Перейти к основному содержанию

00:12 27.04.2024

Здесь душа начинает преображаться

14.01.2013 23:48:34

Клирик московского храма Святителя Николая Чудотворца в Хамовниках отец Александр Шумский и обозреватель Радио «Радонеж» Виктор Саулкин рассказывают о паломничестве в Святую Землю:

 

 -Говорят что первые впечатления самые верные. Что поразило, что удивило и оставило след в душе?

-(о. Александр Шумский) Прежде всего, я бы назвал здесь одно слово, ошеломление.

Сравнить это не с чем. Обычно ведь как? Когда хотим рассказать кому-то то, что мы видели, мы пользуемся прямой аналогией. Мы говорим: «Помнишь, ты видел то и то-то, и я видел примерно тоже самое». А здесь аналогии не действуют, потому что ничего подобного я в жизни никогда не видел и мне это не с чем сравнить. Поэтому описать, то, что я видел буквально не возможно. Хотя я человек пишущий и, наверное, по приезду в Москву попытаюсь написать об этом, но, как человек пишущий, я столкнулся с такой трудностью, что я не знаю как это сделать. Потому что описывать свои восторги, это нелепо. А описывать адекватно я не смогу, потому что люди, которые здесь не были, у них ничего внутри не отзовется. Вот только те люди, которые были здесь, они поймут, о чем я говорю. Ведь важно донести до людей, которые никогда здесь не были. И вот это конечно сложность для меня. Поэтому я попытаюсь сказать о своем внутреннем состоянии, которое я испытал. Вот в этом смысле, наверное, люди имея принцип аналогии представить себе что то. Прежде всего, я испытал внутренний мир и покой здесь. И такое странное сочетание, оно, немыслимо, такая мысленная антиномия, я бы сказал. Восторга и одновременно покоя. Часто бывает, что восторг предполагает эмоциональный подъем или в других ситуациях некое беспокойство, радость какую то внутреннюю. А здесь именно сочетание эмоционального подъема и невероятного восторга с внутренним покоем. Это меня удивило и наверное ничего подобного я не испытывал.

-В. Если мы вспомним Святых отцов, то так именно они и описывают посещение благодати Божьей, когда у человека одновременно внутренний подъем и восторг и нет никакой экзальтации, а именно это сочетается с миром и покоем в душе.

-Ш. Да, я говорю-то не из книг. Я читал об этом у Святых Отцов, но, наверное, сам это ощутил впервые. И это непередаваемо и только ради этого одного переживания стоит сюда приехать потому что, наверное, нигде больше на Земле не возможно это пережить. Кроме того здесь важно понять, что здесь земля, где не возможно, быть атеистом. Тут люди разных конфессий. Тут есть и иудеи, и христиане, и магометане, но здесь не может быть равнодушного отношения к Богу, вот тут это исключено. В этом смысле Земля здесь религиозна по своей сути.

-(Саулкин) А я могу добавить к словам отца Александра, свои первые впечатления. Я второй раз на Святой Земле, поэтому дорогие братья и сестры, мне трудно вспомнить первое посещение, но думаю, что выразить можно двумя словами, нереальности происходящего.

То есть ты понимаешь, что находишься на Святой Земле. Ты понимаешь, что перед тобой величайшая Святыня. Гроб Господень, гробница Царицы Небесной в Гефсимании. Но, в тоже время, душой ты все это принимаешь, а разумом мне кажется осознать не возможно. У многих, наверное, такое чувство батюшка,- да?! Когда разум не в состоянии вместить Святыни, у которых ты находишься.

Я поэтому нашим паломникам сказал, когда мы приехали в первый день: Братья и сестры, сознание будет отключено, поэтому не надейтесь, что здесь можно, что-то понять. Здесь можно только молитвой. Молитва входит в душу, и молитвой все это принимаешь, и оно как то начинает в душе собираться в какие-то впечатления, которые потом, через несколько лет эти впечатления удастся выразить более точно и более емко. Например, если вспомнить Николая Васильевича Гоголя, то его слова о Божественной Литургии у гроба Господня, сегодня отец Александр служил у Гроба Господня, мы все причащались. Гоголь писал: Я не помню, был я там или нет. Все пролетело как миг, какой то.

Вот это чувство отсутствия времени, вечности в тоже время и некой нереальности происходящего, я думаю, у каждого присутствовало.

-В. Слушаю вас, и не много, завидую потому, что вспоминаются мои впечатления, 17 лет назад, когда я тоже впервые вступила на эту землю и сейчас уже конечно все по-другому, но это уже частица меня, частица моей жизни. Я уже не представляю себя без Святой Земли.

Дай Бог, чтобы Господь продлил мои дни именно здесь в Иерусалиме.

А вот скажите, такой интересный момент, мне приходилось слышать от людей, и когда то я это переживала сама. Как влияет на впечатление паломника то, что Святые места и вообще города Евангельские, ну скажем так, выглядят не так, как то, что мы представляем, читая себе Евангелие. Вот читал человек всю жизнь, воображал себе что то, и вдруг приехал на Святую Землю, а все совсем по другому. Иногда бывает совершенное потрясение от этого. Вот повлияло ли это на вас и нужна ли вообще такая встряска? Или уж лучше человеку дома сидеть со своими фантазиями?

-Ш. Ну могу сказать, что для священника такая поездка неоценима, потому что здесь ты видишь Евангелие. Ты его не только читаешь, но и видишь. Я как русский человек, выросший на русской равнине, гору почти не видел, и в моем изначальном менталитете нет понятия гора.

Для меня пустыня, это равнина. Когда я читал Евангелие о том, что Господь молился в пустыне, то я представлял себе пустыню как некое ровное место, море песка. Когда я читал Житие Марии Египетской Преподобной, то я всегда представлял себе пустыню, в которой она подвизалась, ровным местом. И вдруг мы увидели пустыню совсем другую. Это горы, холмы, причем достаточно высокие горы, камни, скалы, расщелины, то есть, совсем другой рельеф. И конечно, скажем я, впервые понял, что такое гора искушения, где Господь молился 40 дней. И когда мы читали Евангелие, что Он молился в пустыне 40 дней, мне представлялось, ровное место, где Он сидел и молился. А это, оказывается, была гора. Такие впечатления, конечно, ошеломляют.

Но и все остальное то, что я видел, не соответствует тому, что я себе представлял до этой поездки. Когда я себе представлял Евангельские места, то в действительности, они оказались совсем другие. И поэтому посещение было бы конечно полезно любому здесь побывать.

-В. Так, священнику полезно, а как Виктор скажет с точки зрения мирянина. Были ли какие то потрясения и просто переоценки всего, читанного раньше?

-С. Я бы не сказал, что была переоценка, а было конечно какое-то наполнение Евангельских событий реальным содержанием, потрясения конечно тоже были. Когда ты видишь общую купель, гора, я с батюшкой согласен, она производит впечатления. Гора не просто Величественная, она зловещая во многих местах. То есть понимаешь, как искушал диавол Господа, и когда понимаешь с какой высоты он предлагал Господу броситься вниз.. То есть все становится не просто реально, а все наполняется каким то глубоким содержанием, все события, все слова Евангельские.

-В. И все царства мира видно,- да? Потрясающе видно Иорданию с Царской горы.

-С. Не то, что царства мира видно. Вообще еврейская пустыня, она необыкновенно величественна. Очень суровая. И, я думаю, отдельно скажем, праздник Преподобного Саввы, мы побывали в Лавре. Я думаю, батюшка поделится своими впечатлениями. Я второй раз в Лавре Преподобного Саввы. Но мы с батюшкой обменивались своими впечатлениями. Точно такие же, их передать невозможно, если там не был. Кстати, когда мы были у Георгия…Преподобного, там тоже очень суровые места. Но с Лаврой Преподобного Саввы Освященного, «отшельники кедронского потока», как писал Толстой, это передать невозможно. Отец Александр прав,- аналогий никаких. Передать Величие, суровость и аскетизм этого места, кедронского потока, невозможно. Но главное мое впечатление первого пребывания на Святой Земле, и я вновь это пережил в эту поездку паломническую. Здесь, за неделю, проживаешь церковный год, то есть все праздники проживаешь церковного года. Перед тобой проходит Рождество Богородицы, проходит и вся Страстная Седмица. И конечно же это вершина пребывания на Святой Горе вот сегодняшнюю ночь, потому что каждая служба у Гроба Господня, это Пасха.

Это, дорогие братья и сестры, пасхальное чувство пасхальной радости. Когда мы еще можем раз в году с вами Пасху пережить. Хотя говорят, что каждый воскресный день, каждый праздник, это малая Пасха. Но ощутить настоящую пасхальную радость среди зимы, очень сложно с рождественским постом, а мы это все чувствуем здесь.

-В. Да, вы еще приехали в замечательное время, когда у нас в субботу был Иоанн Дамаскин, в воскресение Савва, а сегодня Святитель Николай. Вот я поняла, что и в Лавре Преподобного Саввы, и на Литургии, у Гроба Господня, вы, конечно встретились и с нашим святогробским братством. С теми монахами и отцами, которые живут на Святой Земле и несут послушания, будучи отшельниками и в кедронском потоке или, наоборот, в очень шумном месте, у Гроба Господня. Скажите, на протяжении паломнической поездки, какое впечатление у вас осталось от общения, как мы их называем, с греками? То есть с Иерусалимскими священниками и монахами.

-Ш. Я встречал исключительно доброжелательное и братское отношение. Это было проявлено и вчера на Литургии, в которой мы служили у Гроба Господня. Они очень нас хорошо приняли, помогали, объясняли все. Замечательно, то есть повторяю, братское, любовное, очень хорошее отношение, которое конечно в моем сердце останется как печать любви и братства.

-В. А вот в Лавре Саввы Освященного паломники всегда задают вопросы: Как там люди живут, вот эти 15 человек братья, без электричества, в таких условиях, буквально четвертого века?

-Ш. Но вы знаете, когда мы поднялись на гору и вышли на смотровую площадку, и увидели напротив гору, где когда-то более 3000 монахов, подвизались в кельях в этой горе, мы конечно были потрясены. Это очень сильно смиряет. У нас есть и тщеславие, мы представляем все-таки себя не совсем адекватно, по крайней мере, я, и тут я как бы смирился, вот. Я понял, что я никто, что здесь такая высота Духа, такая аскеза, которую я.. Я в книгах читал, конечно, но я не мог себе это представить.

С нами был еще один иеромонах из Оптиной Пустыни, отец Владислав, и он так очень трогательно сказал: Ну надо же, здесь нет никакого утешения, то есть в Оптиной Пустыни, мы знаем, там есть деревья, лес, птицы, травка, зелень. То есть где душе отдохнуть. То есть там монах, который духовно подвизается, он может еще и душевно отдохнуть. Здесь ничего нет, это камень. Летом это солнце, которое раскаляет камень до 60 градусов. Раскаленное небо, раскаленный камень и больше ничего. То есть природа здесь абсолютно скудна. И она не дает человеку возможность душевно отдохнуть, и ему нечем утешиться, вот это имел в виду отец Владислав, который путешествовал с нами.

И конечно здесь человек непосредственно обращается к Богу. И кроме него и Бога здесь нет ничего и ни кого. И если человек здесь слаб, то он конечно здесь не выдерживает. Тут подвизались люди очень высокого Духа. Когда первое мое впечатление было: Ну как же так можно, это просто невозможно. Я представил себя на этом месте, что меня вдруг оставить на этой горе один день. Я просто умер бы от ужаса, оставшись там только на один день. Мне бы сказали: Проведи неделю здесь, мы там тебе немного воды и хлеба принесем, вот в этой келье, в этой горе. Одна мысль привела меня в ужас.

Но потом я после этого успокоился и подумал: Вот тот идеал духа, к которому мы должны стремиться. И гора вызывает такое смирение и заставляет себя полностью переоценить. Когда тебе, таким образом, Господь показывает, что ты ничтожество, это очень хорошо.

-В. И вот представьте, что наши отцы савваиты, что самое интересное, очень не любят покидать свой монастырь. При всяком выходе в Город просто бегут, стремятся обратно «в Савву». И когда я покойному Архимандриту Григорию, он из Сербии был, сказала: Батюшка, Боже Мой, но у вас же там жара то какая, что вы так туда стремитесь?

Он говорит: Нет, что ты. У нас там курорт. Вот такое удивительное отношение. Мало того, многие отцы, которые несут тяжелые послушания у Гроба Господня, поскольку там совершенно противоположная обстановка. Там огромное количество паломников, туристов и часто не послушных туристов, которые не так в очереди стоят, не понимают, что сейчас время нахождения у католиков или у коптов и потом возникают проблемы из за этого и так далее.

То есть место очень тяжелое и наполненное мирским, так скажем, искушениями. И вот они просто мечтают уйти в Савву обратно, потому что многие из них савваиты, просто их поставили на это послушание.

И вот давайте перенесемся ко Гробу Господню. Мне очень интересно послушать мнение Виктора о Богослужении, потому что мы-то привыкли к греческому богослужению, мы его хорошо знаем. А вот как человеку из Москвы. Как вы ощущаете себя на Литургии, на чужом языке. И вообще как вам была Литургия у Гроба Господня. Что это было для вас?

-С. Я не могу сказать словами Гоголя, что я не чувствую где я нахожусь и все пролетело как один миг.  Литургия действительно пролетела не заметно, очень быстро, потому что молиться очень легко у Гроба Господня. У Гроба Господня из себя не выжимаешь, какие то впечатления. Господь просто дает тебе молитву когда ты там находишься, стоишь у киота, стоишь у Гроба Господня. Литургию знаешь, поэтому какие то моменты не всегда понятны, и греческо-арабское пение не всегда близко нашему уху и сердцу, а в общем то литургия одна, понимаешь, что за чем идет, как человек православный. Может быть сложно тем, кто первые шаги делает. Новоначальным конечно сложно слышать греческий язык. А тем более служил отец Александр и еще Владыка из Ростова, кажется, Владыка Карнелий, поэтому возгласы некоторые на русском языке подавались. Потом пели все «Отче Наш» на русском языке.

-В. Вот Виктор очень важную вещь сказал насчет новоначальных. К сожалению когда паломники приезжают, не редко сталкиваются с тем, что не только Литургию не знают, а в общем то плохо знакомы с родным Евангелием. Притом, что ходят в храм, исповедываются, причащаются. И от сюда мой следующий вопрос. Нужна ли вообще подготовка к паломничеству, важна ли она? И если нужна, то как человек может к паломничеству подготовиться?

-Ш. Ну, прежде всего, должна быть духовная подготовка. Человек должен не столько книги читать перед поездкой, это конечно тоже важно, это вторичный момент. А первый, это настрой. Человек должен попытаться осознать, куда он едет. Почитать Евангелие, помолиться. Представить себе всю грандиозность той встречи, которая его ожидает. И надо ехать в простоте сердца. Воспринимать Святую Землю не возможно с позиции богослова ученого. Это не правильно, все таки, нужно с детским сердцем сюда приезжать и прежде всего паломнику важно открыть это детское сердце в нем, потому что здесь замечательная есть в нашей группе, люди удивительно простые. Вот одна женщина она просто поразила. Вера ее зовут, она из Самарской области, деревни Кошки. Я особенно обрадовался, потому что очень кошек люблю. У меня самого дома три кошки, а здесь кошки встречались на каждом шагу. То есть, входишь в монастырь, и первый кто тебя встречает, это кошка, это очень трогательно.

Вот эта Вера простая женщина, маленькая, худенькая из деревенского села. И вот она когда в Иордан погружались, она погрузилась 60 раз. А потом мы спросили ее, она не простудилась, здорова. И когда я ее спросил: Вера, а зачем вы так ныряете? 60 раз, мы из автобуса смотрели, смеялись, конечно, это выглядело комично, если говорить по человечески.

Но она говорит: Я за каждого своего близкого человека по три раза погружалась. За живых и покойных. Потом, она купила большой крест, который по величине почти с нее, и она везде ходила с этим крестом. А он довольно тяжелый и она с ним не расставалась, прикладывала ко всем святыням. Я его батюшке везу, говорит, в деревню. И особенно хочу, чтобы батюшка крест поставил в Алтаре.

Вчера, когда мы готовились к Литургии, она ничего не еле с утра, что бы причаститься на ночной службе. И конечно такой человек, с такой душой, с такой простотой, конечно он принимается Богом и благодаря этой вере, возможно она так все хорошо и получается. Не потому что там есть священники, а благодаря тому, что там есть такие простые люди, которых принимает Бог. И вот глядя на этих людей, ты понимаешь к чему надо стремиться. Я не говорю, что надо привлекаться к обращению, это нелепо и глупо. Забыть что прочитал, забыть книги, семинарию и все чему учился. Но действительно у простого человека можно многому научиться. Вот в этой простоте веры и Вера ее зовут. И действительно эта простота веры есть в этой Вере, что для меня явилось одним из главных уроков в этой поездке.

-С. А я хотел бы добавить к словам отца Александра, Вера действительно нас поразила. Потому что человек очень смиренный, очень спокойный, никакой экзальтации. Но когда она зашла в воды Иордана и почему некоторые смеяться начали, не возможно было удержаться от улыбки, потому что вода холодная. Видно было, что заходила она вместе со своей подругой так с трудом. И первый раз она погрузилась с головой, второй раз, третий, четвертый, пятый. А там, по-моему, камеры установлены, камера автоматически снимает, переводит на паломников, а потом на Веру и Вера погружается и погружается и так было 60 раз. А надо вам сказать, что в Иордане вода не такая как в источниках, 4 градуса обычно в России, но градусов 15 есть, то есть плавать в ней можно спокойно, а вот погружаться с головой постоянно 60 раз это надо иметь крепость. И я спросил: Вера, как вам удалось? А мне потом не холодно было, было хорошо. Господь! Мне не холодно. Вообще наблюдать за такими паломниками. За тем как они прикладываются к Святыням. За той действительно настоящей простотой, о которой говорил батюшка Амвросий Оптинский: Там где просто там Ангелов со ста! Невероятная радость, хотя, должен вам сказать, среди паломников есть разные люди. Один из наших паломников первый раз исповедовался и причастился именно на Святой Земле. Это тоже великая радость. Как он ехал, как турист или как паломник, трудно сказать, но первый раз сделав этот шаг.

-Ш. Но дело в том, что люди здесь не то видят, а мы говорим о Царствии Небесном. Как его себе представить. Я вот думаю, если меня спросят, что такое Царствие Небесное, я конечно не знаю как его описать, но что бы хоть как то представить, то приезжайте на Святую Землю.

-В. Да, действительно, здесь Господь очень посещает. Но очень важен момент веры, как вы сейчас говорили об этой замечательной женщине, Дай Бог ей здоровья, Вере из вашей группы. Ведь именно вера влекла людей на Святую Землю. Паломничество ведь самый древний вид путешествия. Такой же древний, как торговые поездки, которые купцы совершали и военные походы.

Само же понятие вообще туризм, которым сейчас многие пользуются, особенно в таком странном сочетании как православный туризм. Само понятие Туризм возникло в эпоху Просвещения. Дело в том, что эпоха просвещения предполагала такое разностороннее развитие личности. И вот с Запада потянулись, в основном молодые люди, в экзотические путешествия, гранд туры так называемые. Он включал в себя Грецию, страны Ближнего Востока и естественно Египет и Святую Землю. И вот это были поездки с чисто образовательной целью. Конечно, там встречались верующие люди,  как и везде, но, тем не менее, их настрой был более такой, посмотреть, получить впечатления, ознакомиться с археологией. И вот это явление получило небывалое развитие к 20 веку, возникли автомобили, самолеты и сейчас туризм очень модное слово. Все едут в турпоездки. Выбор направлений огромный, можно поехать куда угодно. И все-таки, паломничество остается жить. Это явление не только не исчезло, а даже наоборот, по моим последним наблюдением из России едет больше людей и больше стало в группе молодежи. Вот как вам кажется, что привлекает современного человека с его компьютерами, телефонами, технологиями, что привлекает его именно в паломничество?

-Ш. Вы знаете, вот можно вспомнить Федора Михайловича Достоевского, который сказал, что если вокруг человека будут одни хлебы, как он сказал, и не будет смысла жизни, то он скорее убьет себя, чем согласится жить.

На самом деле, все люди на земле, все мы потомки Адама. Все люди ищут, в той или иной степени смысла жизни, то есть Бога. По этому, конечно те, кто едет в паломническую поездку, так или иначе, едут за этим смыслом. За тем, чтобы соприкоснуться с Божеством. Вот эта главная цель. Человек может даже не вполне осознавать по началу. Вот как мы видели сейчас за эту неделю, некоторые с нашей группы поехали из за любопытства, но на самом деле сейчас мы видим, как они изменились. Потому что они поняли, что главный поиск этого смысла поиск соприкосновения с Божеством. Вот это мне кажется, влечет очень многих людей. По крайней мере, даже большинство из тех, кто едет как турист в эти паломнические поездки.

-В. Виктор, а чтобы вы могли добавить как дети, я знаю, что вы водите группы по России. Что говорит ваш опыт и как паломника и как гида? Что же привлекает к изнурительным иногда маршрутам, очень ранним вставанием, ночным Литургиям, окунанием в холодной воде. Почему люди выбирают не турпоездку, а именно паломничество?

-С. Могу вернее подтвердить слова отца Александра, что происходит встреча с Богом. Человек делает шаг навстречу Богу, паломничество ведь предполагает какой то труд и я всегда говорю нашим паломникам, которые даже в Оптину Пустынь на два дня отправляются, что у каждого будут свои искушения. Каждому придется какой то труд понести. Я могу долго об этом рассказывать, просто опыт показывает что тот кто больше потрудится, как Вера например, тот больше и получит. Чтобы человеческой душе встретится с Богом необходимо какое то движение навстречу Богу сделать. И конечно те кто едет в первый раз из любопытства, они только думают о том, что едут из любопытства. А на самом деле душа их знает, ради чего они отправились в Святую Землю. Так и в Оптиной Пустыне бывает, когда человек едет в первый раз, человек говорит: Я не верующий, я не воцерковленный, я еду посмотреть. Ну, хорошо, Слава Богу, что едешь посмотреть, - говоришь ему. И потом он подходит на вечерней службе и говорит: Виктор, мне так причаститься хочется, а я могу исповедоваться? Конечно, человек делает этот первый шаг навстречу Богу. А ведь что такое первая исповедь, это всегда страх, это всегда какой то труд. Человек перешагивает через какие то свои стереотипы и главное ломает себя. Идет навстречу Богу как блудный сын с покаянием. Вот первая исповедь, первое принятие Святых Христовых Тайн. Это событие, мы все понимаем, что означает для жизни любого человека. Первая встреча с Богом.

-Ш. Вообще по всем признакам Россия, русский народ, пробуждаются духовно. Наши враги, как внутри страны, так и на Западе, они полагали, что уже умер русский народ. Под русскими я понимаю не только по крови естественно, а православных людей, потому что как Достоевский говорил: Русский человек это православный человек!

Конечно же это пробуждение ощущается явно и мы действительно ощущаем себя как на Пасхе. То есть для нас эта неделя как Светлая Седмица.

Но недавно мы в Москве тоже переживали такую вот Светлую Седмицу - когда в Москву прибывал Пречестной Пояс Пресвятой Богородицы. И когда 3 миллиона людей по всей России приложилось к этому поясу.

А была бы возможность, приложилось бы не три, а 33 миллиона.

То есть явно совершенно, что у русских людей тяга к Богу усилилась. И вот эти паломнические поездки еще раз это подтверждают. Наверное, как Господь говорил: В мире будьте скорбны.

Никто нам не обещал легкой, комфортной жизни. И конечно же такие поездки, такие встречи с Богом, это еще укрепление нас тяжелыми испытаниями всего мира и России, русского народа.

-В. Скажите, а связано это как то с процессом, который я наблюдаю, не живя в России, скорее по газетам, по журналам православным, с таким неким повышенным интересом современного русского человека со своей историей. С попыткой как то осознать себя как нацию, осознать свое прошлое, и соответственно понять, куда же двигаться в будущем. Вот такой очень серьезный процесс происходит. Отсюда, наверное, и особый интерес к Монархам и почившим и к Святым.

Вот нет ли здесь, какой-то связи со Святой Землей. Не кажется ли вам, что Святая Земля в этом процессе может очень помочь людям?

-С. Ну, естественно. Первый наш известный паломник, он, кстати, был не один тогда на Святой Земле, потому что 2 дружины еще было паломников. Но Игумен Даниил - это первый кто поставил на Гробе Господнем лампаду за все русскую землю. Надо помнить, что тогда три лампады стояли на Гробе Господнем. Первая лампада Иерусалимского Патриарха, вторая Византийского императора, а третья лампада была поставлена Игуменом Даниилом за всю русскую землю. И когда он описывает необыкновенные впечатления от схождения Благодатного Огня Божественного Света, как он пишет, то замечает, что зажглись три лампады стоящие на Гробе Господнем: греческая, иерусалимская и русская лампады. А фряжские лампады не зажглись. Но он с теплотой большой и уважением говорит о короле Балдуине, потому что он был смиренный человек, благородный, благочестивый. Удивительно как король Балдуин принимает, с каким уважением, Игумена Даниила. Это тоже говорит, кстати, об отношении тогда к Русской Земле на Западе крестоносцев. Они были благородные рыцари. Сегодня, когда думаешь о том, что происходит на Западе, не вольно чувство печали возникает, когда представляешь. Ведь многие Крестоносцев изображали грабителями. Но это был высокий воинский порыв, когда воины двигались на Святую Землю чтобы защитить паломников. Что бы защитить тех, кто идет поклониться Гробу Господнему. И когда понимаешь, что сегодня в этих европейских странах продают под мечети Христианские Храмы, то чувство охватывает не просто печали, а скорби. Потому что как Федор Михайлович, сегодня про него вспоминали, говорил: Священные камни Европы нам так же дороги. И то, что на Святой Земле, из всех, кто стоит ко Гробу Господню, я это заметил, допустим стоит очередь из ста человек и из них 80 человек из России, это тоже о многом говорит. Ну а наши Государи и Монархи, сегодня мы были на Александровском Подворье, помните батюшка, когда заглянули в царскую комнату, там портреты Государя Императора, Александра Николаевича 3 миротворца. Марии Федоровны, Государыни Императрицы портрет, молодого Царя мучника Александра, портреты еще совсем молодого Царя Великого Князя, внука Елизаветы Федоровны Преподобной мученицы. То эта связь с русской Палестиной, она конечно помогает осознать то, чем была Святая Земля для русских людей. И кстати не только для крестьян, а для Благочестивых Князей дома Романовых, для наших Государей.

Не знаю, согласитесь ли вы со мной или нет, первый раз было удивительное чувство необъяснимой связи Святой Земли и Русской Земли. И мы потом как то в передаче говорили с Владимиром Николаевичем Крупиным, вместе обменивались впечатлениями и у него такое же чувство возникло. Трудно объяснить, природа другая, Иордан…Я помню, Игумен Даниил писал, что Иордан необыкновенно напоминает Смоль, а Смоль это в Черниговских скорей всего пределах. Хотя могла не одна быть речка Смоль. А Иордан необыкновенно напоминает Истру, Нового Иерусалима, построенного Патриархом Никоном. Было у вас такое чувство?

-В. Вы знаете, это чувство оно пришло позже, не когда я первый раз посетила Святую Землю. Когда я стала здесь жить и каким то образом почувствовала, что и через мощи Святой Преподобной Елизаветы Федоровны, которая здесь лежит. И через то, что мы постоянно здесь видим следы присутствия русских паломников. Особенно из царского дома очень много сохранилось и лампад, и икон, пожертвованных ими. И через то, что, в конце концов, нас всех объединяет один наш Господь Иисус Христос, к которому у русского народа всегда была настоящая любовь и настоящая верность. И вот это действительно объединяет вера, и объединяет память о тех предках наших, которые безумно любили Святую Землю, жертвовали очень много для нее.

Вот вы вспомнили про Александра III. Когда Царская Семья посещала Святую Землю, не сам Император, а его брат, они ведь каждую ночь целую неделю ходили ко Гробу Господню на Литургии. Это говорит об их вере. Конечно можно сказать, да жили по близости, но в любом случае сколько наших паломников живут, скажем, в гостиницах, тоже в пяти минутах, а каждую ночь ко Гробу не пойдут. А эти ходили, не смотря на то, что целыми днями они путешествовали по Святым местам, жертвовали на арабские школы, поддерживали приходы нищие арабские и ночью шли еще молиться ко Гробу. Не для человеческих глаз, а просто сердце так влекло.

-С. Отец Александр, клирик храма Святителя Николая в Хамовниках, где находится великая Святыня, Икона Пресвятой Богородицы «Споручница грешных». Вот мы с батюшкой были очень счастливы видеть, но только синюю, в Вифлееме в пещере Рождества Христова, над Звездой Вифлеемской. Над престолом сень и над этой сенью иконы: «Казанская икона» Пресвятой Богородицы в серебряной ризе и икона «Споручницы грешных». Батюшкиной родной иконой из его храма. Когда входишь в пещеру над тобой Тихвинская Икона. В этом же храме висит Скоропослушница письма Афонского. То есть постоянно встречаешь не только русские иконы, а какая-то связь России и Святой Земли необыкновенная выстраивается.

-Ш. Связь Святой Руси и Святой Земли. Ведь мы помним, что каждый русский человек, который считал себя частью Святой Руси, он стремился попасть на Святую Землю. Причем многие туда хотят попасть именно перед смертью. И многие простые люди копили деньги, что бы перед смертью попасть на Святую Землю. Потому что для них Святая Русь и Святая Земля были не разделимы. И что же особенно соединяет Святую Русь и Святую Землю, это, мне кажется, слово преображение. Потому что здесь начинает душа преображаться, дальше от тебя будет зависеть. Но это преображение, которое вселяется в тебя здесь на Святой Земле. А как ты будешь за ним дальше ухаживать? Взойдет это семя? Произрастет ли оно в тебе?

Но вот, мне кажется, это слово преображение здесь сильно вспоминается. Когда мы были на горе Фавор, мне казалось, я ее видел, но здесь совершенно другие ощущения не передать словами.

Здесь начинаешь чувствовать что да, здесь начинается преображение на этой земле. Возможно, хоть от части, и что это такое. В очень малой степени, но все таки, вот это ощущение что это всегда новая земля.

Вот мы говорим: Христос это утренняя звезда. Ты видишь эту утреннюю звезду. Мы сегодня шли по еврейскому кварталу, нам попались иудеи и нам их стало как то жалко, никаких чувств враждебных мы не испытывали. И вообще ни к кому не испытывали враждебных чувств, ни к мусульманам, ни к иудеям.

Но вот мы видим, что люди идут к стене плача, у них тоска в глазах, скорбь. А у нас радость, конечно, это не такая радость, не веселье банальное, а это радость о Господе. И вот на Святой Земле эту радость можно ощутить. Жалко тех людей, которые живя здесь, не могут эту радость постичь. Она закрыта для них, это огромная человеческая трагедия на самом деле. Поэтому всем бы хотелось пожелать прикоснуться к Святыням Святой Земли, что бы началось великое творческое преображение души.

-С. Можно, наверное, много говорить о своих впечатлениях на Святой Земле, но впечатление нереальности какой-то. Вчера поделились наши паломники. «Неужели это гробница Гефсимании?! Неужели это гробница Богоотец Иокима и Анны?! Неужели это гробница Иосифа??» Кажется, что этого не может быть. Это чудо - Евангельские события, а здесь прикасаешься к Гробнице Пресвятой Богородицы. Иерусалимская икона необыкновенная, русского письма в Гефсимании. Я думаю, что многие кто побывал, ее никогда не забудут. Когда видишь маленькие копии иконы, она не производит того впечатления какого то живого присутствия Царицы Небесной. Причем в тот миг, когда перед этой иконой стоишь и молишься. Для меня и Гроб Господень и Гефсимания, Успение Пресвятой Богородицы, Радуйся обрадованная и в успении Твоем нас не оставляющая. И конечно же самые красивые уголки Святой земли, я думаю нас не упрекнут в гордыне, это Русская Палестина. Как вписался в Гефсиманию, Гефсиманский сад необыкновенной красоты храм Марии Магдалины, построенный Евгением Александровичем великим Князем, там мощи Елизаветы Федоровны находятся, Преподобномученицы. Он дивной красоты и кажется, что без этого храма Иерусалим уже не может существовать.

Елионская свеча, русская свеча, самая высокая точка Иерусалима. В Яфе участок русской миссии необыкновенной красоты. Может я ошибаюсь, но мне кажется уголки русской палестины не просто самые ухоженные, а они возделаны с такой любовью. И там такая благодать особая присутствует, что чувство радости испытываешь. Может это даже какая то гордость за великих русских людей, таких как архимандрит Антонин (Капустин) Архимандрит, епископ Порфирий (Успенский) и других деятелей русской палестины, тех кто для нас оставил это великое сокровище.

-В. Вероятно это чувство еще умножается и тем, что ведь эти люди, они оставили Родину. Милую, любимую Россию с березами, дождями, со снегами ради того, что бы быть здесь у Гроба Господня. И видимо этот их подвиг призвал особую благодать Божью к этим местам. Потому что, даже для греческого духовенства все-таки легче здесь жить. Климат более похож, да и до Греции не далеко. А ведь наши соотечественники попадали совершенно в иную обстановку. В которую сейчас попадают сестры Горненского монастыря, живущие здесь, и другие насельники русские. И претерпевают все неудобства и трудности жизни вдали от Родины именно ради святых мест, ради Гроба Господня.

Вот такой вопрос хотела бы еще вам задать. Вот многие люди говорят. Ну, вот все замечательно, Святая Земля там или другое паломничество. Ну, вот соберусь я со своей семьей, особенно если средства позволяют. И вот я поеду один, чтобы никто не мешал, в своем темпе. Все-таки паломничать в группе или паломничать одному. Есть разница?

-Ш. Я думаю тут можно и одному можно и в группе. И в том и другом случае будет очень полезный опыт. Наверное, в следующий раз мне бы хотелось приехать  сюда одному. Но это не значит, что тот опыт, который я получил в группе он негативный. Наоборот очень позитивный. Например, если ты находишься в группе, ты учишься терпеть недостатки других людей, смиряешь себя, помогаешь. Притом у нас там есть люди не совсем здоровые, которым трудно ходить. Вся группа их ждет, когда они подтянуться, терпеливо ожидают. Это позитивный опыт такого человеколюбия, внимательного отношения друг к другу. И это тоже очень важно на Святой Земле. Я думаю, что Богу более угодно, если ты поможешь слабому человеку и сам при этом к Святыне не приложишься еще. Но если ты приложишься к Святыне и не поможешь слабому человеку в группе. Поэтому здесь очень хорошему поучает,- терпение недостатков других людей, что в деле христианского воспитания неоценимо.

Я еще хотел добавить к тому, о чем мы говорили до этого. О Гефсимании. Меня поразил Гефсиманский сад, потому что, когда я читал о молении о Чаше, то я не представлял себе, что такое Гефсиманский сад. Это то место, с которого Господь ушел на крестные мучения. Я понял, что он ушел на крестные мучения не с горы искушения, не с раскаленных камней, где жизни нет. Он именно молился о Чаше в цветущем саду, полном жизни. Из которого, наверное, особенно трудно идти на мучения. И не случайно Господь именно это место определил себе для моления о Чаше, когда Он молился до кровавого пота. Потому что это действительно потрясающее красивое место. Место, из которого трудно уйти, здесь очень хочется жить. И Господь специально именно здесь молился о чаше. Вот это меня поразило.

-С. Ну, если говорить о паломничестве в группе, то опыт конечно бесценный. Я, наверное, 20 лет паломников сопровождаю в Оптину, на Святой Земле второй раз удалось мне побывать. И могу сказать, что всегда паломничество полезно не только тем, что мы должны носить тяготы друг друга, а тем, что у людей появляется чувство духовного родства от совместной молитвы, от совместного переживания каких-то трудностей. Конечно, люди проявляются по-разному. У кого-то искушения бывают, но обычно паломничество заканчивается тем, что все кто побывал вместе у Святынь, чувствуют себя какой-то маленькой семьей. Вот эта любовь христианская она конечно не заменима сегодня. И мне кажется все таки в группе паломничество приносит больше пользы, чем в одиноком.

-Ш. Ну, еще многое зависит, кто руководит группой. Мы очень благодарны нашему экскурсоводу Ирине, которая сама человек очень верующий, и у нас с ней сложились хорошие отношения, братские, совершенно не конфликтные, а наоборот. И мы ей очень благодарны за ее отношение к нам, потому что удивительно мы везде молились, везде читали Евангелие, везде пели тропари и во всем этом участвовали. Большое ей за это спасибо!

-В. Но вот это особенность паломнической службы «Радонеж», наши слушатели, наверное, знают, что я работаю координатором этой паломнической службы. Что все наши гиды и местные гиды, это непременно люди верующие, церковные, которые хорошо знают не только Святую Землю, но и Священные Писания, Святых Отцов.

Потому что не может человек не верующий хорошо рассказать о Святой Земле и не может он помочь ее открыть и не может оживить эти страницы пятого Евангелия, как назвал Святую Землю Преподобный Кирилл Иерусалимский Святитель.

Скажите, а есть что нибудь на Святой Земле, что бы вам хотелось увести завтра с собой в Россию?

-С. Ну, я хотел бы и отца Александра поблагодарить, отца Владислава. Дело в том, что без батюшки паломники на Святой Земле как сиротки какие-то, потому что везде необходимо не только читать Евангелие. Очень хорошо, когда батюшка поможет помазать тебя елеем из лампадки. Совместная молитва, которую возглавляет священник, Горненская, акафист почитали. Поэтому без священников это все-таки не полное паломничество. Без священника группа представляет из себя сироток, поэтому в «Радонеже», всегда при каждой группе паломников есть священник.

-В. Да, это действительно так, кроме тех редких случаев, когда священника, почему, либо нет, то гид берет на себя его функции. Но всегда гиды вздыхают, что как хорошо был бы хороший батюшка в группе. Потому что батюшка и поисповедует. Батюшка утешит, если у людей есть духовные вопросы, а то ведь они к гидам обращаются. А гиды хоть и христиане и местные, здесь живущие, ну они же не священники, у них нет дара благодати, данной Христом разрешать вопросы, оставлять грехи и так далее. Поэтому бесценный дар, что у нас 99% групп «Радонежа» приезжают со священником.

Но не ответили на мой вопрос. В чемодан, что то хочется положить, увезти со Святой Земли?

-С. Я в прошлый раз привез очень много святынь со Святой Земли и не только иконы, освященные на гробе Господнем, в Гефсимании на гробнице Пресвятой Богородицы. Но и камешки скажу, это такая особенность у паломников из России, когда Владыка Арсений смеялся, что наши бабушки сумками тащат камни. Ну, как же не нырнуть в Иордан и не достать со дна камень базальтовой породы, очень красивый. Эти святыни очень дороги каждому. Это и подарок очень хороший и утешение всем. А главное увозишь со Святой Земли чувство благодарности Богу. Единственно второй раз другое чувство. Первый раз, когда побывал, кажется, что ты прежним уже быть не можешь после паломничества по Святой Земле. Эти великие духовные переживания должны тебя изменить и преобразить. Но, к сожалению, прошло 2-3 года и видишь, что по немощи своей меняешься не так, как хочется, не так как надеешься.

-В. Вы знаете, это история как, по-моему, из «луга духовного» когда ученик приходит к старцу и говорит: Вот я читаю-читаю, отче Авва, а толку нет. Я не меняюсь, я остаюсь таким же грешником.

Он говорит: Возьми кувшин, он взял. Налей в него воды, ученик налил воды. Теперь вылей эту воду, ученик вылил. Скажи, говорит отче, кувшин полон воды? Ученик говорит: Нет, Авва, он пуст. А скажи, он стал чище? Он говорит: Да.

Вот наверное такой же эффект приносит Святая Земля. Наверное, мы не замечаем, но происходит вот то преображение, о котором говорил батюшка. Просто оно происходит не всегда за один год, не всегда и за 2 и за 3. Но след все равно остается, как вы думаете Виктор?

-С. Я бы хотел свою мысль пояснить, что когда уезжаешь со Святой Земли, то чувство остается необыкновенной благодарности Богу, за то, что Господь тебя сподобил побывать у этих великих Святынь. Причаститься у Гроба Господня, в Гефсимании побывать. И кажется, что ты от этого чувства благодарности должен меняться и прикладывать огромные усилия. Но потом понимаешь, что все, к сожалению не так. Но вы правы, ни один человек, побывав на Святой Земле, прежним не остается. И я надеюсь, что у каждого из нас, из нашей группы, вот этот наш внутренний кувшин нашей души он очистился не много, и мы увезем с собой из Святой Земли благодарность Богу, Царице Небесной. И те духовные переживания, которые и выразить сегодня ни я, ни отец Александр и многие из наших паломников выразить не в состоянии.

-Ш. Я, наверное, хотел увезти с собой светлую тоску по Святой Земле, которую уже сейчас испытываю, еще находясь здесь.

-В. От всего сердца желаем, что вы еще приедете и не раз. И поездки на Святую Землю станут регулярными, потому что связь русского человека со Святой Землей она неоспорима. Мы говорили сегодня об этом.

Я от всего сердца поздравляю вас с совершением паломничества. И что тоска по Святой Земле будет вас все время приводить и приводить сюда, к Иерусалиму, к его Святыням.

 

Дорогие братья и сестры! Мы существуем исключительно на ваши пожертвования. Поддержите нас! Перевод картой:

Другие способы платежа:      

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и абзацы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Простите, это проверка, что вы человек, а не робот.
2 + 5 =
Solve this simple math problem and enter the result. E.g. for 1+3, enter 4.
Рейтинг@Mail.ru Яндекс тИЦКаталог Православное Христианство.Ру Электронное периодическое издание «Радонеж.ру» Свидетельство о регистрации от 12.02.2009 Эл № ФС 77-35297 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций. Копирование материалов сайта возможно только с указанием адреса источника 2016 © «Радонеж.ру» Адрес: 115326, г. Москва, ул. Пятницкая, д. 25 Тел.: (495) 772 79 61, тел./факс: (495) 959 44 45 E-mail: [email protected]

Дорогие братья и сестры, радио и газета «Радонеж» существуют исключительно благодаря вашей поддержке! Помощь

-
+