Перейти к основному содержанию

13:17 29.03.2024

КАК ЗАЩИТИТЬ РЕЛИГИОЗНЫЕ ТРАДИЦИИ? (Игорь Алексеевич Куницын)

14.01.2013 23:55:42

-  Игорь Алексеевич, в прошлой нашей беседе мы говорили, что предотвратить дегра­дацию нашего общества возможно, если государство защитит религиозные традиции. Как решается этот вопрос в Вашем проекте Концепции вероисповедной политики?

 

- Главная идея проекта - это право народа на защиту религиозной идентичности. Фак­тически, это право народа на жизнь в соответствии со своими религиозным традициями. Оно должно стать не только частью российской правовой системы, но и войти в состав междуна­родного права. В перспективе это право могло бы стать духовным щитом нашей страны. Нужно понимать, всё что извне угрожает традиционным ценностям угрожает, в первую оче­редь, существованию России как суверенного государства. Но народ объединяет общая ду­ховность. Народ тем и отличается от толпы, что у него есть единая система духовных ценно­стей. Если уничтожить эту систему, он превращается в легко управляемую толпу. Поэтому нужно срочно принимать меры, чтобы не допустить уничтожения этих ценностей.

 

-  Откуда, по Вашему мнению, исходят основные угрозы традиционным ценно­стям? В этом заинтересованы зарубежные конфессии?

 

-  На мой взгляд, всё значительно сложнее. Современная ситуация в мире такова, что серьезная угроза исходит не столько от каких-либо конфессий, сколько от политических сил, которые находятся за пределами России. Огромные территории и богатые природные ресур­сы нашей страны входят в круг интересов некоторых государств: на Западе - это военный блок НАТО, на Востоке - Китай, на Юге - некоторые исламские страны. Со стороны некото­рых государств ведется незаметная, но каждодневная работа, направленная на духовную дез­ориентацию российского народа, на искоренение традиционного духовного фундамента его жизни. Во многих странах хотят, чтобы российский человек ощущал себя европейцем, азиа­том, кем угодно, но только не русским. Особенно активную работу ведут западные страны. Военный блок НАТО, тот самый, который бомбил славянскую страну - Югославию, уже на­ходится буквально в нескольких сотнях километров от Кремля. Но даже не это самое страш­ное. Именно этот блок обладает здесь, на территории России, колоссальными возможностя­ми по идеологической обработке населения. Часть этих возможностей сохранилась ещё со времен «холодной войны». Огромное число ангажированных Западом организаций, псевдо­научных институтов, фондов и средств массовой информации ведут пропаганду против рус­ской культуры, традиционной духовности и. в частности, против Русской Православной Церкви. Идет непрерывная работа по созданию благостной, но ошибочной картины, по фор­мированию ложного чувства безопасности, по усыплению сознания народа. В результате, многие не видят того, что происходит на самом деле, не видят того, что идет жестокая борь­ба с традиционными ценностями.

 

- Может ли государство противостоять духовной агрессии? В чем заключается на­циональный интерес России в этом контексте?

 

- Россия уникальна тем, что, с одной стороны, она находится на стыке цивилизаций, с другой, она сама является самобытной цивилизацию, которая основана на православном христианстве. Любое нарушение баланса между цивилизациями может иметь катастрофиче­ские последствия как для нашей страны, так и для всего человечества. Поэтому историческое предназначение и национальный интерес России заключается в обеспечении мирового ба­ланса. Об этом говорили многие русские мыслители.

 

Но сегодня мировой баланс нарушен. Западные страны во главе с США противопоста­вили себя всему остальному миру. Причем это противостояние приобретает религиозный ха­рактер. На международной арене формируется система глобального тоталитаризма. Миро­вому сообществу выкручивают руки и насаждают американские ценности. Посмотрите, что сделали с теми, кто не захотел этому подчиниться: с Югославией, Афганистаном и Ираком. В первом случае - геноцид в отношении православных сербов. Во втором - ковровые бом­бардировки мирных поселений. В третьем - откровенная захватническая война с целью за­владения нефтяными ресурсами. Вот он глобальный тоталитаризм в действии. Поскольку Россия находится на пересечении цивилизаций, в ближайшие годы религиозный фактор в её политике возрастет беспрецедентно.

 

В то же самое время духовные основы проамериканской западной культуры - здание построенное без фундамента. И это здание рушится. Вымирание западных стран - бесспор­ное тому подтверждение. И если мы не хотим рухнуть вместе с этим колоссом, глобальный тоталитаризм нужно обуздать. Но сделать это нужно политическими и правовыми методами.

 

- В этой связи государство предпринимает какие-либо действия?

 

- К сожалению, нет. Руководство страны только начало осознавать проблему. И это от­ражено в Концепции внешней политики России. В ней говорится о том, что Россия будет до­биваться формирования многополярной системы международных отношений. Но этого не возможно добиться без признания многоликости духовных ценностей, которые лежат в ос­нове национальных культур. Только защита религиозных традиций от их уничтожения по­зволит решить эту задачу. Требуется принятие адекватных политических мер в религиозной сфере, то есть построение вероисповедной политики, которая была бы ориентирована на за­щиту национальных интересов. Но этому факту сегодня уделяется недостаточное внимание.

 

Должен быть принят международный документ, в основу которого будет положен принцип равноправия государств в культурной и религиозной сфере. В этой связи руково­дство нашей страны должно объединить усилия с теми странами, на которые оказывается такое же давление, какое оказывается на Россию. Известно, что среди таких стран и страны СНГ, и страны Восточной Европы, и азиатские страны и много других. Политике «двойных стандартов» Запада нужно противопоставить новое правовое пространство. Основная задача такого документа могло бы стать возвращение ситуации в этой сфере в русло международно­го права. Условно, его можно было бы назвать - Конвенция по защите традиционной рели­гиозной идентичности народов. На первом этапе, его, возможно, имело бы смысл принять на уровне СНГ. На последующих этапах, к нему могли бы присоединиться другие страны.

 

-  Да, но сегодня действует целый ряд международных документов в этой сфере? Разве этого недостаточно?

 

- Конечно, недостаточно. Разумеется, существует ряд документов, но у них иные зада­чи. В них говорится о культурном самоопределении народов. И, в первую очередь, мне хоте­лось бы обратить внимание на Декларацию ООН «О недопустимости вмешательства во внутренние дела государств, об ограждении их независимости и суверенитета». Эта деклара­ция была принята ещё в 1965 году. Она гласит о том, что никакое государство не имеет права вмешиваться прямо или косвенно в дела другого государства. Она призывает государства уважать право народов и наций на самоопределение и независимость, и это право должно осуществляться без какого-либо внешнего давления. Другой документ. Ещё в 1966 году ЮНЕСКО приняла Декларацию принципов международного культурного сотрудничества. Этот документ признает  достоинство и ценность каждой культуры и призывает уважать и сохранять их. Развитие собственной культуры, - гласит декларация, - является правом и дол­гом каждого народа. Но в этих документах говорится лишь о культуре, религия как бы выпа­дает из их поля зрения.

 

Другой комплекс международных актов провозглашает и гарантирует каждому челове­ку право на свободу совести. Например, Всеобщая декларация прав человека, Международный пакт о гражданских и политических правах, Декларация «О ликвидации всех форм не­терпимости. ..» и много-много других.

 

Получается, что есть документы, которые охраняют культуру от вмешательства ино­странных государств. Также есть документы, которые охраняют право на свободу совести, но ни один документ не дает ответа на духовный вызов глобализации. Все они умалчивают о праве народа на самоопределение в религиозной сфере. В международном праве существует большой пробел. И, хотя это признается рядом международных организаций, до сих пор от­сутствуют правовые механизмы, которые могли бы гарантировать суверенитет государствам в вопросах защиты религиозных традиций. И некоторые западные страны, исходя из «двой­ных стандартов» пользуются этим, превращают этот пробел в инструмент политического давления.

 

- Хотелось бы возвратиться к разговору о политике «двойных стандартов» по от­ношению к России. В чем она заключается?

 

- Эта политика заключается в том, что существуют серьезные расхождения между Рос­сией и Западном в понимании международных документов. Для Западных стран эти доку­менты не являются препятствием к тому, чтобы поддерживать свои религиозные традиции. Иная идеологическая установка в отношении незападных стран. Предпринимается попытка распространить на их религиозную сферу принцип рыночных отношений, вопреки нацио­нальным интересам этих стран.

 

Приведу почти хрестоматийный пример. В 2002 году Парламентская Ассамблея Совета Европы приняла два любопытных документа. Первый, Резолюция №1278, говорит о необхо­димости усовершенствования действующего Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях» в сторону его большей либерализации. Резолюция призывает прекратить практику якобы привилегированного отношения к Русской Православной Церк­ви. И это говорится в отношении самой бесспорно традиционной конфессии России. Абсурд. Второй документ, Рекомендации №1556, в которых говорится о том, что в Восточной Европе религиозное меньшинство подвергается дискриминации со стороны религиозного большин­ства. На защиту религиозных традиций этот европейский документ повесил ярлык агрессив­ного национализма и шовинизма. Россию ругают как нашкодившего ребенка только за то, что большая часть народа осмеливается называть себя православными. В то же время этот документ отнюдь не осуждает привилегированное отношение к традиционным конфессиям, например, в европейских странах.

 

Этой ситуацией умело пользуются так называемые «правозащитные» центры. Забыв об истинном праве, они опускаются до политических спекуляций против традиционных кон­фессий. Создается истерия. Её подхватывают прозападные СМИ. И так далее. Всё это дейст­вует как хорошо отлаженная система. Они призывают наше государство отказаться от под­держки религиозных традиций и отдать духовную сферу различным сектам, которые предла­гают не спасение души, а нетрадиционную духовность, как товар в привлекательной упаков­ке. Но это и есть то самое духовное оружие против нашей страны.

 

-  Какие дополнительные гарантии, по сравнению с действующими документами, предусматриваются в Вашем проекте Концепции вероисповедной политики России?

 

-  Главная гарантия - право народа на защиту религиозных традиций. Если говорить о России, то, фактически, для большинства нашего народа это право оставаться русскими по духу. Центральным понятием для современных международных документов, которые затра­гивают религиозные вопросы, является право человека на свободу совести. Иными словами, их главная задача - гарантировать каждому человеку в отдельности возможность исповедо­вать выбранную им религию или иную систему духовных ценностей.

 

Но давайте вспомним, почему возникла идея свободы совести? Главная причина этого заключалась в том, что государство накладывало ограничения на религиозный выбор чело­века. Сегодня право на свободу совести закреплено в юридических документах многих стран. И Россия не является исключением. Оно препятствует государству вмешиваться не только в религиозный выбор человека, но, более того, оно лишает его легальных оснований вмешиваться в дела конфессий. Неслучайно большинство из них придает важное значение этому праву.

 

Но право на свободу совести сместило акценты. Оно охраняет религиозный выбор че­ловека, но оставляет незащищенным религиозный выбор народа. Оно фактически раскалы­вает общество и этим сильно его ослабляет. Произошел грандиозный обман. Ведь невозмож­но соблюсти право одного человека, если нарушается право всего народа, к которому он принадлежит.

 

А ведь этот обман заложен в основу не только международных, но и российских пра­вовых актов. Они не учитывают, что современный мир столкнулся с новой формой пресле­дования религиозного выбора человека, но уже не на личностном, а на международном уровне. Если раньше западные государства, в основном, воевали оружием, то сегодня гаран­тированный способ одержать победу - манипуляция сознанием, подмена ценностей и ослаб­ление духовных основ жизни. Однако это незаметное оружие уносит миллионы жизней на­ших сограждан. Вымирание нации, преступность, самоубийства, беспризорность, наркома­ния - вот результаты его действия. Разве это не вредит каждому, разве не нарушает право каждого на свободу совести? Думаю, нарушает. Поэтому должен существовать механизм защиты духовных основ жизни общества. Национальное самоопределение и независимость народа без этого невозможны.

 

- В чем сущность права народа на защиту религиозных традиций?

 

-  Сущность этого права заключается в том, что ни одно государство не имеет права вмешиваться в вероисповедную политику другого государства. Если быть более точным, это право включает в себя возможность самостоятельного выбора народом приоритетов в этой сфере. Однако это должно происходить посредством установленных форм волеизъявления, в частности посредством референдума или выборов. Каждое государство вправе оказывать поддержку тем конфессиям, которые являются традиционными на их территории. При этом такая поддержка не должна нарушать права граждан, которые не принадлежат к этим кон­фессиям. Но, если народ нашей страны, через избираемых депутатов или на референдуме признает традиционными конфессиями Русскую Православную Церковь и какие-либо другие конфессии, то такое решение не может быть предметом международных санкций. Думаю, никто не хочет повторения югославского сценария на территории России. Поэтому нужно признать, что народы суверенных государств вправе самостоятельно определять уклад своей религиозной жизни.

 

- Но каким образом право народа на защиту религиозных традиций согласуется с принципом светскости государства?

 

-  Не только согласуется, но, более того, провозглашение этого права имеет смысл именно светским государством. Хотел бы обратить особое внимание, оно принадлежит не государству, а именно народу. Например, в Российской Империи государство не было свет­ским, одной из целей своей политики оно провозглашало защиту догматов православной ве­ры. Православным было и государство, и большая часть народа. Естественно, что если само государство было православным, народ уже не нуждался в таком праве. В духовной сфере интересы народа и интересы государства совпадали. Но Российская Федерация, как светское государство, не может провозглашать какие-либо религиозные цели своей политики. Госу­дарство также не может отдавать предпочтения каким-либо конфессиям без учета волеизъ­явления народа. В то же самое время реальность такова, что подавляющее большинство ве­рующих граждан относят себя к традиционным конфессиям. Эта часть общества вправе за­щищать традиции посредством тех механизмов волеизъявления, которые установлены в Конституции РФ. Поэтому право на защиту религиозных традиций не противоречит светско­сти государства.

 

-  Но почему такой проблемы как защита религиозных традиций не стоит перед западными странами?

 

- Чтобы государство могло защитить религиозные традиции, оно должно обладать эко­номическими, военными или политическими рычагами. Большинство западных стран обла­дают этими рычагами, поэтому сегодня они могут отстаивать собственное культурное про­странство и собственные религиозные ценности. Они не нуждаются в дополнительных га­рантиях. Для этих государств характерна поддержка тех конфессий, которые являются тра­диционными на их территории. Многие Западные страны делают то, что они осуждают в России. Кроме того, они агрессивно продвигают свои ценности на территорию других стран. И трудно себе представить, что сегодня увенчалась бы успехом попытка оказать силовое давление на какое-либо развитое государство. Поэтому для них механизмы защиты религи­озных традиций не так актуальны как для государств, которые не обладают достаточной эко­номической, политической и военной мощью. К сожалению, сегодня Россия утратила ряд стратегических преимуществ. Поэтому главный акцент нужно сделать на политических ме­ханизмах. Нужно договариваться, вести взвешенную вероисповедную политику, а не спон­танную, как сегодня.

 

- Как вы оцениваете перспективу принятия Концепции вероисповедной политики России?

 

-  Дело не в том, будет ли принята Концепция или нет. Важно другое. Государство должно принципиально изменить подход к решению духовных проблем общества: от поли­тики «разбазаривания» духовных ресурсов нужно перейти к политике их сохранения и защи­ты. Если это случится, формальная сторона уже не так важна. Очень важно увидеть и пра­вильно сформулировать то, что уже наболело и без чего невозможно жить. Когда человек болен, ему дают лекарство. Также и наше нездоровое общество, без такого лекарства оно просто погибнет. Убежден, что только духовное выздоровление обеспечит процветание Рос­сии.

 

 

 

С И.А. Куницыным беседовал Д.В. Сафонов.

 

Дорогие братья и сестры! Мы существуем исключительно на ваши пожертвования. Поддержите нас! Перевод картой:

Другие способы платежа:      

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и абзацы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Простите, это проверка, что вы человек, а не робот.
11 + 3 =
Solve this simple math problem and enter the result. E.g. for 1+3, enter 4.
Рейтинг@Mail.ru Яндекс тИЦКаталог Православное Христианство.Ру Электронное периодическое издание «Радонеж.ру» Свидетельство о регистрации от 12.02.2009 Эл № ФС 77-35297 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций. Копирование материалов сайта возможно только с указанием адреса источника 2016 © «Радонеж.ру» Адрес: 115326, г. Москва, ул. Пятницкая, д. 25 Тел.: (495) 772 79 61, тел./факс: (495) 959 44 45 E-mail: [email protected]

Дорогие братья и сестры, радио и газета «Радонеж» существуют исключительно благодаря вашей поддержке! Помощь

-
+