30.06.2015 08:42:26
Кульков Сергей Андреевич
Слушать: http://radonezh.ru/radio/2015/06/11/20-17.html
Е.Никифорров: - Сегодня мы будем говорить о православном образовании. Мои собеседники – это Кирилл Ларин и Константин Пряхин – выпускники нашей гимназии, т.е. 20 лет назад вот эти два замечательных молодых человека закончили православную гимназию «Радонеж».
- Костя, прошло уже 20 лет, уже накоплен большой жизненный опыт и гимназия – уже не самое главное событие в жизни, вместе с тем, школа всегда накладывает определенный отпечаток на душу человека, закладывает некий фундамент. Какую роль сыграла вот эта школа в Вашей жизни?
К.П.: - Там подобрался по духу очень хороший коллектив одноклассников, я учился в трех школах, но именно с ними мы остались друзьями. И главное, хотя у меня родители верующие, но если бы я не учился в гимназии, наверное, сложно было бы остаться православным.
Е.Н.: - Вот это для меня любопытно, потому что всегда ты для нас был мальчиком, у которого, казалось, у самого сердце было верующим, нет?
К.П.: - Да я, честно говоря, крестился прямо перед приемом в гимназию, в 11 лет, поэтому я считаю, что гимназия все-таки дала нам такой стержень.
Е.Н.: - А как? Чем?
К. П.: - У нас там были такие предметы, как Закон Божий, Литургика…
Е.Н.: - Т.е. ты считаешь, что все-таки через саму систему предметов?
К.П.: - Да не только, у нас была и внеклассная активность большая – это и поездки в Оптину Пустынь, лагеря, все вместе и сыграло такую роль.
Е.Н.: - А сейчас кто ты по профессии?
К.П.: - Летчик гражданской авиации.
Е.Н.: - Т.е. прямо после гимназии в небо устремился?
К.П.: - Нет… Долгий путь я прошел, у меня была мечта в юности, но я об этом никому не говорил. Уже будучи человеком взрослым, получив юридическое образование, пошел в аэроклуб, потихоньку-потихоньку, сам не зная, что можно стать профессиональным летчиком, пошел-пошел-пошел, и обстоятельства сложились таким образом, что была нехватка летчиков, разрешили людей брать с аэроклубов, я закончил Ульяновское летное училище, и вот, с Божией помощью, сейчас я работаю пилотом.
К.Л.: - Надо сказать, что в это время ты же углем торговал. Костя был коммерческим директором, который продавал составы угля. Он скромничает, но добился-то он в бизнесе серьезных успехов. Поэтому для нас это был шок, когда он пришел и сказал: «Я – пилот!».
Е.Н.: - Кирилл, а у тебя как складывалась судьба после школы?
К.Л.: - Я тоже получил юридическое образование, но юристом работал очень ограниченный период времени, а больше времени посвящал предпринимательской деятельности, поработал я в разных местах – и в спорте, и в мюзикле «Норд-Ост», я был коммерческим директором в ныне печально знаменитом «Норд-Осте», потом несколько лет я работал в городе Сочи и в Краснодарском крае, сейчас работаю сам на себя, создал свою компанию.
Е.Н.: - Какой след в душе оставила гимназия? Полезно ли это было потом в работе? Какую роль сыграла гимназия в становлении тебя как человека?
К.Л.: - Для меня гимназия – это такая абсолютно особая история… Для меня гимназия – это базовая основа, к которой ты постоянно возвращаешься, т.е. свои поступки, мысли ты постоянно сравниваешь с каким-то опытом, вот гимназия – это как раз тот самый ценностный для меня императив, ценностная система координат. Причем не обязательно только православная, это и образовательная, и система координат общения между людьми, потому что до сих пор все одноклассники общаемся.
Е.Н.: - Меня тоже удивило, что на празднование 20-летия вашего выпуска собрался практически весь класс. Вы и до этого поддерживали отношения или это было спонтанное решение?
К.Л.: - У нас есть компания, которая поддерживает отношения регулярно, т.е. раз в квартал мы встречаемся. А здесь 20-летие выпуска – мы просто назначили дату, время и все собрались, никто никого не уговаривал, т.е. у всех был призыв прийти, увидеться, потому что мы все – близкие люди.
Е.Н.: - А что вас сближает?
К.Л.: - На мой взгляд, мне кажется, это как однополчане. Когда люди в армии и вот здесь тоже самое. Мы можем кто-то кому-то нравиться – не нравиться, но мы вот такая большая семья, плечо к плечу, большая семья – и это ценно, вот поэтому мы все и прилетели на этот огонек.
Е.Н.: - Костя, ты разделяешь это мнение?
К.П.: - Когда мы поступали, с нами проводили собеседование, все-таки нас тогда в 1991 году как-то подбирали, отбирали, как-то неспроста это было… Значит таких подобрали.
Е.Н.: - Кирилл, для Кости, похоже, гимназия прежде всего дала ценностную ориентацию. Но, мне кажется, что гимназия дает и неплохое образование…Само образование помогло?
К.Л.: - Я думаю, что нужно судить по результатам. У нас выпускники действительно стали достойными людьми – и госслужащие, и успешные коммерсанты, и летчики, и дипломаты…
Е.Н.: - Но все-таки школа заложила что-то особенное?
К.Л.: - Очень важный момент – нас окружали личности, нас окружали такие мощные столпы. Я до сих пор вспоминаю Андрея Валентиновича Полонского, Максима Леонардовича Шевченко и таких преподавателей было очень много. Нельзя не отметить нашего замечательного «Зевса» – Евгения Андреевича Авдеенко. Античная культура. Я до сих пор помню первый гекзаметр Иллиады: «…гнев, о богиня, воспой Ахиллеса, Пелеева сына….». Уже прошло, простите, 25 лет, думаю, в могилу буду уходить, а про себя читать эти строки. Я до III курса в институте, честно говоря, шел как на парашюте после школы, на знаниях, которые получил в гимназии, базы хватало за глаза. На юрфаке полгода читается латинский язык, и с преподавателем латинского языка на первом же занятии мы установили партнерские взаимоотношения, он вообще перестал ко мне обращаться, после того как я в паре мест его поправил…
Образование великолепное, но помимо образования, я хотел бы сказать, что в гимназии создают какую-то очень правильную систему координат внутри тебя, и вот эта система координат потом помогает очень сильно двигаться по жизни. Очень важно, когда у тебя есть возможность принимать выбор в четкой системе координат, для меня это было самое главное в гимназии. Личности, которых я видел, у которых можно было учиться, например, наша замечательная Елена Борисовна Рогожина, которая тоже много что нам дала, ее нельзя не отметить.
Е.Н.: - Давайте тогда Елену Борисовну и спросим. Добрый день, Елена Борисовна! Сейчас у нас в студии Кирилл Ларин и Константин Пряхин – выпускники именно Вашего класса?
Е.Б.: - Да, я была у них куратором. Здравствуйте, ребята!
Е.Н.: Мы сейчас говорили о нашей школе, все-таки 20 лет прошло, именно этот класс, этот выпуск чем-то отличается от остальных?
Е.Б.: - Евгений Константинович, конечно, первый выпуск - всегда самый лучший. Не то, что дети сейчас хуже, нет, просто это как первородство – это всегда самое яркое, с моей точки зрения, хотя, конечно, все остальные дети тоже очень хорошие и интересные. Но это был, пожалуй, самый живой, самый творческий класс, у них была масса каких-то идей, не всегда полезных для них, но тем не менее это были очень живые дети.
Е.Н.: - Елена Борисовна, как вы представляете себе ее концепцию православной школы, что она должна была дать детям? На что мы надеялись, когда создавали эту школу? И что мы получили, каковы плоды, которые мы предполагали получить с этого дерева?
Е.Б.: - Для меня самым главным в жизни было, чтобы дети полюбили Церковь так, как мы ее полюбили в свое время, очень хотелось передать именно вот эту любовь к Богу, к богослужению. Насколько это удалось… трудно сказать… Но я очень надеюсь, что что-то уже получилось. А может быть, не сейчас, а когда они станут еще старше, они что-то вспомнят и почувствуют.
Е.Н.: - Вы были на 20-летии этого выпуска, видели ребят, каково Ваше впечатление?
Е.Б.: - Ой, все такие красивые! Я очень рада, что у всех есть дети, если посчитать – можно еще два класса набрать. Было очень приятно всех увидеть, все очень хорошие.
Е.Н.: Спасибо большое, Елена Борисовна. Сейчас я попрошу нас связать с отцом Михаилом Егоровым.
Добрый день, о.Михаил! На радио «Радонеж» в прямом эфире мы беседуем о вашем выпуске, первом выпуске православной гимназии «Радонеж». Елена Борисовна подключалась к нашему эфиру и говорила о том, что одной из главных задач нашей школы было воцерковление – привести детей или сохранить детей для церкви. Вы не просто священник, но и благочинный, чем, конечно, вся школа гордиться. Скажите, какую роль сыграла школа именно в Вашем воцерковлении и в том, что Вы приняли решение стать священником?
о.М.: - Школа дала мне достаточно большую сумму знаний, не только знаний, которые изучаются в обычных школьных предметах, но так как у нас была православная классическая гимназия, как раз именно благодаря дополнительным предметам, которые были в школьном расписании, я смог познакомиться с тем, что составляет основу православного вероучения, познакомиться с историей Церкви, познакомиться с таким, на первый взгляд, неважным предметом, как история античности, но который во многом лежал в основе богословия Учителей Церкви. Т.е. эта сумма знаний помогла и в чем-то даже укрепила веру, сделала ее более осмысленной, за это я как раз очень благодарен православной школе, в которой учился.
Е.Н.: - Вы тоже принимали участие во встрече, посвященной 20-летию выпуска, видели своих одноклассников, какое впечатление они произвели? Это те же ребята? Осуществилась ли задача, которая ставилась перед школой – воцерковление?
о.М.: - Мне трудно дать какую-то объективную оценку, поскольку все, кто находился на этой встрече, были моими близкими школьными друзьями. Но можно сказать, что все они состоявшиеся люди, люди, которые нашли свой жизненный путь, люди, которые не потерялись в различных искушениях современного мира, и при этом они сохранили и укрепили свою веру. Поскольку со многими из них мне доводиться общаться: у кого-то крестить детей, у кого-то просто вместе разрешать какие-то духовные проблемы, поэтому я могу про них так сказать – это люди, которые сохранили веру, и у многих из них это не просто некая «бытовая» вера, а это все-таки во многом осознанная вера, т.е. они понимают в Кого они верят, понимают, как поддерживать внутри себя эту веру.
Е.Н.: - Очень важную Вы сейчас мысль высказали, о.Михаил, потому как мы сейчас и обсуждали каким образом гимназия взращивала в детях веру. Только лишь в знаниях или еще и в воспитательном процессе?
о.М.: - Вы знаете, на тот момент времени я уже был алтарником одного из подмосковных храмов, т.е. я имел возможность погружения в церковную жизнь вне стен гимназии, а если говорить про моих одноклассников – многие из них пришли в гимназию, будучи людьми нецерковными, даже малознакомыми с православной верой, но как раз именно гимназия дала им возможность воцерковиться –и через богослужения в гимназическом храме, и через лагеря в Оптиной пустыни, и через личный пример многих педагогов. Как раз многие из моих одноклассников не только получали сумму знаний, но и воцерковлялись, и в этом была значительная роль именно гимназии.
Е.Н.: - Как Вы считаете, какое значение имеют православные школы для нашей Церкви? Это удачный проект?
о.М.: - Если мы говорим о гимназии общества «Радонеж», о нашей альма-матер - это удачный проект. А если в целом смотреть на различные гимназии, то, к сожалению, мы встречаем не всегда положительные примеры. Но наша страна, наши люди нуждаются именно в таких школах, в которых присутствовало бы и духовное, и светское образование. Чем больше будет таких школ, тем лучше будет для нашей страны и для нашего народа.
Е.Н.: - Спасибо большое, о.Михаил.
- Кирилл, Костя, вы своих детей отдали бы в эту школу?
Константин: - Да, отдал бы.
Кирилл: - Первого сентября моя старшая дочка Ника должна пойти в школу, я хотел бы чтобы она училась в нашей православной гимназии, которую я закончил, но сейчас у меня просто организационно не получается, поскольку нам далеко ездить. Поэтому начальную школы мы отходим поближе к дому, а потом, я думаю, что я опять вернусь к этой идее, чтобы Ника пошла к тем же преподавателям.
Образование – это все-таки история, на которую можно натаскать. Посадил репетиторов, 6 человек, полгода – и ты получаешь человека с определенным уровнем знаний. Эта история легко вносится в мозг и так же легко потом вымывается. А на мой взгляд, самое важное – это система координат, система ценностей, которую нельзя вымыть, и которая не за один день запускается. Я знаю, что эта система координат в разы помогает человеку справляться с искушениями, через которые особенно молодые люди, девушки, проходят, особенно в наше непростое время. И это самое главное. Поэтому, отвечая на Ваш вопрос: да, я хочу, чтобы мои дети учились в гимназии.
Е.Н.: - Сколько у Вас детей?
К.Л.: - У меня две дочери: Ника – 6 лет, Саша – маленькая, недавно исполнилось 2 года.
Е.Н.: - А у тебя, Костя?
К.П.: - Тоже двое, 4 и 5 лет.
Е.Н.: - Действительно, у многих ребят по двое, по трое, а вот у Тани Первозванской (ныне Егоровой), по-моему, четверо. Давайте ей позвоним.
- Таня, добрый день!
Т.П.: - Здравствуйте, Евгений Константинович!
Е.Н.: - Ваш супруг, о.Михаил, уже сказал нам несколько слов. Сейчас мы заговорили о детях, у вас сколько? Какой возраст?
Т.П.: - Четверо. 15, 11, 8 и 4 года.
Е.Н.: - Хотели ли бы Вы, чтобы дети тоже учились в православной гимназии?
Т.П.: - Здесь всё индивидуально. Мне кажется, когда ребенок маленький, ему это нужнее, чем когда он становится старше. Поэтому все зависит от ребенка, от семьи и от школы. Такая школа, какая была у нас, это было здорово.
Е.Н.: - Чем была замечательна школа?
Т.П.: - Мне кажется, она была замечательна тем, что она была первой, и для нас не пожалели ничего.
Е.Н.: - Да, точно, очень старались. Чем школа была хороша – это хорошее качественное образование или воспитание? Или всё вместе? Или люди, которые вас учили?
Т.П.: - Мне кажется, всё вместе. Стоит начать даже с людей, как Вы правильно сказали, это были люди, которые всё это создавали, которые всё это начинали, это была обстановка, это была большая дружная семья, и образование, как показало время, тоже было очень хорошим. Было очень интересно, потому что, по-моему, такого классического образования нет больше нигде, и такого количества интересных предметов, которое было у нас.
Е.Н.: - Для вашей семьи, конечно, не критично отдавать детей в православную школу, у Вас муж – священник, вы поистине – малая церковь, но всё же, мы видим в светских школах много нравственно опасных тенденций. И когда к нам сейчас в школу молодые мамы и папы отдают своих детей, они хотят, чтобы дети были хорошо образованы, чтобы дети были защищены нравственно, чтобы не попали в какие-то переделки, и мы в школе стараемся держать детей как можно дольше различными кружками, предметами, продленками и т.д. Чем дольше они в школе находятся, тем лучше. У вас кто-то из детей в такой школе учится и отдадите ли Вы своих детей в православную школу?
Т.П.: - Мне хочется начать немного с другой стороны – если в семье нет того самого православного стержня, то школа, к сожалению, не сможет на 100% в этом помочь. Потому что, если ребенок приходя в школу, видит одно, приходя домой, видит другое, вот здесь это тогда ой-ё-ёй. А если есть взаимодействие школы и семьи, то это очень важно. У меня один ребенок учится в православной гимназии во имя Преп. Серафима Саровского, которая является младшей сестрой нашей ясеневской школы «Радонеж». Она закончила первый класс, там замечательная начальная школа, это большая, дружная семья, которая держит там детей и кружками, и секциями, и просто хорошим отношением.
Е.Н.: - Заговорили о том, что прежде всего в семье создается атмосфера, которая приводит детей к вере. У вас в семье как это было?
Т.П.: - У нас в семье всё началось со старшего брата, который сейчас уже является священником и который был тоже причастен к созданию нашей ясеневской гимназии.
Е.Н.: - Совершенно верно, протоиерей Максим Первозванский, клирик Храма 40 мучеников севастийских, один из основателей наших православных школ. Но он-то сам пришел к вере.
Т.П.: - Да, он сам. Он физик-ядерщик, пришел к вере в довольно сознательном возрасте и привел фактически всю нашу большую семью.
Е.Н.: - Вот видишь, все-таки не всегда начало вере дает семья, у вас, по крайней мере, всё это не прямым образом произошло…
Т.П.: - Да, я думаю здесь еще и гены сыграли большую роль.
Е.Н.: - Помогай Бог. Спасибо Татьяна, до свидания!
Е.Н.: - Я хотел бы, чтобы мы в конце нашей программы подытожили то, что мы с вами слышали.
Школа – это всегда органическое образование. Признаюсь, когда мы всё это начинали, мы самонадеянно думали: ну что, мы детей что ли не научим? Мы – молодые ученые, интеллектуалы, сотрудники разных научных учреждений, кандидаты… А оказалось, что школа – это высокопрофессиональная специфическая деятельность, которая требует специальных знаний, специальной подготовки и сам по себе сложный педагогический процесс. Написать учебники или программы просто, а вот создать школу, чтобы она работала, это чрезвычайно сложно. Почему? Во-первых, потому, что нужны были не просто талантливые, профессиональные педагоги, но еще и люди православные, с личным церковным опытом. Во-вторых, потому что это всё зависит от людей. И вот, каждая гимназия – и в Развилках - Центр непрерывного образования преп.Серафима Саровского, и Иоанно-Богословская гимназия в Кунцево протоиерея Сергия Махонина, и гимназия «Радонеж» Михаила Тишкова - это всё очень разные школы, потому что создают ее разные талантливые личности. Когда-то в 20-е годы К.С.Станиславского спросили: «Константин Сергеевич, кругом Москва бурлит студиями, а вы работаете одним составом? Почему вы не набираете актеров во МХАТ?». Он говорил: «Видите ли, мы актеров не набираем, мы актеров коллекционируем…». И эти коллекции замечательных людей и являются залогом успеха школ «Радонежа». В этих школах интересно всем: и детям, и учителям, и родителям. Там интересно учиться. Как говорил первый духовник гимназии «Радонеж» отец Артемий Владимиров: «это Эдем педагогической сладости».
К.П.: - Когда отец Артемий приходил, его ждали прямо с замиранием! Он, конечно, замечательный педагог, просто великолепный.
К.Л.: - Да, это был больше, чем урок.
Е.Н.: - Заканчивая нашу программу, я хотел спросить Елену Борисовну Рогожину: Вы одна из тех подвижниц, которые отдали свою жизнь на дело православного воспитания и образования, как можно оценить вот этот период в 25 лет?
Е.Р.: - Жизнь еще не прошла, еще продолжается, можно еще пожить и поработать. Я так скажу. Иногда, в какой-то момент казалось, что может быть никому это уже не нужно, но с каждым годом всё больше людей хочет приехать в наш летний лагерь, дети приходят в гимназию, дети совсем другие, не такие, как были раньше. Вообще, я очень рада, что у меня так жизнь сложилась, жизнь очень хорошая.
Е.Н.: - Спасибо, я получил исчерпывающий ответ. И я возвращаюсь к нашим выпускникам: Ребята, а вы что бы могли, исходя из своего уже большого, взрослого жизненного опыта, порекомендовать детям, мамам, папам, учителям, может быть, и даже священноначалию нашей Церкви, которое должно бы заботиться об этих школах?.
К.Л.: - Такой вопрос сложный. Думаю, что очень важно все-таки погружать ребенка в правильную атмосферу, в правильную среду и тогда вы получите надежный результат. Если неправильная среда, то всё наносное вылетит в три секунды. Это первое.
Второе, безусловно, я считаю, считал и буду считать, что содержание, создание, помощь и развитие таких учебных заведений – это прямая задача Матери-Церкви, потому что это формирование среды. Если не будет таких инструментов, то как менять людей, как менять молодежь, как создавать тех самых, которые будут патриотами, которые будут иметь правильное понимание, что такое хорошо и что такое плохо. И конечно, надо набираться терпения, потому что этот путь не очень простой, и по нему надо идти, надо тратить время, силы. У нас из класса только два человека жили в соседнем доме, а все остальные ездили из далека, это было, конечно, непросто, но надо набираться терпения, надо ездить. Вспоминали здесь про лагерь, это очень были полезные поездки, нам было интересно, под палкой туда не ехали. И я вспоминаю замечательную историю, когда Елена Борисовна нас изгнала из лагеря, мы провели ночь в лесу под дождем, и она утром разрешила нам вернуться, я до сих пор вспоминаю это, считаю, что это было одно их сильнейших воспитательных решений, которое помогло мне понять, что в берегах все-таки надо оставаться. Для этого тоже нужно терпение, смирение, четко понимать это.
К.П.: - Я бы хотел ободрить родителей, у которых детишки учатся в гимназии: они сделали правильный выбор. Что пожелать детям? У нас было очень счастливое время в гимназии, желаю им, чтобы и они жили весело и интересно, и чтобы у них остались такие же теплые отношения, как и у нас, на всю жизнь. Учитесь, радуйтесь, ничего не бойтесь и Бога не забывайте.
К.Л.: - Большое, огромное спасибо гимназии и людям, которые сделали это для нас. Хотел Вас поблагодарить, Евгений Константинович. Всем учителям поклон, их образы всегда у меня в памяти, я всегда буду их помнить и поминать. И огромное спасибо за то, кем я сейчас стал, это, конечно, роль гимназии на много-много процентов, родители и гимназия во многом определили мой путь.
К.П.: - Мы в 1991 году пришли в гимназию, когда Советский Союз распался, когда распалась вся система координат, что такое хорошо и что такое плохо… и мы вовремя оказались в православной гимназии, которая нас направила. И я согласен с Кириллом, что благодаря православной школе и родительскому примеру дома, мы стали людьми. Так что большое спасибо Вам, гимназии, учителям, всем, кто помогал гимназии, я считаю, что без нее мы бы как люди такими не состоялись.
Е.Н.: Это радостно слышать. Спасибо большое, ребята. Лично для меня, это тоже были счастливые дни, и мне очень радостно, что с вашей помощью я могу свои чувства подтвердить. Очень важно для всех, кто участвовал в создании нашей школы и сейчас в ней преподает, услышать от вас такие слова благодарности, подтверждающие, что не напрасно все это сделано.
Добавить комментарий