03.08.2018 09:08:35
Виктор Саулкин
«Наш Царь был одним из величайших подвижников Церкви последнего времени, подвиги которого заслонились лишь его высоким званием Монарха. Стоя на последней ступени лестницы человеческой славы, Государь видел над собою только небо, к которому неудержимо стремилась его святая душа…» (из воспоминаний обер-прокурора Святейшего Синода Н. Д. Жевахова).
«Святость человека, выделяя его из рядов человечества, делает значительными каждое его слово и жест, каждую мелочь жизни и быта. Нет ничтожных событий в жизни святого. Это не значит, что каждое его действие безгрешно и заслуживает подражания. Это значит лишь то, что не безразлично никакое явление, имеющее отношение к жизни святого, образуя одно из звеньев неповторимо индивидуального пути восхождения его на горнее место, к Престолу Божию» (Архим. Константин Зайцев).
Что же для нас, русских людей ХХI века, особенно важно в житии Царственных Страстотерпцев? Подвиг Царственных Мучеников свидетельствует о глубокой вере, верности Христу Спасителю до смерти всей Императорской семьи, об евангельском терпении скорбей и полном смирении перед волей Божией. В завещании Царя-Мученика, которое передала нам в письме царевна Ольга, звучат слова, свидетельствующие о том, что Царственные Страстотерпцы сумели воплотить в своей жизни евангельские заповеди: «Отец просит передать всем тем, кто ему остался предан, и тем, на кого они могут иметь влияние, чтобы они не мстили за него, так как он всех простил и за всех молится, и чтобы не мстили за себя, и чтобы помнили, что то зло, которое сейчас в мире, будет ещё сильней, но что не зло победит зло, а только любовь».
Святая Царская Седмерица – икона христианской семьи – малой церкви. Будущее русского народа и судьба Отечества зависят от того, возродится ли в сознании людей идеал православной семьи, который в удивительной красоте явлен нам Царственными страстотерпцами. Но кроме великой любви и верности Христу Спасителю, поистине царственного благородства, духовной и душевной красоты, кристальной чистоты и святости Августейшей семьи, есть в житии Государя Николая Александровича очень важная и для нас отличительная черта, которой мы все сегодня должны стараться подражать. В последнее время нередко можно услышать проповедь некого уранополитизма. Нас пытаются убедить, что у христианина есть только одна родина – на небе, мы все граждане небесного Отечества, а потому любовь к земному Отечеству необязательна. Но мы видим, что Государя Николая Александровича отличала глубокая любовь к России, любовь ко всему русскому.
Русский Царь любил русский народ
Государь был настоящим Русским Царем и во всех своих проявлениях истинно русским человеком, он воплотил образ гражданина Святой Руси. Архимандрит Константин Зайцев писал о том, что существует качество, которое он назвал «православной русскостью»: «Русскость нераздельно сливается с церковностью! Не случайно самое слово «русский» стало синонимом «православного», а христианство (крестьянство) стало нарицательным именованием всего сельского люда».
Существует немало свидетельств о том, что Государь Николай Александрович с особенной теплотой относился к русским крестьянам. Н. А. Павлов пишет: «Отношение Государя к крестьянскому сословию совершенно ясно. Он глубоко, реально его любит, и в нем любит Россию; любит народ в деревне, в армии, всюду, где бы ни проявлялась его сила».
Даже С.Ю. Витте, явно не любивший своего Государя, свидетельствует о любви Государя к простым русским людям: «Едучи с Цесаревичем, я имел случай говорить с ним довольно долго о крестьянском вопросе, я тогда заметил, что Его Высочество, со свойственной ему сердечностью и благожелательностью, относился в высокой степени милостиво к крестьянским интересам и считал их первенствующими». Витте, тесно связанный с международным финансовым капиталом, отстаивал прежде всего интересы банкиров и крупных промышленников, но Государь велел передать через С.Ю. Витте русским промышленникам: «Господа! Государя Императора не интересуют ваши прибыли. Его интересует благо всей Российской державы». Многие банкиры и промышленники не забыли этого и потому вместе с Варбургами и Шиффами активно готовили свержение «проклятого самодержавия», которое, по их мнению, препятствовало развитию России – т.е. получению сверхприбылей, как в «передовой Европе».
О любви Царя-Мученика к своему народу свидетельствует и Пьер Жильяр: «Государь был одарен замечательными личными качествами. Он был воплощением самых благородных и лучших чувств русской души. Он подчинился своей судьбе и покорно принял сверхчеловеческий труд, порученный Ему Богом. Всеми силами своей души Он любил свой народ и свое Отечество. Особенно горячо любил Государь простонародье и русского крестьянина, к улучшению жизни которого Государь стремился всей душой. История отдаст Ему должное». Но Государь любил простой народ не абстрактной любовью, нередко так свойственной революционной российской интеллигенции. В царствование Императора Николая II Александровича было сделано очень много для улучшения жизни русского крестьянства. Государь из личных средств выкупил все оставшиеся платежи, которые должны были выплачивать за землю крестьяне после отмены крепостного права. Создавались крестьянские банки, выдавались значительные ссуды для переезда и обустройства в Сибири и на Дальнем Востоке. Государь для поселения крестьян отдал самые лучшие плодороднейшие благодатные земли на Алтае, которые были личной собственностью Императорской семьи.
Николай II, обладая прекрасным музыкальным образованием, наряду с русской и мировой музыкальной классикой, академической оперой и вокальным искусством, искренне любил и русское народное творчество. Для него играли и исполняли русские народные песни не только такие выдающиеся русские музыканты, как Шаляпин, Пятницкий, Андреев, но и талантливые народные самородки.
В Царской семье особой любовью и высочайшим признанием пользовались известная русская певица, исполнительница народных песен Надежда Плевицкая. Крестьянская дочь выступала на концертах в Зимним дворце, в ее творчестве Государь ценил не только талант и прекрасный голос, но и чувствовал душу русского народа. По словам Плевицкой, она говорила ему «про горюшко горькое, про долю мужицкую» и в это время видела свет печальный в царских глазах. А когда пела о радости и шутила в песнях, то царь тоже смеялся, понимая крестьянскую шутку. Однажды он сказал: «Спасибо вам, Надежда Васильевна. Я слушал вас сегодня с большим удовольствием. Мне говорили, что вы никогда не учились петь. И не учитесь. Оставайтесь такою, какая вы есть. Я много слышал ученых соловьев, но они пели для уха, а вы поете для сердца».
Творчество Плевицкой особенной популярностью пользовалось в офицерской среде, ее даже называли «гвардейской певицей». Надежда Васильевна уже в эмиграции в Париже, вспоминала, как тогда в концертах и собраниях офицеры окружали государя, внимали каждому его слову, как офицерская молодежь бежала за ним по улице, без шапок, в одних мундирах. «Где же вы – те, кто любил его, где те, кто бежал в зимнюю стужу за царскими санями по белой улице Царского Села?» - обращалась Плевицкая к тем, кто не сумел сохранить верность Государю.
Однажды в Царском Селе перед Государем играл на гармони-двухрядке уроженец Дона полный Георгиевский Кавалер унтер-офицер Семен Буденный. Интересно, что по словам близких в конце жизни командир первой Конной, легендарный маршал Советского Союза часто снимал маршальский мундир со Звездами Героя и многими самыми высокими орденами, надевал старый китель без погон, но с полным Георгиевским бантом и часами играл на двухрядке.
В Царском Селе читал перед Императорской семьей свои стихи Сергей Есенин. Государь высоко оценил талант подлинно народного молодого русского поэта и наградил Есенина золотыми часами. Есенин написал стихотворение «Царевны», а часы, полученные от Государя бережно хранил до самой смерти.
Возвращение русской иконы, возрождение церковного пения, расцвет русской культуры
Царская cемья была средоточием Русского мира, о котором вновь стали говорить в последние годы. Много пишут и о Русской соборности, понимая, как важно для России сегодня народное единство. Но в чем заключалась это Русская соборность, которая помогла создать великую державу от Балтики до Тихого океана. Архим. Константин пишет: «Не каждый отдельный человек спасается на свой личный лад – этого не знает, не понимает, представить себе не может Русь. Вся русская стихия спасается в ея целом, объединенная в своей православной русскости. Россия, это – МIР православный. Этот «мiр» сжимается до предельной узости в образе семейного очага, чтобы потом, концентрическими кругами расширяясь, обрести свою окончательную полноту в образе чего? Православного Русского Царства!»
Мы знаем о особенной любви Государя к древнерусскому искусству. В 1901 году Император повелел организовать комитет попечительства о русской иконописи. Его основные задачи формировались так: сохранить в иконописи плодотворное влияние образцов византийской древности и русской старины; установить "деятельные связи" между официальной церковной и народной иконописью. Именно с этого времени русское общество открывает для себя русскую икону, начинается эпоха возрождения иконописи. Под руководством комитета создавались пособия для иконописцев. В Палехе, Мстере и Холуе были открыты иконописные школы. В 1903 году С.Т. Большаков выпустил иконописный подлинник, на первой странице этого уникального издания автор писал слова благодарности Императору за его державное покровительство русской иконописи: "Мы все надеемся видеть поворот в современном русском иконописании к древним, освященным веками образцам".
Государь, отлично знавший церковный устав, понимал, любил и ценил церковное пение. Сохранение истоков этого особого пути и дальнейшее его развитие позволило русскому церковному пению занять одно из почетных мест в мировой музыкальной культуре. После одного из духовных концертов Синодального хора в присутствии Государя, как вспоминает исследователь истории синодальных училищ протоиерей Василий Металлов, Николай II сказал: "Хор достиг самой высшей степени совершенства, дальше которого трудно себе представить, что можно пойти".
Что означает для жизни Русской Православной Церкви возвращение древнерусской иконы и развитие церковного пения, объяснять нет необходимости. Одно возвращение в жизнь Церкви рублевской «Троицы» - огромнейшее событие для развития богословской мысли. Как важно было в то переломное для России время вернуть религиозное осмысление образа Троицы в сознание русских людей. На государственном уровне совершается празднование пятисотлетия со дня рождения святого преподобного Сергия Радонежского.
Кроме того благодаря щедрым пожертвованиям Государя в эти же годы во многих городах мира сооружаются 17 русских храмов в традициях древнерусского зодчества. В царствование Николая II главным образом на деньги им пожертвованные строились храмы в Нью-Йорке, Буэнос-Айресе, в Каннах, Вене, Ницце, Лейпциге и многих других городах.
Воплощением любви и понимания Царем-Мучеником истории России и пути развития русской культуры является возведение Феодоровского собора и окружающего его городка в Царском Селе. Прекрасный собор и Федоровский городок строится сразу же после того, как Августейшая семья переселилась в Царское Село на постоянное жительство. В 1909 году Государь лично указал место для будущего храма. Тогда же был создан комитет по строительству. Архитектор В.А. Покровский принял за образец Благовещенский собор Московского Кремля – древнюю молельную церковь русских царей в ее первоначальном виде и несколько переработал ее облик в духе древних Новгорода и Пскова. Строительство велось на средства Царя и Царицы, к которым прибавились пожертвования доброхотов – главным образом, благочестивых русских купцов и промышленников. Государь вникал во все этапы строительства и лично присутствовал при ключевых моментах: закладке первого камня, поднятии крестов и колоколов и т.п.
Белокаменный, украшенный в духе русской старины резьбой и росписями, собор стал настоящим памятником русской старинной истории. Внутри он имел две церкви: верхнюю – в честь особой почитаемой Романовыми Феодоровской иконы Божией Матери и нижнюю во имя прославленного незадолго до возведения храма преподобного Серафима Саровского. Высокий, с пятиярусным тябловым иконостасом верхний храм напоминал кремлевские соборы. Царская семья любила молиться нижнем храме, который Государь именовал своей пещерной церковью. Церковь прп. Серафима располагала к тихой сосредоточенной молитве.
Вслед за храмом был построен Федоровский городок – дома для церковных служителей. Здания были выдержаны в русском стиле, каждое из них несло самобытные черты зодчества какой-либо из исконных русских областей. Окружала городок красивая «крепостная» стена. Федоровский городок был задуман одновременно и как музей древнерусского искусства.
Именно вокруг Федоровского собора сформировалось Общество возрождения художественной Руси, в которое вошли А. М. и В. М. Васнецовы, И. Е. Репин, И. Я. Билибин, М. В. Нестеров, А. В. Щусев, Н. П. Лихачев, Н. К. Рерих. В Федоровском городке находилась штаб-квартира Общества, в его Трапезной палате проходили заседания, здесь собиралась коллекция церковной утвари, предметов отечественной старины и прикладного искусства. Помимо этого, члены Общества собирали сведения о народных промыслах и художественных школах. Любовь Государя к исторической России содействовала возрождению исконной русской культуры, иконописи и церковного пения.
Во время царствования Николая II в архитектуре главенствовал стиль модерн. Этот архитектурный стиль характеризуется плавными, текучими линиями, асимметричными формами, разнообразием отделки. Основная черта модерна - изящество, прихотливость линий и подражание природе. В Европе создано много прекрасных образцов в стиле модерн, но лишь в России сформировался национальный стиль модерна, неразрывно связанный с древнерусским искусством и народной культурой. В отличие от зарубежного, русский модерн включает элементы древнерусского зодчества, сказочные мотивы, изображения зверей, птиц и рыб, национальные орнаменты. Открытие русской иконы и шедевров древнерусского зодчества, изучение истории Отечества вдохновляло многих великих русских художников, архитекторов, музыкантов. Роспись владимирского собора в Киеве М.В. Нестеровым и В.М.Васнецовым – знаковое события в истории постепенного возвращения к канонической православной иконе. Абрамцево, Поленово, творчество зодчих Щусева, Шервуда, деятельность княгини Тенишевой – можно только вообразить, какими прекрасными творениями русского национального таланта была бы украшена русская земля. Великий русский зодчий Николай Петрович Краснов по заказу Государя создает в Крыму для Августейшей семьи удивительной красоты знаменитый Ливадийский дворец. Талант Краснова очень высоко оценен Государем, он становится придворным архитектором, получает заказы от Великих князей и русской знати, и украшает Крым удивительной красоты дворцами, палатами, красивейшими зданиями, которыми мы сегодня любуемся и гордимся. Государь очень высоко ценит Краснова, ему пожаловано звание «Архитектора Высочайшего Двора». Простой крестьянский сын П.Н. Краснов удостоен звания академика, возведен во дворянство, добивается самого высокого признания.
Необыкновенный расцвет русской живописи - В.Васнецов, М.Нестеров, М.Врубель, И.Репин, В.Суриков, В.Серов, И.Левитан, В.Поленов, М.В. Врубель, К.Коровин, Б.Кустодиев, А.Бенуа, А.Головин, В.Борисов-Мусатов, Е.Лансере, И.Билибин, И.Грабарь, А.Куинджи. Композиторы Рахманинов, Скрябин, Прокофьев, русская школа вокального искусства - великие Ф.И. Шаляпин, Л.В. Собинов, А.В. Нежданова. Достижения русской национальной школы оперного исполнительского искусства признаны во всем мире. Драматический театр – всемирно известный МХАТ К.С. Станиславского и В.И. Немировича-Данченко, русская школа актерского мастерства: М.Г. Савина, М.Н. Ермолова, В.Ф. Комиссаржевская, Михаил Чехов, драматургия великого А.П. Чехова. Русский балет - А.П. Павлова, М.Ф. Кшесинская, В.Ф. Нижинский. «Русские сезоны» в Париже. Русская литература – Чехов и Бунин, Блок и Есенин, Ахматова и Цветаева, Гумилев и Андрей Белый, Бальмонт, Брюсов, Куприн, Розанов, Шмелев, Зайцев – россыпь выдающихся талантов. Подобному блестящему расцвету русской культуры, который назовут «Серебряным веком», Россия во многом обязана, как сегодня бы сказали «культурной политике» Императора Николая II. Кстати, Государь большое внимание уделял и совершенно новому по тем временам виду искусства - кинематографу. В 1911 г. в Ливадии на суд Императора была представлена первая в истории отечественного кино полнометражная кинолента реж. В.Гончарова "Оборона Севастополя". Фильм показывала крупнейшая Российская кинофирма "Ханжонков и К". За нее режиссер был удостоен личной награды Николая II - бриллиантового перстня. Так что основа будущего великого советского кинематографа была заложена в царствование Царя-Мученика.
Любовь Государя Николая Александровича к истории Отечества воплотилась и в таком замечательном событии, как знаменитый костюмированный бал в феврале 1903 года. Все участники бала облачились в костюмы эпохи царя Алексея Михайловича. Так, например, Николай II был одет в «выходное платье царя Алексея Михайловича»: кафтан и опашень золотой парчи, царская шапка, а императрица Александра Фёдоровна в костюм царицы Марии Ильиничны. Придворные дамы были одеты в сарафаны и кокошники, а кавалеры появились в костюмах стрельцов или сокольничих. Среди 390 гостей присутствовали назначенные императрицей 65 «танцующих офицеров», также в одежде стрельцов или сокольничьих XVII века. Государь рассматривал этот бал не как обычный маскарад, но как первый шаг к восстановлению обрядов и костюмов московского двора. Но Государь не только любил и возрождал красоту, уклад древнерусский. В его обращении к временам Московской Руси духовный смысл понимания Москвы как Третьего Рима. После петербургского периода истории Российской империи, Государь стремился вернуть русское общество к духовным основам национального бытия.
Россия - Третий Рим
Почему же Государю так близка была эпоха Московского Царства? Об этом пишет архим. Константин: «Что касается русского человека, строившего Московское царство, то бытие его неотделимо было от спокойно-уверенного сознания того, что над ним ЕСТЬ Русский Православный Царь, исчерпывающее назначение жизни и деятельности которого: являть и хранить Православную Веру. А это и есть существо теории Третьяго Рима – применительно к Москве!»
Архим. Константин пишет о том, как созидалась великая Русская Держава: «Так росла и крепла Русь! Так создан был своеобразный монолит Московского Царства, крепкий не чем иным, как именно сознанием верноподданической преданности Царю, хранителю Веры – сознанием нерушимым, не угашаемым никаким бунтарством, не ослабляемым никаким благоденствием, не заглушаемым никакими скорбями и лишениями, не вытесняемым никакими успехами власти, не упраздняемым даже – это самое поразительное! – никаким бегством из под Царской власти! Верноподданническое казачество, рождавшееся в образе бегущей от московского тягла на безбрежные окраины «вольницы» и неизменно остававшееся великой строительной силой расширяющегося и тем самым эту вольницу к тяглу снова привлекающего Московского Царства, этот парадокс не имеет объяснения вразумительного вне идеи Третьего Рима, неистребимо вкорененной в самые недра русского сознания».
Царь-Мученик ясно чувствовал и осознавал, что Россия сможет благоденствовать, только вернувшись на свой исторический путь, к своему духовному идеалу, который первый Русский Царь Иоанн Васильевич Грозный и его воспитатель Святитель Макарий назвали Святой Русью.
«Помни, Россия, – восклицал в середине 19 века, в разгар Великих Реформ, в бытность его еще архимандритом, знаменитый церковно-православный проповедник, епископ Иоанн (Смоленский), – что в тот день, когда ты посягнешь на свою веру, ты посягнешь на свою жизнь».
В самые тяжелые дни Великой войны Государь стал Верховным Главнокомандующим, и весной 1917 г. наступление русских армий, по единодушному мнению и союзников и германских военачальников, должно было завершиться решительным успехом и скорой победой. Но подлая измена тех, кто должен быть опорой Трона, привела к свержению Государя и гибели Российской Империи. Изменники надеялись довести войну до победного конца и, избавившись от «проклятого самодержавия», соединиться с «просвещенной Европой». Но, как пишет архим. Константин, «теперь, с отказом от Царя, Россия отрекалась и от своей души». Изменникам победа нужна была, чтобы получать свои сверхприбыли в «свободной демократической стране». Но не так мыслил Государь. «Для уходящего Царя думы о России неотделимы были от исповедания Православной Веры: только под св. стягом Великомученика Георгия мыслил он победу! Не так уже думала и чувствовала Россия. Простившись с Царем, Россия прощалась и с верою отцов». Катастрофа была неизбежна: «Забыв о Царе, Россия забыла о войне, забыла о Родине, забыла и о Боге. «Россия» вообще перестала существовать как некая соборная личность. Осталась разсыпанная храмина, в которой не могло ничего сплотиться достаточно стойкого ни для защиты Царя, ни для защиты Бога, ни для защиты Родины».
Православная русскость - общность исторического послушания
О возможном восстановлении будущей России архим. Константин писал, обращаясь к русским людям, которым в результате страшного русского лихолетья пришлось оказаться на чужбине и «плакать на реках вавилонских» о потерянной Родине: «Великая Россия и Святая Русь! Святая Русь не что-то, могущее быть противупоставленным Великой России в плане возстановления России. Если «внутренний человек» испытал смерть – то и внешний обречен на тление. Если же «внутренний человек» охвачен страстями, одержим бесами, загнан в подсознание – спасение возможно и, следовательно, новая возможна жизнь. Возрождение России не есть возстановление учреждений и возвращение идей, какими жила Россия Николая II. Нельзя возстановить «русский суд», «русское земство», «русскую бюрократию» и т.д. Нельзя возстановить то многообразие культурной жизни, которым искрилась ушедшая Россия. Все ушло, разрушено, вымерло. Но если возвратится «внутренний человек» в опоганенное тело – покаянием омыв грех своего падения, не откроется ли тем возможность жизни обновленной России? Не освятится ли вновь оскверненное тело святостью духа, в него возвратившегося и его оживившего?»
Архим. Константин видел возможность возрождения России, только если русские люди возвратятся к православной русскости. А русскость он понимал как служение: «Это - общность несомого нами исторического послушания». Именно такая русскость, любовь к Святой Руси и явлена нам Святой Царственной Седмерицей. Именно такой тип святорусского человека воплотил подлинный Русский Царь-Мученик, завещая и всем нам любовь к исконно русскому укладу, культуре, истории. В этом нет никакого шовинизма, нет отсутствия христианской любви, в которой упрекают нас общечеловеки-уранополиты, призывая одинаково любить все человечество. Нет, такая любовь звучит и в словах еще одного представителя Святой Руси – Всероссийского пастыря святого праведного Иоанна Кронштадтского: "Русский человек, гордись тем, что ты русский! Россия – подножие Престола Божия на земле»". Эта любовь и запечатлена в словах Русского Архистратига Александра Васильевича Суворова: "Мы русские - какой восторг!" Это любовь к Русской земле - Дому Пресвятой Богородицы.
Архим. Константин Зайцев связывал с возвращением в жизни русских людей подвига православной русскости не только возрождение России, но и судьбы всего мира. Но об этом мы поговорим в следующий раз.
Комментарии
15.08.2018 - 09:17 Очень хорошая статья. За душу:
Очень хорошая статья. За душу берет. С нами бог!
20.08.2018 - 15:07 Пользователей, имеющих:
Пользователей, имеющих намерение оставить комментарий, просим учитывать, что поле «Ваше имя» предназначено для имени, а не для заголовков, части текста комментария, приколов, инициалов, электронных адресов, действительных или мечтательных самоидентификаций и пр. Не приветствуются нападки на Православие, провокации, «переход на личности», злоупотребление верхним регистром, пренебрежительное отношение к нормам русского языка, размещение рекламы и попытки оспорить политику модерации.
Добавить комментарий