Перейти к основному содержанию

23:32 09.12.2022

Уберечь детей от зависимости

21.11.2022 15:56:36

Московским научно-практическим центром наркологии Департамента здравоохранения г. Москвы используется ресурс радио, Интернет телевидения и ряда печатных изданий для реализации антинаркотического просветительского проекта «Уберечь детей от зависимости».

С 2015 года радиопередачи выходят в эфир еженедельно по четвергам в 23:00 (и в повторе: по пятницам в 16:00, субботам в 9:00), которые можно слушать на сайте радио «Радонеж» http://radonezh.ru или на частоте FM 72,92 МГц.

Цикл передач включен в учебную программу «Профилактика аддиктивного поведения молодежи» для обучающихся в рамках Федеральной целевой программы развития образования.

Со всеми теле- и радиоэфирами можно ознакомиться на сайте радио «Радонеж» http://radonezh.ru в программе «Рай истинный и ложный»: радиоверсиями по ссылке http://radonezh.ru/program/rai; видеоматериалами - https://www.youtube.com/user/radonezhtv/playlists

Предлагаем вашему вниманию материалы цикла просветительских передач «Уберечь детей от зависимости» - фрагменты из трех передач в которых в качестве экспертов приняли участие:

Анатолий Михайлович Карпов - психиатр-нарколог, психотерапевт, доктор медицинских наук, профессор, заведующий кафедрой психотерапии и наркологии Казанской государственной медицинской академии, автор более 400 научных трудов, 4 изобретений и 8 монографий;

Вера Вадимовна Герасимова - педагог, клинический психолог, майор полиции в отставке, кандидат психологических наук, автор 108 научных трудов, педагог-психолог Казанского филиала Российского государственного университета правосудия, доцент кафедры психотерапии и наркологии Казанской государственной медицинской академии;

Василий Михайлович Паскару - руководитель комитета «За гражданские права» в Орловской области, член Общественного совета ФСИН России, член Экспертно-консультативного совета при Уполномоченном по правам человека, лауреат национальной премии «Атлант-2020».

Тема беседы в которой принимают участие уважаемые наши эксперты непростая и многогранная. Речь пойдет о наркоугрозе, о факторах риска, о проблемах зависимости, и о духовно-нравственном воспитании. Уважаемый Анатолий Михайлович, с чего бы вы начали нашу беседу?

Мне выпала миссия отвечать на вопросы всю жизнь, на вопросы как раз о смысле жизни, о зависимости. Если начать с азов, то важно помнить, что Бог нас создал по образу Своему и подобию, каждый из нас имеет то, что Бог дал. Самозащита от зависимости - право быть богоподобным. В основе всех зависимостей лежит получение удовольствия. Механизмы удовольствия есть, но и удовольствие - это часть жизни, которую нам дал Бог. Он дал нам инструменты для этого общения. У нас есть в мозге центр удовольствий - группа клеток, между ними контакты. Удовольствие формируется внутри мозга, а снаружи их могут вызывать запахи, вкусы, изображения. Но конечное звено этих мозговых процессов - возбуждение нервных клеток в этом центре, в котором участвуют вещества - дофамин, окситоцин, серотонин, и другие. Эти вещества и их контакт с рецепторами, структурами дает чувство удовольствия. Это процессы химические. Они наши эндогенные, собственные вещества, которые мы сами синтезируем. Попытки возбудить отделы мозга не за счет эндогенных веществ, а за счет чего-то купленного, - бессмысленны. Золото туда не положишь. Это совершенно нелепо. Всем нужно понять, что удовольствие рождается внутри, это продукт мозга, личности. Попытки обмануть природу имеют плачевные итоги. Есть натуральный способ, всем известный. Для этого нужно сделать что-то хорошее для себя и для людей. Выспаться, покушать, напиться - всё, полезное телу, дает удовольствие. А если в плане социума – то это кому-то помочь, спасти, выручить, научить кого-то. Это всё натуральные бесплатные доступные способы удовольствия. А они всё больше амнезируются, сдвигаются. Например, что-то купить, надеть на себя, проглотить что-то - становится главным источником. Те люди, которые не владеют знаниями о бесплатных удовольствиях, данных Господом, пытаются их заменять рискованными, дорогими, вредными. Задача сводится к тому, чтобы достигать результата, потому что учителя есть, знания есть, а результата нет.

Есть у нас мощная индустрия блокирования нормальных потребностей, навязывания деструктивных, суррогатных и ложных ценностей. Второй вопрос здесь, видимо, о ценностях. Какие ценности высшие? Сейчас - потребительские, что снова является заблуждением. В структуре ценностей их много. Их можно разделить на 4 уровня: биологические, психологические, социальные, духовные. Наверное, духовные - самые высшие. Если представить эти ценности в виде фигуры, то выйдет фигура матрешки. Самый маленький уровень – биология: потребности организма, которые регулируются ДНК. Ресурсы второго уровня - психологические потребности: семья, безопасность, понимание, доброта, любовь, соучастие. Третий слой матрешки - социальный уровень: работа, зарплата, профессия, успех, достижения. И уровень самый высший, замыкающий, содержит духовные потребности справедливости, совести, единства, чести, подвига, служения. Эта структура много выше, это как раз структура Бога. Если мы это поймем, будем придерживаться как главного. Это как шаблон, который надо накладывать на всё, на все рекомендации, все, что делается для людей. Если успешно накладывается шаблон, то нормально. Если нет - надо отвергнуть или подумать. Сейчас у нас очень много всяких рекомендаций, законов, норм, но они все не укладываются в этот шаблон.

Уважаемый Анатолий Михайлович, существует условно три уровня мастерства. Первым можно назвать «Делаю, как могу». То есть, что получается у человека, то он и делает. Второй уровень по рангу выше. Здесь добавляется некий объем знаний и поэтому второй уровень мастерства можно условно назвать «Делаю, как знаю». Высший уровень мастерства звучит так – «Делаю, как надо». Как Вы это прокомментируете применительно к проблеме, которую мы сегодня с Вами обсуждаем?

Лет 25 назад, когда появилась эпидемия наркомании, все мы были этим озабочены. Ежедневно собиралось совещание педагогов, полиции и общественных организаций. В учебных заведениях проводились тематические родительские собрания. То есть все население было озабочено тем, что же делать. И я посмотрел, что происходит, и решил, ну с чего надо начать – опросить людей, что они считают нужным. И мы смогли провести интересное исследование. Взяли пять ведущих министерств: молодежи и спорта, образования, здравоохранения, культуры и МВД. Раздали анкеты сотрудникам, чтобы они написали, что они считают нужным. Там были такие вопросы: «Что я знаю о проблеме наркомании?», «Что я хочу полезного сделать?» и «Чем я готов пожертвовать ради этого?». И после анализа анкет стало ясно, что против наркомании все 100% опрошенных. Знают, как противодействовать всего – 46%. Готовы участвовать в борьбе с наркоманией – 23%, а готовых материально пожертвовать оказалось только лишь – 3%. И после этого я понял, что бороться за объединение ведомства – это не перспективно. Каждое ведомство тянет на себя, поэтому я сменил курс с защиты от кого-то, чего-то на самозащиту. Потому что самозащита – это самая надежная защита, основанная на разумном эгоизме, на любви к себе, то есть это не на страхе, что тебе будет плохо. Нет, надо себя любить. С такой проблемой как наркомания в одиночку не справишься, поэтому надо действовать именно на основе разумного эгоизма, переходящего в альтруизм. И опять же он разумный – основан на активации разума, совести, то есть он опять же биопсихосоциодуховный. Потому что важно полное информирование человека, что такое алкоголь, что такое наркотик, табак, стресс. У нас где-то более 10 книг вышло на эту тему, некоторые даже по семь раз переиздавали. Эту литературу расхватывали, и она работала. Это было адекватным ответом на запрос общества. Наверное, самая интересная из изданных – это книга «Здравствуйте, если хотите». Сейчас я хочу написать книгу «Спасайтесь, если хотите». Если не хотите, не спасайтесь. Мы вам помогаем, но все-таки включайте мозги сами. А у нас ведь привыкли ожидать, что кто-то защитит. Но никто не защитит, тем более сейчас, когда рынок, демократия, когда много таких руководящих структур. Поэтому только начинать самому. Здесь надо людей мотивировать, опять же на убеждении. У нас даже была выбрана стратегия профилактики зависимости среди подростков. Она даже получила первую премию на Всероссийском конкурсе программ для детей. Даже для беспризорников ее провели. Эту стратегию понимают даже дети, то есть она самая доходчивая. Здесь надо объяснить, что такое алкоголь, что такое наркотик, табак. Вот тогда человек осознает и узнает, что это такое, и поймет, что ему это не надо. Антагонизм, протест: я себя люблю, но я этого делать не буду. Самый лучший способ преодоления анозогнозии – это довести человека до протеста, когда он спросит себя: «Что я дурак что ли? А что я делаю?». Но до этого надо довести, чтобы он понял. «Нет, я не дурак! Я это пить не буду, курить не буду!». То есть это такая личная технология, где задействованы самые тонкие, самые важные потребности личности – быть красивым, умным, успешным, сексуальным. То есть все, что хочет ребенок. Все это хорошо, правильно, но исполнение всех этих его желаний лежит через отказ от самоповреждения. Жалко, что эта тема как-то сошла на нет. Поначалу нас поддерживали административно и финансово, а потом поменялось руководство и стало поддерживать другие программы.

Анатолий Михайлович, Вы говорите о специфической профилактике. Это, наверное, и есть третий уровень мастерства, конечно же по нашей условной градации?

Да. Делать, как надо. Это образовательно-воспитательная работа. Например, подход к протесту от алкоголя. Начнем с того, что все люди знают, что такое алкоголь, для чего он применяется в медицине (с двум целями): это антисептик и это консервант. То есть свойство алкоголя – убивать все живое моментально, надежно, то есть это очень сильный растворитель и яд. То есть применение спирта как консерванта и антисептика несовместимо с приемом внутрь. Ведь мы знаем другие антисептики – йод, хлоргексидин, карбоновую кислоту. Но ни один из этих консервантов мы на стол не ставим и не употребляем. И это знание, что это убийство, что это несовместимо с жизнью, просто вдалбливаем – поймите! А люди не хотят понимать. И дальше с наркотиками у нас такая концепция: если наркотик снимает боль, то боль – это плохо. Но боль - это благо великое, потому что это сигнал опасности. А если человек этот сигнал опасности отключит, то он отключит всю регуляцию – и дыхания, и кровообращения, и пищеварения. То есть блокируется вся значимая для мозга информация. Поэтому отсюда идет остановка дыхания, кровообращения, пищеварения, и результат - смерть. Вот такие свойства одного и того же вещества – с одной стороны, это кайф, а с другой – смерть. Упирать на это надо, когда соединишь эти противоположные свойства в одном, то человек понимает: «Стоп! Все, мне это не надо! Я этого делать не буду!». Тема перспективная, сейчас к ней обратилась Православная Церковь. Такая форма профилактики бесплатна. Она не требует каких-либо огромных ресурсов, отсекает всех выгодополучателей от торговли табаком, наркотиками, алкоголем. Она дает право человеку быть самим собой, быть богоподобным. Она доступна хоть сейчас. В любую минуту можно сказать: я больше не буду и отказаться. И не нужна эта шумиха, массовые мероприятия с флажками, ленточками и шариками. Это минимизирует затраты и дает максимальный результат на основе убеждения. Лучше убеждать – это благородно, педагогично, человечно. Лучше, чем бороться с кем-то, с чем-то, за что-то. Это и есть специфическая профилактика.

На современном этапе в России программа по борьбе с алкоголизмом проводится достаточно эффективно. Если сравнивать с тем, что у нас было 10 – 15 лет назад, когда средний уровень потребления на гражданина России был очень высокий. По данным Всемирной организации здравоохранения потребление чистого алкоголя на душу населения в России сегодня не превышает 10 литров. А было время, когда этот показатель превышал 18 литров, а по некоторым экспертным оценкам – 24 литра. То есть в три раза был превышен порог допустимого, после чего может наступить даже вырождение этноса. Сегодня в России употребление алкоголя существенно снизилось и это благодаря комплексному подходу в профилактике. Это и ряд принятых решений на законодательном уровне. Авторами некоторых предложений по совершенствованию законодательства в этой сфере является коллектив Московского научно-практического центра наркологии Департамента здравоохранения г. Москвы. Проблема уменьшилась, но пока все равно еще остается. Например, непопулярно предложение продавать алкогольную продукцию только в специализированных магазинах. Я достаточно много беру интервью у людей, которые прошли лечение и реабилитацию, у тех, кто выздоравливает от алкогольной зависимости. И вот, что они рассказывают: «Пошел в магазин за батоном хлеба или купить колбасы, но попался тебе на глаза стеллаж с красочной алкогольной продукцией и все! Всплывают воспоминания, появляется тяга, а в результате потом срыв». Есть же у нас отдельные специализированные магазины для удобрений, химических препаратов, промтоваров. Наверное, правильно будет, если вход в магазин, где продается алкоголь, будет отдельным. Или предусмотреть, чтобы алкогольная продукция, которая выставлена на стеллажах, ни коим образом не могла привлекать внимание детей. К примеру, как сейчас организована продажа табачной продукции. Сигареты можно купить, но они находятся в закрытом стеллаже, люди их не видят. Также и алкоголь надо закрыть от глаз тех людей, которые пришли в магазин не за алкоголем. Вера Вадимовна, какое Ваше мнение?

Да, действительно, мы сейчас говорим о внешних ограничительных мерах, которым быть. Наше сознание, если не выстроены различные защитные механизмы на различного рода деструктивные предложения. И, кстати, кафедрой Анатолия Михайловича разработана и сейчас активно внедряется очень доступная технология психологической самозащиты от деструктивного информационного внешнего воздействия. Это буквально четырехалгоритмированная методика, которую за 15 минут можно освоить и применять. И в контексте самозащиты мне бы хотелось продолжить эту тему в обсуждении того, что, да, правильно мы будем ограничивать, мы будем осваивать эту методику. Но при том же ограничении, если все-таки есть потребность — это приобрести и принести домой, то желаемого эффекта мы не достигнем. Поэтому опять же выходим на самозащиту через самоосознание своей ценности и смысла, и ценности жизни. Самоосознание через очень четкий ответ на вопрос, который сейчас очень востребован и для молодого поколения. Есть опыт работы и с подростками, и со студентами, и со взрослыми. Очень важно, чтобы не номинально, а реально мы отвечали на четыре основных вопроса: «Кто я?», «Где я?», «С кем я?» и «Зачем я?». Потому что именно ответы на эти вопросы позволяют нам предупредить вот эту разорванность в сознании, которая возникает, и снести даже те барьеры, которые нам кажутся сформированными. При общении с детьми, с коллегами, при общении в той или иной жизненной ситуации в производственной деятельности, задавайте себе вопрос: «Вы физически включены? Вы на месте находитесь?». Ведь доходит до того, что порой именно люди с очень большими объемами многофункциональной работы, задав себе такой вопрос, отвечают «Нет!». То есть даже нет физического ощущения себя в ситуации. А когда ты задаешь вопрос и уточняешь: руки-ноги где, давайте вспомним, что мы здесь, и уточняющий следующий вопрос: а мысленно вы где находитесь? И, как правило, большинство говорят, что мысленно в любом другом месте, только не здесь и не сейчас. Поэтому самозащита, действительно, начинается с осмысления себя в пространстве собственной личности, в пространстве временном, в котором ты находишься, и в пространстве тех целей и задач, которые перед тобой стоят для решения твоими детьми, твоей семьи, твоей профессиональной деятельности. И очень важно отвечать на тоже важный вопрос, когда мы в сегодняшней ситуации находимся в таком сложном положении, потому что зачастую мы думаем одно, чувствуем другое, делаем третье, говорим четвертое. Именно основанная на разумном эгоизме самозащита и базирующаяся на биосоциодуховном подходе, позволяет сохранять эту конгруэнтность между нашими мыслями, чувствами, словами и действиями. Вот тогда эта целостная структура включается, и самозащита проявляется в контексте осознанного, ответственного проживания каждой секунды драгоценнейшего времени нашего пребывания на этой удивительной планете. И важно сказать, что процесс самозащиты начинается именно с мотивации, с ответа на вопросы: «Почему и для чего, зачем и ради чего?», и соответствующего действия, которое подтверждает, укрепляет и формирует эти механизмы самосохранения и успешной самореализации по тем направлениям, которые приняты. И взрослая молодежь начинает понимать ради чего, во имя чего и почему.

Анатолий Михайлович, в реабилитационных программах для людей, страдающих от зависимостей, активно применяется волонтерство. Это работа не за деньги, но ради или во имя кого-то (это жертвование). В государственной наркологии это имеет место. Например, в московской наркологии любое мероприятие, массовое или просветительское, осуществляется с участием волонтеров. Очень важно, что работа с выздоравливающими персонифицирована и выстраивается индивидуально с конкретным выздоравливающим. А когда они становятся волонтерами, видно, что они испытывают счастье, так как чувствуют себя полезными и частью коллектива.

Реабилитацию и работу по ней я бы начал с размышления о том, что такое трезвость. У нас всё борьба с кем-то, а главная ценность - трезвость. Трезвость – когда все функции психические в порядке, не повреждены, когда они в единстве и направлены на нормальную цель, это лучшее что может быть. Если человек пьян, какие-то функции уже искажены. Единства между ними нет, и цели уже ставятся другие, не истинные, а какие-то ложные. Поэтому трезвость – это одна цель, а зависимостей много. Потому мы до сих пор по отдельности воюем с алкоголизмом, наркоманией, коррупцией, курением, игроманией, сексомиром. Мы давно умоляем сменить эту стратегию. Можно объединить все наши усилия и бороться за трезвость, шаблон биосоциодуховный, который универсальный - все люди в него укладываются. Люди до сих пор не понимают, что Бог дал все по максимуму. Они предпочитают слушать кого-то другого. У нас мощная индустрия растления, разврата, лжи, пропаганды. Они забивают всё. Всё зовет получать ложные удовольствия. Это обман. А кого обмануть хотим? Бога, природу, себя?

Комфорт – это то, к чему стремится большинство людей, и это играет злую шутку над человеком. Мне кажется, что мы путаем понятия работа и труд. Работа - это принудительное действие, а труд - это то, что ты делаешь с удовольствием и во благо. Родители хотят создать лучшие условия для своего ребенка, они освобождают его от труда по дому, самых элементарных бытовых вещей. Труд в семье не какая-то бестолковая работа. Это полезное действие для кого-то, не только для себя. Вынести мусор, помыть посуду, навести порядок в своей комнате, пропылесосить, сходить в магазин – это может быть полезным трудом ребенка для своих близких. И ребенок осознает это. В школе детей лишили возможности самим поддерживать порядок в классе, поручив эту работу уборщице. Вера Вадимовна, как Вы считаете?

Да, мы перестали создавать возможности для детей трудиться даже по созданию своего комфорта в образовательной организации. Здесь важный момент. Еще шаг назад – это семья. Так устроен современный родитель, что очень хочет уберечь детей от всякого рода стрессовых ситуаций, переживаний, трудностей. Но у всех компетенций есть свое время, своя среда. Активное от души обращение к родителям - всё начинается в семье. Именно с того, в какой среде ребенок растёт, какие правила приняты, не являются ли они декларативными на сегодня, какими ценностями руководствуется каждый член семьи и укладывается ли это в систему ценностей целого семейного социума, ячейки общества. Потому что именно она влияет на социум, и он зеркалит её.

Важный момент еще - совершение действия. Мы живем в век цифровизации, и к сожалению, необходимых действий, которые позволяют сформироваться тому или иному умению, и в последующем перейти в навык, не хватает. Это в дефиците, поэтому прекрасное поколение интересных, глубоких, ресурсных детей, но не имеющих достаточной веры в собственные силы. Поколение, которое готово сначала отвергнуть, сопротивляться, критиковать, чем что-то сделать. Почему? Потому что этот навык, идущий с малолетства: «услышал, прочувствовал, сделал», не реализуется. Особенно на уровне сделал. И мы поэтому имеем такое рыхлое поколение.

Говоря о комфорте можно добавить: получение удовольствия еще без усилий, потребительски. Анатолий Михайлович четко проговаривал это всегда на всех встречах с родительской и молодежной аудиторией. Есть два постулата, которые мы всегда озвучиваем. Мы заданы в мире реальном как вид «человек разумный». Чем он отличается от человека-потребителя, которого из нас сейчас в той или иной степени пытаются сделать? А формация человека-потребителя не имеет развития, она конечна, приведет, в общем, к исчезновению человека разумного, который размышляет, берет ответственность за свои поступки, имеет возможность в сложностях находить ресурс и благодарить за их появление для преодоления. Потому что, преодолевая, развиваясь, ты становишься мудрее, многограннее в развитии, более ресурсным и перспективным. Человек-потребитель не способен давать, он может только брать, и насытиться он не в состоянии. Через парадигму биопсихосоциодуховную мы вышли уже и на феномен счастья. Кстати, в ковидный год у нас были особенные успехи в исследованиях. Появилась на свет монография «Феномен счастья в контексте биопсихосоциодуховного подхода». Раз уж есть такой удивительный творческий продукт, скажу, что все наши радиослушатели могут прочитать эту книгу на канале, который был создан активными членами профилактического направления. Возвращаясь к человеку-потребителю, скажу, что на встречах мы всегда задаем вопрос: «Сколько вам нужно пар обуви, чтобы быть счастливым? Сколько вам нужно определённых принадлежностей, чтоб быть счастливым?». И мы начинаем понимать, что материальный мир дает определенные блага, но не для того, чтоб растлевать, а чтоб трудиться и дальше созидать для близких, семьи, общества, человечества.

И второй постулат, который постоянно звучит: «Важно - слушать, звучать, дискутировать, погружаться в контекст содержательный в общении с людьми, которые действительно знают? Или все-таки свой взгляд переводить на тех, кто думает, что знает?». И в этом большая разница. Важно развиваться рядом с теми, кто действительно знает, а это те, кто привык и не может не трудиться на протяжении всего времени активности, даже порой это происходит при нарушении режима дня. Например, целый ряд исследований приходят к успеху через определенный инсайт, когда, как сказано в замечательном законе Гегеля, количество переходит в качество. Когда проходит серьезный процесс осмысления, потом проявляется, как и что предпринимать в проблеме. В свое время получилась система работы для профессорско-преподавательского состава, для родителей, специалистов-общественников, как применять биопсихосоциодуховный подход в различных видах проблемных ситуаций с зависимостями, которые на сегодня существуют.

Василий Михайлович, в силу вашей деятельности вы часто оказываете помощь людям, попавшим в сложную жизненную ситуацию. Среди них есть те, кто ограничен в правах и свободе, есть и другие. В большой массе случаев причиной проблемы стала зависимость.

Анатолий Михайлович и мой учитель тоже. Азы познаний в области профилактики, реабилитации, социализации - всё благодаря чудесному доктору, человеку и ученому. Это не просто его научное познание, но то, что через него открыл Бог. То, как мы не должны отходить от Божьего устроения создания человека - дух, душа и тело. Ведь именно из-за этого происходят все страшные болезни, кои мы называем общим определением «зависимость». История человечества показала, что всё и вся направлено на десгармонизацию. Ведь здоровый человек - это гармоничный человек, когда дух, душа и тело работают, как в псалме сказано: «когда душа поет - и сердце радуется». Сейчас мы имеем массу заболеваний, связанных с зависимостью, о которых раньше мы бы даже в фантастических романах не прочли. Все направлено на то, чтобы человека, созданного по образу и подобию Божию, превратить в оболочку, которая запрограммирована определенным образом на набор инстинктов и действий. Чтобы этого не произошло, например, работает радио «Радонеж», которое единственное в системе СМИ системно, глубоко, искренне и научно эту тему представляет. Задействованные ресурсы настолько добры, что дают возможность сразу пропитаться буквально тем, что дает возможность сохранить и укрепить человека как такового. В начале разговора вы упомянули о родительских собраниях. В нашей Орловской области мы помимо родителей собирали работников прокуратуры, полиции, учителей, директоров, делали общие собрания. Это, кстати, нам подсказали сами дети, школьники. Обычно человек привык переводить стрелки и не признавать своей ошибки, гадости. И ребята мне сами сказали проводить такие собрания. Прокуратура была тут стержневым элементом - попробуй прокуратуру не послушай. Собирались большие аудитории. Там все эти вопросы обсуждались, говорили об этом воспитывающем начале как в школе, так и в семье. Были представители Церкви.

Анатолий Михайлович сказал, что главный постулат - трезвость. Она должна быть главным в обществе, но для этого должна быть воля тех, кто руководит обществом. Почему мы знаем о том, что трезвость прежде всего, тем не менее боремся с наркоманией, алкоголизмом, токсикоманией, игроманией, табакокурением? Ведь это борьба, навязанная вселенским правящим сообществом. Удобно бороться со всеми этими категориями, потому что это дает возможность использовать финансовые потоки. Часто слышишь, когда чиновники от системы говорят - мы финансы освоили, а у меня вопрос - а где результат? Самое страшное опьянение – это опьянение властью. Я таких примеров могу привести очень много, так как являюсь руководителем комитета «За гражданские права» и правозащитником. Много сталкиваюсь с такой категорией глубоко зависимых чиновников разного уровня, даже министров. Последствия этого опьянения - та же коррупция (это тоже зависимость от власти), казнокрадство, нетрадиционные сексуальные связи. Никто никогда в трезвом обществе не будет дозволять такие явления. У меня впечатление, что все правящее сообщество получило образование в Институте путей сообщения и по одной специальности - стрелочников. Умение, что настолько отработана система, стрелки перевели, сказали, что проблема решена, а она не решена. И не будет решаться, если мы будем бороться с наркоманами и алкоголиками, а самая страшная зависимая управляющая верхушка будет вершить свои дела. Кстати, на церковно-общественном совете в свое время под председательством владыки Тихона Шевкунова было создано специальное направление, но что-то в нашем государстве пошло не так, либо повели не туда. Русь православная должна жить с ценностями, а не с ценниками, навязанными, которые ежечасно подменяют нам. Пример прошлого питерского экономического форума, когда лицом форума решили сделать Даню Милохина. Какой пример для подростков - такой формат лица? Слава Богу, нашлись люди, которые буквально закидали прокуратуру и администрацию президента письмами, и сняли в последний момент это лицо экономического форума. Представьте себе, дома в семье родители детям говорят, что нам нужно помолиться, потрудиться, в храм сходить. А система ломает ценности семьи, православия. Я не против хорошего досуга, отдыха. Вспоминаю свое детство, мы отдыхали по полной программе, но таких гадостей как теперь у нас не бывало. У нас была ответственность за данный нам Богом трезвый ум, а будет ум трезв, то и душа будет трезва, и не будет по обочинам жизни бегать, а только по пути Божьему.

Автор статьи: Александр Простокишин автор и ведущий программы «Рай истинный и ложный» на радио «Радонеж».

Дорогие братья и сестры! Мы существуем исключительно на ваши пожертвования. Поддержите нас! Перевод картой:

Другие способы платежа:      

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и абзацы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Простите, это проверка, что вы человек, а не робот.
Fill in the blank.
Рейтинг@Mail.ru Яндекс тИЦКаталог Православное Христианство.Ру Электронное периодическое издание «Радонеж.ру» Свидетельство о регистрации от 12.02.2009 Эл № ФС 77-35297 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций. Копирование материалов сайта возможно только с указанием адреса источника 2016 © «Радонеж.ру» Адрес: 115326, г. Москва, ул. Пятницкая, д. 25 Тел.: (495) 772 79 61, тел./факс: (495) 959 44 45 E-mail: [email protected]

Дорогие братья и сестры, радио и газета «Радонеж» существуют исключительно благодаря вашей поддержке! Помощь

-
+