Перейти к основному содержанию

17:29 26.04.2024

О последствиях реализации плана подготовки специалистов по истории и культуре ислама.

14.01.2013 23:55:14

 

2008 год

2009 год

2010 год

подготовка специалистов с углубленным знанием истории и культуры ислама

300 000,0

 

300 000,0

 

300 000,0

 

 

Целесообразно процитировать наиболее показательные и ключевые положения данного проекта и планов по его дальнейшей реализации:

«Совместно с традиционными исламскими объединениями провести реформу и упорядочение системы исламского образования, сделать его способным обеспечить подготовку достаточного количества лояльных государству специалистов для работы в этих объединениях (священнослужителей, преподавателей исламских учебных заведений, служащих аппаратов духовных управлений и издательств).

Для организации противодействия дальнейшему распространению радикального ислама в ближайшие 5–7 лет (3 полных образовательных цикла среднего профессионального и высшего образования) потребуется подготовить около 2000 таких специалистов со средним специальным и около 1300 – с высшим образованием, в том числе 800 имамов-хатыбов, 300 преподавателей исламских учебных заведений и 200 работников аппаратов духовных управлений, издательств и т.д.[1] Приведенные расчеты основаны на современных потребностях в специалистах такого рода и имеющихся возможностях исламских учебных заведений. В дальнейшем, в ходе совершенствования сферы исламского образования, эти цифры могут быть пересмотрены в сторону увеличения.

Реформа исламского образования должна привести к сокращению количества официально зарегистрированных исламских образовательных учреждений за счет укрупнения и формирования 5–6 исламских университетских центров (с высшими и средними учебными заведениями) на базе имеющихся исламских университетов в гг. Москве, Казани, Уфе, Махачкале и др.

В ходе реформы предполагается оказать значительную материальную, организационную и методическую помощь этим центрам, ускорить (во взаимодействии с ними) доработку и утверждение Минобрнауки России исламского компонента государственного образовательного стандарта по специальности теология. Исламским образовательным учреждениям (как и религиозным образовательным учреждениям других конфессий) будет предоставлено право проходить государственную аккредитацию, реализовывать некоторые светские государственные образовательные стандарты, например, по филологии (арабской), востоковедению, религиоведению, теологии и выдавать выпускникам диплом государственного образца.

Пункт 3 статьи 4 Федерального закона “О свободе совести и о религиозных объединениях” дает возможность в рамках мероприятий по поддержке исламского образования создать в исламских вузах кафедры по преподаванию светских социо-гуманитарных дисциплин (история России, обществознание, регионоведение, теология и др.) в виде филиалов кафедр государственных вузов[2]. Эти кафедры могут быть созданы на основе договоров о сотрудничестве между государственными и исламскими вузами и содержаться за счет бюджетных средств, выделенных на реализацию специальных программ Минобрнауки России. На обеспечение деятельности таких кафедр, с учетом их технического оснащения, в ближайшие 7 лет (3 полных образовательных цикла) потребуется до 320 млн. руб. (20 кафедр по 2 млн. руб. в год, а также по 2 млн. руб. на техническое оснащение).

Наполнить ежегодным реальным финансированием и реализовать разработанную Минобрнауки России “Комплексную программу содействия развитию сферы религиозного образований на 2005–2015 гг.”, которой предусматривается возможность целевой подготовки около 600 специалистов для духовных управлений мусульман и исламских образовательных учреждений в государственных университетах (в Москве, Нижнем Новгороде, Санкт-Петербурге, Краснодаре, Тюмени) по светским государственным программам высшего образования (регионоведение, востоковедение, религиоведение, теология и т.д.), проведение в этой сфере научных исследований и ситуативных мониторингов, а также разработка и реализация системы содействия исламским учебным заведениям. Дополнить программу в соответствии с планами по оказанию поддержки реформированию исламского образования и созданию в исламских вузах кафедр по преподаванию светских социо-гуманитарных дисциплин в виде филиалов кафедр государственных вузов, предусмотрев в ней их финансирование.

С целью реализации упомянутой выше комплексной программы и содействия реформе исламского образования образовать Межвузовский консорциум по поддержке исламского образования при Минобрнауки России (согласовано с руководством министерства и ректорами вузов). Создание такого консорциума (без образования юридического лица) позволит вузам составлять и координировать программы, а также направления подготовки специалистов-исламоведов, проводить мониторинг потребностей в них религиозных организаций и госучреждений, оказывать организационную и методическую помощь собственно исламским учебным заведениям.

Предусмотреть финансирование деятельности Консорциума через “Комплексную программу содействия развитию сферы религиозного образования на 2005–2015 гг.” Минобрнауки России[3]

Под задачу повышения эффективности противодействия экстремизму и терроризму подверстана масштабнейшая задача Министерству образования и науки Российской Федерации, Министерству культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации и Министерству регионального развития Российской Федерации обеспечить реализацию в Южном федеральном округе проекта создания на базе существующих исламских учебных заведений двух крупных исламских образовательных центров: в городе Махачкале на базе Северо-Кавказского университета им. Мухаммада Арипа, в городе Нальчике на базе Исламского института. Указанным министерствам была также поставлена задача рассмотреть возможность создания аналогичных центров в Приволжском федеральном округе на базе исламских университетов Казани и Уфы.

 

Объемы, источники и статьи финансирования проекта.

Как уже было указано выше, согласно утвержденному Распоряжением Правительства Российской Федерации от 14.06.2007 № 775-р Плану мероприятий по обеспечению подготовки специалистов с углубленным знанием истории и культуры ислама в 2007–2010 годах, в 2007 году на развитие мусульманского религиозного образования государством было выделено не менее 300 миллионов рублей.

Всего на помощь мусульманским религиозным организациям в 2007 году, по словам сотрудника Администрации Президента РФ А.А. Гришина, «при активном участии государства» было направлено около 800 млн. рублей (почти 35 млн. долларов США)[4].

Финансирование государством мероприятий по обеспечению подготовки специалистов с углубленным знанием истории и культуры ислама осуществляется по следующим направлениям, если учитывать всех организаторов, исполнителей и привлеченных соисполнителей и пр.:

1. Финансирование из федерального бюджета Российской Федерации:

1.1. Финансирование в рамках приоритетного национального проекта «Образование»[5].

1.2. По программам государственной политики в области демографии[6].

1.3. По федеральным целевым программам в области культуры и образования[7].

1.4. По федеральным программам, связанным с противодействием экстремизму и терроризму, с финансированием некоторых видов деятельности по закрытым бюджетным статьям.

1.5. Грантовая поддержка некоммерческих организаций, созданных мусульманскими религиозными организациями, иных организаций – по программе поддержки неправительственных некоммерческих организаций.

2. Финансирование из бюджетов субъектов Российской Федерации:

2.1. По программам государственной политики в области демографии.[8]

2.2. По региональным программам по развитию национальной культуры и по противодействию экстремизму и терроризму.

2.3. Через механизмы безвозмездной передачи имущества, земельных участков, предоставления различных льгот, установления льгот по оплате коммунальных платежей.

2.4. Грантовая поддержка некоммерческих организаций, созданных мусульманскими религиозными организациями, иных организаций – по региональным программам поддержки неправительственных некоммерческих организаций.

3. Финансирование из государственного бюджета разработки и производства сторонними подрядчиками, в том числе государственными образовательными и научными учреждениями, необходимых для развития мусульманского религиозного образования продукта (учебно-методическое обеспечение, интернет-ресурсы, переводы материалов с иностранных языков и пр.).

4. Недавно созданный Фонд поддержки исламской культуры, науки и образования.

В СМИ заявлялось, что А.А. Гришин, создавший Фонд поддержки исламской культуры, науки и образования, является членом правления этого фонда[9].

Фонд поддержки Исламской культуры, науки и образования был создан с целью дополнительного финансирования мероприятий по реформированию исламского образования, планируемых упомянутых выше Консорциумом проектов и аккумулирования средств, поступающих по линии Организации исламской конференции и исламских благотворительных организаций.

По словам сотрудника Администрации Президента РФ А.А. Гришина, Исламский банк развития в 2008-2009 годах должен перечислить в российский Фонд поддержки исламской культуры, науки и образования 1,5 млн. долларов США на гуманитарные проекты[10]. Сотрудник Администрации Президента РФ А.А. Гришин, являющийся, членом правления Фонда поддержки исламской культуры[11], науки и образования, заявлял о своих воззрениях на развитие мусульманских издательств: «Нам бы хотелось, чтобы таких издательств было больше»[12]. А.А. Гришин подтвердил в указанном интервью, что он принимает самое непосредственное участие в распределении грантов из средств этого фонда[13].

В целом, безотносительно обсуждаемой ситуации, существование такого фонда вполне целесообразно и обоснованно. Но в данном случае, по нашему убеждению, этот фонд превращен А.А. Гришиным и рядом других лиц в средство неправомерного вмешательства государства во внутренние дела мусульманских религиозных организаций. Станет ли этот фонд средством незаконного обогащения отдельных государственных должностных лиц, станет видно позднее…

 

Направления и механизмы реализации проекта.

Реализация рассматриваемого Проекта по созданию государственно финансируемой системы исламского религиозного образования в России происходит с использованием возможностей существующих социальных институтов, в частности: мусульманских организаций, государственных механизмов взаимодействия с общественными объединениями и оказания им поддержки. Рассмотрим пространство этих институтов подробнее.

В 2005 году был создан Совет по исламскому образованию при Совете муфтиев России, председателем Совета стал М.Ф. Муртазин[14].

Создан Центр исламских вузов на Северном Кавказе[15].

При Министерстве образования и науки РФ создан консорциум вузов по исламскому образованию[16].

Реализуется комплексная программа по содействию развитию сферы религиозного образования (прежде всего мусульманского).

В ноябре 2007 года был создан Совет ректоров высших исламских учебных заведений России. Его учредителями стали ректор Московского исламского университета (г. Москва) – Муртазин Марат Фахрисламович, ректор Российского исламского университета (г. Казань) – Мухамметшин Рафик Мухаметшович, вице-президент Северо-Кавказского университетского центра исламского образования и науки г. Махачкала – Садиков Максуд Ибнугаджарович. В ходе заседания участники утвердили Положение Совета ректоров высших исламских учебных заведений России и избрали председателем Совета Р.М. Мухамметшина.[17]

Логика, алгоритм выстраивания одного из направлений реализации проекта такова. Финансирование выделяется для определенного государственного вуза, за которым закрепляется в качестве партнера определенный мусульманский вуз. Эти два вуза совместно выполняют работы, предусмотренные планом. План предусматривает различные научные, учебные, методические направления работы.

По решению Министерства образования и науки РФ, пять исламских вузов прикреплены, соответственно, к пяти государственным вузам.

Государственные вузы, участвующие в программе[18]:

• Московский государственный лингвистический университет (г. Москва);

• Кубанский государственный университет (г. Краснодар);

• Нижегородский государственный университет (г. Нижний Новгород);

• Смольный институт свободных искусств и наук Санкт-Петербургского государственного университета (г. Санкт-Петербург);

• Северо-Кавказский государственный технический университет.

Базовыми негосударственными исламскими вузами в проекте были определены следующие:

• Московский исламский университет (г. Москва);

• Российский исламский университет (г. Казань);

• Российский исламский университет при Центральном духовном управлении мусульман России (г. Уфа);

• Северо-Кавказский исламский университет имени Абу Ханифы (г. Нальчик);

• Северо-Кавказский исламский университетский центр (г. Махачкала)[19].

В проект также включен Татарский государственный гуманитарно-педагогический университет.[20]

В пять из перечисленных выше государственных вузов осуществляется целевой набор абитуриентов по квотам (по религиозному признаку), на основе рекомендаций духовных управлений мусульман.

Пунктом 24 Плана мероприятий Минобрнауки России по стабилизации межнациональных и межконфессиональных отношений в Южном федеральном округе (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 12.05.2005 № 139 «Об утверждении плана мероприятий Минобрнауки России по стабилизации межнациональных и межконфессиональных отношений в Южном федеральном округе»; с изменениями от 26.07.2005) была предусмотрена организация в течение 2005 года целевой подготовки специалистов в области истории и культуры ислама (30 мест) на базе ряда вузов (Санкт-Петербургский государственный университет, Московский государственный лингвистический университет, Нижегородский государственный университет имени Н.И. Лобачевского).

В 2007 году набиралось по 10 человек по рекомендациям духовных управлений мусульман в следующие вузы:

Институт международных отношений и социально-политический наук (подразделение на правах факультета) Московского государственного лингвистического университета – на специальность «культурология» (востоковедение, арабский язык);

Факультет международных отношений Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского – на специальность «политология» (востоковедение, арабский язык);

Смольный институт свободных искусств и наук Санкт-Петербургского государственного университета – на специальность «искусства и гуманитарные науки» (востоковедение, арабский язык);

Северо-Кавказский государственный технический университет – на специальность «социология» (исламская социология, арабский язык);

Кубанский государственный университет – на специальность «история».

Как прокомментировал эту практику ответственный секретарь Комиссии по вопросам религиозных объединений при Правительстве Российской Федерации А.Е. Себенцов, «по инициативе государства образован фонд, аккумулирующий средства, поступающие из разных источников, в том числе – зарубежных, на эти цели. Кроме того, государство на протяжении четырех лет расширяет практику подготовки на базе светских вузов специалистов по истории и культуре ислама. Так, первая группа студентов МГУ, направленных в этот вуз по рекомендациям ДУМов (духовных управлений мусульман), завершает обучение по специальности “Регионоведение”. Государство выбрало также ряд престижных вузов в регионах, которые будут ежегодно принимать по 10 человек по рекомендациям ДУМов на обучение по гуманитарным специальностям (история, культурология, социология, регионо- и религиоведение). Эти вузы объединены в Ассоциацию, за ними закреплены религиозные учебные заведения соответствующих ДУМов, программы и учебные планы которых будут проходить апробацию в этих светских государственных вузах»[21].

Полагаем, что квотирование по религиозному признаку учебных мест в государственных и муниципальных образовательных учреждениях высшего профессионального образования является неправомерной инициативой отдельных государственных должностных лиц в сфере отношений с религиозными объединениями, явно противоречит конституционным нормам о светскости государства в Российской Федерации, отделении религиозных объединений от государства и равенстве их перед законом (части 1 и 2 статьи 14 Конституции Российской Федерации), а также конституционной норме о равенстве прав и свобод человека и гражданина независимо от отношения к религии (часть 2 статьи 19 Конституции Российской Федерации).

Тем не менее, еще в марте 2002 г. председатель Комитета по связям с религиозными организациями Правительства г. Москвы Н.В. Меркулов в своем письме председателю Комитета образования Правительства г. Москвы Л.П. Кезиной потребовал введения такого квотирования по религиозному признаку: «В настоящее время сложилась острая ситуация с обеспечением му­сульманских общин священнослужителями. Открытые в 1994 г. высший Ду­ховный исламский колледж и с 1999 г. – Московский исламский универси­тет в целом дают необходимое религиозно-богословское образование своим выпускникам. В то же время преподавание необходимого количества свет­ских дисциплин в данных учебных заведениях затруднено. Однако опыт прошлых лет показывает, что богословы и имамы должны быть всесторонне развиты, получать не только теологическое, но и полноценное светское высшее образование. Комитет по связям с религиозными организа­циями поддерживает просьбу муфтия шейха Равиля Гайнутдина об обучении священнослужителей Духовного управления мусульман европейской части России по целевому набору в вузах столицы для получения ими высшего светского образования. Для финансирования данного проекта Комитет считает необходимым предусмотреть выделение Комитету образования дополнительных средств из бюджета города Москвы для обучения 25 студентов»[22]. Достаточно показательно, что почему-то почти все кандидатуры, представленные председателем Совета муфтиев России, муфтием Равилем Гайнутдином в Московский комитет образования в соответствии с обозначенной выше протекцией Н.В. Меркулова, оказались в то время в возрасте 16–18 лет, лишь одна девушка – 21 года[23].

В своем выступлении в Российском исламском университете в ноябре 2007 г. Первый заместитель Председателя Правительства РФ Д.А. Медведев (ныне – избранный Президент РФ) заявил: «Правительство недавно одобрило представленный Минобрнауки план по подготовке специалистов с углубленным знанием истории культуры ислама в светских вузах, а также по оказанию методического содействия в информационно-технической помощи высшим учебным исламским заведениям. В соответствии с этим планом государственные вузы заключают с исламскими образовательными учреждениями договоры о сотрудничестве, разрабатывают методические пособия и программы… И сегодня речь идет уже о создании всероссийского интернет-портала для обеспечения подготовки специалистов с углубленным знанием истории и культуры ислама»[24]. Тем самым, Д.А. Медведев подтвердил самое непосредственное участие Министерства образования и науки Российской Федерации в разработке данного проекта (добавим, во взаимодействии с представителями Совета муфтиев России, Московского исламского университета, нескольких представителей правоохранительных органов, при кураторстве со стороны А.А. Гришина, А.Е. Себенцова и еще ряда лиц).

По заявлению начальника отдела Департамента государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Министерства образования и науки РФ Т.Э. Петровой: «Государство выделяет значительные средства этим пяти государственным вузам для оснащения исламских вузов современными техническими средствами образования: компьютерными классами, лингафонными кабинетами, средствами дистанционного обучения и т.д. Предполагается также стажировка преподавателей исламских вузов в государственных вузах, а преподаватели светских дисциплин, таких как история, философия, социология, педагогика, культурология будут восполнять свои знания об исламе, изучая историю ислама, философию ислама, педагогику ислама, этику ислама, мусульманское право. Такое сотрудничество государственных и исламских вузов поможет поднять исламское образование в России на новый, современный уровень… Для практического осуществления этой, поистине, новой политики государства, Правительством РФ принято специальное распоряжение, предусматривающее конкретные меры по поддержке исламского образования»[25].

О том, какая колоссальная работа развернулась внутри этих отобранных для проекта государственных вузов, можно судить по объявлениям о следующих внутренних конкурсах в Московском государственном лингвистическом университете, осуществляемых в рамках проекта «Реализации Плана мероприятий по обеспечению подготовки специалистов с углубленным знанием истории и культуры ислама в 2007–2010 годах» (заявки принимались до 25.10.2007):

• на выполнение работ по мероприятию 2.1.1 «Разработка концепции учебников, учебных пособий, словарей, хрестоматий, практикумов, методических рекомендаций, рабочих тетрадей по основным учебным дисциплинам каждой образовательной программы»;

• на выполнение работ по мероприятию 2.1.2 «Подготовка учебников, учебных пособий, словарей, хрестоматий, практикумов, методических рекомендаций, рабочих тетрадей по основным учебным дисциплинам каждой образовательной программы»;

• на выполнение работ по мероприятию 2.1.5 «Разработка методических рекомендаций по использованию учебников, учебных пособий, словарей, хрестоматий, практикумов, методических рекомендаций, рабочих тетрадей по основным учебным дисциплинам каждой образовательной программы»;

• на выполнение работ по мероприятию 3.1.4 «Разработка концепции применения современных технических средств при реализации образовательных программ с учетом специализации и содержания частных методик»[26].

В конце 2007 года Нижегородский государственный университет им. Н.И.Лобачевского объявил открытый конкурс на оказание услуг по разработке, информационному наполнению и внедрению портальной системы дистантного, то есть основанного на использовании технических средств связи, обучения специалистов-политологов с углубленным изучением истории и культуры ислама. Изначальная цена вопроса – 3,82 млн. рублей. ООО «ПрофИнвест-IT» стало единственным участником конкурса, который признан несостоявшимся. Конкурсная комиссия рекомендовала заказчику заключить контракт по цене 3,82 млн. рублей с единственным участником размещения заказа. Источником финансирования является федеральный бюджет[27].

Результатом такой совместной деятельности при столь значительном финансировании стало издание в рекордно короткие сроки значительного количества учебных, учебно-методических и научно-справочных пособий, учебников, монографий, научно-популярной литературы.

В рамках Плана издается большое количество литературы по смежным темам – в качестве формы оплаты труда привлеченных к реализации проекта помощников[28].

На государственные деньги государственными вузами во взаимодействии с мусульманскими организациями экстренно были подготовлены (или находятся в процессе подготовки, запланированы) совокупно всеми привлеченными светскими вузами, а также соисполнителями – третьими лицами (например, задействованными в организации проекта чиновниками или близкими им лицами):

• свыше 200 (!) учебно-методических комплектов по основным дисциплинам мусульманского профессионального религиозного (духовного) образования, включая типовые материалы (в электронном и печатном виде) для лекционных и семинарских занятий (учебники, учебные пособия, учебные планы, учебные программы, учебно-методические пособия и пр.), в том числе их презентационные мультимедийные части;

• несколько сотен учебников, учебно-методических пособий, курсов лекций, методических рекомендаций, словарей;

• десятки примерных образовательных программ высшего профессионального образования по различным направлениям подготовки и специальностям (программ профессиональной переподготовки, программ повышения квалификации), иных рабочих программ;

• десятки электронных учебников и электронных учебных пособий.

Специалисты, ознакомившиеся с изданными и проектируемыми пособиями, отмечают достаточно высокое качество подготовки указанных материалов.

В частности, в рамках анализируемого проекта, Московскому государственному лингвистическому университету было поручено подготовить 4 примерные образовательные программы высшего профессионального образования по 1 направлению подготовки и 4 специальностям, разработать 64 учебника и учебно-методических пособий, 32 методические рекомендации. Смольному институту свободных искусств и наук Санкт-Петербургского государственного университета было предписано создать 100 электронных учебно-методических комплектов по 4 направлениям подготовки (специальностям), разработать и провести апробацию системы сетевого дистанционного обучения, подготовить 22 электронных учебника и учебно-методических пособия, создать интернет-портал системы дистанционного образования для студентов и преподавателей и мн. др.[29]

С другой стороны, одним только Московским исламским университетом в 2007 г. в рамках анализируемого проекта были подготовлены 26 учебников и пособий по исламоведению, истории, философии, культурологии, филологии арабского языка, социологии, политологии и др. Были разработаны учебные программы по дисциплинам таких образовательных направлений, как регионоведение, культурология, социология, искусства и гуманитарные науки.[30]

Во многих субъектах сегодня «в пожарном порядке» печатаются учебники для мусульман, проводятся тендеры на поставку материалов для типографий для печати мусульманских учебников.

Например, тендер в ноябре 2007 г. на поставку канцелярских товаров и бумаги для обеспечения подготовки специалистов с углубленным знанием истории и культуры ислама в Кубанском государственном университете[31].

В середине сентября 2007 года Федеральное агентство по образованию сообщило о том, что намерено на конкурсной основе выбрать организацию, которая взяла бы на себя «создание и поддержку специализированного сайта в сети интернет по вопросам подготовки специалистов с углубленным знанием истории и культуры ислама». От исполнителя данного проекта требовалось, в частности, разработать сам портал (с учетом определенных критериев), а также обеспечить соблюдение требований к защите информации от несанкционированного доступа и требований к надежности работы аппаратно-программного комплекса. Кроме того, подрядчик должен будет организовать годовое информационно-техническое обслуживание разрабатываемого сайта и обеспечить доступ пользователей к нему через федеральные научно-образовательные сети (RUNNet, RBNet) и интернет. Бюджет этого проекта был определен в 15 млн руб. [32]

Предмет указанного государственного контракта:

«Выполнение работ (оказание услуг) по проекту: “Создание и поддержка специализированного сайта в сети Интернет по вопросам подготовки специалистов с углубленным знанием истории и культуры ислама”»[33].

Требуемый по указанному госконтракту объем выполняемых работ (оказываемых услуг):

«Анализ опыта функционирования интернет-ресурсов, сходных по тематике с разрабатываемым порталом.

Анализ целевой аудитории разрабатываемого портала и её информационных потребностей.[34]

Разработка единой концепции портала.

Разработка информационно-логической архитектуры портала.

Выработка единой стилистики портала; разработка дизайн-макетов различных типов страниц портала и администраторского интерфейса.

Вёрстка дизайн-макетов различных типов страниц портала.

Разработка программной платформы портала.

Подбор информационных материалов и перевод их на арабский язык.

Адаптация информационных материалов для размещения в сети Интернет.

Вёрстка и размещение на портале информационных материалов.

Создание аппаратно-программного комплекса портала и его зеркал в регионах вузов-участников проекта и его внедрение в промышленную эксплуатацию[35]

На участие в указанном конкурсе поступила лишь одна заявка. Ее подал Северо-Кавказский государственный технический университет, который запросил за свои услуги 14 млн. 800 тыс. руб. (свыше 630 тыс. долларов США!). 6 ноября 2007 года Федеральное агентство по образованию подвело итоги открытого конкурса по выбору подрядчика IT-проекта. Конкурс был признан несостоявшимся, но предложение названного вуза устроило Рособразование, и с единственным участником было решено подписать государственный контракт.[36]

Приказ Федерального агентства по образованию от 20.11.2007 № 2099 «О выделении ассигнований из федерального бюджета на выполнение работ (оказание услуг) в 2007 году по итогам открытого конкурса “Создание и поддержка специализированного сайта в сети Интернет по вопросам подготовки специалистов с углубленным знанием истории и культуры ислама”» обязал Управление программ в сфере образования и размещения государственного заказа (Б.В. Короткову) предусмотреть выделение ассигнований из федерального бюджета на оплату выполнения работ (оказания услуг) по итогам открытого конкурса «Создание и поддержка специализированного сайта в сети Интернет по вопросам подготовки специалистов с углубленным знанием истории и культуры ислама» (И-1) по направлению расходов «прочие нужды», по подстатье 226 «Прочие услуги» экономической классификации расходов бюджетов Российской Федерации на сумму 14.800.000 руб. и обеспечить заключение государственного контракта с государственным образовательным учреждением высшего профессионального образования «Северо-Кавказский государственный технический университет». Управлению

[1] «Аппетиты» у организаторов проекта существенно выросли с 2002 года. В соответствии с Протоколом от 07.06.2002 г. совещания у заместителя председателя Комиссии по вопросам религиозных объединений при Правительстве РФ А.Е. Себенцова, в письме начальника Департамента по связям с Федеральным Собранием, общественными организациями и религиозными объединениями Аппарата Правительства РФ Ф.М. Мухаметшина № ПЗ-600 от 01.07.2002 г. заместителю Председателя Правительства РФ В.И. Матвиенко «О мерах по оказанию организационной, материальной и методической помощи мусульманским религиозным организациям в развитии системы религиозного образования» говорилось, что «для дальнейшей проработки вопросов, связанных с исполнением поручения Президента Российской Федерации, признано целесообразным осуществить следующие мероприятия: 1. Минобразованию России совместно с Минимуществом России, правительством Москвы, Советом муфтиев России и другими духовными управлениями мусульман проработать возможные варианты создания и размещения в г. Москве и в Московской области негосударственного образовательного учреждения, реализующего светские образовательные программы, со статусом института или университета, а также духовного  образовательного учреждения со статусом религиозной организации. При проработке этого вопроса исходить из объема ежегодного выпуска в количестве 100 специалистов не менее чем по пяти специальностям – для негосударственного образовательного учреждения, 50 специалистов – для духовного образовательного учреждения при проживании всех обучающихся в общежитии на полном пансионе».

[2] Гениальное предложение по реализации пункта 3 статьи 4 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях», устанавливающего правовую возможность оказания государством (при отсутствии нарушения светскости государства и образования) финансовой, материальной и иной помощи религиозным организациям в обеспечении преподавания общеобразовательных дисциплин в образовательных учреждениях, созданных религиозными организациями в соответствии с законодательством Российской Федерации об образовании. К сожалению, все эти изобретения на практике предназначены сегодня исключительно только для мусульман, а из них – преимущественно для Совета муфтиев России, – прим. авт. настоящего исследования.

[3] Предложения по поддержке исламского образования и традиционных исламских религиозных организаций / Аналитическая записка.

[4] См. открытое заявление советника Администрации Президента РФ А.А. Гришина: 800 млн. рублей выделено при участии властей на развитие исламской общины в России в 2007 году // http://www.interfax-religion.ru/islam/?act=news&div=22887. – 14.02.2008.

[5] См.:

пункт 2 Приказа Федерального агентства по образованию от 15.08.2007 № 1476 «О реализации проектов, выполняемых в 2007 году в рамках плана мероприятий по обеспечению подготовки специалистов с углубленным знанием истории и культуры ислама в 2007–2010 годах, финансируемых за счет средств федерального бюджета»;

пункт 5 Приложения № 3 к Приказу Федерального агентства по образованию от 24.12.2007 № 2395 «Об исполнении федерального бюджета на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов» «Направления расходов на мероприятия в области демографической политики государства и мероприятия в области образования в 2008 году и плановом периоде 2009 и 2010 годов, закрепленные за управлениями Рособразования, ответственными за их реализацию и финансовое обеспечение».

[6] Пункт 5 Приложения № 3 к Приказу Федерального агентства по образованию от 24.12.2007 № 2395 «Об исполнении федерального бюджета на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов» «Направления расходов на мероприятия в области демографической политики государства и мероприятия в области образования в 2008 году и плановом периоде 2009 и 2010 годов, закрепленные за управлениями Рособразования, ответственными за их реализацию и финансовое обеспечение».

[7] Например, Федеральная целевая программа «Сохранение и развитие архитектуры исторических городов (2002–2010 гг.)», Федеральная целевая программа «Этнокультурное развитие регионов России на 2007–2011 гг.)», «Федеральная целевая программа развития образования на 2006–2020 гг.».

[8] Пункт 5 Приложения № 3 к Приказу Федерального агентства по образованию от 24.12.2007 № 2395 «Об исполнении федерального бюджета на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов» «Направления расходов на мероприятия в области демографической политики государства и мероприятия в области образования в 2008 году и плановом периоде 2009 и 2010 годов, закрепленные за управлениями Рособразования, ответственными за их реализацию и финансовое обеспечение».

[9] См.: Царев П. Равнение на «Медину» // http://www.islamnn.ru/modules.php?name=News&file=article&sid=2008. – 04.03.2008.

[10] См. открытое заявление советника Администрации Президента РФ А.А. Гришина: 800 млн. рублей выделено при участии властей на развитие исламской общины в России в 2007 году // http://www.interfax-religion.ru/islam/?act=news&div=22887. – 14.02.2008.

[11] См.: Царев П. Равнение на «Медину» // http://www.islamnn.ru/modules.php?name=News&file=article&sid=2008. – 04.03.2008.

[12] Там же.

[13] Там же.

[14] Муртазин М.Ф. Опыт социального партнерства и профилактики религиозно-политического экстремизма / Выступление на Всероссийской научно-практической конференции «Государственно-конфессиональные отношения в регионах России: опыт социального партнерства и профилактики религиозно-политического экстремизма» (8–9.02.2008) // http://www.muslim.ru/1/cont/23/1377.htm; Гайнуллин Н. Рассмотрены перспективы исламского образования в России // http://www.muslim.ru/1/cont/23/1195.htm. – 02.07.2007.

[15] Гайнуллин Н. Рассмотрены перспективы исламского образования в России // http://www.muslim.ru/1/cont/23/1195.htm. – 02.07.2007.

[16] Гайнуллин Н. Рассмотрены перспективы исламского образования в России // http://www.muslim.ru/1/cont/23/1195.htm. – 02.07.2007.

[17] Общее собрание Совета ректоров высших исламских учебных заведений России // http://www.muslim.ru/1/news/2/356.htm. – 30.11.2007.

[18] Гайнуллин Н. Рассмотрены перспективы исламского образования в России // http://www.muslim.ru/1/cont/23/1195.htm. – 02.07.2007; Муртазин М.Ф. Опыт социального партнерства и профилактики религиозно-политического экстремизма / Выступление на Всероссийской научно-практической конференции «Государственно-конфессиональные отношения в регионах России: опыт социального партнерства и профилактики религиозно-политического экстремизма» (8–9.02.2008) // http://www.muslim.ru/1/cont/23/1377.htm.

[19] Гайнуллин Н. Рассмотрены перспективы исламского образования в России // http://www.muslim.ru/1/cont/23/1195.htm. – 02.07.2007; Муртазин М.Ф. Опыт социального партнерства и профилактики религиозно-политического экстремизма / Выступление на Всероссийской научно-практической конференции «Государственно-конфессиональные отношения в регионах России: опыт социального партнерства и профилактики религиозно-политического экстремизма» (8–9.02.2008) // http://www.muslim.ru/1/cont/23/1377.htm.

[20] Итоговый отчет за 2007 г. о выполнении плана мероприятий по обеспечению подготовки специалистов с углубленным знанием истории и культуры ислама в 2007-2010 годах, утвержденного Распоряжением Правительства Российской Федерации от 14.06.2007 № 775-р; Муртазин М.Ф. Опыт социального партнерства и профилактики религиозно-политического экстремизма / Выступление на Всероссийской научно-практической конференции «Государственно-конфессиональные отношения в регионах России: опыт социального партнерства и профилактики религиозно-политического экстремизма» (8–9.02.2008) // http://www.muslim.ru/1/cont/23/1377.htm.

[21] Российское государство выделяет большие средства на поддержку православных и мусульманских организаций, утверждает Андрей Себенцов // http://www.portal-credo.ru/site/?act=news&id=61687&cf=. – 03.04.2008.

[22] Письмо председателя Комитета по связям с религиозными организациями Правительства г. Москвы Н.В. Меркулова председателю Комитета образования Правительства г. Москвы Л.П. Кезиной от 01.03.2002 г. № 51-15-107/02.

[23] Письмо председателя Совета муфтиев России, муфтия Равиля Гайнутдина председателю Комитета образования Правительства Москвы Л.П. Кезиной от 11.07.2002 г. № 223 / Архив автора.

[24] Выдержки из выступления Первого заместителя Председателя Правительства РФ Дмитрия Медведева в Российском исламском университете // http://www.rost.ru/official/2007/11/120000_11613.shtml. – 12.11.2007.

[25] Цит. по: Гайнуллин Н. Рассмотрены перспективы исламского образования в России // http://www.muslim.ru/1/cont/23/1195.htm. – 02.07.2007.

[26] Объявления о внутренних конкурсах / Московский государственный лингвистический университет // http://www.linguanet.ru/ru/pagin-obyavleniya-o-vnutrennikh-konkursakh.

[27] Нижегородский «ПрофИнвест-IT» разработает систему дистанционного обучения специалистов по истории и культуре ислама // http://www.websoft.ru/db/wb/4D1E5B020EB0A683C32573D700335C98/doc.html.

[28] Так, весной 2008 года в рамках программы министерства образования и науки РФ по обеспечению подготовки специалистов с углубленным знанием истории и культуры ислама в 2007–2010 годах, реализуемой Московским государственным лингвистическим университетом, была издана книга Р.А. Силантьева «Современный ислам в России», заявленная как тематическая энциклопедия (Издана первая энциклопедия о российском исламе // http://www.interfax-religion.ru/?act=news&div=23940. – 15.04.2008).

[29] Итоговый отчет за 2007 г. о выполнении плана мероприятий по обеспечению подготовки специалистов с углубленным знанием истории и культуры ислама в 2007-2010 годах, утвержденного Распоряжением Правительства Российской Федерации от 14.06.2007 № 775-р.

[30] Университет отчитался перед Министерством науки // http://www.miu.su/?p=45. – 13.02.2008.

[31] http://www.zakazykuban.ru/index.php?tendershow=9691.

[32] Помогать в изучении ислама будет Кавказский государственный технический университет // http://it-daily.ru/?ID=636401&4Print=1. – 06.11.2007.

[33] Извещение И-1 о проведении открытого конкурса // http://www.ed.gov.ru/files/materials/6058/Izvehhenie%20I-1.doc.

[34] Очень напоминает первичный сбор информации под «оранжевую» революцию. См. издание «“Оранжевые сети” – от Белграда до Бишкека» под ред. Н. Нарочницкой (http://www.vesti.ru/doc.html?id=176187).

[35] Извещение И-1 о проведении открытого конкурса // http://www.ed.gov.ru/files/materials/6058/Izvehhenie%20I-1.doc.

[36] Помогать в изучении ислама будет Кавказский государственный технический университет // http://it-daily.ru/?ID=636401&4Print=1. – 06.11.2007.

Дорогие братья и сестры! Мы существуем исключительно на ваши пожертвования. Поддержите нас! Перевод картой:

Другие способы платежа:      

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и абзацы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Простите, это проверка, что вы человек, а не робот.
1 + 11 =
Solve this simple math problem and enter the result. E.g. for 1+3, enter 4.
Рейтинг@Mail.ru Яндекс тИЦКаталог Православное Христианство.Ру Электронное периодическое издание «Радонеж.ру» Свидетельство о регистрации от 12.02.2009 Эл № ФС 77-35297 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций. Копирование материалов сайта возможно только с указанием адреса источника 2016 © «Радонеж.ру» Адрес: 115326, г. Москва, ул. Пятницкая, д. 25 Тел.: (495) 772 79 61, тел./факс: (495) 959 44 45 E-mail: [email protected]

Дорогие братья и сестры, радио и газета «Радонеж» существуют исключительно благодаря вашей поддержке! Помощь

-
+