27.10.2025 13:26:22
Протоиерей Александр Новопашин

Интересными, а иной раз, и прямо скажем, причудливыми кажутся некоторые повороты нашей истории. После крушения СССР в лету канули многие до тех пор незыблемые коммунистические праздники, а иной раз и осмеяны как некий «совковый» анахронизм. В то же время, как некая наглядная демонстрация падения железного занавеса к нам в качестве развлекательного «импорта» хлынули разного рода западные праздники и традиции.
Это касается прежде всего пресловутого «дня святого Валентина» который даже в традиции западной культуры несет в себе дух некоей гламурной вульгарности и коммерции. Но есть еще один специфический праздник, совсем не столь романтичный, как «день святого Валентина». Речь идет, конечно, о Хэллоуине - празднике, содержащем в себе достаточно ясно осязаемый инфернальный контент, который, тем не менее, не мешал в течение почти 30 лет школьным учителям навязывать эту страшно-веселую «игрушку» школьникам. Хотя те же учителя становились неожиданно настороженными, нарочито бдительными и недоверчивыми, как только слышали о введении в школьную программу курса Основ Православной культуры.
Но с Хэллоуином, слава Богу, более-менее разобрались. Существует мнение, что изначально христианский праздник All Hallows' Even (Канун дня всех святых) стал христианской миссионерской рецепцией в отношение кельтско-ирландской-шотландской традиции Самайн (или Самхейн). В свое время, когда в Римской Империи христианство было уже религией большинства ее граждан, в народной традиции прочно застрял «культ Солнца» (зимнего солнцестояния) и тогда Церковь поступила мудро: праздник Рождества Христова (который почти первые четыре века истории праздновался 6 января в один день с Богоявлением), был перенесен на 25 декабря. Любящая свой народ и терпеливая Церковь как бы сказала: Вы хотите праздновать праздник Солнца? Хорошо! На давайте поклоняться Солнцу Истины Иисусу Христу, а не бесчувственной звезде. Нечто подобное произошло и с Самайном. Церковь сказала: Давайте взывать не к нечистым духам и просить у них плодородие земли, а возвысим наш голос и обратимся к святым, и попросим у них, чтобы наши души плодоносили добрыми делами. К этому стоит прибавить, что далеко не все исследователи склонны связывать происхождение All Hallows' Even c Cамайном.
Начиная, пожалуй, с XVIII века, мы можем смело говорить о процессе расхристианизации Европы. Этот процесс выразился в том числе и в том, что целый ряд христианских праздников начали терять (в сознании европейцев) свое подлинное христианское содержание, сохранив некую более-менее схожую форму. Подробно об этом говорить сейчас не будем. Отметим одно: именно Хэллоуин претерпел самые кардинальные изменения, изменив не только суть, но и форму, вернувшись, по сути, к языческому сатанинскому содержанию. Еще и еще раз обратим внимание на то, что данный праздник, придя в Россию, не приобретя какой-то массовой популярности и всенародного признания, преимущественно «широко» отмечается в учебных заведениях: вузах, школах и даже детских садах. Странно, не правда-ли?
К этому следует добавить, что все данные праздники, будь то «день всех влюбленных» будь то околосатанинский Хэллоуин, широко рекламировали СМИ, к той или иной дате готовя красноречивые и яркие сюжеты. С началом СВО ситуация во многом изменилась. Теперь не столь выгодно и даже небезопасно, как думают журналисты, писать о западных «буржуазных» праздниках. А вот рекламировать что-то якобы «свое» очень даже на руку. И удивительным образом на страницах федеральных изданий одна за другой появляются заметки о древнем «исконно славянском празднике Велесова ночь» . Удивительно, но атрибуты т. н. Велесовой ночи весьма схожи с символикой Хэллоуина, (а, значит, дирекции учебных заведений не обязательно выбрасывать реквизит). К тому же в публикациях достаточно подробно разъясняется, как именно следует праздновать «древний праздник», но одновременно с этим не дается ни одной реальной ссылки на тот или иной аутентичный или научно-исследовательский, этнографический, религиоведческий источник, откуда столь древние «чинопоследования» почерпнуты. Более того, не приводится никаких ссылок на те или иные заметки о Велесовой ночи в бульварной прессе или бытовой прессе даже последних 10-15 лет! И единственными источниками, которые уже достаточно давно трезвонят о «древнем славянском празднике» являются неоязыческие информационные порталы.
Возродить древнее славянское язычество не представляется возможным, поскольку о нем достоверно практически ничего не известно. Эта традиция не оставила после себя аутентичных литературных памятников ввиду того, что не обладала письменной традицией. Столь милый нашему сердцу и столь же изменчивый и многогранный фольклор, который систематически начали изучать только в XIX веке (и то поначалу исключительно на любительском уровне) тоже не может стать какой-то серьезной основой, чтобы твердо признать некую «преемственность» между древним славянским язычеством и современными языческими «традициями».
А соответственно, неоязычество является абсолютно авторским новоделом. Тем не менее его сторонники активно претендует на то, чтобы быть признанным традиционной религией России. Повторимся, что данные претензии лишены каких-либо серьезных оснований: исторических, религиозных, культурных. Данная идеология зародилась не в какой-то «дохристианский период» истории Руси и даже не на просторах нашей Родины в начале 1990-х, а гораздо раньше – в середине XX века в Великобритании и США, а в 90-е годы не без успеха было экспортировано в «новую» Россию (кстати, вместе с «Валентином» и «Хэллоуином»), следовательно, никаким образом данное движение не может быть признано традиционно российским.
Напротив, неоязычество всегда было врагом России и ее традиционных ценностей. Первыми агрессивными южнорусскими (т. е. украинскими) сепаратистами были предприняты попытки стихийного возрождения «древнего славянского язычества». Однако систематизировать «неоязычество» (в научной литературе – нативизм) в некую всемирную идеологию отказа от христианских ценностей получилось в конце 40-х, начале 50-х гг. в Великобритании. А наша «родная» неоязыческая тема появилась в 1953 г. в Сан-Франциско.
Неоязычество, будучи абсолютно антиисторическим продуктом по факту исторической мистификацией, подделкой, фейком, в пространстве своей практической культовой жизни нередко заимствует те или иные обряды (по типу «Путь левой руки») у ныне действующих оккультных и даже сатанинских движений, которые, опять же, ни к какому реально существовавшему праславянскому язычеству отношения не имеют, как не имеют и никакой иной актуальной исторической преемственности. Получив свободную почву на постсоветском пространстве и заполучив определенное количество активных последователей, неоязычество способствовало распространению самых различных экстремистских идей (от фашизма до сатанизма), содействовало радикализации молодежи (в том числе военных). Стоит обратить особое внимание на то, что т. н. «ударные батальоны» украинского Майдана 2014 г. состояли в том числе и из отрядов идейных неоязычников, которые вполне убежденно перемешали в своем сознании ненависть к русскому миру, любовь к «родной вере» и преданность фашистской идеологии, включая и ту бесчеловечную жестокость, которая стала притчей во языцех со времен Бандеры и Шухевича.
Непосредственное общение с бывшими и действующими неоязычниками, с родными и близкими тех, кто попал под влияние данной идеологии, позволяет нам сделать достаточно определённый вывод: представители данного движения видят будущее России совсем не в формате «Святой Руси» или современной, вполне демократической Российской Федерации, а в формате достаточно тоталитарно-репрессивного политического строя, (черпающего свое идеологическое основание, естественно, в неоязыческой идеологии) который имеет вполне ощутимые сходства с Третьим рейхом или с той самой «Слава Украине!», о которой мечтают и современные украинские неоязычники-укронацисты.
Эти люди свидетельствуют, что данная идеология сама по себе, а тем более в рамках тех или иных неоязыческих движений (по факту сект) дышит ненавистью по отношению ко всем традиционным для России религиям и в особенно к Православной вере. Новых адептов, пришедших в подобные организации, заставляют проходить обряды «раскрещивания» понуждая снимать нательные кресты, сжигать православные иконы, уничтожать иные христианские символы, которые находятся в домах новых адептов.
Полагаем, что мы привели достаточно серьезные и весомые аргументы в пользу того, что неоязычество – это отнюдь не детская игрушка, а крайне опасная, агрессивная идеология, навязывание которой, в том числе и через «веселые» Велесовы ночи, может иметь крайне негативные последствия как для конкретных лиц, так и для общества и государства. И, думаем, вполне уместно задать вопрос: почему СМИ, а также представители администраций педагогических учреждений столь падки на различные «фишки», имеющие явный инфернальный душок? Если стало неполиткорректно тащить в детские классы американского «чёртика», то так ли необходимо вытащить из табакерки якобы «нашего», типа «русского», типа «славянского», но тоже чертика. А черт-то один, что синий, что жёлтый.
Помнит ли кто-нибудь, чтобы в рамках той или иной школы или высшего учебного заведения, в котором бы на официальном уровне проводилось бы празднование Пасхи или Рождества? Тут нам резонно заметят: не надо. Мы, мол, светское государство, и не надо тащить в светские учебные заведения ваши религиозные праздники. Максимум, о чем можно вспомнить – празднование Масленицы и то совсем не в согласии с подлинной православной традицией, а опять же в духе неоязычества, искусственно придуманного в советские годы «обряда» сжигания «чучела зима» на костре. «Широкие» двери наших школ и вузов порой наглухо закрыты для подлинной истории и подлинной православной традиции. Зато псевдорелигиозные, псевдоисторические «веселые» празднички проскакивает в наши учебные заведения "на ура". Что это? В чем дело? Здесь наличествует некая коррупционная составляющая, просто элементарная религиозная (и прочая) безграмотность или доставшаяся ещё с советского времени брезгливость к самой традиционной религии России - Православной вере?
Стоит напомнить нашим уважаемым педагогам и журналистом, что не стоит пренебрегать Указом Президента РФ Владимира Владимировича Путина от 9 ноября 2022 года N 809, в котором утверждены «Основы государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей», где со всей очевидностью сказано, что христианство, ислам, буддизм, иудаизм являются неотъемлемой частью российского исторического и духовного наследия. И именно эти религии и их традиции оказали значительное влияние на формирование традиционных ценностей, общих для верующих и неверующих граждан. Именно эти религии и эти традиции, а не какие-то американские стандарты и не какие-то псевдонаучные, псевдоисторические новоделы, которые при ближайшем рассмотрении дышат ненавистью к России, ее традициям и укладам.
Председатель Центра Апологетической Миссии по СФО,
руководитель миссионерского отдела Новосибирской епархии,
протоиерей Александр Новопашин


Добавить комментарий