Перейти к основному содержанию

13:58 02.11.2024

Огонь, вода и медные трубы

30.11.2016 10:18:27

Встретил недавно знакомую женщину, верующую, которая давно уже работает в Церкви. Сказала, что ищет новую работу. Я вспомнил про вакантное место в одной церковной организации. Но знакомая отказалась. Оказывается, она приняла решение никогда больше не работать в Церкви. Заявила, что с нее хватит. «Есть серьезная опасность потерять веру» - объяснила она свое решение.

Подобные слова слышу не первый раз. Действительно, для многих людей работа в Церкви становится огромным искушением. В ежедневных рабочих буднях человек показывает себя таким, как он есть, со всеми духовными болезнями. Впрочем, к грехам своим и чужим мы все привыкли – но если страсти греховные соединяются с внешним благочестием и церковностью, на выходе получается страшный пример лицемерия и ханжества. Когда христианин причащается с тобой из одной Чаши и потом тебя предает, это гораздо труднее вынести, чем простое предательство светского человека. Когда коллега соблюдает все внешние правила церковного благочестия, но при этом клевещет на тебя перед начальством, это может стать очень сильным ударом по твоей вере в Бога, Церковь, людей. Открывать в красивой церковной форме гнилое нутро всегда ужасно. Если форма не имеет соответственного содержания, человек может соблазниться, и совсем отказаться от формы, а вместе с ней и от предполагаемого содержания.

***

Как-то говорили с одним умным человеком о церковной жизни. Он поделился весьма интересной мыслью - не то, чтобы новой, но весьма оригинально выраженной. Есть такое античное выражение: огонь, вода, и медные трубы (фраза широко известна по названию советского фильма-сказки). Древнее изречение говорит о всех испытаниях, которые бывают в нашей жизни. Огонь и вода есть  внешние трудности. Медные трубы – это духовно-нравственные испытания славой, всеобщим признанием, богатством, величием внешних форм. Так вот, Русская Церковь наиболее уязвима именно последним искушением. Огонь гонений и воду бедности мы уже переносили, и вновь вытерпим, если потребуется. А вот проверка медными трубами в тысячу раз опасней, и, как правило, приходит на смену огня и воды.

Если б я был дьяволом – рассуждает мой остроумный знакомый – я помог бы нашему Православию победить на всех фронтах. Чтобы все вокруг сделалось православным. Православное законодательство, православная армия, православные институты, школы, больницы, клубы, спортивные секции. Депо имени свт.Николая Чудотворца, детский садик в честь прп.Сергия Радонежского, театр имени св.Иоанна Кронштадтского. Улицы наполнят билборды с цитатами из святых, в компьютерах будет работать православная система «Ортодоксия», в среду и пятницу детям в школе будут давать только постную пищу. Словом, все везде станет православным-православным.

И тогда-то, незаметно для всех, Церковь начнет превращаться в мирское учреждение. К христианству будут относиться так, как в свое время к партийной идеологии. Спорить - не поспорят, но и любить – не полюбят. Будут тихонько ругать на кухне, и рассказывать анекдоты о патриархе. Основная масса будет равнодушно повиноваться. И в один прекрасный момент окажется, что Русской Церкви уже не существует. Остались только формы, за которыми уже давно нет ничего святого. Христос ушел оттуда, и никто этого не заметил.

Таковы соображения моего собеседника. Конечно, это пока еще довольно фантастическая мысль – достаточно отъехать от наших мегаполисов с их более-менее активной церковной жизнью и посетить глубинку, как станет ясно, что пока ни о какой победе Православия и речи быть не может. Наоборот, там хроническая нехватка храмов и священников, проповеди и церковного образования. Пока никаких медных труб не слышно, но - вопрос соотношения церковной формы и необходимого содержания поставлен правильно. Всегда легче формализовать духовное, чем одухотворить форму. Множество церковных организаций у нас внешним образом хорошо устроены, но Христа там бывает трудно встретить, потому что Христа нет в нас.

***

К чему может привести увлечение процессом церковной жизни без главного - жизни в Христе - гениально показано в «Великом Инквизиторе» Достоевского. Мы все построили без тебя – говорит Инквизитор Христу. - Мы дали людям все и они счастливы. Счастье – это величина земная. Что еще нужно? Ты пришел мешать нам. Мы завтра сожжем тебя как врага Церкви.

Церковная жизнь без жизни во Христе – это модель будущей церкви антихриста. Когда будет все, но Бога в этом всем не будет. Форма же, утратившая содержание, никому не нужна, какой бы красивой она не была. Сегодняшнее бегство весьма многих честных и благочестивых людей из церковных организаций на светскую работу «для того, чтоб веру не потерять» – очень плохой знак. Ведь в Церкви человек должен найти Христа не только в таинствах, но и в образе возрожденных Христом людей. Если этого нет, то мы еще ни в чем не преуспели. Получается, форма у нас не являет содержания, это просто вывеска, одна лишь внешность. И если эта внешность обманчива – значит мы еще очень мирские люди.

Обо всем этом нужно размышлять. Причем, перед грядущей столетней годовщиной Октябрьской революции – размышлять особо. Потому что тогда рухнула огромная, пышная форма; рухнула, ибо лишилась содержания. Как лишилась и почему рухнула – об этом стоит поразмыслить, ибо трудности сегодня аналогичны и вызовы времени остались те же. Как было тогда, как может случиться сейчас, о форме и содержании – об этом необходимо много думать.

И про медные трубы тоже лучше не забывать.

Дорогие братья и сестры! Мы существуем исключительно на ваши пожертвования. Поддержите нас! Перевод картой:

Другие способы платежа:      

Комментарии

30.11.2016 - 16:18 :

Тридцать три года назад. когда я готовилась к первому причастию и выразила своё желание служить в Церкви, мой духовный наставник сказал:"Чтобы сохранить веру, держитесь от работы при Церкви как можно дальше." Ничего не объяснил, но очень скоро я поняла, как он был прав!

30.11.2016 - 17:03 :

Сергей Комаров, автор:"Если б я был дьяволом – рассуждает мой остроумный знакомый – я помог бы нашему Православию победить на всех фронтах. Чтобы все вокруг сделалось православным. Православное законодательство, православная армия, православные институты, школы, больницы, клубы, спортивные секции"...
Ваши дальнейшие размышления о предполагаемом поражении безбожием, при внешнем благобожии не имеет "гарантийного сертификата" Ответы этой мудрости в практике дней, а не в мудрствовании о неродившимся, неведомом, несвершённом, значит, о непознанном самим автором. Мысленно заменив православие на католицизм, мусульманство, иудейство,... ничего иного не вычислить для мира человеческого, а не только православных как это акцентирует автор. Нет у Бога ни своих ни чужих. Если сказано, что, прежде, должен сковаться "цепью" зверь до срока, то значит должен, и только потом перед живущими будет поставлен выбор кто по какою сторону встанет, на Божию или дракона взращённого ими. Автору поблагодарив за его остаётся пожелать самого малого - благоразумия вместо разума, собственной крепости духом от уныния в повседневности, умыться копоти прошлого, одеться в праздничное и жить …заботами о чистоте собственного дома, в семейном, и на его улице,... чтобы, помалу, со временем соскаблив в себе чуждое, с чистым сердцем узревал Бога, в счастливых - живущих и приходящих... Трудно. Очень! В сомнениях?, … но иного ни ему, ни мне, никому не дано - ни православным ни инославным, ни мудрецам, ни глупцам... Только так отделится сорное, слабое, дикое, тепличное от ценного, отборного, испытанного …для Сокровищницы Его.

30.11.2016 - 21:44 :

Что тут сказать?! Аминь и всё тут! Ибо лучше и не скажешь. Лишь добавить. Конечно, важно посещать пингвинов в Антарктике и "героически свидетельствовать об истинности Православия перед Папой Римским" или совершать "подвиги свидетельства" за роскошными столами на бесчисленных зарубежных симпозиумах и конференциях. Миссионерствовать, так сказать, перед внешними.
А как там дела с внутренними, со своими? Или можно словами одного жутко талантливого митрополита своим говорить "вы - горе ревнители" и "фарисеи", а еретикам любезно говорить "братья". Не боитесь в поисках одной пропавшей овцы потерять остальных девяносто девять?

30.11.2016 - 21:59 :

Хочу обратить внимание на маленький аспект. Если бы люди, работающие в Церкви, и ещё и жалующиеся на эти условия работы (!!!!!), так вот если бы они поработали лет 5 в ресторане, слушая бесконечный мат и видя распускание рук, или в шахте...........Да для меня эти обиды работающих в Церкви - это детсад какой-то. Вас НИКТО не бьёт и НИКТО не материт. Я и этим счастлива. А ещё и причащают на рабочем месте!!!!! Да....................Извините за сумбур.

30.11.2016 - 23:25 :

Мне кажется очень опасным такой ход рассуждений: поскольку у нас в церковной среде есть грех и грешники,то Церковь и не должна пытаться деятельно противостоять злу, пронизать собой общество, утвердить свои ценности повсеместно? Это было бы справедливо -если бы Церковь была такой же организацией, как и все прочие. Кроме человеческих немощей,в ней - и через нее - действует Бог. Вряд ли стоит нам тешить либералов, желающих видеть нашу Церковь бессильной и униженной. Нельзя забывать о том,как Православие было утверждено на Руси - не признаниями в своем бессилии,а твердой политической волей, открывшей путь к спасению неисчислимому множеству людей.

01.12.2016 - 00:05 :

А правда , почему так легко рухнуло Православие в революцию? Я читала дневники , жившего в Сергиевом Посаде священника- те же , кто вчера был в храме, сегодня снимали колокола в Лавре. Как произошла эта страшная метаморфоза в душе ?

01.12.2016 - 07:13 :

Удивительно честная статья,добавлю еще от себя ,очень часто бывает,что люди "воцерковляются",для того,что-бы как-бы легализовать-оправдать свои многочисленные пороки.

01.12.2016 - 07:49 :

Для особоразочаровавшихся есть просто Евангелие.Там живой Христос. Живите по нему и никогда не ошибетесь. Там все верно написано и о церквах. И вынесен строгий вердикт.А Небесная Церковь, где глава Христос, а мы ее клеточки никогда не перестанет быть. Разделяйте Небесное от земного.Имейте свое мнение.

01.12.2016 - 15:29 :

Ни в бровь а в глаз. Проблема очень серьезная, но плохо что замалчивается теми же "аскетами" которые говорят только о смирении и терпении, больше в принципе им говорить нечего ибо другого пути у них нет. Сломался человек, значит слабый был, списан на боевые потери, вот поэтому и держатся такие "крепыши". А вот ловцы человеков, вот так делают: Владыка Антоний Сурожский рассказывал, как в одну из литургий вышел на проповедь и сказал такую вещь: «Вчера вечером на службу пришла женщина с ребенком. Она была в брюках и без платка. Кто-то из вас сделал ей замечание. Она ушла. Я не знаю, кто ей сделал замечание, но я приказываю этому человеку до конца своих дней молиться о ней и об этом ребенке, чтобы Господь их спас. Потому что из-за вас она может больше никогда не прийти в храм». Развернулся и ушел. Это была вся проповедь.

01.12.2016 - 20:03 :

Конечно, в церкви все пороки человеческие заметнее, потому что для нее они неестественны, т.к. Церковь- это дом Божий, рай на земле.Но чтобы из-за этого потерять веру- простите, значит ее и не было еще, настоящей и крепкой веры. Ведь у кого она есть - тот и на смерть пойдет за Христа и его Святую Церковь, и уж наверняка не будет смотреть за ближними - кто в чем согрешил, и не будет перечислять про пингвинов и встречу с Папой... Царство Божие внутри вас - Христос сказал...

01.12.2016 - 20:37 :

Несколько лет назад в одной из своих публикаций упомянула случай на ночном богослужении. Одной женщине стало плохо, и она стала оседать на пол в храме. Ее соседке, которая пыталась призвать на помощь других, прихожанка, стоявшая неподалеку, гаркнула: "Пройдет! Молчите! Евангелие читают!" В этой сценке как в капле воды отразилась вся наша церковность, которую мы нажили в себе. Второй удар попал в самое сердце. Несчастная из-за инвалидности потерявшая всех друзей, рыдая, умоляла, чтобы хоть кто-нибудь звонил ей хотя бы раз в неделю. Она буквально умирала от одиночества. И маститый протоиерей, услышав это, насмехаясь, ответил: "Вот, ты требуешь, чтобы вокруг тебя все плясали!" Пусть Бог простит его. Нечеловеческим усилиями она заставила себя удержаться в Церкви.
А до этого сколько раз теряла работу! От того, что выживали, клеветали, сводили счеты. Как в заурядной конторе. Дъявол скрывается в церковных учреждениях - кто сказал? Кажется, архиепископ Никон Рождественский, новомученик?

02.12.2016 - 05:11 :

Спасибо автору, что не побоялись написать честно. От показного благочестия уже тошнит. Народ живет сам по себе..нет единения в общинах. Проблемой создания и объединения людей никто не занимается. Люди бродят без пастырей, пока те ищут спонсоров... Очень много проблем в церковной жизни, которые не решаются годами.

02.12.2016 - 06:58 :

Хотел бы ответить Елене. Вы абсолютно правы - в ресторане, на базаре и во многих других местах греха и свинства много больше, чем в храме или в какой-нибудь церковной лавке. Но ведь от ресторана и базара никто и не ждёт ни святости, ни даже просто особенно высокого нравственного уровня. Скорее, наоборот. А храм - это место особого присутствия Бога, и к людям, служащим и трудящимся в нём совсем другие требования. Настолько высокие, что полностью соответствовать им, наверное, невозможно. И всякого рода разочарования и искушения там неизбежны. Но пока люди в храме искренне стремятся соответствовать им, то атмосфера там будет хорошая. А когда они позволяют себе лицемерить, гордиться, тщеславиться или дают волю каким-то другим страстям, то последствия бывают гораздо более печальными, чем когда то же самое (или даже много худшее)позволяют себе сотрудники ресторанов или каких-нибудь других подобных мирских заведений.

Кстати, и к православным мирянам требования более высокие, чем к неверующим. В любой мирской организации церковный человек на виду. Один и тот же проступок, совершённый неверующим человеком, может рассматриваться как невинная слабость, а верующим, тем паче "воцерковленным" - как нечто непростительное и бросающее тень не только на него, но и на всю Церковь.

Всем нам, православным, а не только работникам храмов и церковных учреждений, следует быть построже к себе и жить повнимательней.

04.12.2016 - 12:15 :

Антон дал, на мой взгляд, превосходный комментарий. Вообще, такое количество неравнодушных откликов свидетельствует о том, что тема статьи задела людей за живое. Актуальность затронутой автором проблемы состоит в том, что описанное явление — это только часть куда более обширного и, к сожалению, нарастающего процесса. Это некий наш внутренний, духовный регресс на фоне общего внешнего прогресса (выраженного в восстановлении и строительстве храмов, монастырей, открытии духовных учебных заведений, наличии православных СМИ и т. д.). Описанное в статье, по сути, является частью и гранью огромного айсберга, имя которому — обмирщение Церкви. А раздавит нас этот айсберг в скором будущем или нет — это вопрос не только и не столько времени, сколько вопрос нашего неравнодушия и нашей нетеплохладности, способной приостановить даже, возможно, и необратимый процесс.

05.12.2016 - 15:40 :

Если люди уходят из Церкви, значит они и были про кого говорят "которые вышли от нас, но не были наши!"
Вера тут ни при чем. Придя, и не возрастая, топчешься на месте - значит пятишься назад, даже не сможешь удержать, то что приобрел. Из таких потом ярые хулители Церкви получаются. Но возможно самоочищается Церковь. Может, действительно, "лучше меньше, да лучше"

07.12.2016 - 07:46 :

Вспомним слова Спасителя - "что вы сделали ближнему, то сделали Мне". Мы, видя ближних, видим Бога и служим и ему и этим ближним, помогаем спасению своей души. То, что мы видим проявление каких-то страстей у других, позволяет лучше понять себя, свои греховные наклонности. Мы можем видеть в других то, что так или иначе имеется в нас самих. Поэтому святые люди таких страстей уже не видят - вспомним как встречал людей преп. Серафим Саровский - "Радость моя!".

07.12.2016 - 12:21 :

Правильная статья. "Основная проблема, перед которой сейчас мы все стоим и от которой никуда не уйдем, - это вопрос о направлении развития современного христианства. Всю историю в нем борются две тенденции. Одна - освящающая мир, другая - обмирщающая Церковь. Эта борьба идет с переменным успехом и если исходить из откровения Божия, из слов самого Спасителя, то, как это ни печально, следует ожидать победы второй из них. Понятие "обмiрщение" (в дореволюционной орфографии это слово писалось через i) приобретает сейчас необычайную по своей значимости актуальность: оно очень точно характеризует состояние и главнейшую тенденцию развития современного христианства. Особенно сильно оно проявляет себя в западном христианстве, опередившем в этом отношении нас, православных. Но мы усердно и небезуспешно догоняем его" (А. И. Осипов. Куда идет христианство). Вспомним Апокалипсис, приговор Церквям. Вспомним и пророчества святых о последних временах. Прп. Серафим Вырицкий: "С одной стороны, будут воздвигать кресты и золотить купола, а с другой - настанет царство лжи и зла". Прп. Лаврентий Черниговский: "Будут золотить купола как храмов, так и колоколен, а когда закончат главный, то наступит время воцарения антихриста. Видите, как все это коварно готовится? Все храмы будут в величайшем благолепии, как никогда, а ходить в те храмы нельзя будет…". "В настоящее время в православной среде крайне неохотно обсуждают проблему обмирщения Церкви, христиане призываются только индивидуально противостоять обмирщению церковной жизни".

09.12.2016 - 12:11 :

Ольга очень верно подметила, что это "часть куда более обширного и нарастающего процесса... имя которому - обмирщение Церкви". Это уже не явление частного порядка, как нам хотелось бы думать. "К глубокому сожалению, в нашей церковной действительности духовная жизнь чаще носит номенклатурный, чисто поверхностный характер". Отец Серафим Роуз отмечал, что "новые поколения православных приспосабливают веру к своему низкому духовному уровню - таково, за редким исключением, “веяние” современности". Он писал: "Православие сегодня - и священство, и богословы, и верующие - обмирщилось... ничто не принимается всерьез, ничто не является вопросом жизни и смерти, и сама атмосфера пропитана духом самодостаточности и обмирщенности. При подобном существовании... невозможно затронуть сокровенные уголки души, сколь бы воодушевляющими ни были провозглашены истины Православия или откровения святых: и говорящий, и слушающий обращены к мирскому, и глубокого отклика - столь естественного для православного христианина - в их душах не найти". О том-то, собственно, и статья - о новой Церкви без Христа, именно об этом предупреждает нас Откровение Иоанна Богослова (Апокалипсис) и святые отцы. "Обмирщение всегда носит в себе семя раздора… Надо оставаться бдительным!" (Архмандрит Илия (Раго)).

09.12.2016 - 20:26 :

Дорогие! Есть возможность не только словом, а делом помочь оклеветанному священнику Глебу Грозовскому! (Санкт-Петербург) От этого дела отстранились наши иерархи, отмолчался президент, не выступил в защиту футбольный клуб "зенит", чьим духовником он был. Сестра отца Глеба призвала братьев-священников заступиться, помочь семье, оставшейся без кормильца... многие помогут ли? Обстоятельства дела, тем кто не в курсе, прозвучали на конференции: https://www.youtube.com/watch?v=wr6KjdmLYO0

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и абзацы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Простите, это проверка, что вы человек, а не робот.
1 + 2 =
Solve this simple math problem and enter the result. E.g. for 1+3, enter 4.
Рейтинг@Mail.ru Яндекс тИЦКаталог Православное Христианство.Ру Электронное периодическое издание «Радонеж.ру» Свидетельство о регистрации от 12.02.2009 Эл № ФС 77-35297 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций. Копирование материалов сайта возможно только с указанием адреса источника 2016 © «Радонеж.ру» Адрес: 115326, г. Москва, ул. Пятницкая, д. 25 Тел.: (495) 772 79 61, тел./факс: (495) 959 44 45 E-mail: [email protected]

Дорогие братья и сестры, радио и газета «Радонеж» существуют исключительно благодаря вашей поддержке! Помощь

-
+