Перейти к основному содержанию

01:02 01.12.2021

Четверг 5-й седмицы Великого Поста. Мариино стояние

28.03.2013 08:42:05

Эта Седмица Великого Поста — седмица сугубого покаяния. Вчера на Литургии Преждеосвященных Даров, на вечерне мы слышали двадцать четыре покаянных стихиры: «Господи, прежде даже до конца не погибну, спаси мя!». И вечером у нас было Мариино стояние в память преподобной Марии Египетской. И сегодня ради этого покаянного стояния совершается в четверг Литургия Преждеосвященных Даров. И следующее воскресенье посвящается также ее памяти.

Церковь говорит нам о силе покаяния, дает нам образ того, как человек от бездны греховной может подняться к высотам святости благодатью Божией. И те примеры, которые мы слышали в Великом покаянном каноне, без конца убеждают нас в одной единственной истине — что нет греха непрощенного, кроме греха нераскаянного. Церковь предлагает нам, и во всех стихирах всего Поста мы об этом слышим, пример царя Манассии, который совершил много преступлений: он убивал пророков, он пророка Исайю приказал распилить деревянной пилой, он идолам поклонялся. Но Господь за великое покаяние помиловал его. И Церковь напоминает нам о Давиде царе, который совершил два страшных преступления, прелюбодеяние и убийство, но многими слезами и покаянием ему был возвращен в пророческий дар. И Церковь говорит нам о ниневитянах, язычниках, которые совершили много грехов, но за покаяние Господь помиловал и спас от гибели этот город.

В этом заключается вся жизнь человеческая. Главная проповедь, с которой Церковь обращается ко всем нам, ко всему миру, это проповедь, с которой Бог, явившейся на землю, пришел к нам. Какие были первые слова Бога, ставшего человеком, в его проповеди? «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное!» И нет безнадежных состояний ни для народа, ни для всего человечества, ни для отдельного человека, потому что всегда Господь предлагает покаяние. «Господь так милостив, — говорит святой Иоанн Златоуст, — Он — только милость». И эта милость — это Его природа, Его естество, она источается из Него. И всякий грех теряет силу там, где покаяние. «Там, где искреннее покаяние, — говорит святой Иоанн Златоуст, — немедленно, тотчас же прощаются все грехи этому человеку». Так милостив наш Господь.

Однако Святая Церковь и вчера в покаянном каноне, и постоянно предупреждает нас о том, что это покаяние должно быть истинным, серьезным, глубоким. Потому что: да, Господь — это милосердие, но грех не будет прощен, если нет покаяния. И святые отцы говорят, что даже в таинстве исповеди, покаяния, где силой Божией прощаются всем все грехи, может совершиться невероятное. «Пусть все священники мира, — говорит преподобный Косьма, — Патриарх и все епископы простят тебе грехи в таинстве. Но если нет у тебя этого покаяния, если ты не каешься, эти грехи прощены не будут».

Значит, надо нам задуматься о том, как это покаяние совершается. Что произошло с преподобной Марией Египетской, какие признаки истинного покаяния? Внешний признак покаяния, говорит нам Святая Церковь, это когда жизнь наша меняется. Признак того, что прощен нам грех, это когда он не повторяется больше, уже изглажен из нашей жизни. Он становится невыносимым для нашего естества. И внутренний признак — когда душа узнает свободу совести, радость, легкость. И самый подлинный признак, глубокий, как печать Божия над личностью нашей бессмертной, когда нам дается узнать благодать Святого Духа.

Вот преподобной Марии Египетской Господь дал узнать, что такое благодать, когда она жила в страшных грехах, и дал ей увидеть, каким препятствием является грех для общения с Богом. И ее ответ на этот дар Божий должен быть всегда у нас перед глазами, должен быть постоянным нашим размышлением. И нам Господь давал узнать благодать, и у нас все менялось после того, как прощал нам Господь грехи — в таинстве исповеди, причащения. И нам открывалась абсолютная новизна той жизни, для которой Господь нас создал. И для нас всё становилось совершенно иным, не таким, каким было прежде. Но если мы после этого снова возвращались к прежним грехам, что происходило в нашей жизни? Ничего не происходило, ничего нового не прибавлялось. Жизнь наша снова становилась той, какой она была — жизнью с грехом. Но самое главное — Господь уже дал нам однажды вкусить, что такое жизнь без греха, когда оставляются нам милостью Его, даром Его Крестной Любви все наши грехи, и душа наша чувствует и легкость, и радость, и знает, что такое чистота. Но человек возвращается снова к прежним грехам либо по лености духовной, по теплохладности, может быть, по сильной привязанности к прежнему греху. И всё становится таким, как было, таким прежним, старым, ветхим — то, в чем живет весь мир, не знающий покаяния, не знающий жизни без греха. Если бы мы сумели так глубоко воспринять в наших сердцах то, что Господь нам дал — как преподобная Мария Египетская, как все другие святые, которые только тем и отличаются от нас, что они с такой благодарностью, с такой глубиной восприняли этот дар Христов, что жизнь их вся стала отдачей Господу! Если бы это с нами произошло, то не возвращались бы мы с такой легкостью к прежней, греховной жизни.

Когда мы принимаем благодатное прощение от Господа, когда мы узнаем эту новую жизнь, мы возвращаемся к тому, что в нашей обыденной жизни и раньше происходило — ко всем нашим трудам и заботам. Проходят дни, недели, и, может быть, мы вдруг начинаем испытывать некое разочарование, поскольку грехи все более стараются вплетаться в эту обыденную суету. Нам может показаться, что пережитое однажды было каким-то внезапным восторгом — может быть, экзальтацией, может быть, мы переживали ненормальное состояние, и надо жить так, как мы жили раньше.

А может быть, нам дано будет понять, что то, что Господь открыл нам, и есть самое нормальное состояние, какое только может быть у человека. И то решение, которое мы приняли под влиянием этого момента, — жить, во всем всегда угождая Богу, было единственно истинным. И что здесь точка отсчета всего, что происходит с человеком, со всем родом человеческим. Этим все должно измеряться. Здесь полюс, к которому должна устремляться вся наша жизнь. Здесь центр нашей жизни. Бог — центр нашей жизни, а не «я сам», то, что произошло вследствие грехопадения, со всеми моими греховными желаниями и стремлениями.

Как нам сохранить эту точку света, этот Дар Господень? Вот в чем заключается вопрос. Как обрести твердость верности добру и правде, которая открылась нам столь подлинно даром Господним? Это совершается, конечно, не одним нашим благоволением — оно необходимо, но этот дар благодати, это дар таинств церковных, того, что здесь, в Доме Божием совершается. И наша молитва, и наша решимость хранить верность добру и правде, которая нам открылась, должны быть прежде всего соединены с готовностью предать воле Благой и Совершенной Божией всю нашу жизнь. Так, чтобы Он принял нас такими, какие мы есть, и чтобы Он Сам образовал нашу жизнь, совершил ее, довел ее до того истинного состояния, которое уже было нам дано предвкусить.

Конечно, будут у нас после этого новые искушения, новые трудности, нам не избежать их. Но всякий раз, когда мы осознаём, что с нами однажды произошло, мы будем знать, где исход из этих искушений, из этих непреодолимых как будто трудностей — в Боге, только в Боге, Который всегда готов придти к нам на помощь, Который всегда готов нас простить, какие бы ни были у нас грехи. И Который не просто прощает нам наши грехи, но становится близким к нам, мы становимся едиными с Ним. И мы обретаем способность по-иному воспринимать всю нашу жизнь, по-иному относиться к нашим грехам. И с новою решимостью продолжать тот путь, который мы уже однажды начали по дару Христа в Церкви.

 Много возможности у греха и у врага рода человеческого. И он найдет способы, как унизить нас, и привести в уныние. Но бесконечно больше возможностей у Бога нашего, у благодати Христовой, которой хватит нам на всю нашу жизнь, на веки вечные, если мы будем следовать святым путем покаяния. Аминь.

Дорогие братья и сестры! Мы существуем исключительно на ваши пожертвования. Поддержите нас! Перевод картой:

Другие способы платежа:      

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и абзацы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Простите, это проверка, что вы человек, а не робот.
Рейтинг@Mail.ru Яндекс тИЦКаталог Православное Христианство.Ру Электронное периодическое издание «Радонеж.ру» Свидетельство о регистрации от 12.02.2009 Эл № ФС 77-35297 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций. Копирование материалов сайта возможно только с указанием адреса источника 2016 © «Радонеж.ру» Адрес: 115326, г. Москва, ул. Пятницкая, д. 25 Тел.: (495) 772 79 61, тел./факс: (495) 959 44 45 E-mail: [email protected]

Дорогие братья и сестры, радио и газета «Радонеж» существуют исключительно благодаря вашей поддержке! Помощь

-
+