться, и Бог не даёт ему эти силы по таким страшным грехам.

Есть ещё одно место в послании к Евреям, которое тоже относятся к нашей теме. Апостол сообщает в 10 главе, что, если христианин после крещения повторяет смертные грехи, то он в некотором смысле не смеет надеяться на покаяние. Ибо если мы, получив познание истины, произвольно грешим, то не остаётся более Жертвы за грехи. Святые отцы, как правило, понимают эти стихи как запрет второго крещения. Если человек после крещения совершил вопиющий смертный грех и думает, что крестится ещё раз, чтобы снять этот грех с себя, то отцы говорят, что это невозможно. Не остаётся более Жертвы за грехи – единственной Жертвы Господа нашего Иисуса Христа. Христос не будет ещё раз восходить на крест ради того или иного грешника. Ты в эту Жертву уже уверовал, благодаря ей омыл свои прегрешения. Если ты наступаешь на те же грабли, то нет более Жертвы за грехи. Есть некое страшное ожидание Суда, ярости огня, готового пожрать противников. Златоуст пишет, что, если твои грехи омылись в таинстве крещения, не думай, что ты можешь вновь получить то же самое, крестившись ещё раз. Но тут не сказано про Таинство крещения. Некоторые другие церковные авторы предлагают и другое толкование. Они указывают на невозможность покаяния для человека, который постоянно попирает обеты крещения. Вспомним, что во времена апостола Павла крестились в основном взрослыми, это увеличивало ответственность человека. Ты по-настоящему решил сделаться христианином, засвидетельствовал свою веру перед общиной, епископ принял у тебя экзамен. Если ты снова возвращаешься к прошлому образу жизни, то попираешь Жертву Христову. Смертно согрешая, ты снова заставляешь Христа распинаться за твои преступления, но Он не будет делать это во второй раз.

Есть ещё параллельное место к этому стиху – фрагмент из 6 главы того же послания: «Ибо невозможно – однажды просвещенных, и вкусивших дара небесного, и соделавшихся причастниками Духа Святого, и вкусивших благого глагола Божия и сил будущего века, и отпадших опять обновлять покаянием, когда они снова распинают в себе Сына Божия и ругаются Ему». Невозможно обновляться покаянием. Дореволюционный профессор Иванов, автор большого учебника «Руководство Нового Завета», пишет, что люди именно распинают в себе Сына Божьего во второй раз, ругаются Ему. Это и есть их великое преступление, которое невозможно загладить никаким покаянием. Да и нельзя допустить, чтобы павший так сохранил какую-нибудь возможность к покаянию. Для таких людей оно невозможно психически. А потому и обновление их невозможно.

Церковный учитель III века Климент Александрийский пишет: «Постоянные же и один за другим следующие акты раскаяния в грехах ничем не отличаются от полного неверия, за исключением случая признания своей греховности. И я не знаю, что хуже: сознательно ли грешить или, раскаявшись в грехах, снова приниматься за них».

Давайте не будем унывать и верно истолкуем то, чем я делюсь. В Писании есть линия, что покаяться можно всегда. Другая линия говорит о том, что покаяться можно как будто бы не всегда. Таких параллельных линий в Писании много. Вы должны принимать и то, и другое. Писание добивается от нас того, чтобы мы верили в покаяние, но боялись при этом упустить время.

Вопрос. Была передача с политологом по имени Каринэ Геворгян. Она позволила себе сказать, что над Боровицкой башней Кремля никогда не было икон. Неясно, на какие исторические источники политолог опирается. В Боровицкую башню был перенесён престол церкви Иоанна Предтечи, которая была построена за 30 лет до самой Боровицкой башни в 1490 году. Это святое место. Кроме того, там был установлен колокол, отлитый в 1686 году. Боровицкий холм — это место, откуда началось зарождение Москвы. Сама по себе башня с воротами — это пирамида с ярусами, которая завершается дозорной башней. Это жемчужина древнерусского зодчества. Элементы и формы повторяются в здании Казанского вокзала города Москвы. Боровицкая башня — это башня-храм.

С. Комаров. Очень радует, что наши слушатели такие грамотные. Мне самому было интересно послушать, не знал этого. Политолог могла и ошибиться, она тоже человек.

Вопрос. Возможно, стоит провести параллель относительно Каинова покаяния и покаяния разбойника? Покаяние ветхозаветного человека и покаяние уже новозаветного человека, когда Господь знает, что Он спустится в ад и выведет грешников. Может здесь и тайны никакой нет, а просто понимание Нового Завета.

С. Комаров. После разбойника такого случая мы не знаем. Здесь акт покаяния соединился с верой во Христа. Этот уникальный случай – тайна, потому что нет никаких предпосылок для покаяния разбойника. Перед ним висит окровавленный Человек, Который не творит чудес, ничего особенного не делает. Его судили как преступника, и Он умирает. Иисус произносит несколько слов, ничего особенного. И вдруг звучит фраза: «Помяни меня, Господи, во Царствии Твоём».

Вопрос. Иуда покаялся?

С. Комаров. Нет, он раскаялся, но не покаялся. Раскаяние – это осознание, что ты сделал что-то плохое, а покаяние — это конкретные шаги к изменению себя. Давайте различать плоды покаяния для человека здорового, который ещё может прожить долго, и для человека, которому осталось жить 2 часа. Понятно, что ситуации совершенно разные, и Господь ждёт разного от этих людей. Умирающий не может поменять жизнь, от него требуется вера и упование на Бога. А от здорового кающегося человека, каким был Иуда на момент своего раскаяния, требуется изменение жизни, плоды покаяния. Если бы Иуда покаялся, он попросил бы прощения у Христа, пришёл бы со слезами в апостольскую общину, он бы имел веру. А его ужасный шаг, самоубийство, предполагает как раз отсутствие веры. Иуда увидел, что сотворил ужасное дело, его мучила совесть. Но в его душе не было Бога, поэтому он погиб. Достоевский гениально изобразил состояние Иуды в образе Смердякова, который совершил преступление. Грех сжирает героя изнутри, ему очень плохо. Но нет фактора Бога, не к кому обратиться, и Смердяков вешается. Это естественный исход из этого состояния.

Вопрос.  К вопросу о том, почему Господь простил разбойника так быстро и незаслуженно. Разве можно его было не простить, если он рядом с Господом на кресте страдал? Это тоже очень важный момент.

С. Комаров. Когда голова болит, про Бога уже забываешь и ищешь таблетку. Разбойник уникален тем, что его в этом состоянии одолевали религиозные вопросы. Он страшно изнемогал, но думал в это время о своей загробной участи.

Вопрос. Хочу прокомментировать вопрос о словах политолога Каринэ Геворгян. Это очень грамотный и эрудированный человек. Икона с Боровицких ворот была снята для того, чтобы въезжающие туда гости других конфессий не смущались. На всех других башнях были иконы, а на этой не было, потому что в Кремль проезжали только через эти ворота.

С. Комаров. Спасибо, это очень интересно.

Подвергаем ли мы сомнению возможность покаяния для всякого грешника? Нет. Мы напоминаем себе, что нужно спешить каяться. Есть старая еврейская мудрость: «Кайся в своих грехах за день до смерти». Мудрость в том, что ты не знаешь дня своей смерти, можешь умереть и завтра. Значит, каяться нужно сегодня. Многолетняя жизнь в беззакониях не проходит бесследно. В постоянных согрешениях душа изнашивается, она постепенно покрывается коростой, воля слабеет, рабство дьяволу укрепляется, душа устаёт и теряет силы. Живя беззаконно, мы рискуем перешагнуть черту, за которой покаяние действительно станет невозможным. Как пишет Иоанн Златоуст, не будем допускать падения неисцельного, пока мы только хромаем, исправиться легко, а когда расстроимся совершенно, тогда что будет с нами?

Бог милостив, но Его милосердие не стоит искушать. Он долготерпелив. Но способен ли будешь ты в том далёком завтра, на которое мы так надеемся, двигаться к милосердию Божию своим личным усилием по перемене жизни? Может быть, уже не будет ни сил, ни здоровья, ни решимости, ни времени. Страсти могут превратить сердце в выжженное поле. В жизни существует лучшее время для покаяния – сегодня. У апостола Павла в послании к Евреям есть такие слова: «Се ныне время благоприятно, се ныне день спасения». Жить в Боге и с Богом нужно сейчас. Христианство — это здесь и сейчас. Оно устремлено в будущее, но в то же время это будущее реализуется здесь и сейчас.

Вера есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом, как замечательно сказал апостол Павел. Мы куда-то в вере идем, уже что-то имеем. В современном религиозном понимании вера – это то, в чем нужно расти. Часто об этом на проповедях рассуждают священники. Если вчитаться в Евангелие, то мы увидим, что Христос говорит о вере как о чем-то детском и непосредственном, как о некоем состоянии, которое объединяет людей всех возрастов и социальных статусов. Вера – это что-то светлое, непосредственное и простое, то, в чем человек пребывает, если вера у него есть.  Недавно слушал проповедь одного неформатного московского священника. Он против идеи о том, что в вере надо расти. Он считает, что либо ты имеешь в жизни реальность веры, либо нет. Что тут называть ростом – непонятно. Это снова две линии. В Писании можно найти слова о росте в вере и слова о вере как об особом состоянии, вере как связи с Богом.

Нужно жить и каяться сегодня. Если читали дневники Иоанна Кронштадтского, то знаете, что главный мотив этих дневников – скорое покаяние за всякое пред Господом прегрешение. У него был постоянный разговор с Богом. Он не был безгрешен. Святость — это не безгрешность, но направление жизни. Это контакт с Богом. Святой отец Иоанн грешил по мелочам, да и не очень по мелочам. В дневниках писал, что гневался на слугу и мог его стукнуть. Но как он каялся перед Богом, как плакал внутренними и наружными слезами. Вся его жизнь была в том, чтобы быть с Богом.

Покаяние у нас иногда сводится к прощению грехов, а прощение грехов – к исповеди и перечислению грехов. Мы верим, что Бог прощает грехи на исповеди. Но тут опять нужно разбираться в том, что такое прощение. Это не галочка в графе «грех прощен», это очищение от греха. Бог полумеры не признает. Он желает очистить нас от греха полностью, если мы приносим Ему грех на исповедь, или просто кричим в своей молитве, жалуемся на грех, который нас мучает. Бог может и хочет очистить грех. Но дело в нас. Прощение, то есть очищение от греха, происходит в синергии, в совместном желании и действии Бога и человека. Бог Свое сделает. Если человек хоть немного любит грех, то что ему с ним делать? Чтобы грех был очищен, его надо возненавидеть, оторвать от себя, чтобы Господь не уничтожил человека вместе с грехом. Трудно оторвать грех от себя, это наша вторая природа. В патериках написано о послушнике, который победил искушения. Он тяжко согрешил, а старцу его было открыто, что послушник победил грех. Старец спросил: «Что ты сделал?». Послушник же ответил: «Сказал, что это не я». То есть отделил себя от греха. 

Дорогие братья и сестры! Мы существуем исключительно на ваши пожертвования. Поддержите нас! Перевод картой:

Другие способы платежа:      

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и абзацы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Простите, это проверка, что вы человек, а не робот.
1 + 0 =
Solve this simple math problem and enter the result. E.g. for 1+3, enter 4.
Рейтинг@Mail.ru Яндекс тИЦКаталог Православное Христианство.Ру Электронное периодическое издание «Радонеж.ру» Свидетельство о регистрации от 12.02.2009 Эл № ФС 77-35297 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций. Копирование материалов сайта возможно только с указанием адреса источника 2016 © «Радонеж.ру» Адрес: 115326, г. Москва, ул. Пятницкая, д. 25 Тел.: (495) 772 79 61, тел./факс: (495) 959 44 45 E-mail: [email protected]

Дорогие братья и сестры, радио и газета «Радонеж» существуют исключительно благодаря вашей поддержке! Помощь

-
+