Перейти к основному содержанию

09:14 19.07.2018

Расскажите, пожалуйста, о празднике Радоницы. У нас в Краснодарском крае, на Кубани, он объявлен общим выходным днем.

11.05.2018 13:47:10

Слушать: http://radonezh.ru/radio/2018/04/17/21-00

Иеродиакон Елеазар (Титов): - Несмотря на то, что сейчас идет Пасхальный период, мы на богослужениях уже начали молиться за усопших. Сегодня Радоница – радость для наших почивших родственников, братьев и сестер, по крови и по вере. Все православные христиане, у кого была такая возможность, были в храмах, затем отправились на могилы своих родственников, знакомых, друзей, служили там панихиды, литии, кто-то просто молился, потому что сегодня особый день поминовения усопших, первое поминовение после Пасхи. Давайте обсудим, как православные должны мыслить о почивших. Где оказывается душа после смерти? Как ей помочь, если она оказалась не с Господом? Что значат наши молитвы для усопших?

Архимандрит Амвросий (Юрасов): - Живущих на земле людей намного меньше, чем тех, кто уже перешел в потусторонний мир. Когда душа выходит из тела, она оставляет этот мир и переходит в вечность, где нет времени. Мы все понимаем, что Господь уже был, еще до творения мира. Для Него нет физических законов и понятия пространства. Он объемлет всё. Господь всегда жил в Вечности. Он создал человека, чтобы эти разумные твари участвовали в Его благости и вечно с Ним радовались. Именно поэтому Господь создал этот видимый мир. Первые люди, Адам и Ева, когда до грехопадения находились в Эдемском раю, имели такую же плоть, которая была у Христа после Его Воскресения. Когда Спаситель воскрес, Он явился к ученикам через закрытые двери, вкушал вместе с ними пищу, пил воду и удалился через стены. Такую же плоть имели первые люди, Адам и Ева. После грехопадения, когда они не покаялись, Господь дал им кожаные ризы – под этим имеется в виду наше тело, которое мы с вами носим. Господь показал, что Своим  Воскресением он воскресит всех покаявшихся - от малого до великого. Все будут вечно блаженствовать и радоваться с Господом. Спаситель сошел в преисподнюю, разрушил врата ада и проповедовал там тем людям, которые не хотели каяться (1 Пет.3, 18-21). Покаяние – очень важно. Еще Ной, в свое время, призывал всех к покаянию, но люди не хотели его слушать. Только когда открылись небесные хляби, день и ночь шел дождь, они опомнились, но было уже слишком поздно – все погибли от всемирного потопа.

Многие думают, что жизнь существует только здесь, на земле, но это не так. Наша жизнь - это только подготовка к вечной жизни. Господь приготовил нам новое небо и новую землю, вся благая. Когда апостол Павел был вознесен до третьего неба, он говорил: «… в теле ли – не знаю, вне ли тела – не знаю,… слышал неизреченные слова, которых человеку нельзя пересказать» (2 Кор.12, 2-4). Нужно, чтобы человек здесь подготовил себя для перехода в духовный мир. Как мы можем подготовиться? Работать над собой. Когда мы видим в своей душе какие-то страсти, гордыню, гнев, зло, обиду, раздражение, тщеславие, самолюбие, сластолюбие, не молимся Богу, не любим Творца и ближних, устраиваем скандалы, крик, шум, драки, сквернословим, нужно понимать, что это  – болезнь нашей души. Нужно, живя здесь, на земле, избавиться от этого. Когда мы исцелимся от этой болезни, которая пронизывает нашу душу, в душе наступят тишина, мир, радость и покой. Наша душа обретет полноту радости. Когда душа выйдет из тела, в каком состоянии она была, в таком она будет и в Царстве Небесном. Господь набирает в обители рая только чистых, святых людей. В Откровении сказано, что в Царствие Божие «не войдет … ничто нечистое и никто, преданный мерзости и лжи» (Откр. 21, 27). Создатель оставил нам покаяние, чтобы мы, слабые, немощные, духовно больные, могли очистить свою душу – покаяться. Самое главное – это любить Бога и ближнего. Апостол Павел пишет в Послании к Коринфянам, в 13 главе: «Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я – медь звенящая или кимвал звучащий. Если имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви, - то я ничто». Сказано: «Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине» (1 Кор.13). Интересно: как же любить ближнего? Преподобный Симеон Новый Богослов говорит: «Тот же, кто с любовию терпит обиды и унижения и молится за обидчиков и оскорбляющих его, в короткое время достигает великого преуспеяния». Что это значит - любить обидчиков? Это значит - не осуждать их, никому ничего не рассказывать, а терпеть и покрывать все добрыми делами. Это и будет любовь, особенно когда мы будем давать какие-то дары этим людям. Тогда человек станет духовно преуспевать, будет духовно расти. На это надо обратить особое внимание, потому что Господь приготовил нас к вечной духовной жизни. Святые отцы говорят: «О рай, рай, я могу тебя приобрести, но не могу умом постичь то, что Господь приготовил любящим Его. Если одна капля сладости из рая упадет в море, все море усладит. Если одна капля сладости из рая упадет в ад, прекращаются страдания, погашается огонь и ад становится раем».

Те люди, которые не полюбили Бога и ближних, делают зло, забывают, что Господь сказал: «…какой мерой мерите, такой и вам будут мерить» (Мф.7, 2). Их ждут вечные адские муки. Святые отцы говорят так: «Если взять громадную гору песка, насыпать от земли до неба и отбрасывать в сторону по одной песчинке в год, то когда-нибудь будет конец этой горе, но адским мукам конца не будет никогда. Если ласточка один раз в год будет прилетать к хрустальной горе от земли до неба, чтобы почистить клюв – она быстрее сотрет эту гору, нежели кончатся адские муки». Те, кто перешел в мир большинства, уже не могут молиться за себя и ждут молитвы своих близких родственников. Один рабочий трудился на рудниках и получил плату, которую выдали золотом. Он отдал часть золота священнику, сказав: «Это тебе на храм». Батюшка помянул этого человека, когда служил литургию и вынул за него частицу из святой просфоры. На другой день священник умер. Рабочий сильно скорбел, что его золото пропало и теперь за него не будут молиться, но ангел утешил его в тонком видении: взял весы и говорит ему: «Где твое золото, которое ты отдал священнику? Клади его на чашу весов». А на другую чашу положил частицу, которую вынул за рабочего священник. Частица сразу перетянула другую чашу. Ангел сказал человеку: «Твое золото – ничто. Самое главное – это молитва о здравии или о упокоении». Если молитва возносится за усопшего, то ангелы несут эту частицу туда, где находится человек и его местоположение меняется. Если часто будут молиться за него, то место его положения меняется в лучшую сторону. Усопшие ждут наших молитв. Надо поминать их утром, прочитав утренние молитвы, можно также поминать за обедом, сказав: «Господи, упокой душу усопшего раба твоего, прости все согрешения его, вольные и невольные, даруй Царствие Небесное и вечный покой». Можно говорить так везде, на всяком месте. Когда мы кому-то подаем милостыню, то нужно сказать: «Помолитесь об усопшем». Также когда вечером прочли вечерние молитвы, надо помянуть об упокоении ближних. Можно также поминать при чтении глав Евангелия. Можно псалтирь читать и поминать всех на «славах». Все это любовь к усопшему. Когда кто-то молится, Господь дает знать усопшему, что за него идет молитва, но это и польза для самого молящегося. Возьмем, к примеру, благовония: если вы хотите намастить  ими другого человека, то, в первую очередь, берете их в свои руки, а потом намащаете и другого человека. Когда мы молимся за усопшего, то, в первую очередь, идет молитва за нас, а потом за усопших. Мы делаем себе хорошо, потому что когда молимся – общаемся с Богом, Творцом, Источником жизни, любви и радости. Когда перестаем молиться, начинаем суетиться, то соединяемся с темными силами – они приступают к нам и дают всякого рода помыслы, и от этого мы страдаем, и мучаемся, и не знаем, как быть. Помните, если пришел нехороший помысел, надо сразу сказать: «Господи, прости, помоги мне, избавь!» И Господь поможет. Нужно искать помощи у Господа, потому что без этого нельзя жить. Если у нас есть какая-то страсть, которую мы не можем сами победить – мы должны надеяться только на Бога. Сказать: «Господи, я без Тебя никто и ничто». Мы же утреннюю молитву читаем: «Боже, очисти меня грешного, яко николиже сотворих благое пред Тобою…». Мы признаем, что никогда перед Господом ничего доброго не сделали. Если мы совершили хороший поступок – это Господь нам помог избавиться от какой-то страсти или помыслов. Когда мы будем призывать Господа на помощь, тогда у нас всегда будет в душе мир, радость и покой. Если кто-то нам сделал зло, не надо думать, как и чем ему отомстить. Нужно подумать, какое бы доброе дело совершить для этого человека. Мы из зла должны сделать добро. Как это понять? Сам Господь пришел и показал, как надо правильно жить. За нас пострадал, Его бичевали, Он в тюрьме был, над Ним издевались, и как все это закончилось? Распятием на кресте. В те времена это была самая страшная смерть, позор. Он взял на себя все наши грехи. Должны были пострадать мы, но Он пострадал за нас. Господу делали зло, а Он из зла сотворил добро. Какое? Спас человечество от проклятия и власти диавола.

Вопрос радиослушателя: Мне приходилось слышать, что в советский период музыка была средством, заменяющим проповеди христианства в России. Я подумал, не подменит ли музыка собой, поклонением себе, своей страстной красотой, красоту божественной природы? Ведь известно, что орган, например, не прижился в Православной Церкви и многие другие формы также были отвергнуты, видимо, по причине страстности и определенного воздействия на душу. Как же быть, исполнителю музыки на фортепиано или на скрипке, который отвечает не только за себя, но и за слушателей?

Архимандрит Амвросий (Юрасов): - В Ветхом Завете сказано, что единственным народом, который хранил веру в истинного Бога, был еврейский народ. Они прославляли Бога, используя тимпаны и другие музыкальные инструменты. Когда же на апостолов сошла Благодать Духа Святаго, они исполнились той радости, которую не дает музыка. Ее дает только благодать Божия. Когда люди всецело пришли к Богу, тогда Он наполняет их сердца благодатью. Такие люди уходят в монастырь или совершают подвиги, спят по часу или даже меньше, пребывают в молитве, которая дает им благодать. Человек становится носителем Духа Святаго и, конечно, музыка в это время будет мешать молитве, общению с Богом. Те люди, которые еще не пришли к Богу, могут прославлять Господа вне Богослужения. Они могут прославлять Господа на любых музыкальных инструментах. Церковь не запрещает этого.

Иеродиакон Елеазар (Титов): - Нужно заметить, что, действительно, орган не прижился у нас, хотя пришел именно с Православного Востока. Он активно используется на католическом Западе. В 150 Псалме говорится: «Хвалите Бога во гласе трубнем, хвалите Его во псалтири и гуслех,… в кимвалех доброгласных, … в кимвалех восклицания». И сегодня в некоторых Православных Церквях, таких как Эфиопская или среди арабов в Палестине, на Богослужении используются музыкальные инструменты. Также нужно помнить, что искусство может стать проводником благодати Божией. Например, иконопись или церковные песнопения – это самое настоящее искусство, которому надо учиться. Нужен преподаватель, который вложит свою душу в ученика, передаст ему все свои знания и опыт, возрастит своего приемника. Позднее из него получится прекрасный иконописец или певец на клиросе, который своим голосом будет привлекать и проповедовать Христа не меньше, чем священник с амвона, когда произносит проповедь. Ведь первое, на что обращают внимание мудрые священники, на то, что формирует атмосферу в храме, как ни странно это хор. Именно хор задает настрой: будет ли он молитвенным или нет. Есть такие церковные песнопения, в которых, действительно, много чувственности. Само по себе искусство – не грех и оно не мешает человеку идти к Богу, особенно, если им правильно пользоваться, если его воцерковить. Если же из искусства, как из любого другого предмета или явления, делать идол, то, как и любой идол, оно будет требовать жертв, служения себе, и тогда начнет замещать собой Бога. Даже простая булавка может стать идолом, если человек к ней пристрастен. Архимандрит Амвросий (Юрасов): - Святые отцы советуют держаться золотой середины. Причем, во всем.

Иеродиакон Елеазар (Титов): - Относительно музыки, золотая середина заключается в том, что не надо с головой уходить в нее, так, чтобы наступало забвение главного. Искусство, в данном случае – музыка, как явление само по себе не является хорошим или плохим. Это как нож – им можно зарезать, а можно сделать операцию и спасти человека. Не погружайтесь в музыку и не отдавайтесь ей всецело, всей душою. Всецело отдавайтесь лишь Богу, и все будет в порядке. 

Вопрос радиослушателя: Вы говорили о смирении. Насколько мне известно, в молодости Вы занимались боксом. С какой целью Вы пошли заниматься именно этим трудным боевым искусством? Наверное, не для того, чтобы терпеть обиды. Видимо, когда люди узнавали, что Вы - спортсмен, то у них сразу пропадало желание наносить Вам какие-то оскорбления.

Архимандрит Амвросий (Юрасов): - Прежде чем идти в армию, я подготовился - уже знал, что это такое. Каждый день бегал по пять километров и занимался многими видами спорта. Я жил в Сибири, в городе Прокопьевске, в морозы никогда не носил перчаток и не опускал уши у шапки. Когда приехал в армию, и там нужно было бегать по три километра на морозе, для меня это было в радость. В роте было двести человек, я знал, так как я верующий, могут обижать, и нашел себе друга. Он тоже занимался боксом. За время службы нам никто ни разу не сказал грубого слова. Я прослужил три года, учился в спортивной школе при доме офицеров. Мы выступали на первенстве военного округа Сибири и Дальнего Востока. У нас были ежедневные тренировки. Господь дал мне понимание, что нельзя курить, пить, ругаться, злиться и обижаться. Наш тренер, трижды чемпион РСФСР, однажды сказал, что в боксе нельзя раздражаться или возмущаться. Все, кто смотрят соревнования, замечали, что в финале соперники обнимают друг друга, и никакой обиды нет. Тот, кто был недостаточно подготовлен, тот и проиграл. Это и есть настоящий спортивный дух.

Иеродиакон Елеазар: - Батюшка, Вы начали заниматься боксом, будучи восемнадцатилетним юношей, в 1955 году. Чем еще мог заняться молодой человек в Прокопьевске после войны и разрухи? Конечно, спортом. Бокс никак не противоречит смирению. Мы знаем множество воинов, прославленных в лике святых, таких как Александр Невский, Дмитрий Донской, Георгий Победоносец, Дмитрий Солунский и другие. Ведь они обучались еще до своего вступления в армию искусствам боя. Это все пригодилось им в обороне своей Родины. В этом нет ничего предосудительного.

Вопрос радиослушателя: Согласно Евангелию, Господь сказал одному из разбойников: «… ныне же будешь со Мною в раю». (Лк. 23, 39). Спаситель не говорил, что он пойдет с Ним в ад. Хотя Вы говорили, что Христос сошел во ад. Откуда взялось такое учение?

Иеродиакон Елеазар (Титов): Действительно, в самом Евангелии не описано детально то, как Спаситель сошел во ад. Священное Писание – это часть Священного предания Церкви, в которое входят богослужебные тексты, принятые всей полнотой Православной Церкви, свидетельства того, что было со Христом после Его смерти на кресте. Мы сегодня говорили о словах апостола Петра: «снизшел и проповедовал» (1 Пет.3, 19-20). Таким образом, мы видим, что в Писании говорится об этом. Если же брать предания, святоотеческие писания, богослужебные тексты, то они просто изобилуют информацией о том, что Христос после своей смерти спустился в ад, и разбойник вместе с ним, тоже спустился туда душой, потому что до Воскресения Христа из ада никто не выходил.

Вопрос радиослушателя: Расскажите, пожалуйста, о празднике Радоницы. У нас в Краснодарском крае, на Кубани, он объявлен общим выходным днем. Но меня учили, что этот праздник наступает на третью неделю, в субботу, а не во вторник на девятый день.

Иеродиакон Елеазар (Титов): Похвально, что на краевом уровне принято решение сделать этот день официальным выходным, чтобы люди имели возможность пойти в храм и посетить могилы своих усопших. Что касается самой Радоницы – это древнейший обычай поминать в этот день усопших. Радоница всегда совершалась во вторник на второй неделе.

Архимандрит Амвросий (Юрасов): - Первая неделя после Пасхи – радость для живых, а вторая неделя – радость для усопших. Церковь так установила.

Вопрос радиослушателя: Недавно услышала, что Папа Римский сказал, что ада нет, а сегодня он объяснил, что ад – это не место, а состояние души, когда человек уже не может покаяться и быть с Богом. Так ли это или это очередная ересь латинская?

Иеродиакон Елеазар (Титов): - Папа Римский сказал, что ада нет, и это было документально подтверждено корреспондентом итальянской прессы, который давно уже общается с главами Ватикана и берет у них интервью. После этого поступило опровержение его пресс-секретаря, который стал объяснять, что понтифик под адом подразумевал не какое-то конкретное место, а состояние человеческой души. Такое понимание ада известно в Православии: ад – это не место, а состояние. Когда православных хотели втянуть в католичество (была  Ферраро-Флорентийская уния 1439 г.), православные, в частности великий святитель Марк Эфесский, стали изучать - в чем могли бы быть точки соприкосновения с католиками. Обратили внимание на самое простое – чистилище. Наши православные отцы подняли святоотеческое предание, в котором говорилось о загробной участи умерших и доказали, что ад – это не место, а состояние души, а геенский огонь – это муки совести, а червь неусыпающий – это прообраз терзания совести.

Вопрос радиослушателя: Скажите, допустимо ли прикладываться к чудотворным иконам, к мощам святых через экран телевизора, телефона, если нет возможности приложиться в храме?

Архимандрит Амвросий (Юрасов): - Ко мне как-то приехал один батюшка и когда по телевизору показывали чудотворную икону, он встал, сделал поклон и приложился к телевизору. Господь знает, что таково было состояние его души. Ничего здесь плохого нет.

…Мы все видели иконы блаженной Матроны Московской, где ее изображают с закрытыми глазами, хотя она святая, в том мире видит и по канону, если святой при жизни имел какой-то физический недостаток, на иконе этот ущерб не изображают, потому что в том мире недостатков уже не будет. И блаженная должна писаться с открытыми очами. 

Иеродиакон Елеазар (Титов): В некоторых случаях иконописцы делают это намеренно. К примеру, изображают пророка Иоанна Крестителя с отрубленной головой. Он сам держит свою голову. В том мире такого нет, но изображают, чтобы подчеркнуть его страдания за Спасителя. Хотя мы должны помнить, что человек спасенный лишен всяких недостатков, как душевных, так и телесных.

Архимандрит Амвросий (Юрасов): - Об опасности. В народе есть такое: умер какой-то священник, например, отец Николай с острова Залит или отец Иоанн из Псково-Печерской лавры, а люди еще до смерти уже приготовили им акафисты и иконы с их изображением. Если Церковь не благословила, значит нельзя: человека сделали святым и лишили его церковной молитвы. За него уже не надо молиться, начинают требовать молитвы от него. Лишать человека церковной молитвы нельзя.

Вопрос радиослушателя: Хотелось бы уточнить по поводу существования ада как физического или духовного состояния. Николай Мотовилов физически ощущал червя поедающего, который его мучил долгое время. Он весь физически обугливался. Судя по его запискам, огнь геенский также существует и является физическим состоянием.

Иеродиакон Елеазар (Титов): - Те люди, которые сейчас в аду, находятся там без тела. Там нет тела и нечему гореть. Тем не менее, их души мучаются в огне. То, что ад – это не место, а состояние пишут святые отцы. Если вы откроете житие святителя Марка Эфесского, то там сможете прочесть об этом. Страдания Мотовилова были особым Божиим попущением для вразумления окружающих и нас с вами, в том числе. С него снимали копоть, а теперь ответьте на вопрос: может ли человек в обычной жизни гореть и оставаться в живых? Может ли он быть в огне, зайти туда, закоптиться, потом выйти, чтобы с него сняли копоть? Конечно, нет. Человек сгорит. Значит, огонь был иной природы, не тот, которого боимся мы. К тому же, Мотовилов мучился, а это и есть состояние. Здесь нет никакого противоречия. Одно не исключает другого.

Архимандрит Амвросий (Юрасов): - Есть такое в патериках: жили два друга - один жил в миру, а второй - в монастыре. Когда мирянин отошел ко Господу, он явился своему другу-монаху, весь обугленный и когда поднял платье до колен, то там были язвы и черви, и такое исходило зловоние, что наполнило всю келию. Затем он исчез, а монах выбежал из келии и вся братия тоже выбежала из монастыря, так как было ужасное адское зловоние.

Иеродиакон Елеазар (Титов): - Эти образы даны нам для того, чтобы показать, что происходит с душой и в каком страшном состоянии она находится. У всех нас есть возможность покаяться  и спастись. Помоги нам Господь!

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и абзацы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Простите, это проверка, что вы человек, а не робот.
Рейтинг@Mail.ru Яндекс тИЦ Каталог Православное Христианство.Ру Электронное периодическое издание «Радонеж.ру» Свидетельство о регистрации от 12.02.2009 Эл № ФС 77-35297 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций. Копирование материалов сайта возможно только с указанием адреса источника 2016 © «Радонеж.ру» Адрес: 115326, г. Москва, ул. Пятницкая, д. 25 Тел.: (495) 772 79 61, тел./факс: (495) 959 44 45 E-mail: [email protected]

Дорогие братья и сестры, радио и газета «Радонеж» существуют исключительно благодаря вашей поддержке! Помощь

-
+