Перейти к основному содержанию

10:35 29.03.2024

ПАТРИАРХ КИРИЛЛ И ВОЕННОЕ ДУХОВЕНСТВО

12.02.2016 09:06:23

О трудах Патриарха Московского и всея Руси Кирилла по возрождению института военного духовенства в Вооруженных Силах Российской Федерации.

          На открытии 27 января 2014 года XXII международных Рождественских образовательных чтений в Москве, Патриарх Московский и всея Руси Кирилл сказал, что сейчас Россия переживает период возрождения института военного духовенства, подчеркнув тем самым высокую значимость для нашей страны проходящего в Церкви и в Армии процесса

          Даже первичный анализ событий, документов и фактов, связанных с возрождением активного взаимодействия Церкви и Вооруженных Сил показывает, что Предстоятель Русской Православной Церкви стал в свое время инициатором и организатором этого взаимодействия, а также внес решающий вклад в его развитие.

В конце 2015 года вышла в свет книга «Патриарх Кирилл и военное духовенство». Автор книги - Борис Лукичев, человек, который в начале девяностых годов, будучи действующим полковником центрального аппарата Минобороны России, был одним из инициаторов взаимодействия Вооруженных Сил с Русской Православной Церковью, а в период с 2010 по 2013 годы был первым начальником Управления по работе с верующими военнослужащими Вооруженных Сил РФ.

В книге представлен краткий обзор трудов митрополита Смоленского и Калининградского, ныне - Патриарха Московского и всея Руси Кирилла по организации полномасштабного попечения Русской Православной Церкви о военнослужащих Вооруженных Сил России. Центром этой деятельности, ее главной перспективной задачей было возрождение института военного духовенства. В книге на основе документальных источников, свидетельств автора, других военнослужащих и священнослужителей рассказывается об основных вехах этого пути, о том, ценой каких усилий эта цель была достигнута.

Книга состоит из двух частей. Первая часть – ее основной текст содержит хронологическое изложение становления и развития взаимодействия Церкви и Армии, а также аннотированное содержание выступлений, докладов, интервью, статей, других материалов, с которыми в свое время архипастырь выступал, а также тех, которые были опубликованы в различных СМИ.

Вторая часть книги состоит из приложений, в которых приведены тексты значительной части материалов, на которые даны ссылки в первой части. Здесь же размещены некоторые письма и документы, ранее не публиковавшиеся в открытой печати.

          В целом весь корпус текстов и материалов, отражает творческий процесс размышлений Святейшего Патриарха Кирилла о путях возрождения института военного духовенства в Вооруженных Силах, рассказывает о масштабном объеме проделанной работы по разработке им духовных, теоретических и церково-правовых основ службы военного духовенства.

На примере архипастырских трудов Предстоятеля Церкви по организации взаимодействия с органами военного управления и ВУЗами, его личного опыта окормления военнослужащих различных категорий, на основе высказанных им в разное время идей, мыслей и оценок, настоящая книга фактически предлагает рекомендации о том, какими человеческими качествами и пастырским опытом должен обладать военный священник, какие цели и задачи стоят перед институтом военного духовенства, какие формы, методы и средства необходимо иметь на вооружении, чтобы достичь этих целей.

В то же время разъясняется общественности позиция Церкви в вопросах окормления верующих военнослужащих, защиты их права исповедовать свою веру в условиях армейской и флотской службы.

          Книга может быть источником информации и профессиональным подспорьем для тех, кто интересуется историей возрождения и развития взаимодействия Русской Православной Церкви и Вооруженных Сил Российской Федерации, быть пособием в работе православных военных священников, духовных лиц других вероисповеданий, окормляющих военнослужащих-единоверцев, для офицеров органов военного управления и должностных лиц в силовых структурах, осуществляющих взаимодействие с традиционными религиозными объединениями России.

В начале книги повествуется о выступлении председателя Отдела внешних церковных сношений Московского Патриархата (ОВЦС МП) митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла на историческом Всеармейском совещании, которое состоялось 17 января 1992 года в Государственном Кремлевском Дворце под председательством главкома СНГ маршала авиации Е.И. Шапошникова, в присутствии пяти тысяч представителей офицерских собраний, а также президентов Российской Федерации Б.Н. Ельцина и Казахстана Н.А. Назарбаева.

С трибуны этого исторического форума тогда прозвучали слова, которые сегодня воспринимаются как провидческие: «… что важно понять сегодня политическим лидерам, так это то, что никакие границы не способны разделить многовековую общность людей. И чем радикальнее будет проводиться политика разделения, тем меньше шансов у нее на успех.

…на всех нас, … мои дорогие братья, а также на политиках лежит огромная, эпохальная ответственность: перед лицом великой нашей истории, перед лицом нашего многострадального народа сделать все для того, чтобы гармонично сочеталось свободное национальное развитие суверенных государств с многовековой исторической общностью их народов».

Это эмоциональное, глубокое по содержанию выступление было посвящено обострившимся в той непростой обстановке социальным и нравственным проблемам воинских коллективов. Митрополит Кирилл напомнил о многовековой истории взаимодействия Церкви и Армии и о том, что в православных церквях за каждым богослужением возносятся молитвы о властях и воинстве. Эта, в то время весьма необычная по содержанию для слуха офицеров речь, была с энтузиазмом встречена и явно послужила консолидирующим фактором, повлиявшим на ход и результаты форума.

В целом же можно сказать, что своим выступлением на том памятном Всеармейском совещании митрополит Кирилл фактически дал старт восстановлению взаимодействия Церкви и Армии, возрождению традиционного пастырского попечения о военнослужащих.

Хорошо понимая значимость начинающегося процесса не только для Армии, но и для Церкви митрополит Кирилл после Всеармейского совещания продолжил активную и многоплановую деятельность в этом направлении. По инициативе Владыки митрополита и с его участием в период 1992 – 1995 года произошло ряд церковно-армейских конференций, встреч Священноначалия Русской Православной Церкви и руководства Минобороны, решений Священного Синода которые заложили основу дальнейшего развития церковно-армейских взаимоотношений и, в конечном итоге, привели к воссозданию института военного духовенства.

Следует отметить, что в этот период митрополит Кирилл встречался также с руководителями и других силовых министерств и ведомств, имевших законные вооруженные формирования¸ а также принял участие в апреле 1994 года в расширенном заседании Коллегии Минобороны России, на котором обсуждался вопрос о развитии сотрудничества Вооруженных Сил с Русской Православной Церковью.  Важным результатом обсуждения стало принятие постановления Коллегии Минобороны России «О мерах по усилению военно-патриотического воспитания военнослужащих и молодежи в интересах Вооруженных Сил Российской Федерации». В соответствии с которым впервые в Российской Армии и на Флоте была сформирована штатная структура для обеспечения прав верующих военнослужащих. В частности в составе Управления воспитательной работы МО РФ была создана группа по связям с религиозными объединениями, а в округах, объединениях и военных академиях - введены должности офицеров по связям с религиозными объединениями. Первым начальником группы был полковник Б.М.Лукичев

Отметим, что позднее участие Святейшего Владыки в расширенных заседаниях Коллегии Минобороны России стало обычной практикой. Так, 11 декабря 2015 года Президент Российской Федерации В.В. Путин провел расширенное заседание коллегии Министерства обороны Российской Федерации в новом здании Центра управления национальной обороной на Фрунзенской набережной. По приглашению Министра обороны С.К.Шойгу Патриарх Московский и всея Руси Кирилл присутствовал на этом заседании коллегии, где глава государства определил приоритетные задачи в сфере обороны на 2016 год и на перспективу.

Церковно-армейское сотрудничество, миссия пастырского попечения и духовного просвещения военнослужащих приобретали все большую актуальность, и, соответственно начал расширяться круг задач, увеличиваться объем работы. Митрополит Кирилл в июле 1995 года подготовил и внес на рассмотрение Священного Синода предложение «выделить эту область деятельности из внешних церковных сношений и образовать на общецерковном уровне специальную самостоятельную структуру». На основании рапорта Владыки Священный Синод принял постановление об образовании Отдела Московского Патриархата по взаимодействию с Вооруженными Силами и правоохранительными учреждениями.

Это было принципиально важное событие, поскольку впервые через почти восемь десятилетий в Русской Православной Церкви был восстановлен специальный Синодальный орган, предназначенный для организации пастырского попечения о военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации исповедующих православную веру.

С созданием Синодального отдела было заложено организационное начало в дело пастырского попечения Церкви о верующих военнослужащих. Вместе с тем было очевидно, что созданы возможности для решения лишь ограниченной части вопросов текущей работы. По-прежнему священнослужитель был редким гостем в штабе войсковой части и еще более редким – в казарме и матросском кубрике. Содержание церковно-армейского взаимодействия носило по преимуществу представительский, культурологический характер.

Митрополит Кирилл понимал, что стратегическая задача заключается в возрождении полноценного института военного духовенства Вооруженных Сил Российской Федерации. Почти трехвековая дореволюционная история профессиональной работы войсковых и флотских священнослужителей в Российской Армии со всей очевидностью показала не только ее востребованность и эффективность, но и гармоничную встроенность в такую сложную и опасную военную жизнь. Митрополит Кирилл ясно сознавал: для реализации этого сложного, перспективного и становившегося все более актуальным проекта требовалась масштабная подготовительная работа. Прежде всего, в Церкви, а также многоплановая деятельность по формирования позитивного общественного мнения и конечно нужна была политическая воля государственного руководства. Вся дальнейшая многолетняя работа митрополита Кирилла, касающаяся церковно-армейских отношений, была посвящена последовательному решению этих задач.

Наиболее активно для продвижения идеи возрождения военного духовенства митрополит Кирилл использовал возможности СМИ. Его многочисленные статьи, интервью, заявления для СМИ, выступления на радио и телевидении создали широкое информационное поле, - массив материала, доступный для военнослужащих и ставший серьезным подспорьем для священнослужителей, окормляющих воинские части.

Газета «Российские вести» 4 ноября 1996 года опубликовала интервью с митрополитом Смоленским и Калининградским Кириллом «Церковь осваивает паству в погонах», в котором он, в частности, сказал о сути опирающейся на традицию работы священнослужителей в воинских подразделениях,: «…представители Церкви находят общий язык с командирами и помогают им крепить дух российского воинства. Делается сие по взаимному согласию и ненавязчиво.

В традициях Русской Православной Церкви вдохновлять воинов на выполнение ратного долга. В традиции Церкви сегодня – уважительное конструктивное отношение к Российской армии. В то же время священник заботится о пастве, в руках которой оружие…».[1]

Отвечая на вопрос корреспондента газеты «Труд» о взаимосвязи религии и пацифизма митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл сказал о том, что Русская Православная Церковь вдохновляет верующих воинов на жертвенное служение Отечеству: «Православие настаивает на том, что защита Отечества является священным долгом. Более того, отдать жизнь за свой народ, за свою Родину - для православного верующего значит совершить некий духовных подвиг. В Евангелии от Иоанна мы читаем: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» (Ин. 15. 13). Основываясь на этом тексте Священного Писания, Церковь призывает любить Отечество и свой народ до готовности отдать свою жизнь. И, как известно, полковые священники русской армии всегда духовно укрепляли воинов, вдохновляя их на доблестную защиту родной земли».[2]

Аналогичные идеи митрополит Кирилл высказывал, отвечая на вопросы радиослушателей в прямом эфире радиостанции «Говорит Москва» 3 сентября 2002 года, а также неоднократно в популярной телепередаче «Слово пастыря», в которой он долгие годы был ведущим.

Архипастырское служение митрополита Кирилла включало в себя регулярные посещения военных гарнизонов и встречи с военнослужащими. Как правящий архиерей Смоленской и Калининградской епархии он неоднократно у моряков Балтийского флота, а также встречался с командованием и личным составом 11 Общевойсковой армии, дислоцированной в Калининградской области, где после встреч он с интересом ознакомился с образцами новой техники и вооружения, лично сам управлял современным танком и боевой машиной пехоты.

В порядке отступления следует заметить, что митрополит Кирилл всегда с заинтересованностью знакомился с современными образцами техники и вооружения. Не случайно он еще в январе 1999 года получил сертификат участия в испытательном полете на самолете «МиГ-29». Вот что об этом рассказал сам Владыка в интервью болгарскому еженедельнику «Русская газета»: «Меня пригласили в Смоленский авиационно-истребительный полк для проведения пастырской работы с личным составом. Это было трудное время – конец 90-х годов, когда наши Вооруженные Силы были в очень тяжелом положении. Мне приходилось общаться с офицерами, я старался поддержать их духовно, но всякий раз, когда я к ним обращался, чувствовал, что чего-то не хватает. Не хватало их опыта, я не мог себе представить, чем они занимаются. Сказал командиру полка, что до тех пор, пока я сам не испытаю их нагрузок, не буду к ним обращаться, не имею морального права этого делать. Потом много часов провел на тренажерах, обучался технике. Получил разрешение главнокомандующего ВВС России на полет. Два раза управлял истребителем.

- Интересно, страшно?

- Очень интересно, не страшно, но больше не буду. Очень большая нагрузка на организм. После этого хорошо понял, что такое быть пилотом – это одна из самых тяжелых профессий. Ведь пилот истребителя управляет самолетом, поддерживает связь с землей, ведет бой. Все это нужно делать одновременно, за считанные секунды, принимать решения, и, кроме того, все это сопровождается колоссальными физическими нагрузками на организм. Считаю, что существует две самые тяжелые в физическом отношении профессии: это шахтеры (мне приходилось бывать в шахтах) и летчики-истребители».

Само по себе знакомство с военной техникой и с условиями службы никогда не было праздным любопытством или самоцелью для Святейшего Владыки, это помогало ближе ознакомиться с состоянием оснащенности Вооруженных Сил России, а главное - создавало новые возможности в общении с военнослужащими.

Но главным центром работы по окормлению верующих военнослужащих, по мнению митрополита Кирилла, в любом случае является храм, и при этом он сам много внимания уделял вопросам храмового строительства. Не случайно еще в 1993 году он деятельно поддержал строительство храма святых апостолов Петра и Павла на Прохоровском поле в память о погибших на Курской дуге, войдя в состав Попечительского совета.

Проявляя попечение о призывной молодежи, митрополит Кирилл в марте 2006 года благословил организовать строительство православной часовни на центральном призывном пункте Военкомата Калининградской области. В мае 2008 года он совершил чин освящения храма святого мученика Иоанна Воина на Военно-мемориальном комплексе в поселке Медведевка (г. Калининград). В октябре 2009 года в Сестрорецке, уже в сане Предстоятеля Русской Православной Церкви он освятил храм святых апостолов Петра и Павла. В сентябре 2011 года Патриарх Кирилл освятил подаренный благотворительным фондом «Омофор» походный иконостас для введенного в строй корвета «Сообразительный», построенного по технологиям «стелс».

Невозможно провести, «инвентаризацию» всех храмов, часовен и иконостасов которые освятил в интересах окормления военнослужащих Святейший Владыка, поскольку эта часть его богослужебной деятельности являлась существенной составляющей повседневного напряженного архипастырского труда.

Митрополит Кирилл много внимания уделял также попечению о Военной академии ПВО Сухопутных войск в городе Смоленске. Он неоднократно напутствовал и благословлял поступивших в академию курсантов, а также выпускников, проводил беседы с представителями преподавательской и курсантской корпорации ВУЗа. Так, в феврале 2004 года митрополит Кирилл выступил на проведенном в академии семинаре «Духовно-нравственное воспитание защитников Отечества».

Свидетельством особой заботы Владыки Кирилла о Смоленской академии является следующий примечательный факт. В 2009 – 2011 годах, когда прежнее руководство Минобороны России решило ликвидировать ВУЗ, Патриарх Кирилл дважды письменно обратился к главе государства с просьбой оказать содействие в сохранении Военной академии войсковой ПВО в г. Смоленске. Его просьба была удовлетворена, тем самым спасена от уничтожения Академия, обладавшая высоким научным потенциалом, солидной материальной базой, ставшей, центром духовно-нравственного и патриотического воспитания молодежи в регионе.

Работа митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла в войсках и силах флота не ограничивалось рамками своей епархии. По особым поручениям Предстоятеля Церкви и по приглашениям епархиальных преосвященных, ему многократно доводилось совершать поездки в иные епархии со специальными миссиями, которые часто имели прямое отношение к духовной жизни Вооруженных Сил.

Так, 4-5 августа 2001 года в Санаксарском монастыре в Мордовии состоялась прославление в лике святых русского флотоводца адмирала Федора Федоровича Ушакова. По благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II митрополит Кирилл принял в этих торжествах самое деятельное участие.

В дальнейшем митрополит Кирилл стремился быть последовательным в этой работе, направленной на создание условий и возможностей для духовного попечения о моряках, и поэтому эпопея прославления воина Феодора Ушакова имела свое знаменательное продолжение.

Владыка полагал, что все военные моряки, исповедующие православную веру должны иметь возможность помолиться у мощей прославленного адмирала, поэтому частички мощей святого праведного воина Федора Ушакова должны быть доставлены на все флоты России. Для реализации этой идеи Владыка приложил немало сил.

Так, 24‑25 ноября 2001 года митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл возглавил торжества, посвященные принесению в Калининградскую область частицы мощей святого праведного воина Феодора Ушакова.

Следующим пунктом этой программы был естественно Крым, который митрополит Кирилл посетил 23‑24 февраля 2002 года. Сюда он также привез в дар морякам-черноморцам частицу мощей святого праведного воина Феодора Ушакова.

Передавая Севастопольскому Свято-Владимирскому собору для вечного хранения в усыпальнице русских флотоводцев священные мощи Федора Ушакова митрополит Кирилл сказал: "Выдающийся русский флотоводец, командующий Черноморским флотом Федор Ушаков возвращается в Севастополь своими святыми духом и телом. Знаменательно, что святыня дарована Севастополю, откуда берет начало Русь православная, в День защитника Отечества".

Описывая духовное попечение митрополита Кирилла о православных моряках, необходимо отметить, что он не забывал и о дальних берегах нашей Родины. Памятным для моряков-тихоокеанцев стал его визит в июле 2005 года, на базу 16-й Краснознаменной эскадры атомных подводных лодок Тихоокеанского флота, базирующейся на Камчатке, в Вилючинске. После официальной встречи и посещения атомного подводного крейсера «Святой Георгий Победоносец», состоялось подписание договора о том, что ряд восточных епархий Русской Православной Церкви берут на себя попечительство над этой подводной лодкой, входящей в состав стратегических ядерных сил. Со стороны Церкви договор подписали митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл, и епископ Петропавловский и Камчатский Игнатий; со стороны ТОФ - командир эскадры контр-адмирал А.А.Толстых и командир крейсера «Святой Георгий Победоносец» капитан I ранга В.И.Кравченко.

Договор предусматривал, в частности, материальную поддержку воспитательной работы с личным составом крейсера. Попечением Церкви на субмарине появились и регулярно обновляются аудио- и видеотека, библиотека с душеполезной литературой. Кроме того призывники православного вероисповедания, призываемые на срочную службу из епархий Дальнего Востока, соответствующие требованиям плавсостава подводного флота, получили возможность служить на атомном подводном крейсере «Святой Георгий Победоносец».

Повторно Святейший Владыка посетил эти края в сентябре 2010 года уже в Патриаршем достоинстве. Как и пять лет назад он прибыл на базу 16-й Краснознаменной эскадры подводных лодок, имеющую в военном отношении стратегическое значение. Во время встречи с личным составом эскадры Предстоятель Церкви тепло поблагодарил подводников, которые и в непростые для России годы «не покинули своего боевого поста, остались верны принятой однажды Военной присяге и в очень тяжелых условиях, со смирением, твердостью и верностью Отечеству совершали свой воинский подвиг».

Своего рода апогеем многолетней работы Святейшего Патриарха Кирилла с российскими моряками стало освящение им в апреле 2013 года Кронштадтского Никольского Морского собора, ставшего Главным храмом Военно-Морского Флота России.

Объективно развивающееся наращивание церковной работы в Армии и на Флоте давало основание митрополиту Кириллу активно и аргументировано продвигать в среде военного руководства идею о возрождении института военного духовенства.

27 декабря 2005 года в Военной академии Генерального штаба проходил сбор научно-педагогического состава Вооруженных Сил Российской Федерации. Председатель ОВЦС МП митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл выступил с докладом перед участниками этого сбора. Он, в частности, отметил, что в условиях смены парадигмы общественного развития России человеку, с оружием в руках стоящему на страже интересов государства и общества, по-прежнему необходимо знать, ради чего он рискует жизнью. В то же время потребность в духовном просвещении и пастырском окормлении военнослужащих клириками Русской Православной Церкви удовлетворена далеко не в полной мере.

В этой связи митрополит прямо сказал: «В императорской России существовал институт войсковых священников. … Мы выступаем за то, чтобы православные военнослужащие, которые в российской армии составляют три четверти верующих военнослужащих, а также члены иных традиционных конфессий имели бы возможность удовлетворения своих религиозных нужд. … Воинское служение без патриотизма, без любви к Отечеству вырождается в «наемничество». Думаю, что воспитание нравственности и патриотизма в российской армии является важнейшей задачей, от решения которой зависит наша с вами жизнь, будущее наших детей и внуков».

Несомненно, что это выступление перед армейскими учеными и педагогами, офицерами воспитателями, а также активная работа митрополита Кирилла в медийном пространстве способствовали постепенному формированию в среднем и высшем звене военного руководства если и не всегда позитивного отношения, то, во всяком случае, понимания необходимости решать вопрос о введении института военного духовенства в Вооруженных Силах Российской Федерации.

Особенно настойчиво митрополит Кирилл отстаивал тезис о том, что в Армии нельзя допустить миссионерского соперничества религиозных объединений: «Почему мы говорим, что не должно быть соревновательной миссии в армии? Ею мы всё разрушим. Если в армии есть православные, то к православным должен прийти православный священник, к мусульманину – мулла, к иудеям – раввин, к баптистам – баптистский пастор. Но нельзя допустить, чтобы перед ротой выступал какой-то заезжий миссионер или представитель религиозной организации, последователей которой в этом воинском соединении нет.

После избрания на Первосвятительский престол, когда вместе огромной ответственностью за судьбу Церковного корабля навалилась масса неотложных дел, Патриарх Московский и всея Руси Кирилл не только не выпускал из поля своего внимания вопросы взаимодействия с Вооруженными Силами, но и активно продолжал эту, работу. Он использует любую возможность, чтобы, вновь и вновь публично разъяснить позицию Церкви по отношению к Вооруженным Силам. Так, в ходе встречи со студентами калининградских вузов в университете имени Иммануила Канта 3 марта 2009 года, Патриарх Кирилл вновь подтвердил свою твердую позицию, заявив, что выступает за организацию пастырской службы в Вооруженных Силах России.

Предстоятель Церкви продолжает встречаться с военнослужащими самых различных категорий, начиная от Министра обороны и кончая личным составом частей и подразделений, освящает войсковые храмы и часовни, посещает ВУЗы, участвует в заседаниях Военной коллегии Минобороны России.

В июле 2009 года Патриарх Московский и всея Руси Кирилл посетил Валаамский Спасо-Преображенский ставропигиальный мужской монастырь. Во время этого посещения Предстоятель Церкви освятил храм-памятник во имя святого великомученика Георгия Победоносца построенный на территории воинской части ПВО, дислоцированной на острове Валаам. За богослужением присутствовали военнослужащие, несущие здесь службу.

В ходе беседы с воинами ПВО Патриарх Кирилл выразил надежду, что связи Русской Православной Церкви и Вооруженных Сил России будут укрепляться, а в воинских частях повсеместно будут появляться храмы. «Человек, который вступает на путь служения Отечеству и готов защищать его, должен, помимо достойных условий материальной жизни, иметь сильный дух и внутреннюю мотивацию готовности пожертвовать и жизнью, и здоровьем ради защиты своей страны и своего народа. Такого рода мотивация не лежит в материальной плоскости — она лежит исключительно в духовной сфере», — отметил Первоиерарх.

В июле 2009 года Патриарх Московский и всея Руси Кирилл как лидер Межрелигиозного совета России, инициировал написание и определил содержание Совместного обращения к Президенту Российской Федерации о воссоздании в Вооруженных Силах Российской Федерации института военного духовенств. Это коллективное обращение вслед за Патриархом подписали и другие лидеры традиционных религиозных объединений, входящие в Межрелигиозный совет России.

С учетом этой консолидированной позиции Межрелигиозного совета России Президент Российской Федерации 21 июля 2009 года, принял историческое решение о воссоздании в Вооруженных Силах Российской Федерации института военного духовенства.

Анализ обстоятельств, в которых принималось это эпохальное для Вооруженных Сил решение показывает, что оно стало закономерным следствием развития государственно-церковных отношений на основе современного законодательства в интересах взаимодействия государственных структур и религиозных объединений в социальной, культурной и иных сферах жизни общества.

К принятию такого решения побуждала также и религиозная обстановка в Вооруженных Силах Российской Федерации. Опрос, проведенный летом 2011 года Научно-исследовательским (социологическим) Минобороны России показал, что верующие военнослужащие составляют около 70% от числа всего личного состава. Все имеют право на свободное исповедание своей веры и удовлетворение религиозных потребностей. Решение главы государства создало условия для обеспечения этих законных прав. Традиционные религиозные объединения России, обладая мощным духовным потенциалом, могут теперь продолжить в правовом поле содействовать духовному просвещению военнослужащих, привнесению нравственного измерения в жизнь воинских коллективов.

Возрождение института военного духовенства явилось органической частью процесса формирования нового облика Армии и Флота России. В известном смысле стало возрождением в новом качестве того института, который много веков вплоть до своего упразднения в январе 1918 года эффективно работал в воинских формированиях Российской империи.

Следует отметить, что для православных верующих людей значимым является тот факт, что решение о введении института армейского духовенства, было принято 21 июля, в день, когда Русская Православная Церковь отмечала праздник иконе Божией Матери Казанская.

Казалось бы, можно было бы, что называется «почивать на лаврах». Но Патриарх Кирилл как раз полагал, что именно теперь для Русской Православной Церкви и начинается главная работа.

В апреле 2010 года было положено начало формированию структуры органов по работе с верующими военнослужащими. Определено, что руководящим органом будет Управление по работе с верующими военнослужащими в составе Главного управления по работе с личным составом ВС РФ.

Известно, что около 80% верующих военнослужащих в Российской Армии и Флоте исповедовали православную веру. Зная это Патриарх Кирилл справедливо полагал, что он имеет полное право участвовать в подборе кандидата для назначения на должность начальника Управления по работе с верующими военнослужащими. Тем не менее, 30 апреля 2010 года Министр обороны Российской Федерации А.Э. Сердюков, без согласования с Патриархом Кириллом, назначил на эту должность вполне состоявшегося бизнесмена, но человека, который до этого момента не занимался проблемами государственно-церковных отношений и ни одного дня не служил в армии. Будучи несогласным с этим решением Сердюкова, Предстоятель Церкви предпринял энергичные шаги к тому, чтобы исправить ситуацию. В результате Министр обороны был вынужден отменить принятое ранее решение, и назначить на должность начальника Управления по работе с верующими военнослужащими креатуру Патриарха (Б.М.Лукичева).

Но и после этих событий Предстоятель Русской Православной Церкви  не оставил своего попечения об институте военного духовенства. Он на постоянной основе отслеживал формирование структуры новой военно-церковной службы, подбор, расстановку и назначение кадров и, при необходимости, давал рекомендации, оказывал помощь и поддержку.

Конечно, решающая роль Патриарха Кирилла заключалась, прежде всего, в молитвенном предстательстве перед Господом, в духовной поддержке военного духовенства. Но, когда позволяли обстоятельства, он охотно лично встречался военными священниками.

В январе 2012 года назначенные к этому времени штатные помощники командиров по работе с верующими военнослужащими, общим числом 21 человек, прибыли в Москву для участия в работе военной секции ХХ Международных Рождественских образовательных чтении. Все они присутствовали 22 января 2012 года в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя, когда Блаженнейший Патриарх Александрийский и всей Африки Феодор II, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл и Блаженнейший Митрополит Чешских земель и Словакии Христофор совершали Божественную литургию.

За причастным стихом Патриарх Кирилл пригласил всех штатных военных священников войти в алтарь. Батюшки хотели войти в кувуклию по одному, но Патриарх сказал, чтобы зашли все сразу. Теснясь, они разместились справа от престола. Патриарх ласково их приветствовал и, обращаясь к рядом стоящим Патриарху Феодору и митрополиту Христофору с радостью воскликнул: «Вот наши первые военные священники!». Затем каждый из приглашенных подходил к Предстоятелю Церкви, представлялся, называя соединение, в котором он служит и просил благословить. И каждого Патриарх встречал с доброй улыбкой, повторяя уважительно – Черноморский флот.., ракетная дивизия.., мотострелковая бригада.., Военная база в Абхазии… и преподавал благословение.

Конечно, такие встречи – значимое, вдохновляющее событие в жизни военного священника. Думается также, что и для Предстоятеля Русской Православной Церкви эти встречи – имели существенное значение, ведь они свидетельствовали о том, что начатый им грандиозный проект нравственного перевооружения Российской Армии не стоит на месте. Церковь начала постепенно раскрывать для себя эту новую, ранее преимущественно закрытую сферу деятельности, стала свободно работать с молодой, сильной, интеллектуально развитой военной паствой, которая выполняя ответственную задачу, нуждается в духовном пастырском окормлении.

Параллельно с этой разъяснительной и организаторской работой, Патриарх Кирилл продолжает налаженное годами личное взаимодействие с воинскими коллективами, встречается с преподавателями и слушателями ведущих ВУЗов Минобороны России. По приглашению главы государства участвует в проводимых в Московском Кремле торжественных приемах в честь выпускников с отличием окончивших военные академии и университеты. Что дает ему возможность обращаться с пастырским словом к офицерам и генералам, многие из которых в ближайшем будущем войдут в состав высшего командования Армии и Флота.

Анализ этой деятельности приводит к мысли, что у Предстоятеля Церкви, возможно, сформировалась определенная потребность в общении с российским военным истеблишментом, который, будучи облеченным высокой ответственностью за безопасность и защиту России, по сути, всегда представлял и представляет значительную часть интеллектуальной и технической элиты общества.

В связи с 50-летием Ракетных войск стратегического назначения Патриарх Кирилл посетил 8 декабря 2009 года Военную академию РВСН имени Петра Великого и принял участие в юбилейной военно-исторической конференции «Ракетные войска стратегического назначения – полвека на страже мира», где выступил с докладом, в котором напомнил участникам о наиболее значимых фактах и событиях из истории ракетных войск и Академии, о боевых и духовных традициях защитников Отечества.

В октябре 2009 года Патриарх Кирилл впервые встретился с командующим ВДВ генерал-лейтенантом В.А. Шамановым, воо время которой обсуждались вопросы взаимодействия священнослужителей Церкви и органов военного управления ВДВ. Генерал-лейтенант В.А. Шаманов доложил Его Святейшеству, что, уже подготовлено 36 священнослужителей, которые могли бы исполнять соответствующие функции по духовному окормлению десантников. Такое заявление для Патриарха, конечно, было принципиально важным. Оно еще раз подтверждало, что в вопросе о военном духовенстве речь идет не об искусственно навязанном «сверху» решении, а о насущной потребности, которая реально ощущается, в частности в таком боевом роде войск, как российские Воздушно-десантные войска.

Чуть больше, чем через год Патриарх Кирилл вновь встретился с генерал-лейтенантом В.А. Шамановым, но уже в других условиях. Предстоятель Церкви 5 ноября 2010 года посетил генерала в Главном военном госпитале Минобороны России, где тот находился на лечении. Для архипастыря это был естественный поступок. Тем самым Патриарх продемонстрировал как, в частности, военный священник должен проявлять заботу об окормляемых им военнослужащих, особенно о тех, которые находятся в сложных обстоятельствах.

С первых лет своего архипастырского служения Патриарх Кирилл, понимая высокую значимость традиций для воспитания военнослужащих, особенно бережно относился к памяти тех, кто отдал свои жизни в боях за Отечество.

Здесь приводятся тому в свидетельство несколько давних и совсем свежих примеров.

Так было в далеком 1992 году, когда митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл освятил захоронение на "Лесном кладбище", где покоятся останки русских воинов в погибших в 1914 году, в боях под Тильзитом (ныне г. Советск) и где был установлен православный крест.

Так было в 2010 году, когда свидетельством особого попечения Предстоятеля русской Православной Церкви о сохранении святой памяти народной о воинских подвигах наших предков - защитников Отечества стала специальная молитва для чтения в День празднования Победы, которую написал Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.

После богослужения в храме святого великомученика Георгия Победоносца на Поклонной горе 6 мая 2010 года он сказал: «Я благословляю, чтобы в День Победы отныне с этого года во всех храмах Русской церкви торжественно совершался молебен в память об избавлении народа нашего от страшного, смертельного врага, от опасности, которой не знало Отечество наше за всю историю». Патриарх Кирилл сообщил, что специально для этого молебна написал молитву, в основу текста которой легла молитва святителя Филарета Московского, написанная в честь победы русской армии над отрядами Наполеона в 1812 года.

В июле 2009 года Патриарх Московский и всея Руси Кирилл посчитал необходимым лично возглавить церемонию, встречи в Кронштадте доставленного из Южной Кореи носового флага (гюйса) крейсера «Варяг». В церемонии приняли участие ветераны и военнослужащие Ленинградской военно-морской базы, священнослужители, жители и гости Кронштадта.

Предстоятель Русской Православной Церкви открыл церемонию на Якорной площади города-крепости, откуда крейсер начал свой путь в бессмертие. Офицеры флота под звуки оркестра пронесли флаг вдоль строя военных моряков, выстроенных на площади, к собору, на паперти которого находились Первоиерарх Русской Церкви и представители командования Военно-Морского Флота и администрации города.

«Дай Бог, чтобы происходящее сегодня вдохновило нашу молодежь, отразилось в сознании и в сердцах подрастающего поколения. Этот флаг — символ мужества наших моряков, их духовной доблести», — сказал Патриарх Кирилл.

В канун празднования 70-летия Победы в Великой Отечественной войне в Москве Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил чин великого освящения Преображенского храма и служил Божественную литургию в новоосвященном храме, который стал главным храмом Сухопутных войск.

Как уже отмечалось, Патриарх Кирилл охотно встречался с военнослужащими, и, как представляется, испытывал некую потребность в таком общении. Новую встречу с профессорско-преподавательским составом и со слушателями Военной академии Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации Патриарх Московский и всея Руси Кирилл провел 31 мая 2011 года. В своем выступлении Патриарх дал церковную оценку событиям Великой Отечественной войны. В частности прозвучал тезис: «Победили, потому, что так Богу было угодно». Военный анализ сражений этой великой войны, описание всех боев, побед и поражений, естественно, были хорошо известны собравшимся. Давно подсчитаны и проанализированы соотношения сил и средств противоборствующих сторон. В истории Великой Отечественной войны отдана дань и патриотическому порыву солдат, их мужеству и самоотверженности. И об этом тоже немало сказано.

Но оценки духовной подоплеки агрессии против атеистического государства со стороны стран, откровенно насаждавших человеконенавистническую идеологию, фактически исповедующих сатанинские культы, пока фундаментально не дано. И в этом выступлении Предстоятеля Церкви перед руководством Минобороны России и коллективом Военной академии Генерального Штаба был сделан, может быть, только первый, но крайне важный посыл. Это был сигнал, что в условиях резкого повышения в современном неспокойном мире роли религиозного фактора, необходимо проанализировать духовные, религиозные, нравственные причины этой войны, потребовавшей неимоверного напряжения, жертвенного подвига российского народа для достижения Победы.

Далее Патриарх подробно рассказал о ходе формирования института военного духовенства, и о том, что Церковь будет заниматься подготовкой для этой структуры лучших своих кадров, наиболее подготовленных, опытных пастырей.

Развитие позитивного отношения к продолжению работы по формированию института военного духовенства получило с назначением главой оборонного ведомства С.К.Шойгу. Буквально через месяц после этого, 7 декабря 2012 года в Патриаршей резиденции в Свято-Даниловом монастыре состоялась встреча Патриарха Московского и всея Руси Кирилла с новым Министром обороны Российской Федерации.

С.К. Шойгу отметил: «Сейчас, наверное, в особенности, с удвоенной энергией нужно продолжать поддерживать Русскую Православную Церковь и восстанавливать те традиции, которые были в государстве Российском в отношениях Церкви и Вооруженных Сил», — подчеркнул Министр обороны, отметив, что приложит усилия не только для возрождения, но и приумножения этих традиций».

***

В настоящее время в Вооруженных Силах Российской Федерации сформирована штатная структура органов по работе с верующими военнослужащими. В ее составе 270 должностей помощников командиров (начальников) по работе с верующими военнослужащими, замещаемые священнослужителями традиционных религиозных объединений России, и 10 должностей гражданских служащих.

Организована система работы с кадрами войсковых и флотских священнослужителей, которая включает в себя подбор, расстановку и доподготовку по программе повышения квалификации в Военном университете, а также проведение ежегодных учебно-методических сборов на базе военных округов. В ходе упомянутых сборов, которые прошли в городах Ростов-на-Дону, Москва, Санкт-Петербург, Екатеринбург, Благовещенск, Севастополь и Воронеж осуществлялся обмен опытом, подводились итоги и формулировались очередные задачи. Для расширения кругозора участников использовался культурный, научный и духовный потенциал городов, в которых проводились сборы.

Разработаны функциональные обязанности и определён порядок организации деятельности должностных лиц, которые выполняют свою работу на основании трудового договора (контракта), заключаемого в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

В связи с тем, что более 70% верующих военнослужащих исповедуют православную веру, основная работа по подбору кандидатов на должности войсковых и флотских священнослужителей осуществляется Управлением по работе с верующими военнослужащими ВС РФ совместно с Отделом по взаимодействию с Вооруженными Силами и правоохранительными учреждениями Московского Патриархата, с которым налажено повседневное плодотворное сотрудничество.

В настоящее время на штатной основе работают более 150 священнослужителей, в том числе три мусульманина и один буддист, остальные – православного вероисповедания.

Совершенствуется нормативная база, разработаны и представлены на рассмотрение военного руководства Положение и Руководство по работе с верующими военнослужащими ВС РФ. Подспорьем для священнослужителей стал изданный в 2012 году Сборник материалов по работе с верующими военнослужащими ВС РФ. Готовится к изданию Пособие по работе с верующими военнослужащими.

Продолжает наращиваться материальная база духовной работы. На подведомственных Минобороны России территориях действуют более 160 православных храмов и часовен. Строятся новые войсковые храмы на территории авиационной базы в года Канте (Киргизия), на Курсах усовершенствования офицеров ГУ ГШ (Московская обл.), в года Североморске, года Гаджиево (Северный флот) и многих других гарнизонах и ВУЗах. Храм Святого Архистратига Михаила в Севастополе, здание которого ранее использовалось как филиал музея Черноморского флота, вновь стал воинским. Принятое Министром обороны решение о создании в соединениях и на кораблях I ранга молитвенных комнат существенно улучшило возможности удовлетворения религиозных потребностей военнослужащих.

Принимаются меры для укрепления материальной базы работы с верующими военнослужащими в полевых условиях. Подготовлены предложения по обеспечению каждого штатного помощника командира соединения по работе с верующими военнослужащими полевой формой одежды и типовой палаткой в комплекте, которая бы предназначалась для оборудования подвижного пункта работы с верующими военнослужащими (храма).

По мере накопления практического опыта работы священнослужителей по удовлетворению религиозных потребностей, духовному просвещению и нравственному воспитанию военнослужащих, существенно наращивается их позитивное влияние на поддержание морально-психологического состояния личного состава Армии и Флота.

Инициированное Патриархом Московским и всея Руси Кириллом политическое решение руководства страны о возрождении института войскового и флотского духовенства положило начало принципиально новому подходу в работе с личным составом Российской Армии и Флота. Первые шаги на этом пути совершались не без трудностей, которые естественны во всяком новом и сложном деле. Но и первые результаты этой работы дают основание надеяться, что органы по работе с верующими военнослужащими будут вскоре окончательно укомплектованы, их мощная духовная и нравственная сила будет всегда держать в центре своего влияния заботу о душе защитника Отечества, всемерно способствовать повышению боеготовности и боеспособности Вооруженных Сил Российской Федерации.

 

Подводя итог изложенному можно обобщенно сказать, о роли Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в подготовке и реализации грандиозного проекта возрождения института военного духовенства Вооруженных Сил Российской Федерации?

Думается, что ни одной другой категории государственной службы Патриарх Кирилл не уделял столько внимания, не отдал столько сил и энергии, сколько это сделано в отношении военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации.

Своими настойчивыми целенаправленными действиями он подготовил условия в Церкви для работы с Вооруженными Силами: способствовал созданию Синодального отдела, разработал духовные, теоретические и церковно-правовые основы работы с верующим военнослужащими.

Осуществлял работу в войсках, уделяя при этом особое внимание стратегически важным направлениям, в частности ядерной составляющей обороны страны (РВСН), а также родам войск, выполняющим свои задачи в особо сложных условиях (ВМФ, ВДВ).

Работал с военной элитой: командующими, учеными, педагогами, охотно общался с военнослужащими различных категорий, в том числе и срочной службы.

Много сделал для разъяснения общественности позиции Русской Православной Церкви по отношению к верующим военнослужащим.

В общении с власть предержащими способствовал принятию политического решения о возрождении института военного духовенства в Вооруженных Силах Российской Федерации.

Внес значительный вклад в формирование позитивного общественного мнения, в связи с началом работы штатной структуры военного духовенства.

Лично занимался вопросами подбора кандидатов на ключевые должности в состав органов по работе с верующими военнослужащими Вооруженных Сил Российской Федерации. В сложных условиях кадрового дефицита изыскивает нетривиальные пути решения кадровых вопросов.

Постоянно отслеживал ситуацию с ходом формирования военного духовенства, и, при необходимости, оказывал возможную помощь и поддержку.

В итоге служба военного духовенства Вооруженных сил Российской Федерации воссоздана, она развивается, набирает силу и опыт. Этот процесс имеет необратимый характер.

Фактически совершилась знаковое историческое событие: трудами Патриарха Московского и всея Руси Кирилла дано начало духовному реформированию Вооруженных Сил Российской Федерации их нравственному перевооружению.

[1] Приложение № 6 «Церковь осваивает паству в погонах». Газета «Российские вести» от 04 ноября 1996 г.

[2] «Читателям отвечает митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл», «Труд» 1 июня 2002 г.

Дорогие братья и сестры! Мы существуем исключительно на ваши пожертвования. Поддержите нас! Перевод картой:

Другие способы платежа:      

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и абзацы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Простите, это проверка, что вы человек, а не робот.
1 + 1 =
Solve this simple math problem and enter the result. E.g. for 1+3, enter 4.
Рейтинг@Mail.ru Яндекс тИЦКаталог Православное Христианство.Ру Электронное периодическое издание «Радонеж.ру» Свидетельство о регистрации от 12.02.2009 Эл № ФС 77-35297 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций. Копирование материалов сайта возможно только с указанием адреса источника 2016 © «Радонеж.ру» Адрес: 115326, г. Москва, ул. Пятницкая, д. 25 Тел.: (495) 772 79 61, тел./факс: (495) 959 44 45 E-mail: [email protected]

Дорогие братья и сестры, радио и газета «Радонеж» существуют исключительно благодаря вашей поддержке! Помощь

-
+