Перейти к основному содержанию

18:29 19.12.2018

Как объяснить предательство апостолов?

30.11.2018 16:49:49

Слушать: http://radonezh.ru/radio/2018/11/11/21-00

о. Олег: - Здравствуйте. У микрофона протоиерей Олег Стеняев.

А.Носов: - И Владимир Носов. Добрый вечер, братья и сестры.

о. Олег: - Прежде, чем мы начнем отвечать на вопросы, хотим сообщить вам тревожную новость. Вечером 6 ноября был подожжен храм Иоанна Богослова на улице Лодочной, в Тушино. Это второй такой случай поджога. Храм деревянный. Брат Владимир, расскажите историю поподробнее, Вы помогали эвакуировать вещи из храма. Как Вы узнали об этом?

А.Носов: - Во-первых, с храмом тесно связано православное движение «Сорок сороков». Участники движения помогали в строительстве храма и были свидетелями того, что предшествовало. А предшествовала профессионально организованная протестная кампания. Вечером позвонили прихожане храма, которые уже через 12 минут после звонка на пульт пожарной службы оказались на месте. Все неравнодушные приехали. Печальное зрелище: много людей на улице, машины, полиция, пожарные, выносят иконы, вещи из алтаря. Это действительно второй поджог за месяц. В ночь в 12 на 13 октября на улице Камова, в Москве, в районе Ухтомки неизвестный поджег деревянный храм иконы Божией Матери «Умягчение Злых Сердец». Здание воскресной школы полностью сгорело. Это был первый случай. Их как раз объединяет то, что вокруг храмов были сильные протестные движения. Люди пытаются себя декларировать местными жителями, защитниками неких парков, которые они так красиво называют, вводя в заблуждение людей. Они защищают эти якобы парки. То, что поджог случился 6 ноября, стало ясно сразу. Братья звонили и говорили, что жуткая вонь от керосина, а под алтарной частью лежат покрышки. И потом мы действительно убедились из видеозаписи: человек, не спеша, оставил сначала деревянный стул, потом покрышки засовывал, бумагу, облил горючей жидкостью и убежал. Его поймали. Думаю, он недостоин того, чтобы мы называли его имя. Но наши друзья сказали, что речь у него поставлена, думается, что ему посоветовали, что и как говорить. Его не изолировали от общества. Тут началась работа юристов, которые сопровождают все группы протестных движений при строительстве храмов. Такие группы хорошо организованы, координируются, сопровождаются юридической поддержкой.

о. Олег: - А он признал свою вину?

А.Носов: - Да, вину он признал. Сказал, что сделал это по личным убеждениям. Сказал, что раньше он там гулял с детьми, а теперь этого сделать нельзя. Ложь! Местные жители говорят, что это было непроходимое заброшенное место, кусты, место, куда выводили собак справлять нужду. Никто там никогда не гулял, тем более - с детьми. Ни тропинок, ни дорожек. А сейчас, наоборот, там все благоустроено, появились фонари и детские площадки, гуляй - не хочу. Приятное стало место. Но люди ищут повод. Злость и ненависть к православию выливается в такие поступки. По первому поджогу ничего неизвестно, никто не найден. А здесь по горячим следам  человека задержали.  В его поисковике часто повторялись запросы:  как поджечь дом и сатанисты Тушино. Говорить, что людям хотелось в парк - смешно, это грамотная ложь. Я искренне хочу, чтобы он раскаялся. На видео он говорит, что раскаивается, но боюсь, это одни слова, чтобы как можно меньше получить за это злодеяние.

о. Олег: - Это милицейское видео?

А.Носов: - Да, оно распространено в интернете, можно посмотреть.

о. Олег: - Насколько пострадал алтарь и то, что в нем?

А.Носов: - Было все усугублено тем, что была ночь. Люди выносили иконы, заливали все вокруг водой, чтобы не возникло возгорание. Утварь снимали, врата, иконы иконостаса, внутри алтаря, но многое пострадало так, что не подлежит восстановлению. Сейчас ведутся ускоренные работы в новом близлежащем храме, который строится там же - святителя Николая. Община этого храма пытается как можно быстрее начать Богослужение в соседнем храме, который должен быть в скором времени достроен до конца.

о. Олег: - Я утром туда заехал по пути в Сретенскую семинарию, увидел там священников и мирян, тяжело было смотреть на православных погорельцев. Как я понял, сгорел только алтарь?

А.Носов: - Алтарь сгорел полностью. Закоптило весь храм.

о. Олег: - Думаю, что человек, который поджигал, понимал, что алтарь - самая святая часть храма.

А.Носов: - Может быть, по бесовскому наитию. На видео было заметно, как он, не спеша, все это делал. Здравый человек не будет себя так вести из чувства опасности. Он подходил, выкладывал вещи. Будто под какой-то тайной силой это происходило. Убежал потом. Одним из первых приехал епископ Парамон, викарий Севера Москвы. Нельзя было припарковать машину - люди останавливались, приходили и предлагали помощь, прихожане все собрались в первую очередь. Территория была оцеплена. Было ощущение, что беда, теракт. Люди останавливались, смотрели, они были потрясены.

о. Олег: - Я в летний период читаю молитвы на балконе, смотря на каменный храм, который строится рядом  с этим погоревшим храмом. Вижу как раз купол. И как только я узнал, сразу решил ехать смотреть. Передал свои соболезнования. Братья и сестры, призываем вас молиться за общину храма Иоанна Богослова в Тушино. Кто имеет возможность, поддержите общину морально и материально. Когда храм оказывается  в таком состоянии - это удар против всех нас. И сказано в Писании: болит ли один член, страдает все тело. И за эту общину мы должны страдать, переживать. Отца настоятеля зовут Олег, насколько я помню.

А.Носов: - Очень важное сообщение поступило со стороны митрополита Марка Рязанского и Михайловского. Мы помним, что он курировал «Программу - 200», строительство храмов, он хорошо знает эту тему изнутри. И он призвал настоятеля и прихожан к тому, чтобы создавать из прихожан охрану, ставить камеры там, где их нет, потому что второй случай - это уже не случайность. Есть люди, которых эта злоба не оставляет. Храмы строятся, их на сегодня уже 46 в Москве. 31 в проекте. Митрополит призвал и органы полиции, усилить охрану, обратить внимание на эту ситуацию.

Вопрос: - Изгнание бесов из Гадаринского бесноватого: как понимать, что если у падших ангелов исказилась природа во время отпадения, они перестали быть добрыми, стали духами злобы, но все же получается, что духовное зрение при них осталось, если они распознали во Христе Сына Божьего? Явление пророка Илии при антихристе - почему его появление приурочено к такому времени, почему такой срок его появления?

о. Олег: - Если говорить о природе бесов, то она остается доброй. Посмотрите точное изложение Иоанна Дамаскина. Если происходит искажение природы, то вина падает на Создателя природы, а Создатель это Бог. Поэтому повреждение происходит в их свободном произволении на самом деле. Природа всего творения добра, как когда Бог создал мир и человека  в  этом мире, то Он сказал, что все весьма хорошо. В природе мы не должны искать порчу. Она в свободном произволении. Бывшие ангелы последовали за диаволом, треть их отпала от ангельского чина. И их произволение было искажено, оно направлено служению эгоизму падшего Люцифера, диавола. Если говорить о том, что они называют Христа Сыном Божиим, говорят: Святый Божий, пришел раньше времени мучить нас - они даже понимали, в какое время Он должен их заключить в бездну. И что раньше времени Он появился в Гадаринской стране. Обратите внимание на то, что Христос всегда запрещает бесам говорить о Нем, потому, что Христос не хочет, чтобы мы принимали свидетельство о Нем от раскольников и еретиков, потому что это вещи одного порядка. Свидетельство о Христе мы принимаем от святых апостолов и от их продолжателей, епископов Церкви, которые неповрежденно сохраняют веру и доносят ее до наших времен. И то, что бесы и демоны имели правильное представление о Боге -  они понимали, кто Он, но это не означает, что эти знания были для них спасительными. Они не просто правильно веровали во Христа - сказано: бесы веруют и трепещут. Это в послании Иакова, брата Божия. Они и страх Божий испытывают. Но это их не спасает. Потому что если вера не соединена с любовью, а чувство любви чуждо для диаволов и его бесов, то эта вера бессмысленна. Она бессмысленна и для православного христианина, если человек имеет точное православное исповедование, но при этом он агрессивен, ненавидит всех вокруг себя - то эта вера его ему никак не поможет. Точное исповедование православной веры, не соединенное с любовью христианской, это как медь звенящая или кимвал бряцающий, как сказано.

А.Носов: - Как апостол говорит, что если тело отдашь на сожжение, а любви в себе не имеешь, то нет никакой твоей заслуги и пользы нет. Их положение ужасно. Тем более, что мы знаем, что они не могут восстановить свои отношения с Богом, потому что мешает высота положения, которую они занимали: кому сколько дано, с того столько и спросится. А человек, даже отпав от веры в Бога, может вернуться, но, опять же, есть некий предел, после которого человек ничего не сможет исправить - это его физическая смерть. Пока человек жив,  намерение Божие есть на этого человека, и он тут может все исправлять, и у нас главное есть инструмент исправления - наше тело.  Как я сейчас объясняю. А пророк Илия - почему он придет в последнее время - потому что оскудеет полк святых. Собственно конец мира наступает тогда, как наши предки говорили: не стоит город без святого и село без праведника. И когда не будет ни святых, ни праведных, как в случае с Содомом и Гоморрой. Вспомним, Авраам вопрошал Бога: Есть там 20 праведных? Господь сказал, что тогда пощадит это место. А если десять? -Пощажу, - говорит Господь. А вот ниже уже Авраам не спрашивал, потому что он знал, что в дни потопа только восемь человек жили, и они не смогли сохранить своею праведностью мир. То -  есть мир погиб, а спаслись только эти восемь душ в Ковчеге. Так вот Илия и Енох - они придут, потому что оскудеет пастырский чин и, главное, полк святых оскудеет. Те немногие верующие, которые будут сохраняться в дни антихриста, будут в крайних обстоятельствах. То есть Церковь будет в глубочайшем подполье. И Енох, и Илия придут, чтобы возглавить противостояние антихристу в самом царстве антихриста. А этим царством станет вся планета. Будет глобальное порабощение.

А.Носов: - Мы их назовем, наверное, бунтари, террористы, как?

о. Олег: - Я думаю, что будут преследоватьи Еноха, и Илию, как каких-то врагов рода человеческого, террористов - самых страшных из людей. И их не только будут преследовать, их убьют. И Илию пророка, и Еноха пророка. И они будут лежать, и весь мир будет смотреть на них. Как весь мир будет смотреть? Сейчас мы понимаем, что это вполне возможно. А я так понимаю, что антихрист делает эту трансляцию. Он говорит: вот, смотрите, в вашей Библии написано, что они воскреснут -  а они будут лежать разлагаться, и никто не воскреснет. А потом вдруг они -  раз! -  и воскреснут, и весь мир это увидит. Это будет глубокое разочарование в антихристе. Илия будет проповедовать еврейскому народу, что истинный Мессия - это Господь Иисус Христос, которого они распяли. А этот антихрист - это не мессия, но лжемессия. Что-то противоположное Христу. И он обратит их сердца, как пишет пророк Малахия, в последней главе своего пророчества, последние два стиха, что Илия придет, и он обратит сердца детей к вере отцов. А вера отцов, Авраама, Исаака, Иакова, была вера в грядущего мессию, потому что им было сказано, что в их семени благословятся все народы земли, а под всеми имеется в виду один -Христос.

Вопрос: - Мы почитаем апостолов. Это люди, которых Сам Христос выбрал из множества людей себе в ученики. Значит, оказал им большое доверие. Но эти апостолы, первые люди, которые его предали. Он даже возвышал на них голос. Иуда, он знает, что Христос его простит, но он все равно сам не смог простить себе вину. Как объяснить предательство апостолов?

о. Олег: - Это общая поврежденность человеческой природы. На самом деле, Вы правы, те кто читает Евангелие внимательно, то видит, что была ситуация такая, когда Христос сказал, что один из них предаст Его, то они все стали спрашивать: «Не я ли?» и Петр сказал: «Все отрекутся, но я не отрекусь». И в Евангелии сказано, так говорили другие. Но когда началось все это связанное с арестом, то они все действительно разбежались. Было пророчество: поражу Пастыря, и рассеются овцы. Мы знаем, что Иоанн Богослов никуда не убежал. Он следовал до конца за Иисусом, мы видим его на Голгофе. Он был самый молодой из апостолов. Мужество молодого человека, бесстрашие - все проявилось. В других проявился страх. Пестр отрекся трижды. Но при этом давайте придерживаться слов Христа. Он сказал: один из вас предаст Меня. Но он не сказал - все. Они испытали страх, трепет, панику. Было отречение Петра. Но предатель все же один. То, что происходит с Петром (его отречение трижды) - это спонтанно. А у Иуды было все продумано. Он сходил к первосвященникам, спросил, что они ему дадут, если он это сделает. А Петр, например, или апостолы испугались. Что-то началось невероятное: вот Христа схватили, что будет с нами, страха ради иудейского они заперлись в Сионской горнице. Когда жены-мироносицы пришли и сказали, что Христос воскрес, то они не поверили. Здесь было много эмоций, спонтанности. Не надо забывать, что до дня Пятидесятницы все эти люди были людьми плотскими. Святыми апостолами они становятся тогда, когда в день Пятидесятницы Дух Святой сходит на них. И они становятся более, чем мужественными - мартиросами, исповедниками веры, до смерти. Каждый из апостолов умер мученической смертью. Тем самым они засвидетельствовали любовь свою к Иисусу Христу. Господь прощает и апостола Петра, мы видим, как это происходит. Христос очень деликатно действует. Он не говорит: почему ты от Меня отрекся? А Он трижды спрашивает: «Любишь ли ты Меня?» И когда третий рас спросил, а Петр же трижды отрекся, то Петр говорит: Ты знаешь, Господи. То есть, уже он не проявляет такой самоуверенности как наТайной Вечере.

А.Носов: - Когда Господь по воскресении Своем выделает Петра из апостолов, помните? – идите, скажите учениками и Петру. Он как бы его выделяет?

о. Олег: - Да, возвышает Господь. Это уже после воскресения. Петр возвышается в чине причисления апостолов. Там говорится: Петр, а потом перечисляются все остальные. Первый Петр. Святитель Иоанн Златоуст называл Петра князем апостольским. Это  толкование на 16 главу Евангелия от Матфея. Некоторые считают, что сам Петр по себе имел такие качества. Но в действительности он является первый по чину правильного исповедования Христа. Когда в Кесарии Филипповой Христос спросил: «А вы за кого почитаете Меня?» Петр ответил: «Ты Сын Божий. Мессия». И тогда Христос, обращаясь к нему, говорит: «Не плоть и кровь открыли тебе сие, но Отец Мой небесный». То есть, Бог отец уже прикоснулся к сердцу Петра, и правильное исповедование веры вспыхнуло в нем. Поэтому Христос созидает Церковь не на Петре, как на иерархической должности, это надо понять. Это ошибка наших братьев римо-католиков, и серьезная. А Церковь созидается на вере в Иисуса Христа как Сына Божия. Вот на чем Церковь созидается. Не на должности. Иначе основанием Церкви был бы человек со всеми  своими недостатками. Христос говорил Петру: «Отойди от меня, сатана». Церковь созидается на Христе. Он есть краеугольный камень. И в этом смысле православная точка зрения на главенство в Церкви соответствует более Евангелию, чем то, как, к сожалению, западные христиане представляют себе это.

Вопрос: - Иуда все-таки раскаялся, если бы он самоубийством не покончил, то его бы Иисус Христос простил бы? У него же было сильное раскаяние.

о. Олег: - Его раскаяние было, но это раскаяние перед самим собою. Давайте сравним раскаяние Иуды и раскаяние Петра. Сказано об Иуде, что раскаялся, пошел, удавился. Что за раскаяние такое? Такое самоедство. На самом деле он через него ввергнул свою душу в окончательное уныние, суицидальность и погубил ее. Хотя его раскаяние было деятельным - он вернул эти сребреники, бросил их в лицо этим первосвященникам. И мы можем сказать, что Христос за него боролся.

 У Иуды была проблема. Он любил деньги. Это подчеркивается в Евангелиях. Но Христос ему доверил носить ящик для сбора пожертвований. Тем самым Христос проявил важный педагогический момент, который в свое время педагог Макаренко описывал - когда ему говорили, что вот тот-то воспитанник жуликоватый, то он именно такому давал деньги, чтобы сходить в магазин и купить что-то. Его спрашивали, кому ты деньги даешь?! Он же уйдет и не вернется. Макаренко говорил, что такого не случится. И не случалось - человеку было оказано доверие. И он возвращался. Педагогический прием. Так вот Христос доверил Иуде носить этот ящик. И этим мы можем сказать, что  Христос его ничем не обидел. И если бы Иуда пережил раскаяние перед Богом, это раскаяние Петра, который, услышав крик петуха, раскаялся и горько заплакал. И плакал в некотором смысле всю жизнь. И он плакал и каялся перед Богом. И Господь поспешил ему навстречу, провел с ним разговор на берегу Генисаретского озера. Сам Господь был искушен во всем, как сказано в Писании, кроме греха. И для нас апостолы это не просто люди - основание веры. Но, опять же, такими они стали после Пятидесятницы. Если они до этого сидели запертыми в Сионской горнице, то Дух Святой сходит на них, они выходят на улицы Иерусалима, как потоки вод разливаются по улицам города. Петр проповедует - три тысячи человек покаялось.

Вопрос: - А как не придерживаться раскаяния как у Иуды? Мы часто в ссорах в семейных и на работе просим прощения так, что в нас явно желание остаться на своем. Это самое лукавое.

о. Олег: - Это неправильное прощение. Если мы человека прощаем, то сделать это мы должны искренне. Или мы должны признать, что у нас недостаточно сил простить. И более честно, когда мы скажем, что я могу тебя сейчас простить, честно, но я надеюсь, Господь даст мне сил, и я когда-то смогу тебя простить. Вот, возьмите братьев Иосифа, которые продали его в рабство. Сказано, что они говорили худые слова об Иосифе, но они говорили Иосифу. Не за спиной. И экзегеты говорят, что это сказано в заслугу братьев. Они не за глаза говорили, что он о себе возомнил. А Иосиф-то доносил худые слухи о братьях как раз за их спиной. И за это он подвергся испытаниям, когда его в доме Потифара оклеветали, что он якобы пытался изнасиловать жену Потифара. Зло всегда возвращается к нам. Когда Господь попускает, то Он попускает ради нашего исправления. И мы любим Иосифа и братьев его, ценим, знаем, что в день страшного Суда 24 старца Апокалипсиса, которые будут совершать поклонение у Божьего престола, это как раз и есть 12 сыновей Иакова и 12 апостолов Иисуса Христа.

А.Носов: - Будем стараться всеми силами прощать других. Судя по предыдущим эфирам, нельзя читать молитву «Отче Наш» в непрощенном состоянии.

о. Олег: - В том-то и дело. Сказано: да солнце не зайдет во  гневе твоем. Как минимум, до захода солнца мы должны примириться. Нельзя лечь спать, если ты не примирился. Время какое-то может и потребуется, чтобы человека простить, но Евангелие говорит о заходе солнца.

Вопрос: - Третья книга Ездры, глава 12, стих 31-35. 31  « Лев, которого ты видел поднявшимся из леса и рыкающим, говорящим к орлу и обличающим его в неправдах его всеми словами его, которые ты слышал,32 это – Помазанник, сохраненный Всевышним к концу против них и нечестий их, Который обличит их и представит пред ними притеснения их.33 Он поставит их на суд живых и, обличив их, накажет их». Как можно понять - помазанник, сохраненный на последнее время?

о. Олег: - В Толковой  православной Библии такое объяснение - явление Льва и его обличительная речь к орлу - представление Мессии, то есть Христа в виде льва, навеянное пророчеством Иакова об Иуде, из рода которого должен прийти Мессия. И если мы возьмем книгу Бытия глава 49 стих 9, здесь пророчество о доме Иуды: молодой лев Иуда с добычей, сын мой, кто поднимет его? Это тоже пророчество о Христе. Это мессианский текст. Я даю вам ссылку на «Православную Толковую Библию» Лопухина. Там настаивают, что это мессианский текст.

Вопрос: - Кто наш ближний? Если домашние в храм не ходят, о Христе слушать не хотят?

о. Олег: - Ближним для нас является тот, кто находится рядом с нами. Потому что когда Христос отвечал на этот вопрос, то в пример он привел еретика-сектанта, самарянина. Известный добрый самарянин в Евангелии.

А кто такие самаряне? Это классическая секта внутри иудаизма, они не поклонялись Господу в храме, но на горе Гаризим, они имели альтернативное самарянское духовенство не из колена Левина. Они имели даже альтернативное  Пятикнижие, которое насчитывало до пяти тысяч разночтений с еврейским текстом. Классическая секта. Но Христос на вопрос, кто мой ближний, приводит в пример именно такого человека. Притча о добром самарянине. В нравственном смысле Христос поставил этого иноверца выше, чем правоверного священника, левита. Поэтому человек может быть неверующим, но при этом, будучи вашим родственником, остается вашим ближним. Потому что вы постоянно общаетесь. Некоторые священнослужители, например, мой духовник отец Дмитрий Дудко ставил подвиг неверующего человека на войне выше подвига того, что совершает человек верующий. Например, если неверующий жертвует жизнью на войне, это выше подвиг, чем тот же человека верующего, потому, что верующий имеет в виду вечную жизнь, как награду за свой подвиг. Сказано: нет больше любви, чем тот, кто душу положит за ближнего. А неверующий вообще все теряет: и солнце, и луну, и жизнь, и всех родных. И он идет на это сознательно. Бросается на амбразуру. Дзот, например. Или кидает гранату в танк и погибает  от пулеметной очереди. В Писании четко сказано (это послание к Римлянам апостола Павла) что язычники, то - есть безбожники, а с точки зрения Нового Завета язычники - безбожники в  миру, эти слова синонимичны. Так вот, Павел пишет, что язычники, не имея закона по природе, законное делая, обнаруживают, что закон написан в их сердцах. О чем свидетельствуют мысли, совесть, помышления их, то обличающее, то осуждающее, то оправдывающее человека в его поступках. Нравственное начало присутствует в каждом человеке.

Тут еще важно вспомнить, что вера это дар Божий. Вы будете, например, ненавидеть человека за то, что у него нет музыкального слуха? Ну, вот нет. И вера -  это дар Божий. Никакая не наша заслуга. Хотя мы относим веру к теологическим добродетелям, а добродетель  - это всегда заслуга, но сама вера в момент ее возникновения - дар Божий. Мы знаем механизм. Вера от слышания, слышание от слова Божия -  и так далее. Но это дар Божий. Или вот дальтоники - вообще не различают красок. Они на желтое  говорят зеленое. Поэтому принимайте человека таким, какой он есть, он ведь ваш домашний. Молитесь о его обращении, потому что оно возможно.

Вопрос: - Мы пенсионеры, здоровье нехорошее, ходим на зарядку, можно или нельзя? Малоподвижный образ жизни же. Мы ходим на цигун, там все вроде нормально, но в  конце просят поблагодарить духов, а наши православные считают: ну, подумаешь, ничего страшного. А ведь это служение и Богу, и диаволу. Что за  это может быть?

о. Олег: - Наверное, это самое страшное, что может происходить в жизни человека, когда он, признавая существование Бога, поклоняется еще каким-то духам. Если язычник поклоняется духам -  это нормально, он не христианин, он из тьмы не вылезал. А двоеверие - самое неугодное Богу деяние. Почитайте книгу Царей в Библии, там как раз рассказывается о том, что некоторые цари, начиная с Соломона, пытались совмещать поклонение истинному Богу и идолам. А как известно, в идолах и обитают бесы. Это недопустимо. Такой ценой приобретать здоровье?! Христиане шли на казнь, отказываясь поклоняться этим злым духам, которые обитали в идолах. Когда им говорили: поклонись идолу, свечку поставь, ладан брось в огонь - они предпочитали умирать, чем выживать таким способом отречения от веры. Вас заманивают специально с одной целью, не здоровье вам сообщить, а сделать то, что предлагают в конце занятия - поклониться идолам. Ради этого это всё. Бесплатный сыр в мышеловке. Но не думаю, что такой ценой нормальный православный человек может  приобретать здоровье.                

А.Носов: - Батюшка, посоветуйте посмотреть недавнюю передачу, где мы полчаса посвятили обсуждению этого вопроса -  йоги. В архиве радио «Радонеж» можно найти эфир за прошлое воскресение. Вы только подтверждаете то, о чем мы говорили. При этом я скажу, что если Вы будете просто заниматься спортом, то это хорошо. Скандинавская ходьба. Я сам хожу с этими палками. По утрам упражнения. Мне из-за диабета нужно постоянно движение. Трудно, но я употребляю усилия. И с годами все люди нуждаются в движении. Ходили пешком до Киева, до Иерусалима, до святой горы Афон. А мы сегодня выходим из дома, садимся в машину или на автобус. И поехали, вышли, опять на лифте.  Движения нет, а двигаться надо. Мой покойный духовник болел тромбофлебитом, так вот он обязательно вечером выходил на прогулку, и правильно делал. Мне было приятно гулять вместе с ним. Я был еще молодой, а он бодрее меня шагал, через лужи прыгал. Важно, когда человек заботится о своем здоровье, но не любой ценой.

А.Носов: - После эфира давайте все на прогулку, если время.

Вопрос: - У нас произошло в 90-х годах разделение на Украинский и Московский патриархат. Но раньше же не было такого - со времен Алексея Михайловича был единый Московский патриархат. Неужели в угоду политическим событиям произошло и разделение наших церквей? И, например, есть смешанные семьи, муж грек, жена русская, полгода они там живут, полгода здесь. Как им причащаться?

о. Олег: - В Греции они спокойно могут причащаться. В Греции своя Элладская Церковь. У нас сохраняется евхаристическое общение с Греческой Церковью. У нас нет евхаристического общения с Константинопольским Патриархатом   - и то, я думаю, это временное явление. Такое было из-за Эстонии, но тогда быстро все утрясли, и отношения восстановились. А с Элладской Церковью у нас нет затруднений. Церковное единство-  это то, в чем мы все нуждаемся. И все замеченные в  расколе совершили страшный грех, преступление. Надо дистанцироваться от любых форм раскола. Когда такое происходит, когда все начиналось, некоторые задавали такой странный вопрос - кто победил в этой ситуации? Когда происходит раскол, победитель один - диавол, он победил. У диавола нет больше забавы, чем сталкивать братьев друг с другом лбами. Вот, кто победитель в такой ситуации. Апостол Павел в своем драгоценном послании пишет об этом подробно. Читаю вам 1-е послание апостола Павла к Коринфянам с первого стиха. «1 И я не мог говорить с вами, братия, как с духовными, но как с плотскими, как с младенцами во Христе.2 Я питал вас молоком, а не твердою  пищею, ибо вы были ещё не в силах, да и теперь не в силах. 3 потому что вы ещё плотские. Ибо если между вами зависть, споры и разногласия, то не плотские ли вы? и не по человеческому ли обычаю поступаете?  4 Ибо когда один говорит: «я Павлов», а другой: «я Аполлосов», то не плотские ли вы?  5 Кто Павел? кто Аполлос? Они только служители, через которых вы уверовали, и притом поскольку каждому дал Господь.6 Я насадил, Аполлос поливал, но возрастил Бог;7 посему и насаждающий и поливающий есть ничто, а все Бог возращающий.8 Насаждающий же и поливающий суть одно; но каждый получит свою награду по своему труду.  9 Ибо мы соработники у Бога».  Вот эти вопросы Кто Павел? кто Аполлос? применимы к лидерам религиозных групп, которые конфликтуют. А это кто? А это кто? Все делает Бог и Христос глава Церкви. А латинское самодурство иногда проявляется у людей, такой папизм не свойственен православной Церкви, это природа католической Церкви, она иерархична, клерикальна, для них это имеет огромное значение. А природа протестантской Церкви доктринальна, догматична, для них какая-то псевдобогословская концепция важнее всего. А природа православной Церкви соборна, евхаристична, потому что мы все  - и духовенство, и миряне  - причащаемся от одной чаши у Самого Христа. Поэтому когда речь о разделениях, то всегда надо чувствовать бесовскую подоплеку. Потому что победитель в таких ситуациях всегда диавол. Он всегда конфликтует с народом Божиим, его главная задача разделить людей. И смотрите: первый конфликт в истории между кем произошел? Между братьями - Каином и Авелем. А кто называется первым убийцей? Диавол - убийца от начала. А почему не Каин? Потому что диавол подстрекнул Каина восстать на брата Авеля. Любое столкновение братьев между собой, тем более по вере - тут не без змия обошлось.

Вопрос: - Было сказано, что часть ангелов отпала от Господа, была свергнута на землю, а указано ли где в Библии, в Ветхом Завете об этом, или где-то еще? Мы отмечаем 7 января Рождество Христа от Девы Марии, однако в Символе Веры сказано, что Христос был рожден прежде всех век, имя Иисуса Христа в Ветхом Завете не указано, где основание сделать вывод, что Господь Иисус Христос родился прежде всех век?

о. Олег: - О разделении между ангелами говорится в первой главе книги Бытия 4 стих –«И увидел Бог свет, что он хорош, и отделил Бог свет от тьмы». Откройте любое лицевое издание Библии, XVI века, например - очень интересно, есть лицевой свод, и как раз есть иллюстрация, как Господь отделяет через Архангела Гавриила злых ангелов от добрых, свет от тьмы. А если говорить о Христе - у Него два рождения. Предвечное рождение от Бога Отца, которое не имеет никакого начала, и рождение, то есть Боговоплощение, когда Он рождается в Вифлееме в определенное время нас ради человек и нашего ради спасения. Во Христе две природы - человеческая и божественная - об этом не надо забывать. Прощаемся с вами и испрашиваем ваших молитв за наше служение, которое мы совершаем здесь на радио «Радонеж», спаси вас всех Господь. 

Комментарии

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и абзацы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Простите, это проверка, что вы человек, а не робот.
Рейтинг@Mail.ru Яндекс тИЦ Каталог Православное Христианство.Ру Электронное периодическое издание «Радонеж.ру» Свидетельство о регистрации от 12.02.2009 Эл № ФС 77-35297 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций. Копирование материалов сайта возможно только с указанием адреса источника 2016 © «Радонеж.ру» Адрес: 115326, г. Москва, ул. Пятницкая, д. 25 Тел.: (495) 772 79 61, тел./факс: (495) 959 44 45 E-mail: [email protected]

Дорогие братья и сестры, радио и газета «Радонеж» существуют исключительно благодаря вашей поддержке! Помощь

-
+