Перейти к основному содержанию

05:45 26.09.2021

«Он не рвался к власти. Он был трудоголиком»

25.01.2021 22:35:53


Всеволод Чаплин, 1980-е годы. Фото из архива иеромонаха Никона (Белавенца).

— Евгений Константинович, Вы помните, когда и как Вы познакомились с отцом Всеволодом?

— Точно сказать я не могу, но это было, когда отец Всеволод был ещё совсем юным. Он ещё не был священником. Мы принадлежали к одной православной молодёжной, как сейчас говорят, тусовке, ходили друг к другу на дни рождения, вместе отмечали праздники.

— Какие его качества, на Ваш взгляд, сделали его такой значимой фигурой в РПЦ?

— Во-первых, это масштаб личности. Во-вторых, очень сильный интеллект.  Он прекрасно умел формулировать, анализировать, обобщать. Известно ведь, что многие серьёзные церковные документы он писал или дописывал практически в одиночку. Влияние его на процесс принятия решений в Церкви долгие годы было очень велико. Я считаю, что это выдающийся церковный деятель нашей эпохи.

— Почему его так ненавидела либеральная пресса?

— Во-первых, потому что во время войны бьют по штабам… Он же был действительно одной из ключевых фигур в церковном управлении, — естественно, что они хотели его уничтожить. А потом, есть законы медиа. Медиа ведь интересуются, в основном, теми, кто уже и так известен. Для журналистов же, в основном,  не важно, что там человек говорит, что он думает, — есть подписчики, значит, на этом можно словить «хайп». Он был для них тем же, что какая-нибудь Бузова. Я вот не знаю ни одной песни Бузовой, но знаю, что она такая есть. Так же и с отцом Всеволодом – его знали даже те, кто совсем не интересуется Церковью. Поэтому и СМИ его раскручивали.

— А разве не было в самих его высказываниях чего-то для них раздражающего?

— Посмотрите внимательно на то, что он говорил. И вы увидите, что ничего там особенного, из ряда вон выходящего, не было. Он говорил самые обычные для православного человека вещи. Взять, например, те же его слова про «православный дресс-код», которые наделали так много шума. Ну что тут такого? Ну в каждом же сообществе есть свой дресс-код. Для оперы свой, для дискотеки свой, и для церкви тоже свой – это нормально. Но журналисты использовали это самое обычное высказывание, чтобы поглумиться над Церковью.


Евгений Константинович Никифоров, директор радио «Радонеж». Фото — Правмир.

— Правда, что в юности он был убеждённым либералом, а с возрастом поменял взгляды на более консервативные?

— Да нет, всё не так. Конечно, каждый человек эволюционирует с возрастом. Есть слова и поступки, свойственные молодёжи, — есть поведение, которое типично для более старшего возраста. Но он всегда оставался самим собой, он никогда не предавал каких-то своих идеалов. Да, в глубине души он был, пожалуй, либерал. И он им остался. В том смысле, что внутренне он был очень свободным человеком. С другой стороны, он очень любил Христа и Церковь. И он сознательно принимал те правила и ограничения, которые в церковной среде действуют. Потому что быть в Церкви для него было важнее всего.

— Были вещи, которые разделяли вас? О чём вы спорили?

— Мы были едины в главном – в любви к Церкви и Христу. Но, конечно, каких-то его взглядов я не разделял. Например, его политическая позиция мне казалась слишком жёсткой. В политическом отношении я, может быть, гораздо больший либерал, чем он. На мой взгляд, ему была свойственна чрезмерная политизация христианства.

— После отставки отца Всеволода Вы пересказали в фейсбуке свой разговор с патриархом, в котором Вы сами объясняли поведение отца Всеволода – его поездку на «Дождь» и сделанные там резкие высказывания — психическим срывом.. Что это был за срыв? С чем он был связан?

— Дело в том, что отец Всеволод на момент отставки имел, без преувеличения, очень большую власть. У него был карт-бланш на переговоры от лица с Церкви пусть не с первым лицом государства, то со «вторыми» лицами. Он мог разговаривать с ними так, как он хотел, не согласовывая свои слова с патриархом. Достигнув таких высот, он в одночасье лишился всех своих возможностей. В том числе и доступа к самому патриарху. Конечно, тогдашнее его состояние – это картина Сурикова «Меншиков в Берёзове». Я, конечно, считал, что отец Всеволод неправильно тогда себя повёл. Ему надо было перетерпеть это, сдержать себя. Помолчать какое-то время, помолиться, подумать. Но, что делать, человек слаб.

— А что он хотел показать тем своим выступлением?

— Он захотел показать патриарху, что он – самодостаточная фигура. Это, конечно, смешно – где мы все, и где патриарх… Патриархов ведь ставит Господь, а мы все – только его помощники. И без патриарха мы все становимся ничем. Мне очень жаль, что отец Всеволод не захотел этого понять и проявил такое малодушие. Как христианина это его, конечно, не красило.

— Отец Всеволод любил власть, как Вы думаете?

— Да нет. Какая может быть власть в Церкви? Власть только у епископов. Он был, кстати, не против стать епископом. Он мне об этом не раз говорил. Но он не рвался к власти. Он был трудоголиком. Он же годами выдерживал колоссальную нагрузку, которую мало бы кто выдержал. Он ночами не спал, правил документы. Часто он доделывал работу за других и к утру приносил вместо сырого текста прекрасный, выверенный документ. Такая жизнь – она ведь изнашивает человека. Он сам это понимал, поэтому надеялся, что когда-нибудь в будущем он отдохнёт, будучи епископом на какой-нибудь не самой крупной кафедре. Но мечта о епископстве для него была не мечтой о власти, а мечтой о пенсии.


Протоиерей Всеволод Чаплин беседует с участниками автопробега по Садовому кольцу в поддержку РПЦ на проспекте академика Сахарова в Москве, 2012 год. Фото — Рамиль Ситдиков/РИА «Новости».

— Каковы были подлинные причины его отставки, по Вашему мнению?

— Очень важно пояснить: какой-то одной причины не было. Он не совершил какого-то конкретного преступления, за которое его бы уволили. Решение об его отставке было принято, так сказать, «по сумме неудовольствий» его деятельностью. Не то чтобы эта деятельность отца Всеволода была какой-то преступной или неправильной. Но Святейший патриарх в какой-то момент решил, что такое яркое присутствие Церкви в медийном пространстве, которое обеспечивал отец Всеволод, вредит Церкви. Вы же знаете, что задолго до отставки отца Всеволода было принято решение о запрете всем священникам высказываться по общественно-политическим вопросам. Что был определён очень узкий круг лиц, в который входил в том числе отец Всеволод, которым было позволено высказываться от лица Церкви. На мой взгляд как журналиста это было неправильно, — но моё мнение тут неважно, решает тут патриарх. Так вот высказывания отца Всеволода – часто совершенно, в сущности, невинные, — часто вызывали скандал. Самый яркий пример – одна из последних ситуаций, когда отец Всеволод сказал, что в Сирии Россия ведёт «священную войну». Ясно, что он имел в виду христианский смысл этого слова, а не мусульманский. Это была метафора, не более того. Ни о каком джихаде он, конечно же, не говорил. Но в исламском мире это его высказывание вызвало бурю эмоций. В итоге даже наш министр иностранных дел Лавров должен был оправдываться за отца Всеволода. Конечно же, патриарх не мог на всё это смотреть безразлично.

— Правда ли, что отец Всеволод ещё до отставки в частных беседах критиковал политику патриарха?

— Честно говоря, я такого не припомню. Может, он что-то где-то и критиковал, но он был очень верен Святейшему патриарху. Он долгие годы был его ближайшим сотрудником. Он самоотверженно служил ему и не ожидал, что будет отвержен.

— Вы отца Всеволода видели в последние годы жизни, после отставки? В каком он был тогда настроении?

— Я не сказал бы, чтобы он как-то изменился особенно. Он не был как-то откровенно разбит. По крайней мере, внешне это не проявлялось. Я его поддерживал, конечно, отдавая должное его огромному вкладу в жизнь нашей Церкви.

— Он предчувствовал такой ранний свой уход?

— Дело в том, что он был, конечно, очень больной человек. У него была тяжёлая форма астмы и ряд других сопутствующих заболеваний. Насколько я понимаю, он с детства предполагал, что при таких заболеваниях смерть его может быть совершенно неожиданной и быстрой. Возможно, поэтому он и стал целибатом – он просто не мог позволить себе планировать семейную жизнь, так как всю жизнь думал, что может умереть в любой момент.

— Как Вы думаете, отец Всеволод был счастливым человеком?

— Ну, что такое счастье? Мне кажется, когда он сидел за столом в окружении своих друзей, интересных людей, интеллектуалов – конечно, в эти моменты жизни он был счастлив. Житейского, бытового счастья у него, пожалуй, не было. Но он, мне кажется, не предавал этому такого значения. Какой-то бытовой комфорт вообще не входил в его понимание счастья. Он был человеком крайне скромным. Он не ставил себе цели скопить каких-то денег. Он всю жизнь жил в одной квартире с мамой, спал на раскладном диванчике в проходной комнате. Он был весь погружён в церковные дела, жил только ими.


Председатель Синодального отдела по взаимодействию Церкви и общества Московского патриархата Всеволод Чаплин на совместном заседании президиума Совета законодателей РФ и Консультативного совета при председателе Совета Федерации РФ по межнациональным отношениям и взаимодействию с религиозными объединениями, 2014 год. Фото — Виталий Белоусов/РИА «Новости».

— Правда, что он по духу был немножко панк?

 — Ну, так нельзя сказать. Он ведь всегда думал о том, какое впечатление он производит. Он привык говорить на камеру, он всегда был аккуратен, причёсан, следил за собой.

— Но его же регулярно подлавливали в каком-то неподобающем виде, с сигаретой там…

— Дело в том, что он был человеком очень свободным. Да, он курил, любил даже сигары… Он считал, что курением своим он никому не вредит. А то, что его фотографировали жующим бигмак – ну, это же подло. Это плохо говорит не об отце Всеволоде, а о самих этих журналистах. Ведь что, по сути было: усталый голодный человек забежал в фастфуд перекусить. Это же говорит только о его скромности и его занятости. Он мог бы послать за едой какого-то своего дьякона или помощника, как многие священники делают, — но у него помощников таких никогда не было. Как этот факт дискредитирует отца Всеволода лично, и тем более, Церковь?!

— С уходом отца Всеволода и отца Димитрия Смирнова присутствие Церкви в медиа стало менее ярким. Как Вы видите перспективы развития этой ситуации? Появятся новые яркие лица, или продолжится режим такой «малозаметной» Церкви?

— Информационную политику нашей Церкви определяет один человек – Святейший патриарх. Он делегирует определённые полномочия в сфере масс-медиа своим помощникам. На данном этапе это два человека: Владимир Легойда – председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ, и митрополит Иларион, председатель Отдела внешних церковных связей. Именно они сейчас высказывают позицию Церкви по всем актуальным общественно-политическим вопросам. Это люди, действительно, не такие артистичные, как отец Димитрий и отец Всеволод. Но с точки зрения нашего патриарха это, очевидно, и хорошо, так как многоголосие на данном историческом этапе нашей Церкви не полезно…

Беседовала Анастасия Коскелло, http://www.black-n-white.press/archives/1970

Комментарии

27.01.2021 - 18:24 :

О. В. обладал редчайшим качеством не только среди священников, но и среди учёных — он мог прямо и открыто сказать: - "Я НЕ ЗНАЮ"... Обратись туда-то... Только очень сильные люди способны на такое...! —— СКАЗАТЬ ПРАВДУ... Жизнь... Поэтому-то и убрали... Жизнь... * И ни одного комма... Жизнь... Но Служил он честно всей жизнью своей, — а этого, по нашим временам - совсем немало..! Надеюсь, он сейчас с Господом... * Извините...

28.01.2021 - 16:15 :

Царствие Небесное о.Всеволоду. Тщеславия в нем не было, это точно, мог честно признаться -"не знаю". Это редкость, а для медийных священников - исключительность.

01.02.2021 - 10:09 :

Интересный эпизод в моей жизни, связанный с о. Всеволодом (после его смерти). При мне стали очень нехорошо говорить про него, я вступилась за него – в ту же ночь сниться мне о. Всеволод в белом облачении и крепко пожимает мне руку (в области предплечья). «Поблагодарил» - подумала я проснувшись.

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и абзацы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Простите, это проверка, что вы человек, а не робот.
Рейтинг@Mail.ru Яндекс тИЦКаталог Православное Христианство.Ру Электронное периодическое издание «Радонеж.ру» Свидетельство о регистрации от 12.02.2009 Эл № ФС 77-35297 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций. Копирование материалов сайта возможно только с указанием адреса источника 2016 © «Радонеж.ру» Адрес: 115326, г. Москва, ул. Пятницкая, д. 25 Тел.: (495) 772 79 61, тел./факс: (495) 959 44 45 E-mail: [email protected]

Дорогие братья и сестры, радио и газета «Радонеж» существуют исключительно благодаря вашей поддержке! Помощь

-
+