Перейти к основному содержанию

04:09 08.12.2021

Праздник нашего кино

11.11.2015 12:16:27

Праздник нашего кино

Уже очень скоро, 22 ноября начнется юбилейный,  XХ Международный фестиваль кино и телепрограмм «РАДОНЕЖ», который  пройдет в Москве с 22 по 26 ноября 2015 года в Доме кино Союза кинематографистов РФ. В адрес отборочной  комиссии поступило более двухсот фильмов и телепрограмм.

Сегодня мы не будем говорить о трудной и одновременно радостной работе отборочной комиссии, членов жюри. По окончании фестиваля они расскажут об этом сами. Поговорим о фильмах. Ведь в адрес к/ф «Радонеж» приходят особые фильмы. Каждый год мы ждем их с нетерпением. В наше время, когда всеми способами и по всем каналам (не только ТВ) размываются традиционные нравственные ценности, эти фильмы вновь и вновь утверждают их. Авторы этих фильмов, во-первых, нравственно сильные, потом уже талантливые люди. Это – проповедники.  Для нецерковных людей эти фильмы утверждают примат добра и правды. Причем, не абстрактно, а в сегодняшнем мире, сейчас. Отвечают на вопрос, как жить сейчас. Говорят и конкретным примером, и аналогией, и притчей…  Для верующих, церковных людей всегда актуально – укрепление в вере. Ибо все мы, и объективно и субъективно – маловеры. С готовностью признаем это и ищем светочей, которые укрепили бы нас в вере. Фестивальные фильмы дают эту пищу. Если бы это было не так, залы Дома кино во время фестиваля не были бы заполнены с утра до вечера.

Накануне фестиваля хотелось бы навскидку рассказать о некоторых фильмах, которые автору этих строк попали в руки и, что называется, запали в душу. Первым я назову фильм совсем не религиозный, который, однако, даст много пищи для сердца и ума всем нашим зрителям.

Двадцатипятиминутный игровой фильм Анны Гороян «Доктор», основанный на реальных событиях, показывает нам эпизод последней чеченской войны. Некий молодой врач-хирург (играет беспроигрышный Кирилл Кяро) врачует раненого боевика. Те же боевики уговаривают его «уезжать», ибо завтра здесь –«начнется», завтра здесь будет «каша»…Говорят, что на рассвете за ним приедет машина. Доктор молчит. В это время за ним приезжает русский  капитан («федерал») и говорит, что надо «подштопать» наших ребят. Доктор уезжает с капитаном, который по дороге упрекает его в том, что он лечит тех, кто стреляет в наших ребят. Доктор молчит и «штопает» раненых русских солдат… Между тем наш капитан задает ему тот же вопрос: «Почему ты не уезжаешь отсюда?». В ответ слышит от доктора: «А ты почему не уезжаешь?»

«И вот наступает «завтра», напряженнейшая перестрелка, когда на одной  стороне  улицы укрепились боевики, на другой «федералы». И вот, на эту улицу, где уже свистели пули, спокойно вышел доктор. И обычным шагом пошел себе… Шок! Первым не поверил увиденному русский капитан: «Не стрелять!». Через минуту его увидел чеченский «капитан»: «Не стрелять!»… Этот доктор-полпред жизни, равно близкий и тем и другим, остановил войну. М. б. на полчаса, но он ее остановил. И ведь о чем-то все они думали в это время!

****

В адрес к/ф «Радонеж» приходят фильмы, с тех или иных позиций осмысливающие великую русскую трагедию 1917 года. Взрыв, крушение вековых традиций, уклада жизни… Всего того, что мы по крупицам собираем, силясь понять: почему же, за что?.. О дореволюционных «родословиях» и говорить-то стали не так давно. И вот, за такую непростую работу взялся замечательный режиссер Никита Воронов («Часы и годы»). Он проследил свой род от прадеда Петра Валфоломеевича, члена городской управы Винницы, который купил в Москве в 1909 году своим взрослеющим сыновьям  золотые карманные часы с именными вензелями. Вот одни-то часы из этой пары и держит в руках режиссер.

Фильм бережно ностальгичен, талантливо выстроен. А часы эти (отсюда и название – «Часы и годы») сыграли воистину мистическую роль как в истории семьи, так и их владельца – деда режиссера. Они вернулись к нему в конце жизни и остановились неожиданно за день до его смерти. Через такую русскую, такую трудную, такую трагическую историю семьи проступает  такая же история страны. Мы жадно всматривается в съемки московских улиц 1909 г., в желании прокрутить историю заново, без 17-го года. А если бы… а если бы… Такие истории, такие родословия воскрешать в народной памяти надо. Тем самым мы восстанавливаем себя, восстанавливаем естественный ход отечественной истории. Не у всех это получится так талантливо, как у Никиты Воронова. Это, можно сказать, «лебединая песня» автора: сдав фильм на конкурс «Радонежа», он умер, войдя еще живым в родословие своей семьи.

*****

Фильм «Два Андрея» Галины Адамович (студия Иоанна Воина, Беларусь), сразу можно сказать, будет безусловно востребован нашей православной аудиторией. Московской аудиторией – однозначно. Это фильм о двух известных современных батюшках, любимых не только своей паствой, но и далеко, далеко за… Речь идет о прот. Андрее Лемешонке, духовнике Минской епархии, духовнике и строителе известного Свято-Елисаветинского женского монастыря (Минск). В его ведении и студия Иоанна Воина, фильмы которой прекрасно знает аудитория к/ф «Радонеж». Еще один Андрей - протоиерей Андрей Логвинов, клирик Костромского храма во имя святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова, член Союза писателей, член союза журналистов. Батюшка-поэт.

Из фильма мы узнаем невероятное: оба Андрея пришли к вере и крестились – взрослыми, а потом даже привели к вере и крестили своих родителей. Они давно и хорошо знакомы, часто встречаются, вместе служат к утешению и вдохновению своих паств. А главное: мы получаем опыт живого горения веры. Особенно после этих слов о. Андрея Лемешонка к пастве: «Поймите, нам все надо начинать сначала, мы – в самом начале пути…». И это из недавней проповеди, когда он уже построил и монастырь, и мужское подворье для бывших алкоголиков, и ту же известную на весь крещеный мир киностудию…

*****

Фильм Анастасии Галкиной « БРАТСТВО». Полное название: «Казанская духовная семинария. Вера. Познание. Братство» длится менее 7 минут. Это конечно, авангард  нашего духовного кино: смело доведенный до символизма «разговор» семинаристов  о познании себя, своей молодой духовной природы, своей греховности. А грех, как всегда, приходит исподволь… Какие чистые, одухотворенные юноши-семинаристы поют в классе псалмы… Но вот один из них, одиноко стоит у книжного стеллажа, читает наверное древний трактат. В этот момент из книги выпадает 1000-рублеая купюра. Он медленно наклоняется, чтобы поднять ее… И видит в это время свою руку в перстнях. Другой семинарист во время спортивных занятий бросает мяч не в баскетбольную корзину, а в своего товарища. При этом вместо мяча мыслит в своей руке камень…Но вот весь семинаристский класс из 12 человек выходит в город (за ограду, в мир), шествует по центральной улице мимо богатых витрин… И один за другим впадают в грех. Пока что – в мыслях. Вот они остановились в некоем недостроенном помещении. Напротив стояли их двойники, порабощенные тем или иным грехом. Долго рассматривают свое падение. Наконец вся группа решительно делает шаг вперед. Наступает. Что наверное символизирует решимость победить грех. Хорошо.

*****

«Три песни о жемчужине». Реж. Екатерина Цветкова. Об этом фильме я сказала бы так. Если бы у меня была возможность представить некой аудитории минимальное количество фильмов к/ф «Радонеж», этот фильм я включила бы обязательно. Фильм рассказывает о возникновении Сергиевского института в Париже. По благословению патриарха Тихона митрополит Евлогий  стал искать место для церкви.  Нашли старую протестантскую кирху. Торги были назначены на день преподобного Сергия. И вот первое чудо: денег на первый взнос хватило! К преподобному Сергию здесь относятся как к живому ходатаю перед Богом о русских.  Это редкий фильм о вере, о жемчужине веры, о России, неизбывной тоске по ней, которую помогает преодолеть только вера. Этот фильм надо смотреть для укрепления собственной веры, когда она ослабевает. Фильм поэтичный и библейский. Кроме сказания о жемчужине (вере) с определенной периодичностью в кадре появляется  пастух (пастырь), который ведет в конце дня стадо: «Домой! Домой, родные!» В дом Отца. Замечательный фильм, который был бы невозможен без веры, постоянного поиска веры самих  авторов.

*****

Европейский центр исторического кино и Российское военно-историческое общество представили на кинофестиваль  фильм Игоря Калядина  «Непобежденный гарнизон». Обойти его вниманием никак нельзя. Более того, говорить правду о забытой Великой, Первой Мировой войне нужно именно такими фильмами. Отрадно, что военно-историческое общество занято такой работой. Фильм говорит о героической обороне крепости Осовец, находившейся на западных рубежах Империи, в Польше в 1915 г. Шесть с половиной месяцев «германцы»  безуспешно осаждали крепость, потом наконец 6 августа 1915 г. варварски предприняли газовую атаку. Результат был неожиданным и ошеломляющим: умирающие защитники крепости, харкающие кровью, устремились на врага с таким порывом, что немцы, оставив свои позиции, бежали. Эту атаку назвали позже «атакой мертвецов». А тут неожиданно и ветер переменился: газовое облако накрыло убегающую немецкую армию.

Крепость Осовец была  взорвана в конце августа 1915 г. Положение на фронтах сложилось так, что дальнейшая ее оборона не имела смысла. Комендант крепости генерал Николай  Бжазовский, собрал в последний раз гарнизон, чтобы  объявить всем «спасибо и низкий земной поклон»:  «Спи же мирно не знавшая поражений крепость!».

Героизм и высокий дух защитников крепости порождал легенды, которые  в 20-е годы публиковались в польской прессе. Такова легенда «о забытом часовом». Во время взрыва его случайно завалили свои же. Каким-то образом он сумел прожить там несколько лет. Когда его откопали и вошли в затворенную дверь с лампой, то услышали: «Стой, кто идет!».

Эту легенду охотно рассказывают польские гиды  в туристическом комплексе Осовец, весь персонал которого одет в форму царской армии. А польские историки, выступающие в фильме, даже горды своей причастностью к временам славы Империи. И, что самое интересное, всерьез верят в легенду «о забытом часовом». Этот фильм надо бы показывать школьникам.

****

В этой же связи следует упомянуть анимационный фильм

 «Про солдата»  (студия А. Татарского). Это также фильм-сказание, фильм-легенда про солдата, которому доверено доставить императрице донесение о взятии крепости Исмаил. Ревностному служивому  в этом важном деле помогает даже  сама природа: даже раки и мыши. И солдату они не дают утонуть, и пакет берегут – тоже служат Родине.

****

Еще один фильм о солдатах, который так и называется «Солдаты наши меньшие», реж. Татьяна Мирошник. Его представили Центр национального фильма и Российское военно-историческое общество. Это действительно солдаты, ибо речь идет о служебных лошадях, собаках, голубях и даже оленях и верблюдах, воевавших  во время ВОВ. Этим солдатам, служившим почтальонами (голуби), подрывниками танков (собаки) установлены даже памятники. А вот со служебными верблюдами, дошедшими до Берлина, произошла такая история. За ненадобностью их постановили – пустить на мясо. Но солдаты возмутились: как же так, они ведь тоже служили! И верблюдов отдали в берлинский зоопарк, где началась их мирная жизнь.

*****

«Дух в движении». София Гевейлер. Официальный фильм ХI зимних параолимпийских игр в Сочи в 2014 г. Об этом фильме можно сказать так: Это уже – совсем всерьез. Параолимпиада прошла в Сочи недавно, в прошлом году. Не у всех хватало мужества даже смотреть ее по ТВ. Создатели фильма на конкретных примерах показали невероятную силу духа  спортсменов с ограниченными физическими  возможностями. Неверующих среди них – нет. Они поразительно любят жизнь, ценят ее. Эти примеры посрамляют нас, «нормальных» людей, которые без причины предаются унынию и не умеют понять и принять бесценного Божьего дара – жизни. Когда смотришь на этот красочный праздник, который подарили параолимпийцам устроители, мысль одна: вот  это действительно по- христиански.

*****

Постоянный автор кинофестиваля «Радонеж», который практически ежегодно радует нас своими работами, Валерий Тимощенко, представил фильм  «Не стреляйте в оператора». Это фильм об, увы, нескончаемых «горячих точках» на территории постсоветского пространства от Чечни и Осетии до Донецка и Луганска. О непростой и такой необходимой, разумеется, требующей мужества профессии оператора. Так и хочется сказать – военного оператора.

*****

Наконец, всеми нами любимые, всегда беспроигрышные, фильмы-паломничества. Сразу три фильма приглашают нас на Святую Землю. Это фильм Александра Крутова  «Тайна семи городов и церквей Апокалипсиса». Паломничество на Хеврон - «И был вечер, и было утро», реж. Сергей Кухарук,  и фильм В. Орехова  об апостоле Павле «Тринадцатый».  Фильмы возвращают нас  в самое начало, к истокам нашей веры, к новым прочтениям библейских событий, ко всему тому, о чем мы готовы слушать и смотреть – бесконечно.

*****

Хотелось бы обратить внимание читателей, потенциальных зрителей и участников кинофестиваля «Радонеж» на радостную особенность нынешнего, ХХ-го, юбилейного фестиваля. У нас будет возможность ретроспективного просмотра лучших фильмов прошлых лет. Не пропустите! До встречи в Доме кино на Васильевской, 13!

Дорогие братья и сестры! Мы существуем исключительно на ваши пожертвования. Поддержите нас! Перевод картой:

Другие способы платежа:      

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и абзацы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Простите, это проверка, что вы человек, а не робот.
Рейтинг@Mail.ru Яндекс тИЦКаталог Православное Христианство.Ру Электронное периодическое издание «Радонеж.ру» Свидетельство о регистрации от 12.02.2009 Эл № ФС 77-35297 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций. Копирование материалов сайта возможно только с указанием адреса источника 2016 © «Радонеж.ру» Адрес: 115326, г. Москва, ул. Пятницкая, д. 25 Тел.: (495) 772 79 61, тел./факс: (495) 959 44 45 E-mail: [email protected]

Дорогие братья и сестры, радио и газета «Радонеж» существуют исключительно благодаря вашей поддержке! Помощь

-
+