Перейти к основному содержанию

21:37 13.11.2018

Основной толчок развития церковной жизни пришелся именно на 90-е, также как и пик возрождения монашества. А потом произошло затухание. С чем это связано?

29.06.2018 09:12:55

Слушать: http://radonezh.ru/radio/2018/06/12/21-00

Иеродиакон Елеазар (Титов): Поздравляем всех с Петровым постом. Сегодня хотелось бы поговорить на  тему: «Чем человек плотский отличается от человека духовного?»

Архимандрит Амвросий (Юрасов): Человек состоит не только из одной плоти. В нем живет живая, разумная, бессмертная душа. Мы отличаемся от животных тем, что ходим прямо, потому что устремлены в наше родное отечество – небо. Все животные, в свою очередь, созданы для человека. Напомню, что в человеке самое главное – это душа. Тело – лишь одежда нашей души. О тех, кто живет духовно и у кого на первом месте спасение души, Господь говорит «Царствие Божие внутри вас есть» (Лк.17, 21). Если мы постоянно ходим в церковь в субботу вечером и воскресенье утром, читаем утренние и вечерние молитвы, а также Евангелие и духовные книги, мы укрепляемся в вере. Через молитву, добрые дела, терпение в скорбях и болезнях человек приобретает благодать Божью. Если люди вступают в брак, всех детей надо воспитать в православном духе, чтобы явиться пред Господом и сказать: «Вот я, Господи, и дети мои».

Человеческий мир создан для того, чтобы наполнить обитель рая. Миллиарды людей, которые были до нас и еще будут после, переходят в вечность. У человека одна цель - здесь, на земле соединиться с Богом. Когда человек живет духовно, то в его душе не остается гнева, зла, обиды, гордыни, самолюбия. Он никого не осуждает, терпит поношения, оскорбления, болезни, потому что через скорби и страдания человек духовно созревает и избавляется от страстей. В душе такого человека воцаряется любовь к Богу и ближнему, мир, тишина, покой и радость. Вот к этому должен стремиться человек на земле.

Каким образом можно этого достичь? Если человек почувствовал в душе угрызения совести, а совесть - это Божественный голос нашей души, тогда надо покаяться перед Богом и при первой возможности идти на исповедь, чтобы душа не оставалась в грехах. Если впал в грех, то ощущаешь, будто полетел по склону горы вниз, и будешь лететь до тех пор, пока не ухватишься за камень покаяния. Если покаялся, то начинаешь потихонечку забираться наверх. Если сорвался, то надо снова покаяться. Некоторые люди не знают этого, они покаялись один раз и думают, что все в порядке. Надо постоянно забираться наверх, к Богу. Тот, кто достиг этого, чувствует духовную радость от того, что у него нет падения, хотя он и видит себя величайшим грешником.

Господь сказал: «Царствие Божие внутри вас есть» (Лк.17,21). Но можно также и сказать, что и ад внутри вас есть. Человек нераскаянный, не читающий молитв, Евангелия, духовной литературы и ублажающий лишь свою плоть, ходит как бы вниз головой, весь устремлен не в небо, а в землю. Это крайне опасно. Вокруг нас много людей и каждый может внезапно умереть. Часто бывает так: человек жил и вдруг его сердце остановилось, и он перешел в тот мир. То, что было в нем, отправилось туда вместе с ним, потому что все то, что мы говорим, делаем или мыслим, запечатлевается в вечности на все времена и никуда не исчезает. Человек может жить для души или, наоборот, лишь для плоти. Тот, кто делает все для угождения своему телу, интересуется только одним: как иметь больше денег и получить все удовольствия здесь, на земле. Святитель Игнатий Брянчанинов в книге «Слово о человеке» пишет, что не надо увлекаться земным. Подвижники, которые вели очень строгий образ жизнь, переходили в тот мир как в радостную жизнь. Некоторые хотят получить вся благая здесь и в то же время попасть в Царствие Божие, а надо все внимание направить на свою душу, а не на плоть.

На днях увидел накрашенную даму и подумал: «Почему молодые красятся?» Ведь Бог создал всех красивыми. Когда внутри нам чего-то не хватает, то приходится дополнять это внешним. Стоит девушка с накрашенными губами и бровями, с наклеенными ресницами, моргнет, а ресницы отклеиваются, и она, бедная, уже и моргнуть боится. Зачем это? Когда девушка естественная, спокойная, уравновешенная, мирная – с нею радостно и приятно рядом находиться. Но бывают невоспитанные, гордые, раздражительные, крикливые и обидчивые особы. Недавно передавали: дочь с мужем на старую мать накричали и выбросили ее из дома. Мать думала: «Может, пойти в монастырь?» Здоровья у нее уже нет, а ведь в монастыре надо трудиться.  Что же делать? Остается идти в дом престарелых. Там есть священники, накормят, она будет жить мирно и потом ее похоронят по-человечески. Она утешилась. Что можно сказать по поводу этого? Господь говорит: «Какою мерою мерите, такою и вам будут мерить» (Мф.7,2). Если ты уважаешь ближнего, любишь его и творишь добро, то и сам получишь это же. Если родную мать выгнали из дома, то не ищи жизни – ее не будет. В Книге Исхода Господь сказал: «Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле» (Исх. 20, 12). Те же, кто оскорбляют своих родителей, «злой смертью да умрут» (Мф.15, 4).

Иногда ко мне приходят и спрашивают: «Почему Господь так рано забрал моего дочку или сына, в тридцать или сорок лет?» Они предпочли бы умереть сами, но не видеть смерти своих детей. Давайте рассудим: эта дочь или сын не живут духовно и когда умирают, то злые духи окружают их и забирают душу. Кто же будет их вымаливать? Если бы дочка и сын были благочестивыми, ходили в церковь, любили бы Бога и ближнего и творили добро, то Господь дал бы им жизнь, чтобы они трудились и духовно возрастали. Но поскольку они не чтут отца и мать, то понятно, что забираются из этой жизни. Теперь родители будут за них молиться. Люди живут без Бога и потом начинают обвинять Его или ближних. Никто не виноват в наших бедах, кроме нас самих. Господь дал наказ, чтобы мы чтили своих родителей, не раздражались, не ругались, не гордились и не обижались, а всем делали добро. Вот так человек и должен жить. Выбор за нами - жить духовно или для своей плоти.

В нашей стране было время безбожия. В те годы в России проживало 150 миллионов человек. Те, кто были православными и жили в любви, когда переходили в иной мир в таком состоянии, то и там пребывали в радости. Те, кто здесь жил плохо, продолжил мучиться и на том свете. Не надо думать, что если я, будучи в православной Церкви, свободно грешу, делаю то, что Господь запрещает, то я попаду в рай. Это совсем не так. Господь говорит: «Неправедные Царствия Божия не наследуют» (1 Кор.6,9). Ни один нечистый не войдет туда, так как бесы заберут его душу. Тогда для человека начинается мучение. Возьмем, к примеру, того, у кого болят глаза: где ему лучше - при солнечном свете или в темном месте? Разумные люди понимают, что в темном помещении, так как там глаза не ломит. Когда совершится Страшный Суд,  все нераскаянные окажутся по левую сторону, а праведники по правую. Праведников оправдает Сам Господь для вечной блаженной радости, а грешникам Он скажет: «Отойдите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и всем нераскаянным грешникам». Они начнут говорить: «Господи, прости нас!» и услышат в ответ: «Вы - мои дети, мне вас жаль. Я бы рад вас взять, но вы не сможете быть в раю». Как-то ангел взял одну душу, и она пожелала побыть в раю. Когда стали подниматься вверх, то эта душа не смогла двигаться дальше, потому что не выдерживала этого света и благодати. Ей надо было опуститься ниже. Человек нераскаянный неспособен быть там. 

Однажды я рассказывал, как поехал за грибами. В лесу была огромная поляна и когда я начал выходить из леса, то увидел в траве огромный белый гриб. Я взял нож, разрезал его пополам и развернул, а там было столько червей! Тогда я сказал: «Милый мой, я бы рад тебя взять, но ты не пригоден. И все черви сожрут мои последние грибы. Так что оставайся ты здесь». Точно также, если Господь возьмет грешников в рай, это будет уже не рай. Если мы здесь живем с матерью, братом или сестрой, или муж с женою, а у нас нет радости и покоя - то перевести нас в обитель рая будет невозможно. В Царствие Божие «не войдет ничто нечистое» (Откр.21, 27). Туда входят только кроткие и смиренные. Господь говорит: «На кого воззрю, только на кроткого и молчаливого, и трепещущего словес Моих» (Ис.66, 2). Апостол Павел говорит: «Злоречивые … Царствия Божия не наследуют» (1 Кор.6, 9). Если человек желает жить здесь так, чтобы ему было легко и радостно, то  это все в наших руках. Если Господь сказал, что «Царствие Божие внутри вас есть» (Лк.17, 21), то надо работать над собой. Мы должны создать в своей душе Царство Небесное, рай. Когда Дух Святой вселится в нас, у нас не будет ни гнева, ни обиды, ни раздражения, ни крика. Душа наполнится благодатью. Чем больше мы будем творить добра, тем больше благодати будет в нашей душе. Это и будет настоящим раем, тут-то и начинается жизнь. Если же мы живем по плоти, то у нас лишь одна цель - наполнить свое чрево. Я говорил своим близким: «Какой толк от того, что вы много едите?» Если мы съели килограммы продуктов, то из всего этого количества усвоилось совсем немного. Мы только набиваем желудок и живем для плоти, не получая от этого ни мира, ни радости, ни покоя.

Мы часто бываем раздражительны и обидчивы. На это надо обратить особое внимание. У многих возникнет вопрос: «Как этого добиться?» Очень просто. Надо мыслить так: Господь вызвал нас из небытия в бытие, дал нам бессмертную душу, землю, солнце, луну, планеты, звезды, воздух, моря и океаны, миллиарды животных, птиц, рыб. Он также дал нам друзей. Мы должны радоваться. Господь ничего не требует от нас, а желает только одного, чтобы мы благодарили Бога за все. Вот на этом надо остановиться и сказать: «Господи, помоги мне! Как мне научиться Тебя благодарить?»

Вопрос радиослушателя: - Батюшка, Вы сказали, что надо призывать Духа Святаго, чтобы Он вселялся в нас и тогда все будет в порядке. Как можно призывать Его, когда у нас вся атмосфера наполнена матерными словами? Все наши беды от этого. Мат мешает быть порядочным человеком, отвращает от веры, развращает детей, и никогда у нас ничего не выйдет, если мы не обуздаем свой язык. Как Вы считаете?

Архимандрит Амвросий (Юрасов): Как вы думаете: почему наши футболисты проигрывают? Потому что выходят играть и если что-то идет не так, то сразу слышен мат. Это отвратительно. Я помню, когда занимался боксом, у нас был тренер. Он всегда повторял: «Ребята, в спаррингах и на соревнованиях ни в коем случае не гневайтесь, не раздражайтесь, кто лучше подготовлен - тот и выиграет. Сохраняйте спокойствие. Знаю, что все профессиональные боксеры сохраняют мир и после соревнований подходят друг к другу, обнимаются, не испытывая никакой обиды, нет и раздражения. Я видел, как один из борцов проиграл и  так сильно ударил стену ногой, что я испугался, не сломал ли он себе пальцы. Зачем все это? Это болезнь души. Православные не должны ругаться матом, а должны нести всем мир и любовь. Если не будет христиан, то мир погибнет, потому что все неправославные народы живут за счет православной Церкви, так как это единственная Церковь, которая служит Господу. Не надо обращать внимание на то, что какие-то силы или партнеры беснуются и недовольны православной Церковью. Даже если они окружили всю нашу страну ракетами, Господь сохранит. Последнее слово от Бога. Эти ракеты могут полететь на дурные головы тех, кто их поставил. Не надо бояться. Без воли Божией ни один волос не падает с головы человека. Господь говорит: «Не бойтесь». Бог управляет всем и заберёт нас в лучшую минуту жизни. Надо благодарить Бога и радоваться. Господь дал нам все бесплатно. Нам нужно только благодарить Его. Если кто-то сделал нам что-то плохое, обидел, ничего не отвечайте. Господь попустил это за наши грехи. Лучше потерпеть временно, нежели вечно мучиться. Надо пройти в свою комнату, сделать несколько поклонов, чтобы никто не видел, и поблагодарить Бога за то, что Он попустил нам искушение. «Значит, так надо по моим грехам. Слава Богу за все!» Если мы сделаем так несколько раз, то потом с каждым разом нам будет все легче и легче жить, если не будем скандалы устраивать. Если же давать свободу своим страстям и языку, то можно дойти до такого гнева, что головой будешь биться о пол, пена будет идти изо рта и начнется настоящая истерика. Самое большое достижение для человека - это терпеть всех.

Вопрос радиослушателя: В Екатеринбурге прошла акция, в которой россияне записали обращение к президенту, стоя на коленях. Также у дачи Патриарха Кирилла в Краснодарском крае был пикет обманутых дольщиков. Должна ли Церковь и мы, верующие, заступаться за таких людей, за оппозицию?

Архимандрит Амвросий (Юрасов): - Мы, православные, должны молиться: «Господи, помоги. Господи, благослови. Господи, сохрани». В Евангелие сказано: «Где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» (Мф.18, 20). Господь все устранит и всему поможет. Мне звонят многие девушки и говорят, что у них есть жених, а то и несколько, и спрашивают: «За кого из них идти замуж?» Я отвечаю, что не надо искать жениха. Когда будете молиться, Бог найдет хорошего человека, который будет по душе, а искать самому бесполезно.

Иеродиакон Елеазар (Титов): - Надо еще добавить, что для православной Христовой Церкви не существует такого понятия, как «оппозиция». Церковь - Тело Христово. Глава этого Тела - Сам Христос, а мы все - братья и сестры друг другу. Как сказано в Послание Галатам: «Во Христа крестившиеся, во Христа облеклись» (Гал.3, 27). Те люди, которые не крестились или малоцерковные, даже безбожники - тоже являются чадами  Божьими, но заблудшими и находящимися вне спасительной ограды Церкви. Поэтому для Церкви нет понятия «оппозиция». Те, кто стали на колени в Екатеринбурге, и те, кто протестовал у дачи патриарха - чада Церкви. Конечно, дело пастырей вразумлять своих чад, чтобы не было бунта, потому что как писал Пушкин в «Капитанской дочке»: «Не приведи Бог увидеть русский бунт, бессмысленный и беспощадный». Конечно, нельзя доводить народ до крайней степени. Тут требуется мудрость как правителей, так и пастырей. А РПЦ не участвует ни в политических партиях, не заседает в парламенте, ни в Верхней, ни в Нижней палате.

Вопрос радиослушателя: В посланиях написано, что у нас должны быть те же чувства, что и в Иисусе Христе. Какие это чувства?

Архимандрит Амвросий (Юрасов): Это чувства любви, справедливости и чистоты. Господь сказал: «Не любяй ближнего, в смерти пребывает». Если мы спорим с ближним, скандалим - значит, у нас нет любви. В день Страшного Суда Господь скажет: «Так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне» (Мф.25, 40). Если обидели кого, то и Его обидели. Именно этим отличаются православные. Надо всех терпеть. Тогда Господь помилует и нас. Если мы кого-то терпим, то и Бог терпит нас. Как мы относимся к ближнему, так и Господь отнесется к нам. Господь - наш отец, Он любит нас, хотя мы ничего, подчас, и не понимаем. Когда у родителей дети еще несмышленые и не могут толком разговаривать, у них бывают видны родовые грехи: могут с детства проявляться страсти гнева, блуда или винопития. Если человек будет работать над собой, то сможет избавить свой род от этого и прекратится переход этих родовых грехов. Так живут благочестивые люди, побеждая свои пороки и страсти.

Вопрос радиослушателя: В начале 90-х годов, когда рухнул Советский Союз, в Церковь хлынула большая масса людей. Наблюдался подъем и воодушевление. Основной толчок развития церковной жизни пришелся именно на 90-е, также как и пик возрождения монашества. А потом произошло затухание. С чем это связано?

Архимандрит Амвросий (Юрасов): Когда Церковь гонят, то в это время человек сопротивляется, знает, что за веру он получит награду, а когда появилась свобода, то все пошли в Церковь. Многие из этих людей - сырой необработанный материал. Долгое время велась идеологическая борьба с Богом. И как писал Ф. М. Достоевский в романе «Братья Карамазовы»: «Дьявол с Богом борется, а поле битвы – сердца людей». В нашей стране  были сильнейшие гонения. Священник, который окончил семинарию, вынужден был ехать из города в село, а те, кто нигде не учились, направлялись в города, чтобы он никого не призывал к Богу. Многие храмы открыли, а где было взять священника? Рукополагали тех прихожан, которые ходили в храм - кузнецов, столяров, водителей,  преподавателей, а они не заканчивали ни семинарию, ни духовную академию. Такие люди не могли принять народ, помочь исповедоваться, очистить душу от грязи.  Когда человек приходит со скорбями на душе - у него тяжесть, он не знает, куда все это деть. Ни одна больница не помогает. Остается последняя надежда: «Может, Церковь поможет?» Пришли, но покаяться не смогли. Так вот с этой тяжестью и ушли, и в Церковь больше не ходят. Поэтому люди и отпадали от веры. Надо работать с каждым, отдавая свое здоровье. Когда священники, работают с людьми, те остаются в Церкви. Конечно, произошли изменения. Сейчас в храмы стало ходить больше молодежи, но мы их нечасто видим, они то на работе, то с детьми, но именно эти люди и наполняют Церковь. Бабушки отходят в вечность. В первые времена христианства язычники говорили, что вот сейчас все верующие, которые уже в возрасте, умрут и больше никого не будет, так как молодежь не ходит в храмы. Оказывается, эти бабушки в белых платочках -  бессмертные. Новые приходят на  место ушедших. Сейчас открыли много новых храмов. В городе Иваново раньше была одна действующая церковь на город с населением 500 тысяч человек, а сейчас около 30 храмов. Это только в Иванове. Во всей Иваново-Вознесенской Епархии 189 приходов и 75 городских храмов.

Иеродиакон Елеазар: В отдельно взятой Ивановской митрополии 12 монастырей и столько же во всей Польской православной Церкви.

Архимандрит Амвросий (Юрасов): Я помню, когда у нас открыли храм, то на службу приходили три тысячи человек, а когда появились другие храмы, поток сразу уменьшился -  люди стали ходить туда, куда им ближе.

Вопрос радиослушателя: Как можно вернуть в семью многодетную маму, которая уже много лет живет в удаленном монастыре и не хочет возвращаться в Москву? Говорит, что здесь ей плохо. Она бы вернулась, если бы ее духовника забрали в Москву или в область. Вот такая привязанность. Как это преодолеть?

Архимандрит Амвросий (Юрасов): Вопрос сложный. Надо беседовать с духовником этого монастыря.

Иеродиакон Елеазар (Титов): Если человек свободен, не связал себя брачными узами, то он волен  идти в монастырь или вступить в брак. Афонские отцы говорят, что пока человек свободен, у него больше прав, чем обязанностей, если человек вступил в брак, то у него больше обязанностей, чем прав, а когда появились дети, то прав практически нет, а появляются одни только обязанности. И мама, конечно, неправильно поступает, так как у нее есть дети, а она ушла спасать душу. Так она не спасет ее.

Архимандрит Амвросий (Юрасов): Она должна воспитать детей, определить их и тогда уже идти в монастырь.

Иеродиакон Елеазар: - Мать душу не спасет свою, если погибнут ее дети.  Это то же самое, как игумен или игуменья. Им Господь вверяет братьев или сестер, и они не могут думать, что им можно спастись самим. Это произойдет лишь тогда, когда спасутся их братья и сестры.

Вопрос радиослушателя: Вы говорили о «затухании», которое произошло в 90-х годах. Осмелюсь предположить, что это было потому, что занавес рухнул, но это длилось лишь какое-то время. Сегодня происходит его восстановление, хотя у нас есть храмы. «Если же соль потеряет силу, то чем сделаешь ее соленой?» (Мф.5, 13). Без правды в этой оппозиции не будет соли.

Иеродиакон Елеазар (Титов): Это дискуссионный вопрос. Что было раньше,  во времена советской власти? Запрещали ходить в храмы и крестить детей, а о том, чтобы говорить по радио или телевидению о Боге или печатать газеты и православные книги  не было и речи. Что происходит сейчас? Строятся монастыри и храмы, возрождается монашеская и приходская жизнь. Можно найти множество духовных школ, где учатся юноши и девушки, которые станут священниками, матушками или регентами. Сейчас печатается большое количество православной литературы. Говорить о восстановлении режима запретов не приходится. У каждого свое мнение и видение.

Архимандрит Амвросий (Юрасов): Мы говорили о плотском и духовном. Когда человек будет жить духовно, то у него появится вера, и он точно будет знать, что Господь есть, а также существует рай и ад. Надо напомнить человеку, что если он покаялся в грехах, все вспомнил, то Господь прощает. Но это еще не все и не значит, что человек сразу попал в рай. Надо понести наказание за грехи: либо временное, либо вечное. Лучше пострадать временно. Многие грешат и даже в голову не берут, что после этого надо нести наказание. У человека могут отняться ноги или случится инсульт, а он как грешил, так и продолжает жить. Некоторые так опускаются, что им приходят мысли, что обезьяна произошла от человека. Другие же верят, что человек произошел от обезьяны. Обезьяна – это животное, которое не имеет разумной и бессмертной души. Когда человек услышал о Боге и о том, что есть духовный мир, то он должен помнить, что все мы должны воскреснуть. Нам всем надо быть духовными, так как наступит Страшный Суд, в день которого все распределятся: те, кто жил свято, попадут в обитель рая, а кто нет - тот окажется в таком месте, которое он заслужил. Трудно вести борьбу с плотью, но надо ее ущемлять: не кушать мяса и сладкого, так как сласти рождают страсти. Не надо никого осуждать и превозноситься. Если ты осудил кого-то, то и сам совершишь этот же грех. Господь заповедовал нам не осуждать, потому что мы все подсудимые. Возблагодарим Бога за то, что Он хранит нас Своею Благодатью. «Боже, очисти меня грешного» - читаем мы в утренних молитвах «яко николиже сотворих благое пред Тобою».  Я живу только по Твоей милости, по молитвам Царицы Небесной, по молитвам своих родителей и духовных отцов, и по милости Божией. Если Господь не будет нас хранить, то мы все рассыплемся в прах земли. Господь оберегает не только нас, но и весь животный и растительный мир. Если благодать Божия прекратится, то все в мире погибнет.

В Церковь надо ходить в субботу и воскресенье, и во все праздники. Святитель Василий Великий говорит: «Если человеку отдать все богатства мира и поставить его над миром царем, то душа его в этом не насытится. Она насытится только в Одном Боге! Нашел Бога - нашел всё». Многие пришедшие к Богу не знают, что Господь дает человеку радость. А ведь когда человек избавится от грехов, то у него такая благодать в душе! Получив ее, люди закрываются в тайном месте, ставят иконочку, зажигают лампадочку и свечку, стоят перед Господом на коленях, беседуют с Ним в молитве. В душе радость, и они так могут часами стоять. Тот, кто покаялся, знает, что Господь его простил. Он страдает здесь за грехи свои и благодарит Бога. На него может напасть уныние или отчаяние, но он знает, что это пройдет. Это нужно перенести. Господь сказал: «Терпением вашим спасайте души ваши» (Лк.21, 12), «претерпевший же до конца спасется» (Мф.10, 22).

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и абзацы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Простите, это проверка, что вы человек, а не робот.
Рейтинг@Mail.ru Яндекс тИЦ Каталог Православное Христианство.Ру Электронное периодическое издание «Радонеж.ру» Свидетельство о регистрации от 12.02.2009 Эл № ФС 77-35297 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций. Копирование материалов сайта возможно только с указанием адреса источника 2016 © «Радонеж.ру» Адрес: 115326, г. Москва, ул. Пятницкая, д. 25 Тел.: (495) 772 79 61, тел./факс: (495) 959 44 45 E-mail: [email protected]

Дорогие братья и сестры, радио и газета «Радонеж» существуют исключительно благодаря вашей поддержке! Помощь

-
+