Перейти к основному содержанию

20:27 17.09.2019

Жизнь – проповедь – жизнь

31.03.2017 07:33:03

Где рождаются мысли? Человек, не знакомый со Священным Писанием, наверняка ответит так, как нас учили в школе: мысли появляются в голове. Или более научно: мысль есть продукт деятельности мозга. Однако библейские тексты открывают нам нечто иное. Христос говорит ученикам: «Извнутрь, из сердца человеческого, исходят злые помыслы» (Мк.7,21). Богородица в Своей песне хвалит Бога за то, что Он «рассеял надменных помышлениями сердца их» (Лк.1,51). Апостол Петр советует волхву Симону: «Молись Богу: может быть, опустится тебе помысел сердца твоего» (Деян.8,22).

Писание сообщает нам важную идею – мысли рождаются из сердца. Сердце же в библейском понимании означает центр духовной жизни человека. Любая мысль, а, следовательно, и каждое слово имеют свое духовное качество; они рождены из сердца человека и несут отпечаток глубин его личности.

Мысли и слова, исходящие из очищенного сердца, имеют очистительное воздействие. Поэтому нам так отрадно бывает слушать пусть не очень-то искусных в красноречии, но святых проповедников. Например, старец Кирилл (Павлов). Если читать его напечатанные проповеди, они кажутся самыми обычными. Но когда люди слышали живой голос этого титана духа, видели его лицо – воздействие простых слов старца было очень сильным, потому что за каждой фразой стоял опыт. Подобно тому, как и о проповеди Христа евангелист свидетельствует: «Народ дивился учению Его, ибо Он учил их, как власть имеющий, а не как книжники и фарисеи» (Мф.7,29).

 Этот таинственный процесс духовного «претворения» слов очень интересен. Почему-то одни и те же слова в устах двух людей могут совершенно по-разному звучать. Слова одного проповедника действуют на людей, проповедь же другого не действует, хотя оба говорят о Христе.

 Один знакомый рассказал мне следующий случай. Будучи верующим, но еще не воцерковленным, он как-то заехал в монастырский храм купить свечей. Служилась Литургия, уже пропели Отче Наш. Знакомый, мало обращая внимания на службу, покупал свечи. Тем временем на амвон вывели какого-то старенького священника. Он благословил верующих, слабым голосом сказал: «Христос Воскресе!» И вдруг – все зарыдали. Мой знакомый в изумлении повернулся к амвону и… тоже зарыдал. От старца исходил какой-то неземной свет любви и покоя. Он начал говорить какие-то очень простые слова: о Боге, о любви, терпении, смирении. Люди плакали все больше. Плакал и мой знакомый, стоя со свечами, о которых он и думать забыл. Краткая проповедь закончилась, священника увели в алтарь. Знакомый на негнущихся ногах добрался до машины. Не переставая плакать, он приехал домой, и позвонил одному монаху, с которым иногда советовался. Описав ситуацию и назвав монастырь, он спросил: «Что это было? Почему мы все плакали?» Монах ответил: «Это была святость». Оказывается, в монастыре в то утро проповедовал известный старец святой жизни. Поэтому самые простые, казалось бы, слова так сильно воздействовали на моего знакомого.

Действительно, речь человека сообщает гораздо больше, чем слова сами по себе. Иногда важно не то, что говорят, а кто говорит. За каждым словом стоит личность, произносящая слово. «Заговори со мной, чтоб я мог тебя увидеть» – сказал некогда Сократ ученику. Слово всегда имеет отпечаток человеческого духа. Если, например, дух человека гордый, то даже самые хорошие слова не будут восприняты. Идет посыл от сердца к сердцу, и собеседник безошибочно считывает невербальный месседж, ему адресованный.

Потому-то одних проповедников народ любит, даже если они некрасноречивы, а к другим не лежит народная душа, пусть они и мастера риторики. Есть закон взаимодействия сердец, который выше законов риторического канона. Недаром все учебники гомилетики напоминают, что успех проповеди находится в прямом взаимодействии с духовной жизнью проповедника. Если последний любит Бога, он и передаст свою любовь. Если любит себя, сердце слушателя срезанирует безошибочно и почувствует неприятный дух эгоизма. Если проповедник любит мир, внутреннее ухо тут же расслышит миролюбца.

Когда соединяются красноречие и боголюбивый дух, тогда получаются явления вроде Златоуста. Такие феномены бывают редко, потому что и красноречие, и благочестие – плоды не только значительных дарований, но и больших трудов. Редко в ком сочетаются обе грани в такой мере, как у вселенского учителя и святителя. Но даже если речь незамысловата, а под ней скрывается святость, слова будут действовать. Точнее говоря, подействует святость через речь.

К чему это говорится? Проповедь Евангелия требует стремления к духовно-нравственному росту, а духовно-нравственный рост делает убедительной проповедь - так можно обозначить главный секрет проповеднического успеха. Отсюда же выводится и направление жизни благовестника. Когда человек решил говорить о Христе, он вступает, как это ни помпезно звучит, на путь святости – теперь он всегда будет догонять, в духовно-нравственном смысле, свои же собственные слова, а несоответствие жизни и произносимой проповеди станет предметом его исповеди на все последующие годы.

С другой стороны, чем ближе проповедь к образу жизни проповедника, тем более сильно будет его слово. Получаем некое движение от проповеди к жизни, и от жизни к проповеди. Благовестнику проповедь дана для личного спасения – благодаря ей он познает себя и очерчивает некую дорогу в небеса, по которой обязательно нужно идти и ему самому. Движение по этой дороге только одностороннее, назад пути нет, и шествовать приходится, как правило, в одиночку. Но это его собственный путь к спасению, подаренный Богом.

Понял – сказал – последовал. А может быть, лучше так: понял – последовал – сказал. Или так: жизнь – проповедь – жизнь. Такими триадами можно выразить суть евангельского проповеднического служения – удивительного дара Божьего, в котором человек спасается сам и содействует спасению многих.

Комментарии

пт, 03/31/2017 - 09:23 :

* По-моему, у Тагора, в "Горе"... Два друга, два талантливых оратора... Биной срывает рукоплескания за ум, за эрудицию..; а Гора? - Почему его лекции слушают с замиранием сердца? Биной: - "Потому, что его слова есть ОТКРОВЕНИЕ сердца". /Так, к слову; по памяти.../. * А теперь по делу. 1. Самое интересное, что состояние сердца проповедника может передаваться посредством СМИ, телека, например... Проверьте; я - проверял... Какие расстояния у Бога!? Конечно, тут опять резонанс - состояние сердца слушателя тоже важно... Могу ошибиться... Это было лишь раз; но было... 2. Евангельская проповедь - это ведь тоже проповедь, пусть и написанная на бумаге; если считывать евангельский Дух из Евангелия душой в области сердца, в чувстве-памяти Бога /хотите, сердцем, не суть/ - то Он в сердце и входит - нет? Скажем, главы три... Дальше - подольше "удерживать Его в себе...". * Путано - извините; но уж очень важно, чтобы ТАКОЙ /о котором Вы пишите/ молитвеник регулярно передавал, возрождал Дух, суть кратчайшей Иисусовой Молитвы в душах, сердцах, миллионам тв-зрителей - .. Всего-то Дух пяти слов: - "ИИСУСЕ, СЫНЕ БОЖИЙ, ПОМИЛУЙ НАС"... Но из сердца в сердце... * Это же реальная возможность единства всех христан в неформальной молитве! * А если бы еще к этому добавить такое же умно-сердечное чтение Евангелия... * Наверно, путано... Простите... Но тема - острейшая; искренний, умный призыв помощи Божией миллионами наших душ-сердец сейчас нам жизненно необходим - нет? * Еще раз простите, скорее всего, ошибка...
...

пт, 04/07/2017 - 19:44 :

Где рождаются мысли? Нет, не в сердце. Ну, посудите сами: сколько веков в теле человеческом ищут душу и не находят. Ни в мертвом, ни в живом теле нет места, где она могла бы существовать. Потому что все, что находится внутри тела, служит только для обеспечения существования самого тела. И только. А где же душа? А где же мысли?.. А вот где: В огромном мире Вселенной все находится в постоянном движении. Мир вокруг нас постоянно движется, изменяется. И этим заставляет изменяться нас. Это движение (Дух) пронизывает все, что есть во Вселенной. И именно он (часть его) заставляет наше тело отвечать на изменения вокруг изменением себя и в себе – изменяться. Искать решения проблем, создавать систему оценок и способов жить. В этом движении - наша душа... А через наше тело душа имеет возможность влиять на окружающий мир, накапливать в своем теле опыт жизни и передавать его потомкам. Вот поэтому тело бренно, а душа бессмертна. Вот поэтому каждый из нас в своем теле - единственный и неповторимый. Душа живет снаружи, а не внутри тела. А мозг и сердце – это всего лишь органы управления телом, через которые душа приводит тело в движение. Душа живет снаружи! И мысли тоже. А где ж им еще рождаться, как не в душе…

вт, 04/11/2017 - 11:25 :

Алексей, согласно святоотеческому учению, сущность души находится в сердце. «Сердце, по Св. Писанию, есть орган общения человека с Богом, а следовательно, оно есть орган высшего познания» (свт. Лука Войно-Ясенеций). Св. отцы во многих случаях ум связывают и отождествляют с сердцем. Отцы называют умом и сущность души, находящуюся в сердце, и её энергию, состоящую в помыслах: «Умом называется и деятельность ума, состоящая в мыслях и разумениях; ум есть и производящая сие сила, называемая в Писании ещё и сердцем" (свт. Григорий Палама). Физическое сердце непосредственно связано с духовным сердцем. Когда Св. Писание и св. отцы говорят о сердце, они имеют в виду как вышеестественное (духовное), так и плотское сердце. С одной стороны сердце – жизненноважный "плотской" орган, с другой – это то место, где происходит развитие всей духовной жизни, где действует нетварная энергия Божия. Согласно учению св. отцов, это духовное сердце находится в плотском сердце, как в некоем органе. Свт. Григорий Палама ссылается на слова преподобного Макария: «Сердце правит всем составом человека, и если благодать овладеет пажитями сердца, она царит над всеми помыслами и телесными членами, ибо в нём [в сердце] заключены УМ и все ПОМЫСЛЫ ДУШИ». В этой связи он пишет, что «сердце наше есть сокровищница разума и ПЕРВЫЙ плотской РАЗУМНЫЙ орган» (Свт. Григорий Палама. Триады... С.43).
В Писании сказано: «Больше всего хранимого храни сердце твое, потому что из него источники жизни» (Притчи 4:23), «Добрый человек из доброго сокровища сердца своего выносит доброе, а злой человек из злого сокровища сердца своего выносит злое; ибо от избытка сердца говорят уста его» (Лука 6:45), «исходящее из уст — из сердца исходит» (Мф. 15:18). Прп. Варсонофий Оптинский называет чистое сердце храмом Бога Живого.

чт, 04/13/2017 - 18:34 :

Видите ли, Ольга. Если бы сущность души находилась в сердце, то люди при пересадке сердца теряли бы свою душу. И вместе с другим сердцем обретали бы совсем другую (не свою) душу. И это было бы очень заметно. На операцию пришел бы один человек, а вышел после операции совсем другой, с другим характером, привычками. А те люди, к которым подключили искусственное сердце, теряли бы свою душу навсегда и сразу же умирали. Но ведь этого не происходит.
Душа у каждого человека всегда своя, одна до самой смерти. И когда душа отходит от тела - человек умирает. Других вариантов просто нет. Душе необязательно лезть в тело, чтобы его оживить. Ей достаточно воздействовать на «рычаги управления» телом – на сердце и мозг. И влияя на них удерживать тело живым (восстанавливать его заживлением или восполнять пищей). Вспомните воскрешение Лазаря. Мало кто обращает внимание на то, что Христос не касался сердца Лазаря, чтобы вернуть его к жизни. Он был далеко от тела, он вообще оставался снаружи пещеры и обратился не к мертвому Лазарю (который был довольно далеко от Христа и уже смердел), а к душе Лазаря, которая была снаружи от тела и та вновь приняла управление телом. Восстановила тело, мозг и сердце. И только потом Лазарь ожил и вышел из пещеры.

вс, 04/16/2017 - 08:07 :

Христос воскресе! Пользователей, имеющих намерение оставить комментарий, просим учитывать, что поле «Имя» предназначено для имени. Не приветствуются нападки на Христианство, провокации, «переход на личности», злоупотребление верхним регистром, пренебрежительное отношение к нормам русского языка и попытки оспорить политику модерации.

вс, 04/16/2017 - 12:39 :

См. ПРАВОСЛАВНАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ. АЗБУКА ВЕРЫ (2017): «Сердце – понятие православной антропологии и аскетики, обозначающее часть человеческой души, содержащую в своей власти внутренние чувства. Сердце является центром жизни вообще – физической, душевной и духовной. Как часть человеческой души сердце есть центральная часть. Сердце признается наиважнейшей частью души, поскольку оно является средоточием духовно-нравственной жизни человека. В русском переводе Библии слово сердце встречается 591 раз в Ветхом Завете и 155 раз в Новом Завете (плюс больше 150-ти производных от него слов), что свидетельствует о центральности понятия сердца как в Новом, так и в Ветхом Завете. Но библейское сердце – не просто чувство или эмоция: когда бы и библейские авторы, и св. отцы ни заговаривали о сердце, они всегда подразумевали «внутреннюю личность человека, «я» в самой его сокровенной глубине» (Византийское богословие. 2001, с.125). Сердце не в меньшей степени соотносится и с волей: «Сердце сие есть начало и корень всех деяний наших. Что ни делаем внутрь и вне нас, сердцем делаем – или добро, или зло» (свт. Тихон Задонский. Т. 4, с.215). Священное Писание приписывает сердцу и те функции, которые в психологической науке считают принадлежащими уму (свт. Лука Войно-Ясенецкий. 1994, с. 30). Таким образом, сердце не только переживает и чувствует, но и мыслит и принимает решения (есть орган воли), из него исходит любовь, в нём помещается совесть. Глубокий духовный опыт позволял св. отцам различать некоторые духовные области и внутри самого сердца, например, его верхнюю и нижнюю часть. При этом они советовали концентрироваться при молитве именно на верхней части сердца и не опускаться в нижнюю, ибо дух человека «имеет местом пребывания своего верхнюю часть сердца…» (свт. Игнатий Брянчанинов. Т. 5. 1993, с.116)».

вс, 04/16/2017 - 13:17 :

Из интервью с прот. Сергием Филимоновым, док. мед наук, председателем Общества православных врачей СПб им. свт. Луки (Войно-Ясенецкого), газета Православный Санкт-Перербург: "Я считаю, что здесь есть нарушения самоидентификации личности, потому что наша высшая нервная деятельность, мозг и сердце таинственным образом связаны с жизнью нашей души. Это, конечно, великая тайна, как душа связана с умом и телом, но ни душа без тела, ни тело без души не существует в этом мире…Церковь придерживается взглядов, что наше тело не просто некий сосуд, в котором находится душа, но душа и тело находятся друг с другом неслитно и одновременно нераздельно, т.е. одно находится в тесной связи с другим, не смешиваясь. Поэтому и возникает вопрос о самоидентификации личности человека при пересадке сердца или головного мозга"(Человек с чужим сердцем. (Проблемы трансплантации человеческих органов) http://www.opvspb.ru/library/articles/106/). Из беседы с иеромонахом Саввой из пустыни Святителя Николая на Афоне, медиком по образованию): "С точки зрения христианской антропологии, негативные последствия пересадки сердца могут быть усиливаемы фактором происходящих в психике и характере человека с "чужим сердцем" перемен. Этот фактор деформирует личность человека и является причиной отклонений в его духовном развитии. Конечно, душа не изменяется, но она может быть искалечена новыми негативными проявлениями. Taково мнение православных хирургов в Греции, хотя данная проблема еще не исследована до конца. Достижения современной медицины велики, но они должны применяться в согласии с христианской моралью, по крайней мере в отношении верных Православной Церкви. (Эвтаназия и пересадка сердца. Беседа с иеромонахом Саввой из пустыни Святителя Николая на Афоне http://pokrov-fond.info/content/эвтаназия-и-пересадка-сердца-беседа-с-иеромонахом-саввой-из-пустыни-святителя-николая-на-афо).

пн, 04/17/2017 - 11:50 :

Соврем. медицина отождествляет смерть человека со смертью головного мозга. Сердце бьется, а человека признают мертвым. Это нужно трансплантологу, чтобы забрать орган еще живым (И. Силуянова, зам. предс. Церковно-общественного Совета по биомедицинской этике Моск. Патриархии). "Богословы и врачи Греческой Православной Церкви, анализируя вопрос трансплантаций, постановили, что пересадка сердца с точки зрения христианской морали признана недопустимой. Прежде всего, потому, что донором является ЖИВОЙ человек" http://www.pravoslavie.ru/42493.html. "Биолого-технологические проблемы трансплантации органов практически решены. И ученые заинтересовались психологическими проблемами, возникающими у таких пациентов. Выяснилось, что многие из них испытывают странное ощущение, словно их личность изменилась. Проф. психологии Б. Бунцель из Австрии сообщила о женщине, которая после пересадки сердца чувствовала, что в ее теле есть кто-то другой, что она уже не "я", а "мы", словно она делит свое тело с другим человеком. Через несколько месяцев странное ощущение прошло. Из опрошенных проф. Б. Бунцель пациентов примерно 6% говорят об изменениях личности, связанных, по их мнению, с пересадкой сердца. В других исследованиях эта доля доходит до 21 и даже 31%, но считается, что на деле она еще выше: многие стесняются говорить о странных переживаниях, опасаясь, что их примут за сумасшедших. Американский кардиолог Пол Пирсолл опросил более сотни реципиентов сердца, полагающих, что чувствуют свою связь с погибшим донором. Неужели с пересаженным органом пациент получает часть личности донора? Во всяком случае, такое ощущение присутствует у многих. Согласно опросу, каждый третий пациент не хотел бы получить орган от преступника или самоубийцы. И половина из них отклонила бы орган, взятый у животного (например, клапаны сердца свиньи) - Наука и жизнь № 4, апрель 2017 Пересадка сердца - пересадка личности? http://www.nkj.ru/archive/articles/1454/

пн, 04/17/2017 - 15:32 :

Ольге Д:_Совершенно согласен с Сергием Филимоновым в том, что «высшая нарвная деятельность, и сердце и мозг связаны с жизнью нашей души». И также соглашусь, что нет (и не может быть) на нашей планете «души без тела, а тела без души». Потому что без тела наша душа не сможет реализовать на Земле то, ради чего появилась жизнь на Земле - не сможет создавать и сохранять новый опыт жизни (или опыт выживания на Земле и во Вселенной). Ведь без души невозможно само существование живых. А без тела невозможно сохранить наработанный (созданный) живыми опыт и передать его потомкам. В единстве души и тела обеспечивается развитие и эволюция жизни на Земле (и во Вселенной). Но для этого душе совсем не обязательно находится в теле. Ей достаточно передать телу то, чем она является – дух (движение) и этим привести в движение внутренние органы в теле и взять тело под свой контроль через мозг (узловая станция приема-передачи сигналов и хранилище памяти об опыте выживания тела и его развития) и этим дать ему жизнь.
Георгию Зайкову:_ Ваши данные несомненно ценны, как результаты наблюдения за пациентами после пересадки сердца. Но есть в них и некая недостоверность: Ведь все пациенты ЗНАЛИ, что им будет пересажено сердце и естественно после пересадки их страхи и тревожность могли трансформироваться через психосоматику в ощущение «чужого внутри себя». А потом, когда они привыкли, это ощущение естественным образом могло уйти вместе с «не оправдавшейся» тревожностью. Поэтому ощущения прооперированных пациентов можно было бы признать верными, если бы они не знали о том, что им было пересажено чужое сердце. И не узнали бы об этом никогда.

пт, 04/21/2017 - 00:53 :

Согласно церковной антропологии, душа как особая сущность заполняет всё человеческое тело, присутствуя во всех его частях, а сердце является центральной частью человеческой души, являясь средоточием человеческого существа. В Св. Писании сердце названо "сокровенным человеком" (1Пет. 3:4), его понятие является центральным. Благодать Божия таинственно совершает спасение человека в его сердце. Духовный человек, живущий молитвою, "познаёт, что сердце его не есть только физический орган или орган психической жизни, но НЕЧТО не поддающееся определению, способное соприкасаться с Богом, источником всякого бытия" (старец Силуан Афонский). "Это известно тому, кто очищает себя от страстей и всех дел греха". Современные академические руководства по трансплантологии начинаются словами: "Преодоление мифического отношения к сердцу как вместилищу души для большинства религиозных конфессий" (академик В.И. Шумаков). Но как можно преодолеть "мифическое" отношение к сердцу? Как можно преодолеть эти слова: "Сердце чисто созижди во мне, Боже" (Пс. 50: 12)? Или эти: "Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят" (Мф. 5: 8)? Или эти: "Больше всего хранимого храни сердце твое, потому что из него источники жизни" (Притч. 4:23), "...вселиться Христу в сердца ваши" (Еф. 3:17), "Потому что любовь Божия излилась в сердца наши Духом Святым" (Рим. 5:5), "Господа Бога святите в сердцах ваших" (1Пет. 3:15). Как можно "преодолеть" не что иное, как СЛОВО БОЖИЕ? "Небо и земля прейдут, но слова Мои НЕ прейдут" (Мф. 24: 35), - говорит Спаситель. Мы же верим и знаем, что слово Спасителя ИСТИННО" (док. мед. наук, иеродиак. Григорий (Кация) "О сердце человека" http://www.pravoslavie.ru/42493.html).

пт, 04/21/2017 - 18:10 :

Ольге:_ Душа приходит к человеку, когда у него еще и сердца нет. И мозга нет. Когда он еще и не человек вовсе. Душа приходит к будущей жизни в тот момент, когда две половинки разных клеток (от папы и мамы) соединились и готовятся стать новой клеткой, будущим носителем жизни. Если душа не придет в этот момент – две половинки разных клеток (имеющие разный опыт жизни) не станут едины и не создадут новую жизнь; чтобы она продолжила создавать, хранить и передавать потомкам новый опыт жизни на Земле и во Вселенной._прот. Николаю Захарову_ Совершенно с Вами согласен в том, что душа заполняет все тело человека. Но внутри тела находится весьма небольшая часть нашей души, и лишь в таком количестве, чтобы душа могла надежно контролировать все виды движений, которое происходит в теле. Если бы вся душа жила в теле, то, при ампутациях или серьезных травмах, наши души становились бы калеками так сильно, как сильно повреждено тело. Но этого не происходит. Можно заменить большую часть тела и внутренних органов протезами, но повреждений души не случится. Так происходит оттого, что душа не живет в теле. Душа живет снаружи тела. При этом душе не требуется прилагать сколь либо значительных усилий для управления телом. Потому что в каждом теле (в памяти клеток) уже записан опыт выживания (материнский и отцовский) всех предков этого тела с того момента, когда еще «Земля... безвидна и пуста; и тьма над бездной. И дух носился...». Этот «родительский» опыт выживания содержит программы, которые сами запускают систему роста и жизнеобеспечения тела одновременно с первой возникшей клеткой. После этого душа тратит свою энергию только на отладку этих процессов; а после рождения человека, еще и на создание вокруг него «мира образов» – посредников между его сознанием и окружающим миром. «Мир образов» – это мир души. Он бестелесен и нематериален. Но он необходим душе, чтобы уверенно ориентироваться в окружающем материальном мире. Без души – нет мира образов. Без мира образов - нет разума.

вт, 04/25/2017 - 01:37 :

Алексей, это ваше собственное учение, но не учение Церкви. Этого нет в Священном Писании и у Св отцов. Душа облечена плотью как одеждой, вот об этом говорит Св. Писание и Св. Отцы, именуя тело домом души, её одеянием. В Евангелии сказано: "Слово стало плотью" (Иоанн 1:14) - т. е. Господь облёкся ВО плоть, а не существовал где-то вне Своего тела, управляя им снаружи. Апостолы называют тело своим домом, хижиною и храминой, сравнивают его с одеянием [тело дом души, её одеяние]: "Доколе нахожусь [внутри, не снаружи] в этой телесной храмине" (2 Пет. 1:13-14), "Ибо знаем, что когда земной наш дом, эта хижина разрушится... Ибо находясь в этой хижине [внутри, не снаружи], воздыхаем под бременем, потому что не хотим СОвлечься [т. е. снять с себя, как снимают одежду]" (2 Кор. 5:1-4). Тело - это не только дом для души, но и храм Духа Святого: "Тела ваши суть храм живущего в вас Святаго Духа, Которого имеете вы от Бога" (1Кор. 6:19). Тело есть и одежда, и орудие души: "Душа окружается и одевается членами тела" (прп. Макарий Великий); "Душа, находясь в теле, оживляет его" (свт. Василий Великий); "душа, сподобившаяся стать причастницей Божественной благодати, будучи сама освящена, освящает и все тело свое; потому что, будучи в союзе с телом, находясь ВО ВСЕХ его членах, сообщает им действие благодати Божией", "Душа - сущность, отличная от тела, хотя находится в теле и теснейшим образом связана с ним. И обладая очень тонким материальным веществом (составной частью её), пропитывает и наполняет все мельчайшие частицы тела человека, и это дает ей возможность "командовать" телом, руководить действиями тела" (старец архим. Иоанн Крестьянкин). "Из Священного Писания мы знаем, что жизнь души нашей имеет три периода.1-й период - жизнь души В ТЕЛЕ человека. 2-й период - жизнь души, освободившейся от тела, начало вечной жизни. И, наконец, 3-й период - новая жизнь души в своем теле, в котором она находилась во время земной жизни" (старец архим. Иоанн Крестьянкин).

вт, 04/25/2017 - 02:32 :

Алексей, Св. Писании учит, что тело – одежда души, она заполняет всё тело. Святые отцы пишут, что душа человека выглядит подобно телу человека: её наружный вид есть образ и вид внешнего человека в его теле. Только, в зависимости от того, какую жизнь ведёт человек, душа его бывает или светла, или одета мраком. Душа "имеет свой вид, который подобен виду человека в его теле, т. е. душа имеет и главу, и перси, и руки, и ноги, и очи, и уши, словом, все члены, как и тело; душа облечена в тело, как в одежду, а члены ее облечены в соответствующие члены тела (свт. Игнатий Брянчанинов). Когда душа выходит из тела, "сам человек, с которым происходит всё это, хотя только в духе, а не в теле, видит себя все столь же похожим на собственное тело, что он вообще не может увидеть никакой разницы" (блж. Августин «О Граде Божием», кн. ХХI, 10). Душа не повреждается при ампутациях, она свою форму, своё духовное тонкое тело, повторяющую тело физическое. Существуют так называемые фантомные боли, появляющиеся в удаленной конечности или органе. Это могут быть жгучая, стреляющая, разрывающая, пронизывающая боль, а также зуд, покалывание и прочие ощущения. Возникает синдром вне зависимости от типа ампутации - хирургической или травматической. Фантомная боль специфична тем, что пациенту не помогают никакие анальгетики, в том числе наркотические. Количество пациентов, которые страдают от фантомных болей после удаления конечности, достаточно большое. В первые дни после ампутации патология проявляется у 72% больных. Спустя 6 месяцев — у 65%. Через 5-10 лет продолжают жаловаться на фантомные ощущения в удаленной части тела — около 60%.

ср, 04/26/2017 - 16:12 :

Георгию Зайкову_ Соглашусь с Вами, что все тело заполнено душой. И что фантомные боли (ПАМЯТЬ об отсутствующей после ампутации части тела) связаны с некомфортным состоянием души. Это не удивительно. Душа имеет возможность создать в теле движение только одним способом – воспользовавшись, находящимся в ПАМЯТИ тела опытом выживания его предков, полученным телом при рождении от родителей; они же, в свою очередь, получили этот опыт жизни от своих родителей. А те – от своих. Процесс идет от старой жизни к новой регулярно и непрерывно от сотворения мира. Вот поэтому дети похожи на родителей. Вот поэтому человек не может стать птицей или дышать под водой. В его теле (и памяти) не записан этот опыт жизни предков (способ жизни). Опыт жизни – это сохраненные в памяти тела наборы способов выживать, в которых записано все, что успешно нажили предки: как первой клетке делиться, чтобы в итоге получился человек, а не рыба или мутант. Как защищать себя от болезни и нападения. Как добиваться успеха и цели. Те предки, у которых опыт жизни был негодным – не смогли передать его в будущее т.к. умерли._ Для достижения своих благих целей (а цели у души всегда благие) ей приходиться напрягаться, чтобы преодолеть действие устаревших или порочных способов жизни, хранящихся в теле. И в борьбе с изжившими себя (порочными) способами выживания Душа обретает свою силу и мощь. Нет на Земле человека с одинаковым набором способов выживания в памяти его тела. Поэтому все мы разные. Человек был создан, как единство души и тела, для того, чтобы душа становилась сильнее и искуснее в грамотном использовании прошлого опыта жизни (и этим создавала новый лучший опыт для будущих поколений). И при этом эффективно преодолевала влияние негодного (изжившего себя) опыта жизни, часть которого всегда заложена в памяти тела. А если бы было по-другому, то наши тела были бы не нужны. И не возникли бы. Отсюда и фантомные боли – когда часть памяти тела утеряна, душа приходится приспосабливаться к потере.

ср, 04/26/2017 - 17:25 :

Не так давно на Православии.ру /месяцы/ была очень интересная публикация на эту тему... Автора не запомнил... Хороший общий анализ... Я не большой любитель цитат - на каждую цитату можно найти контрцитату... * Но вот пример: - "16 Да даст вам, по богатству славы Своей, крепко утвердиться Духом Его во внутреннем человеке, /Ощущая присутствие Божие читать душой в области сердца/. 17 верою вселиться Христу в сердца ваши, 18 чтобы вы, укорененные и утвержденные в любви, могли постигнуть со всеми святыми, что широта и долгота, и глубина и высота, 19 и уразуметь превосходящую разумение любовь Христову, дабы вам исполниться всею полнотою Божиею". * Какие здесь понятия?: "вам" - т.е. человек /"внутренний"/, "Дух Его" - т.е. Дух Святой, /дальше просто перечислю/: - вера, вселение (в сердце), Христос, Бог, Любовь, любовь, укоренение (корень), постигнуть (понимание), святой, святость, широта, высота.., - пространство, долгота - время, разум и превосходящий разум, любовь Христова, полнота Божия... * Если к этому добавить немного современности - мозг, сознание, энергия, поле, Кирлиан... Да еще вспомнить, что "дух есть душа души" и все это связано, то можно сделать простой вывод - НИЧЕГО я не знаю! Может, кто знает... Модель какую-нибудь придумать можно. Напр. - полевая /поле или время живое/ структура души... Но это для наглядности - отсебятина, не больше... А если добавить слова афонцев - мы и Церковь, и экуменизм определить не можем... * Вопрос - а стоит ли над подобными вопросами ломать головы /обычным/ людям? * УМНОЙ ВЕРЫ НЕТ, ИСКРЕННЕЙ ДУХОВНО-ДУШЕВНО-СЕРДЕЧНОЙ МОЛИТВЫ - НЕТ! ЧУВСТВА БОГА - НЕТ!!! Суть Евангелия в сердце-духе-душе-уме и минуты удержать не получается... * Можно, конечно, попытаться применить "методу черного ящика", но - зачем?, если можно просто всем вместе обратиться духом-душой-сердцем за помощью к Богу /именно СЕЙЧАС!/: - "ГОСПОДИ, ПОМОГИ НАШЕМУ НЕВЕРИЮ...". Или поодиночке... Может, поможет..? * В понятиях же тонем... Нет? Ошибаюсь? Ивините...

...

сб, 04/29/2017 - 17:03 :

прот. Николаю Захарову _Согласен, что человек жив, пока душа находится внутри тела; а если душа полностью выходит из тела – человек умирает. Но вся душа никогда не находится внутри тела, потому что, если она окажется там полностью, то потеряет связь с Единым Духом. Наши души – неотделимые части Единого Духа. Наши души бессмертны, пока с Единым Духом их связывает незримая связь, которые люди назвали ВЕРА. В отзыве на статью И.О. Елеференко «Уроки истории» (от 18.04.2017) я уже писал, что: «Вера – это незримая связь с тем, в кого веришь (или кому веришь). Когда оба через связь-Веру являются единым целым настолько, что если одному из них станет плохо, то будет плохо и второму. И поэтому оба (неосознанно и осознанно) делают все возможное, чтобы ничего плохого вокруг них не случилось. Именно поэтому с Верой люди выдерживают и выживают там, где остальные гибнут. Выживают потому, что каждого, кто сохраняет в себе Веру (связь с тем, кому он верит) незримо поддерживает второй, как бы далеко он не находился»._ Для того, чтобы сохранить связь с Единым Духом, бОльшая часть души находится снаружи, а не внутри тела. Если связь души с Единым Духом стабильна и сильна – в человеке расцветает и живет Вера. Если связь слабеет – человек впадает в метания и пытается искать успокоение в суррогатах веры: в атеизме, фанатизме и т.д. Но связь (Вера) никогда не исчезает полностью, потому что совсем без Веры душа жить не может.

ср, 05/03/2017 - 08:13 :

Тут мы подходим к одному очень интересному вопросу. Учение Св. Отцов Православной Церкви говорит о человеческой природе как о троечастном составе духа, души и тела – так наз. трихотомизм. Помимо души в человеке есть высшее духовное начало, называемое "духом" (евр. ruah, греч. pneuma). "Тело без души мертво, и без духа душа мертва для Царствия Божия" (прп. Макарий Египетский). Свящ. Писание сообщает трихотомии известную обоснованность и убедительность: Прем.15:11; 20:24; 1Сол.5:23; Евр.4:12; 1Кор.15:44; 2:14-15; Иуд.19; Лк.1:46-47 и др. В первые века христианства трихотомическое воззрение на человеческую природу являлось господствующим, а дихотомическое (признающее только душу и тело в составе человеческого существа) встречалось весьма редко. Ап. Павел: "Ибо слово Божие живо и действенно и острее всякого меча обоюдоострого: оно проникает до разделения души и духа (Евр. 4, 12); "И ваш дух и душа и тело во всей целости да сохранится" (1 Фес. 5, 23). Очень интересно высказывание свт. Филарета (Дроздова). Он пишет архиеп. Тверскому Алексию, попросившему свт. Филарета доказать несостоятельность трихотомии: "В месячной минее июня 25, в каноне найдёте следующие слова: "омый тело, очисти дух, и душу мою освяти". Не угодно ли Вам сразиться и с сею церковною книгою? Ибо слово дух поставлено здесь так, что нельзя понимать его в смысле благодатного дарования, чтобы уклониться от понятия о составе человека". Духом возможно постижение смысла вещей, проникновение в их сущность. Свт. и врач Лука (Войно-Ясенецкий) писал, что дух может вести жизнь, раздельную от души и тела. Однако есть и другой взгляд на природу человека: как на соединение души и тела (дихотомизм). Православная Церковь принимает оба эти учения. Католический Запад признаёт только дихотомизм.

ср, 05/03/2017 - 17:33 :

Ув. О. Н/З/! "Вопрос, конечно, интересный", но... ведь он уводит от Бога - нет? Может вспомним о Нем именно сейчас? Ведь Он здесь, рядом со всеми нами.., и искренно обратимся к Нему /душой в области сердца, каждый читающий, по силе/..: - Господи, помоги нам и нашим ближним... * Нет? А вдруг услышит... и поможет.?! По мере веры, искренности и результирующего вектора молитвы? Это ж если не миллионы, то хоть десятки молитвенников, обьединенных в едином радонежском прошении... А "где двое...". Может, это и есть "Жизнь - проповедь - жизнь"? Нет? Извините... Конечно, могу ошибаться...

ср, 05/03/2017 - 19:35 :

прот. Николаю Захарову _Смысл жизни Живых в том, чтобы создавать новый опыт жизни (выживания). Наши тела хранят в памяти весь старый опыт жизни предков. Для создания нового опыта ДУши могут использовать только тот опыт, который уже записан в телах. Наши Души преобразуют старый опыт в новые сочетания и создают этим новый опыт жизни. Весь опыт передается потомкам. И все повторяется сначала. От Единого Духа через Веру (через связь с Единым Духом) ДУши получают энергию для создания этого процесса и управления им. Но для сохранения в памяти тел опыта жизни, телам требуется намного больше энергии, чем душам. И поэтому тела получают ее из «материального» питания. Когда наши Души преобразуют старый опыт в новые сочетания, им приходится преодолевать негодный опыт из памяти тел и противодействовать порочному опыту. В таком противоборстве Души обретают мастерство и силу. При этом ими активно используется и развивается связь с Единым Духом (Вера). В таком варианте человек формируется из Души и Тела (2). Но! Души, которые обрели высокий уровень мастерства и силы в управления телом для создания нового опыта, создают в телах КАЧЕСТВЕННО новый опыт жизни, и этим получают возможность УСИЛИТЬ Веру (связь с единым Духом). Потенциал Единого Духа позволяет Душам многократно увеличить свои возможности; возможности тела; и возможности самого человека. Сильная и надежная Вера (связь) открывает в таких людях новые способности видеть окружающий мир и изменять его. В таком варианте человек формируется из Души, Тела и Духа (3). «Три» или «Два» - зависит лишь от качества и силы Веры (связи с Единым Духом).

чт, 05/11/2017 - 11:53 :

Алексею. Нет, не согласуется с учением Церкви и Св. Отцов: ни с трихотомизмом, ни с дихотомизмом, совсем не о том там речь. Непозволительно писать от себя, без ссылок на авторитетных отцов Церкви – правило закреплено Святыми Вселенскими Соборами. "Все, отвергшие безумно, кичливо Святых Отцов, приступившие непосредственно, со слепою дерзостию, с нечистым умом и сердцем к Евангелию, впали в гибельное заблуждение. Сколько можно встретить между чадами Восточной Церкви понятий о христианстве самых сбивчивых, неправильных, противоречащих учению Церкви" (Свт. Игнатий Брянчанинов). Уже на I Вселенском Соборе ссылка на авторитет Святых Отцов имела РЕШАЮЩЕЕ значение. В оросе (глав. документе) V Вселенского Собора святоотеческое учение описано как ОБЯЗАТЕЛЬНОЕ мерило веры: «Не иначе должно принимать то, что пишется кем-либо, как если оно предварительно будет найдено СОГЛАСНЫМ с православной верой Святых Отцов» (Деяния Вселен. Соборов т. V с. 209). «Совершенно недопустимым является отношение к богословию как к сфере творческой активности человека. Во-первых, богословие решает слишком важные вопросы, чтобы в нём было место человеческому произволу. Попытка применить способности своей фантазии к богословию подобна попытке экспериментировать на минном поле. Архиерейский Собор Русской Православной Церкви 2000 года заявил, что "Неприемлема сама установка на толерантность к разномыслиям вере". Это определение Архиерейского Собора Русской Православной Церкви категорически отвергает саму возможность существования "теологуменического богословия" [частных мнений, не согласующихся с учением большинства Св. Отцов] и тем самым лишает сторонников этой методологии любой возможности остаться В РАМКАХ православного вероучения» (Теологумены в современном богословии, о. Даниил Сысоев. https://azbyka.ru/teologumeny-v-sovremennom-bogoslovii )

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и абзацы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Простите, это проверка, что вы человек, а не робот.
Рейтинг@Mail.ru Яндекс тИЦ Каталог Православное Христианство.Ру Электронное периодическое издание «Радонеж.ру» Свидетельство о регистрации от 12.02.2009 Эл № ФС 77-35297 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций. Копирование материалов сайта возможно только с указанием адреса источника 2016 © «Радонеж.ру» Адрес: 115326, г. Москва, ул. Пятницкая, д. 25 Тел.: (495) 772 79 61, тел./факс: (495) 959 44 45 E-mail: [email protected]

Дорогие братья и сестры, радио и газета «Радонеж» существуют исключительно благодаря вашей поддержке! Помощь

-
+