Перейти к основному содержанию

15:01 16.04.2024

Что такое Церковь и зачем Она нужна?

10.01.2022 17:21:28

Многие считают, что Церковь – ненужный посредник между человеком и Богом, созданный некими «дельцами от религии», а все существующие в Церкви ритуалы, обряды, требы и прочее придумали «алчные попы», чтобы наживаться на людских страхах и невежестве.

О борьбе против Церкви на государственном и общественном уровнях хорошо известно. Эта борьба имела (и имеет) своей целью максимальное сужение прав Церкви и пределов ее деятельности – как через принятие соответствующих государственных законов, так и посредством идеологической войны против Церкви. В недалеком прошлом с целью дискредитации Церкви и ее служителей создавались фильмы, спектакли, теле- и радиопередачи, литературные произведения антирелигиозного содержания.

В современных условиях Церковь подвергается нападкам со стороны гуманистов – либералов и демократов, неоязычников и модернистов-экуменистов, которые всячески охаивают и оскорбляют Православие, называя его «устаревшим», «средневековым», «дремучим», «отставшим от современной жизни», добиваясь если не полного его запрета, то серьезного реформирования, так как оно «ограничивает права человека». Этим пропагандистам нужен такой Христос, Который будет беседовать не о вечности, а о земной жизни; Христос, Который поможет продлению земных страстей и утех – но не Тот, Кто обещает вечное блаженство. Таким силам не нужен Царь вечности. Они мечтают о земном, сиюминутном царе – об эдакой «золотой рыбке», которая будет выполнять любые желания и капризы.

Десятилетиями в сознание человека заронялось злое семя безверия, насаждались карикатурные представления о Церкви и о духовенстве, неприязнь ко всему, что связано с религией. Это привело к массовому отчуждению крещеных людей от Церкви в наши дни. К великому сожалению, введенные в заблуждение люди совершенно не знают, ЧТО в реальности представляет собой Святая Церковь.

Церковь создали не «попы», а Сам Господь наш Иисус Христос (см. Мф. 16:18). Он же является Главой Церкви (см. Еф. 5:23), Ее основателем и архитектором, и все существующие в Ней Таинства установлены Им! По словам святителя Григория Паламы, Церковь – это плод Его страданий, действий и поучений. Именно Христос определяет законы жизни Церкви и всю ее внутреннюю структуру. Спаситель установил священную церковную иерархию и дал власть священнодействовать Своим ученикам, Им же для этого избранным (не всем членам Церкви!). Изначально это были апостолы, которые осознавали, что в Церкви они занимают совершенно особое место, о чем говорит апостол Павел: «Каждый должен разуметь нас, как служителей Христовых и домостроителей тайн Божиих» (1 Кор. 4:1).

По мере роста Церкви, о чем повествует Книга Деяний Святых Апостолов, появилась трехстепенная церковная иерархия (епископы, пресвитеры, диаконы), которая преемственно сохраняется в Церкви посредством священного рукоположения и в наши дни.

Сама же Церковь – это духовное Тело Христово (см. Еф. 1:22-23). И как тело не может жить без своей головы, так и Церковь немыслима без Своей Главы – Христа, от Которого Она принимает все благодатные жизненные силы. Церковь являет собой живой Богочеловеческий организм, который таинственно соединяет в себе Христа и членов Церкви. Невозможно постичь одним лишь разумом все то, что происходит внутри Церкви, ибо «тайна сия велика» (1 Тим. 3:16). Необходимо живое участие в жизни Церкви – только в этом случае Церковь раскрывается перед человеком как высшая реальность и истина.

Одни из последних слов Христа на Земле: «Итак, идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать все, что Я заповедал вам» (Мф. 28:20). Слова эти обращены не ко всем людям, а только к апостолам! Только им Спаситель поручает Свою Церковь, наделяя апостолов и их преемников правом учить вере, строить Церковь, совершать Таинства, хранить и проповедовать Священное Предание!

При этом Иисус наделяет Свою Церковь всеми необходимыми средствами духовного возрождения, обновления, очищения, укрепления, совершенствования и спасения человека. Верующие пользуются этими средствами, участвуя в церковных Таинствах и богослужениях. Так реализуется обетование Христа о вечном сопребывании со Своими последователями: «Я с вами во все дни до скончания века» (Мф. 28:20).

 За много веков до Рождества Христова Премудрый Соломон пророчески писал: «Премудрость созда Себе дом и утверди в нем столпов семь» (Притч. 9:1), говоря о Боге (Премудрость), создавшего на земле Свою Церковь (дом) и учредившему в ней семь Таинств (столпов). Таковыми «столпами» являются семь церковных Таинств: Крещение, Миропомазание, Причащение, Покаяние, Священство, Брак, Елеосвящение (Соборование). Это семеричное число, с одной стороны, соответствует семи дарам Святаго Духа (см. Ис. 11:2-3), а с другой – охватывает все важнейшие моменты жизни человека (от колыбели до могилы) и удовлетворяет главным потребностям нашей духовной жизни.

Православное учение о Таинствах исходит из того, что в строгом смысле всякое церковное священнодействие совершается Самим Господом Иисусом Христом, Который есть единственный Священник в исключительном смысле этого слова. Господь через Своих служителей раздает спасительную благодать членам Его Церкви. Таинства не совершаются сами по себе, они являются одним из проявлений жизни Церкви. Там, где нет Церкви, нет и никаких оснований говорить о Таинствах.

Вот для чего нужна Церковь! Вне Ее невозможно получить ту благодатную помощь, без которой человек не способен изменить свою жизнь, избавиться от рабства греху и всего того, что является препятствием на пути спасения души. Принимая святое Крещение, человек соединяется со Христом (становится христианином), становится частичкой Его мистического Тела – Церкви. Вот почему вне Церкви нет и не может быть христианства, нет подлинной, живой жизни с Богом!

Церковь составляют люди, которых Бог призвал для выполнения конкретной миссии. Первых христиан объединяли не какие-то отвлеченные принципы или ценности – их всех объединяла верность призыву Христа. Апостол Петр говорит о них, как об услышавших призыв Господа ко спасению и последовавших этому призыву, а потому составляющих «род избранный» (1 Пет. 2: 9).

В послании к Коринфянам апостол Павел называет христианскую общину «строением», себя – «строителем», а основанием – Христа: «ибо никто не может положить другого основания, кроме положенного, которое есть Христос» (1 Кор. 3:11). Церковь Христова созидается не учением, не повелением и даже не внешним действием Божественного всемогущества, но созидается из Самого Господа Иисуса Христа. Часто именуемая в Писании «Невестой Христовой», Церковь возникает из отверстого бока Христа подобно тому, как Ева возникла из ребра Адама.

Господь Иисус Христос создал одну Церковь: «Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют Ее» (Мф.16:18). Своей целью Господь называет создание ОДНОЙ (т. е. ЕДИНСТВЕННОЙ) Церкви, а не церквей. В притчах Спасителя, которые относятся к Церкви, всегда подчеркивается ее единство: «единое стадо» (Ин. 10:16), единая виноградная лоза (Ин.15:1-7) и пр. Апостол Павел также говорит о Церкви в единственном числе: «Мы, многие, составляем одно тело во Христе» (Рим.12:5); «все мы одним Духом крестились в одно тело» (1 Кор.12:13); «один Господь, одна вера, одно крещение» (Еф. 4:5).

Сообщение благодати человеку, его освящение и преображение – цель бытия Церкви. Святость – призвание каждого христианина. Это не идеал, это именно НОРМА для подлинного христианина, соответствующего замыслу Божию о нем.

Во Христе человек вновь обретает то, что потерял при грехопадении. Вот почему Церковь – это место спасения, ибо Ее главная задача – спасение человека. Она как любящая мать не только заботится об очищении души, но и освящает все стороны жизни человека, все виды его деятельности. Первый этап спасения – очищение сердца, восстановление человеческой природы. В этом аспекте Церковь часто сравнивается с лечебницей, ибо именно в Ней происходит врачевание души. «Церковь есть духовная лечебница, и приходящие в Нее должны получать средства для исцеления, прилагать их к своим ранам и с этим уходить отсюда» (Святитель Иоанн Златоуст).

Спасение неотделимо от Евхаристии – пира Царства, Вечери Господней, благодаря которой человек самым тесным образом соединяется с Богом. Именно через Литургию осуществляется созидание Церкви. Все верующие, на каком бы континенте они ни находились, причащаются из одной Чаши, одного (и Того же) Тела Христова, одной (и Той же) Крови Христовой – и тем самым становятся ЕДИНОКРОВНЫМИ ВО ХРИСТЕ братьями и сестрами. Причащаясь Животворящего Тела Христа, человек становится живым членом Церкви. По выражению отцов Церкви в Евхаристии мы становимся «сотелесными Христу».

 Определение Церкви как общества не библейское и не святоотеческое. Понятие «общество» более приложимо к государству, так как «в союзе», «в обществе» акцент делается на человеческой солидарности, а не на единстве Божественной жизни. Из определения Церкви как «общества единоверцев» (в данном случае это скорее просто описание, из кого состоит Церковь) нельзя вывести Ее основные свойства: единство, святость, соборность и апостольство. Такое наименование может привести к восприятию Церкви только как организации, относящейся к категории исторических сообществ и, следовательно, всецело подверженной влиянию многочисленных факторов этого мира.

В Писании встречаются следующие наименования Церкви: «Тело Христово» (Еф. 1:22-23; 1 Кор. 12:12-13,27); «Дом Божий» (2 Кор. 6:16; Откр. 21:3); «Невеста Христова» (2 Кор. 11:2; Еф. 5:32); «Двор овчий» (Ин. 10:1-16); «Виноград» (Мф. 21:33-41; Ин. 15:1-7). Все эти названия подчеркивают различные аспекты бытия и служения Церкви.

Определение «Тело Христово» лучше остальных библейских наименований выражает существо Церкви. Подобно телу человека, состоящему из многих органов, работа которых координируется центральной нервной системой и головным мозгом, Церковь состоит из множества членов, имеющих единую Главу – Господа Иисуса Христа, без Которого невозможно допустить существование Церкви. Сама церковная жизнь во многом подобна жизни органической. Организм есть нечто целое. Основное свойство организма – единство жизни. Все члены тела нуждаются друг в друге и находятся друг с другом в согласованном единстве. Тело не терпит в себе чужеродных элементов и не допускает их внешнего, механического приращения. Организм допускает только такое присоединение к себе дотоле чуждых ему элементов, когда они преобразуются в сходные ему. С больными членами организм расстается не сразу, но после многих усилий, направленных на их излечение.

Как живой Богочеловеческий организм Церковь не ограничивается лишь рамками этого (видимого) мира – Церковь принадлежит и к миру высшей реальности, миру невидимому, духовному. Разделение Церкви на земную и небесную (Церковь Воинствующую и Церковь Торжествующую) – весьма условно. Небесная Церковь активно участвует в жизни Церкви земной. Евхаристическое общение верующие имеют не только с живущими на земле братьями, но и со святыми, и со всеми скончавшимися в вере, о чем свидетельствует поминовение их на Литургии. Ангелы также сослужат Евхаристии: «Ныне силы небесные с нами невидимо служат», – поет Церковь в одной из Херувимских песен. И потому можно с уверенностью говорить о том, что есть единая Церковь Божия во Христе, которая в полноте своего единства пребывает в каждой местной церкви с ее Евхаристическим собранием.

«Я о них молю: не о всем мире молю, но о тех, которых Ты дал Мне (…) мир возненавидел их, потому что они не от мира, как и Я не от мира (…) Не о них же только молю, но и о верующих в Меня по слову их» (Ин. 17:9,14,20). Если мы вслушаемся в слова Первосвященнической молитвы Христа, мы увидим, что Господь создает Свою Церковь в мире, лежащем во грехе, предписывая людям Церкви не жить по похоти мира сего. Этот мир (целиком) спасти нельзя, потому что «люди более возлюбили тьму» (Ин. 3:19). Поэтому «тем, которые приняли Его, верующим во имя Его» (Ин. 1:12) Христос предложил Евангелие, чтобы люди не боролись с «ветряными мельницами», а улучшали себя, пребывая в Церкви.

К сожалению, сегодня все больше распространяется мнение, что для того, чтобы спасти Церковь, надо объединить все христианские конфессии. Это большое заблуждение. Церковь спасать не надо – Она создана Христом, чтобы спасать нас самих. Сама же Она, по слову Христа, неуничтожима силами зла (см. Мф. 16:18). Человек ни себя, ни кого бы то ни было спасти не может – нас всех спасает только Господь в Своей Церкви. Нам нужно только Ей принадлежать и не мешать Богу спасать нас. Объединяясь же с теми, кто искажает Истину, люди только отталкивают от себя Христа.

Дорогие братья и сестры! Мы существуем исключительно на ваши пожертвования. Поддержите нас! Перевод картой:

Другие способы платежа:      

Комментарии

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и абзацы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Простите, это проверка, что вы человек, а не робот.
2 + 0 =
Solve this simple math problem and enter the result. E.g. for 1+3, enter 4.
Рейтинг@Mail.ru Яндекс тИЦКаталог Православное Христианство.Ру Электронное периодическое издание «Радонеж.ру» Свидетельство о регистрации от 12.02.2009 Эл № ФС 77-35297 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций. Копирование материалов сайта возможно только с указанием адреса источника 2016 © «Радонеж.ру» Адрес: 115326, г. Москва, ул. Пятницкая, д. 25 Тел.: (495) 772 79 61, тел./факс: (495) 959 44 45 E-mail: [email protected]

Дорогие братья и сестры, радио и газета «Радонеж» существуют исключительно благодаря вашей поддержке! Помощь

-
+