28.08.2025 17:17:15
Сергей Львович Худиев

От архиепископа Ситкинского и Аляскинского Алексия потребовали извинений за то, что он встретился в президентом России и дружелюбно с ним общался. Владыка смиренно уступил: «Ещё раз повторяю, у всех, кого мои действия стали причиной скорби или смятения, я искренне прошу прощения». Многие, однако, сочли его извинения совершенно недостаточными.
Что же можно заметить по этому поводу? В американском английском есть такое понятие как Virtue Signalling. Его обычно переводят как «демонстрация добродетели» — когда человек старательно, и, может даже, несколько надрывно, демонстрирует поддержку позиции, которая общепринята в его окружении. Речь может идти глобальном потеплении, веганстве, правах «трансгендеров» пользоваться женскими туалетами, Палестине «от реки до моря», и много чем еще — в зависимости от того, что считают важным и достойным внимания в прогрессивной среде в этом сезоне.
Сам термин носит несколько иронический характер — добродетель именно демонстрируется, как белое пальто на выгуле, человек показывает, как глубоко он переживает за «правое дело», чтобы получить одобрение у своей референтной группы, а, учитывая, что в нее могут входить его работодатели, клиенты, или деловые партнеры, это не просто инстинктивное желание вписаться, а вполне разумная стратегия обеспечения своих интересов.
«Демонстрация добродетели» предполагает гневное обличение врагов «правого дела», которые повинны в бедах и страданиях той группы, к которой демонстрант выражает глубокое сочувствие.
С этим сочувствием, однако, есть заметная проблема — человек не думает о том, как можно было бы реально помочь людям. Он вообще не тратит время на то, чтобы вникать, из-за чего там весь сыр бор, и как можно можно было улучшить ситуацию. Или хотя бы не сделать ее хуже.
Он не собирается анализировать ситуацию и вникать в «тьмы низких истин». Для него это просто возможность засвидетельствовать свою добродетель.
В число «правых дел» входит и поддержка Украины в текущем конфликте — добродетельные люди, которые за свободу, достоинство и все хорошее, размахивают желто-голубыми флагами и требуют решительно запускать ракеты по Москве и вообще смело идти на эскалацию.
Кстати говоря, у нас тоже есть люди, смело призывающие повышать градус конфликта до ядерного. Впрочем, как правило, с обеих сторон это не желание ядерной войны как таковой — а именно демонстрация своей неукротимой преданности.
Демонстрация добродетели с западной стороны требует, разумеется, не дружелюбно беседовать с президентом России, а употребив все подходящие к случаю кричалки и обзывалки, строго потребовать от него «прекратить войну».
Практический эффект тут будет никакой — глубокие противоречия, породившие этот конфликт, от кричалок никуда не денутся. Но добродетель будет продемонстрирована.
Лучше от этого никому не будет — кроме, собственно, людей, еще раз продемонстрировавших белизну своих польт.
Я читаю блог одной украинки, историка по профессии. Он настроена к России резко критически, однако для западных «друзей Украины» у нее тоже нет теплых слов.
Она ясным английским языком просит сторонников продолжения конфликта, раз уж они считают таким необходимым продолжать «борьбу со злом», пойти на фронт добровольцами.
Трудно признать справедливой ситуацию, когда люди неукротимо воинственные и решительные машут флагами за тысячи километров от окопов, в то время, как в окопы отправляются насильно мобилизованные бедолаги.
Чтобы выйти из этого трагического конфликта — пока он не перерос в ядерный — нужна не демонстрация добродетели. «Воины света и воины добра» не приносят никому ни малейшей пользы.
Нужна дипломатия, нужны переговоры между лидерами вовлеченных стран. Вы можете испытывать острую неприязнь к тем или иным политическим лидерам. Вы можете полагать, что у вас на это есть самые серьезные причины. Но для того, чтобы прекратить кровопролитие, надо разговаривать по существу — и разговаривать вежливо. Искать общий язык. Сидеть за одним столом. Признавать, что торжества добра и правды и покарания зла не будет — уже хотя бы потому, что разные люди имеют разные представления о том, кого тут следует покарать. Отложить торжество справедливости до Страшного Суда — а пока заняться гораздо менее амбициозным, и гораздо более нужным делом — прекращением текущего пожара или, по крайне мере, сдерживанием его разрастания.
Встреча на Аляске — знак надежды; столкновение между двумя крупнейшими ядерными державами мира могло бы очень быстро превратить в «радиоактивный пепел» большую часть северного полушария, и слушать безответственную риторику людей, которые (с обеих сторон) призывали смело подниматься по «лестнице эскалации» было невозможно без содрогания.
Поэтому сам факт переговоров, то, что самые могущественные люди мира решили встретиться и поговорить, это указание на то, что у мира, все же, есть шанс — вопреки всем, кто твердо настроен миру шанса не давать.
Разговор о том, что у России и США есть нечто общее — а именно, христианское, и, особенно, если говорить об Аляске, православное наследие, тоже очень важен. И встреча президента России с американским православным епископом тут очень уместна и символична. Это часть усилий по отползанию от ядерной пропасти.
Требовать от Владыки Алексия, чтобы он превратил эту встречу в сеанс «демонстрации добродетели» было бы очевидным проявлением глупости и безответственности. А глупости и безответственности в нашем мире и без того хватает.
И извиняться ему не за что.
«Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими» (Матф.5:9) — говорит Господь. А чтобы быть миротворцем, нужно вежливо и благожелательно разговаривать со всеми участниками противостояния. Грехом это ни в коем случае не будет.
Добавить комментарий