Перейти к основному содержанию

04:20 21.03.2019

Можно ли сходить к гадалке в качестве научного эксперимента и не потерять при этом веру? Не будет ли грехом такое искреннее любопытство?

28.12.2018 18:31:07

Слушать: http://radonezh.ru/radio/2018/12/01/21-00

Вопрос: - Можно ли сходить к гадалке в качестве научного эксперимента и не потерять при этом веру? Не будет ли грехом такое искреннее любопытство? 

прот. Дмитрий: - Сколько бы ни было в нем искренности – эта искренность играет противоположную роль. Например, можно ли искренне зарубить соседа топором?

прот. Александр: - В качестве эксперимента.

прот. Дмитрий: - В качестве чего угодно. Так же и здесь. За поход к гадалке – полагается в Церкви отлучать этого ходока на шесть лет, потому что это обращение к диаволу. А какой эксперимент-то? Эксперимент – останешься другом диавола навеки или на какое-то время? Человек, который задает такой вопрос, вообще не понимает, что такое грех. Сам искренний интерес к такого рода экспериментам – это есть интерес к греху. Поэтому я чисто по-дружески не советовал бы.

прот. Александр: -  Тут непонятно, к чему интерес: к последствиям для души или к результатам гадания?

прот. Дмитрий: - Это неважно. Последствия для души все равно будут.

Тел. звонок (голос ребенка) : -Почему Бог Отец не простил Адама и Еву?

прот. Дмитрий: - Простил. Просто - не сразу.

прот. Александр: - Когда быстро приходит прощение…

прот. Дмитрий: - Оно не ценится.

прот. Александр: - Да. То есть человек должен немножко проникнуться тем, что он натворил.

прот. Дмитрий: - «Насладиться» плодами своего греха. В кавычках.

прот. Александр: - Это происходит постоянно. И, к сожалению, не отвращает человека от греха.

прот. Дмитрий: - По-всякому бывает, отец Александр.

прот. Александр: -  Батюшка, вам, наверное, доводилось слышать: я искренне каюсь в том, что сотворил, но все равно повторяю.

прот. Дмитрий: - Это значит, человек не знает, что такое покаяние.

прот. Александр: - Но он наверняка сожалеет, и вот это сожаление....

прот. Дмитрий: - Сожаление оно и есть просто сожаление. Оно без плодов. А в Писании сказано про плоды покаяния. 

Вопрос: - Попав в трудную жизненную ситуацию, спрашиваю: как преодолеть уныние, апатию и одиночество, в котором я оказался?

прот. Дмитрий: - Когда человек говорит, что он одинок, нужно ему задать вопрос: все ли больные в том городе, где ты живешь, были посещены тобою? И сразу - нет. Вот, займись, обойди.

прот. Александр: - Приобретешь столько за тебя молитвенников…

прот. Дмитрий: - И молитвенников, и благодать приобретешь. Потому что без благодати Божией нельзя сделать ни одного доброго дела.

прот. Александр: - Когда в собственной семье нестроения - у человека, конечно, наступает состояние отчаяния. 

прот. Дмитрий: - Вот. А отчего отчаяние? От безблагодатности жизни. А можно благодать Божию вернуть. Я понимаю: молиться неохота, какие-то подвиги совершать тоже. А вот это самое простое. В темнице был, и посетили Меня.

прот. Александр: - В местную больницу прийти и спросить: есть у вас тут кто-то, к кому не приходят? Обязательно покажут. Такие люди всегда есть, в каждой  лечебнице.

прот. Дмитрий: - Купить ему яблочек.

прот. Александр: - И начать периодически к нему приходить.

прот. Дмитрий: - Да.

прот. Александр: - Это, конечно, потрясающе.

прот. Дмитрий: - Одиночество-то, одиночество – потому что сидишь, как сыч, один. А ты пойди к нуждающимся.

прот. Александр: - Я разговаривал с пожилыми сестрами из нашего сестричества, которые трудятся в больнице. И был поначалу удивлен. Она сама нуждается в уходе! Нет, идет в больницу. И одна мне сказала: я такого чувства радости за свою жизнь не испытывала.

прот. Дмитрий: - Да. Совершенно верно.

прот. Александр: - Вот человек – и сам немощной, а идет с тем, чтобы приобщиться этой благодати. Это удивительно. А люди ищут, где найти, как приобрести.

прот. Дмитрий: - И когда больного посетишь, то твое уныние покажется какими-то капризами. Как люди тяжело страдают!

Тел. звонок: - Каким образом, как это произошло, что Иисус Христос еще в Своей земной жизни узнал, в отрочестве, если не в детстве, что Он не только Сын человеческий, но и Сын Божий? В Евангелии я этого не нашел. Только Он говорил, что на Нем печать Отца Его. А вот как это произошло, что Он почувствовал, осознал?

прот. Дмитрий: - Если любой человек будет молиться Отцу Небесному, со смыслом, глубоко, терпеливо, то он в один прекрасный момент почувствует, что Бог воистину Его Отец. Поэтому Христу, который непрестанно молился Отцу Небесному, конечно, Отец Небесный все, что необходимо, сообщил.

Вопрос: - Я уже ходила к гадалке, но уже раскаиваюсь: надо ли мне просить отлучения на шесть лет? А я уже причащалась, и как мне быть теперь? Можно ли избавиться от беса или это уже навсегда?

прот. Дмитрий: - Надо пойти и попросить епитимью. А там уж батюшка по своей милости, по рассуждению, сам решит. Как в молитве сказано: он наш нелицеприятный судия – священник, который принимает нашу исповедь.

прот. Александр: - То есть, это уже на его решение?

прот. Дмитрий: - Да.

прот. Александр: - Но вот она вопрошает: хочу избавиться от того беса, которого я там приобрела…

прот. Дмитрий: - Это я не знаю.

прот. Александр: - Это уж, наверное, сам человек расскажет. В результате его покаяния произошло это избавление или нет. 

Вопрос: - Я работаю водителем-дальнобойщиком. Большую часть времени провожу в рейсах. Как мне поститься, когда я в дороге? Подскажите.

прот. Дмитрий: - Например, брать с собой постную еду. Есть сейчас разного рода термосы. В один термос – щи, в другой  –   гречку. В третий, если уж ослаб -  треску. И пироги. Это можно и без термоса.

прот. Александр: - То есть все время заботиться о том, чтобы была с собой приготовленная еда.

прот. Дмитрий: - Да. Идем в рейс зимой. Надо  заранее позаботиться.

прот. Александр: - Но запаса хватит, может быть, на пару дней. Рейс бывает дольше.

прот. Дмитрий: - Побольше наварить кашки. Приправить ее хорошенько маслом. Оливковым. Замечательно!

Вопрос: - Для меня большое удивление встречать людей, которые молодыми пришли в храм, вели активную приходскую жизнь, а теперь говорят, что многое пропустили в своей жизни, чувствуют разочарование, даже перестали бывать на богослужениях. Например, одна женщина сказала, что очень сожалеет, что не проводила больше времени со своими родными, а занималась приходскими делами. Как вы думаете, почему у людей такое произошло?

прот. Дмитрий: - Мало ли чем человек увлекается в своей жизни? Надо, как преподобный Серафим нас учил, смотреть, что дает больше благодати. И так жизнь выстроить, чтобы и это делать, и то не оставлять. Чтобы гармония была.

прот. Александр: - То есть здесь, может быть, речь идет о том, что человек увлекся и немножко подзабыл свои прямые обязанности…

прот. Дмитрий: - Конечно, некоторые про семью забывают…

прот. Александр: - Хорошо, что она говорит: «некоторые люди». Далеко не у всех такое происходит. 

прот. Дмитрий: - Конечно.

прот. Александр: - А есть такие, которые разочаровываются в Православии, переходят в другую веру. Но их совсем мало.

прот. Дмитрий: - Дело в том, что если человек разочаровывается в Православии -  значит, то, чем он занимался, не называется Православием. То есть, он неправильно славил Бога.

прот. Александр: - Все делал так, как предписано…

прот. Дмитрий: - А что все? И кем предписано? Что за ерунда? Человек не понимал самой сути. Что Церковь предписывает нам нечто? Да ничего подобного.

прот. Александр: - Человек начинает знакомиться с Православием с церковных правил и обычаев, которые…

прот. Дмитрий: - Это так всегда детей учат, но речь идет о взрослых. А очень многие так и остались в возрасте трехлетнего ученика.

прот. Александр: - Среди ходящих в храм, давно ходящих, немало людей, которые так и не прочитали Евангелие.

прот. Дмитрий: - Конечно.

прот. Александр: - Давно ходят…

прот. Дмитрий: - У одного священника спросили: «Батюшка, в Евангелии написано…» Он говорит: «Я же не диакон Евангелие читать». Так что чего тут?

прот. Александр: - Видно, не успел, пока был диаконом, прочитать.

прот. Дмитрий: - А может быть, это просто анекдот, но мне очень нравится.

Вопрос: - Нужно ли трехлетнего ребенка обучать письму и считать? Сейчас повальная тенденция скорее, чуть ли не с пеленок научить детей читать, писать. А как же детство?

прот. Дмитрий: - Каждый родитель сам решает.

прот. Александр: - Чему учить, когда учить… 

прот. Дмитрий: - Как учить, где учить. Главное, чтобы не было тупизма.

прот. Александр: - Как правило, бабушек возмущает то, что родители делают со своими детьми. И они очень активно начинают в это вмешиваться.

прот. Дмитрий: - Бабушки наши все поголовно страдают малодетностью. Есть такая смертельная для народа болезнь. Хуже всякой эпидемии.

прот. Александр: - Ну, вот теперь они пытаются… 

прот. Дмитрий: - Поздно. Их поезд уже давно ушел. Их корабль давно уже уплыл.

прот. Александр: - «Но внуки-то мои, - восклицает бабушка, - неужели я не могу им помочь?»

прот. Дмитрий: - Не могу. Бабушке нужно умаляться, а им возрастать.

прот. Александр: - Но детей, как они говорят, губят. То, что им позволяют, то, к чему их приучают.

прот. Дмитрий: - А кто губит? Те дети, которых ты вырастила.

прот. Александр: - Да, будучи совершенно далекой от Церкви…

прот. Дмитрий: - Вот далекой – нечего было быть далекой от Церкви!

Тел. звонок: - Двое мужчин поссорились. И раньше было, что виноватый брал бутылку, например, и говорил: прости и все такое – я не прав. И который прав, говорил, что да, я тоже виноват. И вот мирились люди.

прот. Дмитрий: - И что, второй бутылку покупал?

Тел. звонок: - (продолжение) Двое мужчин поссорились, и виновный не просит прощения, не кается. И вот правый мужчина старается вызвать его на покаяние и начинает первый просить у него прощения. Вот, скажите, правильно он делает? Или нужно дождаться, когда неправый будет первый просить прощения?   

прот. Дмитрий: - Это зависит от того, с кем надо помириться. Потому что одному человеку это полезно будет, а другому вредно.

прот. Александр: - Если можно пример, батюшка, полезного и вредного.

прот. Дмитрий: - Если человек не кается, а другой, который не виноват, говорит: ладно, если ты свою вину не признаешь, давай я у тебя попрошу прощения. Может быть, тебе просто трудно, и я тебе покажу, что это совсем не трудно: прости меня, пожалуйста. Если он на это не клюет – отойди от него. И будет он тебе, как язычник и мытарь.

прот. Александр: - Если ссора возникла между отцом и сыном?

прот. Дмитрий: - Это вообще несолидно, потому - что же? Взрослый человек с 22-х летним младенцем не сладил? Отец должен только бровь поднять, а тот должен: пап, прости. И все. Если он этому не научил, что приходится ссориться, на такой низкий уровень съезжать, то это не годится.  Просто вообще тогда надо оставить всякое воспитание. Значит, человек ничего не умеет, только орать или драться.

прот. Александр: - Вырос молодой человек…

прот. Дмитрий: - Вырос – всё!

прот. Александр: - И ведет себя вызывающе…

прот. Дмитрий: - Кто так научил? Только папа. Все вызывал, вызывал – вот и довызывался.

прот. Александр: - Но поставить на место надо? Или это уже…

прот. Дмитрий: - Как бы самого не поставили! И заставили постоять до следующего утра. Ко мне сегодня один парень пришел. Двумя пальцами этого папу там. Просто – раз, и все. В бараний рог.

прот. Александр: - И тогда что? Отцу отступиться от этого сынка? 

прот. Дмитрий: - Воспитывать можно только до определенного возраста. А потом уже все: перед тобой взрослый мужчина, со своими представлениями.

прот. Александр: - То есть, если человек не понимает, как должно к отцу обращаться и относиться…

прот. Дмитрий: - Да нет, это, как так не понимает? Если он этому научен в течение всей своей жизни, 20 лет, как он может не понимать? Если папа и мама его этому не учили, то надо все, что у тебя на душе, высказать перед большим зеркалом.  

прот. Александр: - Все, что ты думаешь о своем плоде воспитания.

прот. Дмитрий: - Да.

Тел. звонок: - Смирение в семье меня давно как-то озадачивает, в разных жизненных ситуациях возникает вопрос, где грань? Как понять, где должно заканчиваться смирение перед детьми?

прот. Дмитрий: - А дети грудные?

Тел. звонок: - (продолжение) Нет, дети уже большие.

прот. Дмитрий: - А то грудные дети – перед ними смиряться: вот он плачет…

Тел. звонок: - (продолжение) Перед ними – да.

прот. Дмитрий: - А сколько взрослым?

Тел. звонок: - (продолжение) 14 и 20.

прот. Дмитрий: - Тут уже надо не перед ними смиряться, а перед той ситуацией, которая складывается вопреки нашим представлениям, по причине отсутствия у нас правильного воспитания наших чад. А уже как это будет от вас: настойчивость, увещевание…. Смирение – тоже хорошо, в отдельных случаях. Оно часто подвизает человека к тому, чтобы и он смирился.

Тел. звонок: - (продолжение) Есть много толкований Евангелия. Периодически у меня, например, возникает неудовлетворенность тем, что я одно на какую-то главу читаю, другое, третье – и мне все кажется, что-то не то. Евангелие, наверное, не только через ум проходит? Наверное, усваивается еще каким-то непостижимым образом. Наверное, и то, и то нужно? Как я сам прихожу сейчас к такому размышлению…

прот. Дмитрий: - Я же не могу вам сказать: надо, вы ищете толкований «непостижимым образом»!  Ведь человек что-то тут имеет в виду. Но с другой стороны - всегда, когда  читаешь Евангелие, бывают чудеса. Вдруг что-то проясняется в голове само, без нашего усилия. Или выявляется место, на которое раньше не обращал внимания. Вы как-то, мне кажется, замудровались на пустом месте.

прот. Александр: - Пытаясь разобраться, человек столкнулся с разными интерпретациями одного и того же текста. 

прот. Дмитрий: - Да. Я это понял. Мне, например, это очень нравится. Чего же? А потом, Евангелие, особенно притчи, они имеют до пяти уровней. Я сам это исследовал. И поэтому один толкователь дает один уровень, другой – другой, третий.

прот. Александр: - Но это действительно так. С этим сталкиваешься.

прот. Дмитрий: - Чего я буду обманывать? Так оно есть.

прот. Александр: - Можно напрямую увидеть ответ, а можно уловить более закрытый смысл.

прот. Дмитрий: - Конечно.

прот. Александр: - Вы говорите про пять уровней – это вы заметили? Или об этом говорится у святых отцов?

прот. Дмитрий: - Нет. В некоторых притчах я заметил пять уровней.

прот. Александр: - Потому что всю жизнь, читая Евангелие, можно всю жизнь его для себя открывать заново.

прот. Дмитрий: - Нет, там могут быть разные акценты. Даже дирижер видит  - перед ним партитура лежит с указаниями, где аллегро, где крещендо. И все дирижеры интерпретируют по-разному. А с помощью секундомера видно, что один сыграл то же самое с оркестром на 3 минуты дольше, чем другой.

прот. Александр: - Батюшка, а насколько важно понимать Евангелие именно по толкованию святых отцов? Возможно ли его понимание без них?

прот. Дмитрий: - Дело вот в чем. Евангелие – оно понимается Духом Святым. Поэтому человек, который не просвещен Духом Святым, его толкование Евангелие может быть только самое поверхностное. А святые отцы – они до глубин доходят. Это такое наследие.

прот. Александр: - То к чему человек, может быть, шел сорок, пятьдесят лет монашеской жизни…

прот. Дмитрий: - Другой человек прочтет – он дарит.  Совершенно, лучше не скажешь.

Вопрос: - В Евангелии от Луки, когда Клеопа и Лука вернулись, сказано, что Господь истинно воскрес и явился Симону. О каком явлении Симону говорит апостол Лука? Больше нигде нет упоминаний об этом событии.

прот. Дмитрий: - Понятия не имею.

прот. Александр: - Мы можем предположить, что не все явления Господа нашли отражения в Евангелии?

прот. Дмитрий: - Да, очень даже легко. Ибо если все отразить, то самому миру не вместить написанных книг. Но это же не случайно сказано!

прот. Александр: -  То, что Господь явился Симону – это несомненно.  Тот пребывал в очень подавленном состоянии, после отречения, и ему нужно…

прот. Дмитрий: - Потом здесь могло быть то явление, когда Он трижды говорил: Ты знаешь – я люблю тебя.

прот. Александр: - Здесь человек как-то не увидел прямого указания на это.

прот. Дмитрий: - Ну, что ж…..

Вопрос: - Как мне оценить свое духовное состояние? Возможно ли это человеку самому?

прот. Дмитрий: - Конечно, нет.

прот. Александр: - А как ориентироваться?

прот. Дмитрий: - Ориентироваться очень просто, говори: я раб неключимый есть.

прот. Александр: - Когда исполнишь все.

прот. Дмитрий: - Когда все исполнишь только. Вот это самая трезвая оценка.

прот. Александр: - А вообще, пытаться оценить свое духовное состояние...

прот. Дмитрий: - Только по гордости.

прот. Александр: - Для дальнейшего движения… 

прот. Дмитрий: - Дальнейшее движение?

прот. Александр: - Да. Вот человек подвизается, может быть, в посте, в молитве. И возник вопрос: а в правильном ли я направлении двигаюсь? Может быть, я в чем-то переусердствовал, может быть, в чем-то наоборот…

прот. Дмитрий: - Для этого и говорят, что хорошо бы иметь духовника. С коим будешь свои помыслы проверять и свои аскетические опыты.

прот. Александр: - Ну а духовники, я думаю, вас спрашивают, наверное, чуть ли не чаще, чем обо всем остальном. По крайней мере, такой вопрос у нас на передаче возникает достаточно регулярно.

прот. Дмитрий: - Нет, самый частый сегодня Миша задавал: а где грань? Все грани хотят.

прот. Александр: - Чтобы до этого момента себя чувствовать спокойно, а дальше уже не ногой.

прот. Дмитрий: - А надо всегда чувствовать себя спокойно. Потому что человек чувствует себя неспокойно по неверию.

прот. Александр: - Или совесть начинает его обличать.

прот. Дмитрий: - А совесть - она, бывает, побаливает.

прот. Александр: - Но совсем уж так умереть не может.

прот. Дмитрий: - Нет. Побаливает в том смысле, что совесть – это инструмент, совершенно не универсальный. Она бывает больная совесть, понимаешь? И она искажается в бытии. Совесть должна быть осолена смирением. Вот тогда – хорошо.

прот. Александр: - Когда сын грубит отцу, то явно с совестью здесь нелады.

прот. Дмитрий: - Конечно. Просто невоспитанный человек.

прот. Александр: - Но при этом совесть его не останавливает в этом его деянии.

прот. Дмитрий: - Да, он раздражен.

Вопрос: - Муж заставляет меня выходить на работу, при этом у нас маленький сын, который не ходит в детский сад. Я пробовала с мужем говорить, что хочу заниматься детьми и домом, но он не хочет слушать. Достаток у нас есть, но он не хочет именно меня содержать, думаю о разводе. Так хоть не обидно будет выйти на работу. И какая работа возможна для мам с маленькими детьми? Что вы можете посоветовать мне в этой ситуации? 

прот. Дмитрий: - Советовать – это… Супруги сами решают. Что я могу сказать? Муж не прав на 100%.

прот. Александр: - Ну, мы его мотивы не знаем.

прот. Дмитрий: - В любом случае.

прот. Александр: - То есть, даже если у жены есть какой-то недостаток, который вынуждает его так поступать -  это не повод гнать ее на работу.

прот. Дмитрий: - Конечно. Женщины выходят замуж не для того, чтобы стать рабочей лошадью. А чтобы взращивать деток для своей семьи. А это путь не близкий. Вот лет через 25, когда детки вырастут  - она и пойдет на работу.

прот. Александр: - Многие мечтают: уже, говорит, так соскучилась…

прот. Дмитрий: - Сидеть-то в офисе же гораздо легче, чем с детьми. Дома не посидишь. Это на работе – зеркальце достала, бровки пощипала, реснички приклеила, румяна наложила, потом пошла, покурила, потом пришла, чаю поставила. Лимончик туда выжала – попила с конфеточкой. Смотришь – обед. Пошла  обедать. А дети, они же не дадут – там надо ж-ж-ж-ж-ж. Хоть один, хоть пять – там крутиться надо. 

прот. Александр: - На работу выходят отдохнуть.

прот. Дмитрий: - Конечно. Поэтому все и стремятся работать.

Тел. звонок: - Может ли каждое воскресенье священник, когда мы подходим к кресту, говорить: «Христос Воскресе»? Это первый вопрос. Мы можем говорить ему: «Воистину Воскресе»? Это касается после отдания Пасхи. Вот допустим, завтра будет воскресенье. У нас священник так говорит в храме.

прот. Дмитрий: - Ну, говорит - и пускай. Это вообще-то  не по Уставу. Он может запутать всем головы. Всему свое время. Но может, его там чувства переполняют. Все будут знать, что у нас батюшка немножко чудит. Ну, бывают же батюшки чудные. Хоть не пьяный – и то хорошо.   

Вопрос: - На каждой литургии мы слышим слова: сами себе и друг друга Христу Богу предадим.

прот. Дмитрий: - И весь живот наш.

Вопрос (далее): - У меня два подростка, хорошие. Но я сильно за них переживаю. Над чем мне нужно работать, чтобы искренне предать их Богу и не переживать? Или не переживать матери в принципе невозможно?

прот. Дмитрий: - Богу гнилой товар не нужен. Поэтому нужны Богу смиренные, трудолюбивые, послушные, любящие, терпеливые.

прот. Александр: - Вот таких воспитать отроков…

прот. Дмитрий: - Вот тогда можно положиться.

прот. Александр: - И сказать: вот, Господи.

прот. Дмитрий: - Вот, Господи, смотри.

прот. Александр: - Но это, батюшка, как вы сказали труд – из всех трудов.

прот. Дмитрий: - Конечно, а что еще на земле делать? Телевизор что ли смотреть? Или «Го-о-ол!» кричать, как сумасшедшие. Что конную милицию приходится вызывать, чтоб унять. Ну, что это такое?!

прот. Александр: - Но вот порой человек вкладывает в своих детей все, что может… 

прот. Дмитрий: - Все не надо. Надо только доброе, разумное, имеющее отношение к личности.

прот. Александр: - Старается, а результата нет.

прот. Дмитрий: - Значит, плохо старается.

прот. Александр: - У каждого человека, у ребеночка, есть своя воля, которой он порой сопротивляется всему самому доброму. 

прот. Дмитрий: - Ну и что же тогда скажешь: пойдем, я тебя отведу в детский дом. Там дисциплина, там не хочу, не буду это есть – там все съешь, что тебе дадут. Еще ребята тебя будут лупить. Так что не хочешь с папой, с мамой жить – пойдем в детский дом. Ты должен выбирать. Если я тебе отец -  ты должен слушаться. Если я тебе не отец – пожалуйста. В детский дом. Потом тюрьма. Иди вот таким путем непослушания, хочу  -  не хочу.

прот. Александр: - Но дети уже научены о своих правах.

прот. Дмитрий: - А какие тут права? Я же не нарушаю никакие права. Паяльник не использую.

прот. Александр: - То есть здесь поставить ребенку нужно четкие границы: либо ты в послушании….

прот. Дмитрий: - Да. Потому что я за тебя отвечаю перед Богом, перед семьей, перед государством. Государству такие не нужны: хочу -  не хочу, какие-то всякие угрозы: а я тогда из окна выброшусь. Ну, сейчас мы тебя отправим в психушку. Там тебя пролечат.

прот. Александр: - Получается такой ультиматум ребенку.

прот. Дмитрий: - Как угодно можно назвать.

прот. Александр: - Потому что дети частенько ставят родителям ультиматум, когда…

прот. Дмитрий: - Потому что такая атмосфера. Правильно воспитание в семье – это папа, мама, дедушка, бабушка и другой дедушка и другая бабушка, а также приезжающие на день рождения тети, дяди, крестные – они все говорят одно. Я уже как-то говорил. Есть такая африканская пословица: чтобы воспитать ребенка, нужна одна деревня. То есть, все вокруг знают, как надо, и это от него требуют. А так, как все сейчас живут поврозь, и в каждой семье свой устав, а общего строя жизни нет -  то у детей голова путается, и всякие шальные мальчишки влияют. А раньше был единый строй жизни у всех. Что помогало. Поэтому идеальное воспитание – когда вся деревня воспитывает каждого ребенка. Не только семья – вся община.

прот. Александр: - Да, вот единогласие среди взрослых, конечно… 

прот. Дмитрий: - Это обязательно. Или школа. Все учителя. Все уборщицы, повара, завучи, предметники – все одно и то же. Э, Петров, ты куда пошел? Ну-ка, иди сюда. Все следят, все беспокоятся. Только так что-то можно сделать.

прот. Александр: - То есть ребенок не должен быть свободен? Получается, мы ограничиваем его свободу, о которой сейчас так много говорится.

прот. Дмитрий: - Пусть чего хотят, говорят. Это говорят те, которые хотят разложить нас и как семью, и как народ, и брать голыми руками.

прот. Александр: - Сейчас детей, например, в школе учат высказывать свое мнение по любому вопросу.

прот. Дмитрий: - Ну, эти мнения-то идиотские. Какое может быть мнение там у ребенка? Только то, которое он где-то услышал и повторяет, как попугай. Потому что оно либо ему льстит, либо он по гордости считает, что это что-то очень важное.

прот. Александр: - Либо оно противопоставляется общему мнению.

прот. Дмитрий: - Ну, так устроена всякая телепередача. Сталкиваются мнения, и все орут. Ну, если кто хочет жить в сумасшедшем доме и школу превратить в сумасшедший дом -   пожалуйста.

прот. Александр: - Батюшка, вы говорите об идеальных условиях, когда, действительно, все единодушны…

прот. Дмитрий: - А воспитание – это и есть создание идеальных условий на территории, которая тебе доступна. Прежде всего - семья.  

прот. Александр: - Эти условия определяет отец в семье.

прот. Дмитрий: - Конечно, а кто же еще? Отец вообще все определяет. Он капитан корабля.

прот. Александр: - А когда его не поддерживают. Тогда что? Все, корабль тонет?

прот. Дмитрий: - Обязательно.

прот. Александр: - Ну, тогда многие, многие корабли уже на пути ко дну.

прот. Дмитрий: - Так нет – некоторые уже на дне и стоят. Оттуда пузыри одни поднимаются.

Вопрос: - сейчас стали широко проводится фестивали и форумы для православной молодежи. С одной стороны они кажутся интересными, а с другой – есть опасение: не секта ли это очередная? Как понять, как разобраться?

прот. Дмитрий: - Смотреть на лейбл. Если написано «Православная секта» -  то не надо. А если сказано, что по благословению священноначалия - тут не секта, а люди проверенные, благонамеренные.

прот. Александр: - То есть, кто организатор этого?

прот. Дмитрий: - Конечно, да.

прот. Александр: - Слово «секта» все обходят. Все говорят: да, нет – мы истина.   

прот. Дмитрий: - Нет. Одно дело, что человек говорит, а другое что является по сути.

прот. Александр: - Чтоб привлечь побольше к себе внимания, такие названия – просто вообще: и единственная, и истинная, и там, в общем, что только не включают!

прот. Дмитрий: - Надо смотреть в корень, как учил Козьма Прутков.

Вопрос: - я замужем пять с лишним лет, детей нет. Вот объясните, пожалуйста, говорят нужно смиряться и ждать, когда сам Господь подаст, и с другой стороны: просите -  и дано вам будет.

прот. Дмитрий: - Еще не учли один момент: надо лечиться. Прежде всего, от половых инфекций. Это самое распространенное у современной молодежи заболевание.

прот. Александр: - И причина бездетности.

прот. Дмитрий: - Да. Это самая распространенная. Ну, есть и другие.

прот. Александр: - Действительно. Господь не подает, а человек сомневается: просить или не просить?

прот. Дмитрий: - У Отца Небесного можно всего просить. Только просить надо не дерзко и нахально, а со смирением.

прот. Александр: - Это всегда дает преимущество перед нахальством.

прот. Дмитрий: - Конечно.

Вопрос: - Что делать с женой с позиции христианской морали? Если вся забота о детях 4-х-9-ти лет, практически с их рождения, содержание квартиры в чистоте и порядке полностью легло на мои плечи? Ее жизненная позиция: не нравится, как я делаю – делай сам. Предлагал ей просто уйти и жить своей жизнью – не хочет, чтобы не упасть в глазах родственников и друзей. А мне-то как быть?   

прот. Дмитрий: - А уже поздно быть. Это надо все до свадьбы решать. Надо будущую невесту изучать научно.

прот. Александр: - Сожалеет…

прот. Дмитрий: - Я тоже сожалею.

прот. Александр: - О допущенной ошибке.

прот. Дмитрий: - Я тоже. Смиряйся. Постарайся хоть на два процента улучшить ситуацию.

прот. Александр: - Когда нет полного, не то что полного, а вообще никакого взаимопонимания…

прот. Дмитрий: - Дело тут не в понимании. Тут все всё понимают. Просто не хотят.

прот. Александр: - Ну, как? Люди смотрят на жизнь с разных сторон.

прот. Дмитрий: - Ну, как можно жениться на женщине, с которой разные взгляды на жизнь и вообще вести разную с нею жизнь?

прот. Александр: - Батюшка, как можно жениться – это вопрос к тем, кто женился.

прот. Дмитрий: - Ну, вот. А я-то чего могу сделать? Что меня пытать, терзать…..

прот. Александр: - Люди пытаются найти совет, как выкарабкаться из той ситуации…

прот. Дмитрий: - Как же можно увидев напечатанный вопрос, шесть строк, дать исчерпывающий ответ? Это самонадеянно. Семья – очень такой организм….

прот. Александр: - Человек запутался и не знает, в какую сторону ему двигаться…

прот. Дмитрий: - Ну что ж… Сказано: толците - и отверзется вам.

прот. Александр: - Знать бы, в какую сторону толкать!

прот. Дмитрий: - Молитвой в небеса. Это я точно знаю.

прот. Александр: - Ну, это самый верный путь.

прот. Дмитрий: - Вот видишь, и ты соглашаешься – вот, уже двое нас.

прот. Александр: - Даже там, где нет выхода, он приоткрывается где-то.

прот. Дмитрий: - Конечно.

прот. Александр: - И видится свет в конце тоннеля.

прот. Дмитрий: - А потом: жизнь очень коротка. Ну, просто очень коротка.

прот. Александр: - Даже если человек просто скажет: все буду терпеть, как есть. Потому что сам наломал дров.

прот. Дмитрий: - Ну а что? Дотерпел еще какое-то время, и все – отправился на ближайшее кладбище. Чего тут такого?

прот. Александр: - Один человек мне тут как-то сказал: я все понимаю, вечность – это хорошо, и все это будет, но…

прот. Дмитрий: - Но рыбалки не будет.

прот. Александр: - Я еще не старый человек, еще мне в этой жизни хочется чего-то, ну почему так все трудно, плохо? Почему все так?

прот. Дмитрий: - Потому что мы в эту жизнь прибыли не на курорт. А прибыли для того, чтобы нам очиститься от грехов. А грех – он настолько к нам прилип, что приходится отдирать с мясом. Это – болезненно. Человек все себе хочет выторговать. Почему? Потому что человек – грешник. И рождается грешным, от грешных родителей. Да, еще ведет себя препохабно.

прот. Александр: - И все-таки хочется и утешения, и радости.

прот. Дмитрий: - Ну, разве мало утешений? Сегодня какой день был? Просто красота!

прот. Александр: - Мало, батюшка, мало.

прот. Дмитрий: - Ну и завтра, Бог даст, такой будет.

прот. Александр: - Человеку нужно, чтобы дети были послушные, жена не спорила…

прот. Дмитрий: - Да, и урожай сам себя сеял. И чтобы зерно само себя в закрома собирало, и чтобы стада тучнели. А лучше не стада – а чтоб прямо колбаса росла. Ну, давайте еще помечтаем. Сказку сочиним.

прот. Александр: - Устал человек…

прот. Дмитрий: - Устал – ляг, отдохни.

прот. Александр: - Устал от жизни…

прот. Дмитрий: - Скоро домой, не надо волноваться.

прот. Александр: - Вот человек загнал себя в состояние унылости…

прот. Дмитрий: - К доктору иди. Что такое счастье? Мне одна доктор сказала: Это правильно подобранные транквилизаторы. Человек сам себя загнал. Я-то тут причем?

Тел. звонок: - Вы сказали, что для правильного воспитания детей должно быть единомыслие взрослых, а вот такая проблема существует: что для православного человек норма в поведении допустимо, то для школьного светского психолога отклонение от нормы. Конкретно такой пример: когда двенадцатилетняя девочка отказывается участвовать в пошлом, похабном номере, где надо полураздетой выходить -  родители считают, что это нормально. А школьный психолог поставил диагноз, что у девочки закомплексованность, что это надо даже какие-то курсы проходить и заниматься, чтобы она была более свободной, раскомплексованной. Вот такая в школе проблема стоит. Как вы думаете?

прот. Дмитрий: - Нет никакой проблемы. Любого психолога можно призвать к порядку. Дело в том, что любой школьный функционер – это самый низ социальной лестницы. Поэтому никто не хочет связываться, любые жалобы  - повыше в инстанцию. Будут комиссии -  и все можно решить, любой вопрос.

прот. Александр: - То есть, здесь родителям нужно вмешаться в эту ситуацию?

прот. Дмитрий: - Конечно. А потом, можно школу сменить.

прот. Александр: - Или это такая тенденция вообще?

прот. Дмитрий: - Нет, тенденция у нас в стране наипрепохабнейшая. Мы же видим по фильмам, по эстраде, по этим идиотским   конкурсам, где детям говорят: ты самый лучший. Это кого они готовят?

прот. Александр: - Самого лучшего.

прот. Дмитрий: - Ну, ну. Трехлетним детям? Нет, это просто специально уродуются. Потому что они сами такие, а еще хотят быть лучшими.

прот. Александр: - Ну, сами не сумели…

прот. Дмитрий: - Нет. Сами не умеют. Наоборот. Сейчас же новый появился жанр: сами себя выворачивают наизнанку. Там оказывается такое, что хоть святых выноси. А они рассказывают, что они звезды. Да это же кошмар! Тихий ужас. Надо наоборот,  от всего этого детей уберегать, чтобы они вообще ничего не знали.

прот. Александр: - Людям нравится.

прот. Дмитрий: - Людям просто не дают героина. Если бы им дали герыча нормально – так им бы еще больше понравилось. Вот как некоторые страны решают эти вопросы: разрешают…

прот. Александр: - Слабый наркотик…

прот. Дмитрий: - Слабый! Ну, ты покури побольше – вот тебе и будет сильный.

прот. Александр: - То есть они дают человеку…

прот. Дмитрий: - Да. Без кайфу нету лайфу. Ну, нельзя же за этим идти! У нас немножко другая парадигма, у православных. Мы закомплексованные.

прот. Александр: - С их  точки зрения.

прот. Дмитрий: - Мы в храм в шортах не ходим.

прот. Александр: - У нас вообще много в жизни, что неправильно и странно. 

прот. Дмитрий: - Ну да. Странно, но…

прот. Александр: - Если человек каждую неделю ходит в Церковь, то говорят: фанатик…

прот. Дмитрий: - Фанатик. То есть, футбольным фанатом ты можешь быть. Это нормально. А христианским фанатом ты быть не можешь!

прот. Александр: - Но это уже….

прот. Дмитрий: - И на это Господь сказал устами апостола: «Не любите мира, ни того, что в мире, где только похоть плоти, похоть очей, и гордость житейская».

прот. Александр: - Увы. Вот,  дожили мы с вами.

прот. Дмитрий: - Ничего нового в этом мире нет. Всего доброго. До свидания.

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и абзацы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Простите, это проверка, что вы человек, а не робот.
Рейтинг@Mail.ru Яндекс тИЦ Каталог Православное Христианство.Ру Электронное периодическое издание «Радонеж.ру» Свидетельство о регистрации от 12.02.2009 Эл № ФС 77-35297 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций. Копирование материалов сайта возможно только с указанием адреса источника 2016 © «Радонеж.ру» Адрес: 115326, г. Москва, ул. Пятницкая, д. 25 Тел.: (495) 772 79 61, тел./факс: (495) 959 44 45 E-mail: [email protected]

Дорогие братья и сестры, радио и газета «Радонеж» существуют исключительно благодаря вашей поддержке! Помощь

-
+