Перейти к основному содержанию

08:10 24.04.2018

Петр Павленский как зеркало современного искусства

23.01.2017 08:29:02

Как сообщают новостные ленты, известный акционист Петр Павленский удалился во Францию, чтобы избежать преследования по обвинению в сексуальном насилии. Что же, никакая профессиональная или социальная группа не застрахована от того, что в ее среде появится преступник. Внезапно выясняется, что заслуженный учитель, или священник, или врач, человек, приобретший себе доверие и уважение, вел тайную жизнь и всех обманывал - был столпом порядочности напоказ и гнусным злодеем - втайне. Люди, которые ему доверяли, чувствуют себя обманутыми и преданными.

Но ситуация с Петром Павленским - в принципе иная. Его никак нельзя упрекнуть в двойной жизни. Он никогда не притворялся и не лицемерил. Достаточно ознакомиться с его предыдущими действиями - чтобы увидеть полную предсказуемость последних эпизодов. Когда человек который "все презирал - законы, совесть, веру", напоследок презрел еще и уголовный кодекс - удивляться тут нечему. В этом есть определенная последовательность; не будет удивительно, если и с французскими властями он не поладит.

Люди, которые носили его на руках и прославляли, как не просто художника, а художника гениального, человека с достойной гражданской позицией, вовсе не стали жертвой коварного обмана с его стороны. Он и не пытался выдавать себя за кого-то другого.

Достаточно ознакомиться, например, с интервью его "соратницы" Оксаны Шалыгиной, которые было опубликовано на сайте "Радио Свобода" еще 22 ноября 2015 года. Со стороны поведение Павленского выглядит экстремальной формой того самого патриархального угнетения и эксплуатации, против которого так сильно негодует революционная интеллигенция - хотя и сопровождается непрестанными разговорами о "свободе", "освобождении" и тому подобном.

Как явствует из слов Шалыгиной, она смиряется с тем, что Павленский водит девиц (это называется "открытые отношения"), и сама отрубила себе палец во искупление вины перед ним. Вот как она рассказывает об этом:

"Я нарушила слово. После действия ты можешь сказать тысячу слов, но они уже не будут иметь никакого значения и веса. Я долго думала, как я могу соединить разорванную связь между реальностью и своим словом. И в какой-то момент поняла, что нужно сделать. Я отрубила себе палец. Назначила себе такую цену за нарушенное слово – две фаланги мизинца. Потом рассказала Петру. Он согласился. Так связь между действием и словом была восстановлена"

Отношения, в которых женщина отрубает себе палец - а мужчина "соглашается" - это тяжелая патология, мрачная и отвратительная бесчеловечность. И поклонники Павленского внезапно проснулись, только когда его вызвали на допрос по обвинению в сексуальном насилии? А до этого их ничто не тревожило?

Он их никогда не обманывал; они стали жертвой, скорее, определенной субкультуры, в которой бессмысленные выходки на грани психопатологии считаются  гениальными произведениями искусства, а громко заявленная враждебность к властям - индульгенцией на все прошлые, настоящие и будущие грехи.

Еще одна особенность этого круга - вера в то, что титул "художника", который присваивается "экспертами" из той же субкультуры, дает право пренебрегать нормами и запретами, которые само собой разумеются для всех остальных - "нехудожников". Действия, которые были бы сочтены неуместными, отвратительными, да и просто патологическими в исполнении простого смертного, превращаются в "произведение искусства", требующее к себе почтения, когда их совершает "художник".

Как говорит один из участников обсуждения ситуации в сети (сам он не одобряет Павленского), "Да, есть факт социальной антропологии - мы считаем художников чем-то вроде одержимых "шаманской болезнью" (как в первобытных культурах), и поэтому не подлежащими обычному суду с точки зрения норм. То есть, они - эдакие разведчики, которых социум высылает в сакральное/табуированное (в частности, чтобы гражданам самим там не присутствовать)".

Это выведение "художника" за рамки общепринятых норм - постоянно заявляемая позиция. Когда в сети спорили о скандальной выставке Джока Стерджеса, и противники детской клубнички указывали, в частности, на известные личные наклонности фотохудожника - в частности, на то, что он совратил 14-летнюю модель. Защитники выставки возражали, что художественную гениальность нельзя судить по меркам обычной этики, иначе из музеев надо повыкидывать половину титанов Возрождения, которые в частной жизни были довольно неприятными типами.

Огромное непристойное изображение на мосту, которое, сделай его обычные люди, было бы просто мелким хулиганством. Но, будучи нарисовано "художниками" из группы "Война" оно не только было признано "произведением искусства", но и получило премию от государства.

Пример, близкий к случаю Павленского - другой "художник", Илья Трушевский, также подвергшийся преследованию закона (и реально попавший в тюрьму) за сексуальное насилие. Илья является лауреатом премии «Моральная поддержка», присужденной руководством Арт-центра Винзавод для художников, имеющих проблемы с правоохранительные органами. На церемонии вручения приза “арт деятель” Николай Палажченко от имени центра современного искусства «Винзавод» сказал:

"В последнее время современное искусство все чаще оказывается в зоне скандала. И эти скандалы уже не буря в песочнице. На художников заводят реальные уголовные дела, которые могут закончиться приговором и тюрьмой. Это разрушает искусство, это разрушает людей, это аморально.

Мы считаем недопустимой ситуацию, при которой кураторы и художники дистанцируются от коллег, попавших в такую сложную ситуацию вне зависимости от оценки самих их действий и поступков, послуживших причиной для подобной ситуации".

Такое поразительно терпимое отношение к не только неэтичному, но и прямо криминальному поведению "художников" - это уже не особенность отдельных лиц, это уже особенность субкультуры. И это вполне предсказуемо - люди, приписавшие себе "право" нарушать нормы человеческого общежития на том основании, что они "художники", нескоро остановятся.

В этом отношении часто оказывающийся в центре внимания конфликт между "современным искусством" и Церковью, является частным случаем неспособности уважать что бы то ни было - глубокие чувства других людей или право женщины сказать "нет".

И на это стоит заметить, что претензия на титул "художника" не может и не должна наделять человека повышенным статусом, как и претензии каких-то действий на титул "искусства". Хулиганские выходки остаются не более чем хулиганскими выходками, патология - патологией, демонстративная грубость, жестокость и аморальность - достойными порицания, а не восхищения.

Павленский же, конечно, не пропадет; как пишет New York Times в статье под заголовком “Русский диссидент-художник ищет убежища во Франции”, “Эта ситуация... отражает климат подозрительности и растущего авторитаризма в России”. Но у тех, кто будет считать Павленского героем сопротивления режиму, уже точно не будет оснований считать, что их обманули. 

Комментарии

пт, 01/27/2017 - 19:40 :

сила таких "художников" не в их творчестве, а в их нахальстве и бесстрашии, мы же пасуем перед ними, боимся даже свое мнение высказать, поэтому они нас побеждают

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и абзацы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Простите, это проверка, что вы человек, а не робот.
Рейтинг@Mail.ru Яндекс тИЦ Каталог Православное Христианство.Ру Электронное периодическое издание «Радонеж.ру» Свидетельство о регистрации от 12.02.2009 Эл № ФС 77-35297 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций. Копирование материалов сайта возможно только с указанием адреса источника 2016 © «Радонеж.ру» Адрес: 115326, г. Москва, ул. Пятницкая, д. 25 Тел.: (495) 772 79 61, тел./факс: (495) 959 44 45 E-mail: [email protected]

Дорогие братья и сестры, радио и газета «Радонеж» существуют исключительно благодаря вашей поддержке! Помощь

-
+