Перейти к основному содержанию

10:53 06.12.2024

Православное возрождение начала ХХ века в Подкарпатской Руси и забытый русский холокост

21.10.2024 11:50:00

Из общедоступных справочников и открытых источников

Ежегодно 21 октября Церковь прославляет великого миссионера и просветителя – святого преподобного Алексия Карпаторусского. Его апостольское служение по просвещению русинов можно сравнить, пожалуй, с деятельностью святого равноапостольного Николая Японского по обращению в веру японцев. Жизнь преподобного Алексия полна исповеднического подвига за веру. Его деяния стали святым венцом русинского возрождения XIX-XX веков

Та́лергоф (нем.Interniertenlager Thalerhof, 4 сентября 1914 — 10 мая 1917) — концентрационный лагерь, созданный властями Австро-Венгерской империи в первые дни Первой мировой войны. Располагался в песчаной долине у подножия Альп, возле Граца, главного города провинции Штирия. Один из первых концентрационных лагерей в мировой истории XX века, первый в Европе. Сюда были депортированы жители Галиции и Буковины — русины и симпатизирующие или заподозренные в симпатии к Российской империи, а также высланные из своих областей по заявлениям поляков и украинофилов.

Те́резин (чеш.Terezín, нем.Theresienstadt) — бывшая военная крепость и гарнизонный городок в Чехии. С конца XIX века в крепости находилась тюрьма, которая в годы Первой мировой войны использовалась как лагерь для военнопленных. В Терезине с 1914 по 1915 гг. содержались политические заключённые — галицкие русины.

Исторический контекст

Фанатично-агрессивных, глубоко враждебных России соседей, недавно сформированных этносов с новой националистической историей, мотивированных на ненависть и истребление всего русского и имперского, мы получили не в один день. Этот процесс переформатирования русского сознания в украинское тщательно планировался и осуществлялся систематично, достигнув своего пика в наше время. Украинизация начиналась с русинского населения на самом западе Российской Империи, осуществлялась постепенно на протяжении десятилетий, начиная с событий в Терезине.

Само наименование «русин» восходит к древнерусскому государству и впервые упоминается ещё в письменных источниках X века. Этноним «русин» встречается, например, в договорах князя Олега с Византией (912 г.) и в договорах князя Игоря (945 г.). На протяжении долгого времени этноним «русин» сохранялся на всей территории, входившей в состав исторического Древнерусского государства. Русины называли себя в единственном числе «русин», а во множественном числе — «русские». Их вера также именовалась «русской», как и народ, к которому они принадлежали.

Накануне Первой мировой войны большинство земель, населённых русинами, входили в состав Австро-Венгрии: Восточная Галичина была аннексирована ею в 1772 году, Буковина — в 1774, а Подкарпатская Русь находилась под властью Венгрии аж с XIII века. По данным различных исследований, численность русинов на этих территориях в начале XX века составляла от 3,1 до 4,5 миллионов человек.

Во второй половине XIX века на этих территориях началось Русинское Возрождение, которое деятели этого галицко-русского движения воспринимали как возвращение к обще-русской культуре и осознание принадлежности русинов к единому русскому народу, простирающемуся "от Карпат до Камчатки".

Однако с началом Первой мировой войны начались и масштабные репрессии против русинского населения. По заранее подготовленным спискам были арестованы представители интеллигенции и тысячи крестьян.

Гонения и геноцид по религиозному признаку и самоидентификации

Из-за нехватки мест в тюрьмах австро-венгерские власти создали первые в Европе концентрационные лагеря, среди которых — Талергоф в Штирии и Терезин в Чехии. Эти лагеря стали прообразами нацистских концлагерей, таких как Дахау и Освенцим. Талергоф, по свидетельствам очевидцев, отличался особой жестокостью: заключённые подвергались систематическим издевательствам, голодомору и физическому насилию, смерти. В Терезинской крепости содержались тысячи людей, которых ежедневно принуждали выполнять тяжёлую и грязную работу — уборку улиц, каналов, заразных лазаретов, а также работу на полях. Через некоторое время заключённых Терезина переводили в душегубный Талергоф, который стал для русинов символом мученичества за верность православию и русской идее, получив название «Русская Голгофа». Талергоф стал символом русинского сопротивления и мученичества за сохранение своей русской идентичности. Через лагеря Талергофа и Терезина в годы Первой мировой войны прошло около 20 000 человек, которые отвергали какую-либо возможность отказаться от своей русской самоидентификации. Многие русины, приговорённые к смертной казни, были спасены благодаря личному вмешательству российского императора Николая II, который добился смягчения наказания для многих. Узникам Талергофа предлагали досрочное освобождение при условии, что они запишутся в официальных документах не как русские, а как украинцы. Тем не менее, большинство галицких русинов отказались от этого предложения, сохранив свою национальную самоидентичность, несмотря на все угрозы и притеснения.

Духовник и апостол Подкарпатской Руси

Очень важно вспомнить сегодня великого пастыря Подкарпатской Руси, известнейшего святого начала ХХ века, жившего и проповедовавшего в это время — схиархимандрита Алексия Карпаторусского (в миру — Александр (Кабалюк), — назван в честь Александра Невского). Родился в семье лесоруба. Мать его была чрезвычайно набожной. 25 марта 1910 г. Александр Кабалюк был пострижен в монашество с именем Алексий (снова также как и Александр Невский!) В результате его миссионерской деятельности к 1912 году около 35 тысяч униатов греко-католиков вернулись в лоно Православия в различных селах Закарпатья, включая Изу, Великие Лучки, Ясиня, Хуст и др. В этот период с каждым днем давление на православное население переростает в открытые гонения. С 1867 года и до начала Первой мировой войны были организованы показательные антиславянские судебные процессы, такие как Загребский, Львовский и два Мармарош-Сиготских. Когда жители села Иза решили вернуться в Православие, власти начали репрессии. Отец Алексий, сам лично имея возможность избежать наказания, вместе со своими односельчанами добровольно принимает обвинение и приговаривается к 4,6 годам тюрьмы и штрафу. Впоследствии император Николай II наградил его золотым наперсным крестом за исповеднические заслуги, а в православных храмах России были проведены службы в его честь.

Обращение Собора под председательством отца Алексия к Сталину и его ответ

Недавние события на землях Малой Руси (Украина начала ХХ века) – все расколы, поддерживаемые государством, и активная роль в этом Константинопольского патриархата уже были в истории и ранее. Современные печальные события — это лишь относительно удачный для запада повтор попыток прошлого. В 1920-х годах, после внутрицерковного переворота, Константинопольский патриархат стал считаться "троянским конем православного мира". Иерархи-реформаторы, такие как Мелетий (Метаксакис), поддерживали экуменизм и совместные с большевиками гонения на несогласных, включая наших Валаамских монахов. Поддерживая советских обновленцев и, при поддержке чехословацкого правительства, Константинополь назначил епископа Савватия (Врабеца) на Карпатскую Русь. Однако отец Алексий Кабалюк смог защитил Церковь от этих претензий и раскола. Окончательно вопрос был решён в 1946 году, когда Карпаторусская Церковь присоединилась к Русской Православной Церкви. Отец Алексий, будучи строгим монахом-аскетом, также выступал как политический и общественный лидер карпаторусского народа. Он активно поддерживал идею единства закарпатских русинов с русским народом и присоединения Подкарпатской Руси к России. В 1944 году отец Алексий инициировал Православный съезд, прошедший 18 ноября в Мукачево. Среди делегатов были 23 православных священника, а также известные ученые и общественные деятели Георгий Геровский и Петр Линтур. На съезде было принято обращение к Сталину, подписанное ведущими представителями духовенства и общественности, включая архимандрита Алексия Кабалюка и профессора Линтура.

 «Мы, нижеподписавшиеся представители православных общин Карпатской Руси, выражая волю всего православного русского народа, просим включить Карпатскую Украину (Карпатскую Русь) в состав СССР в форме: Карпаторусская Советская Республика. Желания и мечты наших предков были всегда, чтобы наша область за Карпатами, заселенная русинами, т. е. Руси сынами, возвратилась в лоно Великой Руси. Но наши поработители всегда тому препятствовали... Сам народ именует себя "карпаторусс", "русин", т. е. Руси-сын, вера "русска", жена "русска", мама "русска" и т. д. С названием "Украина" наш народ был познакомлен только под чешским владычеством, после Первой мировой войны, и то интеллигенцией, пришедшей из Галичины. Этих галичан само чешское правительство призвало в Карпатскую Русь и их идеологию, за все время существования Чешской Республики, серьезно финансировало... Карпаторусский народ с великим терпением и болью сердца переносил все это, ожидая своего спасения именно от Москвы».

Отец Алексий убеждал вождя и многими другими аргументами, приводя Сталину народную местную пословицу: «У нас все знают, что "От Карпат до Владивостока и Кремля – всё русская земля"…». Авторы Собора, перечисляли многочисленные беды и унижения, перенесённые русинским народом: «…наш народ никогда не разделял и не соглашался с идеологией галицких украинствующих. Наш народ русский, русин – Руси-сын. Наши матери не рождали нерусских сыновей. Наша русскость не вчерашняя, – наша русскость не моложе Карпат. Только тем и можно объяснить эту несказанную радость при встрече русской Красной армии…»

Сталин, как и преподавляющее число большевиков никогда не был никаким русофилом, а был сторонником нарезки на теле бывшей Российской Империи множества национальных республик – ярым приверженцем так называемой политики коренизации. И поэтому Сталин решил иначе. Буквально на следующий день, 19 ноября, была проведена «Конференция коммунистов Закарпатья». Главный посыл резолюции «Про возз’эднання Закарпатської України з Радянською Україною в складі Радянського Союзу» («О воссоединении Закарпатской Украины с Советской Украиной в составе Советского Союза»), адресованный Сталину, был изначально самим вождём и инициирован, так как ни о какой демократии, разумеется, не могло быть и речи в то время. Вот часть текста обращения: «Только Вы, Иосиф Виссарионович, только украинский и русский народы могут понять наши чувства и наши стремления... Верните нас в лоно нашей матери-родины – Украинской державы».

Это «Возвращение» стало новым актом трагедии карпатороссов. Вопрос о национальной принадлежности населения был решён административно-волевым путём могущественного большевистского государства: специальным указом было официально запрещено использовать название «русины», вследствие чего в паспортах карпатороссов в графе национальность появилась запись «украинец».

Наши дни

Даже сейчас на Украине остались верные чада нашей Православной Церкви и на землях малой Руси, и даже, хоть и намного меньше, на землях западной Руси, — они так же, как и раньше испытывают гонения и притеснения, разоряются их храмы, избивается священство и архиерейство. Многие подвергаются судам и заточениям просто за принадлежность канонической Церкви и за доброжелательность к России и к русским. И так же, как и раньше ждут они освобождения и помощи от великороссов. Наше незнание и невнимание к собственной истории, наша успокоенность, нежелание знать своё ближайшее прошлое – это фактически молчаливое пособничество продолжающемуся русоциду. Пусть Бог молитвами схиархимадрита Алексея Карпаторусского укрепит гонимых на современной Украине, и приблизит нашу быстрейшую победу.

Дорогие братья и сестры! Мы существуем исключительно на ваши пожертвования. Поддержите нас! Перевод картой:

Другие способы платежа:      

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и абзацы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Простите, это проверка, что вы человек, а не робот.
2 + 8 =
Solve this simple math problem and enter the result. E.g. for 1+3, enter 4.
Рейтинг@Mail.ru Яндекс тИЦКаталог Православное Христианство.Ру Электронное периодическое издание «Радонеж.ру» Свидетельство о регистрации от 12.02.2009 Эл № ФС 77-35297 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций. Копирование материалов сайта возможно только с указанием адреса источника 2016 © «Радонеж.ру» Адрес: 115326, г. Москва, ул. Пятницкая, д. 25 Тел.: (495) 772 79 61, тел./факс: (495) 959 44 45 E-mail: [email protected]

Дорогие братья и сестры, радио и газета «Радонеж» существуют исключительно благодаря вашей поддержке! Помощь

-
+