18.09.2024 12:17:21
Преосвященный владыка Гедеон
Слушать: https://radonezh.ru/radio/2024/09/14/21-00
Смотреть: https://rutube.ru/video/789259b74fcbf5475e75275f4d23b6f6/
В.Саулкин: В студии «Радонежа» наш гость преосвященный владыка Гедеон, бывший наместник Десятинного монастыря Богородицерождественского, основанного на месте древнего Десятинного храма, построенного князем Владимиром в Киеве сразу после Крещения Руси. Владыка, всех нас повергло в ужас сообщение о том, что храм был варварски разрушен. Храм многострадальный. Расскажите, как он был возведен? Что пришлось Вам и прихожанам вынести с 2006 года?
Владыка Гедеон: Спаси Господи, что пригласили на разговор. Стараюсь последнее время об этом не думать, потому что невероятно трудно все время помнить о разрушении такой великой святыни. Это как близкого погубили, а ты молишься, плачешь, страдаешь - врагу не пожелаешь, Десятинный храм современная церковь Владимироольговская. Назвали так потому, что надеялись, что будет воздвигнут большой собор. История Церкви говорит так, что перед строительством большого храма ставится маленький, где собирается община, молятся люди, потом переходят в большой. Так и здесь, поставили храм с благословения Церкви. Инициировал это митрополит Киевский и всея Украины Владимир (Сабодан). Благословил он меня, говоря, что это дело всей его жизни, больше всего он переживал, что всё везде восстанавливается, в маленьких деревнях, а мать церквей русских в небрежении. Шёл юбилейный год. 1010-летие со дня освящение Десятинного собора при князе Владимире, первом митрополите Киевском Михаиле. Праздник Крещения Руси вообще – не крещение какого-то количества людей в Днепре, а образование новой Церкви, закладка кафедрального собора. На многих иконах это именно так и изображается. Мы выбрали место. Милостью Божией нашли – там даже голуби летали восьмеркой. Владимироольговский храм получил имя после того, как не смогли выбрать в честь кого освятить храм. Единственный такой престол, другого такого нет. Поставили скинию, палатку, первая Литургия была отслужена в 2006 году, как раз на Пасху. Тогда уже прибегали националисты, сатанисты, раскольники, а до Майдана было еще так далеко. На этом месте почти 80 лет не служили Литургию, это было символично и очень нужно. На самом святом месте всей полноты нашей Русской Православной Церкви. У меня была икона, которую в Калифорнии написал мой брат, схимонах Андрей, а потом подарил мне. Владимирская икона Божией Матери. Он так разогнался, что написал такой большой лик, что на остальное не хватило места, и получилась оплечное изображение. Это было еще в 2000 году. Я вернулся на Украину, служил в Ильинском храме, и на протяжении 5-6 лет она стояла в алтаре Ильинского храма, о котором, как мы знаем, были сведения еще за 150 лет до крещения Руси. Это был совершенно другой храм, конечно, но стоял именно там. Вот в новый храм, пока еще палатку, я икону эту с собой и забрал. Она довольно большая, в алтарь не поставишь. Сварщики нам подварили железный такой постамент, получилось очень красиво, одна такая стояла каноническая икона, потому что все остальные были просто накатаны на ткань, будто росписи. На Пасху мы отслужили Литургию, на которую пришло более 150 человек. Много чудес совершилось. Монахиня-схимница пришла, хотела куда-то в монастырь, но Богородица ей сказала идти туда, где Сама будет. Она насельница еще дореволюционного Дивеево. Когда советская власть пришла, всё разграбляли, ее матушка благословила взять плащаницу Спасителя, на которой еще батюшка Серафим служил. Она собиралась поехать вернуть это, но явилась ей Пресвятая Богородица и сказала отдать туда, где Сама будет. И монахиня отдала всё это нам. На этой плащанице мы служили первую Литургию. Она в храме есть. Монахиня, киевлянка, долго хранила реликвии, когда закрыли Дивеево, уехала, но вот в итоге туда ничего и не вернула… Я потом рассказал об этом чуде матушке Сергии, люблю очень Дивеево, бываю там. Милость Божия! На Пасхальной неделе праздник Живоносный источник. Отслужили Всенощное, вышли - весна, птички поют. Кто-то с нами вышел, кто-то остался в храме. Я краем глаза вижу – кто-то лежит на полу. А мы тогда уже опасались провокаций, угроз – было уже все опасно. Староста, диакон, я заходим – люди, которые никогда друг друга не видели, все единодушно были в слезах. Стали свидетелями явления Пресвятой Богородицы. Рассказывали, что Она была в белом одеянии, зашла, все окаменели, посмотрела на икону, аккуратно обошла образ, как живой человек, и Царскими вратами зашла в алтарь. Когда она простерла Свои руки, все упали без сознания – человек не может такого выдержать. В этот момент мы и зашли. Мы, мужчины, довольно жестокосердечные, попробуй нас заставь поплакать, а тут – рыдали и староста, и ктиторы, я, еще пара человек. Коснулось самих наших сердец. Поехал я к владыке, он был рад, подтвердил, что Пречистая поддерживает. Ну и куда владыка Гедеон мог оттуда уехать теперь? И началась эта долгая дорога, Виа Долороза, которая только недавно закончилась Голгофой.
В.Саулкин: Знаю, что поджигали…
Владыка Гедеон: Что там поджигали… Били, выкалывали сигаретами глаза князю Владимиру и матушке Ольге, они же были накатаны на ткани снаружи. Посылали скинхедов, чтобы с нами расправиться. Поджигали. Обливали керосином. Это не духовная брань, а самая что ни на есть обыкновенная. И вот закатывай рукава и иди защищай – вера без дел мертва. Так что чего там только не было?! И вот образ Пречистой. Эту икону прославили уже. Столько людей стало приходить, что составили большую книгу свидетельств. Даже воскрешение было. Принесли бабушку одного моего друга, большого чиновника. Спросил я, сколько хочешь, чтобы она пожила еще? Полгода. И она вдруг встала! Полгода нам служила, кормила, а через полгода почила, там ее и похоронили. Человек был мёртв официально! К сожалению, во время пожара книга эта сгорела, но сейчас уже вторая или третья книга полная написана. Вот какие чудеса. И вот в мае было освящение Десятинной церкви. А потом одной ночью ворвались, выгнали всех, уничтожили всё…
В.Саулкин: А ведь памятник императнице Екатерине в Одессе тоже ночью уничтожали.
Владыка Гедеон: Внутренности храма были Храм перестраивался из деревянного в каменный, престол один весил 5 тонн, красивого мрамора, который освящал митрополит Владимир, герой Украины, которого даже пцушники почитают. Если почитаете, то как дозволяете быть такому кощунству? Такие мастера там работали над внутренним убранством, столько труда и сил вложено. Из Львова люди делали литые лампады. С Донбасса - пилили мрамор и кованые иконы делали. Со всех концов Украины собрались люди, которые созидали храм. Всенародный храм! А потом такое кощунство, варварство… Взыщеши премудрости у злых, и не обрящеши… Говорить трудно.
В.Саулкин: Владыка, дорогой, вас можно же в книгу рекордов заносить – вас дважды лишали украинского гражданства.
Владыка Гедеон: Сначала Порошенко, когда это был еще такой нонсенс. Как так? Сенсация была… Я же человек наивный, как мы все, нет, правда должна восторжествовать, где искать правду на этой земле? Но мы выиграли суд, который длился 1,5 года. А тогда только-только Зеленский пришел. Суд мне присудил гражданство, сказал, что вот владыка вы самый каноничный украинец, потому что все получили гражданство автоматически, а Вы решением Верховного Суда. Но по факту, всё можно оспорить, всё забыть, на все законы наплевать. Зеленский росчерком пера лишил меня гражданства, подал на меня во всякие движения, которые меня в Европе дважды арестовывали.
В.Саулкин: А как православные греки на такое пошли?
Владыка Гедеон: Кто сказал, что они православные?
В.Саулкин: Так считается, вроде.
Владыка Гедеон: Ну, считается... В Одессе есть анекдот. Кто Вам сказал? Тот и тот. Так говорите и Вы. Что человек надевает на себя крест, а сзади большая икона – еще не говорит о его христианстве. Еще есть история. Евангелие о человеке, который попался разбойникам. И один прошел мимо, и второй. Иноплеменник оказал милость, помощь. Только вот это не притча, а история живая, которую Спаситель рассказывал. И вот в конце звучит вопрос – а кто ему ближний его? Тот, кто сотворил ему милость, кто помог. Читаю я это всю жизнь, а ощутил на своей шкуре только недавно, когда арестовали православные греки, посадили в комнату, когда жара нестерпимая стояла. Тюрьма эта после меня сгорела кстати… А потом в накопитель меня одного. А температура на улице + 60. Час, два, три. Воду не дают. Поставили воду перед глазами, а пить не дают. Православные греки?! А в зале Пантократор висит! Издевались надо мной. Не давали позвонить, хотя каждый имеет право на звонок.
В.Саулкин: Это по запросу Украины?
Владыка Гедеон: Само собой. Суть да дело, нашел способ поменять сим-карточку, позвонил адвокату, который мне запретил выходить куда-либо. Между турками и греками переполох случился. Турок меня забрал, как брата накормил, напоил. Ночь – уйти никуда нельзя. Уложил отдыхать на своей кровати. А греки православные дали мне только охранников с автоматами. Теперь спросите меня – кто мне ближе? У нас с Турцией всегда проблемы, давно уже. Но так произошло… Вся команда потом вышла меня провожать. Владыка, может Вам денег дать? Что-то Вам надо? Как свои могли с Вами поступить? Человек на паспортном контроле был поражен – за 25 лет работы там такого он не видел. Стоял со слезами… Наши пришли забрали меня в Крым. Вот история, год назад произошла со мной как раз на мой день рождения. Я думал, что проведу его со своими родственниками в Афинах. Адвокат говорил, что никто не тронет, не стоит волноваться, а по факту отправили в камеру, издевались, прессовали, специально в маленькую камеру, где сидят люди арабской национальности, мусульмане. Ждут, что начнут издеваться. Но произошло наоборот. Дошло до того, что утром пришел начальник тюрьмы и взял у меня благословение. Слов нет.
В.Саулкин: Становится понятным, почему владыка Варфоломей Стамбульский себя так ведет.
Владыка Гедеон: Одна тема.
В.Саулкин: Мы знаем по житиям одесских святых, в частности по житию праведного протоиерея Ионы Атаманского, о гонениях на Церковь в годы революции от богоборцев и обновленцев. Когда до революции приезжали с юга России к св. прав. Иоанну Кронштадтскому, он говорил, что не стоило ехать так далеко – у вас же рядом отец Иона есть. Он в портовом храме служил в Одессе. Сейчас в Успенском соборе его святые мощи. А мощи св. Иннокентия Херсонского в восстановленный Преображенский собор перенесли. Святой Иона Атаманский говорил об обновленцах, как врагах Церкви. Ему было видение: идет Спаситель, а обновленцы раздирают ризы Христовы. То же можно сказать о нынешних пэцэушниках.
Владыка Гедеон: Это всё самосвяты, кроме двух наших архиереев, которые давно ушли. Самосвяты, которые к сану священному не имеют отношения. К «христианству» тоже не имеют. Они анафематствованы.
В.Саулкин: Одесское духовенство отличалось твердым стоянием в вере, верностью Церкви. Особенно Свято-Успенский монастырь. Преподобный Кукша Одесский там почивает своими мощами. В Киеве ведь он тоже подвизался. Знают на Украине все пророчества старцев о будущих гонениях. Преподобного Лаврентия Черниговского, старца Зосимы Сокура. Вы, наверное, знали хорошо схиархимандрита Иону Игнатенко, который подвизался в Одесском Успенском монастыре?
Владыка Гедеон: Мы не просто знали друг друга, а были близкими друзьями. Отец Андрей Мошков, наш духовник, нас одновременно учил читать по-церковнославянски. Это было в 1976 году. Отец Иона тогда был еще Владимиром. Царствие Небесное ему. Знаю его с юности, как он пришел в монастырь.
В.Саулкин: Я помладше Вас, но тоже помню отца Иону. Я жил в Москве, а потом в детстве и юности Одессе 16 лет. В армию оттуда призывался. А вы тоже владыка из Одессы призывались, а служили за Полярным кругом.
Владыка Гедеон: Верно.
В.Саулкин: Помню отцу Иону простым монахом. А народ уже тогда за ним ходил. Пришел к нему передать поклон от московских священников, а он с косой – на покос идет, а за ним люди.
Владыка Гедеон: Это Вы уже знаете его, когда он стал популярным. Я-то знаю его до того… Святой жизни человек. Всё предсказывал, всё говорил.
В.Саулкин: Я был у него в келии, слышал, как старец Иона говорил, что сам малоросс, но нет никакой Украины, отдельной от России. Это единая Святая Русь. Как объяснить то, что сегодня происходит? Что произошло со значительной частью архиереев на Украине? Как они могли отколоться, перестали поминать патриарха? Старцы же говорили держаться Москвы, говорили, что патриарх только в Москве, а не в Киеве.
Владыка Гедеон: Не хочется осуждать. Но слова трудно подобрать… Раболепство – многие из священноначалия испугались потерять то, что имели, как сказал митрополит Агафангел. Его спросили, почему он так поступает. Последовал ответ: «Вы хотите, чтобы они у меня всё отобрали?» С одной стороны, можно подумать, а что нужно монаху вообще? Заслуженный человек, он себе и склеп уже построил, купол позолотил. Это в принципе нормально для верующего, но туда еще лечь надо… Это исповедничество, остаться без всего. Одно дело по книжкам читать, когда ты в полной безопасности. Я в 62 году совсем обнулился. Мне сделали внеплановую операцию, надо было восстанавливаться. А как раз день начала СВО. У меня пара белья, подрясник, панагия – так я назад и не вернулся, просто не смог приехать. Не пустили, перекрыли, могли расстрелять, когда только началось. На Казанскую поехал в Казань послужить, читал молитву о Святой Руси, кто-то снял, разошлось видео и послужило основанием лишить меня гражданства. Мало того, что он молится в стране агрессора, еще и читает молитву за победу русского оружия… Подвели так и лишили гражданства. Так что там есть владыки, которые просто молчат, потому что ясно – тяжелое положение. Тихо сидят не высовываются. А есть такие, что открывают свои уста и начинают нечестивые пасквили. Блоггерами стали… Не то чтобы русофобы, но те, проклинают святейшего, называют его детоубийцей, страшные слова посылают в его адрес.
В.Саулкин: Другие же, как владыка Арсений Святогорский, который сегодня в оковах, в узах находится, мужественно противостоят богоборцам…
Владыка Гедеон: Да много таких, которых мы даже не знаем, но которые терпят. Тебя никто не держит, давайте соберем на ВСУ, танки, ракеты, откажется от святых русских – в одну кучу весь этот сатанизм.
В.Саулкин: Господь рассудит. Если о тех, кто оставался на Украине. Сколько им оставили? Погода?
Владыка Гедеон: Можно безо всего остаться. Нагим пришел, нагим уходишь. Могила карманов не имеет. Почему же сегодня украинская власть дошла до того, что запретили УПЦ? Никто не задает вопрос…
В.Саулкин: Я считаю, что их благодать обжигает, и они ее хотят просто изгнать.
Владыка Гедеон: Это общие слова, этоо говорят все. А конкретно, что их толкнуло? Такого не сделал ни Гитлер, ни советская власть безбожная… Никто не скажет, но виноваты мы сами. Есть духовная жизнь. Только глядя на себя можно иметь преуспеяние. У нас кто угодно виноват, но не мы сами. Человек духовной жизни смотрит на себя, меняется, становится лучше, как бриллиант. То же и с обществом, Церковью. Здесь же самовольный выход из Московского патриархата. Собрание они провели. Такие полномочия оно не молго нести. Для чего он был сделан? Двойные намерения в политике плохи, а в Церкви - невозможны. Священноначалие думало, что, выйдя самостоятельно из Московского патриархата, даже закрыв глаза на апостольское правило, чего делать ни в коем случае нельзя, но ладно, выйдя, они успокоят всех врагов. Раскольники успокоятся. И мы вот незалежна Церква. А раз канонически вышли, то куда-то надо прийти? Логично размышляют упцшники. Мы в Константинопольской Церкви, которую признают вселенской. А вы, отделившиеся, тогда где? Надо куда-то примкнуть. В Московский патриархат дороги обратно нет, а куда тогда? Фактически государственное решение Рады и президента о снятии законности с УПЦ, подтолкнуло саму УПЦ. Со всех сторон они себя оправдывают. Уходить было нельзя. Надо было держать исповедничество. После этого даже те враги, которые нас уважали за стойкость, считали, что это нам небезразлично, поменяли мнение. Когда человек стоит за идею, его можно уважать уже за одну его стойкость. А теперь за что нас уважать? Сами подписали хартию о выходе из Московского патриархата. Враги наши этим воспользовались. С них будто табу сняли. Тогда лишаем их всего, и точка.
В.Саулкин: Как раз в тот момент, когда они перестали поминать Святейшего Патриарха, православный человек с Украины мне сказал, что это приведет к страшным последствиям, к скорому концу. Они прогнулись, перестали поминать патриарха. Каноническую Церковь на Украине уничтожат. Закроют храмы, заберут у них всё. Заставят с католиками объединяться или пцу. Если бы проявили твердость, то уважали бы и боялись, а теперь попытаются уничтожить Церковь на Украине, загнать в катакомбы.
Владыка Гедеон: Верно. Теперь же исповедничества лишены. Миро варить противозаконно. Да и многие поступки, которые совершает УПЦ… я не подписал документ, отказался. Может моя подпись там и не решала ничего, меня вообще промыслом Божиим отослали в тот момент. Я в это время хоронил митрополита Иллариона, главу Русской Зарубежной Церкви. Блаженнейший попросил поехать поучаствовать в погребении святого старца. Он мечтал о воссоединении Русской Церкви и Русской Зарубежной Церкви. Я знал его давно, еще с 1990 года, когда он был простым епископом. Мы встречались в Манхеттене, пили чай, мечтали, что будем когда-то вместе служить. О небесных кренделях размечтались… Церкви спустя много лет воссоединились, так что мечтали не зря. Недавно он скончался. Блаженнейший его тоже очень уважал, вот и попросил участвовать в погребении.
В.Саулкин: В одном из эфиров мы говорили, как в 1941 году в ноябре в Почаеве собрались православные архиереи. А это было в то время, когда немцы привезли самосвятов, бежавших когда-то с Петлюрой. Но митрополит Алексей Громацкий и другие владыки твердо постановили, что никакой автокефалии им не нужно, они являются экзархатом Русской Православной Церкви. И поминали при немцах местоблюстителя, будущего патриарха Сергия. Митрополита Алексия потом расстреляли. 70 священников погибло от рук немцев и бандеровцев в то время. Какое мужество проявили, настоящие исповедники, мученики…
Владыка Гедеон: Пришел момент, когда мужество это надо проявить. У меня было давно еще, мне тогда никто не верил – владыка, что ты нам рассказываешь. Я предлагал создать комитеты, которые защищали бы наши храмы. Даже финансирование нашел. Ничего не надо было. Невозможно было отсидеться за стенкой, надо было быть первыми, надо было готовиться. Но это никого не интересовало.
В.Саулкин: Отец Павел Батарчуков мне рассказывал. Он был диаконом в Луганске в Большом Вознесении. Когда началось АТО в 2014-м, многие, вместо того чтобы выступить, призвать власти остановить братоубийство , стали собирать деньги на АТО.
Владыка Гедеон: И сейчас то же. Тогда на АТО, сейчас на ВСУ. Одесская епархия сегодня, как ни парадоксально, собирает на ВСУ, чем Львовская. Казалось бы.. Молчат, бывший оплот православия.
В.Саулкин: Надеемся, что это возродится. Святыни же есть.
Владыка Гедеон: Всё вернется на круги своя.
В.Саулкин: А как Вы пришли в Церковь в 70-х? Вспоминаю, что и брата Вашего, отца Андрея, и меня Господь почти в тоже время привёл.
Владыка Гедеон: Такое время было. Было движение такое, такое попущение Божие. Брат мой и я пришли в разных городах. Его крестил в Москве отец Александр Мень. Он художник, учился в Мухинском училице в Питере, я его не видел долго. Я был мальчик с улицы, но по пути на какие-то мероприятия заходил в храм, сам не знаю почему. Молился там, хотя никто никогда ничему не учил. Помню сэкономил на еде, купил крестик, надел, знал, что будут кое-какие движения, а мне его надо сохранить. И потом каким-то образом проходил сквозь огонь и воду, и как-то в чистоте. Я верил, что Бог хранит. Потом появился близкий друг. Нас называли два сапога - пара. Сейчас он благочинный города Ташкента, протоиерей Игорь. Помню, дал ему 25 копеек – крестик купи. Да какой там, зачем. Я ему проповедовал так. В итоге он потом всех еще перещеголял. Я был мирянином, а он уже диаконом. Господь его призвал, хотя был такой оторванный молодой человек. Мы все были не ангелами. Застава. Рабочие районы. Кто нас воспитал? Родители вкалывали, чтобы прокормить. Улица воспитала… Тогда плакали, что коммуналка -хуже нет, а сейчас рыдаешь и думаешь, что лучше того времени просто не было. Отношения теплые, соседи, двор – все всех знали. В последние времена, говорят, иссякнет у многих любовь. Движемся по пророческим словам старцев. Будут храмы, но ходить туда будет нельзя. И другое… Я в советское время не понимал, как такое возможно. А сейчас видим как наяву. Кто бы мог подумать, что Россия и Украина буду воевать? Никогда бы не поверили. А вот жестокая гражданская война… Вот женщина погибла, ребенок пострадал. Ясно, что война идет, щепки летят, но когда ты преднамеренно стреляешь в дом или садик… Такого даже немцы не делали. Эти хуже фашистов, тут такой языческий сатанизм.
Немцы мощи Киево-Печерских святых не трогали. Эти пока не трогают, но повывозили много из того, что им показалось ценным. Большевики не вывозили зарубеж святыни . Страшные времена… Помните египетских старцев слова? За нами придут те, которые сделают половину. Последние не сделают ничего. Но у них будут искушения. Если они выдержат, то будут больше нас и отцов наших в Царствии Небесном. Аминь. Посмотрите на нас, что мы можем вообще, хлюпики? Не наступили ли как раз эти времена? От нас Господь не требует никаких подвигов. Будь верен Спасителю, Его Святой Церкви. От нас нужна вера.
В.Саулкин: Что бы вы сказали тем, кто сейчас живет на Украине? Нашим слушателям в Москве часто приходят на ум странные вопросы – а почему не восстанут против нынешнего режима, например? Отвечали много раз уже… Но как быть тем православным, кто на Украине живет во время открытых гонений на Церковь? Закрыли храм, где причащаться? Как перенести это время, которое по пророчествам все же закончится и восторжествует истина.
Владыка Гедеон: Если по поводу таинств. Храмы есть, сроки еще есть, можно пока ходить причащаться, исповедоваться. Сегодня РПЦ, несмотря на все движения, признает Украинскую Церковь во главе с митрополитом Онуфрием. Есть к ним снисхождение по любви. Критический шаг в пропасть еще не сделан. Главное стоять в вере православной, быть преданными. Блаженнейший – прекрасный иерарх, надо быть ему верным, Церкви, ходить только в УПЦ. Нужно духовно совершенствоваться. Все стали политики, все хотят рассуждать, судить, хотя не имеют ни образования, ни знаний. Прежде всего – говорить о себе, искать свои недуги.
В.Саулкин: Спасибо владыка! От всей души хотелось бы пожелать Вам скорейшего возвращения в Киев, чтобы восстановить многострадальную святыню – Десятинную церковь.
Владыка Гедеон: Вернемся. Вернемся в триипостасном государстве Россия, Белоруссия, Украина – одна Святая Русь, как говорит наш патриарх, дай ему Бог здоровья.
Добавить комментарий