Братство "Радонеж" Группа СМИ «Радонеж» Контакты

Аналитика

Все материалы

Правоверие никогда не заменит любви

19.05.2017 13:56

Сергей Комаров

Всякий верующий человек, когда-то встретившись со Христом на своем жизненном пути, пережил чувство первой любви к Господу. Эти моменты справедливо можно сравнить с яркими ощущениями первой влюбленности, или блаженством медового месяца молодоженов. При встрече с Иисусом было такое же явное переживание счастья, чувство близкого присутствия Жениха человеческой души. В этот период человек летает, как на крыльях. Он живет в атмосфере радости, он действительно обретает новое бытие.

 Время счастливого неофитства спустя годы вспоминается с теплотой и тихой грустью. С теплотой, потому что было очень хорошо, сердце постоянно горело желанием богопознания, и хотелось всему миру рассказать о своей вере. С грустью, ибо как первозданное брачное ликование неизбежно претерпевает охлаждение, так и радость Встречи понемногу теряется в рутине будней, и поддерживать былое горение становится труднее и труднее. Молитвенный порыв заменяется «чтением правила», посещение храма становится привычным, евангельские страницы переворачиваются лениво, без искры. Но так бывает нужно - Бог промыслительно отходит от человека, чтобы тот учился искать Господа.

Здесь есть опасность «застыть» в состоянии охлаждения, и забыть о своей первой любви так, как будто ее не было. Иногда это называется «выгоранием», иногда – унынием. По сути, «выгорание» означает жизнь в Церкви без Христа, медленное угасание души без восстаний и прорывов. Заботливый Христос предупреждает нас об угрозе духовного охлаждения в книге Апокалипсис: Имею против тебя то, что ты оставил первую любовь твою. Итак вспомни, откуда ты ниспал, и покайся, и твори прежние дела; а если не так, скоро приду к тебе, и сдвину светильник твой с места его, если не покаешься (Отк.2,4-5).

***

С годами жизни в Церкви человек начинает понимать, почему Христос поставил на первое место любовь к Богу, почему это есть первая и наибольшая заповедь (Мф.22,38). Действительно, все в ней, в любви. Она - Альфа и Омега, начало и конец христианства. Даже и покаяние, с которого должна начинаться духовная жизнь, имеет корни в той же любви. Только во имя любви к Богу, к чистоте и святости начинает человек трудиться над изменением себя, и ставит черту между своей прошлой жизнью и настоящей. Покаяние есть явление положительное, а не отрицательное. Насколько любишь Христа, настолько искренне будешь каяться. Если действительно любишь Бога, убоишься грешить. Полюбишь Бога очень-очень сильно, как святые – совсем грешить перестанешь (осознанными грехами). Как и пишет Иоанн Богослов, апостол любви: Всякий, рожденный от Бога, не делает греха, потому что семя Его пребывает в нем; и он не может грешить, потому что рожден от Бога (1Ин.3,9).

Заметим, что первую любовь можно понимать как главную. Первая, т.е. «любовь номер один», выше и важнее всего остального. Мы порой любим Христа второй, третьей, десятой любовью. Первая любовь – для меня, а вторая уже Христу. Или первая – мне, вторая – семье, а третья Христу. А бывает, Господу остаются какие-то ошметки вместо любви – десятая, или пятнадцатая любовь, которой находится место где-то на задворках души. Но Христос предупреждает, что первой любовью должен быть Он. Когда человек отдал свое сердце Богу, все остальные направления любви будут законными, и все прочие отношения выстроятся правильно.

Если в разговоре о первой любви воспользоваться образом жениха и невесты, то нужно вспомнить, что невеста любит жениха, ожидая его. Они еще не соединились в браке, они пока не муж и жена. Они любят и ждут. Так и мы еще не соединились со Христом полностью - это произойдет уже в вечности, в Царствии Небесном. Как ощущает себя невеста, ждущая жениха? Она думает только о нем, и всем своим существом устремлена к любимому. Так и христианская душа должна жить ожиданием соединения с Божественным Женихом, мыслями о Нем, предощущением Его Пришествия. Наверное, это и значит «вспомнить первую любовь» - жить чистым, нежным чувством любви и ожидания. Жить так, чтоб святость ожидания не омрачилась никаким, даже самым малым, грехом, потому что всякий грех станет предательством, нарушением обета верности.

Очень важны слова Христовы из Апокалипсиса: вспомни, откуда ты ниспал. Они имеют в себе намек на очень страшную вещь. Здесь проводится аналогия с Люцифером, ниспадшим с небес. Потерявший первую любовь и не возвративший ее уподобляется падшему ангелу, ибо он тоже утратил небо. Вообще всякий грех есть отступление в любви, а оскудение любви к Богу потенциально заключает в себе все грехи мира. Православие – это такое приближение к огню божественной любви, которое требует ответного возгорания, иначе даже ангел способен стать демоном. Православие без любви есть печальное, позорное, жуткое зрелище. Нехватка любви способна сделать бессмысленными все наши догматы. «Никакая правоверность в мире не заменит любовь» - сказал один богослов, и он совершенно прав.

Без любви к Богу невозможно покаяние. Более того, покаяние – это и есть обретение первой любви. Без нее нет Православия. Полюбить первой любовью значит все начать заново, обнулить свое религиозное чувство; понять, что раньше ты еще не любил, и любить сегодня так, как в первый раз и последний.

***

Протопресвитер Александр Шмеман написал однажды, что главная трагедия современного христианства в том, что мы живем так, будто Христос не приходил. Немного перефразируя мысль богослова, скажем: главная трагедия христианства случается всякий раз, когда мы, исповедуя правильные догматы, забываем свою первую любовь. Бог, Которого не любят, не имеет смысла. Как не имеет смысла и жизнь, утратившая живое чувство первой любви ко Христу.

Каждый день нашей жизни ставит перед нами эту задачу: вспомнить первую любовь, и не выпускать ее из своего сердца; а если ушла, возвращать ее покаянием. Любовь к Богу, вкупе с нашими догматами, и называется Православием – какой-то другой вариант вряд ли возможен. В противном случае Православие останется лишь набором вероучительных истин – правоверием, которое никогда не заменит любви.

 

 

 

Все статьи

Другие статьи автора

Дорогие братья и сестры, радио и газета «Радонеж» существуют исключительно благодаря вашей поддержке! Помощь

Рейтинг@Mail.ru Яндекс тИЦ Каталог Православное Христианство.Ру Электронное периодическое издание «Радонеж.ру» Свидетельство о регистрации от 12.02.2009 Эл № ФС 77-35297 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций. Копирование материалов сайта возможно только с указанием адреса источника 2016 © «Радонеж.ру» Адрес: 115326, г. Москва, ул. Пятницкая, д. 25 Тел.: (495) 772 79 61, тел./факс: (495) 959 44 45 E-mail: [email protected]