Перейти к основному содержанию

05:12 29.03.2024

"Еще многие и многие годы он мог бы служить на благо и во славу Церкви Христовой"...

27.01.2015 09:15:31

 

Говоря об архидиаконе Стефане Гавшеве, 17-летие со дня кончины которого мы вспоминаем 29 января, неизменно возвращаешься к воспоминаниям детства и к эпохе, которую я бы назвал эпохой Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Пимена.

Сейчас историки говорят о том, что это было время гонений на Церковь – советских гонений, меры которых мы еще до конца не можем оценить. Разумеется, не таких страшных и явных, которые были в начале советской власти. Но, я думаю, они были не менее мучительны для истинных служителей Церкви, когда часто приходилось идти на компромисс со своей собственной совестью в угоду властей предержащих. Мы знаем это из многочисленных опубликованных дневников священнослужителей той эпохи.

Но я бы сказал, что это было время еще и торжества Православия на Руси, если так можно выразиться. Хотя в то время было крайне мало открытых храмов (и уже тем более монастырей), по пальцам можно было пересчитать духовные учебные заведения, тем не менее, это было время духовного подъема, расцвета сокровенной духовной жизни Православной Церкви. Как-то не все было так напоказ, так порой помпезно, как это происходит в последнее время, когда о жизни Русской Православной Церкви сообщают и средства массовой информации, когда мы видим трансляции богослужений по телевизору…

Можно утверждать, что церковные люди жили тогда своей особенной, сокрытой от внешних, жизнью. И эта жизнь была более настоящей, что ли, более исполненной молитвенным содержанием. Но это – чисто субъективные впечатления и, опять же, воспоминания детства.

В то время (я говорю о 70-х годах прошлого века) главным духовным центром Русского Православия была Свято-Троицкая Сергиева лавра. Ну и, конечно, Богоявленский Елоховский собор в Москве. Два таких места, где совершались главные богослужения праздничного круга, которые неизменно возглавлял Святейший Патриарх Пимен, а при нем неизменно служил архидиакон Стефан Гавшев. Патриарший архидиакон – вот это словосочетание, по-моему, как нельзя более подходит к описанию личности архидиакона Стефана.

Стоило только войти в храм и услышать начальные слова ектении в его исполнении, и ты уже не сомневаешься, что попал на патриаршее богослужение: настолько это было неразрывно связано друг с другом.

Мне вспоминаются богослужения в Троице-Сергиевой лавре в дни лаврских праздников: преподобного Сергия, преподобного Никона Радонежского… Святейший Патриарх Пимен неизменно приезжал в лавру в эти дни, служил и всенощное бдение накануне и оставался служить Божественную литургию. Праздник Успения Пресвятой Богородицы… Чин погребения Плащаницы также возглавлял Святейший Патриарх Пимен. Праздник Святой Троицы…

А Сергиев день отмечается в лавре дважды в году, и дважды эти торжественные богослужения, с совершением потом молебна на Лаврской площади под открытым небом, всегда возглавлял Святейший Патриарх Пимен. И неизменно, как я уже говорил, при нем был архидиакон Стефан.

Наверное, в то время я не задумывался о том, что это за явление; сейчас же, вспоминая, как совершал богослужение отец Стефан, все-таки, положа руку на сердце, можно сказать: это был Великий Архидиакон.

В Русской Церкви начала века этого звания удостоился архидиакон Константин Розов – архидиакон храма Христа Спасителя. Мне кажется, что отец Стефан по праву мог бы тоже называться Великим Архидиаконом. Думаю, что в своем служении – по ревности в отношении к богослужению, по истовости своего служения, по тому, с какой любовью он совершал богослужение, – он был ему подобен. Как он старался донести слово Божие до всех присутствовавших в храме! Как он выносил Евангелие! Как он совершал каждение! Как он произносил возгласы, ектении!..

Весь его облик, который сейчас встает перед глазами, свидетельствовал о том, что это человек, отдавший всю свою жизнь Церкви.

Как-то мы встречались с отцом Стефаном незадолго до его кончины, в храме Воскресения Христова в Сокольниках. Это было уже после службы. Мы сидели на скамеечке у иконостаса. Мне запомнилась такая фраза, которую произнес отец Стефан (я не ручаюсь за дословную передачу, но суть помню): «В жизни я не приобрел для себя ничего – имею в виду какие-то материальные блага; главное, к чему я стремился всю свою жизнь, – это послужить Церкви!»

Красота и торжество церковного богослужения в Православии – это было для отца Стефана главным.

Он обладал действительно уникальным голосом: обволакивающий, густой, местами металлический бас заполнял собой все пространство храма. В то же время у отца Стефана была кристально чистая дикция: каждое слово, которое он произносил, было понятным, буквально отточенным. От этого – от сознания, что ты не просто слышишь чтение Апостола, Евангелия или ектении – но что ты понимаешь каждое слово, произносимое отцом Стефаном, – твое присутствие за богослужением было более осмысленным, настоящим, что ли.

Мне кажется, в этом они были очень похожи со Святейшим Патриархом Пименом, который также был очень музыкальным человеком, обладал хорошим музыкальным вкусом, очень любил богослужение, его красоту. И даже когда за Божественной литургией или за всенощной пел не профессиональный хор – вспоминаю, что часто в лавре, в Троицком соборе, на праздник преподобного Сергия, когда Святейший служил у раки мощей преподобного Сергия в Троицком соборе, пел хор семинаристов, учащихся Московской духовной академии (этот хор был не профессиональным, в отличие от известного лаврского хора под управлением архимандрита Матфея, который в эти дни пел в Успенском соборе или в Трапезном храме лавры, а Патриарх совершал богослужение в Троицком соборе). И непрофессиональное звучание семинарского хора, тем не менее, не снижало торжественности богослужения, которое возглавлял Святейший Патриарх Пимен, а ему неизменно сослужил архидиакон Стефан Гавшев.

Вообще в то время, мне кажется, богослужению – его красоте, последовательности, строгости, доходчивости, понятности простыми верующими – уделялось больше внимания, чем теперь. Но это и понятно. По всей видимости, поскольку лавра являлась основным центром Православия, то сюда и собирались лучшие, если можно так выразиться, духовные силы со всей России.

Что еще вспоминается об отце Стефане Гавшеве? Вот закрываешь глаза и слышишь его голос: протяжный, рокочущий бас. Начало Божественной литургии в Успенском соборе Троице-Сергиевой лавры: «Время сотворити Господеви, Святейший Владыко, благослови…» Потом – первая, великая ектения… Как это можно передать словами! Отец Стефан являлся как бы стержнем патриаршего богослужения в то время.

Еще помню огромное стечение народа в Успенском соборе в лавре, и за Божественной литургией всегда к народу выходит для общего пения «Верую» и «Отче наш» отец Стефан, какие бы диаконы ни служили за литургией.

По всей видимости, яркий, полный, насыщенный голос отца Стефана только один и мог возвыситься над этой огромной массой людей, собрать их воедино, чтобы вместе, «едиными устами» пропеть Символ веры или молитву Господню. И действительно, как вся эта огромная масса народа пела под руководством отца Стефана – это было непередаваемо! Но голос отца Стефана все равно был слышен в этом гигантском хоре: он покрывал своим голосом пение народа, его отчетливо было слышно из любого уголка храма!

Благоговение, проникновенность, трепетное отношение к каждому произносимому слову за богослужением, осмысленность читаемого и произносимого, яркая передача голосом главных мест богослужения… Торжествующая простота в каждом слове, особая торжественность на «выкличке», когда возглашались имена патриархов из Православного Диптиха… Торжественнейшие многолетия, вечная память, которые произносил отец Стефан, – они, конечно, остались в памяти навсегда.

За свою жизнь я слышал очень много разных, выдающихся по вокальным данным, диаконов и архидиаконов. Думаю, что с манерой служения отца Стефана, с его голосом мало кто сравнится! На самом деле, было непонятно, почему с кончиной Святейшего Патриарха Пимена закончилось служение и патриаршего архидиакона Стефана Гавшева.

«Закончилось», потому что проходило оно всегда в Елоховском соборе Москвы: это был главный собор Русской Православной Церкви в то время. Тогда только был заложен первый камень в основание храма Христа Спасителя – будущего кафедрального патриаршего собора. Архидиакон Стефан, по кончине Святейшего Патриарха Пимена, стал служить в храме Воскресения Христова в Сокольниках. Честно говоря, долгое время, года два или три после кончины Святейшего Пимена, я как-то потерял отца Стефана из виду. В Лавру он не приезжал, я слышал только, что его перевели, а куда – я не знал тогда об этом.

 

И помню, как-то в 1993 году мы с семьей случайно оказались на службе в храме Воскресения Христова в Сокольниках. Это было всенощное бдение, по-моему, под воскресный день. И вот начало всенощной – и вдруг – возглас: «Восстаните!» – и ектения… В храме был полумрак…

Невольно слезы застлали глаза: не было ни малейшего сомнения, что ты попал внезапно на патриаршую службу, что ты присутствуешь на патриаршем богослужении… Это был голос архидиакона Стефана Гавшева. Будто ничего не изменилось, и ты снова вернулся в детство!

Тогда мы стояли эту всенощную с особым духовным подъемом: было чувство возвращения, непередаваемое отрадное впечатление!

Вот именно с тех пор я и стал приезжать в храм Воскресения Христова, и мы встречались уже непосредственно с отцом Стефаном, беседовали с ним. Потом я записывал на пленку Чин Торжества Православия, который возглавлял там отец Прокопий, настоятель храма Воскресения Христова в Сокольниках. Позже мы еще раз делали звукозапись с отцом Стефаном в подклети храма. Помню, это был тоже Чин Православия. К сожалению, данная кассета безвозвратно утеряна. Я вспоминаю, с каким трепетом тогда отец Стефан отнесся к этой записи и сколько он вложил души и сил, чтобы произнести прошения Чина Православия! Мне почему-то кажется, что в тот момент он тоже мысленно возвращался в прошлое. Что для него не было уже маленького храма в подклети собора Воскресения, но служил он мысленно в главном соборе Православной Церкви: или в Елохово, или в лавре, или где-то еще, вместе со Святейшим Патриархом.

Так он умел служить. Так он любил Господа, любил православное богослужение, и всю свою жизнь посвятил служению Православной Церкви.

Я очень жалею теперь, что за то время, когда Святейший Патриарх Пимен вместе с архидиаконом Стефаном совершали богослужения в лавре, мало делал магнитофонных записей. Тогда почему-то казалось, что все это настолько близко к тебе, никогда не уйдет из твоей жизни, что не было чем-то необычным, что ли. Все это было рядом.

Сейчас, конечно, с горечью думаешь о том, что можно было очень многое записать, сохранить на память в звуке.

Но даже и то немногое, что осталось у нас сегодня, доносит до нас, я бы сказал, уникальную богослужебную культуру, которой пронизано каждое богослужение с участием архидиакона Стефана Гавшева.

Когда соприкасаешься с издаваемой сейчас дореволюционной православной литературой, в частности, читаешь воспоминания Ивана Сергеевича Шмелева о торжественных богослужениях в старой, царской России и о тех архидиаконах, которых он описывает, невольно перед глазами встает образ отца Стефана. Я думаю, что и он мог бы (и произнес бы, несомненно!) также, в числе лучших архидиаконов столицы, возгласить «многая лета», когда праздновали в начале века 300-летие Дома Романовых. Тогда, как описывают свидетели этого события, лучшие 20 (или больше) архидиаконов Москвы возглашали это многолетие вместе, одновременно, при этом дрожали стекла в соборе и на несколько метров гасли свечи на подсвечниках. А стоявшие поблизости люди как бы приподнимались от земли. Настолько сильна была звуковая волна от гласа этих архидиаконов! Вот, пожалуй, так же мощно пронизывал тишину собора глас архидиакона Стефана Гавшева! Особенно когда он читал Евангелие или возглашал многолетие.

Конечно, для архидиакона такого масштаба, я думаю, перевод его в приходской храм после многолетнего служения в Елоховском соборе Москвы явился незаслуженной обидой. И, по всей вероятности, хотя внешне отец Стефан этого не выражал (да и лично не говорил мне об этом), я думаю, что он очень переживал. А эти переживания, по всей видимости, и послужили, может быть, причиной его относительно раннего ухода из жизни.

Сегодня ему был бы только 81 год! Думается, еще многие и многие годы он мог бы служить на благо и во славу Церкви Христовой.

Но Господь показывает Свой Промысл во всех событиях нашей жизни. Потому что очень значимо, что с кончиной Святейшего Патриарха Пимена закончилась и эпоха архидиакона Стефана Гавшева. Это было настолько показательно и настолько, видимо, промыслительно, что, честно говоря, представить себе служение архидиакона Стефана в иной обстановке удается с трудом.

Вспоминаю еще одно событие, которое напомнило православной Москве об отце Стефане незадолго до его кончины. Это был Праздник певческого искусства, первый Праздник диаконского искусства, который проходил в Рахманиновском зале Москвы в 1993 году. Одним из устроителей этого торжества было Общество «Радонеж». Диаконский праздник был посвящен памяти Великого Архидиакона Константина Розова, и кульминационным выступлением на нем, на мой взгляд, явилось выступление архидиакона Стефана Гавшева, которого мы пригласили тогда на это торжество. Отец Стефан прочел богослужебное Евангелие и возгасил вечную память Великому Архидиакону Константину Розову. Эти записи остались, и когда сейчас их слушаешь, невольно проводишь параллель между Великим Архидиаконом Константином Розовым и отцом Стефаном Гавшевым. Я думаю, для всех собравшихся тогда в Рахманиновском зале это было ощутимо и слишком очевидно.

 

Помню еще торжественное патриаршее богослужение в Успенском соборе Московского Кремля, которое завершало собой Праздник диаконского искусства в 1993 году. На него были приглашены все участвовавшие в празднике диаконы, в том числе был приглашен и отец Стефан Гавшев. И вот опять это же чувство – непередаваемое чувство патриаршего богослужения, когда при начале Божественной литургии совершается облачение Святейшего Патриарха, а архидиаконы совершают каждение на солее, лицом к облачающемуся патриарху, спиной к иконостасу, проговаривая слова молитвы, которая произносится во время Патриаршего облачения. Густой бас архидиакона Стефана и пение объединенного хора Троице-Сергиевой лавры под управлением архимандрита Матфея – все это вместе настолько пронзительно, настолько ярко возвращает воспоминания детства и воспоминания всей сознательной жизни в Православной Церкви, не оставляя никаких сомнений в том, что совершаемое богослужение является главным – Патриаршим – богослужением, что пройдет оно в такой духовной целостности, в духовном единении, в молитвенном подъеме, как всегда совершалось служение отца Стефана, да еще в сочетании с хором отца Матфея: непередаваемое чувство!

Вот так началось это богослужение в Успенском соборе Кремля, так оно и прошло, но далее был еще один момент, который тоже врезался в память, видимо, навсегда.

Отец Стефан за той Божественной литургией читал Апостол. Мне все-таки показалось, что более правильным и более, что ли, справедливым, было бы, чтобы ему поручили читать богослужебное Евангелие за Божественной литургией – как первенствующему архидиакону Русской Церкви. Святейшему сослужил и новый архидиакон – отец Андрей. Он прочел Евангелие, а отец Стефан, как я уже сказал, Апостол. И все равно во время выхода его почему-то не оставалось ни малейших сомнений в том, что сейчас ты услышишь чтение Святого Евангелия. Настолько сильны наши воспоминания и ассоциации!

И отец Стефан прочел тогда Апостол, на мой взгляд, как всегда блестяще: своим царским, роскошным, всепобеждающим голосом он свершил тогда это чтение, и мне кажется, на собравшихся за богослужением его чтение произвело непередаваемое впечатление. К сожалению, в видеозаписи, которая потом осталась после богослужения в Успенском соборе Кремля, этого чтения Апостола отцом Стефаном не оказалось. Не знаю, может быть, такая именно копия видеокассеты попала мне в руки, но записи этого чтения я не видел. На кассете остались только предварительные возгласы отца Стефана, а затем сразу – чтение Евангелия отцом Андреем.

О том, как недостает в современной жизни церковной (во всяком случае, мне лично недостает) отца Стефана, говорить излишне. Но он остался с нами навсегда – и в своих записях, а главное – в записях нашего сердца.

Эта страница в истории Русской Православной Церкви – Святейший Патриарх Пимен и архидиакон Стефан Гавшев – осталась с нами навсегда! Думаю, что неумолимое время не изгладит этих впечатлений из наших сердец, и мы, возвращаясь к эпохе Патриарха Пимена, всегда будем с благодарностью вспоминать и служение патриаршего архидиакона отца Стефана Гавшева.

А Милосердный Господь, Которому отец Стефан отдал всю свою жизнь без остатка, верим, сподобит его служить в том же чине – патриаршего архидиакона – и там, в Своих небесных вечных обителях. Мы молимся об упокоении приснопоминаемого архидиакона Стефана Гавшева и от всего сердца возглашаем ему вечную память!

Дорогие братья и сестры! Мы существуем исключительно на ваши пожертвования. Поддержите нас! Перевод картой:

Другие способы платежа:      

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и абзацы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Простите, это проверка, что вы человек, а не робот.
8 + 1 =
Solve this simple math problem and enter the result. E.g. for 1+3, enter 4.
Рейтинг@Mail.ru Яндекс тИЦКаталог Православное Христианство.Ру Электронное периодическое издание «Радонеж.ру» Свидетельство о регистрации от 12.02.2009 Эл № ФС 77-35297 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций. Копирование материалов сайта возможно только с указанием адреса источника 2016 © «Радонеж.ру» Адрес: 115326, г. Москва, ул. Пятницкая, д. 25 Тел.: (495) 772 79 61, тел./факс: (495) 959 44 45 E-mail: [email protected]

Дорогие братья и сестры, радио и газета «Радонеж» существуют исключительно благодаря вашей поддержке! Помощь

-
+