Перейти к основному содержанию

20:15 14.11.2018

Если Бог создал людей бессмертными, то зачем насадил древо жизни? Почему говорится о змее, если подразумевается нечистый, то есть диавол?

08.11.2018 14:22:07

Слушать: http://radonezh.ru/radio/2018/10/07/21-00

Если Бог создал людей бессмертными, то зачем насадил древо жизни? И зачем там вообще были разные деревья, от которых можно было есть плоды, то есть поддерживать свою жизнь таким образом?

Прот. Олег Стеняев: - Святые отцы говорят, что Бог сотворил человека не бессмертным и не смертным. Все зависело от того, будет ли человек соблюдать заповедь, которая ему была дана в раю. Только одна заповедь: от дерева познания добра и зла не ешь. Ибо в день, в который вкусишь от него, смертию умрешь. То есть, если он не вкушает от того древа – он бессмертный. И древо жизни позволяло человеку существовать вечно. А если вкушает, то становится смертным. Поэтому никакой сложности в этом вопросе нет.

Почему говорится о змее, если подразумевается нечистый, то есть диавол?

Прот. Олег Стеняев: - Надо понять, что, как пишет Златоуст, лукавый выбрал это разумное животное – змея – для того, чтобы через него соблазнить праматерь. И само название этого змея на еврейском языке – нахаш. То есть, это шипящее злобой существо. И с другой стороны, Библия предлагает  нам такую метафору, что диавол является в виде змея. Это так и было, но тут есть и другая сторона. Библия подсказывает нам через эту метафору, как диавол подходит к нам. Свойства змеи: она незаметно, неслышно подкрадывается к своей жертве, находит самую близкую точку для соприкосновения и наносит смертельный укус. Так и диавол –незаметно, неслышно подходит, подкрадывается к нам и находит в нас что-то такое, что позволяет ему создать комбинацию для нашего искушения, для нашего соблазна. То есть повод всегда обнаруживается в нас самих. А диавол только подталкивает нас к падению. Повод он обнаруживает в нашем поведении. Где-то мы что-то недосмотрели, где-то мы повели себя неадекватно. И он всегда очень чутко реагирует на все это.

 Поэтому в Писании сказано, что если есть какие-то конфликтные ситуации, то надо до окончания дня их все закрыть. Сказано: солнце да не зайдет во гневе твоем. То есть до конца дня человек должен решить все проблемы. Там вспылил на кого-то, гнев испытал. До захода солнца это надо прекратить. А если будет продолжение, то диавол запутает нас в этих конфликтах. Если люди злопамятные, они могут помнить, что было двадцать пять лет назад, тридцать, сорок лет назад – но это совершенно не по-христиански. Потому что христианин -это человек, который до окончания дня уже все забывает. Иначе он не верующий, по крайней мере, в Бога, о котором сказано, что Бог есть любовь.

Человек создан по образу Божию, но разве в Боге есть женское начало?

Прот. Олег Стеняев: - В Боге нет ни мужского, ни женского начала. И никакой двойственности полов: мужчина и женщина. Бог есть Дух. Абсолютно чистый Дух, и Он не имеет формы. Сказано: Бога никто, никогда не видел и видеть не может. И если о человеке сказано, что он создан по образу и подобию Бога, то имеется нечто другое. Что имеется в виду?

Бог является Владыкой над всем миром по праву Творца. Он единственный собственник во вселенной. Когда Он создает человека, Он делает его владыкой в этом земном доме. Он говорит Адаму и Еве: владычествуйте и господствуйте над этим миром. И другое есть объяснение, что мы подобны Богу в том смысле, что как Бог абсолютно свободное существо в своих действиях и решениях -  так и человек абсолютно свободное существо в своих действиях и решениях. Вот это и образ: то, что человек владыка в этом мире и подобие – это священный дар свободы, которую имеет человек. Но подобие Божие мы утратили в грехопадении, потому что кто кем побежден, то тому и раб. Поэтому нам надо еще восстановить, очистить образ Божий в себе. Человек не может даже над собой господствовать и сделать себя свободным от страстей, которыми диавол нас поработил и сделал рабами греха.

Когда Бог создал  динозавров? А в раю какие были животные? 

Прот. Олег Стеняев: - В Библии ничего не говорится о том, какие в раю были животные. Вот, упоминается змей. А в целом животный мир был создан до сотворения человека. Человек был создан на шестой день. Но созданию человека предшествовало создание животных. Поэтому человек как бы венчает все Божие творение. И когда Бог творит мир природы, мир животных, рыб морских, птиц небесных, земноводных – Он говорит: хорошо. Но когда Он творит человека: весьма хорошо. То есть человек – это как бы венец природы. И ставит человека господином над этим миром, то есть доверяет ему управление самим собою. Если человек не будет вкушать от древа познания добра и зла, он вечно будет в таком состоянии. Поэтому все, что происходит дурного в этом мире – оно от человека. И так называемый экологический кризис – это следствие нераскаянных грехов с одной стороны, а с другой  - потребительского отношения к природе. И люди будут наказаны за это. Потому что в Апокалипсисе сказано, что Господь погубит губивших землю. То есть те, которые губили землю, будут погублены.

Смерть для Адама – что это?

Прот. Олег Стеняев: - Смерть для Адама имела два измерения. Первое – он перестал был духовно совершенным человеком. До грехопадения, до того, как он вкусил плод с  древа познания добра и зла, он руководствовался Божественным видением, что такое добро и что такое зло. А когда он присвоил это право решать себе самому, что такое добро и что такое зло –  его постигла духовная смерть. Все зло существует в мире, потому что каждый носится со своим автономным пониманием добра и зла. И мое понимание добра и зла может не совпадать с пониманием соседа по лестничной площадке, члена семьи, и так далее. А физически Адам умер, прожив 930 лет, как Бог и сказал Адаму: в день, в который вкусишь – ты умрешь. То есть духовно он умер сразу, и физически он умер в этот день. События происходили в раю. Это Божий мир, а у Бога один день -  как тысяча лет. И до конца тысячелетия Адам не дожил 70 лет. Есть древнее предание, что он подарил эти 70 лет Давиду псалмопевец, который должен был родиться и умереть. Но, как пророк Божий, Адам давал имена животным, и по преданию ему были показаны все люди, которые от него произойдут. И он увидел ребенка, который родился, должен был прожить несколько часов и умереть. Но Адам  распознал в нем великую душу и сказал: вот, я 70 лет ему отдаю. Но это предание. Таким образом, в Писании говорится, что есть смерть физическая, но есть смерть и духовная. Так вот то, что случилось с Адамом – это сначала смерть духовная, а потом физическая. Вот почему когда Иисус Христос беседовал с Никодимом, пожилым человеком, Он сказал: тебе надо родиться свыше.

Оказывается те люди, которые умерли в Адаме -  в Адаме мы все умираем -  они должны пережить рождение свыше во Христе. Иначе они как бы еще не существуют. Никодим не понял, о чем речь, он стал переспрашивать: а как это? Залезть опять в живот к матери, потом вылезти? На что Христос сказал, что рожденный от плоти есть плоть, а рожденный от Духа есть дух.

Прот. Олег Стеняев: - Если вы читаете Библию, как ее надо читать, чтобы находить в Писании ответы на те вопросы, которые вас интересуют? Во-первых, старайтесь читать Писание вместе с комментариями святых отцов. Сейчас доступны многие комментарии. Это, прежде всего, «Толковая Православная Библия» преемников Лопухина. Вы можете не то, что подряд ее читать, вряд ли кто-то это сможет. Но иметь дома эту Библию совершенно необходимо. Она в 12 томах бывает, бывает в трех. Например, если вам что-то непонятно в Писании – вы открываете этот момент и смотрите комментарий.

 Кроме этого существуют еще другие комментарии, как я часто рекламирую, это издательство «Герменевтика» – «Комментарии отцов и учителей Церкви с I по VIII век». Вышло уже 22 книги. Это тоже удобный библейский комментарий. Когда мы работаем с Библией по комментариям, полезно иметь под рукой и «Православную толковую Библию».  Значительно более интересный комментарий – это как раз «Комментарий отцов и учителей Церкви с I по VIII век».  Потому что там нет никакой информации от редакции. Если «Толковая Библия» Лопухина содержит огромный текст от редакции – надо учесть, что  такая информация со временем устаревает. Все это было составлено до революции. А «Комментарии святых отцов и учителей Церкви» не устаревают никогда. Вот это интересный момент. Его надо понять, осмыслить. Наверное, потому, что эти люди – они были выразителями веры Церкви.

Среди этих комментариев мы в основном видим, конечно, отцов Церкви. Но там даются комментарии неканонических авторов. Там Дидим слепец, потом комментарий Пелагия, но они даются только в том случае, когда святые отцы в своих сборниках оставляли эти комментарии. Потому что эти неканонические авторы, они тоже были в свое время людьми Церкви. Они просто отошли на каком-то этапе. Например, у меня дома есть «Толковая Псалтырь», она была издана в начале XX века единоверцами с древнеславянской рукописи. И там даются такие подробные комментарии! И там даже есть комментарии Оригена. Но при этом такая забавная приписка: Ориген, аще еще не бысть еретик. То есть до того, как он стал еретиком, он дал правильный комментарий. Так наши отцы понимали. А в основном, конечно, в этом собрании комментарии канонические, отцов Церкви. А отцы Церкви - это непогрешимые по-своему авторитеты. Иногда людей смущает то, что один отец толкует так, а другой отец немножко иначе. Не надо думать, как я часто объясняю, что это противоречие. Это на самом деле богатство традиций. Если мы так воспринимаем, то мы обязательно найдем какое-то третье истолкование, которое примирит первое и второе, кажущиеся противоречащими. И увидим, что, в общем-то, отцы в одном духе писали об одних и тех же вещах. Как и среди евангелистов, например, мы находим иногда внешние, подчеркиваю внешние, как бы противоречивые описания. Но отцы Церкви, такие, как Августин и другие, они пишут: это свидетельство как раз истинности Писания. Потому что если бы это был какой-то сговор, люди сговорились бы и написали бы одинаково. Но написано так, как написано. И любой следователь или работник прокуратуры он вам скажет, что если вот людей вызывают давать показания и они слово в слово дают показания – значит, сговорились. А если в деталях расходятся -  это в порядке вещей.

В доме живет собака. Часть нашей семьи верующая, часть неверующие. Из-за этой собаки бывают конфликты. Как поступать в такой ситуации?

Прот. Олег Стеняев: - Я сам вырос в своем доме на берегу реки Клязьма, в городе Орехово-Зуево. И у нас во дворе бегали три собаки. Собаки –  очень подвижные существа. Я считаю, что это живодерство – держать их в квартирах. Ведь когда вы их выводите на прогулку, как они радуются, как прыгают! А у нас они жили на дворе, это было их место. Я всегда любовался ими и очень любил с ними играть– мы гоняли мяч.

Если в доме есть собака, например, в квартире -  то я слышал такое мнение. Один старец сказал: если собаки нет, то не заводите. А если она уже есть в доме, и вы, когда завели это животное, все члены семьи были неверующие, а потом кто-то уверовал и понял, что по Закону Божиему не совсем правильно иметь собаку дома – и как же быть? Если завели, - сказал старчик - тогда не прогоняйте. Потому что, если мы приручили это животное -  оно уже неспособно будет жить в других условиях. Если вы не перевезете его на дачу, там оно будет себя чувствовать много лучше. Как Экзюпери говорил: мы в ответственности за тех, кого мы приручили.

Если Бог запретил человеку есть плоды с древа познания добра и зла, то зачем Он тогда насадил это древо в эдемском саду?

Прот. Олег Стеняев: - Древо познания добра и зла символизировало право или приоритет Бога решать за человека, что такое добро и зло. Человек был создан по подобию Божию. И подобием была свободная воля. Человек не был бы свободным существом, которое подобно Богу, если бы у него не была бы возможность поступить вопреки воле Создателя. Это все равно, что робот, что машина. В нее заложена программа только добра, только правильных поступков, и она по определению не может вопреки этой программе совершить злое. Но это компьютер, это робот, но это не человек.

Человек – это свободное существо. И свободная воля – это по-своему опасный дар. Но именно он уподобляет нас Богу. И с другой стороны, Господь хочет, чтобы мы не просто подчинялись Ему. Здесь достаточно было бы вообще отключить доступ ко злу. Но Он хочет, чтобы мы любили Его. А любовь как раз предполагает не насилие, не ограничение, а выбор свободной личности. Любовь – это чувство между свободными личностями. В раю – между Творцом и Его творением, людьми. Поэтому они были абсолютно свободны. И этот дар послужил тому, что грех вошел в мир. Скажем так, человек неправильно использовал этот дар. Но этот же дар позволяет человеку вернуться к Богу. Потому что если человек исповедует Бога своим Творцом и стремится восстановить приоритеты Бога в своей жизни -  он возвращается к Создателю. То есть, мы можем все переменить.

Ведь что такое древо познания добра и зла в  нынешней ситуации? Это Библия. В Библии говорится, что нам можно делать, а что нельзя. Все заповеди разделены на две части: запретительные заповеди и повелительные. Вот, пример вам приведу. Повелительная заповедь: почитай отца и мать, помни день субботний. А запретительная заповедь: не убивай, не прелюбодействуй.  В свое время евреи сосчитали эти заповеди – получилось 613 только в Пятикнижии. И запретительные, и повелительные соотносятся,  как половина на половину. Но запретительных чуть-чуть больше. А была всего одна заповедь, которую человек должен был исполнять: не ешь от древа познания добра и зла. 

Если в раю во время проживания там Адама и Евы и до грехопадения не было смерти и тления, то зачем там были плоды, как питание для людей? Ведь люди не умирали бы, если они не ели, им не надо было    бы восполнять свою энергию? И вся человеческая система пищеварения, выделительных органов  - они сконструированы Богом так, чтобы в тленом мире существовал человек с таким телом. Для чего в раю нужна была  такая сложная конструкция человека?

Прот. Олег Стеняев: - Без сомнения, человек был немножко другим. Это – мягко говоря. Например, считается, что человек не был плотяным в нашем понимании. Вот помните, как в Библии сказано, «и дал Господь им кожаные одежды». Кожаные одежды – это наша плотяность, это наша кожа, это устройство органов уже немножко другое. А изначально человек, до грехопадения, он одеялся светом, яко ризою. Он был духовным творением Божьим, хотя был и создан из праха земного, но это было одухотворенное существо. Например, о мудрости первого человека свидетельствовал тот факт, что он давал имена животным,  о чем мы сегодня вспоминали. То –есть, он мог в звуке выразить сущность любой твари. Вот он дал имя змею – нахаш. Смотрите, Бог создал животных, Адам, когда дает имена этим животным -  как бы раздвигает границы творения. Он был богоподобен. Вот то состояние обожения, к которому мы стремимся и ищем его восстановить во спасение, так как православие понимает спасение как отчасти то состояние, в котором пребывал Адам. То есть все совершенства, которые иногда проявляются у людей, неожиданным образом – это жалкие отголоски того совершенства, которое имел Адам -  Первый человек. И мы даже не знаем, вот если бы не было грехопадения, плодились бы люди и размножались бы? Одни отцы говорят: да, они плодились бы и размножались, но характер этих действий был бы немножко иной. Может быть, это как вот что: от света исходит свет, там рождается новая радуга или новое светящееся существо, которое одето светом яко ризою. Мы сейчас не можем выразить это состояние.

Был человек по имени апостол Павел. Он был восхищен на третье небо. Ведь рай в теперешнем нашем понимании -  это небесное измерение бытия. Когда разбойник просил, чтобы Господь простил его -  Господь сказал: ныне же будешь со мной в раю. Имеется в виду другое пространство, другой формат бытия. Даже бестелесный формат бытия. Но это не так, как в случае Адама. Адам все-таки был телесным существом. И Павел, который был восхищен до третьего неба, потом когда он вернулся, он сказал так в третьем лице, отвлеченно: я знаю человека, который, только не знаю в теле или вне тела, был восхищен до третьего неба. И он глазами видел, это невозможно описать, как это увидеть. То, что он ушами слышал – это тоже невозможно передать. Это совсем другое состояние. Вот, Адам и был таким другим человеком.

Тайная вечеря Иисуса Христа с будущими апостолами была в четверг вечером. В то же время, когда Его повели к Пилату священники не могли войти в преторию, чтобы не оскверниться и есть Пасху. Так почему тайная вечеря была в четверг, а не в пятницу? Я нигде не могу найти объяснения этому.

Прот. Олег Стеняев: - Во-первых, Пасха – это не богослужебный праздник в иудаизме. Это праздник семейный. И он совершается с вечера, и даже был закон, как определить, что вечер уже наступил. Если человек на небе увидит одну звезду, считается, что это еще не вечер. Потому что считается, что одна звезда может показаться. Если человек увидит на небе две звезды, это тоже может показаться. А если вот три звезды -  это вряд ли может показаться, значит – наступил вечер. И пасхальный вечер был как раз с четверга на пятницу. Это был новый день. И день начинался именно с захода солнца. Библейский день начинается не в 12 ночи, а с захода солнца. Помните, как сказано в книге Бытия: и был вечер, и было утро – день другой. И первосвященники, они должны были не бегать, не собираться в кучки судить Христа, а потом еще и к Пилату утром Его отводить, они должны были с семьями праздновать этот праздник. Совершать пасхальный седер. Но они этого не сделали, они желание погубить Христа поставили превыше всего. Хотя и боялись, что это произойдет в Пасху. Они говорили: только, чтобы это не в Пасху произошло. Ибо весь народ возмутится. Но получилось так, как это и должно было произойти. Это от них уже не зависело. Поэтому они суд совершили в ночи, утром повели Христа к Пилату в первой половине дня, потом  - Распятие. Они стали разбегаться по домам, им же надо было продолжать домашнее торжество. И они торопились, чтобы мертвых сняли с креста и похоронили, потому что по закону Божьему хоронить надо до захода солнца.

Вопрос по посланиям к евреям апостола Павла, глава 7. Здесь говорится о Мелхиседеке, царе Салима, священнике Бога Вышнего. Он без отца, без матери, не имеющий начала, и конца. Скажите, пожалуйста, он что, какой-то надмирный человек, неземной? И еще вот: «Ты священник вовек по чину Мелхиседекову». Что это за чин? Связан ли он как-то определенно с почитанием Бога? Или еще как-то?

Прот. Олег Стеняев: - Священник по чину Мелхиседекову – это значит священник, но не из колена Левина. Мелхиседек появляется у нас в Книге Бытия, когда Авраам освобождает жителей Содома и Гоморры. Была война, и жителей Содома и Гоморры пленили, а среди них был племянник Авраама, Лот. И Авраам побеждает врагов жителей Содома и Гоморры, освобождает их царя, их людей, и в том числе своего племянника. Собственно говоря, он и ввязался-то в этот конфликт ради племянника. И когда Авраам как победитель возвращается со своим племянником, с одной стороны его встречает царь Содомский, который говорит: «Вот бери, вот тебе награда, ты вернул наше имущество». И Авраам говорит: «Нитки твоей не возьму, дабы не сказали, что ты обогатил Авраама».

А с другой стороны его встречает Мелхиседек. Что значит имя «Мелхиседек»? Мелек, мелех – это царь, цедек – праведность. Царь праведности. И Мелхесидек приносит ему евхаристические дары: хлеб и вино. Он приветствует Авраама евхаристическими дарами. В толковании блаженного Августина это Иисус Христос, который пришел и причастил Авраама Телом и Кровью. И Августин пишет: не удивляйся, что Господь в виде Мелхиседека причащает Авраама Телом и Кровью до Голгофских страданий. Потому что пройдет несколько тысячелетий, прежде чем Христос родится в Вифлееме. И Августин пишет: ведь ты же причащаешься Тела и Крови после того, как все это произошло на Голгофе. То есть Бог никак не ограничен временем и пространством. Но по поводу Мелхиседека не все так просто. Почему? Потому что разные святые отцы по -  разному объясняют кто это такой.

 Например, Ефрем Сирин пишет, что это был Сим, сын Ноя, Ноаха, от которого произошли все семиты и дом Левин, и он был священником Бога Всевышнего, он выполнял эти функции в семитском народе. Но есть отцы, которые не разделяют эту точку зрения. Главное в христианстве – это Мелхиседек. Это, если хотите, прецедент – священник Бога Всевышнего, но не из колена Левина. И в этом смысле христианское священство – оно по чину Мелхиседека в том смысле, что может из колена Левина  еврей примет православие, из колена Левина станет православным священником -  но это редкая ситуация. А у нас священниками становятся люди по своим личным нравственным качествам. И действительно, здесь родословная как бы не нужна. И то, что у Мелхиседека нет родословной, как бы без племени, без звания, кто и  откуда. Как бы не это важно, важно, что он священник Бога Всевышнего. И Авраам отец всех евреев, приносит ему десятину и получает от Него благословение. А ведь меньший приносит десятину большему, и меньший получает благословение от большего. Таким образом, тайна христианского священства -  это преимущество перед Аароновым чином.

Почему? Потому что, во-первых, порядок первосвященнического служения в еврейском народе безвозвратно исказился. Если по закону Моисееву первосвященник служит до смерти, и его сменяет его ближайший родственник, то когда стали ставить первосвященниками, особенно римляне забавлялись там, греков ставили, македонян ставили, необязательно даже евреев. У них царь был идумеянин – Ирод Великий. Там все перепуталось, в одно время могло быть несколько первосвященников. Первосвященников снимали через год. Ставили каких-то проходимцев. То есть, они утратили чистоту, первосвященничество Левино, и здесь начало разрушения их священства. А мы -  по чину Мелхиседека. Мы можем назвать от апостолов всех епископов до наших дней. У нас строго все это сохраняется. А эти первосвященники -  однодневки, как пишет Иосиф Флавий. Они сожгли все списки первосвященников, кто от кого происходит. Потому что они знали, что они уже не левиты, а проходимцы. И занимали самые высокие посты в Иерусалимском храме накануне его разрушения.

Я вот долгое время живу на земле, об исторической судьбе которой мало что знают. Приезжают к нам, приходят батюшки новые, поставленные нам. Дивные люди, но часто они не знают глубинную историю этой земли, ближайшего Подмосковья. Вот, например, есть такое местечко – Луговая, рядышком Троице-сельцо, храм прекрасный, наш храм святителя Спиридона Тримифунтского, но буквально в пяти километрах – Марфино, имение фельдмаршала Салтыкова. Но фельдмаршала-то мы еще помним, а что земли принадлежали митрополиту Московскому Алексию и его батюшке Феодору Бяконту - никто уже не помнит. Как бы совместить на наших приходах знание духовное с историческими сведениями? Может быть, обязать батюшек собирать у архивных краеведов эти крохи уходящих знаний и памяти?    

Прот. Олег Стеняев: - Очень хороший вопрос. Я думаю, что на базе воскресной школы можно создавать такой краеведческий кружок из школьников старшего возраста. Конечно, краеведение надо с юных лет изучать, чтобы дети собирали информацию о своем крае, вычитывали бы, где можно что-то прочитать о своей местности. Это очень важно, когда мы вспоминаем свою малую родину, там, где мы родились, там, где захоронения наших родных и близких. Вот я в свое время задался вопросом, где на войне погиб мой дед Иван Стеняев. И нашел в архиве через интернет, что он призывался из Орехово-Зуево, в таком-то году, а в 1942 году он погибает. И вот, казалось бы, сухие строчки.

Просто находишь, там поисковая система, каждый может набрать своего родного. И когда находишь – поражаешься, что какая-то память сохраняется. Потом я там фотографию нашел своего деда, Ивана Стеняева. И она у меня сейчас дома висит. Он там в красноармейке. Это, наверное, училище военное было. Вот это, действительно, уважение к предкам, уважение к их гробам. Это то, что должно быть живо, потому что проявление почитания наших предков. А забвение их – это грех потомков Хамовых.  

Наша передача подошла к концу. Спаси Христос!

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и абзацы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Простите, это проверка, что вы человек, а не робот.
Рейтинг@Mail.ru Яндекс тИЦ Каталог Православное Христианство.Ру Электронное периодическое издание «Радонеж.ру» Свидетельство о регистрации от 12.02.2009 Эл № ФС 77-35297 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций. Копирование материалов сайта возможно только с указанием адреса источника 2016 © «Радонеж.ру» Адрес: 115326, г. Москва, ул. Пятницкая, д. 25 Тел.: (495) 772 79 61, тел./факс: (495) 959 44 45 E-mail: [email protected]

Дорогие братья и сестры, радио и газета «Радонеж» существуют исключительно благодаря вашей поддержке! Помощь

-
+