14.01.2013 23:55:24
Алексей Рогожин

Вновь и вновь приходится обращаться к вопросу о возможности преподавания в средних школах России традиционной для русского народа православной культуры. Кажется, уже все pro и contra были многократно рассмотрены и всесторонне обсуждены. Вроде бы, вопрос ясен – раз 60% населения желает введения преподавания этого предмета для своих детей (это подтверждено достоверными данными опросов, проводившихся авторитетными социологическими службами), то и спорить не о чем: демократия ведь подразумевает исполнение исполнительной властью желания единственного законного суверена – народа. Но это – если демократия.
Министерство образования, будучи властью особенно исполнительной, для начала обратилось в Общественную палату с просьбой рассмотреть вопрос о возможности изучения религиозной культуры в средней школе. А то, вишь, в четырех субъектах Федерации дерзнули, не спросясь у министерства, вводить ненавистную православную культуру в сетку часов, как часть регионального образовательного компонента.
Общественная палата, однако, не оправдала надежд Минобрнауки и как раз про демократию г-ну Фурсенко и напомнила: «Демократический характер российского государства предполагает возможность удовлетворения специфических образовательных запросов и интересов представителей разных мировоззренческих групп в российском обществе». При этом было отмечено, что «добровольность и возможность выбора должны быть основными принципами при изучении в государственной школе той или иной религиозной культуры». Только вот под «возможностью выбора» - имеется в виду не выбор «учиться или не учиться», а выбор между изучением культуры различных религиозных традиций, или чтобы «для тех, кто отказался от изучения курсов религиозной культуры, в это же учебное время было организовано изучение философско-этических, философско-культурологических учебных курсов (этика, история этики, философская культура и этика и т. п.), формирующих нравственную культуру человека на основе нерелигиозных мировоззренческих подходов».
Правда, министерству оставлена и лазейка: «Оценить соотношение образовательных запросов на изучение курсов религиозной культуры разных конфессий и курсов философского религиоведения на нерелигиозной мировоззренческой основе со стороны граждан, соответствующих мировоззренческих групп в обществе». Наше министерство вполне может «оценивать и обобщать мировой опыт» еще любое заданное количество лет. Это при том, что поинтересоваться, как именно налажено дело у тех, кто его давно наладил, следовало бы до того, как начинать доказывать, что его вообще нельзя наладить.
Но министерству и этого показалось мало, и, не дожидаясь мнения Общественной палаты, оно решило навсегда пресечь самую возможность разговора о преподавании какой-то еще православной культуры в составе регионального образовательного компонента, что называется, «на корню». Посредством полного упразднения … самого регионального компонента. Разработали образовательные правоведы проект таких вот поправок в закон об образовании и собираются предложить его Госдуме. Так сказать, «не доставайся же ты никому»…
Впрочем, дело, как представляется, не только в этом.
В ноябре в журнале «Эксперт» был напечатан текст заместителя руководителя Администрации Президента РФ В. Суркова «Национализация будущего: параграфы pro суверенную демократию». Публикация вызвала многочисленные отклики, что неудивительно, учитывая авторство. Бдительные православные комментаторы сразу же отметили, что в тексте, чуть ли не вначале, декларируется необходимость (для власти, заметим) «создать новое общество, новую экономику, новую армию, новую веру». Мол, что это еще за «новая вера» такая? И чем это вам имеющаяся религиозная традиция не угодила? Между тем, проблема-то в том, что «параграфы» вообще не pro то – там и слова-то такого нет. Речь в тексте лишь о новой «гражданской вере», о будущей идеологии, которая, будучи усвоена гражданами, послужит объединению их в «справедливо организованное общество свободных людей». Национальная же духовная традиция – Православие - упомянута лишь однажды – как обладающая «уникальным опытом взаимопонимания с исламской общиной, иными конфессиями…». И только.
Мы уже отмечали недавно значительные трудности, испытываемые российской элитой при артикуляции слова «русский». Ну, вот и с «верой», похоже, то же самое – не «гражданской», а в Бога – не выговаривается она как-то…
Кстати, о «русском» - «параграфы» высказываются и pro это: «Величайшие русские политические проекты (такие как Третий Рим и Третий Интернационал)». «Третий Интернационал», как «русский проект» - это, конечно, сильно… А вот, что касается «Третьего Рима», не в том смысле, как его Сталин понимал, а на самом деле, как русской державы, которой Богом вверено быть хранительницей веры Христовой - так, во всяком случае, понимали этот «проект» святые, святитель Фотий Великий, например? Нет, ну как такое выговорить – тут и «Бог», и «вера», и «русская держава». Да никак…
О русских вообще выговорилось немного – в основном про толерантность и ксенофобию. Чтоб первая и никакой второй. Между тем, для устроения справедливого общества, ради которого и сочиняется новая вера, нужна не столько превращающаяся в новую мифологию толерантность, сколько исполнение закона – властью, для начала. Потому, что, например, толерантность власти к этнокриминалитету, как отмечено во время недавних событий в Карелии, как раз и препятствует «справедливой организации свободных людей» и способствует росту ксенофобии у людей, остро чувствующих несвободу и несправедливость своего положения.
Интересно, что там же, где сказано о необходимости создать «новую веру», говорится и о необходимости «доказать, что о свободе и справедливости можно и должно думать и говорить по-русски». Тут, может быть, все те же трудности с артикуляцией. О свободе и справедливости можно и должно внятно и четко говорить на любом языке, на который переведено Евангелие. Россия крещена тысячу лет назад, и сегодня российской элите, вероятно, нужно не только заниматься проблемами создания нового политического языка, но и уделить внимание православной культуре, с которой мы начали разговор.
Раз так, вернемся к проблемам просвещения в перспективе построения справедливого общества. В процессе обсуждения вопроса о православной культуре в Общественной палате, сообщают СМИ, очень убедительно выступал против отдельной религиозной культуры главный раввин России Берл Лазар, который говорил о том, что если уж и вводить в школах обязательный религиоведческий курс, то он должен быть общим и называться "Основы традиционных религий России". А изучение отдельных религиозных культурных традиций, мол, будет только разделять детей. Но вот что странно. Практически одновременно с этим обсуждением в ОП, промелькнуло сообщение ИТАР-ТАСС о том, что «главный раввин Федерации еврейских общин России Берл Лазар и мэр Москвы Юрий Лужков обсудили проблемы еврейского образования». И пришли к выводу, что налажено оно хорошо: как сообщили в пресс- службе ФЕОР, «Берл Лазар считает, что в Москве созданы условия для получения образования в соответствии с исповедуемой религией и традициями. В свою очередь, столичный мэр отметил, что считает важным, чтобы евреи не уезжали из России».
К сожалению, из сообщения неясно, сколько в России действует школ, в которых созданы условия для получения образования в соответствии с исповедуемой большинством русских религией и традициями русского народа. Но хорошо уже и то, что хоть что-нибудь из того, что считается важным - артикулируется.
От редакции.
Добавить комментарий