Перейти к основному содержанию

00:50 26.03.2019

Почему человек грешит?

18.12.2018 10:47:10

Слушать: http://radonezh.ru/radio/2018/12/10/21-00

о. Елеазар: - Приветствую вас, дорогие братья и сестры. В эфире радио «Радонеж». Сегодня на ваши вопросы отвечает основатель и духовник Введенского женского монастыря в г. Иваново архимандрит Амвросий Юрасов. Ведет передачу иеродиакон Елеазар Титов. Батюшка, благословите.

о. Амвросий: - Господь благословит.

о. Елеазар: - Хотелось бы начать с такого вопроса: почему человек грешит?

о. Амвросий: - Как говорит Священное Писание: начало премудрости - Страх Господень. Когда в человеке нет страха Божия, то его вера слабая, поэтому и грешит человек. Вера слабая, потому что не читаем Священное Писание, Святых отцов, душа замирает, молитвы нет, и начинается то, что плоть берет верх, человек живет не для души, а для тела. Таким путем он теряет веру. На первом месте не тело -  душа. Если душа выйдет из тела -  через некоторое время тело охлаждается и рассыпается в прах земли. Человек теряет веру, потому что он не чувствует Бога. Я хотел бы сказать так: надо с собой беседовать. Когда вера теряется, надо сказать себе так: все люди, животные, птицы и рыбы имеют скелет, который наполнен телом – только  тогда любое существо может жить. Те, которые прошли школу – те слушали, что Бога нет, и что-то доказывали - а мы верим в это. Говорим: ученые доказали.

Я своего друга однажды спросил, почему он не ходит в Церковь, а он мне: ученые доказали, что Бога нет. Спрашиваю, откуда же мир, человек и все остальное? Он отвечает: во вселенной была точка, ее заминировали. Она взорвалась, полетели обломки, звезды, планеты, так что все доказано, и Бога никто никогда не видел. Я в интернете посмотрел, множество ученых говорят, прежде чем появиться этой точке - ее кто-то должен был поставить, заминировать, какая-то сила должна была взорвать - и все эти части должны были разлететься. Само по себе такое невозможно. А Богу - да. Само по себе ничего никогда не появлялось.
Одна учительница начальных классов спросила учеников, видят ли они ее, доску - они ответили утвердительно. А Бога видите? Нет. Значит, нет Его. Один мальчуган сказал, что учительницу он видит, а ум ее не видит  - это значит, что ума у нее нет. Во вселенной много такого, чего мы не видим. Например, радиоволны. Весь эфир заполнен человеческими мыслями. 4 миллиарда человек говорят по мобильному телефону, но никто этого не видит. До открытия радиоволн мы не знали об этом. Мы свой ум не видим, какого он цвета и формы. Не видим воздух, без которого не можем жить. Порой  бывает так, что и нос свой мы не видим.

 Много тайного в природе и в человеке, когда мы не видим, но верим. Можно самими с собой побеседовать, откуда рыбы, птицы, животные, весь растительный мир. Все устроено разумно. Великим разумом. Вот этим разумом и является Господь. Надо настроить себя так, что очи Господни непрестанно на нас взирают. Потому что Бог -  это чистейший Дух.

 Бог непостижим. Его никто никогда не видел. Даже ангелы взирать на него не могут. И Бог всегда был. А вот мы во времени родились. То есть Господь создал ангельский мир, а потом земной. Вот здесь-то и появилось время. А оно относительно. Многие говорят, а если мы должны в аду быть, то зачем Господь вызвал человека из небытия в бытие? Такие порой мысли бывают  у людей.

Я с одни человеком беседовал. Смотрел на птиц, когда они собирают поклевать с земли, как они быстро вокруг смотрят, чтобы никто их не схватил. Им жить хочется. Если им хочется жить, то тем паче хочется жить разумным людям. Многие говорят: как прекрасная жизнь человека - всем хочется жить. Надо Господа благодарить, что Он из небытия вызвал весь мир для вечной радости, ликования.

 Мне в сентябре исполнилось 80 лет. Я мысленно просмотрел жизнь свою, много было трудностей, но они были в радость. Только  сейчас разумеешь: если мы Господа призываем на помощь, то все трудности и страдания  -   в радость. А когда мы не обращаемся к Богу за помощью  -  тогда бывает все очень тяжело. Приходится болеть и переживать скорби, потери близких людей.

Вопрос: - Батюшка, Вы всегда говорите, что на все воля Божия, что для православного христианина случайного не бывает. Так что же, что на Украине происходит - это тоже по воле Божией?

 И когда идешь по улице, или там где народу много -  можно ли перекреститься?

о. Амвросий: - Господь сказал:  «Кто Меня устыдится перед этим любодейным родом, того и Я устыжусь в день Страшного Суда». Наоборот это прекрасно - перекрестился, зашел в магазин, что-то купил - осенил крестом. Садишься в машину - перекрестись. Есть молитва водителя. «Господи, благослови» - и в путь. И надо соблюдать правила движения. Мне сегодня одна женщина жаловалась на таксистов, что они не дают ей проехать, а я 30 лет езжу, и мне никто не мешает. Чистому все чисто, а грязному все грязно. Пока не умеешь ездить - все будут мешать. Ты спокойно села, помолилась - и поезжай. Таксисты быстрые, это их работа. Все зависит от нас. Успокоишься - и все будет хорошо. Так и со всеми людьми можно жить. Быть спокойным, ровным.

о. Елеазар: - Думаю, батюшка, тут нужно сделать поправку. На этот вопрос: а креститься ли на улице? Лучше с рассуждением подходить.

о. Амвросий: - Если ты на работе будешь креститься - то это ненормально будет. Если имеешь крепкую веру, то сможешь любому объяснить.

о. Елеазар: - Так никто и спрашивать не будет. Приведу один пример. Одному молодому человеку священник сказал, что как ему придет блудная мысль - чтоб тот поклон делал. Он и на улице делал, но до дома не дошел - забрали в психушку. Без рассуждения все.

У меня был еще случай. Ехал я из Адлера в Киев. И я в одном купе ехал с женщиной в годах и внуком. А он был  лет семи. Он бегал, кричал, не так как дети, а просто бесновался, кричал, визжал. А она умилялась. Я видел, что что-то не так. И он попросил у бабушки пить. Она наливает воды. Она не перекрестила, а я перекрестил мысленно. А когда я крестил мысленно, она ему подносила стакан этот с водой. Так он отшарахнулся от этого стакана и пить не стал. Бабушка не поняла. А я-то сразу увидел. Поэтому мысленный крест тоже имеет силу. В общем, надо с рассуждением. И стыдиться нельзя, иначе нас Господь постыдится. И нарочито выпячивать – тоже нельзя.

о. Амвросий: - Я видел, как одному дали бутылку святой воды, а другой, не касаясь, перекрестил ее -  бутылка лопнула, вода разлилась.

А помнишь Паисия Святогорца? К нему приехал человек, услышав, что тот может творить чудеса. И этот человек сказал, что он тоже может творить чудеса. Дал ему святой Паисий камень. Тот сосредоточился, и камень лопнул на две половины. Паисий дал маленький камушек, меньше кулака, перекрестил его и предложил попробовать. И тот ничего не сделал. Позднее он принял крещение и попросился остаться на святой Горе Афон. А тот ему не разрешил, сказав, что нужно вернуться проповедовать.

о. Елеазар: - Когда идешь и едешь мимо храма -  обязательно надо перекреститься. А во всех остальных бытовых, личных ситуациях - с рассуждением.

Вопрос: - Одолел грех осуждения, научите, как к этому относиться правильно, как побороть его, где это праведное негодование, как не осуждать черное, которое называют белым? Когда, например, наших детей обучают так, чтобы их развращать?   

о. Амвросий: - Когда детей обучают разврату  -  мы этих людей не осуждаем, но говорим, что это неправильно, а надо иначе. Но чтобы не осуждать, надо помнить слова преподобного Серафима Саровского: мы все подсудимые, един Судья у нас Бог. Если мы осуждаем ближнего за его недостатки -   то мы тем самым усваиваем  право судить, отнимая его  у Бога. Мы не имеем права никого осуждать, только себя. Как-то мы говорили, что в следственных камерах сидят преступники, убийцы, воры, они же друг друга не осуждают! Там все больные. И вот так и у нас. Мы все больные.

 Господь учит не осуждать, потому что если осудили кого-то в грехе, то все святые отцы говорят: жди, сам в этот грех упадешь. Я одного человека знаю, он осуждал много, а потом впал в смертный грех, за который осуждал других.

Вопрос: - Батюшка, прошу Ваших рассуждений и совета: дочка 11 лет сегодня в школе получила требование одноклассников: либо ты становишься как мы (ругаться матом, и так далее), либо тебе будет очень плохо. Ребенок классически одевается, на переменках читает книжки. Это раздражает ее одноклассников, и они выставили вот такие требования.

о. Амвросий: - Каждый день они, конечно, не будут такое говорить. Но для ребенка хорошо прежде, чем в школу идти - прочитать «Живый в помощи». Попросить Господа и терпеть. Это приводит к смирению. Надо пережить все.

Я с первого класса крест не снимал, и в учительской, и у директора школы бывал, вызывали, смеялись, но я терпел. Претерпевший до конца спасется. Ничего страшного. Как говорили сегодня: развращают народ. Чтобы Россию уничтожить, надо ее разложить изнутри. Вот так и приучают, чтобы споить всех, начинать с пива, потом крепче. Пусть человек спивается. Сатана, который спал с неба, денница, хочет захватить Россию. Он ведет борьбу с Богом, а полем сражения избрал сердце человека. Так что терпеть надо все. Господь Своих не оставит, какие бы ни были искушения -  все пройдет. Пережили мы и революцию.

Сейчас вот Украина переживает. Это все попущение Божие за наши грехи. Все к лучшему. Потом, через некоторое время мы узнаем, кончина ли это мира - или православие должно восторжествовать. Мы сейчас наблюдаем Почаевскую лавру, Киево-Печерскую хотят закрыть. Но монахи сказали, что никуда не пойдут, хоть расстреливайте. Ну, и слава Богу, так и должно быть. Мы же не вечно живем! Расстреляют – они святыми мучениками будут.

о. Елеазар: - Меня удивляет ситуация на Украине. Вот с какой стороны. Можно слышать часто, что христианство уже не то, вот раньше - да, а сейчас люди другие, слабые. А посмотрите, что показала ситуация на Украине!  Каким единым целым показала себя Украинская Православная Церковь! Епископат практически единодушно сказал твердое «нет» на действия Варфоломея и Порошенко. Как их после этого стали вызывать в это СБУ. Сами устроили декоммунизацию на Украине, а методами пользуются коммунистическими - давление, вызов спецслужб. А Церковь показала себя единым целым. Господь это видит, насколько верные чада у Него на Украине. Думаю, что Он покроет их и защитит.

о. Амвросий: - Помнишь, как пророк Илия говорил Господу, что все уже преклонили колени Ваалу, один он остался. А Господь сказал, что еще семь тысяч не преклонили колена.

о. Елеазар: - Я рад, что эта ситуация показала подвиг исповедничества.

о. Амвросий: - Церковь живет тогда, когда гонения. Когда все затихает - человек разлагается, ему не    с кем вести борьбу. Как узнать у спортсмена, что  он будет чемпионом мира? Только в поединке.

о. Елеазар: - Им тяжело, их гонят, но какую веру они показывают! Это  радостно и удивительно.

Вопрос: -  Хочу поделиться опытом, как старый человек, касательно осуждения. В мои годы многие делали аборты. И не понимали. Я когда стала понимать этот грех, то просто рыдала. Господь мне показывал, я могла бы и других образумить. Но теперь я образумлена тем, что как только у меня о ком-то появлялись нехорошие мысли - я вспоминаю слова отца Виктора о том, что все убийцы должны сидеть в тюрьме. И хочу пожелать всем, кто в этот грех впадал, подумать об этом грехе и не осуждать никого.

Вопрос: - Отражается ли на нашей семейной жизни то, что муж не развенчан с прошлого брака?

о. Амвросий: - Наверное, все отражается. Но это вопрос надо с духовником решать.

Вопрос: - Можно ли священнику рассказывать о наших с мужем семейных проблемах?

о. Амвросий: - Если в этом есть необходимость.

Вопрос: - Почему тайные молитвы на Литургии священник не читает громко вслух?

о. Амвросий: - В первые времена христианства было так, что алтаря не было, но стоял престол,  и впереди сидели детишки. Они быстро запоминали эти тайные молитвы. И был случай, что дети играли - и положили хлеб, налили вино и стали читать эти тайные молитвы, осенять хлеб и вино крестом, как делают священники. И с неба сошел огонь, все это уничтожил, все сгорело. И святые отцы постановили их читать тайно.

о. Елеазар: - Они тайные не потому, что секретные, а потому что тайносовершительные. Литургия ведь Таинство, так вот для него святые отцы ввели определенные молитвы, потому они и называются тайными.

о. Амвросий: - Один человек спросил, можно ли ему читать те же молитвы, что и священник читает? Я его отговорил. А диаконские можно? Можно. Это общие молитвы, они для всех.

о. Елеазар: - И потом неправда, что эти молитвы вслух не произносятся. На архиерейских службах архиерей читает во всеуслышание, на весь алтарь эти тайносовершительные молитвы.  Так что все их слышат.

Вопрос: - Как понять: Бог есть любовь, если в жизни столько страдания?

о. Амвросий: - Страдание и есть любовь. Поскольку Бог - это любовь, то Он так мир возлюбил, что отдал Своего Сына на страдание. И Господь показал нам путь в обитель рая только через страдания, через мучения -  в этом и есть любовь.

о. Елеазар: - И потом, если Бог есть любовь -  то откуда же страдание?

о. Амвросий: - Он сказал нам соблюдать заповеди: не убивать, не прелюбодействовать, чтить отца и мать, не раздражаться, не ругаться, не злиться, не осуждать -  то есть, когда человек будет нравственно себя вести – тогда у него и любовь будет к Богу и к ближнему.

Вопрос: - Уместно ли в православной семье держать домашних животных?

о. Амвросий: - Думаю, что для них надо местечко. Я служил на приходе, у нас там собачка была, мороз был крепкий, градусов 30. И песик  попросился в дом. Завел его в дом, на маленьком коврике у двери он перетерпел морозы, а потом сам побежал на улицу. Собака должна знать свое место.

о. Елеазар: - Может ли православный врач иметь хоть небольшую икону на рабочем столе?

о. Амвросий: - Святитель Лука, архиепископ, имел икону, он при ней делал операции.  А когда власти приказали убрать -  он ответил, что и он сам уйдет и не будет больше оперировать. Так что в его врачебном кабинете были иконы.

о. Елеазар: - Какой смысл рожать детей, когда большинство людей будет мучиться в геенне?

о. Амвросий: - Это заложено в человеке - желание иметь детей. Без детей человек  - как бы бесплодная смоковница. Если Господь вложил это в сознание человека -  значит, надо иметь. Но мы не  знаем воли Божией. Умер некрещенный, еще не просветился, воли Божией о нем мы не знаем. Как профессор Осипов говорит: я воли Божией не знаю, лучше мне десятипудовый замок повесить на уста. Если Бог благословил иметь детей-  то так и надо.

о. Елеазар: - Вы, батюшка, правильно говорите.  Кто сказал, что большинство идет в ад? Сказано, что широки врата, ведущие в бездну, и многие идут. И узок путь, который ведет ко спасению, и немногие его находят. И все равно это не дает нам основания рассуждать так, что зачем рожать, все равно в ад попадет.

о. Амвросий: - Апостол Павел – бывший гонитель Савл, он в рай вошел. А  разбойник, который  на кресте покаялся?

о. Елеазар: - Вот если бы Кирилл и Мария не родили Сергия Радонежского, а подумали бы, зачем рожать? И не было бы у нас ни Сергия Радонежского, ни Серафима Саровского, ни Божией Матери.

о. Амвросий: - Да и спасения рода человеческого.

о. Елеазар: - Верно, так нельзя рассуждать.

Вопрос: - Что нужно делать для почившего человека?

о. Амвросий: - Отпеть этого человека, если он не против был. Подать сорокоуст, каждый день поминать утром и вечером и просить ближних, кто знал его. Псалтирь читать, поминать на славах. Можно читать Евангелие - на главах поминать. То есть, когда человек перешел в духовный мир, он сам за себя молиться не может. Он ждет молитв своих близких. Там уже другая жизнь. Когда человек отошел, три дня он будет находиться там, где он любил, а третий день идет на поклонение к Богу. Потом в шесть дней показываются обители рая. В девятый день опять идет на поклонение к Богу. Остальное время, до сорокового дня, показываются все адские муки. Вот тут-то особо нужна молитва за него, потому что он думает: а вдруг какое-то из этих мест будет и его? На сороковой день идет на поклонение к Богу, и ему определяется уже временное место. А окончательное -  когда все мы воскреснем, все до единого человека, и будет Страшный Суд, вот там люди разделятся и получат каждый по делам своим, кто что сделал. Поэтому в этой жизни надо постараться сделать много добра, чтобы никто не видел и не знал. И самое интересное, чтобы в душе не было ни гнева, ни зла, ни обиды, ни раздражения, ни осуждения, а всех уважать, любить, и всем творить добро. И это все возвратится к нам.

Вопрос: - Мой некрещеный муж умер. Дома читаю по нему все. Когда он был в тяжелом состоянии, он мне завещал, куда его похоронить. В ту могилу, где его брат. А рядом его мама. И меня к ней. А у меня своя мама тут похоронена. И я очень мучаюсь этим вопросом.

о. Амвросий: - Ничего здесь страшного нет. Это земля, все мы все равно воскреснем до единого человека. И муж Ваш, и мама. Не скорбите, где похоронят - пусть там и будет.

о. Елеазар: - Он завещал, кого куда хоронить. Но он некрещеный, поэтому слушать его не надо. Вас это никак не касается, Вы христианка и не должны по этому поводу никак переживать. Лучше, чтобы Вас похоронили с Вашей крещеной мамой. Даже не переживайте.

Вопрос: - Когда хоронили мою маму, мужчина какой-то мне неизвестный положил ей в гроб ветку со словами, что она там будет ею отгоняться.  Я была в таком состоянии, что ничего не сделала. Переживаю очень. Что делать?

о. Амвросий: - В голову не берите. Ничего такого, кроме суеверия.

о. Елеазар: - Вы не бывали на похоронах в Абхазии. Что там творится!? И смешно, и грустно. У нас были люди свидетелями того, как в угаре поминальной попойки усопшего, а он был молодой, вынули из гроба, посадили за стол, налили водки, положили мяса, потому что он любил погулять. И когда выпили, двое взяли его под руки, и он как бы своими ногами пошел в могилу.

о. Амвросий: - Святитель Василий Великий говорит, если человеку дать все богатства мира, и поставить его царем  - душа ни в чем не насытится, она насытится только в одном Боге. Нашел Бога - нашел все. Хорошо будет перед сном, прочитав вечерние молитвы, перекрестить все четыре стороны, свою постель, уши, глаза, лоб, сердце и больные места. Господь это все видит. А с утра хорошо просить у Господа благословение на работу, на приготовление пищи и другие дела, на всё! А сделал - благодари Господа. Без воли Божией ничего не можем.

о. Елеазар: - Наша передача подходит к концу. Дай нам, Господи, спастись и в разум истины прийти! Просим ваших молитв, простите.

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и абзацы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Простите, это проверка, что вы человек, а не робот.
Рейтинг@Mail.ru Яндекс тИЦ Каталог Православное Христианство.Ру Электронное периодическое издание «Радонеж.ру» Свидетельство о регистрации от 12.02.2009 Эл № ФС 77-35297 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций. Копирование материалов сайта возможно только с указанием адреса источника 2016 © «Радонеж.ру» Адрес: 115326, г. Москва, ул. Пятницкая, д. 25 Тел.: (495) 772 79 61, тел./факс: (495) 959 44 45 E-mail: [email protected]

Дорогие братья и сестры, радио и газета «Радонеж» существуют исключительно благодаря вашей поддержке! Помощь

-
+