Перейти к основному содержанию

18:52 23.09.2018

В молитвослове молитвы написаны от мужского лица, как читать женщинам?

21.05.2018 11:27:52

Слушать: http://radonezh.ru/radio/2018/04/30/21-00

о. Александр: - В эфире радио «Радонеж» протоиерей Александр Абрамов, настоятель храма преподобного Сергия Радонежского в Крапивниках. Христос Воскресе! Мы отметили уже четвертое воскресение по Пасхе. Встречаем неделю о расслабленном. И еще долго будет длиться возможность в Церковной истории приветствовать друг друга словами «Христос Воскресе!»

Многие спрашивают, как нам сохранить такую молитвенную напряженность, упругость, силу? Не секрет, что люди серьезно готовятся к Великому посту. Многие говорят, что во время поста будут строже к себе, будут больше посещать богослужения, и они успешно, здорово и прекрасно проводят Великий пост. И видно по содержанию их исповеди, по тому, как они себя ведут, по перемене в жизни видно, что пост дал плод.

Но приходит Пасха, долгожданная, радостная, счастливая Пасха Красная, и человек с горечью обнаруживает, что встретив Пасху, к которой мы так стремились и шли, он испытывает упадок сил. И потом начинаются посадочные сезоны, выезды на дачу, и куда что делось? Мы так старались, так собирались с силами. Нельзя это все растерять. Нельзя устраниться от продолжения своего напряженного молитвенного делания. Это очень важно. Так как же здесь быть? А вот так. Надо себя настроить, что мы живем не от поста до поста. Многие думают, что мясоед, что тут может быть хорошего, как здесь можно особенно потрудиться? Да точно так же как и в промежутке, как в постах. У нас в этом году Петров пост будет продолжительным - 40 дней. То есть такой же по продолжительности, как и Великий пост. И это не значит, что эти усилия мы должны отнести на Петров пост. То время, когда идет Пасхальное празднование, наши усилия не должны сосредотачиваться на постной стороне жизни, на том, чтобы что-то и когда-то не есть - это общая наша канва, никто не отменяет среду и пятницу. Но между постного времени нужен свой особый труд. Во-первых, не надо бросать службу. Да, у нас много дел. Надо и съездить на дачу, и подлечиться, посадить цветы, много что надо сделать. Но важно не бросать службу, не терять литургическую связь с храмом. Продолжать находиться в ритме Церкви. То, с чего я хотел бы начать наш разговор.

Вопрос: - Христос Воскресе! У меня есть недоумение: Христос спрашивает расслабленного: "Хочешь ли быть здоров?". И вроде как, само собой разумеется - ответ "да". Или Христос "ожидал" другой ответ?

о. Александр: - Воистину воскресе! Конечно, Господь, все знает, и в этом смысле Ему нет нужды ни с кем говорить, потому что Он знает и невысказанную мысль. Но речь здесь идет и о том, что во всякой беседе Христа в присутствии огромного количества людей содержится и какой-то урок. И Он задает вопрос, не ожидая ответа, что нет, мол, я и дальше хочу лежать около Овчей купели, и пусть другие заходят вперед. Это фальшивое смирение, нелепая ситуация. Ведь всякий раз, спрашивая человека о желании исцелиться, подразумевается, что быть здравым - это не только уйти от физической расслабленности, не только обрести способность вставать и ходить, но в первую очередь это возможность, и способность, и желание быть Божиим. Исцелиться - стать целым человеком. В тебе чего-то важного не доставало. Важно попробовать посмотреть на мир так, как это задумывал Бог. И тот отвечает, что да, конечно. Но в Евангелии нигде не сказано, что Христос помогает расслабленному спуститься в купель, нигде ни слова об этой комфортной ситуации. Никто ни к какой воде не сходил. Христос прямо и непосредственно его исцелил. И запретил, как Он часто это делает, говорить другим. И тот потом находит в храме Исцелителя Иисуса и всем доносит мысль, что Тот, Кто его спас, и есть Иисус. Вот прямое действие вопроса Спасителя: Ты хочешь быть целым? Да. И это звучит на страницах Евангелия так: меня спас Иисус. Меня спасло не мастерство врачей, не мое терпение, не воды Овчей купели. Но меня спас Иисус. И вот человек стал целым - он видит мир так, как Бог ему дает глаза и духовное зрение. Так же и для нас с вами, когда мы не просто читаем молитвы или посещаем богослужения. Или как многие ужасно выражаются «Надо бы заказать службу». Кому заказать? Богу? Батюшке? Так вот когда мы не заказываем, не посещаем и не вычитываем, а молимся, мы оказываемся в ситуации прямого общения с Тем, Кто способен и из камней сотворить чад Аврааму, Кто может поднять 38-летнего недужного.

Вернемся к ситуации Пасхального нашего бодрствования. Так вот не будем терять бодрствования. Уезжаете на дачу - найдите храм там, что делалось постом - это надо не растерять. И правда, часто бывает, что храмы становятся мене людными, но ни в коем случае богослужения бросать не надо. Постарайтесь, как раньше делали, на протяжении всего Великого поста прочитать все Священное Писание Ветхого и Нового завета.  Наша с вами задача - распределить Новый Завет на весь год. Не только те отрывки, которые читаются в храме, но весь Новый Завет. Читайте с карандашом. Подчеркивайте, что вызывает согласие или несогласие. Или вопросы. Существуют прекрасные сборники толкований всех святых отцов, которые только известны нам на сегодняшний день в русских переводах. Берете от Матфея, глава, стих такой-то, и что об этом говорит Иоанн Златоуст, что Василий Великий. Пусть вы только две строчки прочитаете. Там каждая строчка длиннее нашей жизни. Но будет время поразмыслить. Не надо торопиться, это не чтение для метро. Такое чтение, чтобы читать вдумчиво, подчеркивать, размышлять, это тоже есть форма молитвы.

Вопрос: - Как лучше помянуть усопших? Я обычно подаю записки на панихиду. А есть еще другие - Бескровная Жертва, так какая между ними разница? 

о. Александр: - Я не критикую Вас и не ругаю, но я очень огорчен. Бескровная Жертва - это Христос, распятый за нас. И Тело, и Кровь Христовы. Это Божественная Литургия. Это самое центральное Богослужение христиан, на которое мы ходим по воскресениям, а некоторые еще и в другие дни. Это не просто Бескровная Жертва, это То, благодаря чему мы с вами живы.

И нужно было удосужиться узнать, что такое Проскомидия. Это часть Литургии, когда священник вынимает частички о живых и усопших. И эти частицы хлеба, из специально подготовленных просфор полагаются рядом с Агнцем, которому предстоит за Божественной Литургией стать Телом Господним. И рядом чаша, где налито вино, которому предстоит стать Кровью Господней. Проскомидия - приготовление Святых Даров. Чудно, что священник на международном радиоканале должен все это рассказывать. Нам надо понимать, в чем именно мы участвуем. А иначе зачем участвовать? Так шаманы и маги делают.

Как лучше поминать? Да своей личной молитвой в первую же очередь. Когда я учился на военной кафедре, моя специальность была военно-политическая пропаганда, как соперникам нашим бороться с противником с помощью листовок, например. Многие бабушки приходят, сто записок напишут в один храм, и в другой. И вроде как долг выполнили. А где же живая молитва? А где искренние чувства? Поэтому надо разбираться, в чем Вы участвуете. Литургическое поминовение самое значительное, конечно. Панихида - второстепенное поминовение. Когда нам нужно что-то по работе узнать, то мы это делаем всеми доступными способами. Если как сейчас - то вроде это и не всерьез, и не очень надо. Тогда как это и есть самое главное на свете. Вот поэтому призываю вас к собственной внутренней работе. Учитесь, узнавайте, спрашивайте у священников, читайте.

Вопрос: - В молитвослове молитвы написаны от мужского лица, как читать женщинам?

о. Александр: - Если речь идет о священных текстах, например, о Псалтири, которая написана царем Давидом, то эти тексты переиначивать с мужского рода на женский не нужно, их нужно читать как есть. А тексты молитв стоит подстраивать под себя. Они были в свое время написаны святыми отцами от своего имени. Поэтому нет ничего зазорного в том, что Вы приспосабливаете молитвы под свои нужды и меняете род. Кроме этого, в составе вечерних молитв есть исповедание грехов повседневное. Там довольно большой список грехов. Так вот, если там есть то, что вы сегодня, слава Богу, не совершили, то и не надо читать, пропустите.

Вопрос: - Как быть, если в силу переезда меняешь приход, или священника перевели в другой храм?

о. Александр: - Многие почему-то думают, что переход из одной общины в другую сродни предательству. Но это не всегда так. Если вы сохраняете связь со своей общиной, то ничего страшного нет. Если вам приглянулась другая община, вы чувствуете себя ближе к какому-то приходу, то смело начинайте туда ходить. Ничего зазорного и грешного. То есть, возможно, и остаться в двух приходах и переменить приход. Ведь речь идет о вашей духовной жизни, ответственность за которую вы несете сами. И если вы видите, что в другом приходе вы растете, становитесь большим христианином - будьте в этом приходе. Но уходить из прихода надо с миром, без скандала. А бывает, что некоторые порхают между приходами, потому что их духовное устроение такое. Батюшка сказал что-то не  понравившееся на исповеди -  всё, батюшка плохой, надо искать новый приход. Пока нравится священник, мы с ним, а чуть что не так, задел ли батюшка или отнесся невнимательно, перебегаем в другой. То есть для перехода в другой приход должна быть веская духовная причина. В советское время для людей, которые переходили с работы на работу, было такое уничижительное прозвище «летуны». Вся их трудовая книжка была испещрена записями, там год, тут полгода, здесь несколько месяцев. Вот такого летунства приходского у нас быть не должно. Это всегда серьезный шаг и участие в жизни общины. Так что надо настраиваться. Нашли мы приход и священника, с которым мы в духовном резонансе, так вот надо себе задать вопрос - мне нравится здесь, а что я могу сделать для общины? Как говорят, Бог не в бревнах, а в ребрах, значит, и я должен чем-то приглянуться общине. Это не значит понравиться, но надо постараться сделать что-то для прихода и быть для него полезным тоже.  Меня много раз спрашивали о выборе духовника, как быть со священником. Допустим, вы много лет ходили к одному священнику. Возникло понимание того, что нет у вас внутреннего созвучия. Можно ли переходить к другому священнику, считая его своим духовным отцом? Во-первых, надо бы поговорить с тем и с другим. Одному сказать, что история ваших взаимоотношений завершается, а другому сказать, что хотели бы к нему ходить. Не говорите сразу о том, что хотели бы, чтобы батюшка был духовником. Присмотритесь сначала внимательно. Послушайте проповеди, посмотрите выступления. Сейчас очень многие священники размещают теле, радио выступления. У вас должно быть радостное сердце, его слова должны вызывать согласие, а его образ жизни должен у вас вызывать принятие. Вы должны для себя знать - тот духовник хорош для вас внутренне, с которым у вас происходит взаимное обогащение, рядом с которым вы растете, вы чувствуете, что вы духовно приобретаете. Но и для священника такие чада должны быть такие, рядом с которыми он сам становится более сильным, умным, мудрым.

Вопрос: - В каких случаях лучше молиться Царской семье?

о. Александр: - Это у нас такая дурная история - такому-то молиться от зубной боли, а вот такому, когда деньги нужны. А вот давай подберем, за что именно отвечает Царская семья. Мы с вами молимся святым угодникам Божиим, потому что они ученики Христовы, потому что они ближе, чем мы, ко Спасителю. Есть святые, которые вам сразу нравятся, когда вы чувствуете почти как членов своей семьи, они для вас должны быть близки, радостны. И вот к этим святым можно обращать все ваши прошения, просьбы о  том, чтобы они помогли вам, обратив свей моление ко Господу, чтобы они укрепили своей молитвой обращение ко Господу. Вы ведь не молитесь конкретным святым как Богу, ведь вы всегда молитесь Богу, но просите подкрепить вас тех или иных святых. Понятно, что так исторически сложилось, мы знаем, что преподобный Сергий особенным образом помогает тем, кто плохо учится. Или кто-то собирается сдавать экзамены. Но это за множество лет Церковь смогла это точно установить. И какая-то добрая специализация есть у каждого святого угодника Божия. Не надо просто заостряться на этом, не надо увлекаться коллекционированием того, чтобы выяснить, кто и за что отвечает. Все и за всё. Все ученики Божии.

Мы давно не говорили с вами о судьбе музея, который создан при вашей помощи на базе преподобного Сергия Радонежского в Крапивниках. Хочу еще раз выразить благодарность тем, кто передал в музей все, что связано с церковной жизнью 40-80хх годов. Мы занимаемся послевоенным временем советской поры, когда Церковь с одной стороны не была запрещена, не была в таких жутких гонениях как в ленинское и первое сталинское время. Но одновременно она не была ни в какой мере свободной, а люди, тем не менее, верили, крестились, венчались, отпевали родственников, по каким-то книгам изучали Священное писание, приобретали календари. У нас уже около тысячи экспонатов: от календарей до предметов быта церковного. 18 мая будет открываться выставка. ДК МЭИ. Выставка «Советский Союз, вера и люди». Теперь мы готовы помимо экспонатов записывать воспоминания тех из вас, кто ходил в храм в этот период времени. Мы уже начали записывать. Материалы соберем, будем публиковать с вашего разрешения. Так будет восстанавливаться по крупицам подлинная, настоящая история церковной жизни этого времени. Если вам есть что рассказать, звоните в наш храм.

Вопрос: - Моя работа связана с уходом за болящим. В храм удается сходить только на раннюю обедню в воскресение. В субботу не попадаю. Хотелось бы совет какой-то услышать.

о. Александр: - Храмы открыты не только во время Богослужений. Днем зайти есть возможность, я так понимаю.  Нет службы, но постоять, помолиться можно. Люди оказывались в таких обстоятельствах и ранее. Что они делали? Они дома читали службу. В нашем случае все проще - литература доступна, можно взять и прочесть. Не произносить священнических возгласов. Но все песнопения в доступе. Еще можно прослушать всенощное бдение. У нас есть трансляция, и ее можно послушать в любое удобное для вас время. В то время, когда есть возможность. Да и в записи можно почитать. Общеизвестно, что Покаянный канон Андрея Критского прекрасно читал патриарх Пимен.  И существует огромное количество записей.  Всем известно, что способ отправления всенощного бдения наиболее общепринятый, наиболее красивый исторически существовал в Троице-Сергиевой Лавре. Огромное количество записей всенощного бдения в исполнении хора Лавры. Это вполне можно делать, это нормально, это достойно, и страшного ничего я не вижу. Было бы желание. Мы всегда заняты, нам тяжеловато. Но если будет желание, все можно решить.

Часто спрашивают, как можно пообщаться с батюшками нашего храма, со мной. Я с Божией помощью служу всегда в воскресные и праздничные дни. Только воскресение - это такой день, когда сложно пообщаться, людей много, и мы не сможем уделить время. Но можно договориться на какой-то рабочий день и поговорить со мной. Напомню, что по пятницам мы возобновили чтение Акафиста Кийскому Кресту чудотворному, нашей общей святыне. В пять часов мы служим Акафист. Если хотите принять участие -  приходите. 

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и абзацы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Простите, это проверка, что вы человек, а не робот.
Рейтинг@Mail.ru Яндекс тИЦ Каталог Православное Христианство.Ру Электронное периодическое издание «Радонеж.ру» Свидетельство о регистрации от 12.02.2009 Эл № ФС 77-35297 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций. Копирование материалов сайта возможно только с указанием адреса источника 2016 © «Радонеж.ру» Адрес: 115326, г. Москва, ул. Пятницкая, д. 25 Тел.: (495) 772 79 61, тел./факс: (495) 959 44 45 E-mail: [email protected]

Дорогие братья и сестры, радио и газета «Радонеж» существуют исключительно благодаря вашей поддержке! Помощь

-
+