Перейти к основному содержанию

16:22 20.05.2019

Царские подарки ко дню Победы

09.05.2019 15:21:38

Кажется, не надо объяснять, что за праздник мы отмечаем 9 мая. Многомиллионные общенародные марши «Бессмертного полка» по всей стране и даже за рубежом - лучшие подтверждение и гарантии тому, что память о всенародном подвиге надёжно хранится в сердцах потомков.

Победители из запаса

Но есть в этой победе очень важный и недооценённый вклад прошлых поколений и прежних правителей России, не доживших до победы. Например, последнего российского самодержца Николая Второго.

Взять хотя бы мало известный факт темпов прироста населения Российской Империи, которые при нём были рекордными – по 2 миллиона человек в год, когда Китай, что называется, просто отдыхал. И прибыль населения осуществлялась в основном за счёт русских, малороссов, белорусов. Согласитесь, что было бы странно отрицатьдемографический фактор победы, когда при страшных, исчислявшихсямиллионами потерях убитыхи оказавшихся в плену и на оккупированной территории людей, руководство страны и ВС практически всю войну не испытывало мобилизационных проблем.

С фактической потерей кадровой армии, «под ружьё» тогда были поставлены поколения людей, родившихся в России до октябрьского переворота 1917 года. В их числе оказался и мой дед Яков Арсеньевич Степанов 1916 года рождения, призванный из запаса в Красную Армию в ноябре 1941 года. Мало того, именно этому поколениюпрежде всего и принадлежит победа, ведь средний возраст воина - освободителя Европы и покорителя Берлина - 42 года. А самому «старому» солдату, родившемуся в стране Советов, в победном мае 1945 едва исполнилось 28 лет.

Хорошо известно, но не афишировалось, что и практически все наши маршалы победы:Георгий Жуков, Константин Рокоссовский, Иван Конев, Родион Малиновский и другие получили своей первый самый ценный боевой опыт,дослужившись до унтер-офицеров ещё в старой царской армии. А онанетолько не была побеждена немцами, но, накануне предательского февраля 1917-го (завершившегося позорным Брестским миром) фактически стояла на пороге другой, не менее великой победы. Которая так же должна была завершиться в Берлине.

Победные магистрали

Неоспоримым фактором вклада в Победу мая 1945 является и развитая железнодорожная инфраструктура страны, созданная в своей основе до 1917- го. К слову, в период правления Николая (с 1894 по 1917 гг.) сеть железных дорог увеличилась в 2,2 раза, а с 1917 по 1940 гг. лишь в 1,3 раза. Особую роль и значения сыграли, конечно, Транссибирская магистраль и Мурманская железная дорога.

Первая построена в рекордно сжатые сроки, соединив Дальний Восток с Центральной Россией, вторая проложена специально для военных нужд – приёма военных поставок союзников, в неимоверно трудных климатических и географических условиях Заполярья. Обе неоднократно побили мировые рекорды. Мурманская, длинною в 1500 километров, была построена всего за 20 месяцев, став к тому же самой северной в мире «железкой». Транссиб стал самой длинной в мире дорогой, протяженностью почти 10 тысяч километров.

Их значимость для переброски войск и грузов в условиях войны на выживание невозможно переоценить. Мурманская дорога, которую в советское время назвали Кировской, связывала Северо-Запад нашей страны с Мурманским портом, через который поддерживалась связь с союзниками. Сам порт и город, который изначально назывался Романов - на – Мурмане, был так же построен Николаем.

Сюда приходили техника, вооружение и продовольствие по ленд-лизу. С 1942 по 1945 годы в Мурманске было принято 36 конвоев. За все годы войны северные конвои доставили в СССР около четверти всех грузов. Мурманчане разгрузили и отправили на фронт свыше 2 миллионов тонн грузов: боевой техники, военных материалов, продовольствия, снаряжения. По Кировке велось непрерывное снабжение армий Карельского фронта. На предприятиях Мурманскаизготовили 1260 минометов, почти 100 тысяч мин, 190 тысяч гранат. А в блокадный Ленинград были отправлены несколько эшелонов с рыбой.

А вот что пишет по поводу роли Транссиба Валерий Хатюшин, главный редактор журнала «Молодая гвардия»: «Осенью 1941 года Сталин, в конце концов, поверил нашей разведке, что Япония не вступит в войну с СССР. И в десятидневный срок по Транссибирской магистрали была переброшена Дальневосточная армия вместе с вооружением и сибирскими резервами. Да, это именно она промаршировала по Красной площади на параде 7 ноября. Именно они, дальневосточники и сибиряки, отстояли Москву и отбросили немцев от столицы. Не будь Транссибирской железной дороги, в столь быстрый срок не удалось бы перебросить с Дальнего Востока к Москве войска и вооружение. И Москву пришлось бы сдать». Коротко, но ясно и по сути.

Царский флот на защите «колыбели революции»

Еще одним бесспорным, но стыдливо замалчиваемым фактом, стало участие «царских линкоров» в легендарной обороне Ленинграда и Севастополя.

После тяжёлого поражения нашего флота в ходе неудачной Русско-японской войне, Николаем в 1907 году принято решение возродить его в сжатые сроки. Были выделены деньги под грандиозную программувоенного судостроительства, которой к 1917 году предполагалось ввести в строй не менее 24 линкоров. Планам помешала, начавшаяся в 1914 году война, но даже в этих неблагоприятных условиях были построены и введены в строй 7 первоклассных кораблей.Участие в той войне они, к сожалению, из - за предательства и измены в т.ч. высшего военного командования так и не приняли.

До 1941 «дожили» только четыре линкора, причем новых кораблей такого класса Советский Союз так и не построил, хотя такие планы у Сталина имелись. Их вклад в оборону городов, ставших героями так же трудно переоценить. Вот как об одном из решающих эпизодов обороны города на Неве пишет публицист Василий Бойко-Великий: «Жители Санкт-Петербурга… знают, что немцы остановились во время Второй мировой войны на равнине перед Ленинградом. Никаких рубежей, которые могли бы остановить…, не было. Не было речки, оврага, возвышенности. Пулковские высоты немцы взяли.

Непонятно, что их остановило на этой равнине после Пулковских высот до Ленинграда. Загадка такая… Выясняется… что немцы остановились ровно по той линии, которую достигала крупнокалиберная артиллерия царских линкоров…Созданные по программе царя Николая II вошли в Неву, встали на якоря и своей артиллерией били по наступающим немцам и ровно до того момента, как снаряды достигали немецких позиций, ровно там они остановились, дальше они не смогли пройти».

Вторит ему Леонид Амирханов – историк флота и военной фортификации: «Среди канонады выделяется гром выстрелов орудий главного калибра линкоров «Марат» (бывший «Петропавловск») и «Октябрьская революция» (бывший «Гангут»). Снаряды весом полтонны накрывали позиции противника в радиусе до 30 км». Поддержали их и дальнобойные орудия Кронштадтской крепости, береговой артиллерии, созданныеи вооруженные так же еще царями.

Непробиваемые батареи

Тяжёлая ситуация складывалась и в Крыму. Враг стремился захватить главную базу Черноморского флота. Но здесь на защиту города встал линкор «Парижская коммуна» (по иронии судьбы носивший ранее гордое имя «Севастополь») и две батареи:30-я и 35-я, построенные так же Николаем. Во многом благодаря им город надолго превратился в непреступную для врага крепость.Это подтверждает сотрудник севастопольского музея «30-я батарея» Дмитрий Стогний: «…Это те самые 12-дюймовые орудия линкоров-дредноутов российского императорского флота. Один ствол принадлежал черноморскому линкору «Императрица Екатерина Великая», изготовлен в 1914 году, а два других – с балтийского линкора «Гангут», изготовлены в 1916 и 1917 годах. Снятые с них башни главного калибра до конца века охраняли Ленинград, Севастополь, Владивосток, а легендарная 30-я батарея несёт службу до сих пор».

Именно район занимаемой 35-й батареейв июне-июле 1942 года стал последним плацдармом героической обороны города для оставшихся его защитников.Колоссальное сооружение, уходящее в землю на 27 метров, могло выдержать попадание трёх 2-тонных авиабомб в одну точку и было защищено от проникновения всех видов отравляющих веществ. Для сооружения батареи потребовалось больше бетона, чем для строительства ДнепроГЭС. Гигантские штольни уходят на глубину 10-этажного дома, целый город с лазаретами, командными пунктами, электростанцией. Его не могли уничтожить несколько гитлеровских батарей, гаубиц и мортир, хотяна 1 кв. метр оборонных линий сброшено более тонны снарядов и авиабомб.

Именно для борьбы с орудиями 35-й батареи немцы доставили под Севастополь знаменитую суперпушку «Дора» калибра 800 мм.Нигде и никогда более неприятель не использовал такую мощь артиллерии. Защитники города держали оборону больше 250-ти днейи ночей, поставив еще один своеобразный мировой рекорд.Такой осады не выдерживала ни одна крепость мира. И только в июле 1942 года Севастополь был оставлен советскими войсками по приказу из Москвы. Оккупанты потеряли здесь около 300 тысяч своих солдат и офицеров.

На земле, в небесах и на море…

Внесла свой более скромный вклад в победу и царская сухопутная артиллерия. Как пишет магистр истории Андрей Борисюк – автор книги «История России, которую приказали забыть», свыше 30% состоявших в 1941 году на вооружении Красной Армии орудий,были произведеныдо 1917 года и впоследствии лишь модернизированы. Самые массовые из них: 122-мм гаубица образца 1910/30 года (5,7 тысяч штук), 152-мм гаубица образца 1909/30 года (2,6 тысяч штук). Кроме того,около 1000 штук 76-мм горныхпушек образца 1909 года, обошедшихся без модернизации.А крупнейшим калибром Советской сухопутной артиллерии времен войны с гитлеровской Германией стали 305-мм гаубицы, образца 1915 года, которые состояли на вооружении Красной Армии в артдивизионах особой мощности.

Нельзя не вспомнить и основную штатную боевую единицу стрелкового оружия Красной Армии – винтовку системы Мосина образца 1892/30 г.,с которой наши предки прошли три войны. До 1917 года их было произведено и закуплено свыше 5 миллионов, но производство удачного оружия продолжалось и после. Винтовка долгое время находилась на вооружении армий и спецслужб более, чем 20 стран. Удачным был признан и пулемёт Максима, принятый на вооружение ещё в царской армии. Он оставался основным станковым пулемётом и в Красной Армии до завершения войны.

В своей основе не только флот, но и орудия, стрелковое вооружение, боеприпасы, как и авиация, авто и бронетехника производились на заводах царской России, которые так же успешно работали на победу и в Великой Отечественной войне. Индустриализация Николая Второго не только не уступала, но во многом и превосходила по темпам даже сталинский период. Только на Донбассе за время правления Николая Второго было запущено семь крупнейших металлургических заводов. На «оборонку» так же работали царские заводы Тулы, Ижевска, Воткинска, Коврова, Петрограда, Москвы, Коломны, Нижнего Новгорода, Перми, Царицына (Сталинграда), Твери, Ярославля, Казани, Самары, Урала и Закавказья. Не считая оборонных предприятий, оказавшихся на оккупированной врагом территории.

Наконец, нельзя забыть огромный моральный, даже духовный вклад в Победу, который дал советскому правительству царский опыт ведения Первой Мировой войны(она, к слову, и именовалась тогда Второй или Великой Отечественной). Оттуда же пришли в Красную армию в 1943 году царская форма с погонами, была возвращена во многом сохранившая свои элементы наградная система (например, полководческий орден Александра Невского или аналог солдатского Георгия - орден Славы на георгиевской ленте).

Сама идея Ставки Верховного – как главного органа управления воюющей страной, была тоже заимствована у Николая. Впрочем, как и хорошо известные лозунги той поры, например, «Всё для фронта, всё для победы!», великолепные песни, получившие второе рождение, как «Вставай, страна огромная!», слова к которой были написаны фактически ещё в 1916 году.

Уместно вспомнить возвращение в строй по призыву Сталина национальных героев и великих полководцев и флотоводцев России: князей Александра Невского, Дмитрия Донского, Дмитрия Пожарского, Александра Суворова, Михаила Кутузова, адмиралов Фёдора Ушакова, Павла Нахимова, которые вдохновляли Русскую армию ещё в 1914 году. Сюда же следует отнести допуск (хотя и ограниченный) в войска священников, молебны перед иконами на Волге и под Кенигсбергом или облёт с ними Москвы – всё это возвращение к нашим духовным корням и традициям.

Поэтому вывод напрашивается такой: справедливо, чтобы 9 мая, отмечая день Победы над Германией, мы вспоминали и тех, кто внес неоценимый вклад в общее дело. В их числе не только оболганный государь, но и целое поколение людей, лишенных права завершить войну в Берлине на 38 лет раньше.

                                                                       Роман Илющенко, подполковник запаса

Комментарии

пт, 05/10/2019 - 17:32 :

Да, интересно... Вездесущий Бог-Дух Святой всегда рядом, миллионы людей, живых и усопших, связанных теснейшими узами любви тоже, икона...
А если еще в сердце каждого простая, краткая и понятная мысленнная молитовка-надежда о спасении, милосердии и помощи Божией.?!
И в отношении к себе, и к близким, и к душам погибших... Хоть бы одна...
*
Да это будет /а может уже есть?/ самый НАСТОЯЩИЙ, ЖИВОЙ ХРАМ... Нет?
И КАКОЙ?!

пн, 05/13/2019 - 12:39 :

О какой победе над немцами при временном правительстве можно говорить? Сдали Польшу, Прибалтику, Галицию. Армия и флот пребывали в стадии разложения, матросы убивали офицеров! Командование такое же бестолковое как и в 1941 году. Воровство на поставках в армию достигло невиданных размеров. Итог октябрь 1917 года!

пн, 05/13/2019 - 14:33 :

Про заслуги Николая, не несите чушь, давайте Петра 1 с Рюриком на 9 мая. Откровенное притягивание за уши ю Романова к дню победы. Заслуги у него есть только не про День победы, да проблем он Росси принес достаточно. Вообщем есть подходящие основания чествуйте Николая или их просто нет вот и притягиваете.

вт, 05/14/2019 - 09:52 :

А что случилось с Австро-Венгрией, Германской империей в 1918 году? А с османской в 1922? Верно - они распались и война в этом сыграла не последнюю роль. Россия могла их победить, но у народа не хватило терпения, сдали власть большевикам, а они разбазарили территорию.

вт, 05/14/2019 - 10:21 :

Действительно, о какой победе при Временном правительстве можно говорить? Все разложили, армию, флот, проворовались. Промышленники в тылу наживались на военных поставках, жирели, просаживали деньги по ресторанам на глазах у простого народа.Как писал поэт:"Вам, проживающим за оргией оргию,
имеющим ванную и теплый клозет!
Как вам не стыдно о представленных к Георгию
вычитывать из столбцов газет?!
Знаете ли вы, бездарные, многие,
думающие, нажраться лучше как, —
может быть, сейчас бомбой ноги
выдрало у Петрова поручика?..
Если б он, приведенный на убой,
вдруг увидел, израненный,
как вы измазанной в котлете губой
похотливо напеваете Северянина!
Вам ли, любящим баб да блюда,
жизнь отдавать в угоду?!..." А что касается железных дорог, так никто не говорит, что это были одноколейки, т.е. одна полоса. А советский народ сделал их двухколейками, т.е. получается удвоил построенные при царе дороги.По ним стало возможным пускать поезда сразу в противоположных направлениях. И даже увеличил их протяженность в 1.3 раза. Вот как-то так.

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и абзацы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Простите, это проверка, что вы человек, а не робот.
Рейтинг@Mail.ru Яндекс тИЦ Каталог Православное Христианство.Ру Электронное периодическое издание «Радонеж.ру» Свидетельство о регистрации от 12.02.2009 Эл № ФС 77-35297 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций. Копирование материалов сайта возможно только с указанием адреса источника 2016 © «Радонеж.ру» Адрес: 115326, г. Москва, ул. Пятницкая, д. 25 Тел.: (495) 772 79 61, тел./факс: (495) 959 44 45 E-mail: [email protected]

Дорогие братья и сестры, радио и газета «Радонеж» существуют исключительно благодаря вашей поддержке! Помощь

-
+