22.07.2024 19:34:55
Сергей Львович Худиев
Смерть яростной националистки Ирины Фарион не вызвала сочувствия практически ни у кого. Люди по обе стороны противостояния, нередко прямо противоположных убеждений, проводили убиенную самыми недобрыми словами.
Ей припомнили, в частности, то, как она реагировала на смерть других — например, на убийство Олега Бузины. Но смерть человека откровенно непривлекательного и нелюбимого ставит перед нами вопрос об отношении к смерти вообще.
Кровавые внутренние разборки — черта всех экстремистских движений, а украинского национализма особенно. Можно хотя бы вспомнить резню «мельниковцев» «бандеровцами». Так что убийство Фарион — часть хорошо укорененной традиции.
Традиции, которую она сама прославляла и поддерживала.
Поэтому отзывы, подчеркивающие, что ее погубили бесы, которых она сама настойчиво вызывала, понятны. С мирской точки зрения люди склонны радоваться смерти тех, кто вызвал их неприязнь — в данном случае, совершенно понятную.
Для интернета вообще обычно разражаться бурными изъявлениями ненависти при известии и чьей-то смерти, и пожеланиями гореть в аду.
Но это один из случаев, когда наша вера предлагает совершенно другой взгляд на вещи.
«Не радуйся смерти человека, хотя бы он был самый враждебный тебе: помни, что все мы умрем» говорит Книга премудрости Иисуса, сына Сирахова.
Мы, православные христиане, верим в то, что человек вечен — и выбор, который мы делаем в ходе этой земной жизни имеет вечные последствия. Для каждого из нас наступит момент, когда мы навсегда оставим позади все смуты и конфликты этого мира, чтобы прийти на суд Божий.
Человек призван Богом к жизни вечной и блаженной, к общению, даже дружбе со своим Создателем. Как говорит Писание, «веровал Авраам Богу, и это вменилось ему в праведность, и он наречен другом Божиим». (Иак.2:23)
Более того, предвечный Сын Божий сошел с небес и стал человеком, одним из нас, во всем подобным нам, кроме греха, и принял крестную смерть, чтобы возвратить нас к Богу. Как говорит сам Христос, «Как возлюбил Меня Отец, и Я возлюбил вас; пребудьте в любви Моей» (Иоан 15:9)
Бесконечно трагично, когда люди предпочитают любви Божией какие-то разрушительные и пагубные мирские идеологии — в частности, национализм. Страшное, невероятное помрачение — Бог сошел с небес, умер за нас и воскрес, призывает нас к жизни истинной и вечной, учредил Церковь, где питает нас Таинствами, делает все, чтобы явить нам Свою любовь — но, увы, люди раз за разом выбирают что-то другое, в чем нет ни любви, ни жизни, ни надежды.
Это совсем не то, что для них хочет благой и человеколюбивый Господь — а то, чего хочет обманщик и человекоубийца диавол.
Ирина Фарион тут, конечно, является печальнейшим примером поглощенности «одной, но пламенной страстью», которая сожрала ее изнутри, и придала даже ее внешнему облику характерную мрачность.
И радоваться этому — а особенно, тому, что она в таком душевном состоянии окончила свою земную жизнь — значит показывать себя, так сказать, болельщиком бесов, празднующим их достижение.
Для христианина, верующего в рай и ад, немыслимо радоваться смерти человека в явном грехе.
Но, скажут, она сама ничуть не стеснялась радоваться чужой смерти и горю; ее собственные публикации в сети теперь предъявляют в доказательство этого. Но, раз такое поведение дурно и душепагубно — а это, несомненно, так — нам тем более стоит от него воздерживаться.
Мы, как православные христиане, верим в то, что величайший вред и ущерб, который можно нанести человеку, он наносит себе сам — оскверняя свою душу грехом, в частности, ненавистью и злорадством. Пример самой Фарион тут ужасает — и мы должны ужасаться, хотя бы в той мере, чтобы самим ей не подражать. Плохо так жить — и еще хуже так умереть.
Первая реакция, которую мы можем проявить по отношению к людям, которых мы считаем дурными — хотя бы не подражать им.
Превратиться в подобие Фарион — возможно, под другим флагом и с другими лозунгами — не так трудно, и такая перспектива должна нас ужасать.
Такова реальность, что все мы грешники, и все мы умрем — многие из нас неожиданно. Автокатастрофа, сердечный приступ, да и пуля злодея могут явиться за нами без всякого предупреждения. А потом уже наши недоброжелатели понесут по сети публикации — хоть сегодняшние. Но дело, конечно, не в сети — а в том, что мы возьмем с собой в вечность.
Ситуация острого противостояния очень быстро растормаживает в людях самые темные и пагубные страсти — вернее, сами люди начинают разрешать себе и друг другу то, что раньше считали недопустимым. Конечно, сама Фарион внесла в этот процесс немалый вклад.
Но для христианина запрет смеяться над чужой смертью — это не какое-то извне наложенное тяжкое стеснение, от которого хочется избавиться. Это внутреннее понимание того, что некоторые слова и поступки омрачают душу и уводят ее от Бога и вечного спасения; от истинной жизни, от любви, от всего, к чему стоило бы стремиться.
Поэтому, раз мы понимаем, что Ирина Фарион выбрала неправильный путь в жизни, не будем ей подражать. Лучше со страхом и трепетом помолимся об упокоении ее души — и о том, чтобы нам самим не прийти к порогу вечности в том состоянии, в котором пришла она.
Комментарии
29.07.2024 - 14:08 Здесь радоваться нечему: она:
Здесь радоваться нечему: она марионетка, а не кукловод. Несчастная пожилая бесноватая тетка. В Евангелии Христос к таким бесноватым относился с жалостью. Но если бы сдох реальный кукловод, реальный делец, который получает пользу (прибыль) от терроризма, войн и цветных революций, тогда можно будет не то, что радоваться, а испытать чувство глубокого удовлетворения.
Добавить комментарий