29.11.2013 11:35:32
Диакон Владимир Василик
В последнее время достаточно часто стали служиться "миссионерские" литургии, в которых молитва - возгласы священника, диаконские ектении и песнопения перемежаются с объяснениями комментатора. Более того, предполагается трансляция подобных литургий для широкой (в т.ч. и для неверующей) публики на уличные экраны.
В связи с этим возникает вопрос: как относиться к этой практике с точки зрения церковного предания?
В церковном предании действительно есть традиция литургического комментария, украшенная именами святителя Кирилла Иерусалимского, преподобного Максима Исповедника, св. патриарха Германа Константинопольского, Николая Андидского, святителя Симеона Солунского, но никогда доселе толкование богослужения не читалось во время Божественной Литургии, тем более - по кускам, после каждой молитвы и ектении. Если бы Отцам Церкви и их преемникам это бы изволилось для пользы Церкви, то внутри литургии существовало бы нечто вроде синаксаря после 6 песни на утрене, но ничего подобного ни в практике Древней ЦЕркви, ни в новое время мы не видим. Ни преподобный Максим Исповедник не вставлял свои комментарии во время службы в Александрии или в Риме, ни святитель Герман не прерывал литургию свят. Василия Великого или Иоанна Златоуста для разъяснений, ни святитель Симеон Солунский не останавливал службу, чтобы просветить на ее счет своих прихожан. И даже в новое время святой праведный Иоанн Кронштадтский, при всем его праведном дерзновении не делал ничего подобного.
И понятно почему. Глубокая ошибка - считать, что Божественная Литургия есть средство и орудие миссии. Она не средство миссии, она - ее цель. Задача миссионера, проповедника - привести к крещению некрещенного и к Причастию Святых Христовых Таин невоцерковленного. Но само Причастие не может служить орудием для достижения этой цели. Это почти все равно, что строителю путать молоток и крышу.
В начале Божественной Литургии диакон в диалоге со священником произносит знаменательные слова: "Время сотворити Господеви, Владыко, благослови". Согласно верному замечанию о. Александра Шмемана, это значит следующее: люди сделали все от себя зависящее, все подготовили, ныне время действовать Господу. Это значит, что все готово - в том числе и с точки зрения информативной, люди знают, для чего они пришли и что совершается ныне. Соответственно, давать уроки литургики во время Божественной Литургии - все равно что во время ее замешивать тесто для просфор, когда они давно должны быть не то что выпечены, но вынуты.
Возникает вопрос, кто является аудиторией для этой "литургической" миссии? Если люди верующие и воцерковленные, то им в сущности это не нужно. Более того, назойливые полунаучные комментарии, временами из не очень благоговейных уст, только мешают молиться, ибо они закрывают для верующего слуха слова святых Отцов и самого Господа. А если целевая аудитория - неверующии, то зачастую это не только бесполезно, но даже и вредно. Ведь огласительные и тайноводственные поучения в древности отнюдь не делались достоянием кого попало, их не предлагали язычникам и неверующим. Вот что говорит святитель Кирилл Иерусалимский в своем Первом Огласительном Слове: "Тогда, как говорят огласительное поучение, если оглашенный спросить тебя, что говорили тебе учители? Ты ничего не отвечай постороннему. Ибо тайну преподаем тебе, и упование будущего века. Храни тайну сию ради Мздовоздаятеля, и не слушай, когда кто скажет тебе, что за беда, если и я узнаю? И больные просят вина; но если оно безвременно будет дано, то сумасшествие производить; от чего рождаются два зла: и больной умирает, и врач остается в безславии. Так если оглашенный услышит что либо от верного; то и оглашенный впадает в безумие; потому что не понимает слышанного, однако ж оное порочит и осмеивает говоримое, и верный осуждается, как предатель сей тайны". А именно это и может произойти в случае широкой телевиозионной трансляции литургии с сооответствующими комментариями. В обстановке потребительского безрелигиозного общества большинство неверующей зрительской аудитории может воспринимать подобную трансляцию как очередное зрелище, более того - как повод для дальнейших богохульств и кощунств. Чем может стать подобная трансляция, скажем, для туристов, расположившихся в кафе у какого-нибудь знаменитого старинного
храма, где выставлены экраны, на которых демонстрируется все, в том числе читаются тайные молитвы и показывается причащение духовенства? В лучшем случае -поводом для праздного любопытства, в худшем - для насмешек и кощунств. Ибо праздный зритель, с налету что-либо услышавший, но не вошедший в жизнь Церкви, запросто может извратить и исказить услышанное, особенно если он живет духом постмодерна, построенном на искажении смыслов. Справедливыми представляются слова преп. Ефрема Сирина:
"Кто же в неразумии своем
схватит одни имена вещей,
кои от него же принял Бог,
дабы через них пособить ему,—
безумец соделает из сих притч
кощунства и богохульства предлог;
Божией благости, снисходившей к нему
о, сколь неблагодарным явит он себя!"
(Ефрем Сирин. 11 песнь о Рае).
И сейчас это сильно чувствуется во всемирной сети. Распространение знаний о Церкви отнюдь не умножает число верующих, напротив, голые внешние знания, преподанные в отрыве от церковной жизни и подлинной святости, только раздражают неверующих людей.
Помножим это на постомодернистский цинизм и получим горючий материал для новых гонений на Церковь и раскол нашего общества. Однако возможно и еще более худшее: Таинство Таинств может стать всего лишь одним из элементов потребительского общества - приятным зрелищем для пресыщенных и неверующих людей.
Увлекаясь духовным пониманием слова μυστηριον - таинство- мы часто забываем о его внешнем дисциплинарном аспекте. Ведь не случайно апологеты не сообщали язычникам ни литургических текстов, ни подробного учения о Евхаристии. Максимум, что им говорилось - о ее невинном характере (в опровержении клеветы о ритуальном людоедстве) и в то же время - о том, что это не есть простая трапеза, но она обладает особым, духовным характером, например - в послании к Диогнету: "Христиане имеют пищу общую, но не простую".
Не случайно в Древней Церкви во время евхаристии двери держали закрытыми на замок и назначались специальные сторожа - остиарии. Не случайно возник возглас: "Оглашенные, изыдите". По учению преп. Максима возглас "оглашенные изыдите" знаменует конец этого мира и переход к жизни будущего века, где уже нет времени и возможности для обыкновенной земной деятельности. "Есть время всякой вещи под солнцем" - говорит Писание: время благовременному научению и время молитвы и предстоянию пред Господом.Евхаристия - уже не время для подготовки к духовному экзамену, это - сам экзамен.
В самом крайнем случае, если почитается так уж необходимо литургическое просвещение
во время Литургии, то есть Литургия оглашенных - Литургия Слова. Она еще дает достаточно ограниченную возможность для подобных катехетических вставок. Но они не соответствуют духу и смыслу Литургии Верных.
В Евангелии содержатся казалось взаимоисключающие слова: "Идите, научите все народы" (Мф. 28, 19) и "Не давайте святыни псам и не мечите бисера перед свиньями" (Мф. 7, 6). Но они взаимнодополняют друг друга. Не стоит неверующему и некрещенному человеку говорить о самом святом и таинственном, не следует питать духовного младенца твердой пищей. И нельзя Святыню делать достоянием информационных циников: "Не бо врагом твоим тайну повем".
Комментарии
29.11.2013 - 12:35 Спасибо за правильные и:
Спасибо за правильные и своевременные слова. Не дай нам Бог впасть в такое искажение и по сути - уничтожение Таинства из Таинств - Божественной Литургии!
30.11.2013 - 08:53 Полностью согласен с автором:
Полностью согласен с автором статьи.
30.11.2013 - 17:22 Низкий поклон автору!:
Низкий поклон автору! Современные лжемиссионеры захотели стать мудрее святых отцов и Самого Господа.
К кощунникам на Руси применялись довольно жесткие меры. Не пора ли вернуть традиции?
02.12.2013 - 00:41 Странно, и кому такое в:
Странно, и кому такое в голову прийти могло, литургия не метрополитэн опера на улицах демонстрировать, это интимное таинство, мое мнение, что даже фотографы там не уместны.
02.12.2013 - 07:37 Дело в том, что у Георгия:
Дело в том, что у Георгия Кочеткова не хватило сил пропихнуть русифицированный текст сразу. Литургия с комментариями это только первый шаг. Второй шаг - Скажут, что эксперимент был неудачный и миссионерскую литургию нужно проводить не с комментариями, а на общедоступном современном российском языке - а текст уже готов. Автор текста - Георгий Кочетков.
02.12.2013 - 07:57 Специальная комиссия может ли:
Специальная комиссия может ли расследовать-с чьего разрешения ведутся такие кощунственные новшества?Или совсем нет управы на них: что хочу, то и ворочу получается?
02.12.2013 - 09:02 Не понимаю, что мешает:
Не понимаю, что мешает собираться во внебогослужебное время, например, в здании воскресной школы и там зачитывать святоотеческие и просто практические толкования литургии: какие действия совершает священник, какие молитвы читаются в алтаре и что происходит в то или иное время, что означают некоторые малопонятные фразы и т.д. Прерывать строй богослужения, молитвы, песнопения словесными комментариями - тьфу! Св. Иоанн Кронштадтский писал, что литургия - небо на земле, и эта мысль постоянно повторяется в его дневниках. "Миссионерская" литургия - уже точно не небо.
09.12.2013 - 06:53 Выделение епископата в касту :
Выделение епископата в касту – опасность, о которой предупреждает св. Иоанн Кронштадтский: обнаружится «равнодушие предстоятелей церкви к поглощению истины неправдой. Индифферентизм пастырей будет последним явлением церковной жизни при необычайном развитии материальной обеспеченности. Наступит такое явление: пастыри – пасущие самих себя, проповедь – звуки голоса. Куда будет стремиться такая церковь? Как блуждающая комета стремится куда-то и сталкивается с чем-то, с какой-то другой кометой, так и церковь блуждающая стремится к слиянию с другой блуждающей церковью – синагогой иудейской, ибо обе они в лице предстоятелей, отпавших от истины, поклоняются золотому тельцу, т.е. блуждают во тьме, подобно своему прототипу, лже-апостолу, Иуде-предателю».
10.12.2013 - 19:58 Очень отвлекают и раздражают:
Очень отвлекают и раздражают верующих "штатные" епархиальные фотографы, никому не хочется попасть на фото во время искренней молитвы, это вторжение в интимную сферу, мешает грешной душе почувствовать присутствие Божие. Всё напоказ. Всё для миссионерства. Даже при крещении лицам женского пола нельзя в алтарь, мужчинам, если они не алтарники и не священнослужители тоже нельзя, а при помощи теле и самим работникам теле - можно, можно и неверующим "таинства" напоказ. Из всего стремимся сделать шоу.
Нужно отчитаться конкретными материалами - фото, количеством построенных храмов и т.д. - ведь нет прибора сегодня для измерения веры, поэтому меряют внешние атрибуты. А где упор на внешнее - там жди смены ориентиров и подмены понятий.
Так и миссионерская литургия. Для кого? Уж точно не для верующих.
Спасибо за статью, вот только новых миссионеров это не остановит - следующий шаг переход на бытовой русский язык, обновленчество. Кочетковцы всё подготовили. На Украине украинизируют сначала проповеди (тоже с целью миссионерства и понимания неграмотным народом), потом богослужение и перестанем мы друг друга понимать. Но миссионеры проделают много работы, отчитаются. А результат ... Все комментарии говорят об этом - уж точно не небо.
Братья Тезе ждут вас, новоявленные миссионеры!
Добавить комментарий