05.06.2017 07:37:50
Светлана Коппел-Ковтун
Наш Творец — Поэт*, принять в себя Его Дух — значит стать поэтом. А что наиболее характерно для поэта? Послушание, вслушивание... Поэт не отсебятину несёт, а то, что услышал, то, что получено в дар — от слышания.
«Не бойтесь вашего недостоинства: Дух Святой обновит вас. Не бойтесь вашей слабости: Дух Святой укрепит вас. Ничего не бойтесь, только желайте искренно, от всей души, чтобы Дух Святой сошёл на вас, – и Он непременно сойдёт. Молитесь, ожидайте Святого Духа в простоте сердца – и Он сойдёт на вас» (прот. Родион Путятин). «Ибо мы Им живём и движемся и существуем, как и некоторые из ваших стихотворцев говорили: „мы Его и род“» (Деян. 17:28). «А вы не называйтесь учителями, ибо один у вас Учитель – Христос» (Мф. 23:8).
Мыслепилюля
Первый вариант формулировки той или иной мысли, пришедший по вдохновению, в ответ на вопрошание, всегда целостен и точен (поэтичен). Силы уходят лишь на подбор слов, соответствующих воспринимаемому силовому полю — потоку, но слова сами спешат встать на своё место. Это — поэзия, хоть и не стихи.
Если происходит потеря по каким-то техническим причинам уже готового текста, эта потеря невосполнима. Повторно мысль не формируется сама, повторно оформляю её в слова я, и это уже не волшебная словесная пилюля, а просто текст. Дважды одна и та же мысль сама не формулируется. Она поймана сознанием, но путь к ней не восстановим. Полутона, по которым строилась формула, я не могу повторить. Первая формула формировалась в поле моего вопрошания, вторая — писалась тем, кто уже знает (вот в чём суть сократовского незнания). Первый вариант всегда — мыслепилюля (содержит в себе целое — голографический принцип), второй — просто текст (уже не целое, а часть, фрагмент, грань), более или менее гармонично скомпонованный из остатков пойманного смысла. Целое лечит — исцеляет.
Роза
Необходим поток. Он льётся сверху, словно кто-то выливает на голову вёдра воды — одно за другим, снова и снова. Это река, льющаяся прямо с неба. Это поток света, озаряющий, пронизывающий всё, с чем соприкасается. Наверное так чувствуют себя провода, по которым бежит ток — под напряжением.
Поток приносит лепестки. Много лепестков, которые заряжены тяготением друг к другу и потому складываются в розу. Сами! Каждый лепесток знает надлежащее ему место и занимает его неспешно, тихим, плавным, уверенным движением. Он занимает его не из нужды — из радости, потому что ему хорошо быть в общем хороводе-круговороте. Кажется, само бытие слоями-лепестками сворачивается и укладывается в розовый бутон. Формируется роза.
Авторская роза. Потому что автор — причина потока. Он адресат струящегося потока лепестков, которых он не вызывал и не просил, которые пришли к нему сами.
Роза формируется в руках автора чудным, непостижимым образом. Он, как пришибленный, наблюдает за этим чудодействием, участвуя в нём разве только радостью своего сердца. Быть может его радость сродни радости лепестков, созидающей розу.
Он держит в руках своё творение — произведение радости — и не перестаёт течь в потоке лепестков. Всякий, кто возьмёт в руки дивный цветок, ощутит в себе тот же ток, связующий воедино автора, розу и случайного встречного, которому приглянулась роза. Шлейф её аромата привяжет всех троих друг к другу крепче каната, проникнет в душу встречного, бросив внутрь хотя бы горсть лепестков, чтобы его душа получила надежду когда-нибудь превратиться в благоухающий розарий.
Поэтический ответ приходит для всех
Поэтический ответ приходит для всех — кто способен его услышать. И главное в нём — сок жизни, огонь, приобщение к той грани жизни, о которой он говорит. И приобщаются те, для кого это актуально, т.е. жизненно необходимо.
Поэтический ответ всегда единственный
Поэтический ответ всегда единственный. Он не приходит повторно без реального вопрошания, а реальное, бытийное, вопрошание всегда единично, ибо исчезает после получения ответа. Хула на Духа Святого — это игнорирование, попрание поэтического ответа, когда тебе дано знать, но ты игнорируешь это знание и действуешь по-своему ветхому разумению.
«Аристотель сравнивает ум со светом... Это мышление, по самой своей природе точно и безошибочно обращённое к сердцевине своего объекта; следовательно, нечто такое, что, действуя самостоятельно, оборачивает человека лицом ко всем вещам, даже самым далёким, раскрывая за преходящими впечатлениями жизни их истинный облик и суть» (Хавьер Субири. Сократ и греческая мудрость).
Объёмное и плоское мышление
Поэтическое видение объёмно, а что такое плоское мышление проще всего понять на примере шара. Можно сказать, что истина — это шар, поверхность которого утыкана точками зрения (предмет рассмотрения тогда — в центре шара). Если человек рассматривает проблему или предмет с одной точки — он видит не предмет, а его проекцию на свою точку (т.е. ничего толком не видит). Чем шире кругозор, чем больше высота и глубина взгляда, тем точнее проекция. Объёмное мышление предполагает, что вы видите предмет с разных, не укладывающихся в одну плоскость, точек зрения. Чем больше точек зрения вы учитываете при формировании своего мнения, тем она ближе к истине.
И вполне может быть такой набор точек, который формирует объёмное представление, по которому несложно воссоздать и весь предмет целиком. Целостным видением, моментальным схватыванием предмета, обладают поэты. Искра — это проблеск, одномоментное видение шара (огненная суть вещи).
* Древние греки, как и мы, называли Бога ὁ Ποιητής (poiētēs), в переводе на русский — Творец. Символ веры начинается словами: «Верую во единаго Бога Отца, Вседержителя, Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым», где слово «Творец» — это практически то же самое слово, что и русское «поэт».
Добавить комментарий