Перейти к основному содержанию

18:53 30.04.2024

Православная журналистика: методологические особенности изучения эффективности деятельности.(Костикова Н.А)

14.01.2013 23:55:30

                      Костикова Н.А., декан ф-та журналистики и рекламного дела Московского гуманитарного института имени Е.Р. Дашковой, доцент( доклад на заседании Клуба православных журналистов " 1 февраля 2006 года).

 

 Православная журналистика: методологические особенности изучения эффективности деятельности

Конфессиональная журналистика - вид церковной деятельности, выраженной в слове. Ее специфика заключается в том, чтобы восполнять потребность общества в вере и в определенной мере формировать ее. Не следует преувеличивать возможности журналистики: главное в Церкви -жизнь духа, богослужение, а не семинары и пресса. Однако и самое малое слово имеет вес.

Религиозные средства массовой информации призваны удовлетворять информационные запросы человека, интересующегося вопросами веры и Церкви. Для невоцерковленной части аудитории они являются также мировоззренческими источниками. Интерес к религии удовлетворяется не только посредством религиозных организаций, их проповеднической и миссионерской деятельностью, но и через институты культуры и средства массовой коммуникации. В этом заключается отличительная черта современной религиозности.

Характерно, что общей чертой   религиозных изданий разных конфессий является   видение религиозной проблематики как совокупности сложных, порой неразрешимых проблем и явлений. Не всегда встречаются положительные примеры или проблемы, которые удалось решить. К сожалению, религиозные издания склонны скорее информировать и больше освещать проблемы, чем упоминать о положительных примерах их решения.

Несколько определений конфессиональной журналистики

Любое определение путем перечисления будет неполным. Если взять за основу тот факт, что журналистика является разновидностью духовно – практической деятельности по внедрению в массовое сознание ( общественное мнение) оценок текущих общественно - значимых явлений, то конфессиональная журналистика дает эти оценки прежде всего с мировоззренческих позиций, в данном случае с позиций православного вероучения.
В этом контексте конфессиональная журналистика подразумевает освещение комплекса вопросов, связанных с духовным и нравственным состоянием общества, культурой, экономикой, различными научными проектами и социально - политическими прогнозами. Предмет конфессиональной журналистики составляет религиозное просвещение аудитории и рассмотрение совокупности вопросов культурного, социального, национального, экономического характера на основе религиозной традиции.

Если предложить более узкое определение, то конфессиональная журналистика подразумевает последовательное освещение религиозных вопросов как глобального, так и местного значения.

К глобальным религиозным проблемам можно отнести процессы секуляризации общества, возрастания бездуховности, обмирщения массового сознания, принижения роли Церкви и религиозных институтов. Следствием этого является утрата ценностных ориентиров в обществе, дегуманизация массовой культуры, рост лже - духовных и псевдонаучных нео -языческих и оккультных явлений. В качестве положительного примера решения глобальных проблем можно привести объединённые усилия христианских конфессий в борьбе с духовным и политическим терроризмом, совместные молодежные проекты (например, в рамках деятельности Всемирного движения православной молодежи «Синдесмос»),   которые направлены на объединение верующей молодежи, призванной определять «лицо» христианства в ХХ1  века.

     К проблеме национального уровня можно отнести медленное возрождение церковной жизни в России и невысокую, в ряде случаев, эффективность миссии Церкви в современном мире.

Положительными примерами решения религиозных проблем национального масштаба можно назвать проекты, обеспечивающие устойчивое развитие общества в области религии и культуры. Например, в августе 2000 года Юбилейный Архиерейский Собор осуществил канонизацию более тысячи новомучеников и исповедников благочестия, пострадавших за веру в XX веке. Акт канонизации стал мощным фактором в укреплении православного самосознания общества, его традиционных духовных основ. В 2001 году Церковь принимает «Основы социальной концепции Русской Православной Церкви» -программный документ, явившийся свидетельством оперативного отклика Церкви на вызовы времени. Средства массовой информации в достаточной полноте освещали эти явления - своего рода знамения времени.

     Один из примеров религиозной проблемы на «местном» уровне - проблемы профессионализма конфессиональной журналистики и эффективности ее воздействия. Этот вопрос затрагивает область интересов как аудитории, так и профессиональных журналистов, работающих в религиозных медиа. В современной теории журналистики, в отсутствии научной школы религиозной журналистики, не разработано определение понятия «православная журналистика». До сих пор  понятие «православная»  журналистика   подменяется   определением  «церковная». Так, возможно, невольно, сужается  предметная сфера, церковные издания противопоставляются  светским.
 Дискуссии конфессиональных журналистов  в этой связи в  начале 2000 – х годов касались и выбора тем, и языковых средств, и поиска источников информации. В качестве ведущих были признаны два основных направления конфессиональной журналистики: церковная и светская массовая, православно ориентированная.

   Основой деятельности журналистов, работающих в церковной и светской православной журналистике, является их православное мировоззрение. Религиозная тематика - слишком сложное и ответственное направление, чтобы ее освещение можно было доверить специалистам с иным мировоззренческим уровнем.

Очевидно, что слово влияет на формирование сознания аналитиков, публицистов и через СМИ - на аудиторию. В настоящее время православная журналистика становится ведущим средством религиозной коммуникации в России: ей принадлежит роль проводника христианского благовестия.

Религиозная тема - это сложная тема

Религиозная жизнь на сегодняшний день остается «вещью в себе», для широких масс -   лишь частью  историко -патриотической компоненты в ряду составляющих духовного начала нации. Одновременно светские средства массовой информации пропагандируют культ стяжательства и насилия, часто прямо противоречат христианским ценностям.

Церковь остается одним из немногих институтов общества, открыто противостоящих проявлениям «зла очевидного».   В то же время необходимость религиозного просвещения аудитории на   духовных основах православной веры и культуры сталкивается с рядом препятствий, преодоление которых возможно лишь на протяжении длительного периода и ценой значительных усилий Церкви и государства.

Первая особенность материалов на религиозную тему - их сложность и многогранность, так как они затрагивают самую сокровенную часть человеческой души - область веры, взаимоотношения человека с Творцом. Принцип «не навреди» в данном случае должен быть основополагающим. Традиционно журналисты строят материал на противопоставлении двух или нескольких точек зрения. В религиозной теме присутствует точка зрения, к которой, как правило, апеллирует журналист - это соборное мнение Церкви и не противоречащее ему представление о рассматриваемом вопросе святого, или авторитетного богослова или иерарха Церкви.

«Свое» мнение, мнение журналиста, не приветствуется, хотя и не отвергается.   Иными словами, журналист не может быть абсолютно независимым    - является ли он членом Церкви или невоцерковленным человеком, но, освещая христианскую тематику, в постановке проблемы (раскрытии темы), ему необходимо   следовать церковным   представлениям по тому или иному вопросу. Журналист должен сначала отразить точку зрения Церкви как душеспасительную, а уже затем, если необходимо, поделиться своей или иной, представляющейся авторитетной.

Вторая особенность в этой связи заключается в уяснении   различий

публикаций журналистики о православии и материалов журналистики православной. Религиозные материалы может подготовить только журналист, обладающий православным мировоззрением, а не со стороны наблюдающий церковную, духовную жизнь. Православный журналист и его публикации отражают позицию человека верующего, активно участвующего в церковной жизни, воспринимающего ее беды и радости, проблемы и заботы как свои собственные.

Больше того, качественное содержание его публикаций связано со степенью его собственной воцерковленности, с учетом  необходимого профессионализма.

Это не означает, что материалы журналиста светского, пишущего на религиозные темы, будут не правильными. Скорее, они будут неполными. Станут лишь внешним описанием, иллюстрацией по поводу,   чьим -то мнением и не больше. В православных материалах важна точка зрения не просто наблюдателя религиозных обрядов, а участника религиозного процесса, самой жизни в Церкви.

Поэтому очевидно, что есть журналистика о православии и есть православная журналистика, в которой работают журналисты с православным мировоззрением. Именно с этих позиций они рассматривают проблемы всех сфер жизнедеятельности человека - духовной, политической, экономической и т.д.

Решая эти задачи,   православный журналист способствует воцерковлению читателя своими профессиональными средствами. Воцерковить журналистику,-  отмечает О. Бакина, - значит наполнить православным смыслом весь практический строй деятельности журналиста. А по отношению к аудитории -это значит помочь конкретному человеку войти в храм, воцерковиться, осознать необходимость личного духовного роста, на основе заповедей, опыта подвижников.

Третья особенность материалов на религиозную тему - верно выбранный тон и стиль изложения.

«Кроме языка и аргументации, очень важен сам тон, которым говорит журналист, его пафос. Это греческое слово означает страсть, чувство, воодушевление, оно почти является синонимом слова тон. Вялая статья лишена жизненного тонуса, тона - она бесчувственна, безпафосна. Достойное явление нуждается в искренней, патетической похвале, плохое - в живом, сочувственном (а не злорадном) осуждении. Правильно выбранный тон помогает журналисту найти верные слова и сделать верные выводы» . ( Никитин В.А.)

К сожалению, современная православная пресса, особенно региональная -епархиальная и приходская, в своей основной массе не отличается стремлением к поиску выразительных языковых средств. Складывается впечатление о целой массе нарочито - благочестивых изданий, предпринятых с одной целью - скучно проинформировать, а не быть проводником современной церковной мысли. Стиль таких газет скорее поучительный, чем занимательный или волнующий, язык архаичный и тяжеловесный. Разумеется, выходит в свет и качественная церковная и светская православная периодика. Например, в Вятском регионе, в  Санкт-Петербурге таких изданий немалой издаются они одновременно для разных целевых групп, но пока тенденция развивается в противоположном направлении.

Четвертая особенность религиозных материалов - правильное тематическое и жанровое соотношение. Казалось бы, очевидная вещь: тип издания определяет тематические и жанровые предпочтения. Однако в региональных изданиях процент публикаций на общецерковные темы порой больше, чём следует, жанровая палитра ограничивается хроникой, статьей, интервью. Местнозначимые темы представлены главным образом в виде новостной подборки или в жанре расширенного комментария. Отсюда излишняя назидательность и ощущение инертности церковной жизни, в то время, как в регионах она напротив отличается интенсивностью. В журнальных типах засилье постановочных и проблемных статей с большим количеством вопросов без ответов или с увещеваниями и предупреждениями.

Почти полное отсутствие критических статей не делает православную прессу привлекательной в глазах аудитории, особенно «внешней» и «сочувствующей».

Церковь является кладовой тем, по образному выражению Р. Дюрта, автора справочника для церковных журналистов в Германии. Надо только уметь видеть там интересное. И добавим - находить соответствующие жанры и формы подачи.

Вызовут интерес мнения священника по активно дискутирующимся в обществе вопросам, привлекут внимание статьи о женщине в Церкви, опросы общественного мнения, размышления деятельных прихожан, материалы о церковных личностях и многие другие темы, важные для современного верующего.

Увеличение спектра тем - важный способ поддерживать интерес реальной аудитории и завоевывать внимание потенциальной.

Специфическая  информация  и  другие  особенности  религиозных публикаций

Журналистам, пишущим на религиозные темы, приходится иметь дело со специфической информацией. В пространство религиозной проблематики входят разные духовно - социальные аспекты , которые необходимо объяснять с религиозной точки зрения. Это предполагает знание языка   религии и конкретной конфессии. Язык религии, как правило, только отчасти ясен массовому читателю, а также самим журналистам, особенно светским.

Эксперты в области религии - священники, богословы -   в полноте владеют этим языком, изобилующим специфическими терминами. Журналист должен помочь читателю разобраться в терминологии, предложить по возможности ее точный «перевод» и не утратить при этом «дух», сокровенную глубину. Иными словами, церковно - славянский язык, принятый в богослужении, используется священнослужителями не только в храме, но и в массовой литературе и журналистике. Задача журналиста - донести смысл, глубину и красоту церковного языка.

Если журналист не пояснил, что имел в виду церковный служитель, употребляя то или иное специальное выражение, читатель вряд ли почерпнет из статьи что - либо полезное. В отличие от жанров новостной журналистики, где журналист может ограничиться цитатами или компоновкой фактов, в статье на религиозную тему необходимо объяснить существо вопроса. Это означает, что журналист должен сам предварительно разобраться в проблеме,   изучая ее по имеющимся источникам, в том числе уясняя особенности языка и стиля. Существует, помимо того, проблема определенной закрытости представителей Церкви по отношению к журналистам. Главным образом, это относится к проблеме разрешения провести интервью или сбор информации о той или иной стороне церковной жизни. Если такое разрешение - благословение - получено, то священник, как правило, делится   разнообразной информацией по предложенной теме,   предлагая необходимые пояснения.

Тем не менее журналисту рекомендуется уточнять малоизвестные термины, специфические обороты, не полагаясь лишь на интуицию и предварительную подготовку.

В любом случае, перенасыщение специфическими терминами непродуктивно. Обращение аудитории к религиозной тематике предполагает неторопливое вдумчивое чтение, когда можно спокойно прочитать и   не спеша обдумать прочитанное, когда напечатанное слово, из-за его   личностного характера на бумаге, воспринимается как живое, обращенное непосредственно к адресату. Представляется оправданным такой подход религиозных изданий, рассчитанных на массовую аудиторию, который можно сформулировать как принцип Необходимой ясности и убедительной емкости изложения актуальных вопросов веры и современности.

Религиозная тема отличается от других тем высокой степенью эмоциональности.

Журналисты должны избегать излишней эмоциональности. Неприемлем сенсационный подход и неуместно преувеличение негативных последствий. С другой стороны, чтобы заинтересовать читателя, журналисту необходимо показать связь между религиозной проблемой и человеком. Для развития религиозного мышления важно пропускать религиозные проблемы через личный опыт человека, через его эмоции. В этой связи статьи на религиозную тему могут показывать людям, какое отношение к ним имеет рассматриваемый вопрос , как он может помочь или повредить, какое влияние окажет на жизнь. Такой подход добавит статье эмоциональности и убережет от излишней.

Следующая важная особенность религиозных публикаций - их многоплановость, многоаспектность. Одной статьи, как правило, недостаточно, чтобы раскрыть суть сложной темы. Многие религиозные вопросы развиваются на протяжении длительного времени и решить их в короткие сроки тоже невозможно. Все это требует от журналиста тщательного наблюдения за развитием событий, умения анализировать, какие дополнительные вопросы могут появиться с течением времени. Журналисту желательно прибегать в этой связи к человеку, имеющему дар духовного «рассуждения» - священнику, духовно опытному светскому человеку. В религиозной тематике полагаться только на свой опыт, профессиональный в том числе, не безопасно: велика цена ответственности. В особо сложных случаях, имеющих прямые духовно -социальные последствия, целесообразнее обращаться к рассмотрению проблемы, используя жанры интервью, «круглого стола», дискуссии. Безошибочный вариант - публикации точек зрения особо почитаемых священников, старцев, представителей церковной иерархии.

  Например, в начале 2000-х годов СМИ подробно освещали тему, связанную с введением ИНН. Часть православных верующих увидела в цифровом аналоге личного налогового номера символическое число из трех шестерок - «666», знак Зверя, число Антихриста. Люди отказывались получать этот номер, внося трудности в работу налоговых органов, подвергаясь понятным личным неудобствам. Только «массированное» выступление в печати, в электронных СМИ высших иерархов Церкви, Святейшего Патриарха, особо почитаемых старцев и богословов, помогло довольно быстро решить надвигающуюся угрозу серьезных нестроений среди значительного количества населения страны. Таким образом, существует довольно много причин, по которым журналисты должны подходить к освещению религиозной тематики иначе, чем к другим материалам. На первый взгляд, требования, предъявляемые в этой связи, выглядят устрашающе, особенно если журналист не специализируетесь в области религии. Однако затраты сил со временем принесут много пользы как самому журналисту, так и его аудитории

Как сбалансировать различные точки зрения

В религиозной жизни задействовано большое количество людей, организаций и иных заинтересованных сторон. Многие направления журналистики затрагивают интересы различных групп, но особенность религиозной в том, что она многогранна и духовно сложна, поэтому журналисту намного сложнее сбалансировать мнения заинтересованных сторон.

Так называемый количественный подход, предоставляющий возможность высказать свою точку зрения всем сторонам, в религиозной тематике не правомерен. Возможен вариант, когда подавляющее количество людей, хорошо знающих проблему, разделяют только одну из представленных точек зрения. Публикация, в случае количественного равновесия, придаст равную ценность всем мнениям без исключения. Поэтому количественный подход в религиозной статье может дезориентировать читателя.

Альтернативный подход предлагает журналисту оценить духовную значимость представленных аргументов и определить, насколько они убедительны. Для того, чтобы сделать это эффективно, журналист должен хорошо разбираться в проблеме и постоянно консультироваться с духовно опытными людьми. В любом случае следует учитывать, что эксперты также могут иметь свои предпочтения,   поэтому в качестве определяющей журналист должен предлагать точку зрения Церкви как носительницы соборного знания.

 

                   Где искать идеи и темы для религиозных статей

Основной  источник тем и идей - официальные документы Священноначалия Русской Православной Церкви по различным вопросам ее жизнедеятельности. Несмотря на то, что официальные источники, как правило, представляют собой длинные, суховатые документы, они, тем не менее, содержат значительное количество ценной информации. Следует обращать внимание на детали. Именно они дают возможность увидеть новый аспект важной темы или назревшей проблемы.

Высоким образцом такого рода информационного ресурса и источника идей являются Обращения Святейшего Патриарха. В Его обращениях к настоятелям храмов и монастырей, инокам и мирянам содержится многогранный анализ конкретной церковной ситуации, с массой ярких и точных примеров, безупречным стилем изложения, верно выбранной интонацией.

Неплохим источником идей могут быть встречи с официальными лицами епархий. Их высказывания легко цитировать, а цитаты всегда украшают материал. Не обязательно добиваться встречи с высшими чиновниками из епархиального руководства. Некоторые рядовые сотрудники специализируются на определенных вопросах, обладают опытом работы и имеют возможность не понаслышке оценить те или иные моменты рассматриваемого вопроса, чьи -либо действия и т.д. К ним можно обратиться как к экспертам за дополнительной информацией.

С точки зрения серьезного информационного ресурса особый интерес представляют Синодальные учреждения - Отдел внешних церковных связей Московского Патриархата (http://www.russian-orthtodox-churcri.org.ru), Издательство Московской Патриархии (http://www.jmp.ru), Отдел религиозного образования и катехизации (http://rel.org.ru), Церковно - научный центр «Православная энциклопедия» (http://www.scpe.ru) и др. Имея доступ к Интернету, можно осуществлять поиск в базах данных учреждений Московского Патриархата. Кроме того, что это сохранит большое количество времени, данные источники информации, оснащенные также электронной связью, помогут быстро получить ответы на интересующие вопросы. Среди других организаций, располагающих большой базой данных, -научные и исследовательские организации. Крупнейшая их них - Церковно - научный центр «Православная энциклопедия» ( http.W www.sncpe/ru). Его основным направлением деятельности является издание «Православной энциклопедии» - систематизированного свода знаний по всем отраслям церковной жизни, а также по основным вопросам государства, политики, права и культуры. В работе над этим издательским церковным проектом задействованы видные светские и церковные ученые, как российские, так и зарубежные, под общей редакцией Святейшего Патриарха Алексия II и под личным патронатом Президента РФ Путина В. В. В проекте участвуют все Поместные Православные Церкви.

Существенный интерес, с точки зрения поиска информации по конкретной проблеме, представляют специальные церковно - научные учреждения.

Помимо научно - исследовательской и издательской деятельности, эти организации проводят круглые столы и конференции для широкой общественности.

Так, Институт перевода Библии ( http.ibtnet org.moscow) осуществляет перевод и издания книг Священного Писания. Российский центр по изучению Туринской Плащаницы (http.Wwww.pravoslavie.ruAstretmon.turin) предпринимает теоретические и экспериментальные исследования Туринской Плащаницы в сотрудничестве с западными специалистами. Научно -исследовательский центр во имя преп.Сергия Радонежского «Покров» ведет методические разработки и прикладные исследования в области православной педагогики, христианской антропологии, психологии, социальной педагогики. В этих центрах содержится много информации - от общей до имен ученых и чиновников, работающих по исследуемому направлению.

Церковно - общественные организации объединяют в своих рядах десятки специалистов, которые представляют специальные интересы воцерковленных людей в различных областях деятельности. Как правило, в этих структурах заняты высококлассные сотрудники, которые помогут найти интересные идеи для публикации или будут полезны для экспертной оценки и комментария. Спектр подобных профессиональных интересов довольно широк - от медико - просветительских до организации паломничеств: например, православный медико-просветительский центр «Жизнь» (http:pms.ortodoxy.ru\zhizn), Московское общество православных врачей (http.W pms.ortodoxy. ru), православное просветительское общество «Мрежа» (http://ortodoxy.ru), паломническая служба «Схолии» ( http://www.sxolii/narod.ru), Федерация православных следопытов (http:fps.vinchi.ru), информационно-консультационный центр св. Иринея Лионского (http://iriney.vinchi.ru), Братство свящм.Ермогена (http:www.hermogen.da.ru), Сестричество во имя прмц.вел.кн.Елисаветы OeflopoBHbi(http:www.pms.ortodoxy.ru\st-elizabeth) и многие другие.

Даже простой список тем исследований или направлений деятельности может послужить полноценным источником идей. Некоторые центры издают свои периодические издания, где публикуются разные точки зрения специалистов, их профессиональные советы, рекомендации и т.д. Все это может стать подспорьем в подготовке материалов. В данном случае необходимо учитывать основные направления деятельности церковно-общественных организаций - духовно-нравственное просвещение, благотворительность, методическая и организационная поддержка православных учебных заведений, издание и распространение православной литературы, образовательные программы, лекции, семинары, паломничества. Научно - богословские и церковно - общественные журналы ориентируются на богословов, историков, религиозных публицистов, всех, кто интересуется данной проблематикой. Журналы «Альфа и Омега», «Прозрение», «Церковь и время» и другие освещают жизнь современного общества, акцентируя внимание на вопросах развития современной богословской мысли, проблемах глобализации, государственно - церковных

отношениях, публикации церковных документов и комментариях к ним, дискуссионных материалах.

Представленные жанры - от академических исследований до актуальной публицистики - дают возможность познакомиться с глубоким анализом современной религиозной, политической, культурной и общественной жизни с православной точки зрения. Если какая -то проблема вас заинтересовала, и вы нашли информацию в периодическом издании, можно связаться с автором статьи и попросить его совета. Здесь важно проявить творческий подход. Недостаток научных журналов, главным образом, в том, что они ориентированы на ученых и специалистов, поэтому неподготовленному читателю довольно трудно воспринимать текст. Однако этот недостаток в полной мере перекрывается главным достоинством - это качество публикаций. Все статьи действительно подготовлены экспертами, что гарантирует достоверность фактов, в ряде случаев научную новизну, оригинальность заключений.

Беседа с автором такой статьи - ценная возможность подготовить качественный материал по интересующей проблематике. Еще один возможный источник идей - это научные встречи и лекции. Эти встречи полезны не только с точки зрения полученной информации, но и в качестве способа установления полезных контактов. Статьи в местной и центральной периодике также могут натолкнуть на свежую идею. Журналист, внимательно читающий материал, может обнаружить второстепенные взаимосвязи, имеющие непрямое отношение к главной теме статьи, но представляющее потенциальный интерес для ее дальнейшей разработки. Так, скрытые темы статьи помогают появиться новым идеям и новым публикациям.

Еще одним источником для рабочих идей может стать личный архив из газетно -журнальных публикаций, в том числе подборки рубрик и заголовков. Наличие личного архива даст возможность большой мобильности в выборе темы, а также лучшей информированности. Бесспорное достоинство архива еще и в возможности заблаговременной подготовки к написанию статьи. Можно выбрать несколько типичных или злободневных проблем и собрать общую информацию о них. Наличие подобного банка данных в свое время принесет результат в виде новой идеи, сюжета для публикации и т.д. Разумеется, архив необходимо регулярно обновлять и дополнять.

 

 

 

 

 

Дорогие братья и сестры! Мы существуем исключительно на ваши пожертвования. Поддержите нас! Перевод картой:

Другие способы платежа:      

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и абзацы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Простите, это проверка, что вы человек, а не робот.
3 + 17 =
Solve this simple math problem and enter the result. E.g. for 1+3, enter 4.
Рейтинг@Mail.ru Яндекс тИЦКаталог Православное Христианство.Ру Электронное периодическое издание «Радонеж.ру» Свидетельство о регистрации от 12.02.2009 Эл № ФС 77-35297 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций. Копирование материалов сайта возможно только с указанием адреса источника 2016 © «Радонеж.ру» Адрес: 115326, г. Москва, ул. Пятницкая, д. 25 Тел.: (495) 772 79 61, тел./факс: (495) 959 44 45 E-mail: [email protected]

Дорогие братья и сестры, радио и газета «Радонеж» существуют исключительно благодаря вашей поддержке! Помощь

-
+